Головоломки со спичками польза и вред

Головоломки со спичками польза и вред thumbnail

Муниципальное общеобразовательное учреждение

“СОШ п. Новопушкинское” Энгельсского муниципального района

Саратовской области

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ПО МАТЕМАТИКЕ

“Спички – детям не игрушка,

а “зажигательная” головоломка”

Выполнила: ученица 5 класса

Попкова Ксения.

Руководитель: учитель математики

Трунина Татьяна Николаевна

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………..4

I. Теоретическая часть проекта………………………………………………………………..5

1.1 Определение головоломки. Многообразие головоломок……………5

1.2 Из истории головоломок со спичками……………………………………….7 1.3 Правила решения головоломок со спичками……………………………..8

II. Практическая часть проекта. Задачи, решенные самостоятельно…………9

III.Заключение………………………………………………………………………………………11

Использованная литература……………………………………………………………………12

Актуальность выбора темы: На уроках наглядной геометрии учитель познакомила нас с играми со спичками. Нам понравилось думать, размышлять, искать ответы на сложные вопросы, да и решение логических задач со спичками, как оказалось — прекрасный способ с пользой провести свободное время, тренируя при этом свою логику и смекалку. Из спичек можно составить всевозможные фигуры, превращая одну фигуру в другую, путем перекладывания спичек; даже теоремы можно доказывать, используя спички. Решать головоломки мне интересно и увлекательно, иногда я нахожу сразу несколько решений, а иногда решить самой не удаётся и тогда я обращаюсь за помощью к старшим.

Гипотеза: существует система решения головоломок со спичками
Цель исследования:  показать актуальность и востребованность головоломок и задач спичками для развития пространственного воображения и логического мышления в настоящее время.
Объект исследования: спички в головоломках и задачах.
Предмет исследования: решение головоломок и задач со спичками.
Задачи исследования: поиск исторических фактов, познакомится с различными видами головоломок,
Методы исследования: анализ теоретических источников по изучаемому вопросу, практическое решение задач и головоломок со спичками, систематизация видов задач и головоломок.

Введение.

Спи́чка — палочка (черенок, соломка) из горючего материала, снабжённая на конце зажигательной головкой, служащая для получения открытого огня.

hello_html_m60cb571a.jpg

Слово «спичка» происходит от старорусского слова спица — заострённая деревянная палочка, или заноза. Первоначально спицами называли деревянные гвозди, которыми крепили подошву к обуви. Первое время в России спички назывались «зажигательные, или самогарные спички». 
Все мы не раз видели плакаты, где написано: «Спички – детям не игрушка» и часто сами повторяем эту фразу в разговоре. А ведь у каждой медали есть две стороны. Так и у каждого предмета есть хорошая и плохая стороны. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите?

Телевизор. Он нужный, когда мы смотрим фильм или концерт, но в то же время он вреден для вашего зрения, он может взорваться и загореться.

Чашка, из которой мы пьём чай, кажется очень полезным предметом. Но и она может быть вредной и опасной, когда упадёт, разобьётся и поранит кого-то.

Так и со спичками. Они опасны, но в то же время могут быть отличным тренажёром для развития памяти и воображения.Я думаю, что каждый человек хотя бы раз в жизни решал головоломки со спичками. В школе на уроках наглядной геометрии мы познакомились с играми и головоломками со спичками.

Так возникла тема моего исследовательского проекта- «Спички – детям не игрушка, а “зажигательная” головоломка».

I. Теоретическая часть проекта.

1.1 Определение головоломки. Многообразие головоломок

Головоломки – одни из самых интересных игр, требующих проявить находчивость, внимательность, сообразительность, оригинальность мышления и умения критически оценить условия и постановку вопроса.

Свое название головоломка получила не случайно. Принцип большинства таких загадок заключается в том, чтобы благодаря шаблонности мышления можно направить человека по ошибочному пути. Основываясь на привычку все решать одинаковым способом, люди сперва выбирают псевдопуть, который изначально кажется им верным. В данном случае выражение «сломать голову» значит «сломать стереотип мышления». Чтобы решить головоломку, нужно отказаться от пути, который кажется единственно верным, и поразмышлять над правильным ответом.

Головоломка – «фитнес для мозга».

Виды головоломок.

Общепринятой классификации головоломок нет, но условно их подразделяют на несколько групп:

Устные головоломки:

загадки: Если пить мы захотим, то ее мы вскипятим. ( Вода),

шарады: Вначале – двойка. Далее мужчина,

Высокого он титула и чина.

А слово целиком – обозначенье,

Дробящее на дозы обученье.

Ответ:параграф.

Механические головоломки – они представлены в виде механизмов с подвижными частями и креплениями. Например: Кубик Рубика, пик популярности этой игрушки пришелся на 1980 год, в то время его крутил каждый пятый житель Земли!

Не менее увлекательна головоломка в виде шара – разобрать ее совсем несложно, а вот чтобы собрать эту конструкцию, придется потрудиться. Змейка Рубика – популярная головоломка современности, созданная венгерским изобретателем. Конструкция игрушки довольно незамысловата: она состоит из 24 равнобедренных треугольных призм, соединенных между собой шарнирами. И кубик, и шарик, и змейка – это интереснейшие головоломки для детей и взрослых. Чтобы решить подобные задачи на логику, нужно проявить немалую смекалку и терпение.

hello_html_4b08dfbc.jpghello_html_31714e2c.jpghello_html_m4d64510e.jpg

К механическим так же относятся пятнашки, танграм. Цель игры пятнашки— перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений. Танграм – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры. 

hello_html_m32a2965b.pnghello_html_m1572a1e3.jpg

Головоломки с предметами

Пазлы – их суть заключается в собирании изображений из плоских фигурок. Существуют также и объемные пазлы.

hello_html_m420e0f1c.jpg

Веревочные головоломки похожие на путаницы. Смысл игр в распутывании веревочек и высвобождении отдельных деталей.

С картами

Со спичками.

hello_html_m275d2ceb.jpghello_html_m33e27561.jpg

Графические и текстовые задания.

Кроссворд самая распространенная в мире игра со словами., ребус загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками., судоку.

В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно». Иногда судоку называют «магическим квадратом»:

hello_html_m58ae4af.png

Подобные игры являются увлекательными и полезными. Головоломки требуют внимания, любопытства, нестандартного мышления и усидчивости.

Решение логических задач со спичками — прекрасный способ с пользой провести свободное время, тренируя при этом свою логику и смекалку. Из спичек можно составить всевозможные прямоугольные фигуры, превращая одну фигуру в другую, путем перекладывания спичек; даже теоремы можно доказывать используя спички. Головоломки со спичками известны очень давно, первые из них появились около 3 тысяч лет назад в Китае, задолго до появления самих спичек и являются одной из самых распространённых категорий головоломок с небольшими предметами. Тогда уже существовали геометрические упражнения с фигурами, составленными из бамбуковых палочек одинакового размера. Однако до наших дней дошли лишь немногие из древних задач.

1.2 Из истории головоломок со спичками.

Головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек. Логические игры на перекладывание спичек бывают как простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых.

hello_html_552dd24f.png

Пик популярности к задачам со спичками пришёлся на конец XIX века — тогда это было популярным развлечением. В это время вышла книга шведского педагога СофусаТромгольта «Игры со спичками. Задачи и развлечения», которая вскоре была переведена на русский язык и издана в России в 1907 году. Эта книга практически полностью охватывала все виды задач, игр, фокусов и развлечений со спичками. Однако большая часть условий задач была сформулирована некорректно, было много небезопасных заданий с поджиганием спичек, а также банальных арифметических задач на вычисление. Сейчас сборника С. Тромгольта нет даже в центральных библиотеках крупных городов, эта книга стала библиографической редкостью, не доступной современному читателю.

Читайте также:  Креветки икра польза и вред

В 1926 и 1939 годах вышли две небольшие брошюры Я. И. Перельмана, где содержались некоторые задачи со спичками, связанные с геометрическими фигурами. Также были изданы книги Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки» (1908), Я. И. Перельмана «Веселые задачи. 101 головоломка для юных математиков» (1916), Б. А. Кордемского «Математическая смекалка» (1950) и другие, в которых имелось по одной главе задач со спичками. В некоторых книгах зарубежных авторов тоже встречаются подобные задачи, к примеру, у американца Ч. Б. Таунсенда, где в аналогичных задачах спички заменены карандашами, гвоздями, сигаретами, зубочистками и т. д. Сейчас книги Я. И. Перельмана и Б. А. Кордемского переизданы, также можно встретить «спичечные» задачи в современных сборниках.

1.3 Правила решения головоломок со спичками.

Правило любой подобной головоломки, задачи или игры заключается в том, что вам необходимо переложить одну или несколько спичек таким образом, чтобы выполнилось поставленное условие. Однако зачастую прийти к верному решению бывает не так-то просто. Для этого следует проявить настойчивость, внимание и креативность. Можно выделить несколько общих правил для того, чтобы правильные ответы при прохождении спичечных головоломок:

  1. Внимательно прочитайте задание. Выясните, нет ли в нем подвоха, двусмысленности формулировок. Поймите точно, что от вас хотят. Иногда в условии задачи может содержаться подсказка.

  2. Практически любая задача направлена на логику и смекалку, поэтому сразу приготовьтесь искать нестандартное решение, которое у вас может потребовать некоторое время. Обратите внимание, что списки могут накладываться друг на друга, перемещаться в любом направлении, а также переворачиваться, если обратного не дано в условии.

  3. Смотрите на фигуры шире. Часто в условии задачи вас просят переместить спичку так, чтобы получилось определенное количество геометрических фигур (треугольников, квадратов). Обратите внимание, что несколько маленьких фигур могут составлять одну большую. Например, четыре квадрата, поставленные в 2 ряда, образуют 5 квадратов: 4 маленьких и один большой.

  4. Постарайтесь решать задание, сохраняя спокойствие, не пытаясь во чтобы то ни стало найти ответ. Ищите ответ последовательно, вдумчиво, постепенно перебирая возможные варианты, стараясь не пропустить правильный ответ. Поспешность может привести к тому, что вы пропустите ответ, от которого находились всего в одном шаге.

II. Практическая часть проекта. Задачи, решенные самостоятельно.

Запастись коробкой спичек может каждый. С их помощью вы всегда можете придумать ряд забавных и остроумных задач, развивающих сообразительность и смышлёность. Предлагаю для примера головоломки, которые я решила самостоятельно.

1.Сто. Приложить к четырём спичкам пять спичек так, чтобы получилось сто.

hello_html_m6adef5b5.jpg

Моё решение:

hello_html_m4cc49f8f.jpg

2. Три. Положено пять спичек. Прибавить к ним ещё пять спичек так, чтобы получилось три.

hello_html_m5804e5f6.jpg

Моё решение:

hello_html_764d3ea2.jpg

3.101. К двум спичкам добавьте ещё две так, чтобы получилось 101.

hello_html_m1f3a2778.jpg

Моё решение:

hello_html_m65eff3b4.jpg

4. Неверное равенство

1.Из спичек составлено равенство 6-4=11. Как видно, равенство не верное.

Переложить одну спичку, чтобы получилось правильное равенство.

hello_html_3e9a7b81.jpg

Моё решение:

hello_html_62ab8e87.jpg

2.Из спичек составлено равенство 6-4=11. Переложить две спички, чтобы получилось верное равенство.

hello_html_d00f92e.jpg

Моё решение:

hello_html_6680e57d.jpg

3.Переложить одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.

hello_html_m7e048e1e.jpg

Моё решение:

hello_html_5ea910b8.jpg

4.Переложить одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.

hello_html_m68a5eed2.jpg

Моё решение:

hello_html_ad19968.jpg

5.Переложить одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.

hello_html_m50a1eb30.jpg

Моё решение:

hello_html_m4d0fc3e4.jpg

6.Переложить одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.

hello_html_m5669d3ec.jpg

Моё решение:

hello_html_m7dd9c452.jpg

Заключение.

В результате данной работы я убедилась в том, что задачи со спичками позволяют развивать пространственное воображение и нестандартное логическое мышление и , что четкой системы решения головоломок со спичками нет, но есть ряд закономерностей, по которым можно решать похожие головоломки. Если четко разобраться в решении, возможно составлять и свои головоломки.

В процессе работы я решила не останавливаться на достигнутом и в дальнейшим рассмотреть остальные задачи и составить свои собственные.

Проанализировав свою работу, я сделала следующие выводы:

1. Польза головоломок состоит в том, что разбирая подобные задания, ребята развивают навыки решения задач.

2.Развивается такое качество, как настойчивость, ведь задания настолько сложные, что их приходится решать заново по нескольку раз.

3. Огромное множество игр со спичками развивают внимание, память, мышление. Спички можно положить в любой карманчик и играть в головоломки дома, на природе, во дворе.

Использованная литература

1.Аменицкий Н. Н., Сахаров И. П. Забавная арифметика. – М.: Наука. 128 стр.

2.А. Я. Котов. Вечера занимательной арифметики. 2-е изд. – М.: Просвещение. 184 стр.

3.Игнатьев Е. И. В царстве смекалки. 4-е изд.- М.: Наука. 192 стр.

4.Перельман Я. И. Живая математика. – М.: Пилигрим. 288 стр.

Источники: 

https://fishki.net/1285628-istorija-spichki.html

https://fb.ru/article/284783/prokachay-svoy-mozg-vidyi-golovolomok-dlya-raznyih-vozrastnyih-kategoriy

12

Источник

Хоть и нельзя играть со спичками, но сегодня мы решим 13 спичечных головоломок, с которыми справится только самые умные. Спички хороши не только, чтобы плиту зажигать или костер, они также помогают развивать интеллект.

Номер один

Давайте начнем с разминки. Даже третьеклассник заметит, что это уравнение неверно. Сможете ли вы его исправить, передвинув только две спички?

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

вам нужно превратить четверку в пятерку, переместив одну спичку в самой четверке.

и взяв вторую спичку из 46.

Номер два

Да еще немного математики у нас 7 минус 2, равняется 5. Но сможете ли вы так передвинуть две спички, чтобы уравнение изменилась, но всё равно было бы верным?

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

вот как вы можете это сделать.

поменяйте минус на плюс

и превратите пятерку в тройку

Номер три

Сможете ли вы из большой стрелки сделать две ее маленькие копии. Помните, стрелки должны быть меньше, но оставаться в масштабе. Для этого вам нужно передвинуть четыре спички.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

никакой магии только силы интеллекта.

Номер четыре

Старый фермер уже не может ухаживать за своей землей в одиночку, он решил поделить ее между своими четырьмя сыновьями. Четверть земли он хочет оставить себе, она выделена буквой А. Остальные четыре части, должны быть одинаковыми по форме и размеру, ведь дележ должен быть справедливым. Вы можете использовать 8 дополнительных спичек, чтобы помочь фермеру.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

вот как это нужно было сделать, теперь все сыновья довольны, а фермер больше всех.

Номер пять

Перед вами 5 одинаковых квадратов, сможете ли вы превратить их в 4 квадрата равных по размеру, передвинув только три спички?

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

вот как это должно выглядеть.

Номер шесть

Включите воображение, крестики из спичек это кубики льда. Сможете ли вы положить лед в стакан и передвинув только четыре спички. Расстояние между A и B одна спичка. А и еще лед двигать нельзя.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

вот как это нужно было сделать

Номер семь

Сможете ли вы превратить это дерево в рыбу, плывущую наверх? Вам разрешается передвинуть только две спички.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

Ответ!

Номер восемь

Задача разделить континент на две части, с помощью двух спичек. Части должны быть одного размера, но необязательно одинаковой формы.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

а вот и ответ

Номер девять

Перед вами треугольник из трех спичек. Сможете ли вы превратить его в четыре треугольника, добавив только три спички?

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

вы догадались построить пирамиду? Три дополнительные спички, нужно было поставить вертикально, таким образом получается четыре треугольника на каждой стороне пирамиды.

Номер десять

У меня три картинные рамы. Каждые из них 3 спички на 3. Я хочу превратить их в необычное украшение для стены, которая будет представлять из себя 8 квадратов, разных размеров. Рамы могут пересекаться, но вам нельзя убирать спички или менять размер рам. Помогите мне я.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

вот в чем была моя идея.

Номер одиннадцать

Сможете ли вы повернуть картину в обратном направлении, переместив только три спички?

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

Ответ!

Номер двенадцать

Опять вернемся к математике. 993 довольно большое число, постарайтесь сделать из него минимальное возможное число убрав 3 спички.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

Ответ!

Номер тринадцать

В этом квадрате по 12 спичек и в левом и правом столбцах, а также верхним и нижним рядах. Ваша задача сначала убрать четыре спички и переставить остальные так, чтобы квадрат сохранил своё равенство, то есть в тех же столбцах и рядах, должно быть по 12 спичек. Это головоломка очень трудная.

Верный разбор правильного ответа, ниже таймера.

правильный ответ вот он. Убираем 4 спички.

перемещаем остальные спички так, чтобы равенство сохранялось

Ставьте лайк, если смогли решить сами хоть одну головоломку. Так же подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новых постов с загадками.

Читайте также:  Настойка на кедровой скорлупе на водке рецепт польза и вред

Источник

  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература

Кушнерева Д.И.

1

1 с. Целинное, МБОУ «Целинная СОШ» Ключевского района Алтайского края, 6 класс

Карпучева И.В. (с. Целинное, МБОУ «Целинная СОШ» Ключевского района Алтайского края)

1. Большая советская энциклопедия – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://4itaem.com/

2. Дом спички. Поделки из спичек и № 8622 / 0790 не только № 8622 / 0790 – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://www.domspichki.ru/

3. Еще раз про спички. История возникновения – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://phillumenist.ru/about-phillumeny/9-spichki-istoriya-vozniknoveniya.

4. Задачи на логику, головоломки, загадки, ребусы – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://logo-rai.ru/

5. Занимательные науки. Занимательная математика (литература) № 8622 / 0790 – Заголовок с № 8622 / 0790 экрана № 8622 / 0790 – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://www.publiclibrary.ru/

6. За спичками № 8622 / 0790 – Заголовок с № 8622 / 0790 экрана № 8622 / 0790 – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://cetki.com/2013/06/21/za_spichkami.html.

7. Копытов Н.А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и № 8622 / 0790 родителей. № 8622 / 0790 – М.: АСТ-ПРЕСС № 8622 / 0790 – 1999. № 8622 / 0790 – 240 с.

8. Кордемский Б.А. Математическая смекалка № 8622 / 0790 – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы № 8622 / 0790 – 1955. № 8622 / 0790 – 576 с.

9. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных. Книга для учащихся 5-6 классов средней школы. № 8622 / 0790 – М.: Просвещение № 8622 / 0790 – 1992. № 8622 / 0790 – 192 с.

10. Кабаченко С. Поделки из спичек: № 8622 / 0790 – М.: Эксмо, 2009 № 8622 / 0790 – 64 с.

11. Логические задачи и № 8622 / 0790 головоломки № 8622 / 0790 – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://www.smekalka.pp.ru/match.html.

12. Математика в № 8622 / 0790 книгах. Страничка Кордемского Б.А. – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://webmath.exponenta.ru/

13. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Пособие для учащихся. № 8622 / 0790 – М.: Просвещение № 8622 / 0790 – 1984. № 8622 / 0790 – 160 с.

14. Око планеты – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://oko-planet.su/ekstrim/ekstrimsovet/page,8,7277-vyzhivanie-na-prirode.html.

15. Перельман Я.И. Живая математика: математические рассказы и № 8622 / 0790 головоломки № 8622 / 0790 / Я.И. Перельман. № 8622 / 0790 – М.: АСТ: Астрель № 8622 / 0790 – 2008. № 8622 / 0790 – 269 с.: ил. № 8622 / 0790 – (Занимательная наука).

16. Поделки из спичек № 8622 / 0790 – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://www.nadomu.com/podelki-iz-spichek/

17. Спички. История изобретений – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://www.374.ru/index.php?x=2007-10-08-61.

18. Тарадайко Н. Увлекательные задачи, головоломки с монетами и спичками. № 8622 / 0790 – Донецк: ООО ПКФ «БАО». № 8622 / 0790 – 2011. № 8622 / 0790 – 192 с.

19. Фото великих химиков-классиков № 8622 / 0790 – [Электронный ресурс] № 8622 / 0790 – Режим доступа https://www.chemport.ru/forum/viewtopic.php?p=293594.

Актуальность выбора темы

Математика – интереснейший школьный предмет, по которому проходит много различных конкурсов. И во всех конкурсных работах есть задания со спичками. Задания такого типа очень интересны, поэтому захотелось более углубленно изучить историю возникновения спичек и узнать какие существуют математические задания, которые решаются именно с использованием спичек. Их разнообразие очень удивило.

Задачи и головоломки со спичками – это игры для ума. Чем больше вы играете, тем больше идей у вас появляется, а количество – ключ к творчеству.

Чтобы решать такие задачи, надо отказаться от привычного взгляда на вещи, попробовать расширить этот круг, для того, чтобы в голове появилось множество идей.

Задачи и развлечения со спичками развивают сообразительность, находчивость, умение рассуждать логически.

Степень изученности темы. Проблема привития интереса к математике давно волнует и ученых – математиков, и школьных учителей. Поэтому существует немало литературы, в которой в занимательной форме рассказывалось бы о различных головоломках и нестандартных задачах. Данное направление, к примеру, прослеживается в книге Н. Тарадайко «Увлекательные задачи, головоломки с монетами и спичками» [18]. Кордемский Б., Нагибин Ф., Кабаченко С. так же уделили немало страниц своих книг для развития математической смекалки.

Но при этом, в литературе нет классификации типов задач со спичками, не встречается ответ на вопрос о существовании четкой системы, алгоритма решения подобных задач.

Цель работы: Выяснить, какие существуют типы задач со спичками, и существует ли четкая система решения задач и головоломок со спичками.

Задачи:

1) изучить историю появления спичек и происхождения этого понятия;

2) изучить материалы различных источников, содержащих задачи со спичками;

3) исследовать разнообразие данного вида задач;

4) составить классификацию задач со спичками;

5) выработать рекомендации к их решению;

6) применить результаты исследований на практике.

В процессе работы были использованы следующие методы научного исследования:

1) описательный метод

2) метод анализа

3) метод синтеза

4) экспериментальный метод

Гипотеза работы: Четкой системы решения задач и головоломок со спичками не существует.

Работа над данной темой велась в течение двух лет. В 2014 году основной целью стало исследование теоретической части, в 2015 году – практической. Некоторые выводы теоретической части работы были представлена на конференции в 2014 году.

При написании работы были использованы книги Кордемского Б.А [8]., Нагибина Ф.Ф. [13], Кабаченко С. [10]., материалы, опубликованные в сети Интернет.

Новизна работы состоит в том, что составлена классификация задач со спичками и выработаны рекомендации по их решению. Созданы авторские варианты задач со спичками.

Читайте также:  Чай с лимоном польза при похудении

Данная работа состоит из введения, в котором раскрыта актуальность темы, определены цель и задачи, показаны методы исследования; двух глав, раскрывающих содержание исследовательской работы и практической направленности; заключения, в котором даны выводы по теме.

Теоретическая часть

Спички во все времена были предметом первой необходимости. Вода, хлеб, соль, мыло, керосин, дрова – и непременно спички!

Но если их не зажигать, а ещё лучше просто заменить тонкими палочками, то можно придумать много задач и развлечений [3].

Итогами проведенной в 2014 году исследовательской работы, в ходе которой была изучена история появления спичек, происхождение этого понятия и материалы различных источников, содержащих задачи со спичками, стали следующие выводы:

1. Все головоломки со спичками можно разделить на следующие группы:

Геометрия и спички:

– Задачи с треугольниками

– Задачи с квадратами

Спичечная арифметика:

– Арифметические задачи

Шутки со спичками:

– Задачи на сообразительность

– Задачи-шутки

– Задачи о животных

Развлечения со спичками:

– Поделки из спичек

– Головоломки из спичек

2. Для решения задач со спичками нет конкретных правил, формул, определений. Методом манипуляций, проб и ошибок мы приходим к верному решению. Вариантов решений может быть несколько. К одной картинке можно придумать свои вопросы. Всё зависит от работы вашей мысли.

Практическая часть

Поиску таких правил и посвящена практическая часть данной работы.

В рамках «Недели занимательной математики» в нашей школе прошли конкурсы:

– на составление задач и головоломок на спичках;

– изготовление поделок из спичек.

Задачи и головоломки на спичках

Задачи и головоломки со спичками уже давно используются в качестве задач для развития логики и творческого мышления. Популярность подобных заданий обусловлена удобством использования и доступностью материала, из которого составляются занимательные геометрические и арифметические фигуры. Разгадывать такие головоломки можно дома, на работе, на улице или в дороге: достаточно найти ровную поверхность для выкладывания нужных схем из спичек.

Логические игры на перекладывание спичек бывают как простыми и сложными, поэтому они подходят как для детей младших классов (несмотря на то, что «спички детям не игрушка»), так и для взрослых. На этой странице собраны интересные задачи и головоломки со спичками, придуманные автором работы и учащимися школы, различного уровня сложности. Для удобства каждое задание содержит ответ.

Задача № 1. Необходимо переложить одну спичку так, чтобы равенство стало верным – рис. 1.

Ответ

Рис. 1

Задача № 2. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство – рис. 2.

Рис. 2

Задача № 3. Уберите одну спичку, чтобы получилось верное равенство – рис. 3.

Рис. 3

Задача № 4. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство – рис. 4.

Рис. 4

Задача № 5. Переложите три спички так, чтобы получилось верное равенство – рис. 5.

Рис. 5

Задача № 6. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство, не меняя ответа – рис. 6.

Рис. 6

Задача № 7. Переложите три спички так, чтобы получилось верное равенство, не меняя ответа – рис. 7.

kuh7.tif

Рис. 7

Задача № 8. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство, не меняя ответа – рис. 8.

Рис. 8

Головоломки

Головоломка № 1. Переложить две спички так, чтобы получилось два равных треугольника – рис. 9.

Рис. 9

Головоломка № 2. Убрать три спички так, чтобы получилось четыре треугольника – рис. 10.

Рис. 10

Головоломка № 3. Переложить одну спичку так, чтобы получилось три треугольника – рис. 11.

Рис. 11

Головоломка № 4. Убрать две спички так, чтобы из шести квадратов получилось четыре – рис. 12.

kuh12.tif

Рис. 12

Поделки из спичек

Спички – это, пожалуй, самый доступный и простой поделочный материал. А между тем работа со спичками приносит огромное удовольствие. Создание поделок из спичек вполне можно считать видом искусства.

На каждую поделку уходит от пары дней до нескольких месяцев (а иногда и лет!), все зависит от того, что хочется сотворить. Но потраченное время с лихвой оправдывается изяществом и эксклюзивностью готовой поделки.

Существует две основные техники изготовления поделок из спичек: с использованием клея и без такового.

Создание поделок из спичек с использованием клея является более простым методом, освоить который вполне по силам людям самого разного возраста. Ведь спички – это материал, который отлично клеится, и мастерить из него легко и детям, и взрослым. Сгибая и склеивая спички, можно изготавливать самые разнообразные формы, фигурки животных и человечков, предметы мебели, домики…

Изготовление поделок из спичек без использования клея тоже весьма распространенное и увлекательное занятие, хотя техника работы со спичками без использования клея требует сноровки и опыта.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы построить домик из спичек? Однако это довольно трудное дело, которое требует определенных навыков и немалого старания. И сделать хотя бы что-то с первого раза получается не у всех. Этот метод предполагает большую осторожность и настойчивость в работе.

Полезные советы: Прежде чем приступить непосредственно к работе со спичками:

– подготовьте подходящее место, где ваши творения смогут некоторое время лежать и сохнуть;

– чтобы не запачкать стол, застелите его клеенкой;

– подберите удобное блюдечко, в которое можно наливать клей. Брать клей лучше всего заточенной спичкой или зубочисткой. Чаще всего используется клей ПВА;

– тщательно переберите спички: для работы годятся спички, имеющие хотя бы три ровные грани. Для лицевой стороны поделки отбираются самые ровные спички;

– чтобы выровнять шероховатости на гранях спичек и отшлифовать детали и готовую поделку, вам понадобятся наждачная бумага, напильники и надфили разных размеров;

– также для работы вам понадобится канцелярский резак, который удобен тем, что затупленный конец лезвия всегда можно отломить.

Домик. Работа учащейся 8 класса Пономаренко В. – рис. 13.

Рис. 13

Коллективная работа учащихся 11 класса – рис. 14.

kuh14.tif

Рис. 14

Коллективные работы учащихся 5 класса – рис. 15.

kuh15a.tifkuh15b.tif

Рис. 15

Коллективные работы учащихся 6 класса – рис. 16–17.

kuh16a.tif

Рис. 16

kuh117b.tif

Рис. 17

Коллективные работы учащихся 9 класса – рис. 18.

Рис. 18

Спички детям, конечно, не игрушка! Но это если их зажигать. А вот привлечь «очумелые ручки» и проявить фантазию с помощью коробки спичек и капельки клея – это занятие серьезное, особенно если при этом получаются совершенно уникальные вещицы.

И хотя такие поделки требуют большого внимания, аккуратности и ювелирной точности (помните, поделки из спичек – работа не из легких), спички можно считать еще и народным аналогом дорогих конструкторов «LEGO».

Заключение

В результате проведенной исследовательской работы, изучив историю появления спичек, происхождения этого понятия и материалы различных источников, содержащих задачи со спичками, выявив ряд закономерностей и правил, по которым можно решать похожие головоломки, можно сделать следующие выводы:

1. Все головоломки со спичками можно разделить на следующие группы:

– Геометрия и спички.

– Спичечная арифметика.

– Шутки со спичками.

– Развлечения со спичками.

2. Для решения задач со спичками нет конкретных формул, определений, но есть ряд правил и закономерностей. Если четко разобраться в решение, возможно составлять и свои головоломки.

Правило любой головоломки, задачи или игры заключается в