Грех и польза от вина

Грех и польза от вина thumbnail

Грех и польза от вина

    

Современные православные христиане знают, что Церковь не
возражает против умеренного потребления вина. Есть масса
высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что
виновато не вино, а неумеренное потребление оного.

Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна;
вино есть дар Божий, а неумеренность – изобретение
диавола». (Святитель Иоанн Златоуст).

Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых
отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть
даже и умеренно.

Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное
отношение к потреблению спиртного:

– Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится,
лишь бы мне водки попить.
– Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну
водочки.
– Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет,
пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не
трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи,
что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве
я сторож брату моему?
– Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки.

Кто придёт более оправданным?

Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле
на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я
показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение,
что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и
покачиваясь вышел из храма.

Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт,
а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу
своей правоты находятся. Например, только ленивый не
вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь
превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе
Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало
вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится
в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи
отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве
вина и о людях, которые не привыкли напиваться до
положения риз.

Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом
Завете вино было символом земной радости, – «вино
веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом
Завете вино становится символом духовной радости. Иисус
Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в
церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется
единство мужа и жены. Во всём есть смысл.

Можно представить, что будет, если в наше время на свадьбе
не хватило бы вина. Получится примерно так, как в фильме
«Осенний марафон»: «Вчера, после грибов
пообедали – не хватило! В гастроном – не хватило! Опять
поехали – а там эти… дружинники».

Давайте скажем честно, хочется выпить – да пожалуйста,
никто ведь не запрещает. Так в чём дело? Но обставляется
это своё хотение так, как будто сам Христос повелел
выпить. В Писании и у святых отцов говорится только о
вине. Действительно, вино – дар Божий. А как быть с другим
алкоголем, например, водкой, самогонкой, или алкогольным
коктейлем Ягуар? Это тоже всё дар Божий? Говорим, что вино
и Иисус Христос пил, а подразумеваем, что умеренно пьющие
люди могут тоже потреблять алкоголь, не афишируя его
название. Лукавство, да и только.

Апостол Павел писал Тимофею: «Впредь пей не одну
воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и
частых твоих недугов».(1 Тим.5,23). А раз апостол
сказал, выполнять надо, сегодня мы все Тимофеи. И
выполняем. Правда, пьём не вино, а всё подряд, не немного,
а сколько захочется, а про желудок и не вспоминаем. Но
апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об
ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и
не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или
соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но
выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол
предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не
соблазнить своего немощного брата.

Блаженый Феофилакт Болгарский так толкует это место:
«Ты, говорит, принуждаешь брата есть то, чего он не
осмеливается есть, а я говорю, что ты должен
воздерживаться от всего, что соблазняет брата, не потому,
что это зло (ибо все чисто), но потому, что это
соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен;
ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как
легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим
привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно
немощному».

Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек
способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же,
кто так его угостил, становится участником и всех его
беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял
бы».

Многие из нас могут вспомнить в своей жизни случаи, когда
мы, выпивая спиртное, соблазнили другого человека. Утром
на работу не пришёл наш коллега, оттого, что после
вчерашнего совместного вечера не смог остановиться. Кто из
нас сможет честно сказать, что он ни при чём? Грех не в
том, что мы выпили вина, а в том, что мы соблазнили брата.
Сделав вред другому, мы автоматически сделали вред
себе.
Где находится та грань, которую мы перейдя, соблазнили
другого?

Апостол Павел говорил, что Церковь есть Тело Христово.
Хотим мы или не хотим, но мы распространяем на других
самого себя как в хорошем, так и в плохом смысле.

Конечно, можно соблазнить своего немощного брата не только
вином. Под эти слова «и не делать ничего
такого» можно подвести почти всё, из чего состоит
наша жизнь. Но есть две большие разницы, как говорят в
Одессе.

Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в
котором ему легче соблазниться. Как пишет святитель
Василий Великий: «Вино само себя ведет к большему,
оно не удовлетворяет потребности, но делает неизбежною
потребность другого питья, воспламеняя упившихся и
непрестанно возбуждая к большей жажде. Но когда думают,
что у них желание пить неутолимо, тогда испытывают
противное тому, чего желали».

Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все
рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже
прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям.
Например: «Вина горячительного и прочего хмельного
питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить
пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но
замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель
Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но
всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к
воспитанию семинаристов.

Читайте также:  Чабрец и его польза для мужчин

Было время, когда мы встречались отпраздновать чей-нибудь
день Ангела. На столе алкогольных напитков вообще не было,
потому, что один из нас злоупотреблял спиртным. 20 человек
отказывались на время от алкоголя ради одного своего
товарища. Так нам сказал наш духовник. Здесь всё понятно.
Но часто бывают ситуации, когда мы не знаем об алкогольной
зависимости окружающих нас людей. Как поступать
православному человеку, а в особенности воцерковлённому, в
таких случаях? Каждый решает сам, в меру своего разумения,
в меру своего понимания ответственности перед другими. Мы
не виноваты, что выпили вина, но не виноваты ли мы, когда
наш личный пример потребления спиртного соблазнил другого?

Ещё об ответственности за тех, кого можно соблазнить или
уже кого соблазнили: «Видел я одного человека,
которому передал другому свою греховную привычку; потом
уже пришедши в чувство, начал каяться, и отстал от греха;
но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние
его действительно не было». (Святитель Иоанн
Лествичник).

«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой
начинается упивание? Христианам скорее идет – совсем не
пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания.
Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь
влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того
развеселение плотское развевает мысли и расшатывает
нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в
такое опасное положение? Особенно когда сознается, что
всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком
не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром,
а то еще с приплатою? – Так, строго судя, винопитие совсем
должно быть изгнано из употребления из среды
христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл.
Ефесянам, 5,18).

Если строго судя, то винопитие должно быть изгнано. А если
не строго, то можно и разрешить выпить, учитывая слабость
человеческую? Но тогда придётся признать свою немощь,
нежелание или неспособность хоть к какому-то ограничению.
Если этого не можем, то достаточно не раздражаться
проявлением трезвости у окружающих, не показывать по
возможности своё винопитие другим. Одно это уже будет
подвигом. Если и этого не можем, то хотя бы вслух не
показывать своего раздражения, не называть трезво живущих
людей трезвоголиками и бывшими алкашами. Ведь, если
культурно пьющего раздражает даже упоминание о трезвом
образе жизни, то это значит, что он сам уже зависим или от
вина, или от мнения выпивающих людей. Если и этого не
можем, то хотя бы потом, наедине с собой, задуматься о
словах Феофана Затворника.

«Подкрепляйте себе наперед душевными питаниями,
совершая трезвенно и бодренно уставные службы и священные
молитвы, а потом, по причине трудности работ, и телесными,
– хлебом, вареными овощами и вином в мере положенной. Это
для не крепко здоровых. У кого же есть желание
воздерживаться, – благодарение Господу! – пусть
воздерживается. Но ни пиющий да не смущается, будто
падающий; ни не пиющий да не надмевается, будто великое
что делающий: ибо брашно нас не поставит пред Богом
(1Кор8,8), особенно если при этом тщеславимся. Что юным
пригодно не винопитие. Кто станет противоречить? Но и для
всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом. Я
впрочем намеренно некиим попускаю пить вино, по уставу,
для смирения помысла их, – не на всегда, а на
время». (Преподобный Феодор Студит).

Мне было 16 лет, когда мой дальний родственник, сильно
пьющий, вдруг бросил пить совсем. И он с таким презрением
и осуждением говорил о напившихся, которых мы тогда
увидели, что я это очень запомнил. Позже он всё-таки
сорвался, так и спился совсем и умер.
Человеку, ведущему трезвый образ жизни, но далёкому от
Церкви, очень тяжело удержаться от осуждения пьющих людей.
«Кто судит и осуждает, тот то же самое после
натворит». (Преподобный Амвросий Оптинский).

Преподобный Феодор Студит в 91-ом слове пишет даже такое:
«Воздерживающийся от вина Духа Святого носит в себе.
Пиющий воду облекается в одежду умиления».

Совсем не значит, что православные христиане, не пьющие
вина, носят в себе Святого Духа. Но при прочих равных
условиях у них всё же больше шансов добиться такого
устроения, что Дух Святый будет с ними. Ибо невозможно
«одновременно и наполняться духом и вином».
Святитель Игнатий Брянчанинов приводит слова преподобного
Исаии, египетского отшельника, что «любящие вино
никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования,
чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты,
возможной только при постоянной трезвенности».

Эта статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед
самим собой. А кому, как не православному христианину
стремиться к этому? Если он честен перед самим собой, то и
перед Богом не будет лукавить.

Источник

Уважаемые Читатели -Это статья для разумных людей,и для тех кто считает Бога единым.Большая просьба к атеистам,экстремистам, фашистам ,и просто к глупым людям оставьте свое мнение при себе.

Если статья понравилась ставьте лайк

Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят тексты из Библии

Россия и другие страны захлестнуты пороками. Как следствие: трагедиями и болезнями из-за повсеместного распространения наркотиков, включая пиво и вино.

СМИ периодически сообщают о тяжелых авариях, совершенных православными священниками, бывшими за рулем дорогих авто. О том, что 60% священнослужителей регулярно употребляют алкоголь… Что разрушает и их, и Святую церковь, и общество. Многие оправдывают грех употребления алкоголя, его рекламу и продажу, ссылаясь на Библию.

Надеемся, что этот материал вдохновит всех и прежде всего тех кто считает себя православными на возвышенную, счастливую, здоровую и успешную жизнь которую в свою очередь практически невозможно достигнуть без полной трезвости.

О ВИНЕ В БИБЛИИ

Часто у людей, изучающих Библию, возникают противоречия в отношении упоминания вина в Священном Писании.

С одной стороны, в Библии можно встретить упоминания о том, что употребление вина порицается: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное» (Притчи 23:31-32).

Читайте также:  Каштаны польза и вред рецепты

С другой стороны, мы видим одобряющие и благословляющие вино высказывания: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27:28).

МОЖЕТ ЛИ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ОДНОВРЕМЕННО И РЕКОМЕНДОВАТЬ, И ОСУЖДАТЬ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ?

Протоиерей Григорий Григорьев, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Иоанна Предтечи, поселок Юкки Ленинградской области:

!Если мы возьмем Пятикнижие Моисеево (Тора), то слово «вино» в «Торе» встречается 250 раз. Слово «вода» – 220 раз, слово «хлеб» – 200 раз.

И здесь может показаться, что хлеб и воду в то время реже принимали в пищу, чем вино. И если в Библии постоянно говорится о вине, то, следовательно, его очень полезно было пить?

Дело в том, что в еврейском языке было 13 еврейских слов, которые мы перевели на русский словом «вино». Из этих 13 еврейских слов только три имели отношение к алкоголю, а 10 означали разные формы сохранения виноградного сока».

О том, что в Библии нет противоречий в упоминаниях о вине, дает авторитетный комментарий священномученик Владимир Богоявленский, который в начале XX века занимал главные кафедры Русской Православной Церкви – Московскую, Петербургскую и Киевскую.

В своем докладе, сделанном в 1912 году, он объясняет, что под словом «вино» в Библии подразумевается как перебродивший, так и обычный виноградный сок. И когда Писания говорят одобряющие слова о вине, речь идет о не перебродившем виноградном соке.

А там, где мы видим проклятия и запреты на употребление вина, речь идет о перебродившем виноградном соке, т.е. об алкогольном вине. Таким образом, кажущиеся противоречия мгновенно устраняются.

Например, в книге пророка Иеремии, в 48 главе, мы читаем: «Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями». Очевидно, что в точилах, в виноградном прессе, не могло быть алкогольное вино. Там мог находиться именно сок, который только что был выжат из винограда.

Протоиерей Илья Шугаев, кандидат богословия, настоятель храма Михаила Архангела, г. Талдом Московской области:

«Разделение терминов приводит к тому, как говорит священномученик Владимир, что мы не находим в Библии ни одного случая, где бы благословлялось опьяняющее вино».

Протоиерей Григорий Григорьев:

«Если мы действительно правильно оценим Библию, то Библия – это книга о трезвости. И книга о том, что даже однократный прием вина приводит к очень плохим последствиям. Например, как было у Лота, как было у Ноя, и как было у многих библейских персонажей, которые один раз попробовали, и потом всю жизнь вымаливали свои грехи у Господа Бога»

В лингвистическом понимании еврейское слово «яин», латинское «винум», английское «винеу», означающие вино, исторически указывали как на алкоголь, так и на обычный виноградный сок. Например, англо-британский словарь, опубликованный в 1708 году, дает такое определение вину: «Вино – напиток, сделанный из виноградного сока или других фруктов; напиток, другими словами, сок, муст, виноградное сусло, сладкое вино, недавно выжатое из винограда».

Древнегреческий философ Проклус в своей аннотации на книгу Гесиода «Труды и дни» называет свежевыжатый сок винограда вином: «Гроздья были, прежде всего, повернуты к солнцу на протяжении десяти дней, затем – в тени на десять дней, и, наконец, они топтали их, выжимая вино». Эти примеры показывают, что до нашего времени слово «вино» обозначало как перебродивший виноградный сок, так и обычный, свежий.

Роман Валерьевич Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:

«Традиционно принято считать, что винопитие, изготовление вина было характерной чертой культуры древней Греции и древнего Рима. Все уверены, что древние греки только и делали, что пили вино и даже, якобы, детей этим вином поили. То есть, для нас с вами вино – это алкогольное изделие, в котором есть определенный градус, достаточно высокий, тогда как для греков вином, в первую очередь, был виноградный сок, даже в том случае, если этот сок не подвергался дополнительной переработке»

Распространенное заблуждение, что в древнем мире пили только алкогольное вино, базируется на том, что в те времена, якобы, было невозможно сохранить виноградный сок иным способом, кроме как его сбраживанием.

В Древней Греции называли вином сок из винограда, как только что выдавленный, так и сок, который хранился в течение какого-то времени. Что же касается римской истории или, во всяком случае, эпохи эллинизма, мы знаем достоверно, что они уже открыли к этому моменту способ длительного хранения виноградного сока путем кипячения.

На самом деле проблемы, с которыми сталкивались в древности при сохранении перебродившего сока, алкогольного вина, были достаточно велики: оно окислялось, появлялась плесень, плохой запах».

В то же время сохранение виноградного сока без брожения было относительно простым процессом: сок выпаривали на огне до состояния сиропа. Древнеримский автор Луций Колумелла, 70 год до н.э., в своем трактате «О земледелии» объясняет: «Чтобы обеспечить сохранение сока, люди помещают муст в свинцовые сосуды и путем кипячения уменьшают его на четверть, другие – на треть».

Генри Хомес, американский исследователь в Константинополе, в своей статье о вине приводит такой пример: «Простой виноградный сок без добавления каких-либо нейтрализующих средств против окисления, кипяченый от четырех до пяти часов, уменьшался на одну четвертую своего объема. После кипячения его вливают в глиняные емкости, плотно закрывают кожей, чтобы не было доступа воздуха. Обычно, не имея никакого опьяняющего свойства, его свободно употребляют как мусульмане, так и христиане. Некоторые кувшины, которые я лично держал в руках, уже сохранялись в течение двух лет, не испытывая никакого изменения».

Когда люди пытаются оправдать употребление алкоголя, они чаще всего приводят такие примеры из Библии: 103 псалом Давида из Ветхого Завета, где сказано, что вино веселит сердце человека; первое чудо в Кане Галилейской, описанное в Евангелии от Иоанна, когда Иисус воду превратил в вино; совет апостола Павла апостолу Тимофею употреблять немного вина, упоминаемый в послании к Тимофею. Давайте посмотрим, о чем на самом деле говорится в этих текстах:

Ветхий Завет, Псалтирь, псалом 103: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».

Читайте также:  Польза витаминов для детей осенью

Протоиерей Илья Шугаев:

«На самом деле в этом 103 псалме описывается замечательное творение Божие. Псалмопевец Давид обходит взглядом все окружающее и говорит: «Как прекрасно Господь сотворил мир».

И в том числе упоминаются те самые три священных продукта: вот хлеб, который укрепляет сердце человека, вот елей, которым можно умастить лицо, и вот вино, которое веселит сердце человека. Еще раз, почему веселит? Да потому что виноград – это замечательный благодатный продукт, которым питается еврейский народ.

Очевидно, что в этом тексте псалмопевец Давид, выражая благодарность Господу, описывает природу вокруг себя, и словом «вино» называет виноградную лозу (слова «произращаешь» и «произвесть из земли» прямо указывают на виноград как на растение). Было бы неправильно трактовать этот стих, предполагая, что сердце пророка Давида наполняется весельем от опьянения.

И еще, чтобы закончить тему, что веселит в вине сердце человека – точно не алкоголь, могу привести еще один пример. В Книге Судей, глава 9, говорится: «Сок веселит сердце человека». Виноградный сок веселит сердце человека.

На брачном пире в Кане Галилейской Иисус из воды сделал «хорошее вино». В римском мире в новозаветное время самые лучшие вина были те, в которых опьяняющее свойство устранялось кипячением. К примеру, Плиний в трактате «Естественная история» говорил, что «хорошее вино – это вино, лишенное опьяняющего свойства». Подобным образом Плутарх указывает, что вино «намного более приятное, чтобы пить», когда оно «не воспламеняет мозг и не влияет на ум или страсти».

Протоиерей Илья Шугаев:

«Поэтому, когда мы говорим о том, что Господь сотворил вино для тех, кто были на этом пиру, конечно же, однозначно мы говорим, что это было не опьяняющее вино, то есть виноградный сок. Господь не мог находиться в собрании, где люди предаются греху. Думать так, что он оставался там, и, тем более, был причиной их опьянения – абсолютно кощунственная мысль.

Часто в качестве аргумента, что Иисус превратил воду в алкогольное вино, приводят 10-й стих второй главы Евангелия от Иоанна: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».

Но подразумевать под словом «напьются» алкогольное опьянение – это просто результат современных дурных социальных привычек и стереотипов. Как раз именно этот стих и доказывает, что Иисус превратил воду в неперебродивший виноградный сок, который в те времена и называли «хорошим вином».

Еще одним распространенным примером из Библии, якобы оправдывающим употребление алкоголя, является совет апостола Павла апостолу Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов».

Для некоторых людей этот текст означает, что алкоголь сам по себе не представляет никакой опасности для здоровья. Другие же это место воспринимают прямой рекомендацией употребления алкоголя».

Протоиерей Игорь Бачинин, кандидат педагогических наук, магистр богословия:

«Иной раз говорят еще о том, что апостол Павел Тимофею говорит, что ради немощей своих телесных ты пей немного вина. Здесь как раз говорится не об алкогольном вине, опьяняющем человеческий ум веществе, а говорится именно о винограде как о целебном продукте, дающем человеку силу для жизни, являющимся лекарством для человеческой немощи.

Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире не перебродившего безалкогольного вина для медицинских целей. Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» («Софисты за обеденным столом») пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который поразительно подобен совету апостола Павла.

Комментируя слова апостола Павла «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд», Святитель Феофан Затворник говорит: «Не упивайтесь вином, говорит апостол. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет: совсем не пейте. Огонь в кровь влагается и малым количеством вина. И прибывши от того развеселение плотское развивает мысли и расшатывает нравственную крепость. Итак, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

Часто краеугольным камнем в вопросе отношения христианской традиции к алкоголю является вопрос причастия. Но если внимательно посмотреть на историю появления этого обряда, то все противоречия уходят.

В прежние времена для причастия можно было брать виноградный сок только этого года, то есть не забродившее вино. Если он сохранялся как сок в течение всего года, до следующего урожая винограда, то причащали соком.

Если же он начинал бродить – такое тоже могло произойти, например, по причине недостаточной стерилизации самого сока, или если он заливался в уже использованные ранее мехи, в которых мог появиться грибок, – то приходилось до нового урожая пользоваться тем, что есть, то есть забродившим виноградным соком.

Содержание алкоголя в таком вине было около 8%. Поскольку этот сок забродил, в чистом виде использовать его для причастия не могли, и тогда, чтобы удалить спирт из этого сока, его, во-первых, всегда разбавляли минимум пополам, а во-вторых, обязательно добавляли еще и кипяток.

При этом значительная часть алкоголя испаряется (температура испарения спирта – около 78˚С). В итоге в этом вине оставалось не более одного процента алкоголя.

Таким образом, в христианстве изначально нет и не могло быть места алкоголю»

Протоиерей Григорий Григорьев:

«Если мы вообще возьмем жития святых, например, Дмитрия Ростовского, в его двенадцати томнике описано 2000 житий святых. Из этих святых, где мы в принципе находим хоть какое-то упоминание об их отношении к алкоголю, практически все вообще ни капли не принимали и категорически призывали к трезвости. И в первую очередь это были основоположники монастырей, в том числе, это были и Сергий Радонежский, Александр Свирский. То есть, все русское монастырское духовное движение было основано на трезвости».

Протоиерей Игорь Бачинин:

«Если кто-то, может быть, из священников или мирян в настоящее время это не знает и может сказать о том, что надо употреблять вино, ссылаясь на тот или иной текст Священного Писания, я думаю, что в этом случае человек, как правило, оправдывает свое личное отношение к этому веществу, и к церковной позиции оно не имеет никакого отношения»

Источник