Где для детей польза там же должно быть для них удовольствие
Игра и удовольствие дают в руки педагогов надежный ключ организации музыкальных занятий в радостно-увлеченном ключе, помогут воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (А. Монтень).
Общеизвестно, что вся наша душевная и биологическая жизнь направлены на то, чтобы получать удовольствие и избегать неудовольствия, она автоматически регулируется принципом удовольствия. У детей же удовольствие определяет любую деятельность, т. к. ребенок живет телесной жизнью и действует на основе принципа удовольствия. Он делает то, что, чувствует как «хорошо», и избегает того, что «опасно» .
Знание функционального значения удовольствия позволило ученым сделать предположение о том, что природа ребенка созидательна и достойна доверия, что здоровый организм сам дает ясные и громкие сигналы относительно того, что он, организм, предпочитает или выбирает, или признает желательным. То, что доставляет удовольствие, является самым лучшим выбором для человеческого организма. В его свободном выборе господствуют хотение и добровольность.
Получение удовольствия прямо связывается учеными со спонтанным самовыражением: когда мы искренне выражаем себя, мы испытываем удовольствие, оно приятно само по себе и не зависит от реакции окружающих.: В ситуациях, когда человек может быть открыто спонтанным, переживание удовольствия очень высоко. Если сказать просто, то тогда, когда мы бываем сами собой, скинув все маски и роли, мы чувствует свободу и полет духа.
Можно выделить ключевые слова, которыми определяется удовольствие в понятиях гуманистической психобиологии: самовыражение, спонтанность, свобода, подвижность, открытие, достижение, установление контакта. Первые три слова имеют отношение непосредственно к действиям как таковым, вторые — это интенции, стремления, обусловленные личностным интересом. «Принцип удовольствия», как любой принцип жизни, очень прост: спонтанное самовыражение того, что лично интересно.
В книге «Психология бытия» Маслоу подробно описывает условия, при которых ребенок может сделать свой выбор:
- чтобы отдать предпочтение новому и радостному, он не должен бояться;
- если ребенок, действительно может выбирать, то он выберет опыт, связанный с переживанием радости. Он будет возвращаться к нему, наслаждаясь им вплоть до пресыщения и скуки;
- в этот момент он склонен идти дальше, к более насыщенным и совершенным ощущениям в этой же сфере;
- для того, чтобы ребенок был способен сделать соответствующий его природе выбор и развивать его, у него должно быть субъективное ощущениескуки и удовольствия как критерия правильного выбора (Маслоу 1997, с. 87-89).
Все, что описано ученым в приведенной выше цитате, все выборы и предпочтения без всякого вмешательства взрослых детьми испокон веков реализуются в игре. Поэтому можно сказать, что применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает удовлетворение жажды развития, эмоциональное наслаждение. Поэтому игра для ребенка равняется удовольствию.
Приверженность педагога принципу удовольствия требует больше доверять внутренним импульсам детей, их психологическому росту, саморазвитию, что автоматически предполагает больший акцент на спонтанность, чем на внешнее управление. По отношению к конкретной педагогической практике это требует соблюдения определенных условий: наблюдать, не манипулируя; проявлять созерцательную активность, позволять фактам быть, а событиям происходить; признавать лучшей стратегией ту, которую прямо или косвенно индуцируют сами дети.
Такой недирективный подход и латентное наблюдение должны быть основными регуляторами деятельности педагога на музыкальном занятии и оценки им своих усилий. Тогда музицирование будет протекать естественно, с удовольствием, через игру и свободный выбор.
Тогда, возможно, получится, чтобы где для детей польза, там же для них будет и удовольствие.
Источник
Там для ребенка польза, где для него есть удовольствие…
(опыт работы по программе Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование»)
Мой педагогический стаж в качестве музыкального руководителя составляет 30 лет . За этот период выбирала следующие методические проблемы:
- «Воспитание позитивных качеств ребенка посредством музыки».
- «Развитие творческих способностей детей».
- «Театрализованная деятельность как одна из форм работы с целью развития ребенка как личности».
- «Формирование навыков движения, устранение напряженности и скованности на занятиях логоритмикой» (совместная работа с логопедом).
- « Использование звучащих жестов для развития чувства ритма».
- «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов».
По указанным выше темам и направлениям неоднократно были показаны открытые мероприятия на районных методических объединениях как для музыкальных руководителей и воспитателей, так и для заведующих.
Расскажу поподробнее о последних двух темах в моей работе.
В январе 2008 года я попала на курсы, проводимые замечательным педагогом Т.Э.Тютюнниковой, которые назывались «Учусь творить». По предварительной информации я знала, что методика Тютюнниковой базируется на системе К.Орфа. А так как моей годовой темой было «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов», меня эти курсы заинтересовали.
Даже просто общаться с Татьяной Эдуардовной легко и очень интересно, не говоря уже о том, что она попросту открыла нам глаза на то, как в игровой форме, доступно и увлекательно можно проводить музыкальные занятия и утренники или развлечения.
Тот материал, который я получила на этих курсах, я стала постепенно вводить в работу. Почему постепенно? Да потому что материал богатейший, а так как я работала по «Типовой программе» Васильевой, а также по программе «Ладушки»(авторы И.Новоскольцева и О.Каплунова), то сразу полностью переходить на новую программу невозможно да и не нужно.
В программе «Учусь творить» основной формой деятельности является элементарное музицирование. По словам Татьяны Эдуардовны, любое музицирование предполагает предварительное, хотя бы минимальное овладение элементами музыки, и что первое без второго невозможно в принципе. Поэтому Татьяна Эдуардовна главным считает само музицирование, желание детей общаться с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие.
И действительно, анализируя свою работу предыдущих лет, я задумалась – а всегда ли мои занятия, а также утренники интересны детям и доставляют им радость и удовольствие?
Положа руку на сердце, наверняка каждый из музыкальных руководите-лей осознает, что все те утренники, а особенно открытые занятия мы стремимся превратить в шоу, которое понравится не самим детям, а взрослым: родителям, методисту, заведующей. Ну а чтобы подготовить такое шоу, мы берем большой песенный и танцевальный материал. Воспитатели в группах в выдавшиеся свободные от занятий минуты усиленно заучивают с детьми тексты песен. Музыкальный руководитель на занятиях старается добиться, чтобы движения танца все дети выполняли красиво, согласованно, в одном ритме и темпе.
Задумайтесь, возможно ли это, чтобы 25-30 детей (все разные по темпераменту, уровню умственного и, естественно, музыкального развития, чувства ритма) выполняли движения как один. Ведь дети не роботы, их не запрограммируешь.
Но мы, ценой постоянных репетиций, все же добиваемся почти желаемого результата. А что в итоге? А в итоге, за время всех заучиваний и репетиций, все уже настолько надоедает детям, что они, конечно, выполняют все то, чему их научили, но радости при этом в детских глазах нет! О каком уж тут удовольствии может идти речь?!
Так вот, Татьяна Эдуардовна сказала, что при разработке своей программы ей хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»(М.Монтень).В ее программе «Учусь творить» есть только то, что дети способны воспринять, осознать и самостоятельно исполнить в условиях детского сада. Их увлеченность, интерес и легкость усвоения знаний были главными критериями для отбора форм работы. Одной из форм и является элементарное музицирование.
Любая деятельность предполагает использование инструмента – «орудия» деятельности. Детские музыкальные и шумовые инструменты как раз и являются средством обучения музыке, а игра на них – как самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей.
К сожалению, реальность такова, что купить детские музыкальные инструменты мы не можем из-за их дороговизны. Но зато какое поле деятельности перед нами открывается в изготовлении так называемых шумовых инструментов! В дело идет все: стаканчики из-под йогурта, скорлупа грецких орехов, рыболовные бубенчики, киндеры, коробочки из-под сока, баночки из-под крема. Увидев на курсах у Татьяны Эдуардовны бубенчики, прикрепленные к пластмассовым ручкам для сеток, я задумалась—чем бы эти ручки заменить. Выход был найден: в аптеке я нашла замечательные прорезыватели для зубов в форме яблока, лошадки, мишки. Во-первых, они очень яркие, а во-вторых к ним легко крепить бубенчики. Изготовленные инструменты сразу же привлекли внимание детей. К изготовлению инструментов мы привлекаем родителей.
Чем же меня заинтересовала эта форма работы – игра на шумовых инструментах? А тем, что здесь участвуют все дети. В этом процессе все дети, без исключения, являются активными деятелями , а не сторонними наблюдателями и слушателями. Элементарное музицирование – это практическая деятельность. А умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
Есть огромная разница между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать
Простейшими инструментами для детей младшего возраста стали «музыкальные яички» – киндеры, заполненные разной крупой. С помощью этих инструментов малыши учатся играть быстро – медленно, громко – тихо. Основной прием игры на киндерах – это удары о ладошку или колено. Лучше, если киндер в каждой руке ребенка (в этом случае киндеры стучат друг о друга). Удары о ладошку или колено помогают лучше усваивать метрическую пульсацию. Сложнее малышам действовать с киндером в воздухе. Но такой прием мы тоже применяем – киндеры «веселятся и танцуют».
Главной задачей с детьми этого возраста является не столько развитие чувства ритма, сколько формирование эмоционально-радостных ощущений от активного участия в музицировании.
В средней группе продолжается работа, начатая в младшем возрасте. Большое значение приобретает использование звучащих жестов. По системе К.Орфа звучащие жесты – один из основных приемов развития музыкальности. Как говорит Татьяна Эдуардовна, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. При выполнении хлопков, шлепков, притопов ребенок озвучивает свои действия, то есть происходит соединение речи и движения. Когда все звучащие жесты детьми освоены, предлагаю детям задания на повтор простейшего метроритма (в одном задании использовать не более двух звучащих жестов в данном возрасте). А затем уже с помощью звучащих жестов «украшаем» музыку: любая простейшая полька из двух частей сопровождается хлопками, притопами и т.п.
Продолжаю и работу по обучению детей игре на шумовых инструментах. Кроме киндеров берем бубны, стаканчики из-под йогурта, которые используются как пальчиковые барабаны, деревянные кубики или брусочки. Дети познают разнообразие тембров этих инструментов, а также различные способы звукоизвлечения.
Можно предложить такую игру, как «Звук и тишина»: дети стоят или сидят на полу в произвольном порядке. У каждого в руках какой-нибудь шумовой инструмент. На 1-ую часть музыки дети ритмично подыгрывают на своих инструментах. В конце части педагог объявляет: «Внимание —
пауза!»(можно просто сказать «тишина»). Дети поднимают инструменты вверх, при этом инструменты не должны издавать никаких звуков. Затем педагог называет по имени одного из детей («пауза» снята). На 2-ую часть названный ребенок играет соло на своем инструменте, все слушают.
Когда детей много, есть смысл использовать 2-ой вариант игры: дети делятся на группы. В каждой группе инструменты одинаковые, например: 1-колокольчики; 2-маракасы; 3-пальчиковые барабаны. В этом варианте игры на 2-ую часть играет одна из групп.
В старше-подготовительной группе включаются такие формы работы как ритмодекламация, активное слушание музыки, игра звуками.
Что такое ритмодекламация: например, с детьми разучивается небольшое стихотворение или потешка. Каждая строчка произносится в определенном метроритме. А затем во время хоровой декламации добавляются звучащие жесты. Разучивать стихотворение можно приемом «эхо».
Следующая форма: активное слушание музыки. Эта форма напрочь перечеркивает привычный для нас, но такой скучный и малопривлекательный для детей прием, когда педагог что-то сначала рассказывает о композиторе, затем о самой пьесе, а потом уже дети, сидя на стульчиках, слушают музыку. При этом педагог хочет, чтобы при повторном слушании дети рассказали о том, что они услышали в музыке. Чаще всего дети рассказывают то, что они запомнили из предыдущего объяснения педагога.
Активное слушание музыки – это когда дети не сидят на стульчиках, а двигаются так, как им подсказывает характер пьесы. У Татьяны Эдуардовны есть на диске такая игра «Контрасты».Музыка составлена из контрастных по характеру отрывков: резкая, отрывистая и плавная, «летящая». Когда я первый раз проводила эту игру –ничего не получилось. А почему? А потому, что нужна была предварительная работа. Т.е., ранее, знакомясь с музыкой, разной по характеру, дети (сначала по показу воспитателя или музыкального руководителя, а затем самостоятельно) придумывали различные движения, соответствующие характеру музыки. А когда у детей уже появился и закрепился двигательно-слуховой опыт, то свои знания они легко смогли применить в игре.
С помощью активной формы слушания очень просто и легко можно запоминать структуру музыкального произведения, построение и чередование музыкальных фраз, а затем перейти к следующей форме деятельности – элементарному музицированию.
Например: «Пиццикато» К.Делиба ( из балета «Копелия») при первом прослушивании обыгрываем – гуляем по залу врассыпную, а на конец музыкальной фразы хлопаем в ладоши и при этом произносим «привет». В средней части пьесы останавливаемся и выполняем плавные движения руками. Затем, на 2-ом занятии, раздаю детям стаканчики из-под йогурта с натянутой резинкой. А к донышку каждого стаканчика прикреплен пучок разноцветных ленточек из гофрированной бумаги. Теперь вместо слова «привет» предлагаю детям два раза щелкнуть резинкой. А в средней части музыки, плавно двигаясь, шуршать ленточками или «рисовать» ими что-либо в воздухе.
Таким образом, без лишних и нудных разучиваний, просто играя, вы сделали готовый концертный номер «Концерт для стаканчиков с оркестром». К концу года этот вариант можно усложнить: половине детей дать бубенчики или колокольчики, а второй половине те же стаканчики с резинкой. Здесь уже на 1-ую часть каждой музыкальной фразы дети не бегают по залу, а, стоя на месте, звенят бубенчиками. Конец фраз остается за стаканчиками с резинкой. На среднюю часть музыки дети с бубенчиками выполняют движение «веер», а дети со стаканчиками шуршат ленточками, «рисуя» что-либо в воздухе.
О программе Т.Э.Тютюнниковой можно говорить долго и много .
Подводя итог всему вышесказанному, хочу добавить: элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно
способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним, в первую очередь, следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а также находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники и подвалы, чтобы она навела там гармонию и порядок, успокоила смятение и дала надежду…
Музыкальный руководитель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Шигаева А.И.
7
Источник
Поддубровская Яна Анатольевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Педагогический стаж работы 10 лет
Образование высшее педагогическое
Место работы МБДОУ № 101 Миасского городского округа
Педагогическое кредо | Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие. |
Почему нравится работать в ДОУ | Работа педагога объединяет все мои интересы. |
Профессиональные и личностные ценности | Инициатива и предприимчивость, способность к самооценке, оптимизм, потребность в новых достижениях. |
Моя основная педагогическая миссия | Дать шанс каждому ребёнку вырасти в Большого Человека |
Эссе «Моя педагогическая инициатива»
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобысовершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом» Ш.А. Амонашвили
Если бы мне в юности сказали, что я буду работать воспитателем в детском саду, я бы ни за что не поверила! Каждый дорогу выбирает по-своему. Но моя судьба привела меня именно сюда, в мир детства. Я не работаю воспитателем, я живу своей профессией, мне нравиться быть воспитателем, и, понимаю сейчас, что это на всю жизнь. Для меня «воспитатель» — это призвание, состояние души, это образ жизни, это жизнь, моя философия.
Быть воспитателем, для меня, это значит иметь терпение, сострадание, желание воспитать человека с большой буквы. И пусть эти дети не являются мне родственниками, но я всегда говорю – «мои дети», радуюсь достижениям каждого ребенка, пусть небольшим, но его личным победам.
Детский сад – это то место, где воспитатель должен уметь все: играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать, шить и многое другое. И я очень рада тому, что моя профессия, моя работа дает мне возможность реализовать все мои умения, включает в себя мои увлечения и хобби тоже.
Мое кредо: «Все новое – это интересно!». Предложили попробовать себя в ТриЗ. Хорошо! Заняться проектной деятельностью, отлично! Но когда я начала заниматься досуговой деятельностью, я поняла, что это то, что надо, это мое. Видеть горящие глаза детей, слышать слова ребенка: «Спасибо! Это был самый лучший день рождения в моей жизни!», видеть радостных родителей, скептически настроенных до мероприятия, это наивысшая степень удовлетворенности работой.
Удовольствие с пользой – это о моих досугах. Ведь каждое занятие, мероприятие требует от родителей и детей приложить немало эмоциональных усилий, творческого энтузиазма и познавательной эрудиции.
Чтобы работа приносила удовольствие, нужен постоянный творческий стимул. Таковым для меня является все новое в педагогической науке и практике.
Я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей. И верю, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребенка, я делаю этот мир добрее и лучше…
В своей работе я придерживаюсь кодекса воспитателя, который, как маленький ручеек, вбирает в себя принципы и ценности педагогической деятельности.
Профессиональный кодекс воспитателя:
Альтруизм – условие успеха педагогической деятельности, ведь смысл работы воспитателя – в бескорыстном служении детям.
Будь всегда добрым, открытым, воспитатель наш дорогой, и тебя полюбят дети, потому что ты такой.
Взаимодействие педагогов и родителей обеспечит воспитание здоровых, умных и счастливых детей.
Главное в профессии воспитателя – любовь к детям, творческий подход к решению проблем.
Дорога в мир детства – доброта, дружелюбие, чувство долга.
Единство воспитания и обучения – принцип работы с детьми.
Желание работать с детьми должно быть потребностью души педагога.
Заботиться о здоровье ребенка – значит воспитывать физическую, гигиеническую и социальную культуру дошкольника с учетом его возрастных особенностей.
Искренность в отношениях с детьми – одно из главных условий общения.
Креативность поможет каждому педагогу достичь успеха на профессиональном пути.
Люби свою профессию, будь верен ей!
Минуя все препятствия, достигай поставленной цели!
Надо постигать новое, быть уверенным в себе и идти вперед.
Очень приятным должен быть всегда воспитатель!
Профессиональный такт – важное качество воспитателя.
Развивающая предметная среда – условие современного и полноценного развития ребенка; создать ее – задача педагога и родителей.
Стыдись работать как-нибудь!
Терпение, трудолюбие – личностные характеристики хорошего воспитателя.
Фантазия воспитателя обеспечит заинтересованность в образовательном процессе.
Хочешь видеть детей счастливыми – сам будь счастлив!
Целеустремленный педагог всегда добивается высших результатов.
Чему смолоду наберешься, то и позже отзовется.
Эмпатия, способность увидеть проблему с позиции ребенка всегда поможет в трудной ситуации.
Я всегда уважаю каждую отдельную минуту, проведенную с детьми.
Улыбайся детям, родителям, коллегам!
Источник