Имена аллаха и их польза
Знание имён и атрибутов Аллаха приносит мусульманину следующую пользу:
1. Познание Пречистого и Всевышнего Аллаха. Изучение божественных имён и качеств — важнейший способ познания нашего Господа. Без этого вера в Аллаха остаётся неясной и не приносит благих результатов. Мы уже подробно рассмотрели Его имена и атрибуты, и хвала за это надлежит Ему одному!
2. Восхваление и прославление Аллаха посредством Его имён и качеств. Упоминание их — важнейший способ восхваления и прославления Аллаха, наилучшая форма поминания Его. Поступать так приказано в Коране: «О вы, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно» (сура 33 «Полчища», аят 41).
3. Обращение к Аллаху посредством Его имён и качеств. Всевышний сказал: «У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (сура 7 «Ограды», аят 180). Посланник, мир ему и благословение Аллаха, неоднократно указывал своим сподвижникам, что кто-то из них воззвал к Аллаху посредством Его величайшего имени и что Аллах непременно отвечает на такую мольбу.
4. Усиление веры. Вера обязательно увеличивается, когда человек узнаёт что-то новое об Аллахе и Его атрибутах.
5. Ощущение силы и уверенности. Оно возникает, когда человек полагается на Могучего, Могущественного и Всесильного Аллаха.
6. Привязанность души к Аллаху. Кто знает, что Аллах одаряет земным уделом, тот просит у Него пропитание. Кто знает, что Аллах могуч и силён, тот боится Его. Кто знает, что Аллах всеведущ, тот всегда помнит о Его присутствии, и т. д.
7. Великая награда, которую человек приобретает благодаря этому знанию. Имена и качества Аллаха — самое славное из того, что человек может изучить, и поэтому изучение их и обучение им других считается наилучшим из занятий.
Как нужно восхвалять Аллаха посредством Его имён
В дополнение к сказанному мне хочется привести несколько высказываний и молитв пророка, мир ему и благословение Аллаха, содержащих восхваление Аллаха посредством Его имён и качеств.
1. Передают со слов Абу Хурайры, что Абу Бакр ас-Сиддик сказал посланнику, мир ему и благословение Аллаха: «Научи меня словам, которые я буду говорить по утрам и по вечерам». Он сказал: «Говори: “О Аллах, Ведающий сокровенное и явное, Творец небес и земли, Господь и Властелин всякой вещи! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, и прибегаю к Тебе от зла моей души, от зла шайтана и его силков /Аллахумма ‘алима-л-гейби ва-ш-шахадати фатира-с-самавати ва-л-арды рабба кулли шей’ин ва маликаху, ашхаду ан ля иляха илля анта, а‘узу бика мин шарри нафси ва мин шарри-ш-шейтани ва шараких”». Хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд и ад-Дарими.
2. Передают со слов Абу Са‘ида ал-Худри, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, подняв голову после поясного поклона, говорил: «Господь наш, хвала Тебе! Пусть же эта хвала заполнит небеса, землю и всё то, что Ты ещё пожелаешь. О Достойный восхваления и славы! Это самое правильное из того, что может сказать раб, а ведь все мы — рабы Твои. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует то, чего Ты лишил, и бесполезно пред Тобой богатство обладающего богатством /Раббана ляка-л-хамду мил’у-с-самавати ва-л-арды ва мил’у ма ши’та мин шей’ин ба‘ду, ахля-с-санаи ва-л-маджди ахакку ма кала-л-‘абду ва куллуна ляка ‘абдун, Аллахумма ля мани‘а ли-ма а‘тайта ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-л-джадди минка-л-джадд» (Муслим 477).
3. Передают со слов Саубана, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, завершив намаз, трижды просил прощения, а потом говорил: «О Аллах! Ты — Пречистый, и только от Тебя — совершенство! Благословен Ты, Обладатель величия и великодушия! /Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-саляму табаракта йа за-л-джаляли ва-л-икраму» (Муслим 592).
4. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что когда посланником, мир ему и благословение Аллаха, овладевала скорбь, он говорил: «Нет божества, кроме Аллаха, Великого, Выдержанного! Нет божества, кроме Аллаха, Господа великого трона! Нет божества, кроме Аллаха, Господа небес и Господа земли, Господа прекрасного трона /Ля иляха илля-Ллаху-л-‘азыму-л-халиму, ля иляха илля-Ллаху раббу-л-‘арши-л-‘азими, ля иляха илля-Ллаху раббу-с-самавати ва раббу-л-арды ва раббу-л-‘арши-л-кярим» (аль-Бухари 6346, Муслим 2730).
5. Передают со слов Самуры ибн Джундуба, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самыми любимыми словами Аллаха являются эти четыре фразы: “Пречист Аллах! Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик / Субхана-Ллахи ва-л-хамду ли-Лляхи ва ля иляха илля-Ллаху ва-Ллаху акбар”, — и не имеет значения, какую из них ты произнесёшь первой». В другой версии говорится: «Лучшие из слов: пречист Аллах! хвала Аллаху! нет божества, кроме Аллаха! Аллах превелик» (Мишкат аль-масабих 2294). Похожий хадис передал Муслим (2137).
6. Передают со слов Абу Хурайры, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Две фразы легки для языка, тяжелы на весах и угодны Милостивому: пречист Аллах, и хвала Ему, пречист Великий Аллах /Субхана-Ллахи ва би-хамдихи, субхана-Ллахи-л-‘азым» (Муслим 2694).
Источник
Будучи Властелином миров и обладая безграничной властью над всем, Аллах имеет большое число благородных качеств и характеристик. Они нашли отражение в Его прекрасных именах.
Как говорится об этом в Священном Коране (сура 7, аят 180):
«У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали»
Любое из имён Господа миров обладает своим определённым смыслом, характеризующим сыйфаты (признаки) Всевышнего. В общей сложности насчитывается 99 основных имён, а также выделяют ряд дополнительных. О достоинстве их заучивания и произношения говорится в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Поистине, у Аллаха девяносто девять имён, сто имён без одного. Кто перечислит их, тот войдет в Рай» (Бухари).
Имена Всевышнего, их перевод и значение
1. Аллах («Бог») – самое распространённое в Коране и известное среди мусульман. Это имя означает, что Аллах является единственным Богом и никто, кроме Него, не достоин поклонения.
2. Ар-Рахман («Милостивый») – означает, что Господь обладает безграничной милостью, которую Аллах проявляет ко всем существам, вне зависимости от того, является человек верующим или неверующим.
3. Ар-Рахим («Милосердный») – данное имя говорит нам о том, что Творец проявляет милосердие по отношению ко всем, кто верит и поклоняется Ему.
4. Аль-Малик («Властелин всего сущего») – характеризует Господа как Повелителя миров, обладающего абсолютной властью над всеми творениями.
5. Аль-Куддус («Святой») – Создатель свободен от каких-либо недостатков и негативных черт, которые присущи людям.
6. Ас-Салям («Дарующий мир») – Аллах есть источник мира и благополучия для людей уверовавших.
7. Аль-Му`мин («Дарующий стабильность и веру») – по воле Всевышнего вера появляется в душах людей и именно Господь является источником стабильности и безопасности.
8. Аль-Мухаймин («Хранитель») – означает, что Создатель является попечителем верующих людей, оберегающим их.
9. Аль-Азиз («Могущественный») – это имя говорит нам о том, что Аллах является обладателем безграничного могущества.
10. Аль-Джаббар («Управляющий всеми», «Подчиняющий») – указывает, что Аллах способен любые творения подчинить Своей воле.
11. Аль-Мутакаббир («Превосходящий») – Всевышний обладает безграничным величием и превосходством над всеми существами.
12. Аль-Халик («Творец») – характеризует нашего Создателя как Творца всего сущего.
13. Аль-Бари («Создатель») – то есть Господь является Создателем всего живого и не живого на планете.
14. Аль-Мусаввир («Придающий всему форму и облик») – именно Аллах по своему замыслу придает всем своим творениям определенный облик, форму и размер.
15. Аль-Гаффар («Скрывающий чужие грехи») – оно означает, что Создатель скрывает грехи людей и покрывает их недостатки, которые впоследствии Аллах может простить.
16. Аль-Каххар («Господствующий») – имеется ввиду, что Аллах господствует над всем в обоих мирах.
17. Аль-Ваххаб («Дарующий») – это имя служит доказательством того, что Творец дарует людям всё, в чём они нуждаются.
18. Ар-Раззаку («Наделяющий») – именно Создатель наделяет людей средствами, необходимыми для их существования.
19. Аль-Фаттах («Раскрывающий») – подразумевается, что Аллах раскрывает все сокрытое, раскрывает сердца людей для веры и познания пути истинного.
20. Аль-Алим («Всезнающий») – Бог обладает безграничным знанием в абсолютно всех сферах.
21. Аль-Кабид («Уменьшающий блага») – данное имя подтверждает, что Творец по своему замыслу способен уменьшить блага тому, кому пожелает.
22. Аль-Баасит («Увеличивающий») – Всевышний многократно увеличивает награду за благие деяния людей.
23. Аль-Хафид («Принижающий») – Создатель унижает тех людей, которые, например, творят бесчинства.
24. Ар-Рафи («Возвышающий») – является подтверждением того, что Господь возвышает наиболее достойных среди людей.
25. Аль-Муизз («Возвеличивающий») – Аллах возвеличивает и даёт силу тем, кому Он пожелает.
26. Аль-Муззиль («Ослабляющий») – Всевышний лишает силы и власти тех, кого пожелает.
27. Ас-Самиу («Всеслышащий») – Господь является тем, кто слышит абсолютно всё, включая всё кажущееся самым тихим и тайным.
28. Аль-Басыр («Всевидящий») – Аллах видит абсолютно всё. Даже чёрный муравей, располагающийся на черном камне, не скроется от взора Всевышнего.
29. Аль-Хакам («Судья») – Создатель является наилучшим из судей, выносящим справедливые решения.
30. Аль-Адль («Справедливый») – Творец справедлив абсолютно во всём. Он свободен от принятия несправедливых решений.
31. Аль-Латиф («Понимающий») – Всевышний проявляет добро и милосердие в отношении Своих творений.
32. Аль-Хабир («Сведущий») – Господу миров известно всё явное и сокровенное, ничего от Него скрыть невозможно, так как Он сведущ абсолютно обо всём.
33. Аль-Халим («Сдержанный») – Аллах не наказывает Своих рабов сразу же после совершённого ими греха, давая нам шанс раскаяться и попросить прощения за свои проступки.
34. Аль-Азыйм («Величайший») – величие Бога не имеет ни пределов, ни границ.
35. Аль-Гафур («Прощающий») – Всевышний способен прощать любые грехи Своим творениям.
36. Аш-Шакур («Вознаграждающий») – Господь наделяет Своих рабов неисчисляемой наградой за благие деяния.
37. Аль-Алий («Всевышний») – Создатель не имеет ни конкурентов, ни сотоварищей, так как Его высочеству нет равных.
38. Аль-Кабир («Великий») – наш Творец не нуждается ни в ком и ни в чём.
39. Аль-Хафиз («Хранитель») – Аллах является хранителем всего сущего.
40. Аль-Мукит («Поддерживающий») – Всевышний оказывает поддержку Своим рабам, обеспечивая их пропитанием.
41. Аль-Хасиб («Достаточный») – Аллаху присуща самодостаточность.
42. Аль-Джалиль («Обладающий величием») – Создатель обладает наилучшими качествами и истинным величием.
43. Аль-Карим («Щедрый») – Господь проявляет безграничную щедрость.
44. Ар-Ракиб («Наблюдающий») – Бог держит под бдительным вниманием все Свои творения.
45. Аль-Муджиб («Отзывчивый») – Всевышний отвечает на дуа, молитвы и просьбы Своих рабов.
46. Аль-Васи («Вездесущий») – Создатель не имеет пространственных ограничений, Он находится везде.
47. Аль-Хаким («Мудрый») – Господь является обладателем безграничной мудрости.
48. Аль-Вадуд («Любящий») – Всевышний любит все Свои творения.
49. Аль-Маджид («Славный») – Творец обладает не имеющим границ благородством.
50. Аль-Баис («Воскрешающий») – Он воскресит всех рабов Своих в Судный день.
51. Аш-Шахид («Свидетель») – Аллах является свидетелем всего происходящего.
52. Аль-Хакку («Истинный») – Всевышний есть истинный Властелин в обоих мирах.
53. Аль-Вакиль («Опекающий») – лишь на Творца следует во всём полагаться, ибо этого будет достаточно для людей.
54. Аль-Кавий («Сильный») – Создатель обладает неограниченной ничем силой.
55. Аль-Матин («Непоколебимый») – никто не способен изменить замыслы Аллаха и для их осуществления Он ни в ком и ни в чём не нуждается.
56. Аль-Вали («Спутник») – Аллах всегда рядом с теми, кто поклоняется лишь Ему и испытывает к Нему искреннюю любовь.
57. Аль-Хамид («Достойный хвалы») – Всевышний достоин всех видов хвалы, благодаря Своему совершенству.
58. Аль-Мухси («Учитывающий») – наш Творец ведёт счёт всему и определяет для всего сущего определенные границы.
59. Аль-Мубди («Основатель») – то есть сотворивший всё сущее по Своему усмотрению не руководствовался каким бы то ни было образцом.
60. Аль-Муид («Возвращающий всё живое к смерти, а затем вновь к жизни») – Аллах способен умерщвлять всё живое в этом мире, а затем вновь давать ему жизнь.
61. Аль-Мухйи («Дарующий жизнь») – Создатель дарует жизнь кому пожелает.
62. Аль-Мумит («Дарующий смерть») – Аллах умерщвляет того, кого пожелает.
63. Аль-Хаййи («Обладающий вечной жизнью») – Всевышний не имеет временных ограничений, так как Он вечен.
64. Аль-Мааджид («Наиславнейший») – это имя переводится с арабского также как «Обладающий неограниченным величием», то есть никто не способен сравниться с Аллахом по этому признаку.
65. Аль-Каюм («Поддерживающий жизнь») – Господь не зависит ни от кого и ни от чего. Он является источником поддержания жизни на планете.
66. Аль-Ваджид («Совершающий всё, что пожелает») – наш Творец обладает абсолютной властью над всем.
67. Аль-Вахид («Единственный») – Он является Единственным Богом, достойным поклонения.
68. Ас-Самад («Самодостаточный») – Аллах не испытывает нужды ни в ком и ни в чём, поскольку обладает всем в достатке.
69. Аль-Кадир («Могучий») – Создатель способен сотворить всё из ничего и может уничтожить всё.
70. Аль-Муктадир («Делающий всё наилучшим образом») – Господь устроил всё в обоих мирах наилучшим образом, причём никто больше не способен повторить это.
71. Аль-Мукаддим («Продвигающий») – Всевышний даёт возможность продвинуться вперёд наилучшим из людей.
72. Аль-Муаххир («Отодвигающий») – Творец может отдалять тех, кого пожелает.
73. Аль-Авваль («Не имеющий начала») – Аллах существовал всегда, Он не имеет начала.
74. Аль-Ахир («Не имеющий конца») – Создатель будет существовать вечно, он не имеет конца.
75. Аз-Захир («Явный») – Его существование является очевидным, доказательством чему служат многие Его знамения.
76. Аль-Батын («Скрытый») – Господь скрыт от нашего взора в земной жизни.
77. Аль-Валий («Правитель») – Он является правителем для всего сущего.
78. Аль-Мутаали («Свободный от недостатков») – Творец выше всех недостатков, характерных для людей.
79. Аль-Барру («Добродетельный») – Аллах обладает безграничной добродетелью по отношению ко всем без исключения Своим созданиям.
80. Ат-Таууаб («Принимающий покаяния») – Господь прощает грехи людей, искренне раскаявшихся в содеянном.
81. Аль-Мунтакыйм («Карающий непокорных») – Он подвергает суровому наказанию грешников, творивших бесчинства в земной жизни.
82. Аль-Афуу («Прощающий грехи») – Создатель прощает тех людей, что покаялись и отстранились от совершения греховного поступка.
83. Ар-Рауф («Снисходительный») – Аллах проявляет сострадание по отношению к Своим рабам через прощение их грехов и наделение Своей милостью.
84. Маликуль-Мульк («Повелитель над повелителями») – лишь Он является единственным Властелином всего сущего, и в этом качестве никто не способен с ним сравниться.
85. Зуль-Джаляли уаль-Икрам («Обладатель Величия и Щедрости») – всё возможное величие принадлежит лишь Ему и все акты щедрости исходят лишь от Аллаха.
86. Аль-Муксит («Справедливый») – Он Тот, Кто принимает исключительно справедливые решения.
87. Аль-Джами («Интегрирующий») – Господь объединяет всех Своих рабов, собирая их в одном месте.
88. Аль-Гани («Обеспеченный всем необходимым») – Аллах обладает самыми разнообразными богатствами и в силу этого ни в ком и ни в чём не нуждается.
89. Аль-Мугни («Дарующий богатства») – Он обогащает любого, кого пожелает.
90. Аль-Мани («Ограждающий») – Творец ограждает от благ тех, кого пожелает.
91. Ад-Дарр («Способный наслать бедствие») – то есть посылает беды и горе тем, кому считает нужным.
92. Ан-Нафи («Приносящий пользу») – Аллах приносит пользу всем, кому пожелает.
93. Ан-Нур («Просветляющий») – Господь освещает людям истинный путь, даруя им свет веры.
94. Аль-Хади («Направляющий») – Аллах направляет и ведёт истинным путём Свои творения.
95. Аль-Бади («Создающий в прекрасном облике») – Он придал всем творениям прекрасный облик и создал их наилучшим возможным образом.
96. Аль-Бакы («Вечный») – Господь не имеет временных границ.
97. Аль-Варис («Наследник») – Он является Наследником всего сущего.
98. Ар-Рашид («Направляющий на путь истины») – Создатель ведёт верным либо заблудшим путём любого, кого пожелает.
99. Ас-Сабур («Терпеливейший») – Аллах обладает безграничным терпением.
Источник