Идея справедливости и всеобщей пользы относится к философии конфуцианства
Как уже говорилось в предыдущей статье, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Мифология и вера в богов, была потеснена обожествляемыми культурными героями, и натурфилософскими теориями (в прошлой статье я писала о учении об Ян, Инь и У-син).
В результате, религии, в таком же виде, как в цивилизациях-современниках Древнего Китая, не сформировалось. Религиозные воззрения приобрели характер философских учений, которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.
В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм, получивших статус государственной идеологии, и, повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. В этой статье, я кратко расскажу об основных положениях конфуцианства.
Основателем конфуцианства стал философ Кун Фу-Цзы («Учитель Кун»), живший в 551 – 449 годах до н.э. и обожествлённый после смерти (его имя европейцы трансформировали в Конфу́ций).
Кун Фу-Цзы («Учитель Кун») – Конфуций.
Основы философии Конфуция были изложены позже его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).
Рукописный текст “Лунь юй”.
Он разработал стройное учение, целью которого было создание идеального государства, управляемого мудрым царём, руководствующимся Разумом и Законом.
Чтобы достичь этого идеала в жизни, нужно было не так уж и многое – всем без исключения жителям станы неукоснительно соблюдать «ли» (Установления, Ритуалы, Церемонии) и почитать Прошлое, подчиняя свою жизнь традиции. (Об этих особенностях китайской культуры читайте здесь).
По мнению Конфуция, только знание и соблюдение «ли» делает варвара культурным человеком. «Ли» способны «исправить» несовершенство человеческой натуры – облагородить её, возвысить, придать ей целостность и гармонизовать личность. Кроме того, следование «ли» каждым гражданином необходимо для установления определённого порядка в обществе, то есть имеет важное государственное значение.
Конфуций и его ученики
Не менее важно для личности и государства соблюдение древних традиций, завещанных предками: «Люблю древность и верю в нее!» – говорил Конфуций. Государство лишь тогда может избежать смуты и разрухи, когда в нём будет поддерживаться строгий порядок, основанный на неизменности того, что уже существует. Поэтому нужно избегать всего нового: реформ, новаций и т.п. Лучший правитель, по мнению Учителя – тот, кто ничего не делает и ничего не меняет, а лишь следит за соблюдением уже сложившегося порядка. Страна такого государя неминуемо будет процветать.
Правитель и народ
Соблюдение «ли» и следование традициям неизбежно приводят к созданию жёстких правил для всех проявлений человеческой жизни. Конфуций разрабатывает теорию об иерархическом строении общества, где каждый его член, точно знает «свое место» и соблюдает все положенные ему предписания и правила. Такое идеальное общество должно быть построено по принципу большой семьи, в которой авторитет старших непререкаем. Сын обязан подчиняться отцу, жена – мужу, младший брат – старшему, крестьянин – начальнику, начальник – чиновнику, чиновник – императору. То есть, в основе управления государством заложен принцип сыновней почтительности («сяо»).
Китайская семья.
Какими же должны быть граждане в этом совершенном государстве, по мнению Конфуция? Идеалом гражданина и человека (именно в этой последовательности), в учении философа, выступает «благородный муж» («цзюнь-цзы»), который должен быть наделён следующими качествами:
1. Знать и строго соблюдать «ли»;
2. Обладать «жень». Это слово имеет в китайском языке несколько толкований, чаще его переводят как «гуманность», «человеколюбие». Приведем слова Конфуция: «Случается, что благородный муж негуманен, но не бывает, чтобы гуманный оставался ничтожным человеком, ибо он поднялся к вершинам духа»;
3. Подчинять свою жизнь долгу – несению возложенных на него общественных и личных обязанностей;
4. Думать не о собственном благе, а в первую очередь, стараться быть полезным государству – отдавать все свои знания, умения, силы на его процветание и поддержание порядка, установленного священной Традицией.
5. Культивировать, воспитывать в себе «вэнь». Это понятие можно перевести, как культура, чувство прекрасного, эстетический вкус. Конфуций считал, что без воспитания внутренней культуры, в том числе – путём приобщения к различным искусствам, человек не сможет добиться действительного благородства.
Кроме того, «благородный муж» должен обладать почтительностью, обходительностью, правдивостью, добротой, преданностью, сдержанностью, осторожностью в разговоре, стремлением избегать любых крайностей.
Вот слова Конфуция о том, кто может называться «благородным мужем»:
«Благородный муж думает о девяти вещах – о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу»
Главное же – в своих поступках «благородному мужу» следовало руководствоваться «золотым правилом нравственности»: «не делать другим того, чего не желаешь себе». Конфуций говорил так: «Человек мелкий («сяо-цзы») требователен к другим, благородный муж («цзюнь-цзы») требователен к себе» .
Примечательно, что «благородным мужем» мог стать любой человек вне зависимости от своего происхождения и социального положения.
Конфуций с учениками.
Когда конфуцианство получило статус государственной идеологии (с 59 г. – по 1928 г.), оно словно «законсервировало» китайскую культуру, подчинив абсолютно все стороны жизни строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Образ же «благородного мужа» стал тем эталоном, приближение к которому считалось делом чести для каждого жителя Китая, служило мерилом социального престижа гражданина страны.
Памятник Конфуцию. Китай.
Конфуцианство было направлено на подчинение личной жизни индивида общественной, социальной. Принципиально другую модель предложил старший современник Конфуция – Лао Цзы, ставший основателем другого религиозно-философского учения – даосизм. О нём читайте в следующей статье.
Кстати, не забывайте поставить лайк, если статья понравилась, и подписывайтесь на мой канал, если ещё этого не сделали. 🙂
Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вашему вниманию следующие публикации по этой теме:
Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.
Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
О развитии письменности и литературы в Китае.
Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.
Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.
Буддийская архитектура Китая.
Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.
Запретный город – Гугун в Пекине.
Го-хуа. Традиционная китайская живопись.
О традиционной китайской музыке.
Китайский традиционный театр и Пекинская опера.
Храм Неба в Пекине.
Если вы интересуетесь историей религий, то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:
Во что верили и чему поклонялись наши предки?
Древняя Месопотамия колыбель цивилизации?
Зороастризм
Древний Египет. Пантеон богов и культ смерти.
Священные животные. Культ кошек.
Тенгрианство – религия степи
Во что верили древние греки?
Во что верили и кому поклонялись древние римляне
Что такое индуизм?
Коротко о буддизме.
Джайнизм. Кратко о вероучении.
Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.
Конфуцианство. Кратко.
Даосизм. Кратко.
Чань-буддизм. Кратко.
Во что верили Японцы. Синто.
Дзен и бусидо, или, во что верили японцы.
Средневековье. Что скрывает этот термин? Авраамические религии.
Христианство – кратко о вероучении.
Древние верования славян. Принятие христианства на Руси.
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Источник
Немного истории
Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.
Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность – занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:
- ритуалы;
- стрельба из лука;
- музицирование;
- управление колесницей;
- чтение и письмо;
- счетные навыки.
Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.
В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.
Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.
Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.
Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.
Распространение в Европе
В середине 18-го века в Европе началась мода на восточную экзотику. Аристократы пытались освоить китайскую философию, они покупали предметы искусства и устраивали тематические вечера. В 1687 году появился латинский перевод книги «Лунь юя».
Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.
Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.
Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход – гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого – помочь ему вырасти достойным членом общества.
Основные принципы
Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения – создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.
Основатель конфуцианства прививал идею уважения ко всем людям, вне зависимости от их статуса. Конфуцианское учение создало золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Главный принцип – это человеколюбие. Оно выражается в следующих навыках:
- умение держаться достойно в любых ситуациях;
- способность грамотно править людьми;
- милосердие.
Еще один принцип древнекитайского философа – покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.
Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.
Конфуцию приписывают авторство множества литературных произведений. Доподлинно удалось подтвердить, что книга «Лунь Юй» основана на цитировании его идей. Она была составлена его учениками на основе школьных записей. Наравне с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» она относится к «священным» текстам Азии.
Пять постоянств
Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» – это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.
«И» – это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ – Металл.
«Ли» – это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ – Огонь.
«Чжи» – это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.
«Синь» – это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ – Земля.
Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное – Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.
Этические проблемы
В современном мире есть разные книги, где изложено кратко конфуцианство. Основные идеи в таких источниках можно почерпнуть, но они не дадут полного представления об учении. Желательно внимательно изучить «Лунь юй».
Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.
В книге «Лунь Юй» содержится информация об управлении государством и правилах поведения в обществе. Жизненный путь человек делится на несколько этапов. В 15 лет появляется стремление к образованию, в 30 лет – к самостоятельности, в 40 лет – формируются твердые убеждения и мировоззрение.
В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.
Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.
Источник
Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой. Основные принципы конфуцианства следующие. 1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим». 2. Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим». 3. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын». 4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором. 5. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям. 6. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других». 7. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке. Конфуций Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия. Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция. Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать. Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны – вот единственно, о чем я должен заботиться», – говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены – вот моя забота», – таковы были слова мудреца. «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, – я для того не повторяю». Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия – в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой. Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее. Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом» Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет – я обрёл прочную основу. В 40 лет – я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет – я познал волю Неба. В 60 лет – я научился отличать правду от лжи. В 70 лет – я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала». В этом высказывании весь Конфуций – человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая. |
Источник