Горловое пение польза и вред

Горловое пение польза и вред thumbnail

В Республике Тыва медики провели исследование и выяснили, что горловое пение на самом деле — тяжелейший труд. Поэтому мастера хоомей по состоянию здоровья должны раньше уходить на пенсию. Разговоры об этом идут еще с начала 90-х годов прошлого века. Потребовались годы исследований, чтобы доказать, как горловое пение влияет на организм.

Репортаж корреспондента НТВ Татьяны Панихиной.

Глубокий вдох, долгая задержка дыхания и характерный звук. Издалека все выглядит легко и непринужденно, и только вблизи видно, как тяжело певцу.

Сотрудники Международного центра «Хоомей» давно обратили внимание на закономерность — исполнители горлового пения жаловались на ухудшения здоровья, и, как они говорят, потерю жизненных сил. 15 лет назад на первых зарубежных гастролях ансамбля «Тува» в США исполнителей показали специалистам поликлиники Рузвельта в Нью-Йорке.

Зоя Кыргыс, директор международного центра «Хоомей»: «Мне сказали, что мы не жалеем своих ребят. Молодежь огромное количество сил тратит, чтобы прижать грудные мышцы».

Специалисты Новосибирского медицинского университета два года обследовали тувинских певцов. Выводы американских коллег полностью подтвердились — хоомей действительно разрушающе действует на весь организм.

Сотрудница Новосибирского медицинского университета: «По истечении определенного времени в организме певца могут наступить необратимые изменения, которые являются основанием для раннего выхода на пенсию».

По словам тувинских ученых, в соседней Монголии уже приравняли искусство хоомей к труду шахтеров. В России на льготную пенсию имеют право артисты цирка и солисты оперы и балета.

Горловое пение — визитная карточка Тувы, ее главный экспортный товар. В республике официально зарегистрированы более полутора тысяч исполнителей хоомей, но на льготную пенсию пока могут рассчитывать только четверо из них — самые известные певцы, отработавшие на сцене более 20 лет. Звезды хоомей выглядят старше своего возраста и болеют чаще.

Мангуну Алдар — один из главных претендентов на льготную пенсию, он поет с восьми лет. Сейчас ему 34 года, в родной Туве артиста не застать — все время в разъездах. Недавно Алдар вернулся из Индии, скоро уезжает на гастроли в Канаду и США. В поликлинике у певца измеряют давление до и после выступления. Перед тем, как запеть, давление было нормальным — 120 на 80.

За четыре минуты, в течение которых Мангуну в приемном покое пел народную песню о матери, красивой девушке и лошади, давление у него резко подскочило.

Врач: «Тахикардия, учащенное сердцебиение, повышенное давление».

В правительстве республики готовят обращение в федеральные министерства и ведомства, предстоит пройти сложную процедуру согласований. Сначала необходимо внести исполнителей горлового пения в реестр профессий, ведь формально такой специальности не существует.

Анатолий Дамба-Хуурак, заместитель председателя правительства Тувы: «Желающих будет много, поэтому мы должны установить соответствующие критерии. Люди, им соответствующие, будут иметь право уходить на пенсию раньше остальных. Одно дело, когда человек в кругу своих друзей демонстрирует горловое пение, другое дело — на больших сценах».

Если все пройдет успешно, то уже в следующем году Мангуну Алдар получит первое пенсионное пособие. Артист признается, что даже после выхода на пенсию петь не перестанет, но отдыхать между выступлениями будет больше.

Источник

ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ

Достижение высших состояний сознания.

На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы – естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.

С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами – игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.

В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.

Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.

Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга – в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.

Читайте также:  Польза репы что можно приготовить

Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна – техника, известная как камлание.

В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.

Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.

СТИЛЬ КАРГЫРАА – низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).

СТИЛЬ ХООМЕЙ – это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».

СТИЛЬ СЫГЫТ – очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».

ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» – открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания. 

Источник

или
тело горловика и есть его инструмент

Тувинское горловое пение, без сомнения остается одним из самых загадочных и привлекательных явлений в нашей культуре. Этому пытаются обучать и обучаться. Им занимаются музыковеды и авангардные исполнители. Единственное в мире научное исследование хоомея, с выпуском монографии «Тувинское горловое пение» за эти годы осуществлено Зоей Кыргыс. Созданный ею Международный научный Центр «Хоомей» подошел к своему пятнадцатилетию. Что сегодня беспокоит ученого, занятого исследованием и защитой этого уникального явления и его исполнителей? Ответ на этот вопрос оказался на целое интервью.

-Зоя Кыргысовна, еще шесть лет назад «Хоомей» проводил с медиками обследование наших горловиков, сейчас об этом ничего не слышно.
-По результатам работы в Нью-Йорке и Токио, сейчас Новосибирский государственный медицинский университет с нами вместе работает. Сейчас надо минимум 150 человек, хотя у нас две тысячи горловиков, но надо именно таких, кто работает на сцене, как Андрей Монгуш, «Чиргилчин», Ховалыг Кайгал-оол. Их надо смотреть. Национальный оркестр очень трудно заставить ходить. Не знаю, им все равно, что ли?
– Для чего это делается?
– Для выявления профессиональной вредности в работе артистов-исполнителей тувинского горлового пения. Для решения вопроса о льготном пенсионом обеспечении профессиональных исполнителей с целью включения в список профессий и категорий, с учетом которых устанавливается трудовая пенсия. Я написала монографию специально на основе этих исследований в Нью-Йорке. О вокальной технике, именно тувинского горлового пения, который поется не гортанью, а именно через вокальную технику «хоректээр».
– Термин «хоректээр» критиковали за какое-то неблагозвучие, почему?
– Это термин знаменитого хоомейжи Хунаштар-оола. Никто не выдумывал этот термин, горловики все говорят «хоректевит», «хорек биле ырла», пой грудью. Что здесь самое главное? Сыгыт, хоректээр, эзенгилээр, эрги хоомей хоректээр, каргыраа хоректээр, борбаннадыр хоректээр – это их термины я взяла. Когда мы исследовали, все подтвердилось. Результаты моих исследований, проведенные эксперименты, позволили мне сделать два важных вывода. Главной причиной ухудшения здоровья этих исполнителей горлового пения является психическое напряжение, которое связано с нервной системой. Второе – происходит физическое напряжение. Под воздействием грудных мышц, а смысл хоректээра – исполнитель сжимает грудные мышцы – и когда тувинские горловики, я подчеркиваю, не хакасские, не алтайские, а именно тувинские используют вокальную технику «хоректээр» в процессе исполнения, в спрессованном состоянии грудных мышц, не горла, а мышц – происходит задержка дыхания. Воздух задерживается и медленно выдыхается из груди. Это порождает специфический грудной звук. Грудная клетка остается напряженной, пока не будет выдохнут весь воздух, мышцы, все время находятся в напряжении. Это в свою очередь приводит к тому, что мышцы грудной полости, перестают выполнять свои функции. И постепенно слабеют. Это, так же как у танцоров, переставших танцевать. Когда они поют, то часто говорят «сагыжымга кирбеди», «что-то не от души поется», а в 40-50 лет уже говорят «шуут албадап каапкан мен», «я чересчур много вынуждал себя, насильно заставлял петь». Заставляют себя, тужатся, когда «не идет», а потом когда спохватывается, видит – сил уже нет. С этими потугами у них уходит вся сила, жизненная энергия можно сказать. Хоректээр – это такой же профессиональный термин, как у борцов «буттавыт», «чарыннавыт» то есть используй определенный прием ног или рук. Стиль – французское слово, а по-тувински говорят «аргалар» – приемы. Все это тувинские термины: «хоректевит» и так далее. Еще один момент. Горловики говорят, что после 45 минут или после 2-х, 3-х часового концерта они начинают сильно уставать. Это устранятся совершенно особыми действиями, связанными с озвучиванием головных и носовых резонаторов. Многие ощущают головокружение. Причины этого в избыточном состоянии углекислого газа, который накапливается в крови исполнителей. 50-60 секунд продолжительного выдоха, а также систематического кислородного голодания. Сам процесс обучения вокальной технике горлового пения, очевидно, связан с длительной нагрузкой на сердечно-сосудистую и нервную систему человека. Давно подмечено, что одноминутное кислородное голодание стимулирует защитные силы организма, помогает восстановить жизненный тонус, но когда на концерте горловик многократно, по 2-4 часа находится в напряженном состоянии, это приводит к тому, что грудные мышцы изнашиваются и утрачивают свои функции. Если бы речь шла о машине, это – как необходимость смены мотора. Поэтому речь идет о том, чтобы им давать пенсии. Вопрос о пенсионировании горловиков. К сожалению, только несколько горловиков, часто проходят у нас проводимые с этой целью обследования.
-Действительно, горловое пение я бы отнесла к «смертельно опасному занятию музыкой».
– А когда собираешь материал и просишь 30-40-летних людей исполнить тот или иной прием, они обычно говорят: вы знаете, сил уже нет. «Ойнап кааптым, шаам чок» «переиграл, сил уже не осталось». Это значит, что исполнители насильно вынуждали себя петь и в 40 лет уже можно сказать инвалиды. В Нью-Йорке, где мы в поликлинике имени Рузвельта проводили исследования, мне сказали, что через 15 или 17 лет надо, чтобы они выходили на пенсию. Эксперимент проводила Анат Кейдор, оперная певица, сама лор-врач. Профессор Спач. Еще одно исследование мы проводили в Токио, в университете Васедо. Эксперимент с задержкой дыхания показал, что больше одной минуты, задержка вредна для здоровья. Установлено, что при длительной работе горловика, 2-3 часа у него заметно падает жизненный тонус. Это еще раз свидетельствует, что горловое пение, именно тувинское горловое пение, как психологическое, культурное явление, требует особого, в том числе медицинского подхода. Вот доказательство моей работы, монографии и того, что я сейчас делаю.
– А с какого времени началось научное исследование горлового пения в Туве?
– В 1975 году к нам приезжали из Новосибирской консерватории, проверяли только акустику – как свист получается? Они сказали, что у горловиков: монголов, тувинцев, хакасов – все одинаковое. На самом деле эти исполнители поют эпос. Когда три дня поют эпос, это не горловое пение. Такое говорение, хрипение, пение. Разные формы пения. Сейчас очень трудно собирать материал, потому что все рядом лежащие республики подражают тувинскому горловому пению.
– А как вы начали исследовать, в каком году?
– Я начала работать с 1974 года, мною руководил Антон Кавааевич Калзан, потом я работала у Евгения Владимировича Гиппиуса, собирала материалы, потом работала с такими корифеями, как Хунаштар-оол, Идамчап, Быштак-оол. Все наши самые сильные горловики тогда были живы. У нас была советско-американская экспедиция с Тэдом Левиным. Мы собирали все эти «сливки». Евгений Владимирович, у которого были свои ученики: казацкий хор, адыгейский, Надежда Бабкина у него была аспирантка, он всех своих студентов он заставлял собирать свои ансамбли, потому что если ты занимаешься исследованием, надо обязательно знать, «от» и «до» этническую музыку. Поэтому в 1987 году я собрала ребят, первый состав ансамбля «Тыва». Тогда Ваня Сарыглар работал водителем в Методцентре, Сергей Ондар работал слесарем, Кайгал-оол Ховалыг работал в «Саянах», Конгар-оол Ондар с «правого берега» приходил. Мне было интересно, что представляет это искусство. Просто писать было невозможно, надо было мне знать историю, этнографию, исполнителей. Тумат Геннадий был потрясающий певец.
-Где работали?
-В училище, в подвале мы тогда собирались. Директор Виктор Нагорный помог, снимал свои шторы для тувинских костюмов, и 40 рублей платил. Тогда это были большие деньги. До двух часов ночи разрешал нам работать. Тогда я помню, в министерстве культуры были недовольны: натурализмом тут занимаетесь! Сначала не принимали, а потом уже народ на концертах стал дарить то седло, то сыдым- аркан. Потом другие ансамбли пошли. Инструментов вообще не было. Один был игил и играл на нем только Кайгал-оол. Он сам по себе человек очень порядочный, прекрасный музыкант, после этого он уже начал учить других музыкантов играть на игиле. Был один дошпулуур, играл на нем Наржымал Очур-оолович Ондар. После того, как я создала ансамбль, стали подходить ветераны, сами стали приезжать. Антон Каваавеч все время повторял – надо записывать- записывать. Вообще тувинский научно-исследовательский институт сыграл очень большую роль. Все наши материалы собранные сейчас находятся там. После, Дом народного творчества, Дадар Архиповна тоже начала собирать горловиков самодеятельных. Мы стали ездить с ансамблем нашим заграницу.
– Можно ли было на тот момент говорить о влиянии монгольской, хакасской или алтайской манере горлового пения на тувинскую?
– Когда я стажировалась в Новосибирской консерватории, Олин алтаец пел эпос: говорил-говорил, потом играл. Потом чуть-чуть горловое пение исполнял. Но так как играют тувинцы, я никогда не видела. Есть хакасский эпос Хай. Но там хоомей не поется. Я собирала материал в это время и ничего не нашла, ни у Хакассии, ни у Алтая. У Шории вообще ничего не было. В прошлом году только мальчик один, я видела, начал петь. Я пять раз специально ездила в Монголию, помню в 1988 году в университете был один парень, пел каргыраа. Ничего больше не нашла. Все время монголы говорили: «Вы тувинцы маленький народ, а нас шесть миллионов человек. Как вы можете утверждать, что горловое пение из Тувы пошло». Я на свои деньги специально ездила и собирала материалы. В Кобдо есть тувинцы, там они поют. Но говорят, только когда нет монголов – да, дедушка был тувинец, а так, называют себя – мы монголы. У них совсем другое. Вокальную технику хоректээр, они не используют. Поют не под воздействием грудных мышц.
– А с чем может быть связано появление горлового пения, это трудовые навыки или, например, от подражания чтению буддийских мантр?
– Это связано и с шаманской культурой. Музыкальное интонирование тувинцев есть вообще во всех жанрах: и в трудовых песнях, и в колыбельных можно услышать. Вообще существуют разные версии среди исполнителей. Одни связывают с физиологией тувинцев «угаан-медерелинден тыптып келген», с течением времени накопилось в коллективной памяти, как музыка. Другие говорят, что это связано именно с трудовыми процессами. Когда хороший исполнитель садится на коня, начинает петь в стиле «эзенгилээр» или «борбаннадыр» это очень гармонично с ходом коня. Среди табунщиков, скотоводов возникло это искусство. Хоомей означает тембр звуков. Хоомей – это гудение, «хооледир хоомейлевит» загуди. В сказках героических написано, когда герой «хооледир» загудел хоомейем, трещали горы, ломались скалы и так далее. Хоомей, эзенги – все это тюркские слова.
– Если закон примут то, во сколько лет должны уходит на пенсию горловики? И если этим занимаются дети, то, как быть с ними?
– В Нью-Йорке исследователи сделали вывод, что детям исполнять горловое пение – нельзя. Потому что у детей идет мощный отток энергии. Почему против меня сейчас выступают с термином «хоректээр»? Потому что боятся, что закроют обучение детей хоомею. Я понимаю, можно 45 минут играть на инструменте, петь. Но 45 минутный урок, когда ребенок тужится – это вредно для здоровья. А потом у него голова кружится. Алдар Тамдын мне говорит, что от головной боли после концерта приходится просто лежать. Потому что все головные носовые резонаторы забиты полностью углекислым газом. Так работает духовой инструмент. У горловика и у духового инструмента, получается схожие системы. Функциональное устройство певческого аппарата одинаковое. Получается, что само тело горловика и есть его инструмент. Сам его настраивает и сам на нем играет.
– Почему закон не проходит?
– Говорят, что нужны еще исследования газоанализатором, чтобы посмотреть насколько уменьшается в крови кислород. Нужно еще 150 человек обследовать. Требуется около 12 тысяч рублей, чтобы объездить районы. Должны приехать из Новосибирска профессора, мы должны еще раз исследовать все.
– Какое период будет исчисляться для пенсии?
– Сценический трудовой стаж 18 лет. После этого они должны уходить на пенсию. Это не моя прихоть, я делаю это не для научной работы. Мне просто жалко, что люди этого не понимают. Как это связано именно с тувинским этносом. Если каждый будет так ходить, тужиться, вы понимаете, что из двух тысяч останутся единицы здоровых. Надо объяснить депутатам, что это связано с организмом человека, что это связано с нашими детьми, с нашей молодежью. Это патриотическое воспитание. Почему я делаю все эти симпозиумы? Потому что поют именно сельские дети, которые живут на летних, осенних стоянках. Чтобы они приехали. Фестивали размывают грани. Все поют хоомей, потом сыгыт и даже вплетают в эстрадную песню. Надо сохранить именно традиционный объект исследования. Горловое пение мы должны сохранить в чистоте. Именно приемы, что если «эзенгилээр», то «эзенгилээр», «борбаннадыр» так «борбаннадыр». Я работаю не для себя, а для того чтобы сохранить будущее нашего молодого поколения. Сохранить это искусство.
18 сентября 2007г.

Читайте также:  Пшенная крупа из какого злака польза и вред

Источник