Интересные и простые опыты по физике с пользой

Введение

Без сомнения, все наше знание
начинается с опытов.

(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)

Физические опыты в занимательной форме
знакомят учащихся с разнообразными
применениями законов физики. Опыты можно
использовать на уроках для привлечения
внимания учащихся к изучаемому явлению, при
повторении и закреплении учебного
материала, на физических вечерах.
Занимательные опыты углубляют и расширяют
знания учащихся, способствуют развитию
логического мышления, прививают интерес к
предмету.

В данной работе описано 10 занимательных
опытов, 5 демонстрационных экспериментов с
использованием школьного оборудования.
Авторами работ являются учащиеся 10 класса
МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского
края – Чугуевский Артём, Лаврентьев
Аркадий, Чипизубов Дмитрий.
Ребята
самостоятельно проделали данные опыты,
обобщили результаты и представили их в виде
данной работы

Роль эксперимента в науке физике

О том, что физика наука молодая

Сказать определённо, здесь нельзя

И в древности науку познавая,

Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,

Уметь на практике все знания применять.

И важно помнить – роль эксперимента

Должна на первом месте устоять.

Уметь планировать эксперимент и
выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.

Строить модель, гипотезу выдвинуть,

Новых вершин стремиться достигнуть

Законы физики основаны на фактах,
установленных опытным путем. Причем
нередко истолкование одних и тех же фактов
меняется в ходе исторического развития
физики. Факты накапливаются в результате
наблюдений. Но при этом только ими
ограничиваться нельзя. Это только первый
шаг к познанию. Дальше идет эксперимент,
выработка понятий, допускающих
качественные характеристики. Чтобы из
наблюдений сделать общие выводы, выяснить
причины явлений, надо установить
количественные зависимости между
величинами. Если такая зависимость
получается, то найден физический закон.
Если найден физический закон, то нет
необходимости ставить в каждом отдельном
случае опыт, достаточно выполнить
соответствующие вычисления. Изучив
экспериментально количественные связи
между величинами, можно выявить
закономерности. На основе этих
закономерностей развивается общая теория
явлений.

Следовательно, без эксперимента не может
быть рационального обучения физике.
Изучение физики предполагает широкое
использование эксперимента, обсуждение
особенностей его постановки и наблюдаемых
результатов.

Занимательные опыты по физике

Описание опытов проводилось с
использованием следующего алгоритма:

  1. Название опыта
  2. Необходимые для опыта приборы и
    материалы
  3. Этапы проведения опыта
  4. Объяснение опыта

Опыт № 1 Четыре этажа

Приборы и материалы: бокал, бумага,
ножницы, вода, соль, красное вино,
подсолнечное масло, крашенный спирт.

Этапы проведения опыта

Попробуем налить в стакан четыре разных
жидкости так, чтобы они не смешались и
стояли одна над другой в пять этажей.
Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан,
а узкий, расширяющийся к верху бокал.

  1. Налить на дно бокала солёной
    подкрашенной воды.
  2. Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть
    его конец под прямым углом; кончик его
    отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно
    быть величиной с булавочную головку.
    Налить в этот рожок красного вина; тонкая
    струйка должна вытекать из него
    горизонтально, разбиваться о стенки
    бокала и по нему стекать на солёную воду.

    Когда слой красного вина по высоте
    сравняется с высотой слоя подкрашенной
    воды, прекратить лить вино.
  3. Из второго рожка налей таким же образом
    в бокал подсолнечного масла.
  4. Из третьего рожка налить слой
    крашенного спирта.

Рисунок 1

Вот и получилось у нас четыре этажа
жидкостей в одном бокале. Все разного цвета
и разной плотности.

Объяснение опыта

Жидкости в бакалее расположились в
следующем порядке: подкрашенная вода,
красное вино, подсолнечное масло,
подкрашенный спирт. Самые тяжёлые – внизу,
самые лёгкие – вверху. Самая большая
плотность у солёной воды ,
самая маленькая у подкрашенного спирта .

Опыт № 2 Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь,
стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник –
стакан воды? А этот подсвечник совсем не
плох.

Рисунок 2

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы
    свеча вся погрузилась в воду, только
    фитиль и самый кончик парафина должны
    выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

Объяснение опыта

– Позволь, – скажут тебе, – ведь через минуту
свеча догорит до воды и погаснет!

– В том-то и дело, – ответишь ты, – что свеча с
каждой минутой короче. А раз короче, значит
и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку
всплывать, причём охлаждённый водой
парафин у края свечи будет таять медленней,
чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому
вокруг фитиля образуется довольно глубокая
воронка. Эта пустота, в свою очередь,
облегчает свечу, потому-то наша свеча и
догорит до конца.

 Опыт № 3 Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка,
спички

Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади
    бутылки, а самому стань так, чтобы лицо
    отстояло от бутылки на 20-30 см.
  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет,
    будто между тобой и свечёй нет никакой
    преграды.

Рисунок 3

Объяснение опыта

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом
“Обтекается”: струя воздуха разбивается
бутылкой на два потока; один обтекает её
справа, а другой – слева; а встречаются они
примерно там, где стоит пламя свечи.

Опыт № 4 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага,
свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль,
    растянуть её немного и посадить на конец
    изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в
    восходящем потоке воздуха, змейка будет
    вращаться.

Объяснение опыта

Змейка вращается, т.к. происходит
расширение воздуха под действием тепла и о
превращении теплой энергии в движение.

Рисунок 4

Опыт № 5 Извержение Везувия

Приборы и материалы: стеклянный сосуд,
пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.

Этапы проведения опыта

  1. В широкий стеклянный сосуд, наполненный
    водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
  2. В пробке пузырька должно быть небольшое
    отверстие.

Рисунок 5

Объяснение опыта

Вода имеет большую плотность, чем спирт;
она постепенно будет входить в пузырёк,
вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или
черная жидкость тоненькой струйкой будет
подниматься из пузырька кверху.

Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной

Приборы и материалы: 15 спичек.

Этапы проведения опыта

  1. Положить одну спичку на стол, а на неё
    поперёк 14 спичек так, чтобы головки их
    торчали кверху, а концы касались стола.
  2. Как поднять первую спичку, держа её за
    один конец, и вместе с нею все остальные
    спички?

Объяснение опыта

Для этого нужно только поверх всех спичек,
в ложбинку между ними, положить ещё одну,
пятнадцатую спичку

Рисунок 6

Опыт № 7 Подставка для кастрюли

Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки,
кольцо для салфетки, кастрюля.

Этапы проведения опыта

  1. Поставить три вилки в кольцо.
  2. Поставить на данную конструкцию тарелку.
  3. На подставку поставить кастрюлю с водой.

Рисунок 7

Рисунок 8

Объяснение опыта

Данный опыт объясняется правилом рычага и
устойчивым равновесием.

Рисунок 9

Опыт № 8 Парафиновый мотор

Приборы и материалы: свеча, спица, 2
стакана, 2 тарелки, спички.

Этапы проведения опыта

Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни
электричества, ни бензина. Нам нужно для
этого только… свеча.

  1. Раскалить спицу и воткнуть её их
    головками в свечку. Это будет ось нашего
    двигателя.
  2. Положить свечу спицей на края двух
    стаканов и уравновесить.
  3. Зажечь свечу с обоих концов.

Объяснение опыта

Капля парафина упадёт в одну из тарелок,
подставленных под концы свечи. Равновесие
нарушится, другой конец свечи перетянет и
опустится; при этом с него стечёт несколько
капель парафина, и он станет легче первого
конца; он поднимается к верху, первый конец
опустится, уронит каплю, станет легче, и наш
мотор начнёт работать вовсю; постепенно
колебания свечи будут увеличиваться всё
больше и больше.

Читайте также:  Финики польза и вред тунис

Рисунок 10

Опыт №9 Свободный обмен жидкостями

Приборы и материалы: апельсин, бокал,
красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.

Этапы проведения опыта

  1. Осторожно разрезать апельсин пополам,
    очистить так, чтобы кожица снялась целой
    чашечкой.
  2. Проткнуть в дне этой чашечки два
    отверстия рядом и положить её в бокал.
    Диаметр чашечки должен быть немного
    больше диаметра центральной части бокала,
    тогда чашечка удержится на стенках, не
    падая на дно.
  3. Опустить апельсинную чашечку в сосуд на
    одну треть высоты.
  4. Налить в апельсинную корку красного
    вина или подкрашенного спирта. Оно будет
    проходить через дырку, пока уровень вина
    не дойдёт до дна чашечки.
  5. Затем налить воды почти до края. Можно
    увидеть, как струя вина поднимается через
    одно из отверстий до уровня воды, между
    тем как вода, более тяжёлая, пройдет через
    другое отверстие и станет опускаться ко
    дну бокала. Через несколько мгновений
    вино очутится на верху, а вода внизу.

Опыт №10 Певучая рюмка

Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.

Этапы проведения опыта

  1. Наполнить рюмку водой и вытереть края
    рюмки.
  2. Смоченным пальцем потереть в любом
    месте рюмки, она запоёт.

Рисунок 11

Демонстрационные эксперименты

1. Диффузия жидкостей и газов

Диффузия

(от лат. diflusio –
распространение, растекание, рассеивание),
перенос частиц разной природы,
обусловленный хаотическим тепловым
движением молекул (атомов). Различают
диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах

Демонстрационный эксперимент «Наблюдение
диффузии»

Приборы и материалы: вата, нашатырный
спирт, фенолфталеин, установка для
наблюдения диффузии.

Этапы проведения эксперимента

  1. Возьмём два кусочка ватки.
  2. Смочим один кусочек ватки
    фенолфталеином, другой – нашатырным
    спиртом.
  3. Приведём ветки в соприкосновение.
  4. Наблюдается окрашивание ваток в розовый
    цвет вследствие явления диффузии.

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Явление диффузии можно пронаблюдать при
помощи специальной установки

  1. Нальём в одну из колбочек нашатырный
    спирт.
  2. Смочим кусочек ваты фенолфталеином и
    положим сверху в колбочку.
  3. Через некоторое время наблюдаем
    окрашивание ватки. Данный эксперимент
    демонстрирует явление диффузии на
    расстоянии.

Рисунок 15

Докажем что явление диффузии зависит от
температуры. Чем выше температура, тем
быстрее протекает диффузия.

Рисунок 16

Для демонстрации данного опыта возьмём
два одинаовых стакана. В один стакан нальём
холодной воды, в другой – горячей. Добавим в
стаканы медный купорос, наблюдаем, что в
горячей воде медный купорос растворяется
быстрее, что доказывает зависимость
диффузии от температуры.

Рисунок 17

Рисунок 18

2. Сообщающиеся сосуды

Для демонстрации сообщающихся сосудов
возьмем ряд сосудов различной формы,
соединенных в нижней части трубками.

Рисунок 19

Рисунок 20

Будем наливать жидкость в один из них: мы
сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет
по трубкам в остальные сосуды и установится
во всех сосудах на одном уровне.

Объяснение этого опыта заключается в
следующем. Давление на свободных
поверхностях жидкости в сосудах одно и то
же; оно равно атмосферному давлению. Таким
образом, все свободные поверхности
принадлежат одной и той же поверхности
уровня и, следовательно, должны находиться
в одной горизонтали плои верхняя кромка
самого сосуда: иначе чайник нельзя будет
налить доверху.

Рисунок 21

3.Шар Паскаля

Шар Паскаля – это прибор предназначен для
демонстрации равномерной передачи
давления, производимого на жидкость или газ
в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости
за поршнем под влиянием атмосферного
давления.

Для демонстрации равномерной передачи
давления, производимого на жидкости в
закрытом сосуде, необходимо, используя
поршень, набрать в сосуд воды и плотно
насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в
сосуд, продемонстрировать истечение
жидкости из отверстий в шаре, обратив
внимание на равномерное истечение жидкости
по всем направлениям.

Рисунок 22

Источник

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример. 

AdMe.ru собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, – у вас под рукой.

Огнеупорный шарик

Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода. 

Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи. 

Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу. 

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы. 

Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы

Понадобится: 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители. 

Опыт: В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке. 

Читайте также:  Цептер вред и польза и вред

Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка. 

Далее остается только ждать, наблюдать за процессом, а потом – съесть получившееся лакомство.

Объяснение: С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.

Зажженная спичка

Понадобятся: Спички, фонарик. 

Опыт: Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка. Казалось бы, очевидно, но я никогда об этом не задумывался. 

Объяснение: Огонь не отбрасывает тени, так как не препятствует прохождению света сквозь себя.

Источник

Одними из самых интересных и захватывающих внимание ребенка надолго являются по физике и химии для детей разного возраста. Самые популярные из них не требуют особых материалов и лабораторных условия, поэтому проводить их в домашних условиях не составит особого труда.

Правила безопасности

Для опытов дома по физике требуется:

  • Предоставить технику безопасности и проинструктировать ребенка.
  • Очень важно прочесть ход опыта.
  • Предоставить безопасное рабочее место, по назначению использовать оборудование и приборы.
  • Проводить эксперименты, используя отдельную посуду.
  • Запрещается приближаться к посуде, где проходит реакция.
  • Тщательно убрать место, где проходила реакция, помыть руки и посуду.
  • Использованные жидкости осторожно слить в раковину, заранее открыть кран с холодной водой.
  • Предметы, использованные для опыта, подписать и убрать в недоступные для ребенка места.

Примеры для дошкольников

Опыты по физике в домашних условиях для детей дошкольного возраста.

Магнитный карандаш

Требующиеся материалы для опыта:

  • Батарейка.
  • Толстый карандаш.
  • Проволока. Диаметр от 0,2 до 0,5 мм.
  • Изолента.

Магнитный карандаш — эффектный опыт по физике, который легко сделать в домашних условиях

Ход эксперимента:

  1. Обмотать проволоку возле карандаша, оставить расстояние до края – 0,5 – 1 см.
  2. По окончании одного ряда – намотать второй ряд в противоположном направлении. До того момента, когда проволока не будет полностью намотана. Главное – запастись двумя концами проволоки примерно 8 см. Закрепить с помощью скотча витки, чтобы те не размотались.
  3. Почистить оставшиеся 2 конца проволоки, подсоединив к батарейке.

Результат опыта: в ходе опыта по физике в домашних условиях, удалось сделать магнит, способный присоединять небольшие железные объекты.

Волчок

Волчок находится в вертикальном положении во время вращения циркуляции около оси, осуществляет падение по замедлению вращения. Во время передвижения разноцветного волчка наблюдаются зрительные элементы смешения цветов, элементы дисперсии цветов.

Цветной опыт:

  1. Обыкновенная модель волчка – секторы. Окружность разделяется на соответствующее число и раскрашивается в разные цвета.
  2. Во время вращения наблюдается цветовое изменение.
  3. Опыт демонстрирует совмещение цветовой гаммы. Эксперименты проводятся с секторами.

При делении волчка на 7 секторов, разукрасив сектора в зависимости от расположения цвета, во время вращения волчок изменят цвет, становясь белым. Происходящий опыт – смешение цветовой гаммы. В некоторых случаях эффект не достигается, но зато создается разноцветный оттенок.

Волшебный волчок

Материалы и ход эксперимента:

  1. Печать шаблонов черного и белого цветов, сделать из материалов 2 волчка.
  2. Когда вращается первый волчок, появятся разного цвета кольца.
  3. При вращении в одном направлении, затем в другом, кольца будут отличаться друг от друга.
  4. Второй волчок становится похожим на круг.
АнализФакты
  • Иллюзия связана мозгом, начинающим воспроизведение области перемены цветов.
  • Белый и черный цвет влияют на пропорцию цвета.
  • Скорость волчков влияет на цветовую гамму.
  • Волчок принимает вертикальное состояние при вращении, что пользуется популярностью в современных технологиях.
  • Компасы, стабилизаторы устанавливают на кораблях и самолетах.
  • Эти приборы имеют то же полезное свойство, что и обыкновенный волчок.

Лимонная батарейка

Батарейка с легкостью создается из фруктов. Напряжение зависит от фрукта. Преимущество лимона заключается в лимонной кислоте, способной к созданию электрического тока.

Необходимые инструменты:

  • Лимон.
  • Проволока (медь). Чем больше эксперимент, тем больше понадобится проволоки. При ее отсутствии потребуется монета.
  • Пластина из цинка. В качестве пластины используется болт, шурупы, проволока.
  • Мультиметр (измеряет напряжение).
  • Светодиод. (Фиксирует ток).

Последовательность действий:

  1. Взять лимон, помять его.
  2. Положить на 2 см вглубь медные проводники.
  3. Присоединить провод к прутьям.
  4. Измерить с помощью мультиметра количество вольт.

Собрать еще 1 такую конструкцию, соединив между собой. Или вставить еще по медному проводу. Соединить их между собой. Вторая батарейка требуется, так как от одной светодиод не загорится. Теперь лимонная батарейка производит электричество.

Анализ опыта: Такой элемент питания осуществляет взаимодействие между проводниками. Когда проводники помещают во фрукт, металлы находятся среди кислоты. Реакция происходит, ионы передвигаются, производя энергию.

Опыт с инерцией

Инертность монеты:

  1. Взять монету, положить на линейку, лежащую на гладкой поверхности. При перемещении линейки, монета будет перемещаться. Если линейку резко вытащить из-под монеты, монета в силу инертности не сдвинется с места.
  2. Взять тонкую бумагу, перекинуть через перевернутый вверх дном стакан, положить пару монет на полоску бумаги. Придерживаясь за конец полоски, быстро линейкой по ней. Монеты останутся на месте.

Для младших классов

Опыты по физике в домашних условиях для детей младших классов представлены ниже.

Мыльные пузыри на морозе

Материалы для опыта:

  • мыльные пузыри;
  • пластмассовая трубка.

Ход опыта:

  1. Вынести банку с мыльными пузырями на сильный мороз, выдувая пластмассовой трубкой пузыри. Наблюдать, как пузырь замерзает.
  2. На поверхности возникнут красивые узоры в виде кристалликов.
  3. Когда пузырь замерзнет, образуется вмятина, но пузырь сохранит свою шарообразную форму.

Анализ опыта: Отрицательная температура замораживает пузыри, так как те во многом состоят из воды. Стенки пузыря делаются слабыми. Пузырь охлаждается. Начинается кристаллизация. Оболочка мыльного пузыря начинает сверху проседать. Вмятина пузыря увеличивается.

Шар под водой

Потребуется:

  • стакан;
  • вода;
  • небольшой мячик.

Ход опыта:

  1. Бросить мячик в стакан.
  2. Вылить туда жидкость.
  3. Установить в середине мяч.

Анализ: Во время добавления жидкости в стакан ее поверхность становится выпуклой. А натяжение распределило мяч в стакане по центру.

Шары и огонь

Необходимые материалы:

  • воздушные шары;
  • свечка;
  • спички;
  • вода.

Ход эксперимента:

  1. Надуть шар и завязать его.
  2. Другой шар наполнить водой, завязать.
  3. Поджечь свечу и поднести надутый шарик к ней, он лопнет.
  4. Затем поднести шар с водой.
  5. Через какое-то время на шарике останутся следы от свечки, но шар не лопнет.

Анализ: До момента испарения жидкости, шар не лопается, потому что вода заберет основное количество пламени от свечки.

Потухшая свеча. Возгорание

Инструменты для эксперимента:

  • свечка, спички либо зажигалка.

Ход эксперимента:

  1. Зажечь свечку, затем погасить.
  2. Огонь поднести к дыму, который исходит от свечки.
  3. Свечка снова загорится.

Анализ опыта: Дым поднимается от свечки, потому что в состав его входит загорающийся парафин. Парафин добирается до фитиля, и свечка заново загорается.

Мотор из парафина

Инструменты для эксперимента:

  • свечка;
  • зубочистка;
  • стаканы;
  • бумага;
  • спички.

Ход опыта:

  1. Разместить зубочистку на свечке по центру – это станет осью двигателя.
  2. Уравновесив сооружение, установить свечу между двумя стаканами.
  3. Поджечь фитили с 2-х сторон.
  4. Конструкция постепенно начнет качаться в разные стороны.
Читайте также:  Вино и диабет польза и вред

Анализ опыта: Вес одного конца станет больше другого, что приведет к передвижению одного из концов при действии силы тяжести. Пульсация происходит в связи с изменением веса концов свечки. Пульсация повышается, потому что пламя все больше горит.

Резка дерева при помощи диска из бумаги

Требуемые инструменты:

  • болгарка;
  • спички;
  • бумага;
  • картон;
  • ножницы;
  • карандаши.

Ход опыта:

  1. Снять диск с болгарки. На бумаге разместить диск, обвести его по контурам.
  2. Сделать на бумаге аналогичный предмет. Закрепить его на болгарке, включив ее. Поднести спичку и разрезать.

Анализ опыта: Диск бумаги начинает поддаваться силе инерции, тем самым обеспечивая равновесие.

Пушка из магнитов

Требуемые инструменты:

  • несколько магнитов диаметром до 1 см;
  • шары из металла того же калибра;
  • изолента;
  • брусок или доска.

Ход эксперимента:

  1. Закрепить на доске при помощи скотча магниты.
  2. В правой стороне от магнитов расположить 3 шара. Четвертый опустить налево от края доски.
  3. Правый шарик должен выстрелить.

Анализ: Рейка является прообразом пушки. Шарики представляют заряды. Отдельный шар – порох. Шар находится в притяжении у магнита, тем самым он притягивается. Магнит, используя притяжение, разгоняется. Кинетическая энергия магнита передается на другой шар. Так происходит выстрел.

Физика 5-8 класс

Опыты по физике в домашних условиях для детей 5-8 классов.

Магнитный мотор

Инструменты для эксперимента:

  • микробатарейка;
  • тонкогубцы;
  • магнит;
  • спираль.

Ход эксперимента:

  1. Сторону батарейки, где нарисован минус, разместить на магните.
  2. Имея проволочную спираль, не соединять ее концы.
  3. Конструкция должна балансировать.
  4. При помощи тонкогубцев соорудить на батарейке вмятину.
  5. Проволочная конструкция размещается на микробатарейке.
  6. Сверху конструкция находится в углублении, не соприкасаясь с магнитом.

Анализ: Батарейка является источником питания, увесистой для ротора основой. Магнит проводит электричество. Рама из проволоки является ротором со встроенными щетками. При помощи микробатарейки частицы перемещаются. Электричество, под магнитным полем, осуществляет перемещение под воздействием силы Ампера.

Магнитное поле перпендикулярно силе тока, что обеспечивает движение элементов по кругу. Эксперимент демонстрирует тепловыделение. При работе мотора в течение времени, микробатарейка начнет нагреваться.

Парашют из магнита

Необходимые инструменты:

  • магнит цилиндрической формы;
  • труба из металла.

Опыт:

  1. Для начала кинуть вниз магнит, не задействовав трубу.
  2. Магнит опустится на пол.
  3. Поднять магнит, повторно кинуть в трубу.
  4. Заглянуть в трубу, наблюдать за падением магнита.

Анализ: Магнит связан с электроэнергией. Так как магнит перемещается, он может иметь влияние над магнитным полем, видоизменяя его. Круговые токи создаются за счет действия магнитного поля.

Ток создает магнитное поле, осуществляя взаимодействие с магнитом. От этого поток магнита становится меньше. Снижение магнита останавливается за счет магнита, который притягивается магнитным полем.

Водяная свечка

Инструменты для эксперимента:

  • свечка;
  • стакан с жидкостью;
  • гладкое стекло.

Ход опыта:

  1. Поджечь свечку, находящуюся в прозрачном стакане, наполненным водой.
  2. Свечка не угасает.

Анализ: По бокам от стекла располагаются свечка и стакан. Пространству между стаканом и свечой следует быть ровным, что позволит достичь горения свечки в стакане. Стекло отображает свечу, находящуюся на дистанции от стекла, равной расстоянию отображения предмета. Создается подобие горящей свечи под водой.

Водяное путешествие

Инструменты:

  • стакан с водой;
  • краска;
  • обыкновенные салфетки.

Ход эксперимента:

  1. Взять стаканы. В 3 из них налить воду, раскрасить разными цветами.
  2. Взять еще 2 стакана. Оставить их пустыми.
  3. Свернуть салфетку, часть ее положить в один из стаканов с раскрашенной водой, остаток салфетки положить в один из двух пустых стаканов.
  4. Соединить все стаканы.
  5. Салфетки вскоре напитаются водой, а стаканы, не заполненные водой, будут заполнены. Жидкость будет промежуточного цвета.
  6. Явление закончится, когда вода достигнет одинакового уровня во всех стаканах.

Анализ: По капиллярным каналам цветная вода поднимется наверх при помощи натяжной поверхности, пропитывая салфетки. 2 пустых стакана заполнятся жидкостью в связи с разным местоположением воды. Давление выровняется, уровень воды во всех стаканах станет одинаковым – перемещение воды закончится. Однородная жидкость в 5 стаканах будет на одинаковом уровне.

Для старшеклассников

Опыты по физике в домашних условиях для детей, учащихся в старших классах.

Поющая рюмка

Для опыта по физике в домашних условиях потребуется:

  • рюмка;
  • вода.

Что нужно сделать:

  1. Заполнить изделие водой и вытереть по краям.
  2. Мокрым пальцем протереть по краям, рюмка будет издавать звук, похожий на пение.

Бокал и жидкости

Инструменты:

  • стеклянный стакан;
  • бумага;
  • ножницы;
  • соль;
  • красное вино;
  • масло;
  • спирт.

Ход эксперимента:

  1. Сначала налить в стакан воды.
  2. Сделать бумажное подобие рожка, загибая концы в угол 90 градусов. Вино из бумажной конструкции постепенно наливать в стакан. Подождать, когда вино достигнет уровня воды.
  3. Сделать второй рожок и налить точно так же подсолнечное масло.
  4. Сделать третий рожок и оттуда наливать спирт.
  5. В стакане будет 4 этажа жидкостей.

Анализ: Ингредиенты располагаются в стакане поочередно. Жидкости, которых самая большая плотность, находятся внизу, а самые лёгкие наверху.

Подсвечник

Потребуется:

  • свечка;
  • гвозди;
  • стакан или другое изделие, наполненное водой;
  • спички.

Последовательность:

  1. Разместить гвоздь на конце свечки.
  2. Поставить гвоздь так, чтобы парафин и фитиль находились над водой.
  3. Поджечь фитиль свечки.

Анализ: Свечка через пару минут начнет подниматься наверх. Рядом с фитилем появится воронка. Такая пустота облегчит свечку, тем самым она будет гореть до конца.

Змейка

Материалы для опыта:

  • листы бумаги;
  • свечка;
  • ножницы.

Ход опыта:

  1. Разрезав спираль, поставить ее в конец проволоки.
  2. В воздухе поставить спираль над свечой.

Анализ: В связи с расширением под воздействием энергии, которая начинает передвигаться, змейка начинает вращаться.

Вулкан

Понадобится:

  • вода;
  • стакан;
  • спирт;
  • пробка.

Последовательность:

  1. Тушь со спиртом разместить в стакане.
  2. Внутри проделать дырку.

Анализ: Отверстие наполнится водой, вытеснив тушь, потому что у той больше плотности, чем у спирта. Жидкость начнет всплывать наверх.

Спички

Для опыта в домашних условиях по физике потребуется 15 спичек.

Последовательность:

  1. Положить на гладкую поверхность (стол) спичку, остальные спички разместить концами, доходящими до стола.
  2. Для начала поднять любую спичку, за ней начнут подниматься все остальные.

Анализ: Последняя спичка кладется как раз для того, чтобы все поднялись за ней.

Подставка под кастрюлю

Для опыта по физике дома потребуется:

  • вилка;
  • тарелка;
  • кастрюля;
  • кольцо от салфетки.

Последовательность:

  1. Разместить на кольцо от салфетки пару вилок.
  2. Сверху положить посуду.
  3. Налить в кастрюлю воду, поставив ее вверх на подставку.

Анализ: Эффект демонстрирует состояния устойчивости и равновесия.

Жидкости

Для эксперимента понадобится цитрус, стакан с водой и вином. Вместо вина используется также молоко или спирт.

Физический опыт и его последовательность в домашних условиях:

  1. Снять кожицу апельсина, разрезав его пополам.
  2. Дно цитруса проткнуть и поместить в стакан.
  3. Цитрус должен иметь больший калибр по сравнению с серединой стакана, тем самым цитрусу удастся удержаться, не попадая на дно.
  4. Поставить цитрус на стакан.
  5. В корку цитруса вылить спирт или вино. Жидкость пройдет сквозь дырку, до того момента, когда вино не будет на дне цитрусовой чашки.
  6. Вода — ее долить до края. Вино поднимется до воды, а та спустится ко дну конструкции. Через какое-то время жидкости осуществят перемену мест.

В статье были приведены самые простые опыты, их описания и объяснения.

Интересные факты, опыты, эксперименты по физике привлекают внимание детей, способствуют их развитию. Главное правило проведения опытов в домашних условиях – знание техники безопасности.

Автор статьи: Матюк Егор

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: опыты по физике в домашних условиях

Занимательн