Игрушки польза и вред проект
Мария Драчёва
Детский исследовательский проект «Игрушки: польза или вред»
Введение.
Игрушки сопровождают меня с раннего возраста. Игрушки привлекали моё внимание, позволяя моей маме заниматься хозяйственными делами. Детские игрушки развивают зрение, осязание, слух, цветовое восприятие, способствуют развитию координации движений. Чтобы мне понравится, игрушка должна быть яркой, приятной на ощупь. Игрушки пользуются огромной популярностью у детей, но родители не думают, насколько безопасны игрушки для ребенка. Между тем я и другие дети очень любознательны и исследуют их не только руками, но зачастую и ртом – кусая и облизывая своих любимцев.Поэтому тема моей работы: «Игрушки: польза или вред?»
Объект: детские игрушки.
Предмет: полезное и вредное влияние игрушек.
Цель: определить какое влияние оказывают игрушки на здоровье ребёнка.
Гипотеза: если игрушки неприятного запаха, то они вредные.
Задачи:
1. Раскрыть значение игрушек.
2. Представить историческую справу о игрушках.
3. Провести эксперимент по отбору игрушек в детском саду для исследований.
4. Провести исследование с игрушками.
5. Проанализировать и оформить полученные результаты.
История игрушек.
Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Самые первые игрушки появились вместе с первыми людьми. Матери веселили своих детей с помощью камушков, деревяшек разной формы. Это и были игрушки первых людей. Потом уже научились обрабатывать камень и дерево и делать фигурки, куклы и погремушки.
Самой древней среди всех игрушек является кукла. Она менялась со временем, имела разные формы, их делали из сена, шкур и ниток.
Игрушка всегда была связана с игрой, в которой формируется характер ребенка. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и другое назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. Первые мячи делали из скатанной шерсти и шкуры животных.
Игрушки были всегда, без них не обходится ни один ребенок.
Полезные игрушки.
Детство немыслимо без игрушек. Но игрушка – это товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей. Данный вид товара сохраняет свою популярность во все времена. Подбор игрушек – дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и его развитие.
Игрушки отличаются, друг от друга по возрасту ребенка. Для детей первого полугодия жизни игрушки должны обладать яркостью. Ребенок постарше с удовольствием будет собирать пирамидки, строить домики из кубиков, закрывать коробки крышками, играть с игрушками, которые разбираются и собираются.
В возрасте 4 – 5 лет время для конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми с зверюшками и человечками, поэтому, важно, чтобы таких игрушек было много, ребенок будет играть с ними в школу, зоопарк, город. В этом случае ребенку необходимы наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов).
После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним.
Выбирая мне игрушкумама обращает внимание на:
• размер игрушки (по существующим нормативам их вес не должен превышать 400 граммов для детей до семи лет);
• подходит ли она мне по возрасту;
• упаковку игрушки – она должна быть безопасной, яркой, интересной, должна легко открываться;
• уровень звука в различных музыкальных игрушках;
• простоту и доступность.
Вот требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для своего ребёнка.
Вредные игрушки.
Сейчас на рынках и в магазинах продается много ярких игрушек, которые привлекают мое внимание. Все родители покупают детям игрушки. Для изготовления игрушек используются современные синтетические материалы, они доступны благодаря своей дешевизне. Но насколько они безопасны для меня? Ведь маленький ребенок, облизав погремушку или пожевав резинового утенка, может проглотить краску. А полезна ли она, или можно отравиться?
Вредные вещества, получаемые организмом в результате постоянного контакта, накапливаются, приводя со временем к развитию тяжелых заболеваний печени, почек, сердца, желудка. Мария Владимировна рассказала мне, какие вредные вещества могут находиться в игрушках.
Фенол – это бесцветное кристаллическое вещество, обладающее характерным запахом. Фенол слабо растворим в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине.
Фенол быстро всасывается через кожу, верхние дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт. В организме он концентрируется в почках и печени. Игрушки, содержащие фенол, производятся в основном в Китае.
Формальдегид считается одним из самых опасных веществ. Он вызывает сильную токсическую реакцию – рвоту, кашель, спазмы бронхов.
В последнее время все чаще обнаруживаются игрушки, загрязненные ртутью – это вещество не просто вредно для здоровья, оно опасно для жизни.
Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества которого могут стать причиной ряда заболеваний.
Так же нужно смотреть на внешний вид игрушек. Страшные игрушки, заполонившие современные рынки, могут повлиять на формирование характера ребенка. Агрессивные изображения провоцируют проявление агрессии. Чем больше страшных игрушек он видит, тем более агрессивным становится.
Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вредные для психики ребенка вещи.
Не следует покупать все, что хочет ребенок, поскольку он маленький и не может нести ответственность за свою безопасность и здоровье. Об этом должны позаботиться его родители.
Экспериментальная работа с игрушками.
В магазине игрушек папа купил мне резиновый мячик. Он был с шипами и при ударе внутри горели огоньки. Играя с мячиком дома, я заметил, что мячик неприятно пахнет. В детском саду Мария Владимировна сказала, что от этого запаха может заболеть голова, и что многие современные игрушки сделаны из вредных веществ. Мне стало интересно, есть ли еще вредные игрушки в детском саду.
И мы с Марией Владимировной провели эксперимент: мы прошли по всем группам детского сада с целью найти неприятно пахнущие игрушки. Но вредных игрушек в группах я не нашел. На помощь мне пришли воспитатели, они показали мне игрушки, которые лежали далеко в шкафах, и дети с ними не играли. Взрослые сказали, что эти игрушки были принесены детьми из дома и оставлены в детском саду. Они отдали их мне для дальнейших опытов. Таким образом, у меня оказались 3 подозрительных игрушки – пират, баран (из набора животных) и мой резиновый мячик. Еще для опытов мы взяли пластмассовую машину, которая не имела запаха.
Все игрушкидолжны были пройти испытания:
1. ЦВЕТ. Посмотреть игрушки покрашены или сделаны уже из материалов.
2. ЗАПАХ. Определить имеет ли игрушка запах, какого он характера. Остается ли запах на руках после игры с игрушками.
3. СТОЙКОСТЬ КРАСКИ на игрушках, с помощью воды, мыльно – содового раствора, спирта, уксусная кислота, растворитель (на основе ацетона).
Результаты опытов заносились в таблицу по инструкции:
1. Ответ «ДА» – ставим «+»;
2. Ответ «НЕТ» – ставим «-».
Когда все испытания были проведены и таблица заполнена мы с Марией Владимировной увидели следующие результаты:
1. Пират и баран – покрашены краской. Если сильнее провести ногтем по поверхности игрушки краска стирается.
Машина сделана из цветной пластмассы, а мячик из цветной резины.
2. Баран имеет самый неприятный и стойкий запах, который остается на руках.
Мячик пахнет резиной, и запах остается на руках.
Пират легкий промышленный запах.
Машина не имеет запах.
3. Пират покрашен самой нестойкой краской. Она стерлась в испытании с кислотой, спиртом и растворителем (ацетон растворяет формальдегид).
Краска на баране стерлась только растворителем.
При испытании с машиной и мячом все результаты были отрицательными, т. е. краска не стерлась.
Таким образом можно сделать выводы:
– постоянно играя с пиратом частицы краски остаются на руках, и они могут попасть в тело ребенка через пищу, если не помыть руки. А маленькие дети пробуют все на вкус, и поэтому вредная краска может попасть желудок и вызвать отравление;
– от неприятного запаха резинового мяча может заболеть голова, а от запаха барана даже тошнит;
– самой безопасной игрушкой можно считать – пластмассовую машину.
Вот это да! Мне так понравился пират, а он оказался самой вредной игрушкой.
Заключение.
Жизнь и развитие каждого ребенка всегда сопровождается игрушками. И перед началом своего исследования я был уверен, что все игрушки полезны, ведь они помогают нам учиться. Но когда я почувствовал от игрушки неприятный запах, мне расхотелось с ней играть. Во время совместных опытов над игрушками с Марией Владимировной мы определили, какое влияние оказывают игрушки на здоровье ребёнка.
Игра с такими игрушками может привести к отравлению такими опасными веществами как фенол и формальдегид. Они вызывают тошноту, рвоту, а так же серьезные заболевания легких, желудка, кишечника, сердца и даже мозга.
Поэтому наша гипотеза подтвердилась: если игрушки неприятного запаха, то они вредные. И нужно подумать, нужна ли она мне.
Источник
Детские игрушки: вредные и полезные
Во все школы сейчас нужно, также как и в институт, сдавать вступительные экзамены (точнее, проходить тестирование). Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек.
Белая, пушистая, ужасная.
Ребенок моей знакомой, адекватный и «продвинутый» мальчик, не прошел тестирование в школе. Понятно, что в хорошее учебное заведение без определенных капиталовложений сегодня не попадешь. Но вышло совсем обидно: ребенок не смог собрать разрезанную на кусочки фигурку чайника. То, что это чайник, понял. А собрать не смог. Школьный психолог объяснила, что он, как и многие другие сегодняшние дети, мыслит слишком прямолинейно, не хватает фантазии. Если он усвоил алгоритм действий, то с задачей справляется, а вот шаг вправо, шаг влево от этого алгоритма – беда. Родители недоумевали: ведь развивающими игрушками, по общему мнению, они снабжали его сверх меры.
Если на ценнике указано “Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких”, то стоит хорошо подумать, прежде, чем покупать своему малышу «ЭТО». Мало того, что ребенок наглотается ворса,- так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»
Что вы покупаете своим детям – игрушку или антиигрушку?
Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.
Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат – невроз. И у ребенка, у родителей.
Неестественный отбор.
Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно – ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки – «ребенок хочет именно ее». Или – «я ему обещал, если… (будет хорошо есть, не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!
Еще один вариант – «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Ещё не так давно весь детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби – куклы Синди – к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.
При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.
Типология.
Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.- это знают все.
Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.
Но начнем с лечащего воздействия игрушек. Рассмотрим, например, деревянные разрисованные тематические доски и деревянные же фигурки, нарисованные художником-психологом, из которых на досках выкладываются истории. Неосознанно каждый ребенок выкладывает с их помощью свою внутреннюю проблему. У одного мальчика вся семья погибла при землетрясении. Сначала он выкладывал завал без выхода, а на третьем-четвертом сеансе работы с психологом этот выход появился. То есть ребенок проработал для себя самую проблемную ситуацию, перевел из внутренней во внешнюю и решил в игре.
Что американцу хорошо – то русскому смерть?
Сегодня выпуском игрушек в России занимается около 250 предприятий, порой даже вовсе не «игрушечного» профиля. Но на рынке развивающих игрушек лидируют зарубежные производители. Конструкторы по сборке «людей-пауков» пользуются спросом у детей. И для того, чтобы выжить, магазины развивающей игрушки работают и с этой продукцией.
Сегодня наибольшее количество правильных «развивалок» можно найти в сетях специализированных магазинов «Маленький гений», «Умный ребенок», «Умные игры». По словам сотрудников этих магазинов, российские производители наиболее сильны в изготовлении деревянных и в меньшей степени – пластмассовых изделий. При этом российская продукция превалирует в возрастной категории от двух до пяти лет (60 – 70% игрушек). В категориях до двух и после пяти лет доля отечественных игрушек составляет в лучшем случае 30%.
Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки у детей должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.
Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.
Думайте сами, решайте сами.
Главное при выборе игрушки – просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.
С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление – замечательно.
Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии – в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.
И эстетическое требование – соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе – все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).
А кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться – он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.
Развивающие игры.
(наиболее популярные игрушки по версии сотрудников магазина «Маленький гений”)
1. Кубики Никитина – «Сложи узор», «Кубики для всех», «Уникуб». Способствуют развитию пространственного мышления, творческих и умственных способностей ребенка, склонности к анализу и синтезу. Из кубиков, скрепленных между собой, ребенку предлагается выстраивать в пространстве заданные
геометрические фигуры.
2. Кубики Зайцева – пособие для обучения ребенка чтению с раннего возраста.
3. Игры-шнуровки из дерева и вспененной резины. Развивают мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, пространственное мышление. Состоят из деталей с дырочками и шнурка.
4. Рамки-вкладыши Монтессори (Белоруссия) – планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Бабочки», «Рыбы», «Дроби», «Алфавит», «Цифры» и пр.). Развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление; обучают распознавать предметы по контуру, ориентироваться на плоскости, обводить, заштриховывать.
5. Магнитный конструктор «Супермак» (Италия).
6. Конструктор «Такеши» – мягкие пластиковые трубочки разной длины и цвета и специальные крепления.
7. Мозаика (Россия).
8. Мозаика Кверчетти (Италия).
9. Игра-головоломка «Мастер-шар» (Россия) – объемная мозаика, состоящая из больших и маленьких выгнутых треугольников и специальных соединений.
10. Конструктор «Электронный знаток» (Россия).
Что еще необходимо учитывать при выборе детских игрушек:Соответствует ли игрушка возрасту?
Соответствие возрасту – главный критерий при выборе игрушек. Все уважающие себя фирмы в обязательном порядке размещают подобную информацию на своей продукции. Только в том случае, если игрушка “подходит” малышу по возрасту, он сумеет в полной мере оценить все ее достоинства.
Игрушка для маленьких детей не должна быть слишком простой (это вызывает скуку) или слишком сложной, что может вызвать раздражение.
Способствует ли игрушка развитию ребенка?
Правильно выбранная игрушка поможет вашему ребенку совершенствовать приобретенные навыки и подтолкнет развитие новых.
Существуют игрушки, прямое назначение которых облегчать жизнь малышу (кольцо для прорезывания зубов или любая игрушка, которую можно взять в рот). Когда ребенок подрастет, вам потребуются игрушки, развивающие координацию движений, контроль над малой и основной моторикой, выстраивание причинно-следственных связей, слуховое восприятие, пространственные связи и т.д.
Является ли игрушка безопасной для ребенка?
Это самый важный вопрос, поскольку игрушки (даже без учета велосипедов, санок и самокатов, которые ежегодно являются причиной множества травм) ответственны за многочисленные травмы и повреждения. Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.
– Прочность: игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать.
– Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
– Безопасная конструкция: игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.
– Гигиеничность: игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий – серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.
– Безопасный размер: очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), или игрушки с отъединяющимися деталями представляют собой серьезную угрозу.
– Отсутствие веревочек. Игрушки (как и все остальные предметы) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости ребенка из-за риска повредить здоровью. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи пластиковых цепочек, которые не только безопасны, но и яркие, привлекательные.
– Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.
Одобряете ли вы смысловое значение игрушки?
При выборе игрушек для своего малыша обращайте внимание на их смысловую направленность. Поверьте, “агрессивная” игрушка вполне может стать причиной излишней агрессивности вашего чада. Стоит заранее предусмотреть, как та или иная игрушка будет влиять на становление мировоззрения вашего ребенка.
Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек.
В специализированных лабораториях товары для детей проходят строжайший контроль на соответствие санитарно-химическим, физическим и токсикологическим показателям. Только после того, как все составляющие продукции будут одобрены специалистами, производителю или фирме-импортеру выдаются удостоверение о гигиенической регистрации и сертификат соответствия. Именно наличие этих документов является единственной гарантией того, что вы приобрели безопасную для здоровья игрушку или одежду для ребенка. Качество игрушек, не обеспеченных необходимыми документами, остается на совести продавцов.
В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции.
Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:
– отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленный токсичными веществами горох и фасоль.
– рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид – прямого виновника аллергии.
– травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.
– опасностью возникновения пожара.
И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.
Источник