И о пользе творческой деятельности

И о пользе творческой деятельности thumbnail

Приветствую всех и каждого! Продолжая тему творчества … Задумывались ли вы когда-нибудь о пользе творчества? Можно ли к творчеству вообще применить такое понятие, как польза? На этот вопрос  с полной уверенностью я могу дать утвердительный ответ. Творчество способно оказывать психотерапевтическое влияние и на самого автора, и на человека, воспринимающего творчество. Хотя, творчество бывает разным… Но сегодня углубляться в те или иные формы мы не будем, а будем говорить о том, какую пользу приносит творчество его создателю.

Существуют  результаты исследований пожилых людей, которые проводили американские доктора. Исследование показало, что творческая деятельность продлевает жизнь людям старшего возраста, делая ее более полной и радостной. То есть, творчество приносит положительные эмоции, которые в свою очередь благотворно влияют на здоровье пожилого человека.

Наверняка многие из вас слышали о существовании такого направления психологии, как арт-терапия. По сути, арт-терапия – это метод исцеления и развития человеческой души через творчество. Арт-терапия основывается на убеждении, что человек может отражать свой внутренний мир в визуальных, музыкальных и других образах. В принципе, любое творчество, так или иначе, что-то рассказывает об авторе.

И если говорить про арт-терапию: например, человек может нарисовать свое горе, радость, или станцевать боль или победу. То есть, приемы арт-терапии помогают уменьшать эмоциональное напряжение, конструктивно «прожить» неприятные чувства и даже раскрыть в себе творческие способности, о которых человек даже и не догадывался. На самом деле, способности к творчеству есть у каждого, важно дать им возможность проявиться.

Итак, какую пользу нам может дать творческий процесс и творчество, как создание произведения искусства?

Отреагирование эмоций и осознанность

И снова о здоровье! У кого из нас не бывает негативных эмоций и переживаний? Разве вы никогда не злитесь, не печалитесь, не испытываете душевную боль? Творчество дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и освобождаться от них. Любое творчество, будь то рисование, вязание, спонтанные танцевальные движения, музыка, литература являются безопасными способами разрядки напряжения, возможностью справится со своими эмоциями. Также, с помощью творчества вы разберетесь и сделаете осознанными многие мысли, сильные чувства, которые порой атакуют нас, подобно темным силам, становясь навязчивыми. С помощью творческих инструментов вы сможете «встретиться» со своими «демонами» и в творческом процессе попрощаться с ними, или наоборот – встретиться со своими «ангелами», прекрасными чувствами, и, познакомившись с ними ближе, развить их и опираться на них в дальнейшем.

Гармонизация и выход из разных жизненных ситуаций

«Прорисовывание» своих переживаний, так же как и мыслей, помогает гармонизации и упорядочиванию. Когда мы рисуем или пишем, наши переживания обретают форму (даже если это абстракция), цвета, фактуру, то есть мы как бы вынимаем свое переживание изнутри и создаем из этого произведение (то есть, сублимируем), которое может неожиданно оказаться чем-то прекрасным, созидательным и радующим глаз. Происходит не просто сублимация переживаний на бумагу, а еще и преображение! Были какие-то неприятные состояния, в следствии чего мы взяли и написали рассказ (сказку), и возможно, прямо в самом рассказе мы нашли решение через счастливый конец. И даже если речь в этой сказке была не лично про вашу ситуацию, но была спровоцирована ею, то у вас есть шанс посредством сказочной метафоры выйти из этой ситуации в реальной жизни. И это, дорогие друзья, тоже разновидность арт-терапии, а именно – сказкотерапия.

Новое мышление и новые способы поведения

Спонтанные лепка, рисование, движения помогают преодолеть неосознанные психологические преграды и начать действовать по-новому уже в реальной жизни, т.е. расширяет наши способы поведения, раздвигает рамки мышления.

Мощный инструмент самопознания и личностного развития

Творчество – прекрасный способ самопознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений. Творчество – это уникальный и ваш личный инструмент поиска себя, понимания себя и развития.

Повышение самооценки

Посредством самовыражения происходит повышение самооценки. Когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества, ваша самооценка повышается. Конечно, чтобы не происходило обратного эффекта (понижения самооценки) важно выбрать максимально близкое по духу творчество, то, что действительно будет получаться (а не приносить мучения), и в чем вы сможете наблюдать свой рост.

Удовольствие и позитивные эмоции

Здесь все просто! Даже если вы не хотите заниматься «самокопанием» с помощью творчества и не стремитесь к решению каких-либо психологических проблем, вы можете просто наслаждаться творческим процессом, и, получая приятные эмоции, продлевать себе жизнь!

Успокаивающий эффект

Да, рисование, вязание, вышивание, игра на фортепиано способны снять повседневные стрессы и напряжение, успокоить вашу нервную систему. В современном мире это очень актуально.

Возможность прожить множество жизней

Творчество, конечно, бывает разное. В статье я не говорю о каком-то конкретном виде. Но, например, «прожить другую жизнь» можно, исполняя песню, побывав в роли актера или попробовав себя в писательстве. Только представьте себе, что можно пережить, когда вы пишете увлекательное произведение.

Качество жизни и самореализация

Если вы занимаетесь каким-то творчеством или даже разными видами творчества, ваша жизнь, несомненно, становится более яркой, наполненной смыслом. Она становится интереснее и разнообразнее. Творчество может стать для вас прекрасной самореализацией, сохраняя статус «хобби» или выходя за его пределы.

Список можно продолжить и найти много полезных аргументов, которыми наградит нас творческая деятельность. Что еще вам приходит на ум? Например… что скажете о таком «побочном эффекте» от творчества, как расширение круга интересных и полезных знакомств?

Итак, вы все еще сомневаетесь в том, что творчество так богато своими возможностями? Есть всего лишь один способ, чтобы проверить это – начать творить самому! Главное – найти «свой» вид творчества, свое дело, которое будет нравиться и лучше всего получаться.

Читайте также:  Есть ли польза прошлогоднего меда

Но это уже другая тема. До встречи!

P.S. Статья была написана для сайта ” Фабрика хобби”

 https://hobbywork.ru/pochemu-polezno-zanimatsya-tvorchestvom-otvet-psihologa/

Источник

Творчество — процесс, во время которого человек реализует свои желания. Пение и рисование, рукоделие и кулинария — виды времяпрепровождения, позволяющие получать много положительных эмоций. Кроме того, занятия творчеством оказывают исцеляющий эффект, когда человек расстроен, ему грустно или он переживает проблемы в жизни и отношениях.

Это не значит, что новая картина или топиарий, выполненные в самих строгих правилах, помогут наладить отношения с партнером или найти новую работу. Однако, пока человек занят творческим делом, процессы его психики настроены на созидание, эмоции «текут» внутри спокойно, а иногда, даже приходят ответы на жизненно важные вопросы.

Все о пользе творчества для психического состояния — в этой статье.

Творчество и психика человека

Творчество и психика человека

Когда человек творит, он настраивается на особую частоту. Мысли его становятся чистыми, и даже происходят положительные физиологические изменения, запускающие процессы восстановления жизненных органов и систем. Более того, принято считать, что ручной труд (вне зависимости от того, в чем именно он заключается) оказывает такое же положительное воздействие на психику и организм, как и медитация.

Пока человек творит, его энергия высвобождается из внутренних блоков, в которых она была зажата из-за напряжения. Специалисты пришли к выводу, что, эта энергия активизирует процесс выработки гормонов «любви и счастья» — эндорфинов. А они уже, в свою очередь, посылают особый импульс в «центр радости». Возбуждение центра радости дает ощущение счастья и спокойствия. В таком состоянии легче принимать решения, понимать, как наладить отношения с близкими, что нужно сделать, чтобы разрешилась проблема в семье или на работе.
Специалисты советуют во время тяжелого жизненного периода избегать состояния, в котором страдание занимает главное место. Поэтому нужно избавиться от привычки грустить и направить свою энергию в творческое русло.

Когда человек «убирает» фокус своего внимания с того, что его угнетает, доставляет неудобство, причиняет боль, а, вместо этого, своими руками создает нечто прекрасное, он чувствует себя лучше в эмоциональном плане, его настроение повышается.

Так, известны случаи, когда люди, пребывая в депрессивном состоянии, «останавливали» привычный образ жизни и уезжали туда, где могли побыть в одиночестве некоторое время. Творчество, которым они там занимались — резьба по дереву, рисование, лепка — стабилизировало психическое состояние.

Исцеляющий эффект заключается в том, что человек получает возможность побыть наедине с собой, прислушаться к себе и своим чувствам. Кроме этого, рядом с ним нет никого, кто бы мог нарушить эмоциональное спокойствие критикой, осуждением, оценкой.

Привычка лелеять отрицательные эмоции

Привычка лелеять отрицательные эмоции

Иногда у человека есть привычка находиться во власти сильных негативных чувств и не делать ничего, чтобы помочь себе. Такое состояние выученной беспомощности или вечная игра роли жертвы не приносит пользы, а наоборот, приводит к тому, что человек «тонет» в страданиях, жалобах, обидах, боли. Остановить этот процесс можно, если воспользоваться следующим планом самопомощи.

  1. Сформулировать и выписать проблему, которая беспокоит.
  2. Представить результат, который был бы наилучшим завершением трудной задачи.
  3. Наметить шаги, которые человек готов сделать, чтобы ситуация улучшилась или изменилась.
  4. Принять решение не откладывать действия в «долгий» ящик, а начать претворять их в жизнь немедленно.

Такое упражнение тоже является творческим, и психика личности реагирует на него новым приливом сил.

Реализуя данный план, важно прислушаться к себе: какие эмоции рождаются внутри? Если это сомнения или страх, внутреннее сопротивление переменам и активности, то, стоит подумать над тем, почему они возникли? Возможно, человеку, бессознательно выгодно страдать и мучиться? Не знать, как поступить? Жить в постоянных сомнениях? Нужно найти эту выгоду и вновь принять сознательное решение не терпеть дискомфорт, не находиться в пассивности. Краткосрочная работа с психотерапевтом — отличный способ понять себя и свои привычки сопротивляться переменам.

Источник

О пользе детского творчества! Материал для родителей.

…Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

Николай Васильевич Гоголь

      Творчество – это не только удовольствие, но ещё и полная свобода для фантазии и деятельности, самовыражение, искусство и красота. В нём нет правил и законов.

      Ребёнок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растёт, развивается, меняется, узнаёт новое и никогда не сидит на месте. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями.

      Творчество детей обладает   особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребёнка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. Для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъём, когда их работы отмечаются учителем, выставляются публично, отправляются на конкурсы и т.д.

      Творческие занятия приобщают ребёнка ко всему прекрасному, развивают воображение и являются действенным способом познания мира. В процессе творческой деятельности ребёнку постепенно прививаются разные качества характера: трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, повышается  его интеллект. Занятия творчеством развивают эстетическое восприятие, память, мышление, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию и помогают познать окружающий мир в деталях. Поэтому очень важно найти занятие, которое придётся ему по душе и поможет активно развиваться не только физически, но и эмоционально. Ребёнок занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учиться видеть «конечный результат».

        Именно с помощью творчества можно узнать, как из бумаги можно мастерить интересные поделки, красками делать мир ярче, мять эластичный пластилин,  а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творческий потенциал есть в каждом ребёнке. Нужно лишь найти ту стезю, по которой ему будет комфортно и приятно идти.

  • Занятия различными видами творчества развивают у ребёнка любознательность и кругозор.
  • Занятия различными видами творчества прекрасный и эффективный способ для ребёнка выразить свои чувства, эмоции и переживания, снять эмоциональную усталость.
  • Создавая нечто новое, чего ранее никогда не бывало,  ребёнок может проявить себя, собственные способности и склонности.
  •  Ребёнок начинает понимать, что создать  произведение, какую-то вещь не так-то просто. Они учатся ценить чужой труд.
  • Ребёнок становится более внимательным к деталям, учится из всего потока зрительной информации выбирать главные и второстепенные вещи.
  • Планирование и умение доводить дело до конца – качества, которые пригодятся не только во время учёбы, но и в дальнейшей жизни.
  • В каждой работе наших творцов развивается терпение и усердие,  аккуратность.
  • Во время совместной работы дети учатся работать вместе, помогать друг другу.
  • Общение друг с другом во время работы развивает речь, умственные способности, также параллельно развиваются эстетические способности, умение видеть и понять прекрасное.
  • Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.
Читайте также:  Польза березового сока для организма для потенции

 
       Мир детей уникален. Детское творчество безгранично, уникально и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребёнку в его творчестве, мы созидает будущую характерную, успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Научившись однажды, не разучишься никогда!  

       Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой мир.

Источник

Люди тренируют память, мышцы, учатся мыслить рационально и прагматично.. Часто забывая про эмоциональную сферу.

Она также нуждается в развитии. Когда человек уделяет мало внимания эмоциональной сфере – ему сложно чувствовать себя счастливым. Такие люди могут быть успешны, но чего-то не хватает..

Дети это знают и поэтому они лепят, рисуют, что-то мастерят из любых подручных средств, придумывают невероятные истории. Нет такого нормального ребенка, который не рисовал бы в детстве. Но со временем обыденность затягивает и человек забывает о том, что помогало ему когда-то, приносило удовлетворение, не находит для этого время.

Как творчество влияет на человека с научной точки зрения, фото № 1

Рисуя, придумывая рассказы, стихи, вышивая, занимаясь творчеством – человек дает выход накопившимся страхам, напряжение уходит. Ученые доказали, что люди, систематически занимающиеся творчеством, более устойчивы к стрессу, быстрее адаптируются к новым обстоятельствам и способны мыслить нестандартно, находя новые пути решения задач. Естественно, это сказывается и на других сферах жизни человека. Были проведены исследования, которые показали, что после сеанса рисования, лепки уровень стрессового гормона кортизол у большинства участников значительно снизился. Люди отметили, что стали чувствовать себя лучше. Причем уровень подготовки участников не сыграл никакой роли, у профессионалов и у тех, кто не умеет рисовать результат был одинаковым. То есть не имеет значения умеете Вы рисовать, лепить или нет, важен сам процесс.

Одно время я вела занятия по арт-терапии для детей и взрослых. И видела как на занятиях человек сталкивается со своими сложными переживаниями, страхами, обидами.. Все это появляется на рисунках само собой. И со временем уходит, становится легче. Это можно делать самим, просто найти время и начать, не беспокоясь о результате, а погружаясь в процесс.

Как творчество влияет на человека с научной точки зрения, фото № 2

Интересно и то, что даже просто созерцая предметы искусства мы получаем тот же эффект. Человек, порой бессознательно, а порой вполне осознанно стремится к гармонии, внутренней прежде всего. И вещи, которыми мы себя окружаем создают (или не создают) гармонию внешнюю, которая помогает привести внутренний мир в порядок. Поэтому люди ходят в музеи, меняют пространство дома, подбирают вещи с которыми хорошо..

Когда мы видим картины и другие произведения искусства, активизируются определенные зоны коры головного мозга, вырабатывается гормон дофамин, отвечающий за чувство удовлетворения и приятные ощущения. Мозг получает новый опыт, в каком-то смысле искусство пробуждает наш мозг, дает ему новый опыт и это сказывается на нашей жизни в целом. Так что если грустно и хандра – искусство может помочь.

Как творчество влияет на человека с научной точки зрения, фото № 3

Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит и у взрослых людей. Система образования, стандартная рабочая обстановка по большей части направлены на развитие левого полушария мозга. Для того, чтобы развивать правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу стоит заниматься творчеством или созерцать его. Попробуйте и найдите именно то, что подходит и приносит удовольствие именно Вам.

Я отдыхаю, когда пишу акварелью, и мечтаю вернуться к керамике..

А какое искусство помогает, затрагивает Вас?

Возможно Вам будет интересна статья относящаяся к этой теме “Как начать рисовать и не бояться” https://www.livemaster.ru/topic/3292494-article-kak-nachat-risovat-i-ne-boyatsya

Источник

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в
отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали,
лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста
фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше
всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских
играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки
театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Читайте также:  Польза от рыб в аквариуме

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в
своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей.
Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек
может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта,
впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе
представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке
геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть
самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно
работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие
предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать
придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например,
играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя.
Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам
относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы,
беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных
моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных
видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые
участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к
изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам
он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это
подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это
время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность
литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это
неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Техническое творчество помогает
определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества
дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые
часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике.
Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком
информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое
воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность,
его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного.
Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания
Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»

Источник