Гос бюджет и его польза

Гос бюджет и его польза thumbnail

Государственный бюджет

Код ЕГЭ: 2.14. Государственный бюджет

Государственный бюджет — это важнейший финансовый документ, представляющий собой смету доходов и расходов страны на определенный период, в котором указываются источники и размеры государственных доходов, а также направления государственных расходов.

Государственный бюджет существует для обеспечения государственных расходов. Он отражает основные направления государственной политики. В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед государством, необходимо выделять финансовые средства по определенным направлениям,

Основные функции государственного бюджета:

  • контроль над деятельностью правительства;
  • регулирование денежного обращения внутри государства;
  • реализация экономической и социальной политики государства;
  • предоставление публичной информации о стратегических направлениях экономической политики государства.

В зависимости от правильности расчётов бюджета он может быть трёх видов:

  • профицитным — с положительным остатком (сальдо) — доходы превышают расходы;
  • сбалансированным — доходы равны расходам;
  • дефицитным — с отрицательным остатком (сальдо) — доходы меньше расходов.

Примечания: Сальдо — разница между прибылью и расходами. Профицит — доходов больше, чем расходов. Дефицит — доходов меньше, чем расходов.

Принятие государственного бюджета в Российской Федерации

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны и ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».

Правительство РФ как единственный в этом случае субъект законодательной инициативы разрабатывает проект государственного бюджета и представляет его Государственной Думе. Проект государственного бюджета проверяется Счетной палатой и комиссиями Государственной Думы. Федеральный бюджет принимается Государственной Думой РФ в трех чтениях. После принятия федерального бюджета Государственной Думой он утверждается Советом Федерации, а Президент РФ подписывает его и обнародует.

Далее в процессе своей деятельности правительство исполняет государственный бюджет (т. е. расходует финансовые средства по назначению), предоставляя Государственной Думе регулярные отчеты об исполнении бюджета, и ежегодный отчет о результатах своей деятельности.

СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

Госбюджет внутри себя делится на составные части: 1) Доходная (откуда поступают деньги), 2) Расходная (куда будут впоследствии направлены деньги).

Доходы государственного бюджета

Источники государственного бюджета подразделяют на обычные и кризисные. К кризисным источникам государство прибегает в случае бюджетного дефицита.

 Обычные источники государственного бюджета:

  • налоги (основной источник госбюджета);
  • административные платежи и сборы;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от государственных предприятий;
  • доходы от приватизации государственной собственности;
  • платежи по штрафам и др.

 Кризисные источники государственного бюджета (источники покрытия дефицита бюджета):

  • дополнительная эмиссия (выпуск денег). Этот источник пополнения государственного бюджета ведет к инфляции;
  • сокращение бюджетных расходов (в основном на социальные программы) и повышение налогов. Такие меры могут привести к социальным протестам И дестабилизации политической обстановки;
  • внешние займы (у других государств) и внутренние займы (выпуск государственных ценных бумаг). Использование этих источников приводит к увеличению государственного долга.

Расходы государственного бюджета

Расходная часть государственного бюджета — это выплачиваемые из госбюджета денежные средства. К таким расходам относятся:

  • социальные — расходы на социальные пособия и пенсии, а также на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности;
  • военные — расходы на повышение обороноспособности государства и содержание армии;
  • экономические — финансирование государственных инвестиционных программ, накопление государственных резервов и выплата государственного долга;
  • внешнеэкономические — взносы в международные организации;
  • содержание государственного аппарата — финансирование деятельности органов государственной власти.

Вы смотрели конспект «Государственный бюджет». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Источник

В этой заметке дан краткий обзор бюджетной системы России со ссылками на все подробности, которые могут заинтересовать читателя. Из нее Вы узнаете, почему Правительство постоянно рассказывает нам, что «в бюджете нет денег», куда уходят все деньги из регионов, уйдут средства от повышения налогов и сокращения расходов на пенсии и почему несмотря на это в бюджете все равно будет не хватать денег.

.

Что такое государственный бюджет? Из чего он состоит?

Государственный бюджет – это всего лишь запись доходов и расходов доходов и расходов государства. Поскольку Россия юридически считается федерацией, то ее бюджет построен в несколько уровней, что позволяет государству постоянно обманывать людей, рассказывая им, что «денег нет» (а на самом деле есть, просто спрятаны).

В далеком 2004г. Кудрин ввел «Бюджетное правило», по которому в бюджет России поступают не все налоги и сборы с нефти. Если цена продажи выше некоторой пороговой, то все дополнительные деньги перечисляются в специальный фонд (Федеральные резервы). Считалось, что эти деньги будут использоваться государством для выплаты пенсий и других социальных расходов в периоды низких цен на нефть. «Но что-то пошло не так». Государство решило использовать эти деньги для совсем других целей:

· для проведения олимпиад, чемпионатов и других «мега-строек»

· для поддержки близких Кремлю олигархов

· для финансирования военных расходов в 2014-2016г.

В 2017г. и особенно 2018г. цены на нефть опять сильно выросли, и государство снова направило огромные суммы денег в Федеральные резервы. На бумаге Федеральный бюджет России на 2018г. был ДЕФИЦИТНЫМ, но на самом деле дефицита не существует: просто огромную часть денег абсолютно официально (но не очень публично) перечисляют в этот фонд поддержки олигархов. Продолжая рассказывать людям сказки про «денег нет» и «время затянуть пояса».

Читать подробнее: Государственный бюджет: как государство дурит нас рассказами о его дефиците

.

Что такое госдолг?

Государственный долг – это денежные обязательства, по которым отвечает государство. Госдолг в национальной валюте и в иностранной устроен по-разному. Долгом в национальной валюте легко управлять, обесценивая его с помощью инфляции, и Россия очень активно этим пользуется. Хотя сегодня госдолг в национальной валюте у России относительно невелик. Долгом в иностранной валюте управлять тяжело, и он гораздо опаснее. Такого долга нет у США (у них все долги в национальной валюте), но он есть у России.

Официально госдолг России в иностранной валюте всего 3% ВВП. Но кроме государства долги в иностранной валюте могут делать и разные компании. В период высоких цен на нефть российские олигархи набрали огромные долги перед западными банками. Деньги брались в долг, платились, уходили на офшорные счета кого-то из олигархов… К кризису 2008г. эти долги достигли 505 млрд. долл. (30% ВВП!) А в 2014г. перед присоединением Крыма 660 млрд. долл. И тут старые долги пришлось возвращать.

Чтобы курс рубля не упал в десятки раз, государство стало продавать свои резервы иностранной валюты. Получается, за долги российских олигархов зарубежным банкам платит Российская Федерация из Федеральных резервов. В последние годы внешние долги стали набирать уже государственные компании: все эти Роснефти и Газпромы (в странах, все еще дающих нам в долг, вроде Китая) .

Очень удобно, знаете ли: ты берешь в кредит доллары, переводишь их на счета своей иностранной компании, покупаешь на них себе яхты и виллы на Западе, а расплачиваться за тебя будет государство.

.

«Черная касса Кремля»: Если государственные компании должны так много денег, значит, они очень бедные?

Есть «планово убыточные» государственные компании типа банков ВЭБ и ВТБ, Роснефти и т.д. Они перегоняют миллиарды долларов из государственных резервов на иностранные счета чиновников и олигархов. А есть, наоборот, «очень прибыльные» компании: Роснефтегаз, Сургутнефтегаз и т.д. Например, Сургутнефтегаз держит на счетах по оценкам до 25 млрд. долл.

Лично Путин пару раз признавался, что эти деньги – «теневой бюджет» России. Российское Правительство не любит финансировать проекты из государственного бюджета: гораздо удобнее в любой момент приказать перечислить деньги из бюджета какой-нибудь закрытой компании. Вот так и получается, что триллионы рублей мимо государственного бюджета идут в «серые» компании, а оттуда на разные проекты, как криминальные, так и на содержание дворцов и шубохранилищ.

А для народа у них «денег нет, но Вы держитесь», «типа дефицитный» бюджет и пенсионная реформа.

Читать подробнее: Государственный долг: как через него разворовывают государственные деньги

.

Как вообще формируется курс рубля к доллару/евро?

Курс рубля/доллара – эта абстрактная цифра, используемая для удобства в статистике (и еще в сделках с государством). За ней стоит множество рыночных сделок, которые заключаются по разной цене: по наиболее выгодной из доступных в конкретный момент времени. Чем быстрее Вы хотите совершить сделку, тем большую скидку к цене продажи имеющейся у Вас валюты (рубля или доллара) Вам нужно предложить.

Представьте себе, что на биржу пришел некий крупный покупатель (назовем его Игорь Иванович), которому нужно купить Очень Много Долларов. Допустим, несколько миллиардов. Предположим, ему надо заплатить по кредиту, взятому в иностранном банке, а закупить для этого валюту заранее он не почесался, ибо от природы туп. Что будет делать Игорь Иванович? Сначала он, конечно же, скупит все лоты с долларами по цене, близкой к средней. Они быстро закончатся. Тогда он начнет скупать те, что подороже – и дороже, и дороже, пока не соберет нужные ему несколько миллиардов. Ну, или пока доллары не закончатся полностью. В результате «продадутся» даже те лоты долларов, на которых установлена совершенно неадекватная цена и которые уже много дней/недель/месяцев никто не покупал.

За курс валюты отвечает Центральный Банк (ЦБ), и у него, конечно, есть инструменты влияния на валютный рынок. У него есть огромные Золотовалютные резервы долларов, и возможность напечатать любое нужное количество рублей.

.

Кому выгоден высокий курс доллара, а кому низкий?

Когда рубль в очередной раз падает, российское государство обычно начинает говорить, что это выгодно для страны. Действительно, низкий курс рубля делает выгодным экспорт – в том числе, экспорт сырья. На этом зарабатывает и государство, так как часть выручки от экспорта поступает в государственный бюджет в виде налогов (а часть – в «черную кассу Кремля» в виде дивидендов). Но для поддержания низкого курса нужна либо инфляция, либо рост госдолга, либо рост налогов. Поэтому выгода для экспортеров оборачивается убытками для производителей, работающих на внутренний рынок. Напротив, высокий курс рубля выгоден импортером – и это как импортеры товаров, так и импортеры оборудования.

.

Как Кремль управляет курсом доллара?

До начала 2014г. ЦБ поддерживал относительную стабильность курса в районе 33 рублей за доллар. Затем Центральный Банк практически прекратил валютные интервенции, позволив курсу рубля упасть до 60 рублей за доллар. Но после того, как цены на нефть начали расти, Кремль удерживал курс рубля на прежнем предельно низком уровне. Для Правительство стало закупать и продавать валюту в удобных ему количествах.

Сегодня российское государство не защищает рубль от резкого падения – зато активно борется с ростом курса рубля в те периоды, когда цены на нефть становятся высокими. Государственный бюджет и Федеральные Резервы при заниженном курсе рубля получают гораздо больше денег, изымаемых фактически у населения: заниженный курс подобен налогу на импорт. А то, что из-за такого курса люди беднеют, и заодно невозможна модернизация российской промышленности… что ж, бывает, «побочные эффекты».

Читать подробнее: Курс доллара: почему он так сильно вырос?

.

Правда ли, что все деньги из регионов уходят в Москву?

Мы уже знаем, что государство прячет огромные деньги в разнообразных «фондах». Но особенно важно, что эти деньги оно забирает, грабя российские регионы. По-научному распределение денег между «центром» и «регионами» называется «бюджетный федерализм»: насколько много расходов в экономике Правительство производит централизованно. Чем крупнее государство, тем важнее для него бюджетный федерализм, причем и «либеральные», «демократическое», и «единовластные», «авторитарные» государства подчиняются этому принципу. Большое государство не может эффективно тратить деньги из единого центра потому, что «эффективность» зависит от слишком большого количества мелких деталей.

.

Правда ли, что «все деньги себе забирает Москва»?

Промышленные регионы России находятся в настолько плохом положении, что их продукция нужна по большей части только государству. Поэтому они тяжелейшим образом зависимы от политики федерального Правительства, которое решает: сколько закупить танков и кому пролоббировать поставки вагонов российского производства. И наоборот, регионы, производящие услуги для населения (крупные города), чувствуют себя намного увереннее.

Москва – это не только крупнейший город, но и столица. Через Москву проходят все деньги, собираемые федеральным правительством: деньги, которых обычные москвичи в глаза не увидят, поскольку потрачены они будут на покупку танков и ракет, зарплату министров и т.д. Москва – город, а значит, богатый регион; но москвичи жили бы намного лучше, если бы цены здесь не раздувались за счет огромных денег, контролируемых федеральным Правительством. Да и собственно московская Мэрия давно уже обслуживает не москвичей, а кремлевских чиновников.

Для «остальной России» нет разницы между Москвой как городом и Москвой как столицей (Кремлем). Но именно эта разница становится причиной московских протестов. Региональный бюджет Москвы с приходом Собянина превратился в расходы на праздники и плитку, а социальные расходы в Москве сокращаются. Все это происходит за налоги, собираемые с москвичей: главной статьей доходов Москвы остается налог на доходы физических лиц, причем по большей части именно трудовые доходы.

.

Что такое «дотационные регионы» и правда ли, что дотационный регион – это регион-неудачник?

Представление о том, что регионы России все сплошь «неэффективные», активно насаждается федеральной властью, которая для этого придумала специальный термин-ругательство: «дотационный» регион.

В большинстве случаев «дотационность» региона – это гнусная манипуляция федеральных властей. Если Вы посчитаете разницу между расходами регионов и налогами, собранными на территории региона (независимо от того, куда они зачислены), то в таком определении «дотационных» регионов останется штук 7, и только крайне «специфических». То есть на самом деле Кремль сам решает, какие регионы объявить «дотационными», устанавливая, какие налоги мы так уж и быть в регионе оставим, а какие заберем в Кремль («в Москву» в понимании большинства россиян, но в том-то и дело, что москвичи этих денег не видят!).

Возникает вопрос: а зачем, собственно, столько денег забирать «в центр», а потом возвращать в бюджеты регионов разного рода «трансфертами» и столько же всякими «кредитами»? Очень просто: любой «дотационный» регион свой бюджет вынужден согласовывать с Кремлем: что-то не понравится, Кремль запросто может «урезать субсидию», оставив регион без денег.

То есть получается, деньги большинства регионов распределяются из Кремля. Это порождает огромную коррупцию, но важнее, что «на один с…тыренный рубль приходится пять про…долбанных» (с, ААН). К тому же эта система наглухо отбивает у регионов стимулы развиваться: зачем, если при росте доходов регионального бюджета Кремль просто уменьшит субсидии, а то и ужесточит налоговые правила, забирая из региона еще больше денег?!

Читать подробнее: Государственный бюджет: «Хватит кормить Москву»?

Итак, мы знаем, что вся бюджетная система России подчинена двум целям: выводить деньги за границу для обогащения олигархов (в том числе близких лично к Путину), и держать под контролем все денежные потоки внутри страны. Естественно, такая система не может хорошо работать на благо страны, поэтому никакого значимого экономического роста в России при ней не будет.

В следующей серии заметок мы поговорим о другом всеобщем кошмаре россиян: инфляции.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к заметке или в твиттере: @neogollist

Источник

На прошлой неделе правительство утвердило проект федерального бюджета на ближайшие три года. На что будем жить? Как будем сводить дебет с кредитом после пережитого коронакризиса?

Гос бюджет и его польза«Работа над проектом бюджета велась в условиях серьёзных финансовых вызовов. К действующим против нашей страны санкциям и низким нефтяным ценам добавились эпидемиологические риски, — сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. — В итоге нам удалось пройти по острию, по очень тонкой грани, когда надо было балансировать, решая одновременно важнейшие задачи безусловного выполнения всех социальных обязательств государства и выведения экономики на темпы роста и развития страны. Весь комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом, себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач. И во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми».

Какие обязательства выполняет бюджет? 1 января 2021 г. состоится индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам выше инфляции — на 6,3%, а социальные пенсии будут увеличены с 1 апреля на 2,6%. Всего на выплату всех пенсий государство направит 8,4 трлн руб. С 1 января на 3,7% будет проиндексирован и маткапитал. Его размер вырастет до 483 882 руб. на первого ребёнка и до 639 432 руб. на второго (если семья уже получала маткапитал на первого, на второго получит доплату 155 550 руб.).

Гос бюджет и его польза

Все на мобилизацию!

Доходы федерального бюджета в этом году составят 17,8 трлн руб. (вместо планируемых 20,5 трлн), а расходы предполагаются на уровне 22,7 трлн руб. В 2021-м доходы с расходами тоже не сходятся: 18,7 против 21,4 трлн руб. В итоге в этом году Минфин прогнозирует дефицит бюджета в 4,5% ВВП, в следующем — около 2,4%, в 2022—2023 гг. — 1%.

Гос бюджет и его пользаКак правительство собирается покрывать создавшийся в казне дефицит? По каким сусекам поскребёт? «Мы сократили все расходы, не связанные с социальными обязательствами, на 10%, ГПВ (государственная программа вооружений. — Ред.) — на 5%, — сообщил глава Минфина Антон Силуанов. — Без этих оптимизаций, без сокращения мы бы не вышли на сбаланированные принципы бюджетной политики в 2022-м. Поэтому, что называется, по ниточке со всех мер собирали». Назвали новые меры «программой мобилизации» доходной части бюджета.

Во-первых, в следующем году отменяется индексация зарплат для государственных служащих. Повышение денежного довольствия ждёт только военных и приравненные к ним категории (Росгвардия, ФСБ, ОВД, ФСИН и др.).

Во-вторых, правительство планирует повысить акцизы на табачную продукцию выше инфляции, в результате чего сигареты в среднем могут подорожать на 20 руб. Это даст бюджету 70 млрд руб. в год.

В-третьих, доход в казну должно принести введение 13%-ного НДФЛ на доходы с вкладов свыше 1 млн руб. Закон уже принят и начнёт действовать со следующего года. По расчётам Минфина, после 2022 г. эта мера должна давать 100 млрд руб. в год.

В-четвёртых, по 60 млрд руб. в год должно приносить появление так называемого НДФЛ для богатых — повышение налоговой ставки до 15% для граждан с годовым доходом свыше 5 млн руб. Эти средства в бюджете будут “окрашены” и пойдут на лечение детей с орфанными заболеваниями. По словам А. Силуанова, 15%-ный НДФЛ коснётся всего 1% работающих граждан, остальные будут платить по прежней ставке 13%. Впрочем, могут быть исключения, когда раскошелиться в пользу государства придётся не только самым богатым. Например, если человек продаёт свою квартиру или дачный дом раньше чем через 5 лет после покупки, в соответствии с Налоговым кодексом он должен заплатить НДФЛ. Налоговая суммирует его годовой заработок и полученную от продажи жилья сумму и всё, что получится сверх 5 млн руб., обложит 15%-ным налогом. С каждого 1 млн доходов придётся заплатить государству больше 66 тыс. руб.

Быстрее будут расти страны, выпускающие высокотехнологичную продукцию.

Кому выше налог?

Но больше мобилизационные меры правительства коснутся ресурсодобывающих компаний. С 1 января 2021 г. предлагается повысить налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов в 3,5 раза. Эта мера должна приносить в бюджет по 90 млрд руб. в год. Также отменяются некоторые льготы для нефтяников. А ещё за счёт увеличения поступлений налога на прибыль организаций благодаря поправкам в ряд соглашений об избежании двойного налогообложения с другими странами в 2021 г. планируется собрать 139,7 млрд руб.

Гос бюджет и его польза«Поскольку недра являются всенародным ресурсом, налоги на ресурсодобывающие компании самые логичные, — считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Благодаря этому появятся дополнительные средства для решения социальных задач, для повышения тех же пенсий. Может быть, для снижения прямого налогообложения граждан. С другой стороны, ресурсодобывающие компании всегда занимались спонсорством. Теперь эти деньги будут аккумулироваться у государства, которое будет распределять их по расходным статьям бюджета. Всё будет несколько более прозрачно. Эти налоговые поступления нужны, чтобы на 100% выполнить бюджетные обязательства, в которые входят военные (кроме федерального бюджета некому содержать Вооружённые силы, а жизнь показывает, что они необходимы) и социальное направление. Кроме пенсий, социальных пособий это и детские пособия, и материнский капитал. Это весь набор социальных льгот. Всё перераспределяется тем гражданам, которые в этом нуждаются. Не просто берётся у бизнеса и отдаётся гражданам, а отдаётся в первую очередь многодетным семьям, инвалидам, больным людям. В этом смысле Минфин абсолютно прав. Облагать высокими налогами нужно, рентабельнее всего то, что не зависит от самих производителей. Это и есть справедливость. На нефтяных вышках повышать, на промышленных предприятиях понижать, чтобы увеличивать процент перерабатывающей промышленности. Об этом, кстати, много раз говорил президент».

Минфин пытается найти новые источники пополнения бюджета. В долг тоже решили занять. «В следующем году правительство дополнительно займёт 875 млрд руб. для компенсации выпадающих доходов. Объём госдолга за 2 года вырастет до 20% ВВП», — сообщил глава ведомства. С учётом того, что в прошлом году госдолг России составлял около 13,5 трлн руб., или 12,3% ВВП, его увеличение до 20% в ближайшие годы совсем некритично.

Гос бюджет и его польза

При этом на покрытие дефицита бюджета в 2021-м из главной нефтегазовой кубышки — Фонда национального благосостояния (ФНБ), — которая с начала этого года выросла с 7,7 до 13,2 трлн руб., собираются потратить всего 91 млрд руб. В текущем году из ФНБ потратят 342 млрд руб. А с 2022 г. вместо расходования фонда Минфин снова намерен его наполнять. «Мы видим, что в отдельные годы, в первую очередь в 2022-м, размер ФНБ будет ниже планки 7%. Поэтому будем пока консервативную политику проводить», — заявил А. Силуанов.

Ещё одна мобилизационная мера, к которой решил прибегнуть Минфин, — секвестировать расходы на нацпроекты. Больше всего урежут такие нацпроекты, как «Демография» (с него снимут 158 млрд руб.), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» (144 млрд), «Жильё и городская среда» (80 млрд), «Цифровая экономика» (60 млрд) и «Экология» (41 млрд). Но к 2023 г. финансирование нацпроектов должно не только восстановиться, но и увеличиться.

«Бюджет следующих 3 лет сложный, послекризисный. Но пока рано делать какие-то выводы, потому что опубликованы лишь его детали, — говорит экономист Елена Кравченко. — В Госдуму пакет законопроектов внесут накануне 1 октября, и тогда можно будет полностью с ними ознакомиться. Впрочем, во время обсуждения в парламенте в бюджет могут быть внесены поправки. От одних мер могут отказаться, другие — добавить. Так что поживём — увидим».

Источник