И от кота будет польза успенский

И от кота будет польза успенский thumbnail

28 июня, 2019

Серия “Сказки с рисунками В.Чижикова” – это знаменитые книги самых известных отечественных и зарубежных писателей: Э.Успенского, С.Михалкова, К.Чуковского, И.Токмаковой, Д.Биссета и других. Серия открывается одной из самых популярных сказочных повестей Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”. Очень самостоятельный дошкольник обиделся на родителей, которые не захотели приютить говорящего кота, и ушёл из дома. Вместе с котом. И началась у него совсем другая жизнь – свободная и счастливая, деревенская…

Глава первая

ДЯДЯ ФЁДОР

У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёзный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хороший мальчик. И родители были хорошие – папа и мама.

И всё было бы хорошо, только мама его зверей не любила. Особенно всяких кошек. А дядя Фёдор зверей любил, и у него с мамой всегда были разные споры.

А однажды было так. Идёт себе дядя Фёдор по лестнице и бутерброд ест. Видит – на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Фёдору:

– Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.

Дядя Фёдор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спра-шивает:

– А откуда ты знаешь, что меня дядей Фёдором звать?

Кот отвечает:

– Я в вашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне всё видно. Кто хо-роший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.7

– А кто тебя разговаривать научил? – спрашивает дядя Фёдор.

– Да так, – говорит кот. – Где слово запомнишь, где два. А потом, я у профессора одного жил, который язык зверей изучал. Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадёшь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.

Дядя Фёдор говорит:

– Пошли ко мне жить.

Кот сомневается:

– Мама твоя меня выгонит.

– Ничего, не выгонит. Может, папа заступится.

И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под диваном спал, как барин. А вечером папа с мамой пришли. Мама как вошла, сразу и сказала:

– Что-то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Фёдор кота притащил.

А папа сказал:

– Ну и что? Подумаешь, кот. Один кот нам не помешает.8

Мама говорит:

– Тебе не помешает, а мне помешает.

– Чем он тебе помешает?

– Тем, – отвечает мама. – Ну ты вот сам подумай, какая от этого кота польза?

Папа говорит:

– Почему обязательно польза? Вот какая польза от этой картины на стене?

– От этой картины на стене, – говорит мама, – очень большая польза. Она дырку на обоях загораживает.

– Ну и что? – не соглашается папа. – И от кота будет польза. Мы его на собаку выучим. Будет у нас сторожевой кот. Будет дом охранять. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Мама даже рассердилась:

– Вечно ты со своими фантазиями! Ты мне сына испортил… Ну вот что. Если тебе этот кот так нравится, выби¬рай: или он, или я.

Папа сначала на маму посмотрел, потом на кота. Потом опять на маму и опять на кота.9

– Я, – говорит, – тебя выбираю. Я с тобой уже давно знаком, а этого кота в первый раз вижу.

– А ты, дядя Фёдор, кого выбираешь? – спрашивает мама.

– А никого, – отвечает мальчик. – Только если вы кота прогоните, я тоже от вас уйду.

– Это ты как хочешь, – говорит мама, – только чтобы кота завтра не было!

Она, конечно, не верила, что дядя Фёдор из дома уйдёт. И папа не верил. Они думали, что он просто так говорит. А он серьёзно говорил.

Он с вечера сложил в рюкзак всё, что надо. И ножик перочинный, и куртку тёплую, и фонарик. Взял все деньги, которые на аквариум копил. И приготовил сумку для кота. Кот как раз в этой сумке помещался, только усы наружу торчали. И лёг спать.

Утром папа с мамой на работу ушли. Дядя Фёдор проснулся, сварил себе каши, позавтракал с котом и стал письмо писать.

Дорогие мои родители!

Папа и мама!

Я вас очень люблю. И зверей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не разрешаете его заводить. Велите из дома прогнать. А это неправильно. Я уезжаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не беспокойтесь. Я не пропаду. Я всё умею делать и буду вам писать. А в школу мне ещё не скоро. Только на будущий год.

До свиданья.

Ваш сын – дядя Фёдор.

Он положил это письмо в свой собственный почтовый ящик, взял рюкзак и кота в сумке и пошёл на автобусную остановку.

Глава вторая

ДЕРЕВНЯ

Дядя Фёдор сел в автобус и поехал. Ехать было хорошо. Автобусы в это время за город совсем пустые идут. И никто им не мешал разговаривать. Дядя Фёдор спрашивал, а кот из сумки отве¬чал.

Дядя Фёдор спрашивает:

– Как тебя зовут?

Кот говорит:

– И не знаю как. И Барсиком меня звали, и Пушком, и Оболтусом. И даже Кис Кисычем я был. Только мне всё это не нравится. Я хочу фамилию иметь.

– Какую?

– Какую-нибудь серьёзную. Морскую фамилию. Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

– А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин, – говорит дядя Фёдор. – И с котами связано, и что-то морское есть в этой фамилии.

– Да, морское здесь есть, – соглашается кот, – это верно. А чем же это с котами связано?

– Не знаю, – говорит дядя Фёдор. – Может быть, тем, что коты полосатые и матросы тоже. У них тельняшки такие.

И кот согласился:

– Мне нравится такая фамилия – Матроскин. И морская, и серьёзная.13

Он так обрадовался, что у него теперь фамилия есть, что даже заулыбался от радости. Он поглубже в сумку залез и стал свою фамилию примерять.

«Позовите, пожалуйста, кота Матроскина к телефону».

«Кот Матроскин подойти к телефону не может. Он очень занят. Он на печи лежит».

И чем больше он примерял, тем больше ему нравилось. Он из сумки высунулся и говорит:

– Очень мне нравится, что фамилия у меня не дразнительная. Не то что, например, Иванов или там Петров.

Дядя Фёдор спрашивает:

– Чем это они дразнительные?

– А тем, что всегда можно говорить: «Иванов без штанов, Петров без дров». А про Матроскина ничего такого не скажешь.

Тут автобус остановился. Они в деревню приехали.

Деревня красивая. Кругом лес, поля, и речка недалеко. Ветер дует такой тёплый, и комаров нет. И народу в деревне очень мало живёт.

Дядя Фёдор увидел одного старичка и спрашивает:

– Нет ли у вас тут домика лишнего пустого? Чтобы там жить можно было.

Старик говорит:

– Да сколько хочешь! У нас за рекой новый дом построили, пятиэтажный, как в городе. Так полдеревни туда переехало. А свои дома оставили. И огороды. И даже кур кое-где. Выбирай себе любой и живи.

И пошли они выбирать. А тут к ним пёс подбегает. Лохматый такой, взъерошенный. Весь в репьях.

– Возьмите меня к себе жить! – говорит. – Я буду вам дом охранять.

Кот не согласен:

– Нечего у нас охранять. У нас и дома-то нет. Ты к нам через год прибегай, когда мы разбогатеем. Тогда мы тебя возьмём.

Дядя Фёдор говорит:

– Ты, кот, помолчи. Хорошая собака ещё никому не мешала. Давай мы лучше узнаем, где он разговаривать научился.15

– Я дачу охранял одного профессора, – отвечает пёс, – который язык зверей изучал. Вот и выучился.

– Это, наверное, мой профессор! – кричит кот. – Сёмин Иван Трофимович! У него ещё была жена, двое детей и бабушка с веником. И он всё словарь составлял «Русско-кошачий».

– «Русско-кошачий» не знаю, а «Охотничье-собачий» составлял. И «Корово-пастухачий» тоже. А бабушка теперь уже не с веником. Ей пылесос купили.

– Всё равно это мой профессор, – говорит кот.

– А где же он сейчас? – спрашивает мальчик.

– Он в Африку уехал. В командировку. Язык слонов изучать. А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда у человека характер весёлый – колбасно-угощатель¬ный. А у неё наоборот – тяжёлый харак¬тер. Венико-выгонятельный.

– Это точно, – поддерживает кот, – и характер тяжёлый, и веник тоже.16

– Ну что? Возьмёте меня к себе жить? – спрашивает пёс. – Или мне потом прибегать? Через год?

– Возьмём, – отвечает дядя Фёдор. – Втроём веселее. Как тебя зовут?

– Шарик, – говорит пёс. – Я из простых собак. Не из породистых.

– А меня дядя Фёдор зовут. А кота – Матроскин, это фамилия такая.

– Очень приятно, – говорит Шарик и кланяется. Сразу видно, что он воспитанный. Из хорошей семьи пёс. Только запущенный.

Но кот всё равно недоволен. Он у Шарика спрашивает:

– Что ты делать умеешь? Просто дом сторожить и замок может.

– Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть – языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать.

Очень он боялся, что его не возьмут.

А дядя Фёдор сказал:

– Сейчас будем дом выбирать. Пусть каждый по деревне пройдёт и посмотрит. А потом мы решим, чей дом лучше.

И стали они смотреть. Каждый ходил и выбирал, что ему больше нравится. А потом они снова встретились. Кот говорит:

– Я такой дом нашёл! Весь проконопаченный. И печка там тёплая! На полкухни! Пошли туда жить.

Шарик как засмеётся:

– Что твоя печка! Чепуха! Разве это в доме главное? Вот я дом нашёл – это дом! Там такая будка собачья – загляденье! Никакого дома не надо. Все мы в будке поместимся!

Дядя Фёдор говорит:

– Не о том вы оба думаете. Надо, чтобы в доме телевизор был обязатель-но. И окна большие. Я как раз и нашёл такой дом. Крыша красная. И сад с огородом есть. Пошли его смотреть!

И пошли они смотреть. Как только подошли, Шарик кричит:

– Это же мой дом! Я про эту будку говорил.

– И печка моя! – говорит кот. – Я о такой печке всю жизнь мечтал! Когда холодно было.

– Вот и хорошо! – сказал дядя Фёдор. – Мы, наверное, и в самом деле лучший дом выбрали.

Осмотрели они дом и обрадовались. Всё в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окнах! И радио, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде всё было посажено. И картошка, и капуста. Только всё запущено было, не прополото. А в сарае удочка была.

Дядя Фёдор взял удочку и пошёл рыбу ловить. А кот с Шариком печку истопили и воды принесли.

Потом они поели, радио послушали и спать легли. Очень им в этом доме понравилось.

Отрывок из книги «Дядя Фёдор, пес и кот». Серия «Сказки с рисунками В.Чижикова»

Источник

Часть первая. Приезд в Простоквашино

Глава первая. Дядя Фёдор

У одних роди­те­лей маль­чик был. Звали его дядя Фёдор. Потому что он был очень серьёз­ный и само­сто­я­тель­ный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил. В общем, он был очень хоро­ший маль­чик. И роди­тели были хоро­шие – папа и мама.

И всё было бы хорошо, только мама его зве­рей не любила. Осо­бенно вся­ких кошек. А дядя Фёдор зве­рей любил, и у него с мамой все­гда были раз­ные споры.

А одна­жды было так. Идёт себе дядя Фёдор по лест­нице и бутер­брод ест. Видит, на окне кот сидит. Боль­шой-пре­боль­шой, поло­са­тый. Кот гово­рит дяде Фёдору:

– Непра­вильно ты, дядя Фёдор, бутер­брод ешь. Ты его кол­ба­сой кверху дер­жишь, а его надо кол­ба­сой на язык класть. Тогда вкус­нее получится.

Дядя Фёдор попро­бо­вал – так и вправду вкус­нее. Он кота уго­стил и спрашивает:

– А откуда ты зна­ешь, что меня дядей Фёдо­ром звать?

Кот отве­чает:

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чер­даке живу, и мне всё видно. Кто хоро­ший и кто пло­хой. Только сей­час мой чер­дак ремон­ти­руют, и мне жить негде. А потом и вовсе могут дверь запереть.

– А кто тебя раз­го­ва­ри­вать научил? – спра­ши­вает дядя Фёдор.

– Да так, – гово­рит кот. – Где слово запом­нишь, где два. А потом, я у про­фес­сора одного жил, кото­рый язык зве­рей изу­чал. Вот и выучился. Сей­час без языка нельзя. Про­па­дёшь сразу: или из тебя шапку сде­лают, или ворот­ник, или про­сто ков­рик для ног.

Дядя Фёдор говорит:

– Пошли ко мне жить.

Кот сомне­ва­ется:

– Мама твоя меня выгонит.

– Ничего, не выго­нит. Может, папа заступится.

И пошли они к дяде Фёдору. Кот поел и весь день под дива­ном спал, как барин. А вече­ром папа с мамой при­шли. Мама как вошла, сразу и сказала:

– Что-то у нас коша­чьим духом пах­нет. Не иначе как дядя Фёдор кота притащил.

А папа сказал:

– Ну и что? Поду­ма­ешь, кот. Один кот нам не помешает.

Мама гово­рит:

– Тебе не поме­шает, а мне помешает.

– Чем он тебе помешает?

– Тем, – отве­чает мама. – Ну ты вот сам поду­май, какая от этого кота польза?

Папа гово­рит:

– Почему обя­за­тельно польза? Вот какая польза от этой кар­тины на стене?

– От этой кар­тины на стене, – гово­рит мама, – очень боль­шая польза. Она дырку на обоях загораживает.

– Ну и что? – не согла­ша­ется папа. – И от кота будет польза. Мы его на собаку выучим. Будет у нас сто­ро­же­вой кот. Будет дом охра­нять. Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Мама даже рассердилась:

– Вечно ты со сво­ими фан­та­зи­ями! Ты мне сына испор­тил… Ну вот что. Если тебе этот кот так нра­вится, выби­рай: или он, или я.

Папа сна­чала на маму посмот­рел, потом на кота. Потом опять на маму и опять на кота.

– Я, – гово­рит, – тебя выби­раю. Я с тобой уже давно зна­ком, а этого кота в пер­вый раз вижу.

– А ты, дядя Фёдор, кого выби­ра­ешь? – спра­ши­вает мама.

– А никого, – отве­чает маль­чик. – Только если вы кота про­го­ните, я тоже от вас уйду.

– Это ты как хочешь, – гово­рит мама, – только чтобы кота зав­тра не было!

Она, конечно, не верила, что дядя Фёдор из дома уйдёт. И папа не верил. Они думали, что он про­сто так гово­рит. А он серьёзно говорил.

Он с вечера сло­жил в рюк­зак всё, что надо. И ножик перо­чин­ный, и куртку тёп­лую, и фона­рик. Взял все деньги, кото­рые на аква­риум копил. И при­го­то­вил сумку для кота. Кот как раз в этой сумке поме­щался, только усы наружу тор­чали. И лёг спать.

Утром папа с мамой на работу ушли. Дядя Фёдор проснулся, сва­рил себе каши, позав­тра­кал с котом и стал письмо писать.

«Доро­гие мои роди­тели! Папа и мама!

Я вас очень люблю. И зве­рей я очень люблю. И этого кота тоже. А вы мне не раз­ре­ша­ете его заво­дить. Велите из дома про­гнать. А это непра­вильно. Я уез­жаю в деревню и буду там жить. Вы за меня не бес­по­кой­тесь. Я не про­паду. Я всё умею делать и буду вам писать. А в школу мне ещё не скоро. Только на буду­щий год.

До сви­да­нья. Ваш сын – дядя Фёдор».

Он поло­жил это письмо в свой соб­ствен­ный поч­то­вый ящик, взял рюк­зак и кота в сумке и пошёл на авто­бус­ную остановку.

Источник

Фразеологизмы в повести-сказке

Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Касьянов Даниил, Лосяков Роман, учащиеся 4 класса

МОУ «СОШ № 25» г. Абакана Республики Хакасия

«Чтение – это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя»

В.Сухомлинский

Современные дети стали меньше читать. Данные проведённого опроса среди учащихся это подтверждают. На вопрос «Любишь ли ты читать в свободное от школы время?» честно ответили «нет» 31% второклассников, 33% третьеклассников и 46 % четвероклассников.

Но книга никогда не исчезнет, потому что только она даёт возможность домыслить, дофантазировать, ещё и ещё раз вернуться и перечитать понравившиеся строчки. Детская литература не только развлекает, но и всегда чему-нибудь учит.

Больше всего на свете дети любят читать сказки и весёлые сказочные повести, которые сочиняют для ребят писатели.

На вопрос «Какую книгу ты бы выбрал в подарок другу из предложенных?» дети ответили так:

Название книги

2 класс

3 класс

4 класс

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

31%

13%

11%

Э.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»

10%

20%

15%

Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

38%

37%

35%

Т.Александрова «Домовёнок Кузя»

14%

13%

11%

Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова»

7%

17%

28%

Тогда мы спросили: «Как ты думаешь, почему книга Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» так популярна?» Ребята ответили: «интересная, весёлая, смешная» (92%), «бытовая сказка, показала, как можно жить без родителей» (8%), «учит дружить, помогать друзьям» (36%).

Мы тоже считаем, что эта сказка привлекает уже не одно поколение читателей (а написал её Эдуард Николаевич Успенский в 1976 году) своими необычными, но в то же время современными героями.

Эта весёлая и добрая книга о верности и об умении дружить. Каждый герой имеет свой яркий и неповторимый характер.

Но не только изображение смешных ситуаций, в которые попадают герои, но и то, как они говорят, т.е. речь героев, вызывают улыбку и даже смех.

Мы знаем, что эмоциональность речи придают многие изобразительные средства, в том числе фразеологизмы.

Мы решили провести исследование, цель которого-

сделать лингвистический анализ текста повести-сказки Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Задачи работы:

– внимательно прочитать текст произведения,

– выяснить, использует ли автор фразеологизмы, какие это фразеологизмы,

– подумать, с какой целью их использует автор,

– сделать вывод.

Фразеологизм – это устойчивое, готовое сочетание слов, имеющее переносное значение. Фразеологизмы мы извлекаем из своей языковой памяти, чтобы сделать нашу речь более красочной и интересной. Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к другим людям, личные достоинства и недостатки, его отношение к труду. Фразеологизмы приходят в язык по-разному: из устного народного творчества, из книжных цитат, из профессионального стиля (н-р, тянуть канитель, бить баклуши). Но всегда фразеологизмы используют для эмоционального выражения чувств говорящего или пишущего.

Внимательно прочитав повесть-сказку «Дядя Фёдор. Пёс и кот», мы обнаружили, что почти в каждой из двадцати двух глав автор использует не менее двух фразеологических выражений. И делает это с таким юмором!

Многие фразеологизмы имеют свое прямое значение:

(Шарик) – Он в Африку уехал. В командировку. Язык слонов изучать. А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда у человека характер весёлый – колбасно-угощательный. А у неё наоборот – тяжёлый характер. Венико-выгонятельный. (характерами не сошлись – взаимонепонимание).

– А ты, мальчик, чей? … Дядя Фёдор отвечает: – Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный. (Сам по себе – самостоятельный, ни от кого не зависимый).

Шарик на ногах не удержался от неожиданности и полетел вверх тормашками. (Вверх тормашками – кувырком, головой вниз).

– А ты мотоцикл купи, – предлагает пёс.-… Все собаки умрут от зависти! (Умереть от зависти – испытать очень сильное чувство зависти).

Потом они домой пошли по тропинке под солнышком. А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Объясняет сам автор: «пятьдесят лет и ещё чуть-чуть».)

Мы нашли несколько фразеологизмов, которые имеют два значения.

Идёт Шарик домой по берегу. Понурый такой, как мокрая курица. (Это интересное сочетание имеет как прямое значение – «пропитанный влагой, сырой», так и переносное, фразеологическое, – «расстроенный, подавленный».

… – Причём тут Новый год? – говорит Матроскин. Просто она белены объелась или хмеля. (Выражение он, точно белены объелся применяется в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам, чудакам – переносное значение. Прямое значение – съесть семена очень ядовитого растения – белены, которые вызывают у человека бред, галлюцинации, т.е. он становится как бы безумным.)

А тут Шарик является и зайца в зубах приносит. И у зайца язык свешивается, и у Шарика… (Переносное значение – «очень устали», но животные после долгого бега или от жажды действительно вытаскивают язык наружу, чтобы охладиться. Значит, выражение имеет и прямое значение.)

Также мы нашли несколько фразеологических выражений, которые имеют только прямое значение.

Необычно употребил Э.Успенский сказочное выражение русским духом пахнет, заменил только одно слово, и от этого выражение утратило переносное значение:

Мама как вошла, сразу и сказала:

– Что-то у нас кошачьим духом пахнет. Не иначе как дядя Фёдор кота притащил.

– Ну и что? – не соглашается папа. – И от кота будет польза. Мы его на собаку выучим. Будет у нас сторожевой кот. Будет дом охранять. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (В этой загадке имеется в виду замок. А Э.Успенский употребляет эту фразу по отношению к коту, и выражение тоже утрачивает переносное значение).

Некоторые фразеологизмы стали настолько привычными, что мы даже забываем о том, что это фразеологизмы. А Э.Успенский как бы оживляет их, возвращает им первоначальную выразительность.

Вот как Матроскин объясняет значение фразеологизма ни с того ни с сего:

– А что такое «связи»? – спрашивает дядя Фёдор.

– Это знакомства деловые, – объясняет кот. – Это когда люди друг другу хорошее делают ни с того ни с сего. Просто по старой памяти… (ни с того ни с сего – «неизвестно почему, без каких либо оснований, видимых причин». Матроскин объясняет неверно, но, видимо, не случайно, ведь он -деловой, очень хозяйственный и экономный кот.)

Нам кажется, что и ещё один фразеологизм в произведении объясняется неверно для создания комического эффекта.

(Папа говорит маме) – … Он же мальчик. Ему нужны приятели, чердаки, шалаши разные. А ты из него барышню кисельную делаешь. (Очень изнеженного человека называют кисейной барышней. Слово кисейная образовалось от слова кисея – «прозрачная тонкая ткань»).

В тексте мы нашли несколько фразеологизмов, которые Э.Успенский обыгрывает по-своему. Например, в известном изречении А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» он заменяет некоторые слова, употребляя это выражение по отношению к Шарику, чем вызывает наш смех:

«.. У такой собаки всё должно быть прекрасно: и душа, и причёска, и кисточка!»

Используя привычный фразеологизм день рождения, Э.Успенский его преобразует:

Шарик спрашивает:

– Чего это она так обрадовалась? Может, у неё праздник какой или чего?

– Какой праздник? – говорит дядя Фёдор.

– Может, день рождения у неё. Или день кефира. А может, коровий Новый год? (Эти сочетания необычны и вызывают смех.)

Ещё в одном свободном словосочетании, образованном от известного фразеологизма упасть в обморок – «потерять сознание», автор использует переносный смысл фразеологизма и слово с противоположным значением:

Шарик даже в обморок упал от удивления. Потом вскочил от обморока.

В повести мы нашли фразеологические предложения, которые очень точно и метко характеризуют душевное состояние, настроение героев:

…Пудель из Шарика получился – хоть сейчас на выставку! А самому так плохо – хоть караул кричи!…

Но с той поры Шарик затосковал. Хочется ему в лес на охоту – и всё тут! А как выйдет он с ружьём, увидит зверюшку – выстрелить не может, хоть ты плачь! Придёт он из леса – не ест, не пьёт: тоска его гложет. Дохлый он стал, замученный – хуже некуда!

Необычным выглядит предложение:

-Тр-тр-восемь дыр! Чтоб ему пусто было, инженеру Тяпкину! (Тр-тр-восемь дыр! – так обычно говорят о любителях поболтать. Э.Успенский этой фразой подчёркивает аппетит трактора «тр-тр Мити».)

Заключение

Мы считаем, что Эдуард Успенский очень удачно использует в своём произведении фразеологизмы, которые помогают сделать язык героев живым и разговорным. Поэтому книга так легко и интересно читается.

Литература

  1. Полное собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес в десяти томах, том 3… – С.-Петербург, Торгово-изд.товарищество «Комет», 1993.

  2. Успенский Э.Н. Дядя Фёдор, пёс и кот. – М.: Изд – во «Самовар», 2004.

  3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., Просвещение, 1994.

Источник

Читайте также:  Применение и польза перепелиных яиц