Интерактивные игрушки вред и польза и вред

Интерактивные игрушки вред и польза и вред thumbnail

В прошлом детей поражали заводные игрушки. Повернул ключик, слоник, переваливаясь, пошёл – сколько радости! Современных детей не удивишь ни разговаривающей игрушкой, ни танцующей. Интерактивные игрушки со всеми своими потрясающими воображение способностями прочно вошли в нашу жизнь. Только вот хорошо ли это?
Польза и вред интерактивных игрушек
В последнее время всё большую популярность приобретают интерактивные игрушки. Их с удовольствием покупают родители, надеясь на преимущества данной категории товаров и их функциональность. Интерактивные игрушки способны заинтересовать в игре, оказать помощь в развитии (при игре с ними задействованы фонематический слух, мелкая моторика, логическое мышление, слуховая память), обучении и воспитании, познакомить с окружающим миром, дать достаточную эмоциональную нагрузку.

Интерактивные игрушки в настоящее время широко представлены в магазинах. В основном они выполнены в виде животных, кукол, автотранспорта, то есть соотносятся с реальностью. Практически все дети любят играть с животными. Но не каждый родитель, в силу разнообразных причин, может позволить завести дома живого питомца. В таком случае на выручку приходит интерактивный щенок или котёнок. Кроме того забота об электронном друге может стать хорошей проверкой и тренировкой малыша перед появлением в доме животного.

Так для малышей от 1,5 лет можно приобрести интерактивного щенка по кличке Дружок. Как только зверь услышит голос вашего малыша, он поднимет своё ушко и начнёт двигаться в сторону звука. Во время движения игрушка может менять направление, если источник звука переместился. Не пугайтесь, если щенок потерялся! Достаточно позвать его и питомец придёт на зов.

Другой пёс тоже по кличке Дружок поражает ещё больше своими возможностями. У этой игрушки имеется световой сенсор. Благодаря ему пёс умеет ходить на поводке и без поводка, лаять, скулить, искать свою косточку. Если хозяин держит собаку за поводок, Дружок будет идти впереди или крутиться вокруг себя. Кроме того, Дружок очень ответственный и дрессированный пёс. Когда поводок пристёгнут, без команды хозяина он не станет двигаться. Если Дружку надеть специальные очки, то он будет обходить препятствия, а если снять – игрушка может наткнуться на препятствие, упасть и будет скулить. Без поводка Дружок бегает на воле, ищет свою косточку, а уж когда найдёт её, радостно залает! Он также всегда откликнется, если хлопнуть в ладоши и позвать его по имени. Если с Дружком не играют более одной минуты, он автоматически отключается. Ребёнок будет с удовольствием заниматься с забавным четвероногим другом!

Такая интерактивная игрушка учит детей состраданию, бережному отношению к животным, ответственности за питомца. Казалось бы, можно ли найти минусы в такой игрушке? Как оказалось, можно. Психологи в один голос заявляют об опасности интерактивных игрушек. Давайте разбираться. Основной задачей игры является создание ребёнком своего собственного воображаемого пространства. Это развивает фантазию, креатив, как раз то, что крайне ценится в современном мире: умение посмотреть на привычные вещи с иного угла. Всё это закладывается, конечно, в детстве, именно в игре. Игрушка же не должна мешать ребёнку в этой деятельности. По сути, интерактивная игрушка интересна малышу лишь недолгое время. Он не играет с ней, а изучает функции! А создать воображаемую ситуацию с такой игрушкой не всегда удаётся. Если интерактивная собака всегда отзывается на голос, то представить ситуацию, что пёс потерялся, его надо искать, а потом пожалеть и успокоить ребёнку достаточно трудно. Получается, что такие игрушки тормозят, если не блокируют вообще, творческий потенциал детей.
Интерактивные игрушки
Здесь же кроется и ещё одна опасность. Изучив возможности одной игрушки, ребёнок требует следующую. А когда родители покупают обычную куклу или мягкую игрушку, малышу они не нравятся. Он уже привык к «самостоятельным» игрушкам, которые его развлекают разными способами. А тут машинку нужно самому катать, бибикать за автотранспорт, представлять, как она рычит и мигает фарами. Это не игрушка плохая, это ребёнок не умеет в неё играть.

Конечно же, нельзя сводить всё к категоричному «да» или «нет». Любому родителю нужно немного свободного времени на домашние дела. Маленький ребёнок не всегда умеет занять себя самостоятельно. Родители должны включить малыша в игру, показать ему интересные варианты. Только потом, когда ребёнок заинтересуется, можно будет тихонько оставить его одного. Довольно долгий процесс, согласитесь. Интерактивная игрушка гораздо его сокращает. Тяга к познанию мира не даст малышу заскучать с такой игрушкой, она будет его сама заинтересовывать и удивлять. Кроме того, например, современный первоклассник, собираясь в школу, должен знать и уметь гораздо больше, чем его родители в этом же возрасте. Время диктует свои правила: общаться с сенсорными поверхностями, всевозможными электронными устройствами, уметь вычленить в информационном потоке значимое… можно продолжать дальше. К этому технологичному, скоростному миру малыша с раннего детства подводят такие интерактивные игрушки.

Деятельность родителей не заканчивается покупкой «правильной» игрушки, нужно вовлечь ребёнка в игру, разделить её с ним, превратить в общение и познание мира. Ведь задача каждого родителя – помочь ребёнку стать всесторонне развитой личностью.

Людмила Цхай, педагог, методист ГБОУ СОШ №1386

Источник

Польза или вред. Детские, интерактивные игрушки

С одной стороны, современный рынок, просто заваленный игрушками.. больше нет дефицита и одинаковых, шаблонных игрушек. Но с  другой стороны, по- настоящему качественную и хорошую игрушку выбрать стало намного труднее. Вообще вся идеи статьи зародилась, когда я стала искать игрушку для своего ребенка. Натолкнувшись на огромное количество разговаривающих, ползающих игрушек, поющих пушистиков, щенков, котов, которых нужно кормить и сажать писять, я впервые задумалась. А нужно ли оно?
Как то вспомнились такие популярные в моем поколении тамагочи.. слезы, страшные истории о самоубийствах.. И вспомнился облезлый, но такой любимый мишка.. кукла мотанка с носовых платков, сделанная бабушкой. Так что же делает технический прогресс, с нашими детьми? Помогет ли нам в развитии, или решает чего то важного.. Я лично до конца так и не разобралась.. Решиладля себя во всем придерживаться золотой середины.
Итак предлагаю информацию, для размышления.

Что такое interactive?
Происходит это слово от англ. interactive «взаимодействующий», далее из interact «взаимодействовать». То есть, это игрушка, которая взаимодействует напрямую с вашим ребенком, посредством света, звука, прикосновения. Она такая же как и все, но если их включить то, они начинают издавать звуки, разговаривать, двигаться и ходить. То есть, они имитируют поведение детей, взрослых людей или животных. Чаще всего это предметы и техника, куклы, пупсы, роботы и животные.

Стоит ли их покупать?

Все зависит от той цели, которую вы хотите возложить на детскую игрушку.
Ее плюсы, несомненнов  том, что она являеться Развивающей игрушкой. Благодаря им, ребенок учится, моделирует разные ситуации, и находит решения выхода с них. Кроме того такие игрушки подготавливают наших детей, к инфармоционно-техническому будущему. Ведь у наших родителей небыло компьютером ( а если и были, то исключительно как рабочие лошадки)..  технология- как развлечение,это првилегия нашего поколения. Но мы же идем вперед

Минусы таких игрушек в том- что они не дают развиваться детскому воображению, сводя все к  примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки. Плохо ли это? Творческие, и креативные люди, которые так ценяться в нашем мире, которые ведут успешные проэкты и компании, именно и развивались, с простых, детских игор.

Игра  для ребенка— это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать. Он сам должен наделять ее голосом, интонацией, характером.
Почему же промышленность все больше детализирует детские игрушки?  Потому что сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества. Точно так же, как машины для нас перестали быть просто средством передвижения, а телефоны-средством общения. Точно так же, как виртуальный мир вытесняет нас с реального общения. Так и  интерактивные игрушки призваны заменить детям живое существо, которые они не могут получит в силу обстоятельств. Но если ваша цель – купить интерактивную игрушку для ребенка, только чтобы он не так донимал вас своими играми или меньше общался с «плохими» сверстниками, или того хуже чтоб его не укусили или поцарапали, то лучше от такой игрушки отказаться.

Мрачновато? Ну… это минусы благ цывилиации. Не пугайтесь. В жизни должно быть место и интерактивной игрушки, но таких игрушек, должно быть не много, и основная цель которую они должны нести- это развитиеи обучение. Поэтому перед покупкой, подумайте, что вы хотите дать ребенку с этой игрушкой.

Ну и пару советов при выборе игрушки

Как и при выборе других игрушек, покупая интерактивную игрушку для ребенка, следует руководствоваться общими правилами. В первую очередь, рекомендуется отдавать предпочтение проверенным фирмам. Игрушка должна быть безопасной, изготовленной из гипоаллергенных материалов, иметь сертификат качества и обязательно соответствовать возрасту ребенка.

Если вы хотите купить детские игрушки для мальчиков, обратите внимание на машинки, компьютеры, роботов, зверюшек, музыкальные рули, инструменты. Девочкам подойдут говорящие куклы, пупсы, зверюшки, кухонные принадлежности, игрушечные бытовые приборы. Но если мальчик захочет куклу, или девочка – машинку, тоже не беда. Главное, чтобы игрушка ребенку нравилась, помогала развиваться и приносила позитивные эмоции.

С игрушками для малышей до трех лет следует быть особенно внимательными – они не должны содержать мелких съемных деталей, а звук, издаваемый игрушкой, не должен быть слишком громким. Также большое значение имеет цветовое оформление игрушки. Она не должна быть кислотного оттенка. По мнению психологов, детям лучше подходят игрушки натуральных цветов.

Пусть детсво будет счастливым!

Источник

 Консультация для родителей на тему: «Плюсы и минусы интерактивных игрушек»

Интерактивные игрушки – это подарок детям от XXI века, который, как и все новое, нуждается в проверке временем. Интерактивные иг­рушки – это иг­рушки с обратной связью, то есть малыш в ответ на свое действие по отношению к любимому предмету получает ответную реак­цию.

Таким образом, кро­ха учится формировать причинно – следственные связи и просто наслажда­ется процессом игры. Ведь современные интерактив­ные игрушки способны на сотни различных мани­пуляций. Представители официальной педагогики нередко выступают про­тив подобных игрушек. Но причиной их негатив­ного отношения является чаще всего не сама игруш­ка, а неумение родителей выбрать подходящую для малыша забаву.

Главное назначение любой интерактивной игрушки – развивать малыша. В ран­нем возрасте очень важно стимулировать развитие у ребенка навыков координации движений, мелкой моторики, а также всех видов анализаторов (так­тильных, слуховых, зри­тельных, обонятельных). Вот тут и приходят на помощь интерактивные друзья-игрушки.

Мягкие игрушки для сна в виде собачек, котят, утят и т.д. Это подушки с ароматизированным сеном, которые подогреваются в СВЧ-печи и затем «укладываются» спать вместе с ребёнком. Их «интерактивность» заключается в успокаивающем и расслабляющем воздействии на малыша, формировании у него положительных ощущений и эмоций, связанных с отходом ко сну. Однако негативность данного воздействия заключается в том, что такая «одушевлённая» игрушка заменяет тепло материнских объятий, ласку взрослого по отношению к ребёнку. Потом «неживое» будет обеспечивать малышу «базовое доверие к миру» и защиту от неприятных ощущений, которые ему будет доставлять живой человек: не улыбнуться в ответ, а показать, что расстроен или обижен, повернуться не так, дотронуться прохладными руками и т.д. Это создаёт условия для притупления социальных эмоций в дальнейшем.

Есть интерактивные игрушки, стимулирующие положительные эмоции, удивление, радость – при наблюдении за их движениями. Это спящие котята с поднимающейся и опускающейся в такт дыханию холкой. Однако они никогда не смогут проснуться. Таковы милые и забавные зверюшки, переступающие на негнущихся лапках по полу, переваливающиеся с боку на бок. Их советуют использовать в качестве «симуляции» ходьбы у малышей. При этом снова забывается та причина, ради которой малыш начинает осваивать окружающее пространство, и мотив, благодаря которому он не боится это делать. Он должен быть готов ползти и идти к маме или папе, зовущих и улыбающемуся ему, а не к суррогату вместо них.

Другое дело – интерактивные коврики. По ним ребёнок ползает не просто так. Он осваивает окружающее пространство. Здесь много кармашков с секретиками. Правда, покупая эти игрушки, никто не понимает, что ребёнок овладевает всеми предметными и орудийными действиями в условиях совместной предметно-практической деятельности со взрослым. Поэтому «интерактивность» игрушки на данной стадии будет только мешать.

Другой пример «интерактивной» игрушки – мягкие разноцветные (с розовыми или голубыми ушами, красными и жёлтыми лапами) животные со звуковыми эффектами: при нажатии, например, на лапку, на которой написано «рука» или «нога» (что само по себе уже странно по отношению  к собаке), включается запись голоса с «озвученным вслух» названием или идёт музыкальная заставка (при условии, что на какой-нибудь части тела животного изображён скрипичный ключ). Считается, что так дети приучаются к глобальному чтению и у них формируется познавательный интерес. Однако, к сожалению, ошибок, связанных с дальнейшим обучением детей, здесь больше, чем преимуществ.

Правда, есть интересные в методическом плане вещи: ярко иллюстрированные книжки-игрушки со звуковыми эффектами. С одной стороны – текст и набор кнопочек с картинками, с другой – большая сюжетная картинка, отражающая содержание маленького рассказа.

Отдельная группа интерактивных игрушек для старших дошкольников –трансформеры. Преобразование, которое связано с трансформацией, воспринимается многими родителями как проявление интеллекта ребёнка. Однако, следует заметить, что интеллектуальной одарённости для игры с такими игрушками не требуется: все действия с ней жёстко заданы особенностями самой модели. Ничего нового в результате действий с ней не появится.

Завершая данный обзор, хочется сказать прямо: выбирая интерактивные игрушки для своего ребёнка, думайте не столько об их цене и моде на них – это не мера вашей любви и внимания к ребёнку, сколько о том, как с ними ребёнок сможет действовать и чему может научиться или не научиться, упустив время для развития. Самое дорогое время – время детства.

Необходимо помнить, что в период до трех лет фи­зическое и психическое здоровье малыша проч­но взаимосвязаны. И от того, как ребенок прове­дет первые три года своей жизни, будет во многом зависеть его будущее. Поэтому просто необходимо знать об особенностях детского развития и не делать ошибок в подборе игрушки.

Некоторые качественные, на первый взгляд, игруш­ки могут оказаться вред­ными. Например, если они учат чему-нибудь неправильному или про­граммируют искаженное представление о действи­тельности.

Даже самая увлекатель­ная игра очень скоро те­ряет для ребенка свою привлекательность. Что­бы игрушка не надоела ребенку своей «интерактивностью» – необходима дозированность ее участия в ваших совместных играх: 10-12 минут интерактивной за­бавы вполне достаточно.

Игрушка, пусть даже са­мая интересная  и по­лезная, не сможет заме­нить малышу общения с мамой. А без общения замедляется развитие. И помните, родители: те навыки коммуникации, которые вы даете крохе в возрасте до трех лет, станут осно­вой его взаимодействия с окружающим миром во взрослой жизни. Именно в раннем возрасте закла­дываются основы поведе­ния ребенка. И никто, кроме живого слова, не помо­жет ребенку правильно сформировать основные качества человека: добро­ту, способность к сочувствию, сопереживанию. Будьте мудрее: не пытайся заменить себя даже самой умной игрушкой.

Использованная литература: Микляева Н.В. «Альтернативные методики раннего развития: за и против»

Источник

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.    

Слишком интерактивно

Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые, особенно те, кому уже за 30, удивляются: мол, мне бы в их годы такие игрушки – да я бы от счастья с ума сошел! А детям – скучно. Вся детская завалена шикарными куклами, роботами, машинками на дистанционном управлении, роскошными интерактивными игрушками – а им скучно!

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть. Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать.

Что же делать? Ответ на этот вопрос можно найти, понаблюдав за детьми. Многие родители замечали, что дети могут часами увлеченно играть с совершенно непредназначенными для этого предметами. Из коробки от холодильника может получиться и рыцарский замок, и ракета, и небоскреб, и поезд. Из найденной на улице палки – отличный меч, посох мага или ружье. При этом шикарные игрушки будут отброшены в сторонку, а ребенок полностью погрузится в создание своего, особого мира из подручных средств.

Эти наблюдения вполне соотносятся с советом психологов: если вы хотите, чтобы у ваших детей развивалась фантазия, игрушек должно быть немного, они должны быть не очень «самостоятельными» и реалистичными, и подходить для множества различных игр.

Страшилки и монстры

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, роботы-трансформеры, так называемые expression dolls с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки. Казалось бы, что плохого? Детям же нравится!

Но беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Конечно, страшные игрушки существовали всегда. Но Кощей, Баба Яга, драконы, и прочая сказочная нечисть была страшной «на лицо», и злобной «внутри». Эти игрушки были нужны для отыгрыша негативных эмоций и как пример неправильного поведения. Поэтому дети не ассоциировали себя с ними, а «боролись» против них.

А вот современные уродцы позиционируются как «на лицо ужасные, добрые внутри». Этот диссонанс размывает грань между добром и злом, и может лишить ребенка нравственных ориентиров.

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи.  Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными? 

Барби и компания

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию. 

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают. 

Источник