Групповые занятия с детьми польза
Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.
Тревога за развитие
Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: “Посетив наши занятия… пройдя программу нашего центра… ваш ребенок достигнет… сделает… сможет…”. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.
Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и “не разовьется”, и “никем не станет”.
Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.
Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?
Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.
Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?
Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.
Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.
Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип “все лучшее — детям”. В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.
На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:
— Что у вас в среду?
— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.
— А в четверг?
— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.
И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.
Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.
С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной “диеты”. Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — “методом вычитания”. Как это может выглядеть?
Время на игру
Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.
А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье “гиподинамия”.
Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.
Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников “левополушарным” занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.
Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых “дивидендов” в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.
Время переварить информацию
Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.
Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.
И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами “заучившихся” подростков.
Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.
Отсутствие мотивации: на что оно влияет?
Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него “автоматически срабатывающую систему предохранения” — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.
А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.
Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс “нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше”.
Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.
И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.
Дети и усталость: что дальше?
Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!
“Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут”.
Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.
Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.
Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями “фору”? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?
Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.
Нагружать или не нагружать?
Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь… Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:
- если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
- если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
- если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
- уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
- составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы “проецируетесь”, то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.
Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!
Нужны ли детям внеурочные занятия, кружки и тематические школы?
Споры часто возникают при обсуждении темы дополнительных занятий. Многие родители боятся «дурного влияния» свободного времени, когда ребенок может оказаться в «плохой компании» или просто вырастет лентяем. По этой причине они стараются загрузить ребенка разнообразными дополнительными занятиями – иностранным языком, спортом или танцами, считая, что принесет пользу его развитию. Однако, свободное время – это еще и личное пространство, которое тоже должно быть у каждого человека.
Конечно, избыток свободного времени может сыграть злую шутку. Ребёнок, предоставленный самому себе, способен найти «развлечение», которое принесёт проблемы. Поэтому дополнительные занятия могут стать хорошей защитой от пагубного влияния улицы. Но как найти золотую середину? Попытаемся разобраться.
Какими должны быть дополнительные занятия?
Живое общение и правильный отбор информации пойдёт на пользу любому ребёнку при условии, что носителем такой информации становится человек. Таким человеком может стать тот, кто будет вести кружок или станет учить танцам или иностранному языку.
Дополнительные занятия должны отличаться от школьных уроков. Если школа даёт базу для поступления в учебные заведения, то дополнительные занятия, скорее, направлены на расширение кругозора. От преподавателя на дополнительных занятиях зависит, расширятся ли интересы ребёнка. Сочетание школьных предметов и дополнительной информации может принести отличный результат. Ребёнок способен увлечься тем, что прежде для него казалось сухими науками. В качестве примера можно назвать книгу «Занимательная физика» Якова Перельмана. Её рекомендовали не для изучения на уроках физики, а именно для дополнительного изучения законов физики. Рисунки и наглядные эксперименты не могли оставить равнодушными детей. Тайны раскрывались буквально на глазах.
Такую же функцию выполняли журналы: «Техника – молодёжи», «Моделист-конструктор» и другие. Журнальные статьи увлекали и «отправляли» в ближайшую библиотеку для получения расширенной информации по заинтересовавшим вопросам. Многих школьников такие журналы привели в авиамодельный кружок. Появились навыки в сборке моделей. И пусть это не профессиональные навыки, но они сослужили добрую службу, нужные любому подростку мужского пола.
Польза дополнительных занятий
На дополнительных занятиях дети могут научиться извлекать пользу для себя. Ведь на таких кружках отсутствует «опасность» вызова к доске, есть возможность уточнять у преподователя непонятные моменты по ходу объяснений. Можно творить в буквальном смысле слова и наслаждаться новыми познаниями. Дети уравнены в своих стремлениях. Здесь нет «отличников» или «двоечников». Дети легко вовлекаются в игру или разбор предложенного материала, основываясь на своих знаниях.
К положительному моменту может быть отнесена благоприятная эмоциональная сторона. Крики с места и смех создают непринужденную обстановку для умственной работы. Она становится стимулом для продолжения самообразования. Ведь конечная цель дополнительных занятий – это научить ребёнка учиться.
Кружки кружкам — рознь
Если речь идёт о дополнительных занятиях по школьным предметам, то картина может представляться иной. Дело в том, что помощь в выполнении домашнего задания отличается от занятий танцами. В примере с выполнением домашнего задания дополнительные занятия будут иметь вполне определённую направленность – доведение до полного понимания темы. На эту работу могут быть потрачены часы. И если результат не был достигнут, то занятие можно повторить. Ребёнок будет постепенно понимать школьную программу. Разный уровень умственных способностей подразумевает разное отношение с ребёнком. Кому-то достаточно нескольких часов, чтобы усвоить материал. А кто-то будет теряться и дальше, пройдя материал несколько раз.
В случае же с танцами ребёнок будет повторять движения или танцевальные па до тех пор, пока не устанет. Нагрузка на мышцы никак не будет воздействовать на умственные способности. Но польза от занятий танцами все равно будет. Развивающемуся организму требуется нагрузка и движения. Именно в движении происходит становление детского организма.
Дополнительные занятия могут стать новым миром для ребёнка. Скучные монотонные уроки с определённой последовательностью выполнения заданий будут компенсированы другим направлением деятельности. Смена классного помещения на другую аудиторию могут располагать к изменению отношения к школьным предметам.
Вред от дополнительных занятий
В дополнительных занятиях есть и негативная составляющая. В современном мире, когда ритм жизни увеличивается практически каждый день, нагрузка на ребёнка так же увеличивается. С каждым годом прибавляется количество уроков и объём изучаемого материала. По шесть – восемь уроков для учеников средней школы стало нормальным явлением. Дети уходят в школу утром и возвращаются вечером. И даже учатся по субботам. При таком плотном графике уроков выкроить время для дополнительных занятий становится проблематично.
Но многие дети идут на дополнительные занятия прямо после школы. Получается, что отдыхают они по дороге к месту проведения дополнительных занятий. Ребёнок дышит свежим воздухом и может свободно поболтать со своими сверстниками только в этот промежуток времени. При такой нагрузке времени для свободного отдыха не остаётся. Ребёнок вовлечён в нужные дела всю световую часть дня, а ведь ему хочется поиграть со сверстниками, посидеть перед телевизором или просто погулять.
Такие дети должны следовать строгому распорядку дня, не отклоняясь ни на минуту. А родители контролируют их с помощью телефона. Рано или поздно может произойти срыв. У детей, как и взрослых может наступить хроническая усталость. А это уже диагноз.
И как бы ни старались родители объяснять ребёнку, что такова жизнь и следует привыкать к такому ритму с детства, ребёнок остаётся ребёнком. Ему хочется игры и свободы. Поэтому родителям следует задуматься над его загруженностью. Они способны скорректировать деятельность своего ребенка так, чтобы в его расписании было время и для занятий и для отдыха.
Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка Ал.Ичский. Если у вас есть интересный опыт школьной жизни и вы хотите им поделиться на страницах нашего канала — свяжитесь с нами.
Хочу поделиться с вами групповой развивающей программой для детей от 10-12 лет. Авторы программы Татьяна Мазуренко и Анна Волосенко. Программа направлена на развитие самостоятельности, ответственности и инициативности у детей. В предлагаемом практическом материале упражнения для младших подростков состоят из нескольких модулей: «Принадлежность к группе», «Личностные качества», «Самопознание», «Развитие креативного мышления».
Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.
Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»
Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?
Упражнение «Знаки поведения»
Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.
Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.
Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).
Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания — так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их — сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.
Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.
Ключ к приобретению этого навыка — оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.
Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».
Анализ упражнения
— Какое правило понравилось больше всего?
— Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
— В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
— Могут ли правила быть нашими помощниками?
— Чему вы научились?
— Какие правила будете использовать?
Упражнение «Я рад с тобой общаться»
Цель: развитие навыков сотрудничества
Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.
Анализ упражнения
— Помогает ли это упражнение быть дружнее?
Упражнение «Настроение группы»
Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.
Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.
Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.
Упражнение «Мое качество»
Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.
Инвентарь: мягкая игрушка.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся — веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.
Анализ упражнения
— Как вы думаете, что дает это упражнение?
— Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
— Что нового вы узнали о себе?
— Что нового вы узнали о других?
Упражнение «Портрет»
(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)
Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.
Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.
Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.
Инициативность — это…
Ответственность — это…
Самостоятельность — это…
Например:
Инициативность — это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.
Ответственность — это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.
Самостоятельность — это умение сделать что-то своими силами, самому.
Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: — Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:
- на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
- при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).
После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.
Вопросы для обсуждения
- Как вы отбирали качества?
- Легко ли было договориться друг с другом?
- Узнали ли вы в себе новые качества?
- А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?
Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.
Рисование «Я самостоятельный человек»
Цель: расширение представлений о личностных качествах.
Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.
Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я — самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.
Анализ упражнения
— Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
— Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?
Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.
Упражнение «Мои успехи»
Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.
Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.
Анализ упражнения
— Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
— Трудно ли было рассказывать о своих успехах?
Упражнение «Из чего же сделан я»
(Модификация упражнения М. Кипниса)
Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.
Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.
Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»
Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.
Анализ упражнения
— Трудно ли было выбирать предметы?
Упражнение «Разные способы запоминания информации»
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).
Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).
А теперь ответьте на вопросы:
— Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
— Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?
Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Представь слово»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.
Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.
Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.
Анализ упражнения
— Кто запомнил наибольшее количество слов?
— Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.
Упражнение «Найди различия»
(Модификация упражнения Ч. Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.
Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).
Инструкция.
- Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача — сказать, какой из этих предметов отличается от других.
- Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане — разное количество жидкости), ваша задача — сказать, в каком стакане воды больше.
- Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.
Анализ упражнения
— Легко ли было выполнять задания?
— Кому удалось заметить большое количество отличий?
Упражнение «Информированные карточки»
(Модификация упражнения Ч.Фуллер)
Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.
Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.
Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.
Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне — столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.
Анализ упражнения
— Интересно ли было выполнять задания?
— Понравилась ли эта игра?
— Что нового вы для себя узнали?
— Что будете использовать?
Упражнение «Учимся планировать свою неделю»
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.
Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.
Вопросы для обсуждения
— На что ушло больше всего времени?
— На что времени не хватило?
— Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
— Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.
Упражнение «Учимся планировать свою неделю» — 2
Цель: формировать умение планировать свою неделю.
Вопросы для обсуждения
— Удалось ли выполнить намеченный накануне план?
Если да, то:
— Оцениваете ли этот день как более успешный?
— Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
— Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?
Если нет, то:
— Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
— Зависит ли это от вас?
— Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?
Упражнение «Уверенное поведение»
Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.
Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?
Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.
После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.
Вопросы для обсуждения
— Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?
— Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?
— Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?
— Как выглядит уверенный человек?
— Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?
Упражнение «Визитная карточка»
Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.
Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.
Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
— Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
— Чем отличается текст визитной карточки от других?
Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.
Задание 2
1. Представьте себя… кем хотите.
2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.
Вопросы для обсуждения
— Понравилась ли игра?
— Легко ли было придумывать визитную карточку?
— Нравится ли тебе твоя визитная карточка?
Упражнение «Карнавал»
Цель: развитие фантазии, умения общаться, развитие оптимистичного отношения к жизни.
Инвентарь: картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, рулон бумаги.
Инструкция. Представьте себе, что вы жители сказочного города. И в этом сказочном городе проходит карнавал. Нужно придумать и сделать маску или костюм для карнавала.
Когда для карнавала все будет готово, из рулона бумаги (обоев) делается длинная дорожка и дети представляют свои карнавальные костюмы и маски.
Упражнение «Расскажи, что понравилось»
Цель: вербализация полученных детьми навыков, рассказ группе о том, чему научились на занятиях.
Инструкция. Расскажите, что вам понравилось больше всего на занятиях? Где и когда вы можете применить полученные знания и умения? Где можно использовать новые модели поведения. Для чего мы занимались все вместе? Пригодится ли вам в будущем то, что вы узнали на прошедших встречах?
Информация для ведущего. Очень важно проговорить с детьми те конкретные ситуации, где можно использовать новые модели поведения. Ребенок далеко не всегда может сам перенести новый навык в свою деятельность.
Упражнение «Мои комплименты всем»
Цель: развитие навыков сотрудничества.
Инвентарь: кружки диаметром 3 см каждому участнику.
Инструкция.