Игры с ребенком до года вред и польза
В этой статье мы расскажем, что такое крупная и мелкая моторика, и почему списки вроде «100 игр для развития мелкой моторики» могут навредить ребёнку.
Крупная моторика – это движения тела. Человек с развитой крупной моторикой может прыгать, бегать, танцевать, ездить на велосипеде и заниматься спортом.
Мелкая моторика – это движения кистей рук, пальцев рук и ног. Благодаря развитой мелкой моторике мы можем писать, печатать на клавиатуре, вдевать нитку в иглу, застёгивать пуговицы, открывать замки, резать ножом и ножницами.
Мелкая моторика формируется дольше, чем крупная: развитие рук ребёнка закончится только к 14 годам. Но в 3,5 года малыш уже может научиться делать руками многое из того, что умеет взрослый: одеться – застегнуть молнии и пуговицы, завязать шнурки; поесть – почистить фрукты, овощи и яйца, налить воду в стакан, зачерпнуть ложкой суп и донести до рта.
До года перед ребёнком стоит задача освоить базовые движения крупной и мелкой моторики: сидеть, ползать, ходить, наклоняться, брать в руки предметы, перекладывать их, переносить и бросать. Если этот этап развития пройдёт без задержек, ребёнок легче научится более сложным действиям: листать книгу, держать в руках карандаш и ручку, перепрыгивать через кочки, ходить по прямой линии.
Можно сказать, что в первый год жизни закладывается основа для дальнейшего развития крупной и мелкой моторики.
Чем больше в жизни ребёнка до года разных движений, тем лучше он развивается
Развитие мелкой моторики ребёнка связано с развитием крупной, и наоборот
Когда ребёнок научится сидеть, у него освободятся обе руки, и он начнёт перекладывать предметы из одной руки в другую. Когда полугодовалый малыш видит интересную игрушку, он тянется к ней ручками, чтобы схватить. Если не дотягивается, подключает к достижению цели всё тело – пытается докатиться или доползти по-пластунски.
Катающиеся игрушки помогают малышу научиться ползать
Чтобы ребёнок развивался гармонично, важно, чтобы движения рук и тела совершенствовались одновременно. Когда ребёнок начнёт вставать, держась за диван, положите на другой конец дивана игрушку. Увидев игрушку, ребёнок снова опустится на четвереньки и поползёт за ней. Доползёт, встанет, возьмёт в руки, плюхнется на попу и начнёт играть или будет рассматривать стоя. Чуть позже он поймёт, что до игрушки можно дойти, держась за диван, и пойдёт.
Почему не нужны «развивашки»
В интернете предлагают сотни «развивающих» занятий для тренировки мелкой моторики ребёнка до года: перекладывание зёрнышек, нанизывание бусин, рисование. На самом деле ребёнку до года ещё трудно брать в руки мелкие и тонкие предметы: бусинки, фасолинки, зёрнышки, карандаши, кисти.
Его рука будет готова к этому к 2 годам, и вы точно не пропустите эту готовность – малыш будет собирать с пола соринки, волоски и показывать вам. Вот тогда ему можно предложить нанизывать бусины на шнурок – это занятие поможет быстрее научиться шить в будущем. А зёрнышки лучше не перебирать, а пересыпать из чашки в кастрюлю, помогая готовить маме кашу.
Развитие крупной и мелкой моторики не должно стать самоцелью. Главное – чтобы ребёнок смог научиться тому, что пригодится ему во взрослой жизни.
Малышу до года важнее научиться держать и перекладывать крупные предметы: мячи, кубики. Как только он освоит этот навык, сможет сам стягивать с себя штанишки, брать ложку, расчёсывать волосы. Это пригодится ему больше, чем умение перебирать 100 зёрнышек в минуту.
Закидывание шарика в отверстие развивает зрительно-моторную координацию, учит управляться со своими руками и совершать целенаправленные действия. И эта игра по силам и потребностям ребёнка
Для развития крупной моторики в раннем детстве часто рекомендуют учить ребёнка плавать. Иногда плавание идёт на пользу, и через год после начала занятий малыш уверенно держится на воде, меньше болеет. Случается и наоборот – ребёнок часто простывает, не любит воду, занимается неохотно. Следуйте за своим ребёнком – если ему понравится плескаться в воде, и он не будет болеть после каждого посещения бассейна, то почему бы и нет?
Как только ребёнок научился вставать, ему пригодятся любые опоры, чтобы сделать первые шаги
У малыша до года очень много задач: сначала выжить, адаптироваться к миру, потом научиться управлять своим телом – держать в руках игрушки, ползать, садиться, вставать, ходить. Ему сейчас нужно получить как можно больше опыта: научиться передвигаться и познакомиться с предметами, которые мы используем в быту.
В первый год важно, чтобы малыш был доволен всем, чем занимается. Всё, что малыш делает с радостью, по своей воле, полезно для его развития.
Природа обо всём позаботилась, доверьтесь ей и своему малышу – он сам выберет, чему учиться, когда будет готов.
Фрагмент из книги «С рождения до года. Что нужно знать о развитии малыша»
Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»
Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Источник
Стрелялки, бродилки, гонки, симуляторы, стратегии – виртуальных забав сейчас большое разнообразие. Они не только в компьютерах, но и в каждом телефоне. В них играют не только дети, но и взрослые.
Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.
В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.
Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.
Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.
Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.
Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.
В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?
Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.
Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.
Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.
Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия, где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.
Игры в жанре «Adventure», то есть приключенческие, часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.
«Стратегии» предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.
«Логические» видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.
«Симуляторы» позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.
Польза от компьютерных игр:
– развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;
– игры на логику развивают память, заставляют думать;
– в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;
– через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;
– можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.
Вред от компьютерных игр:
– длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;
– при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;
– жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;
– если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;
– игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).
Что же делать с компьютерными играми?
Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.
Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.
P.S.
Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.
Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.
1) Есть замечательные проекты, которые показывают как работают различные системы, например, есть игра Spore, где игроку дается возможность подучить биологию: от маленькой биологической клетки, пройти всю эволюцию и создать целое государство. Есть один физик из Стэнфордского университета Ингмар Ридель-Крузе, создавший целую коллекцию видеоигр, которые уже помогают студентам закреплять учебный материал. https://pubs.rsc.org/en/content/articlepdf/2011/lc/c0lc00399a
Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.
По поводу моторики. Исследование, проведенное австралийским Университетом Дикина, обнаружило, что дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые играли в интерактивные игры на приставке Wii, обладают более развитой двигательной моторикой. (https://medicalxpress.com/news/2012-07-kids-interactive-video-games-motor.html)
Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.
2) Интересные тренажёры для развития памяти, внимания, реакции, сделанные в игровой форме имеются как и для ПК, так и для андройд, Например, Викиум https://wikium.ru
3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах
Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.
Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip, данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe. Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.
Источник
Игра – важнейшая часть жизни ребёнка. Именно через неё малыши познают мир вещей, людей и отношений. В игре тренируются навыки движения и умение мыслить, сила воли и целеустремлённость. Однако чудодейственный эффект проявляется только в том случае, если занятия с ребёнком соответствуют его возможностям. Слишком простая игра вызовет скуку и быстро надоест, а слишком сложная – заставит почувствовать себя неуверенно и посеет сомнения в собственных силах. Как сделать для своего малыша оптимальный выбор?
Прежде всего, стоит ориентироваться на возраст ребёнка. Разные периоды развития требуют разных видов игр. Меняется не только уровень сложности, но и психологический смысл, формат взаимодействия со взрослыми или сверстниками и т.д. При этом каждый этап игрового развития для малыша невероятно важен: все они – «кирпичики», составляющие фундамент его будущей личности.
Довольно широко распространено убеждение, что малыши начинают играть только после года. В самом деле, действия, похожие на привычную взрослым модель игры: собрать пирамидку или построить башню из кубиков – дети осваивают в период с 9 до 15 месяцев. Значит ли это, что младенцы в 1, 3 или 5 месяцев не умеют играть? Конечно же, нет! Просто их игры довольно сильно отличаются от игр более взрослых детей.
Игры с новорожденными
Первым объектом для игр ребёнка становится его собственное тело. Малыш удивлённо разглядывает собственные ноги, ощупывает уши, тянет в рот кулачки и т.д. Сначала эти действия происходят случайно, но со временем в них появляется подобие системы. Младенец раз за разом старается воспроизвести то или иное движение, настойчиво продолжая попытки в случае неудачи.
Мир предметов тоже не остаётся без внимания. Погремушки, крутящиеся мобили, собственные носки или папина борода – ничто не ускользает сперва от внимательного взгляда, а потом и от цепких пальчиков. Главная цель игры в первые месяцы жизни ребёнка – получение разнообразных ощущений. Малыш знакомится с миром звуков, цветов, прикосновений и запахов. Младенец прислушивается к звону погремушки и к стуку мяча, ударяющегося об пол. Наблюдает, как вращаются колёса машинки и как загорается лампочка в люстре. Хохочет от ощущения «полёта» на маминых руках и сосредоточенно трогает шерстяную шапку. Приятные ощущения запоминаются, и ребёнок старается вызвать их вновь, тряся погремушку или требуя вновь включать и выключать свет в комнате.
Во втором полугодии постепенно появляется интерес к свойствам предметов. Фокус внимания смещается с вопроса «что я почувствую?» на вопрос «как это устроено?». Малыш открывает для себя, что вещи, исчезающие из его поля зрения, никуда не пропадают. Более того, они всегда остаются такими же, какими были раньше! Жёлтый утёнок всегда будет крякать, если на него нажать, а неваляшка снова и снова подскакивает, как ни пытайся уложить её на бок… Это открытие рождает новый вид игр, направленных на изучение объектов окружающего мира. Вместе с тем, оно стимулирует ребёнка к освоению новых навыков: ползания, ходьбы вдоль опоры и т.д. Постепенно обретая свободу передвижения, малыш находит всё новые и новые вещи и исследует их свойства: сперва неуклюже, но затем всё более аккуратно и уверенно.
Как можно играть с ребёнком до полугода?
В возрасте от 0 до 6 месяцев игры должны давать ребёнку возможность получить разнообразные ощущения. При этом важно, с одной стороны, охватывать по возможности разные сферы чувствительности: зрение, слух, осязание, вестибулярную чувствительность, обоняние, – а с другой, не перегружать малыша чрезмерным потоком впечатлений. Для этого можно использовать:
– песенки и потешки, развивающие чувство ритма и восприятие речи;
– массажные игры, разнообразные похлопывания и поглаживания малыша для развития кожной и мышечной чувствительности;
– разнообразные раскачивания – на руках или гимнастическом мяче, – стимулирующие вестибулярный аппарат;
– игру в «ку-ку», в которой за ладошками или под тканью (платком, одеялом) можно прятать лицо мамы или малыша, игрушки, ножки, ручки и т.д. – для стимулирования познавательной активности;
– простые пальчиковые игры, развивающие чувствительность ладоней малыша;
– простые музыкальные инструменты (маракасы, ксилофон, дудочку) для обогащения слуховых впечатлений;
– «созерцательные» игры – наблюдение за движущейся «каруселью», лава-лампой, миганием гирлянды, растворением краски в воде и т.д., помогающие сосредоточиться на зрительных ощущениях;
– черно-белые, а с 3 и более месяцев – цветные крупные картинки с одним объектом – для рассматривания и соотношения рисунков с их названиями;
…и многие другие игры в том же ключе – можно не бояться включать фантазию!
Как можно играть с малышом от 6 до 12 месяцев?
Уже с полугода фокус внимания ребёнка постепенно смещается с мира ощущений на мир предметов. Происходит это плавно: например, играя с коробочкой, младенец случайно обнаруживает, что она открывается при нажатии на пружину. Сперва ему нравится ощущение щелчка при открытии, потом становится интересна связь между пружиной и крышкой, и он раз за разом повторяет это действие.
Взрослые могут и сами показывать младенцу примеры выполнения действий с игрушками и бытовыми предметами. Для этого сперва нужно продемонстрировать его самому. Например, нажать на резиновую игрушку, чтобы она запищала, встряхнуть погремушку и т.д. Затем то же действие можно проделать уже «рукой» малыша, после чего предложить ребёнку повторить его самому. Таким образом можно знакомить младенца с окружающим миром и заодно понемногу развивать у него навык самостоятельной игры. Кроме того, полезными могут оказаться:
– игры с коробочками и ящиками, в которые можно складывать однотипные предметы (крупные пуговицы, крышки и т.д.) – для развития мелкой моторики;
– строительство укрытий и шалашей из подушек и одеял, развивающие представление о границах пространства и собственного тела;
– игры с водой в ванной: всевозможные переливания, брызгания, запуск плавающих игрушек и т.п. – для исследования свойств жидкости, а также для расслабления тела в воде;
– вкладывающиеся друг в друга предметы: кастрюли, стаканчики, формочки и т.п., – позволяющие изучать понятия размеров и формы;
– шкатулки с «сокровищами», куда можно складывать не очень нужные взрослым, но интересные младенцу вещи: старый кошелёк, пустую пудреницу с зеркальцем, часы без батареек и т.д. – для знакомства с многообразием окружающего нас мира;
…и любые другие безопасные игры с предметами, которые придут в голову родителям.
Какие игрушки выбрать для младенца?
Все игрушки для малыша в возрасте до одного года должны быть, в первую очередь, физически безопасными. Это значит, что от них ничего нельзя оторвать, откусить, а никакие их части нельзя случайно вдохнуть или проглотить. Даже если на игрушке стоит маркировка «0+» или «детям от 6 месяцев» – перед тем, как дать её в руки младенцу, взрослым нужно проверить, достаточно ли она прочна, не ломается ли при небольшом усилии, не может ли оцарапать нежную кожу, и т.д. Те же правила распространяются на любые вещи, которые оказываются в доступе маленького ребёнка.
Во вторую очередь, игрушки для младенцев должны быть гигиеничными. Перед первым использованием все пластиковые, силиконовые и деревянные элементы лучше промыть с мылом, тканевые – постирать с детским порошком. Если на мягкой игрушке указано, что её нельзя стирать в машинке – скорее всего, давать её ребёнку в возрасте до 12 месяцев ещё рано.
В «базовый» набор первых игрушек малыша обычно включают:
– несколько погремушек разных цветов;
– два-три прорезывателя («грызунка») для зубов;
– подвесные игрушки в автокресло или коляску;
– средних размеров мяч;
– неваляшка;
– мягкие или лёгкие пластиковые кубики;
– набор игрушек для ванной;
– набор вкладывающихся один в другой стаканчиков.
Кроме того, многие родители дополняют этот список более крупными вещами:
– подвесным мобилем-«каруселью»;
– развивающими ковриками с подвешенными на специальных дугах игрушками;
– игрушками, воспроизводящими разные мелодии при нажатии на кнопку.
Большой необходимости для развития младенца в них, в общем-то, нет, но они способны увлечь малыша на 10-15 минут и этим дать маме или папе короткий отдых.
Практика показывает, что, как бы много специально купленных игрушек ни было у малыша, наибольший интерес всё равно вызывают обыденные бытовые вещи. Кто-то не расстаётся с кухонной лопаткой, а кто-то радостно хохочет при виде шуршащих бумажных пакетов… Стоит ли ограничивать ребёнка фабричными игрушками, когда для него весь мир – одна большая развивающая площадка?
И, конечно, важно помнить о том, что игра может доставлять радость не только ребёнку, но и взрослым! Удовольствие, с которым мы обнимаемся с малышом, поём ему песни или просто дурачимся вместе, дарит нам бесценные эмоции, а нашим детям – уверенность, что их любят. Может быть, в этом и есть рецепт семейного счастья?..
Автор: Наталья Ульянова
Читайте больше статей на сайте : https://psychologymam.ru/
Источник