Характеристика формулы польза прочность красота

Характеристика формулы польза прочность красота thumbnail

Когда-то, уже не помню, когда это произошло, я узнал об архитектурном каноне известного римского ученого Марка Витрувия Поллиона. Я был поражен его простой и полнотой одновременно. Конечно, его основной труд «Десять книг об архитектуре» говорит об очень многом, но три простых, казалось бы, пункта: польза, прочность и красота — ставят все необходимые вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к технологической стороне вопроса.

  • Польза – то есть какое назначение, для чего создается то или иное здание?
  • Прочность – что позволит ему простоять достаточно долго, для выполнения своего назначения?
  • И красота, как необходимый, на мой взгляд, элемент гармонии, эстетики, без которого творение потеряет нечто очень ценное, преображение того, кто соприкасается с ним.

Современное типовое строительство XX века, к сожалению, наполнило мир, однотипными, безликими городами, лишенными индивидуальности, где нет места прекрасному. А это, в свою очередь лишает жителей и внутреннего эстетического чувства. В таком городе не хочется смотреть вверх, вглядываясь в наследие, оставленное потомками в камне или дереве. Поэтому именно эти три пункта в совокупности полностью отражают все необходимые вопросы архитектуры. Еще раз уточню, что, конечно, именно в изначальном, идейном плане. Без которого любая создаваемая форма не будет иметь смысла.

Но поражает меня не только это! Как человека, влюбленного в античную культуру и философию, меня восхищает универсальность моделей, созданных антиками. Как пифагорейцы, обращаясь к законам математики, находили методы работы со своей душой и управлению государством, великие греческие драматурги посредством искусства помогали постичь законы мироздания. Так и Витрувий дает нам возможность на основе его правил в архитектуре увидеть некоторое модели, которые мы можем использовать в нашей повседневной жизни, чтобы сделать ее более наполненной и осмысленной.

Как, давайте посмотрим чуть позже. В первую очередь, мне кажется, важно сказать, почему! И здесь ответ находится на поверхности. Потому, что вопрос познания мира и самого себя был одним из самых актуальных для древних. А отсюда, какой бы деятельностью они не занимались, она всегда была прежде всего ответом и на этот главный вопрос познания.

Если заглянуть в начало «Десяти книг об архитектуре», то уже в самом вступлении книги, где вроде бы должно быть описано, только как проектировать и строить, Витрувий в очень объемном вступлении перечисляет огромное количество пунктов о качествах и знаниях, которыми должен обладать архитектор. Среди них понятные для профессии архитектора: геометр, оптик, математик. Но также и художник, историк, философ, музыкант, медик и др. Зачем? Давайте обратимся к автору и на примере посмотрим. Вот отрывок из вступления, о том, почему архитектору необходимо быть философом:

Что же касается философии, то она возвышает дух архитектора, искореняя в нем самонадеянность, делает его более обходительным, справедливым, честным и отнюдь не скаредным. Это чрезвычайно важно, потому что, в самом деле, никакая работа не может быть выполнена без честности и добросовестности. Архитектор не должен быть жаден и стремиться к наживе, а обязан серьезно поддерживать свое достоинство соблюдением своего доброго имени; это ведь именно и предписывает философия. Кроме того, философия объясняет природу вещей, что по гречески называется φυσιολογία, которую архитектору необходимо очень тщательно изучить…

Довольно необычный подход для современного человека, изучающего прикладную специальность, верно? Но, возможно, не менее от этого актуальный в наше время. И поэтому идеи, которые родились у римского архитектора, настолько универсальны, что применимы во многих сферах жизни. Теперь, давайте вернемся к вопросу «Как?», поднятому нами выше. Как использовать этот метод в нашей повседневной жизни? Для этого давайте увидим отражение этого тройственного канона, через три вопроса, которые необходимо себе задать, перед тем как совершить какой-либо поступок.

Польза

Здесь важно поднять два вопроса:

  1. В чем смысл того, что я собираюсь совершить? Зачем я хочу сделать что-то? Ведь пользу сможет принести лишь то, что имеет смысл.
  2. Кому это принесет пользу?

Важный момент: по-настоящему, полезно только то, что приносит пользу не только тебе, но и другим. И если ответ на этот вопрос таков, что это полезно только для тебя, то это, возможно, означает, что это не полезно совсем никому. Польза действия реальна только тогда, когда совершаемое полезно для всех. Дополнить сказанное, хочется словами еще одного великого римлянина Марка Аврелия: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Мне кажется, что больше и не добавить.

Прочность

«Что является по-настоящему прочным в нас?» Прочным, является то, что мы можем назвать долговечным. То есть действие, которое дает нам возможность приобрести, что-то долговечное, будет правильным? А что тогда долговечно? Явно не что-то внешнее. Ведь все, что мы приобретаем вовне: материальные ценности, слава, почет — очень неустойчивы и могут растаять в миг. Долговечное — это то, что у нас невозможно отнять. Это не то, что мы получаем, а то, какими становимся. Приобретенные качества, добродетели, опыт, то есть то, что делает нас крепче, добрее, мудрее, терпимее, справедливее, выносливее. Или опыт настоящего, как любовь, например.

Это то, что действительно будет всегда нашим, и только это является тем, чего не лишиться, в нашей власти. Отсюда, второй важный вопрос, на который нужно ответить здесь, это «Каким я хочу стать?» И подходящая здесь завершающая пункт фраза: «Быть, а не казаться».

Красота

«Что есть красота в человеке?» Это гармония, соразмерность! Для эллинов, чьими преемниками были римляне, определяющим в жизни был один закон, сформулированный Солоном, законодателем Афин: «Мера во всем!» Золотая середина, без крайностей, а именно так понимал добродетель известный греческий философ Аристотель, — вот что будет красотой в человеке. Соразмерность, гармония, целостность.

И еще, если говорить о действиях, то гармоничными будут являться действия, которые едины и в мыслях, и чувствах, и в поступках, и в идеях. Ведь, к сожалению, как часто бывает так, что мечтаем мы об одном, думаем о другом, хотим третьего, а заняты проблемами совсем иными. Нужно найти то, что соберет весь наш внутренний мир в единое целое. Здесь мне хочется вспомнить картину «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи или «Совершенный человек». Почему так? В первую очередь потому, что он гармоничен. Но, помимо золотой пропорции, по которой выстроено тело человека, в этой картине есть еще два важных элемента. Человек вписан одновременно в окружность и в квадрат. В древней геометрической символике, которую мы встречаем еще у пифагорейцев окружность отражает духовное, а квадрат — материальное. Поэтому совершенный человек — это тот, в ком во всей полноте проявлено и то, и другое. И все находится на своем месте.

Леонардо да Винчи. “Витрувианский человек”

Завершая, хочется, как и антики, провести универсальную параллель. Внутренний мир человека —это здание, которое мы строим. Каким оно будет — неким хаотичным пространством чулана, в который снесли все ненужное, или величественным храмом, — решать нам. И то, что это целиком зависит от нас, не может не радовать. И спасибо Витрувию Марку Поллиону за универсальную модель, практичную и в наше время.

Алексей Выборнов

Источник

Руководители: В. П. Гоч, Н. А. Соловьева, Н. А. Перминова

Автор: А.С. Канаткин

    Архитектура, как вид деятельности человека занимается организацией пространства. При помощи архитектуры мы строим дома, парки, скверы, здания, заводы и города.

  Некоторые называют архитектуру «застывшей музыкой», это действительно так, у нее, как и в музыке, есть ритм, динамика и цельность.  В современном мире существует такое направление музыки как Hard Rock, которое негативно влияет на человека. В свою очередь существует и классическая музыка, которая благоприятно влияет на все живое и несет в себе особую тайну.

   Человек существует, как отдельная творческая единица, имеет свободу воли, и только он вправе выбирать, куда направить свой потенциал – на поддержку и развитие Жизни или на ее угасание.

   Одной из целей архитектуры – является служение обществу. В Новое Время архитектура должна еще и развивать все Мироздания, способствовать развитию Жизни. Ей необходимо вернуть целостность и единство с Миром (Рис. 1).

   Как отмечал в своих трудах римский архитектор Марк Витрувий (l век до н.э.): «Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника». В дальнейшем была создана формула (1).

                  Архитектура = Польза + Прочность + Красота                              (1)

    Из формулы следует, что целостность архитектуры зависит от трех принципов (Рис. 2), которые подробно будут рассмотрены ниже.

            Для начала разберем каждую из этих звеньев по отдельности.

Красота (Рис 3) – создается в самом начале проектирования, делиться на поиск наиболее благоприятных эстетических характеристик – это цветовые решения и фактуры материалов (Рис 4). Пропорции в архитектуре – это соразмерность элементов, система отношений частей сооружения между собой и с целым, придающие произведению архитектуры гармоничную целостность и художественную завершенность[1] – является второй ветвью красоты (Рис 5). Для гармоничных пропорций лучше всего подходит принцип «золотого сечения» в сочетании с масштабностью.  За всю внешнюю гармонию отвечает красота.

Польза состоит из функции и социума (Рис. 6).  Если взять архитектуру, то она влияет на социум в целом, на все человечество как национальность, государство и религия. Архитектура – это ментальность человечества, запечатленное в форму пространства. Социум подразделяется на «нужность» и «значимость» (Рис. 7).

      Пример:  нужно ли строить парк в центральной части города, если для этого есть все необходимые условия? – Нужно! Он будет обладать большой значимостью для жителей города, тем самым принесет пользу обществу.

     Вторая ветвь пользы – функция (Рис. 8). Функция делится на «удобство» и «необходимость».  Продолжим пример с парком. Насколько удобен будет парк в центре города? Сможет ли он решить проблему урбанизации города? Есть в этом необходимость или нет? На все эти вопросы мы подходим с точки зрения функции.

Прочность –  это конструкции и материалы (Рис. 9). Когда в архитектуре, например, появляются дополнительные конструкции, обладающие определенным весом, архитектором должно быть предусмотрено, что несущая стена, пол  или потолок выдержат ее.  Понадобятся ли дополнительные усиления конструкций или нет, все зависит от типа материала. Конструкции отвечают за безопасность и устойчивость (Рис. 10). Материалы мы подбираем исходя из характеристик — долговечность и экологичность (Рис. 11).

      В таком случае архитектура будет влиять на ячейку определенного общества — это может быть семья, предприятие, группа людей, город или государство в целом.

     Рассмотрим звенья соседних веток и их взаимодействия. Пропорция и социум зависят и дополняют друг друга (Рис 12). К примеру,  в семье есть кто-то самый высокий, предположим — Папа,  в таком случае необходимо предусмотреть пропорции дивана и/или кровати, соответствующие как минимум росту Папе.

    Функция в свою очередь соотносится с конструкцией (Рис 13).  Любая мебель, перегородки, светильники и т.п. в доме, должны быть наиболее функциональны, удобные в обращении. Чтобы можно было легко передвинуть диван и/или открыть шкаф и не ударится или вовсе не сломать его. Конструкции мебели должны быть удобными.

    Далее можно заметить, что эстетика, как качество красоты, взаимодействует с материалами из конструкций  (Рис. 14).  Эстетика будет зависеть от выбранного материала (цвета, фактуры), а так же от его конструктивных свойств (долговечность, экологичность).

    Структура, представленная в данной схеме, является саморазвивающейся, имеет большие границы возможностей, показывает целостность архитектуры. Соблюдение всех звеньев системы в итоговом варианте дает Норму (Рис. 15). Норма, как творческий результат, способ, несущий положительное воздействие на все живое. Следовательно, норма переходит в гармонию (Рис. 16) и обретает степень совершенства (Рис. 17) – это показано синими стрелками. Все будет зависеть от потенциала архитектора, который эту архитектуру создает.

     Есть вероятность и множество примеров в современном обществе, «ненормальной архитектуры». Как ее определить? Предположим, что в нашей структуре не учли звено «Нужность» с ветки пользы (Рис. 18).

    В жизни это может быть проявлено следующим образом: строиться новый жилой дом, а свободу соседних домом не учли. Возводят данный дом на территории парка или вместо детской площадки, впритык существующей застройки, т.е. раньше в окнах был прекрасный пейзаж и вид на город, а теперь – окна нового дома. Данный пример показывает, что здесь не соблюдена «нужность» социума, следовательно, архитектура становится бесполезной.  Когда не учитывается звено «нужность» (рис 19), разрушается ветка «социум» (Рис. 20) и «значимость», далее следует разрушение звена «польза» и других соседних веток (рис 21-22). От данной цепочки событий страдает сама архитектура  и становиться не нужно и «ненормальной» (Рис. 23).

    Вывод: если не учитывается хотя бы одно звено в структуре, от этого начинает страдать архитектура и соответственно люди, которые в этой архитектуре живут или находятся.

   Теперь применим для проверки данной структуры многомерную логику. «Многомерная логика позволяет рассмотреть все взаимодействия элементов, их взаимовложенность, а также их субстациональность как отображение в Изначальном, историю и развитие»[4]. Берем звенья с разных веточек, сочетаем между собой и смотрим их смысловое значение.

Пример 1 (Рис. 24).

Звенья:

Золотое сечение, архитектура, функция, устойчивость.

Смысловое значение:

  • Золотое сечение в архитектуре – это функциональная устойчивость;
  • Функция золотого сечения в устойчивости архитектуры;
  • Архитектурная функция – устойчивость золотого сечения.

Пример 2 (Рис. 25).

Звенья:

Социум, красота, безопасность, экологичность.

Смысловое значение:

  • Красота социума в экологической безопасности;
  • Безопасность красоты в экологичности социума;
  • Социальная безопасность в красоте экологии.

Пример 3 (Рис. 26).

Звенья:

Удобство, конструкция, пропорция, цвет.

Смысловое значение:

  • Удобство конструкции в пропорции цвета;
  • Цвет и конструкция – удобство и пропорциональность;
  • Конструкция удобства в цветовой пропорции.

    Рассмотрим еще один момент. Если взять для примера одну из веточек структуры, и продолжим ее развитие до конечного звена, то мы тем самым выйдем на источник, отвечающим за данное направление. Возьмем веточку «Прочность – конструкция – устойчивость» …идя по этому направлению, мы сможем прийти к науке — физики. Получиться: «Прочность – конструкция – устойчивость — …  — физика» (Рис. 27). Продолжив развитие по другим веткам – мы выйдем на такие науки как: математика, химия, биология, география, политология, эргономика, история, философия, психология, медицина и т.д., а так же на виды искусства: скульптура, живопись, музыка, прикладное искусство и т.д.

    Общий вывод: архитектура объединяет все виды искусства и науки в одно целое, она создает условия для них, организует окружающее пространство, в котором есть возможность раскрыть свой творческий потенциал.

   Архитектура как искусство зависит от развития техники, строительных материалов, уровня жизни и определенных климатических условий, еще она играет роль своеобразного «воспитателя» для  человека. Настраивает его на высокие или на низкие чувства,  дает  либо отбирает надежду на завтрашний день. Все зависит от архитектора, который эту архитектуру создает.

 Литература:

  1. Архитектурные пропорции, вып. 1—4, М., 1936
  2. В. П. Гоч. Путь за Тантру. Серия «Философия высшего творчества». В 4-х книгах, кн. 1. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997 г. – 480с.
  3. В. П. Гоч, И. Е. Акимов, Н. А. Соловьева.  Действие Единых технологий на вещество. – Тюмень: Издательство «Истина», 2010. – 104с.
  4. В. П. Гоч, В. Л. Кулинченко. «Теория и методология Со-Творчества». – К., Сфера, 2007. – 114 с.
  5. В. П. Гоч, А. Г. Шеншаков.  Метафизические аспекты ментальности. – Москва: Издательство «Эльиньо», 2009. – 233с.
  6. Витрувий.  Десять книг об архитектуре. – перевод  Г. С. Лебедевой. 2006г.

Источник

С глубокой древности людей интересовала не только практика, по и теория строительной деятельности. Этому были посвящены различные сочинения, которые подытоживали опыт строительного искусства своего времени. Особенно много таких работ появилось и период расцвета человеческой мысли – в эпоху Возрождения. В них в той или иной форме осмыслена сущность архитектуры, не утратившей своего значенияи и сегодня. Выдающийся архитектор XVI в. Палладио Андреа писал: “…В каждой постройке должны быть соблюдены… три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза и удобство, долговечность, красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести. Удобство получится тогда, когда каждой части будет дано подходящее место и достаточное пространство… Чтобы достигнуть долговечности, необходимо стены делать по отвесу… с хорошим прочным фундаментом… Красота явится результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому…”

Итак, польза, прочность, красота:

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой классической формулы зодчества. Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. Поскольку возведение здании и сооружений требует больших материальных затрат, срок службы их должен быть столь длительным, как того требует экономика их эксплуатации.

Польза и красота – тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

“Красота возникает на основе пользы”,-утверждают одни.

“Красота рождается на основе бесполезного”,- возражают другие.

Вот несколько высказываний сторонников первой точки зрения.

“Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться”,- считал английский философ XVI в. Ф. Бэкон.

“Форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой”,- утверждал французский историк архитектуры XIX. в. Виоле ле Дюк.

“То, что хорошо функционирует, также хорошо выглядит”,- провозгласил в начале XX в. немецкий архитектор Б. Тауг.

Вот противоположная точка зрения.

“По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит”,- утверждал французский писатель XIX в. Т. Готье.

В самом дело, разве гигантский размер и геометрия пирамид Египта, абсолютно но нужные для захоронения одного чоловека (даже фараона), не придают им необыкновенную выразительность?

Разве ряд колонн, окружающий собственно здание (целлу) древнегреческого храма и являющийся чистейшей декорацией, не придает этому сооружению скульптурную пластичность и особое изящество?

Разве восьмиколонный портик фасада Большого театра в Москве, шпиль Петропавловской крепости в Ленинграде и колоннада собора Святого Петра в Риме – все эти функционально бесполезные элементы – не придают перечисленным сооружениям прекрасный неповторимый облик?

Итак, две противоположные точки зрения. А где жe истина?

Вот здесь и возникает необходимость ввести понятие целесообразности. Оно более широкое и емкое, может включать в себя понятия как утилитарно полезного, так и утилитарно бесполезного. Итак, целесообразное – это полезное, отнесенное к определенной цели. История убедительно показывает, что архитектура имеет дело не с пользой, а с целесообразностью, то есть с пользой, отнесенной к определенной цели.

Строить гигантскую пирамиду для захоронения одного человека бессмысленно (бесполезно), но Целесообразно с идеологической точки зрения (прославление власти фараонов).

Знаменитые деревянные церкви на русском Севере имеют наружный объем значительно больший, чем это утилитарно необходимо для размещения молящихся в здании. Однако этот “божий дом” в силу своего назначения должен был быть виден издалека и доминировать над окружающей местностью. В этом заключалось целесообразность объемно-пространственного решения.

В лучших творениях архитектуры разных времен целесообразность и красота являли собой выразительный худоственный образ. Он необъяснимо воздействует на наши чувства, делая красоту сооружения не холодной абстракцией, а прекрасной реальностью, доставляющей радость людям. “Красота – капитал, который платит проценты всякий раз, как мы бросаем на нее взгляд”,- говорил французский архитектор О. Перре.

В классической формуле зодчества “польза, прочность, красота” содержится важнейший принцип единства утилитарной и художественной сторон архитектуры. Правильное понимание этого принципа имеет решающее значение для творческой деятельности архитектора. Умение диалектически применить его в своем творчестве составляет одну из важнейших задач архитектуры.

Конец XIX и начало XX в. были периодом расцвета стиля “модерн” в искусстве. В архитектуру этот стиль принес обилие всякого рода бесполезных пышных и вычурных украшений (орнаменты, лепнина и т. п.). Архитекторы – противники “модерна” противопоставили этому стилю культ пользы. Они объявили войну утилитарно бесполезному, защищая только голую пользу в архитектуре. Австрийский архитектор Лоос выступил в начале века со статьей, которая недвусмысленно называлась “Орнамент и преступление”.

В борьбе двух направлений, как часто бывает, не обошлось без крайностей. В 20-е годы в архитектуре появилась теория: красота есть следствие утилитарной пользы, красота возникает сама собой, если в здании все абсолютно полезно. Иными словами, ничего не должно быть бесполезно, все должно быть разумно, экономично, функционально оправдано. В разных странах эта теория получила различные названия: функционализм, конструктивизм, рационализм. С тех пор теория утилитарной пользы наиболее авторитетна. Однако и здесь не обошлось без украшательства “абсолютно полезными” элементами, которые зачастую были не только не полезны, но и вовсе не нужны (огромные стеклянные поверхности, лоджии, фальшивые конструкции и т. п.).

Многие считают, что красота стоит денег и что, следовательно, строить красиво – значит строить дорого. Что можно сказать по данному поводу? – И да, и нет.

Римский император Калигула строил мраморные конюшни и ясли из слоновой кости. Но так ли уж нужны эти дорогостоящие материалы для подобных сооружений? Безусловно нет. Здесь красота – это расточительство.

Исаакиевский собор в Петербурге – одно из немногих зданий в истории русской архитектуры, где в большом количестве применены полированный гранит, мозаичные и живописные панно, резьба по дереву, позолота, мрамор и т. п. Однако если учесть, что собор был задуман как главный храм Российской империи, призванный своим обликом олицетворять ее богатство и могущество, то все колоссальные затраты человеческого труда и материальных средств можно считать оправданными с точки зрения своего времени.

А вот пример достижения величия, красоты и изящества совершенно иными, более скромными средствами: Колонный зал Дома союзов в Москве (бывшее Дворянское собрание) – произведение архитектора Казакова. Своеобразную прелесть и запоминающийся облик придают залу огромные колонны, расположенные по его периметру. Но мало кто знает, что колонны изготовлены… из нескольких бревен, связанных между собою проволокой и покрытых полированной штукатуркой.

Аккуратно выложенная стена из красного кирпича с небольшим количеством белокаменных деталей – вот та скромная палитра, с помощью которой русские мастера создавали замечательные произведения архитектуры.

А суровая красота необработанного бетона! Впервые ее “открыл” французский архитектор О. Перре при постройке собора в 20-х годах нашего столетия. Будучи ограничен в средствах, отпущенных на строительство, архитектор решил оставить неоштукатуренными бетонные стены здания. И стены со следами досок опалубки и наплывами бетона вдруг приобрели особую художественную выразительность, открыли новые, неизвестные ранее декоративные возможности бетонной поверхности. Так мастерство архитектора превратило утилитарную выгоду в духовную, иными словами, пользу в красоту. Впоследствии этот прием получил достаточно широкое применение в архитектурной практике, например в постройках французского архитектора Ле Корбюзье, а также в интерьере зала заседаний и конгрессов комплекса ЮНЕСКО в Париже.

Так архитектурная практика наглядно показывает, что красота сооружения не обязательно связана с его высокой стоимостью, хотя любое строительство вообще требует значительных материальных (в том числе и финансовых) затрат. Строить красиво и строить дорого – это не одно и то же. В природе, конечно, существуют дорогие и дешевые по стоимости строительные и отделочные материалы, однако красоту сооружения создает в конечном счете талант художника, талант мастера, нашедшие свое выражение в деятельности архитектора.

Источник