Интерактивная доска вред и польза
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
За последние годы в школах стали широко
использовать интерактивные доски на всех
ступенях обучения. Общепризнано, что применение
интерактивных досок в ходе педагогического
процесса значительно расширяет иллюстративный
материал, позволяет предложить учащимся более
полную и точную информацию об изучаемом предмете
или явлении. Кроме того, можно обеспечить
наиболее комфортные условия каждому ученику,
учитывая индивидуальные особенности каждого
ребенка, Польза в преподавании предметов с
использованием интерактивных досок неоценима.
Доска на уроке очень помогает, но как это влияет
на наше здоровье – об этом нам никто не
рассказывает, а если и говорят, то ничего
страшного – не вреднее мобильного телефона.
Но, так как интерактивная доска это техническая
вещь, то должно быть и излучение.
Поэтому я решила провести исследование (измерить
радиоактивный фон в классах и состояние здоровья
школьников при работе доски).
Цель моего исследования: выявить
влияние интерактивной доски на здоровье
школьников и оценить при каких условиях оно
минимально.
Задачи:
- Оценить пользу применения интерактивной
доски на различных уроках. - Изучить документацию (САНПИН) о правилах
применения интерактивной доски в школе. - Пронаблюдать и провести опрос о влияние
интерактивной доски на организм школьников. - Произвести измерения освещенности
уровня электромагнитного поля в классе при
использовании интерактивной доски. - Сделать выводы и предложить рекомендации о
использовании интерактивной доски в школе.
Гипотеза: Интерактивная доска
оказывает влияние на здоровье школьников.
Я использовала исследовательно-познавательный
метод: изучала научную литературу, проводила
исследования; составляла графики, сравнивала
показатели приборов, полученные при измерениях,
анализировала результаты медицинских осмотров
учащихся моего класса за последние два года,
делала выводы. При проведении исследований с
дозиметром были получены данные,
позволяющие установить зависимость между
площадью доски и количеством излучаемой ею
радиацией возникающими при ее работе.
Сделанные мною выводы подтверждают безопасность
работы с современным школьным оборудованием.
Интерактивная доска и САНПИН
Интерактивная доска – это
проекционный экран, оснащенный
приемниками-передатчиками ультразвуковых и
инфракрасных сигналов. Сигналы эти не
представляют опасности для здоровья.
Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02
“Гигиенические требования к условиям обучения
в общеобразовательных учреждениях”,
утвержденных Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября
2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года.
Классы | Длительность просмотра (мин.) |
1-2 | 7-15 |
3-4 | 15-20 |
5-7 | 20-25 |
8-11 | 25-30 |
Влияние интерактивной доски на
продуктивность урока
В ходе нашего исследования 88,6% респондентов
указали, что использование на уроке
интерактивной доски повышает учебную мотивацию
учащихся, что может способствовать сохранению
уровня их работоспособности.
Исследования влияния интерактивной доки
на здоровье школьников
- Увеличение информационной нагрузки, отмеченное
выше, увеличивает риск повышения утомительности
и способно привести к обратному результату.
Учащиеся постоянно жаловались на утомление по
окончании урока с использованием новой доски. - Головные боли, ощущение тяжести в голове –
отмечают 12,2% учителей; 21,1% – указывают на
периодический характер их возникновения. 18,3%
учителей постоянно и 31,7% учителей «иногда»
отмечают у своих воспитанников симптомы
зрительного утомления. - Дети в основном жалуются на боли в области глаз.
- Среди факторов, связанных с использованием
интерактивной доски и способных оказать
негативное влияние на самочувствие и состояние
здоровья учащихся, 58,3% респондентов называют
яркий световой поток от видеопроектора, 14,1%
указывают на возможное влияние электромагнитных
излучений, а 12,3% отмечают повышение температуры
воздуха, субъективно ощущаемое у проекционного
экрана. - Изменение психоэмоционального состояния
(ощущение дискомфорта) после уроков с
использованием интерактивной доски отметили 32,9%
учителей (учитывались ответы тех, кто испытывал
дискомфорт как «изредка», так и «постоянно»).
Боли и ощущение мельканий перед глазами,
нечеткое изображение при восприятии удаленных
предметов, головные боли – явления, характерные
для состояния сниженной работоспособности, – 15,2%
учителей связывают с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски на
уроках
По отзывам 62,6% опрошенных учителей среднее
время использования доски составляло у них менее
15 минут от продолжительности урока; у 26,3%
учителей – от 25 до 30 минут. Использование
интерактивной доски в течение всего урока
отметили всего 11,1% респондентов.
Исследовательская часть
Исследование радиационного фона в классах:
– Географии;
– Истории;
– Русский язык.
Для исследования радиационного фона я
использовала дозиметр . Первым исследованием
было измерение радиоактивного фона в классах.
Суть исследования заключается в следующем: я
брала дозиметр, оставляя его на некоторое время
на определенных расстояниях, после чего могла
видеть изменения данных дозиметра.
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,13 | 0,13 | 0,14 | 0,14 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,14 | 0,14 | 0,13 | 0,12 | 0,12 | 0,13 |
Расстояние до доски, м | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Радиационный фон, МкР/ч | 0,15 | 0,14 | 0,14 | 0,15 | 0,14 | 0,13 |
Выводы
Таким образом, предварительные результаты
свидетельствуют, что использование
интерактивной доски в учебном процессе
расширяет дидактические возможности обучения
детей и сопровождается, с одной стороны,
увеличением объема учебной нагрузки, а с другой
– способствует повышению уровня учебной
мотивации со стороны учащихся. Средняя
продолжительность использования интерактивной
доски в процессе урока составляет 15 минут, а
время непосредственной работы с ней учащихся – в
пределах 10 минут. Установлено, что к концу уроков,
на которых использовалась интерактивная доска,
отмечалось появление жалоб астенического
характера, указывающее на развитие общего (треть
опрошенных) и зрительного утомления (половина
опрошенных). Появление дискомфортных состояний и
зрительного утомления после работы с новой
доской характерно не только для учащихся, но и
для педагогов.
Полученные данные по радиационному фону имеют
среднее значение, который получен при
исследовании общего радиационного фона в школе и
равен 0,14 МкР/ч. Эти показатели (полученные в
результате исследований радиационного фона в
классах) соответствуют разрешенным нормам.
Таким образом, радиационный фон в классах,
где расположены интерактивные доски не
значителен, поэтому не может нанести вред
здоровью учащихся.
Степень тяжести нарушения зрения не
изменилась: все нарушения зрения легкой степени.
Это связанно, я думаю с тем, что доска покрыта
антибликовым составом серо-белого цвета, который
не раздражает глаза. Так же доски имеют большие
размеры, что вынуждает переводить взор в разные
части доски. Таким образом, работают разные
группы мышц глаз, и глаза не устают.
Подводя итог своей исследовательской работе, я
могу сказать о том, что интерактивные доски
прочно вошли в жизнь учащихся, помогают лучшему
усвоению знаний, на основе наблюдений за
интерактивными досками можно изучать разделы
физики. Я думаю, что интерактивные доски – это
шаг вперед. Несмотря на сложность этой техники,
она не оказывает существенного влияния на
здоровье учащихся. Я думаю, в ближайшем будущем
на смену обычным доскам придут интерактивные.
Список используемой литературы
- Е.М.Гершензон «Курс общей физики»
- С.А.Тихомирова «Физика в школе».
- Журнал «Директор школы» №4, 2010 год «Безопасное
использование интерактивных досок». - СанПиН 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к
условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях”.
Сайты в Интернете
- www.smartboard.ru
- www.aitek-d.ru
- www.hitachi-interactive.ru
- www.mon.gov.ru.
Источник
«Вместо обычной меловой доски – многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока», – рекламируется проект МЭШ на сайте правительства Москвы. С тех пор как в столице начали внедрять Московскую электронную школу, в классах обычные доски начали заменять на компьютеры. По мнению новаторов, «интерактивные панели» расширяют возможности подачи материала и делают уроки интереснее. Однако многие родители обеспокоены – дети жалуются на усталость глаз и теряют зрение. Что не так с электронными досками – разбирался «МИР 24».
«От досок болят глаза и голова»
«У меня трое детей, все были со стопроцентным зрением. Я строго ограничиваю всю электронику дома до одного часа в день. Но за прошлый год все трое начали жаловаться на резь в глазах, головную боль, головокружение. Я только и делаю, что к окулисту с ними записываюсь, – рассказывает Татьяна Трофимова. – И в нашем случае никаких нагрузок на глаза, кроме электронных досок, не добавилось – это точно. Я серьезно подумываю искать для них другую школу, без интерактивных досок. Но, во-первых, они очень любят свою школу. А во-вторых, сейчас досками в нашем районе не оснащены, похоже, только маленькие, негосударственные школы. Получается, что за отсутствие досок нужно еще и платить! В прошлом году всем классом ходили к директору, чтобы он повлиял на учителей и вынудил их соблюдать СанПиНы. По нормам дети должны работать с этими досками по 20 минут, не более. Но они вообще не выключаются. К тому же они мерцают. Я просто на родительском собрании посидела в классе, где была включена доска, и пришла домой с больной головой и раздражением глаз. Это притом, что в силу профессии я иногда провожу перед монитором компьютера по 12 часов в день. У моих сыновей после школы все время красные глаза, хотя до появления этих досок ничего подобного не было. Директор ничего не предпринял».
«У моего ребенка глаза и голова от них болят, – говорит Любовь Воронцова. – Я однозначно против этих досок, но их же уже поставили, и учителей заставили переучиваться. Кто же теперь позволит их снять, даже если родители все об этом попросят!»
«Кто-то проводил исследования о воздействии интерактивных досок на организм ребенка, на его психику? – задается вопросом участница интернет-сообщества «Родительский комитет России» Алеся Краснова. – А есть ли у этих досок санитарно-эпидемиологическое заключение об их безопасности? Мне не встречалось. Сама сидела на уроке у ребенка, очень устали глаза от доски. По СанПиНу на уроке в начальной школе такая доска должна использоваться не более 5 минут, а после необходимо провести гимнастику для глаз. На практике доска все время включена (попросту это не удобно – включать и выключать ее на пять минут) и никаких физкультминуток».
«У нас в школе отменные доски, все четко, мерцания не заметны невооруженным глазом. Мой ребенок носит очки и с первого класса работает с этими досками на уроках, жалоб на усталость и боль в глазах ни разу не было. Наверное, важную роль играет качество электронных досок, которые закупают для школ», – считает другой участник родительской группы Александр. «Видела электронную доску хорошего качества и так себе. Тут и понятно, где сэкономили на детях. Доски хорошего качества не мерцают, картинки ясные и яркие», – подтверждает Роза Танаканян. «Меня не устраивает качество изображения, оно очень бледное. Даже мне со здоровыми глазами ничего там не видно. А мой ребенок носит очки и с первой парты тоже ничего не видит», – отмечает Наталья Королева.
Фото: Imago/TASS
Постепенное внедрение МЭШ в столице началось в 2017 году, когда во всех школах ввели единый электронный журнал и дневник. К концу 2018-го школы оборудовали «инфраструктурой проекта»: в классах появились точки Wi-Fi, обычные доски без обсуждения с учителями и родительским комитетом заменили на моноблоки («интерактивные панели»). Жалоб вроде приведенных выше можно услышать бесчисленное множество: родители пишут петиции, ходят к директорам, но редко добиваются возвращения меловой доски. Качество же поступающей в школы техники, судя по отзывам, разнится. Некоторые родители из регионов, куда тоже дошла МЭШ, утверждают, что на доски скидывались «всем классом». В розничной продаже стоимость интерактивной доски для школы начинается от 20 тысяч рублей и доходит до полумиллиона.
Мнение офтальмолога
«Все исследования, которые провели по поводу нововведений в школьном обучающем процессе, в основном ангажированы самими производителями, – говорит доктор медицинских наук, известный в медицинской среде детский офтальмолог Игорь Азнаурян. – Независимых исследований о влиянии интерактивных досок на зрение ребенка, да и даже на качество учебного процесса, не проводилось. Поэтому говорить с точки зрения доказательного исследования я не могу. Что касается моих личных мыслей на этот счет, интерактивная доска ничем не хуже меловой, даже лучше, поскольку обычные доски могут сильно бликовать, мел иногда плохо пишет и так далее».
По словам медика, главная проблема зрения современных школьников – близорукость. «Как и во всех странах мира, которые начали внедрять компьютерные технологии в обучающий процесс, у нас тоже скакнула заболеваемость по близорукости. Близорукость не такое страшное заболевание, сегодня она замечательно лечится, но можно говорить о широким распространении заболеваемости. От этого никогда не уйти, если дети постоянно имеют дело с гаджетами», – отмечает профессор.
«Нужно пересмотреть все стандарты по школе, начиная с освещаемости и заканчивая исследованиями, как должен проходить обучающий процесс с использованием тех достижений технологий, которые существуют в наше время. Пока этого не делается, родителям совет: пусть дети используют телефоны как телефоны, а не как средство остальных видов коммуникации. Второе – вместо телефонов для любых целей лучше использовать большие стационарные экраны, например, ноутбуки. Сидеть долго перед экраном нельзя – можно один час в день поиграть в игрушки, и все. Если вы воспользуетесь этими советами, я уверен, что вероятность заболевания близорукостью снизится. Особенно это касается семей, где имеется наследственная предрасположенность, где мама или папа близорукие».
На сайте мэрии в разделе о МЭШ на вопрос: «Не вредят ли гаджеты здоровью детей» – отвечают, что «техническое обеспечение школ полностью соответствует требованиям СанПиН. В интерактивных панелях используются немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений. Яркие экраны позволяют проводить уроки при нормальном освещении, не требуя затемнения в классе». Помимо того, предоставляется экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области от 20.03.2018. Документ касается двух моделей ПК (моноблоков) производства Irbis Hong Kong Limited. В заключении указывается, что по результатам экспертизы модели соответствуют «требованиям главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. №299 (раздел 7) и могут применяться в качестве компьютерной техники, в том числе в школьных учреждениях при условии выполнения требований безопасности в соответствии с технической документацией».
Белый фон и минимум текста – в чем же смысл?
В 2016 году Минздрав и Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова выпустили учебно-методическое пособие «Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий». «Достаточно часто можно слышать жалобы учителей и учащихся на зрительной дискомфорт, головные боли после работы с интерактивной доской, – пишут авторы. – Как правило, это связано с плохим качеством самой доски, но чаще с неправильным размещением интерактивного оборудования, отсутствием грамотного представления о том, какие требования необходимо соблюдать при подготовке экранной информации». Далее на 22 страницах подробно описываются правила использования электронных досок, технические характеристики экранов и проекторов, требования к оформлению презентаций. Причем указывается, что при нарушении каких-либо условий, например, если в классе установлен неподходящий проектор или даже учитель использует в презентациях не те цвета, техническое новшество действительно приведет к головным болям, ухудшению зрения детей и учителей.
Так, расстояние от доски до первой парты должно быть не менее 240 сантиметров, экран должен быть матовым. «Восприятие информации со светящегося экрана всегда более утомительно, чем с меловой доски хорошего качества», – констатируется в пособии. Затем авторы рекомендуют учителям выводить на экран минимальное количество текста и поменьше анимационных эффектов: «Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и текста на слайдах вообще должно быть как можно меньше. Неправильно подобранные цвета текста и фона способны дать эффект, прямо противоположный ожидаемому, – ребенку будет сложно усвоить материал, разобраться в его структуре, сосредоточиться на главном. Может даже появиться физическое недомогание: устанут глаза или появится головная боль».
Самым оптимальным вариантом фона авторы называют белый цвет: «Не зря до сих пор мы читаем книги, в том числе и учебники, напечатанные на белой бумаге. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причѐм обязательно сочетаемых друг с другом. Кроме того, стоит избегать размещения текста одновременно на двух контрастных тонах, иначе чтение текста будет затруднено. Рисунки не должны прерывать текст».
Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС
По данным авторов, в России нарушения зрения у детей относятся к числу наиболее важных медикосоциальных проблем современного общества: «по данным обращаемости за медицинской помощью по РФ это 10,1-14,7 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, что превышает показатели среди взрослых и имеет тенденцию к росту». Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД показывают, что у школьников выявлено стремительное увеличение от 1-го к 11-му классу распространенности миопии (близорукости) слабой степени. Причем темп прироста этого показателя у девочек вдвое выше, чем у мальчиков. Более чем у половины школьников с миопией ежегодно зрение ухудшается на 0,5 диоптрия и более. Причиной называется резкое увеличение объема зрительно-напряженной работы, связанной с применением электронных средств отображения, как в школе, так и дома.
Как долго может быть включена доска
Нормы, касающиеся того, сколько времени может быть включена электронная доска на уроке в школе, 15.01.2016 опубликовал Роспотребнадзор. Речь идет об изменениях в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года:
«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 класса – не более 20 минут, для учащихся 3-4 класса – не более 25 минут, для учащихся 5-6 класса – не более 30 минут, для учащихся 7-11 класса – 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».
Специалисты признают, что и чтение с экрана планшета значительно сильнее напрягает глаза, чем бумажный учебник. Выходом из положения называют соблюдение гигиенических регламентов работы с инструментами МЭШ, чередование работы перед экраном с перерывами для отдыха глаз, физкультминутки.
20 февраля 2019 года стало известно, что Минпросвещения проведет в регионах научные исследования в сфере дошкольного и школьного образования в рамках реализации четырех проектов, в том числе «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития» и «Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования».
Источник