Хеллингер расстановки вред и польза психиатры

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» — важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной. Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется — зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков — даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи — и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение — в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем — вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» — и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?

  1. Существуют такие понятия, как эффект Барнума и гало-эффект. Именно они дают ощущение правдивости всего происходящего на расстановках. Здесь термины и ссылки даю осознанно, для ознакомления: понимание этих эффектов способно уберечь читателя от множества неприятностей.
  2. В классической психологической консультации одним из важных элементов является определение контекста проблемы. Естественно, в первую очередь рассматривается именно семья: именно она во многом определила (генетически, через воспитание, опыт и прочее) структуру той личности, которая обратилась за помощью. Зачастую семья является неотъемлемой частью заявленной проблемы. Поэтому сам факт определения семейной структуры и актуализация для клиента анализа внутрисемейных отношений способны оказать значительную помощь в видении проблемы и поиске её решения.
  3. Когда человек переживает неприятности, мечется в поиске решения проблемы, все эти процессы происходят внутри и сопровождаются, как правило, если не острой душевной болью, то достаточно сильным беспокойством и переживаниями. Вынос проблемы вовне позволяет психике клиента словно несколько дистанцироваться от ситуации, посмотреть на неё менее включённо и, как следствие, более объективно.
  4. В методике используются элементы множества действительно работающих практик, таких как транзактный анализ, арт-терапия и прочие. Кроме того, использование элементов драма-терапии помогает выразить эмоции.
  5. Многих завораживает тот факт, что «заместители» начинают себя вести очень похоже на тех родственников, роли которых им назначены. Здесь могут играть роль способность людей передавать и считывать невербальную информацию и устойчивые архетипические паттерны (например, очевидно, что «заместитель» в роли «абортированного ребёнка» будет «плакать и тянуть к родителям ручки», в роли пережившей войну бабушки будет бояться голода и прочее).
  6. А ещё помните в «Обыкновенном чуде» слова Короля:

«— Видите, что делаю? О! И самое обидное, не я в этом виноват. Правда?
Правда.
Ну иди, всё, свободен. Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тёти разные, праотцы, ну и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлёбывай их прошлое. Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и всё. А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь, что просто на душе становится…» и «Зачем я его слушал! Разбудил во мне тётю, которую каждый мог убедить в чём угодно. Бедняжка 18 раз была замужем, не считая лёгких увлечений».

Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины — одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное — начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?

Автор: Ольга Фидря

Источник

Человек меняется из века в век. Меняется как личностно, так и физически, но эти два процесса связаны друг другом. Продолжительность жизни человека за последнее столетие ощутимо увеличилась.
Развитие личности не стоит на месте: в начале 20 века часто встречалась истерическая организация личности. На сегодняшний день истерия не актуальна и встречается значительно реже, а обсессивно-компульсивная и диссоциативная организации личности встречаются все чаще. В связи с личностными изменениями меняются и техники работы: ассоциативный метод анализа уже не актуален и работает не для каждого человека. Создается ряд новых методов, которые помогают людям обрести внутреннюю гармонию, целостность или достичь желаемых изменений.
В психологии на сегодняшний день метод системных семейных расстановок рассматривается по-разному. Кто-то в восторге от метода, его возможностей и результатов. Кто-то в ужасе и недоволен методом, кто-то считает его вредным. Так все же, как к нему относиться?
Возможности метода расстановок довольно широки. Данный метод работает с внутренними конфликтами, вопросами взаимоотношений, психосоматическими симптомами, организационными вопросами, некоторыми личностными расстройствами. Для применения данного метода важны профессиональные качества специалиста и применимость метода для различных типов личности клиентов.
Вред существует везде. Для определения вреда или полезности метода системных расстановок, необходимо ответить на единственный вопрос: насколько специалист квалифицирован.
Опасность низкой квалификации проявляется в любой профессиональной сфере: непрофессионализм водителя может привести к физическим травмам или смерти, из-за низкой квалификации адвоката человек может лишиться свободы, по врачебной ошибке человек может потерять часть себя, своего тела, а из-за низкой квалификации психолога, человек может лишиться психического здоровья или свой личностной ценности и целостности.
Самый, казалось бы, безопасный метод психологической работы будет опасен в руках непрофессионала. Польза сложных методов работы определяется профессионализмом специалиста. Специалист может определить, какой метод работы подойдет для данной конкретной личности, а какой будет бесполезен или вреден. Ядерная физика или химия вредны в руках дилетанта, а в руках профессионала открывает новые полезные грани.
В процессе расстановок человек соприкасается с личностями из рода другого человека посредством принятия на себя роли. Каждый человек, живший на этом свете, оставляет свой след: слепок от его жизни и его влияния на мир в целом. Адресность к роли другого человека соприкасается с этим слепком жизни другого человека.
В роли другого человека вы не сливаетесь целиком с другой личностью, а соприкасаетесь с ее частью, ее особенностью, которая созвучна вашим особенностям и вашему внутреннему чувству. Именно поэтому попадание на роли считается не случайным.
Однако: благодаря какой-то роли вы что-то узнали про себя. Это полезно. Но! Это не значит, что с этим что-то надо делать. За счет прикосновения к роли другого вы узнаете примерно и приблизительно, что указанная особенность и ситуация похожа на вашу, но не дублируется на 100%. Поэтому из ролей необходимо выходить и возвращаться в себя! Вспомнить себя!
Если Вам метод пришелся по душе, это не повод забывать о своей безопасности. Если чувствуете, что Вы не вышли из чужой роли, не сняли ее (ритуал снятия в расстановках применяется всегда), попросите ведущего о помощи в выходе.
Бывает так, что роль сложна эмоционально, в силу индивидуальной чувствительности, вы можете в ней застрять, тогда и нужна дополнительная помощь в снятии чужой роли. А дополнительные методы и упражнения для выхода из ролей существуют! Если выполняете технику безопасности, то вреда для вас не будет. То же самое касается специалистов: необходимо помнить о безопасности клиента.
Казалось бы, зачем на себя одевать чужие роли и подвергать себя опасности? Но! Давайте вспомним о том, что мы по жизни добровольно одеваем на себя роли: на работе, в семье, во взаимоотношениях и часто делаем это неосознанно. Так, если сильно заработаться в профессиональной сфере, то можно потерять свою целостность. Метод расстановок создан для того, чтобы снять с себя чужие роли и вернуть свою целостность. Мы рождаемся в своей системе, своем роду с его историей и его особенностями. За счет того, что мы сопереживаем своим близким, мы бессознательно можем взять на себя чью-то часть, симптом, судьбу из любви к близким, из желания помочь. В силу этого мы ходим с целым набором чужих ролей и часто за ними забываем себя. Цель метода, в первую очередь, освободить себя и своих детей от влияния переплетения судеб с предками, их черт характера и сценария жизни. Иными словами вспомнить себя и обрести свою целостность.
Однако все хорошо в меру. Любое лекарство при передозировке приводит к негативным последствиям. При лечении гриппа, бронхита или простуды полезно принимать антибиотики, но если переборщить с дозой лекарства, минимум происходит привыкание организма и лекарство становится бесполезным, либо может быть отравление. Методом расстановок также не стоит злоупотреблять. Действие одной расстановки продолжается от суток до нескольких месяцев. Это значит, что расстановка запускает изменения, которые продолжаются какое-то время. Продолжительность этого процесса зависит от глубины и сложности решаемого вопроса. Если на неоконченный процесс накладывается следующий, то предшествующий процесс прерывается и остается незавершенным. Частота применения данного метода индивидуальна для каждого человека и зависит от личностных особенностей (психотип, используемые защитные механизмы личности, скорость адаптации и усвоения информации и др.).

Каждый метод уникален и индивидуален. Если вы будете заботиться о себе, своей безопасности и давать обратную связь специалисту о своем самочувствии, то негативных последствий не будет. 

Источник