Говорим о проблемах библиотеки на языке пользы
Странно убеждать кого-то в пользе библиотек. Я бы даже сказала — неловко, поскольку это истина — абсолютная и очевидная. Всё равно, что говорить о необходимости уметь читать, писать и говорить. Но, несмотря на очевидное, приходится доказывать свою необходимость.
Количество библиотек ежегодно сокращается. У нас действует норма: если меньше 500 читателей, то библиотеку могут закрыть. Когда, к примеру, в Швеции, Дании, Финляндии, если там четырехэтажную библиотеку посещают лишь десять человек, считается, что она нужна. Её не будут закрывать.
На съезде Российского книжного союза В.Путин сказал: «Повышение интереса к чтению становится общенациональной задачей».
России нужны просвещенные, мыслящие, а значит, читающие люди. И роль библиотеки в общественно-культурной жизни города и села трудно переоценить. Сегодня библиотека выполняет свою социальную миссию информационных, просветительских и культурных центров, играет важную роль в сохранении народных традиций, духовно-нравственном воспитании молодого поколения.
Появились совершенно новые направления работы библиотеки, которые качественно изменили жизнь людей, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества — быть полезной не только своим читателям, но и всему населению.
Двадцать причин любить библиотеку:
1. Не может быть хорошего образования без хорошей библиотеки.
Школьники, получающие помощь библиотекаря, показывают более высокие результаты в тестировании, более успешны в дальнейшей жизни.
2. Библиотека обеспечивает преемственность с прошлым, обогащает настоящее и готовит нас к будущему.
Краеведение — одно из приоритетных направлений работы библиотек. Новый этап сегодняшнего библиотечного краеведения — это поисковая, архивная, по – сути, исследовательская работа библиотекарей: прошлое и настоящее, опыт предшествующих поколений, их быт нравы, традиции и многое другое. Это даёт возможность ощутить связь времен. Во многих библиотеках есть свои музеи или краеведческие уголки.
3. Помощь местной экономике
Библиотека организовала свою деятельность так, что местные органы местного самоуправления увидели в ней партнёра, способного быть весьма полезным при решении социальных задач.
4. Библиотекарь является поставщиком услуг, без которых не может обойтись современное общество.
Сегодня органы государственной власти всех уровней озабочены необходимостью внедрять электронные услуги и библиотеки помогают эту проблему решить, обучая пользователей. Тем самым библиотекарь экономит время и деньги пользователей, вносит неоспоримый вклад в жизнь современного общества.
Библиотекарь — универсальная «поисковая машина». Облегчая нахождение точной, достоверной и исчерпывающей информации на любом носителе: бумаге, аудио, видео или в сети. Она приобщает детей к чтению, учит пожилых людей пользоваться Интернетом. Библиотека расширяет услуги и круг деятельности постоянно.
5. Взаимовыгодное сотрудничество
Библиотекари оказывают помощь организациям, а они библиотекам. Это позволяет открыть новые направления и области влияния, которые не могли быть получены отдельно в каждой из организаций-партнёров; разработать и предложить пользователям новые продукты и услуги; получить возможность адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды.
6. Библиотека помогает решать населению конкретные проблемы.
Сегодня Интернет позволяет решить проблемы, с которыми сталкивается человечество в самых разных сферах – от образования до энергетики, но не все знают как, и в этом помогают библиотекари. Мы можем наладить микроклимат в семье, помочь в воспитании детей, в решении семейных конфликтов, подобрав необходимую литературу для родителей.
7. Библиотека предоставляет свободу и развивает таланты.
В нашей библиотеке нашим читателям предоставлена полная свобода, каждый занимается, чем хочет, они являются авторами и организаторами.
В нашей библиотеке наши читатели:
- Участвуют в разработке и организации мероприятий;
- Готовят книжные выставки по своему усмотрению;
- Организуют выставки своих творческих работ (фотографии, рисунки, поделки);
- Проводят мастер-классы;
- Создают свои самодельные журналы, книжки со своими стихами, рассказами и рисунками к ним;
- Нравится им и наводить порядок в библиотеке.
В работу библиотеки активно привлекаются не только дети, но и молодёжь, старшее поколение.
8. Библиотека – это территория творчества
В библиотеке каждый может проявить свою индивидуальность и показать, на что он способен. Здесь дети рисуют, лепят, делают аппликации, оригами, пишут стихи, рассказы, придумывают загадки и многое другое. В библиотеке каждый найдёт себе занятие по душе. Здесь можно реализовать свои творческие фантазии.
9. Библиотека – это дом радости и знаний
В библиотеке проводятся множество различных мероприятий, которые нравятся нашим сельчанам. Устраиваются книжные праздники не только в библиотеке, но и в школе, детском саду, клубе, пришкольных лагерях. Пользователи могут прийти в библиотеку, чтобы петь (в караоке в том числе), скачать музыку, показать свои умения. Библиотека – это праздник каждый день!
10. Библиотека – это место психологической разгрузки
Многим читателям не хватает простого человеческого общения,им так хочется поделиться прочитанным, выговориться. Библиотекарь им помогает в этом. Люди ценят, когда их мнением интересуются, когда предоставляется возможность для его выражения. Только тогда у них появится желание сделать мир лучше для всех, кто их окружает. Сюда могут прийти и найти взаимопонимание дети, родители, учителя, безработные, пенсионеры. Благодаря этому, библиотека стала любимым местом сельчан.
11. Бесплатное пространство
Все услуги библиотеки предоставляются бесплатно. Бесплатный доступ и в Интернет.
12. Стабильность и доступность
Библиотека остается наиболее стабильным и самым доступным учреждением культуры. Библиотека предоставляет равные возможности, услуги и оказывает помощь всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии, место проживания.
13. Библиотекари – это помощники
Библиотекари всегда готовы предоставить помощь. Справочные столы организованы по принципу тет-а-тет, где пользователь сидит рядом с сотрудником библиотеки и они вместе ищут информацию на одном экране. Пользователи могут посетить обучающий урок по поиску информации, что даст им больше независимости в будущих поисках нужных материалов.
14. Разноплановые библиотекари
Сегодня библиотекарь — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Сотрудник библиотек помимо своих прямых обязанностей, проводят различные исследования, ведут опросы, обучают, организуют праздники, встречи и многое другое. Нет предела совершенству.
15. Библиотека учит мастерству.
В библиотеку приглашаются специалисты для проведения мастер-класса. Мастерству обучают и иллюстрированные книги, которые шаг за шагом раскрывают секреты ремесла.
16. Место встреч
Библиотека сегодня предоставляет место для работы, чтения, свободного перемещения, а также групповых занятий. Часто друзья назначают встречу в библиотеке. Библиотека – это центр для саморазвития, образования и чтения, место собрания людей для культурного и духовного общения. Центр встреч с писателями, театр, место семейного досуга, проведение творческих конкурсов, мультимедийных презентаций.
17. Библиотека — это движущая сила позитивных перемен в обществе
Библиотекари надежные посредники между создателями и пользователями в 21 веке. Библиотека – это магазин идей, инноваций. Мы используем креативный подход, реализуя ожидания наших пользователей. Библиотека следит за своим имиджем и постоянно улучшает качество работы, находит различные формы для стимулирования к чтению. Кто ходит в библиотеку – повышает свой статус.
18. Библиотека – это информационный рай
Фонд библиотек насчитывает несколько тысяч экземпляров книг, большой выбор журналов и газет, используем и возможности Интернета.
19. В библиотеке царит гармония и красота
Каждый уголок в библиотеке оформлен с любовью, обилие цветов, свободное пространство вызывают положительные эмоции у пользователей.
20. Библиотека делает человека лучше
В библиотеке каждый может само реализоваться, обрести чувство собственного достоинства, веру в себя.
Источник
Пушкин – наше всё!: Выставки и др. материалы ко Дню рождения А. С. Пушкина
Уважаемые коллеги!
Читайте Пушкина, читайте,
И не живите днем одним.
С ним и любите, и мечтайте,
И размышляйте вместе с ним.
И светлой дружбой дорожите
Ее, как свет звезды, неся,
Как Пушкин, пламенно живите –
Жить нам без Пушкина – нельзя.
Накануне Всероссийского Пушкинского дня, который ежегодно отмечается в нашей стране 6 июня, предлагаю вашему вниманию материалы в помощь работе. Фотогалерея самых разных выставок, посвященных А. С. Пушкину – можно подсмотреть идеи для своей выставки; несколько разработанных выставок, полезные ссылочки.
Мысль о том, что «Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров.
Как древние греки узнавали себя в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, немцы — в сочинениях Иоганна Вольфганга Гете, французы — у Виктора Гюго, так русский человек находит себя в пушкинских героях — нередко в идеальном облике. Как заметил Николай Гоголь, Пушкин — «русский человек в своем развитии», «в нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Со временем Пушкин разошелся на цитаты, был принят в бытовой обиход. Его мысль пронизывает сознание представителей самых разных социальных групп и профессий. У деревенского мальчишки или студента, профессора истории или философии, лингвиста, писателя — у каждого свой Пушкин: кому-то интересны его сказки, кто-то наслаждается его лирикой или ясностью мысли, высказанной в прозе. Но одновременно он и один на всех. Почему?
Возможно, потому, что творчество Пушкина и его жизнь пришлись на время формирования отечественной культуры Нового времени, когда определились ее язык и ее будущность. Именно Пушкину предстояло завершить формирование литературного языка, начатое его предшественниками в XVIII веке. Как писал Иван Тургенев, «ему [Александру Пушкину] одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу».
Культура живет национальной памятью и вечно возобновляемым потоком традиции. В этом смысле Пушкин, с которым наша культура уже почти два века состоит в своеобразном диалоге, неизменно предстает в ней желанным собеседником, хотя не всегда обе стороны выступали как равноправные в этом диалоге.
В течение нескольких десятилетий после смерти Александра Пушкина в 1837 году многим казалось, что историческая роль поэта исчерпана и его следует отнести к разряду завершенных — классических — явлений литературы. Поэт Владислав Ходасевич позднее назвал это время «первым затмением пушкинского солнца». Критики утверждали тогда, что пушкинское творчество — значимая, но перевернутая страница истории, а Аполлон Григорьев, напротив, призывал присмотреться к Пушкину как к выразителю народной души.
Бурные 1860-е годы поставили перед поэзией новые общественные задачи, и уже поэт новой эпохи Николай Некрасов объявил Пушкина «собратом по борьбе за свободное слово». Следом разгорелся жаркий спор западников и славянофилов, в котором Пушкина представляли то носителем европейской культуры, то хранителем «русского духа», преодолевшим «иноземные влияния». Постепенно на передний план общественного сознания выступила «литература совести», устремленная к идеалу, взыскующая в слове писателя утешения и надежды. И вновь внимание общества обратилось к Пушкину — к тому, кто наиболее последовательно и определенно выразил этот нравственный идеал. В пространстве культуры станут эталонными и жизнь, и судьба, и слово поэта: «Оставь герою сердце! Что он будет без него? Тиран!»
Мог ли предвидеть Аполлон Григорьев, что в начале XX века перед лицом неминуемой гибели, краха старого мира поэты условятся перекликаться («аукаться») именем Пушкина «в надвигающемся мраке»? Мог ли представить Владислав Ходасевич, который и предложил в 1921 году отыскивать единомышленников, «своих», через отношение к Пушкину, что в лютые блокадные дни 1942 года в Ленинграде у дома на Мойке, 12, сойдутся несколько человек, чтобы 10 февраля отметить годовщину смерти Пушкина, и что единственно произнесенные тогда слова «Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо как Россия…», приобретут новый, всепобеждающий смысл?
Автограф А. С. Пушкина
Нет в нашей истории другого поэта, с которым общественное сознание так легко продолжало бы давно начатый разговор «по душам», так живо «аукалось». Причина тому не только в гениальности Пушкина–художника и мыслителя, но в гармоничной цельности его миросозерцания. Кажется, что его тексты содержат естественный отклик и точные ответы едва ли не на все вопросы, встающие перед человеком со дня его рождения до смерти. Пушкин для русского сознания — это и «смутное влеченье чего-то жаждущей души», и «сказка ложь, да в ней намек», и иронично-мудрое «чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом», но также и сердечное «веленью Божию, о Муза, будь послушна!» и пронзительное «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»!
Потому и остается он олицетворением всего того загадочного, что до времени хранит русская душа, всегда жаждущая приподняться над обыденностью и суетой повседневности. В свое время это остро почувствовал польский поэт Адам Мицкевич, когда 25 мая 1837 года, в канун 38-й годовщины со дня рождения Пушкина, не дожившего до этого дня, написал во французском журнале Le Globe: «Пуля, поразившая Пушкина, нанесла интеллектуальной России ужасный удар. Ни одной стране не дано дважды рождать человека со столь выдающимися и столь разнообразными способностями».
ФОТОГАЛЕРИЯ КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК
Абинская межпоселенческая библиотека.
Андреапольская ЦБС
Библиотека поселка Тоншалово.
В Национальной библиотеке Хакасии открылась выставка, посвященная любимым женщинам А.С. Пушкина.
Государственный университет управление, Москва. Выставка
«Вспоминая Пушкина».
Грачевская ЦРБ.
Детская библиотека 25.
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА г. АСИНО.
ДЕТСКИЙ ОТДЕЛ ЕЛЕЦКОЙ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ.
ДК н.п. Африканда.
«Звенит, он Пушкинский родник»
Карагинская межпоселенческая централизованная библиотечная система
КОЧЕТОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Луганский нац. университет. Научная библиотека. Выставка-открытка
МКУК МРБ г. Богородицк.
МКУК МЦБС г.Пласт. Выставка-досье.
МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА П. ЕЛАНЬ-КОЛЕНОВСКИЙ.
Науч.-техн. библиотека. Алтайский гос.-техн. университет.
Ногайский район, Дагестан.
Опочецкая районная библиотека им. А.С. Пушкина, Псковская обл.
Орловский район.
ПАРИЖСКОКОММУНСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Пушкин — навсегда.
Пушкин — светило рус. поэзии.
с. Большая Черниговка.
Саратовский университет, научная библиотека
Ставрополь. Библиотека мед. университета
Центральная библиотека, г. Кушва.
ЦБС г. Волгогдонска.
ЦБС Канавинского района Нижнего Новгорода.
ЦБС Мариинского района.
ЦДБ, г. Клин.
Централизованная библиотечная система Большеболдинского района
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА КУРЧАЛОЕВСКОГО РАЙОНА
Михайловка, библиотека №4
ЦГДБ им. Пушкина, Волгоград.
АФИШИ
Книжные выставки с разделами и цитатами
«Читайте сочинения Пушкина и поучайтесь примером великого поэта любить искусство, природу и родину».
Н.А. Некрасов
Название выставки: «Души прекрасные порывы».
Первый раздел — «Гордый Пушкин»
Эпиграф:
«Умолкни, ропот малодушный!
Гордись и радуйся, поэт!
Ты не поник главой послушной
Перед позором наших лет…»
А. Пушкин.
Второй раздел — «Сынам России слава!»
Эпиграф:
«Пушкин принадлежал к числу тех творческих гениев, тех великих исторических натур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, по тому самому уже не могут принадлежать только одному прошедшему».
В. Белинский.
Это раздел выставки — о Пушкине — историке.
Третий раздел — «Благородные рыцари».
Эпиграф:
«Береги честь смолоду».
Русская пословица.
Можно разместить книги:
«Повести Белкина
«Капитанская дочка»
«Руслан и Людмила»
«Братья—разбойники»
«Дубровский».
Название выставки «Мир великого поэта»
Выставка может состоять из шести разделов.
I. «…Пред солнцем бессмертным ума». А. С. Пушкин.
Эпиграф:
«…Ничто не оставлено им
Под солнцем живым без привета;
На все отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа».
Е. Баратынский.
«…подлинная мудрость—это гармония».
А. Пандзини.
Это раздел о Пушкине — мыслителе, мудреце и философе.
II. «Куда не достигнет меч законов,
Туда достанет бич сатиры»
А. Пушкин.
Эпиграф:
«И неподкупный голос мой
Был эхом русского народа».
А. Пушкин.
Политические стихи, эпиграммы, едкие мимолетные уколы между строк и резкие выпады против политических и литературных врагов.
III. «Друзей любить открытою душою…». А. С. Пушкин
Эпиграф:
«О память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной…»
К. Батюшков.
«Ты, Пушкин, — ветренный мудрец,
Наперсник шалости и славы…»
Е. Баратынский.
В этом разделе выставки могут быть собраны стихи о дружбе, о друзьях, минутах беззаботного счастья, стихи серьезные и веселые.
IV. «Я Вас любил гак искренно, так нежно…». А. С. Пушкин.
Эпиграф:
«И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может…»
А. Пушкин.
V. «…И пробуждается поэзия во мне». А. С. Пушкин.
Эпиграф:
«Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла;
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу»
И. Плещеев.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».
А. Пушкин.
В этот раздел войдут стихи о назначении поэта, о поэзии как деле его жизни.
VI. «Пушкин — наше все». А. Григорьев.
Эпиграф:
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!…»
Ф. Тютчев.
В этом разделе — книги, высказывания и цитаты о Пушкине, воспоминания о нем.
Также можно организовать небольшие книжные выставки:
«Мы прочитали и увидели…». ( Работы мастеров книжной графики и видение детей творчества А.С. Пушкина).
История одного стихотворения.
Формы и названия мероприятий по творчеству А. С. Пушкина можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Современность и Пушкин
Интересная история, связанная с изучением творчества А. С. Пушкина в современной школе
– Мам, нам сегодня сочинение задали! По сказке Пушкина.
– По какой? – спросила мама.
– Я же сказал: по сказке Пушкина.
– Но у Пушкина много сказок.
– Много? – растерялся Вася.
– А ты возьми ту, что больше нравится. Вот, например, о мертвой царевне и семи богатырях.
– О мертвой? – поморщился Вася.
– Что, он не мог о живой, что ли, написать?
Мать порылась на полке и протянула Васе книгу:
– Вот почитай.
– …Прочитал! – закричал Вася через полчаса. – Хорошая сказка! И главное, царевна ожила.
– Тогда бери тетрадь и пиши. Сначала составь план.
– План уже есть, – объяснил Вася. – Нам учительница дала.
– Вот и прекрасно, – сказала мама.
Вася перечитал план, погрыз ручку и написал: «Я читал много сказок А.С. Пушкина, но больше всего мне понравилась «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
На этом вступление было закончено. Дальше по плану нужно было рассказать о любимом герое. Но кто он, этот герой? На всякий случай Вася заглянул в учебник, потом снова в сказку.
– Мама! Кто же любимый?
– Какой любимый? – не поняла мама.
– Ну, кто мой любимый герой?
– Как кто? Тот, кто тебе больше всех понравился.
– А мне все понравилось! Может быть, царица?
– Царица! – ужаснулась мама. – Она же злая!
– Зато у нее зеркальце было. Говорящее.
– При чем тут зеркальце? Я бы на твоем месте написала о королевиче Елисее.
Теперь все стало ясно. Вася взял ручку и написал: «Больше всех мне понравился королевич Елисей. Он был сильный, ловкий, а также умный и добрый. И еще красивый. И не бросил свою царевну в беде». Оставался последний пункт плана.
– «Хочу ли я быть похожим на этого героя? За что?» – прочитал Вася.
– Мама! – крикнул он. – За что я хочу быть похожим на королевича Елисея?
– Ну уж нет! – рассердилась мама. – До Елисея тебе далеко! Тот был настойчивым и сам все решал. А ты двух строчек самостоятельно написать не можешь.
Вася подумал и написал: «Я хочу быть похожим на королевича Елисея за его настойчивость и решительность в достижении цели».
Складывая учебники в портфель, Вася подумал: «Интересно, Пушкин эту сказку сам написал или ему мама помогала?»
Источник