Хороший урок только на пользу
Я знаю, что меня читают не только мои коллеги-переводчики, но и коллеги-репетиторы. Поэтому в преддверии учебного года хочу поделиться своим опытом о том, как сделать урок более полезным и увлекательным для обеих сторон.
!!Про репетиторство для ЕГЭ будет отдельный пост, а мои подсказки более универсальны – подойдут и для взрослых, и для юных учеников. Даже если вы просто делаете с ребенком школьную домашку и прорешиваете учебник, вам будет полезен данный пост. Иногда хватает одной новой мысли, чтобы изменить подход к работе в лучшую сторону.
1. Да здравствует цель
Артикулируйте цели. Если ученик пришёл к вам с желанием “подтянуть испанский”, то сделайте из этого что-нибудь более боевое. Хотя бы “подтянуть испанский до уровня С1”. Есть адекватная цель – есть вменяемая мотивация (про адекватные цели – тут).
2. Обратная связь
Требуйте обратной связи и честности. Спрашивайте напрямую или раздавайте своим ученикам анкеты (Что нравится/не нравится? Чего должно быть больше/меньше?). Скажу сразу – то, что прилетит вам в ответ, не всегда вас порадует. И вы не всегда будете согласны с мнением ученика. Но это мнение полезно знать в любом случае. Оно может указать вам на ваши слабые стороны как преподавателя, над которыми надо работать, а также раскрыть истинные ожидания ваших подопечных. В общем, обратная связь – помощь в анализе вашей работы и отличный инструмент для самосовершенствования. Да и ученики чувствуют большую вовлеченность в процесс и серьезнее начинают относиться к обучению.
3. Разнообразие
Не забывайте о четырёх аспектах изучения языка – чтение, говорение, письмо и аудирование. Если не удаётся “прокачать” все аспекты за одно занятие, следующий урок начинайте с тех аспектов, до которых в прошлый раз не дошли руки. И устраивайте “разгрузочные” дни. Если вы на каждом уроке занимаетесь грамматикой, то сделайте один урок вообще без грамматических упражнений. Этот пункт отвечает скорее за душевное спокойствие ваших учеников. Во-первых, ему не скучно, во-вторых, он чувствует, что у него всё под контролем.
4. Кнут и пряник
У наших учеников есть сильные и слабые стороны. Нельзя забывать ни о первых, ни о вторых. Слабые требуют большего внимания, и на них уходит больше сил и нервов, но именно прогресс в проблемных вопросах даёт человеку настоящее вдохновение. То, что даётся сложно, предлагаю переместить в середину занятия, а в конце делать то, что даётся легче всего. Тут хочется сказать и про обратную связь от вас. Говорите открыто: вот тут не очень, а вот тут молодец. Всегда подчёркивайте прогресс, даже минимальный (“Сегодня вы ни разу не забыли про окончание -s!”), подводите итоги и стройте планы.
5. Что-то новое
Придумывайте новые задания, ищите необычные тексты, пробуйте разное. Рутина отравляет не только жизнь, но и уроки. Иногда важно поместить своего ученика в небольшую стрессовую ситуацию, немного адреналина на уроке – только на пользу.
6. Что-то интересное
Учитесь выбирать тексты, которые будут интересны и вам, и вашему ученику или – как минимум – одному из вас. Узнавайте о его интересах, хобби, мечтах. Пусть ему будет интересно! Но и про себя не забывайте – делитесь с учениками текстами или видео, которые кажутся вам самим занятными. Пусть урок будет отчасти дружеским обменом новостями.
7. Учитесь чувствовать
Кто мой ученик? Чего он хочет? Какой он человек? Любит ли творческие задания? Кажется, тексты на эту тему ему не очень приятны? Развивайте эмпатию. Чувствуйте настроение. Умейте поддерживать в трудные минуты. Учитесь быть другом, не забывая при этом о своей учительской миссии.
Хочу верить, что напомнила вам о каком-то важном моменте, о котором вы раньше не думали. Или подтолкнула к новой идее, которую вы теперь опробуете на своем уроке.
Ваша Ксения Шашкова
Я в Телеграме:
Канал о переводе и языках – https://t.me/vinegretdushi
Канал для изучения немецкого – https://t.me/alles_klar
Источник
Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.
Как сделать уроки продуктивными
Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.
Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.
В первую очередь она должна быть управляемой. Шум и гам на уроке — не всегда плохо. Более того, даже беготня по классу может быть полезной. Это зависит от ответа на вопрос «зачем?»: зачем вы хотите добиться тех или иных результатов? Почему вы именно так выстраиваете работу? Таких вопросов при подготовке к уроку я задаю себе очень много. И могу предложить ряд простых рекомендаций для учителей.
1. Установите правило светофора
Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.
2. Возьмите письменное согласие
Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.
Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять
Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.
3. Приводите жизненные примеры
В 2018 году мало просто учить детей подчиняться приказам и безропотно выполнять задания по инструкции. Школа должна учить учиться, ставить в жизни цели, учить рефлексии. Всё это кажется многим учителям ненужным, но именно так дети смогут понять, зачем им школа. Ведь для любого предмета и любой темы можно найти понятный и простой пример из жизни школьников. «Как ты собираешься выиграть в Counter-Strike, если не умеешь находить слабые места в стратегии противника?! Давай узнаем, как это делал Наполеон». И это лишь самая очевидная банальность.
Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.
При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.
Как превратить любой урок в интересный
Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.
4. Сделайте уроки комфортными
Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.
5. Создайте в классе территорию счастья
Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.
Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.
6. Используйте разные форматы
Труд не должен быть повинностью, а домашние задания не надо превращать в банальные «вызубри параграф». Урок должен быть разнообразным: пускай ученики ищут ответы на ваши вопросы в роликах, интернете, текстах, картинках. Старайтесь чередовать формы работы: баттл, круглый стол, дискуссия, поле чудес, конспект, смешанное обучение — в интернете можно найти массу фишек.
Используйте элементы геймификации: вместо контрольной сделайте карточки с заданиями и подсказками. За выполнение — плюс балл, за использование подсказок — минус балл. Для «пятёрки» нужно набрать определённое количество баллов. Вместо банального теста можно использовать удачные приложения Kahoot или Quizizz.
7. Продумывайте домашние задания
Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.
Ставьте «пятёрку», если будут соблюдены основные условия («орудия труда, образ жизни, искусство»). Составляйте одно домашнее задание на несколько предметов, делайте критерии проверки понятными для учеников. Так вы научите детей воспринимать образовательный процесс серьёзно, а не как повинность.
Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю
Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.
8. Начните с простого
Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.
9. Ищите поддержку
Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.
10. Думайте на перспективу
Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.
11. Изучите ФГОС
Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.
12. Зайдите в поиск
В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.
Я в вас верю! Поверьте и вы в себя!
Иллюстрации: Shutterstock (Kit8.net)
В марте этого года мы предложили нашим пользователям ответить на вопросы исследования «Идеальный урок». Более 500 педагогов приняли в нем участие, и сейчас мы готовы познакомить вас с результатами исследования. Итак, возможен ли идеальный урок? Кто способен его провести? А нужно ли?
Первым в исследовании стал вопрос «Может ли урок быть идеальным?»
Может ли — потому что любой педагог хорошо знает, что при всём стремлении к идеальности урока в реалиях педагогической практики необходимо понимать и принимать во внимание очень большое количество факторов, влияющих на то, как урок пройдет. Но, несмотря на то, что ответов для выбора на этот вопрос с утверждением «не может» было предложено всего два, а с утверждением «может» — пять, «не может» ответили 60, 5 процента участников.
Почему так произошло, участники исследования пояснили своими ответами:
— Идеал может быть в любом деле. Но это понятие умозрительное, а не реальное, тем более, если речь об уроке. Идеал достижим в асимптотическом приближении;
— Многое здесь зависит от вдохновения. Ведь это творчество;
— Идеальный урок — это урок, которого нет, но функция его выполняется.
И уж совсем неожиданно:
— Идеальный урок?!…по-моему это скучно.
Затем мы предложили ответить на вопрос «Кто может провести идеальный урок?»
Ответ «учитель» безоговорочно взял верх. Участники исследования оставили кому-то, кто кроме учителей может провести идеальный урок, только 1 процент ответов.
В своих ответах несколько участников сошлись во мнении, что «Никто не сможет», даже пояснили: «всегда есть к чему придраться (со стороны проверяющих особенно)». А вот куда отнести такой ответ: «идеальный учитель с идеальными учениками в уникальном месте в уникальное время по уникальному предмету…», к «кто-то может» или к «никто не может» представляем решать вам, наши читатели.
Что должно присутствовать в идеальном уроке? Таким был следующий вопрос.
Конечно, мы предложили только некоторые из очень большого числа возможных ответов, рассчитывая, что участники исследования дополнят этот список:
Дополнение было емким:
— Всё;
— Главное, чтобы гармонично все сочеталось: и цели, и содержание, и форма, и настроение детей, и настроение учителя.
Конечно же, мы не могли оставить без внимания и такой вопрос: чего в идеальном уроке не должно быть?
Вот как ответили участники исследования:
Дополнений, данных в своих ответах, к этому вопросу было много. Среди них:
— Показухи, безразличия, искусственности, равнодушного отношения к своей работе:
— Шаблонов, большого количества заданий, перегруженности информацией, бесполезной траты времени, отсутствия результата;
— Авторитарной позиции учителя, психологического давления на участников педагогического процесса, отрицательно эмоциональных реакций учителя
— Скуки, тусклых глаз детей и педагога.
Ответ же «Контрольная работа также может быть идеальным уроком, на которой возможно творчество ученика!» нас очень порадовал!
Нельзя было не спросить и о том, каким должен быть результат идеального урока?
Ответы респондентов распределились в пользу деятельностной составляющей урока и личностных результатов:
Это же в целом поддержали и те, кто выбрал вариант своего ответа:
— Каждый учащийся поднимется на свою персональную «ступеньку» успеха на этом уроке.
А вот этот ответ вряд ли будет принят как результат урока, но как хочется, чтобы он всегда, пусть где-то в памяти, хотя бы у учителя, был:
— Люди должны стать лучше…
Кто должен определять, был ли урок идеальным?
Мы предложили участникам исследования выбрать из тех, кто чаще всего дает оценку всему, что происходит в школе. Более 95 процентов участников исследования указали тех, кто присутствует на уроке.
Дополнения были такими:
— Определять может любой. Но всякая подобная оценка будет субъективна;
— Это сложный вопрос. Как с произведением искусства. С одной стороны урок должен признать, кто-то, кто в этом разбирается, как эксперт. С другой стороны, он не должен оставить равнодушным зрителей. В то же время, он может быть не понят. Учитель, скорее всего, обязательно захочет в нем что-то переделать. Урок могут не понять, даже при том, что он для кого-то идеален;
— Бог, как образец Идеального;
— Идеальные представители сферы образования;
— Время покажет;
— Этого делать не стоит.
Учитывая, что представления об идеальном уроке есть практически у каждого, нельзя было не спросить: должны ли (могут ли) совпадать представления об идеальном уроке у учителя, учеников, их родителей, администрации?
Ответов было предложено два, если кратко, то «да» и «нет».
В своих мнениях участники исследования дали более общую формулу ответов: «Нет, не должны. Но могут совпадать» и пояснили: «У каждого всегда есть свое мнение об идеальности», «Достичь единого представления на текущий момент невозможно».
Хочется поблагодарить участников нашего исследования за активное участие и доброе отношение, согласиться с комментарием Анисы Ахатовой: «Идеальный урок, можно считать, когда твои ученики услышав звонок, восклицают: «ууу, звонок! Давайте продолжим!”» и вместе с Сергеем Шуруповым пожелать всем творческих успехов.
А также напомнить, что 20 апреля в 16.00 на Педсовете состоялся вебинар, на котором мастер ТРИЗ Анатолий Гин рассказал о своем представлении об идеальном уроке. Зарегистрированные пользователи получат бесплатный сертификат.
Источник
Источник
К школе сейчас готовятся не только ученики и родители, но и учителя. После дистанционки и отпуска многие преподаватели пересмотрели свои взгляды на обучение. Наш блогер, учитель физики Арсения Буркова, в отпуске проанализировала свой учительский опыт и составила план идеального урока.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
«Мне кажется, ты ошибся примерно в двадцать пять раз, » — сказал однажды один мой ученик другому, когда они сравнивали ответы на задачу по физике. Иногда мне кажется, что я ошиблась с выбором профессии во столько же раз. Но через месяц отдыха это проходит. Поэтому летом я решила почитать книги и статьи по педагогике, проанализировать свой опыт и сделать шпаргалку, в которую можно будет заглянуть в сентябре для вдохновения.
Ниже — семь принципов идеального урока.
1. Устанавливайте контакт с учениками
В детстве я занималась фигурным катанием и ненавидела это. В разгар подросткового периода я решила всё бросить, и когда тренер вызвала меня на личный разговор, я очень удивилась. Я была уверена, что она даже не знает о моём существовании: меня никогда не выделяли и не поощряли. Думаю, если бы отношения тренера с учениками были более живые, я бы решила не уйти, а, например, просто обсудила бы то, что мне не нравится.
Как учитель я понимаю, как сложно устанавливать контакт с детьми, когда у тебя тридцать уроков в неделю по 25 учеников в классе. В таком режиме даже здороваться с каждым лично — изматывающее занятие.
Но я так же помню, насколько больше сил у меня вести урок и легче поддерживать дисциплину, если мы с учениками друг друга видим и находимся в одном эмоциональном пространстве.
Если ученики знают, что учитель признаёт их существование, они эмоционально гораздо больше включены в учебу
Идея: на перемене встаньте в дверях и здоровайтесь с каждым лично. При большой нагрузке это чревато усталостью, поэтому выберете всего один урок в неделю, который вы будете начинать такими образом. Проведите эксперимент и проследите за результатами. Даже одноразовая подобная акция может быть любопытной.
2. Давайте ученикам выбор
Вообще-то давать ученикам выбор — страшно. Страшно, что они освоят не весь материал и что не получится качественно проследить за выполнением заданий. Мне справиться с этим страхом помог «чужой» урок: я заменяла учителя русского языка. На чужом предмете вроде как не чувствуешь большой ответственности, и это помогает фантазии включиться. На этом уроке я дала детям выбор: делайте упражнение или пишите рассказ. Эмоциональный отклик был невероятным. Все дети с энтузиазмом схватили ручки и начали писать: кто-то — списывал текст из учебника, а кто-то излагал с ошибками собственные вымыслы.
Возможность выбора повышает мотивацию к обучению и радует. Потом я внедрила это и в свои уроки: например, дети могли или решать задачи повышенной сложности, или работать над проектом. Но выбор может быть разным. Можно предложить выбрать формат работы: делать задание одному, в паре или в группе.
Идея: разработайте «меню» учебных заданий. Например, «основное блюдо» — это изучение нового материала, и ученики могут посмотреть видео по новой теме и выписать пять основных идей, или прочитать параграф и сделать по нему графический конспект, или найти старшеклассника, который хорошо знает эту тему, и взять у него интервью (кстати, для этого вам потребуется база данных учеников-экспертов). «На десерт» — варианты подведения итогов: разработать логотип по теме урока, или сделать пост в социальных сетях с основной мыслью урока, или придумать слоган.
3. Делайте начало и конец урока необычными, а середину — предсказуемой
Иногда учителю кажется, что его считают работником цирка: родители возмущаются, что процесс не геймифицирован, дети жалуются на скучные уроки. Но невозможно проводить все уроки в формате квеста или игры. Обучение — это тяжелый процесс, требующий напряжения и внимания, и нам нужно использовать такую структуру урока, которая будет одновременно и развлекать, и настраивать на серьезную работу.
Эмоциональный отклик вызывают начало и конец любого мероприятия, поэтому позаботьтесь об их нестандартности.
Идея: начните урок с загадки. Например, у вас на столе может стоять черный ящик, и ученикам нужно угадать, что внутри. Конечно, там должна быть вещь, связанная с темой урока. Или подготовьте занимательный вопрос. Например, что тяжелее: сдутый шарик или надутый?
Я всегда завершаю урок чуть раньше, чем звенит звонок, и поэтому мне очень нравится идея «Выходного билета». Это что-то вроде небольшой проверочной: всего один вопрос, который требует развернутого ответа.
Если начало и конец урока яркие, в середине можно следовать плану, который комфортен вам и знаком ученикам
Да, в нем должно быть запланировано несколько активностей и смена деятельности, но он может повторяться из урока в урок. Если ученики привыкнут к рутинным процедурам, им не нужно будет тратить время на уроке на то, чтобы понять, чего вы от них ждете.
4. Повторение: стройте урок по принципу сказок Шехерезады
Начать урок с новой темы и закончить изучать её в конце урока — плохая стратегия. Даже если ученики всё поймут, вряд ли информация надолго задержится в их памяти. Попробуйте тему, которую начали изучать сегодня, закончить только в середине следующего урока. Таким образом ученикам будет проще влиться в тему, и знания будут крепче. Вообще уделяйте особое внимание повторению.
Идея: начните урок с шести вопросов — пусть два вопроса будут по теме, которую изучали в прошлом месяце, два вопроса — по теме прошлой недели, и еще два — по теме прошлого урока. Припоминать информацию и думать о ней — лучший способ прочно ее запомнить.
5. Учите радоваться ошибкам
Делать ошибки — единственный способ чему-то научиться. Если мы хотим всегда получать только идеально написанные работы, мы никогда не рискнём дать по-настоящему интересные задачи.
Если обучение идёт в зоне комфорта, то все ученики будут писать отличные работы — но ничему не научатся. Если мы учим в «зоне стресса» — даём трудные задачи, и при этом ругаем за ошибки — тоже ничего хорошего не получится.
Обучение должно происходить в «зоне вызова» — если брать зарубежную терминологию, или в зоне ближайшего развития по Выготскому. Это означает, что вопросы должны быть посильными, но непростыми.
Наша задача — так грамотно подобрать задания, чтобы у учеников была и ситуация успеха, и преодоление трудностей. Ощущение «я могу справиться с заданием» — бесценно, но только в том случае, если задание действительно сложное для ученика. А сложные задания не могут получаться с первого раза.
Идея: в начале урока напишите на доске сложный вопрос и постройте вокруг этого вопроса урок. Рассуждайте вместе с учениками и не стесняйтесь того, что вам тоже непросто.
Приучите детей радоваться ошибкам и исправлять их. Мотивируйте учеников и ожидайте от них максимальной работы.
6. Позволяйте ученикам быть в роли учителей
Один из лучших способов чем-то научиться — научить другого. Мы работаем в классно-урочной системе, которая исторически заключалась в следующем: учитель рассказывает тему, и её понимают лишь некоторые ученики, которые потом объясняют тему одноклассникам.
Сейчас ситуация «один понял, другой нет» встречается также часто, но взаимообучение учеников вышло из моды. Сильные быстрые дети не собираются никому помогать — часто их интересует только собственный успех, и они соревнуются друг с другом. А некоторые даже обвиняют учителя в том, что он перекладывает на учеников свою работу.
Однако привычка оценивать себя и помогать другим может быть даже важнее предметных знаний. Нужно транслировать идею, что мы все должны помогать друг другу учиться как можно лучше, а отсутствие взаимного уважения учеников недопустимо.
Во время рефлексии можно предложить вопрос: «Помог ли я сегодня другим ученикам лучше понять материал?»
Также важно приучить детей самостоятельно проверять свою работу: отмечать верные ответы и исправлять неправильные. Сухая информация о количестве ошибок бесполезна без работы над ошибками.
Идея: выведите на экран фотографии двух работ — пусть одна будет сделана качественно, а другая небрежно. Пусть дети сами составят критерии хорошей работы и решат, что можно было улучшить в слабой.
7. Заботьтесь о том, чтобы вам было интересно на уроке
Кажется, придумали столько методических приемов, идей и разработок, что их невозможно все применить за одну учительскую карьеру. В желании быть лучше мы пытаемся охватить всё и ощущаем бессилие, когда осознаём невозможность этого. В то же время, если мы никогда не пробуем ничего нового, нам становится скучно. Мы раздражаемся от того, что уже десять лет объясняем одно и то же, а семиклассники всё ещё это не понимают (да, семиклассники меняются, но от этого не легче).
Часто если мы решаемся попробовать новый формат работы, всё идет наперекосяк. Смиритесь с тем, что на внедрение нового формата работы нужно время.
Идея: проведите урок, целью которого будет научить новому формату работы — пусть даже в ущерб предметным знаниям. Например, вы хотите научить детей работать в группе. Подготовьте детективную историю, восстановить которую можно только по тридцати подсказкам. Раздайте каждому ученику карточку с подсказкой и сообщите, что эту карточку нельзя никому показывать, а также ученикам нельзя вставать с места. Скажите, что у учеников есть 15 минут, чтобы выяснить все подробности истории — если они не справятся, они проиграли. Пусть они 15 минут пытаются наладить коммуникацию, а после этого упражнения сами предложат правила взаимодействия в группе.
Пробуйте новую технику или формат работы не чаще раза в неделю. Пусть это будет эксперимент, результатами которого вы поделитесь с коллегами в учительской или соцсетях. По итогам года у вас будет материал на целую книжку по педагогике с реальными кейсами.
И помните: очень важно, чтобы на уроке интересно было учителю.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Источник