Исследовательская работа 2 класс на тему польза бумаги
МОУ Пречистенская СОШ
Исследовательская работа
«Вторая жизнь бумаги»
Подготовили: обучающиеся 2 б класса
Руководитель: Лобанова Н.А.
2016 г.
Аннотация
Работа «Вторая жизнь бумаги» посвящена исследованию практической переработки макулатуры и созданию из нее нужных и полезных в быту предметов.
Цель исследования – показать практическое использование макулатуры
Задачи исследования:
изучить литературу по истории возникновения бумаги;
изучить свойства бумаги;
изучить возможные варианты второй жизни бумаги;
провести опрос;
провести собственные опыты дома и в классе.
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………………..…….4
2. Основная часть…………………………………………………………………….4
2.1. История изготовления бумаги………………………………………………4
2.2. Социологический опрос………………………………………………………4
2.3. Свойства бумаги………………………………………………………….…..5
2.4. Эксперимент …………………………………………………………….……5
3. Заключение………………………………………………………………………6
4. Список использованных источников и литература…………………….…….7
5. Приложения………………………………………………………………………8
1. Введение
На чём мы пишем что-нибудь,
На чём мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть?
А ну, попробую угадать! (Бумага).
Мы все каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. На уроке окружающего мира мы проходили из чего что сделано. Мы узнали, что бумагу изготавливают из дерева на специальных заводах. Но сначала в лесу рубят деревья. Например, в среднем, одна семья ежегодно выбрасывает в мусор столько бумаги, что для её производства пришлось вырубить 6 деревьев. Мы также узнали, что бумагу можно получить из старой, уже использованной бумаги, то есть из макулатуры.
Мы выдвинули гипотезу: получить бумагу можно в домашних условиях.
2. Основная часть
2.1. История изготовления бумаги
Первым специально созданным для письма материалом стал папирус. Изготовление папируса возникло в древнем Египте. Его готовили из тростникового растения. Белую сердцевину разрезали ножом на тонкие узкие полоски и 2-3 дня выдерживали в свежей воде. После этого полоски стебля укладывали друг на друга, обезвоживали под прессом, после чего сушили под прессом и разглаживали гладким камнем.
Этот материал так и называли папирус. На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки – папир, по-французски – папье, по-английски – пэйпер.
Затем бумагу стали изготавливать вручную из тряпок, бамбука и коры деревьев. Сейчас бумагу изготавливают на целлюлозно-бумажном комбинате из древесины. Сначала рубят деревья, брёвна везут на фабрику. Там их очищают и перемалывают на мелкие кусочки. Крошку перемешивают со специальной жидкостью. Оказывается, чтобы изготовить 1 тонну бумаги нужно срубить 17 деревьев! Одна тонна- это столько, сколько может поместиться в машину «Газель». (Презентация 1.)
2.2 Социологический опрос
Все вместе мы провели опрос. Мы задавали вопросы: какие бумажные отходы есть в вашем доме? Как в вашей семье избавляются от макулатуры? Мы пришли к выводу, что в каждой семье хранится очень много макулатуры, это в основном старые тетради, газеты, журналы, коробки из под продуктов. И 19 человек из 20 опрошенных сказали, что бумажные отходы они выбрасывают или сжигают. Только один человек сдает в макулатуру. То есть деревья гибнут напрасно. А ведь они самые долгоживущие растения на земле. Лес – это дом для многих животных, это лёгкие нашей планеты.
2.3. Свойства бумаги
Для того, чтобы попробовать изготовить бумагу в домашних условиях мы решили сначала изучить её свойства. Мы брали бумагу разных видов и проводили разные опыты. Трогали бумагу на ощупь, разрывали бумагу, помещали в воду. Мы пришли к выводу, что
существует множество видов бумаги. Вся бумага рвётся и состоит из волокон. В воде бумага намокает и распадается. Тонкая бумага намокает быстрее, бумага, потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
2.4. Эксперимент
Мы попробовали изготовить бумагу в домашних условиях. Сначала надо измельчить старую бумагу. Залить бумагу водой на несколько часов. Добавить крахмал и хорошо перемешать. Слить воду через сито. Выложить на ровную поверхность. Сушить можно при помощи утюга. Лист бумаги готов. Так мы подтвердили нашу гипотезу: бумагу можно получить в домашних условиях. Полученную бумагу можно использовать для детского творчества. Также из старой бумаги можно сделать полезные вещи. Например, из коробки из под обуви и упаковки от яиц мы сделали шашки. А девочки из старых журналов склеили бисер.
3. Заключение
Работая над темой, мы выяснили:
Жизнь без бумаги невозможна для современного человека.
Существует много видов бумаги различного назначения.
Бумагу можно изготовить в домашних условиях.
Бумагу, изготовленную дома лучше использовать для оформительских работ – аппликации, украшения подарков.
4. Список использованных источников и литература
1. Детская энциклопедия «Природа и мы»№5 2004 г.
2. Детская энциклопедия «Экологическими тропами» № 7 2011 г.
3. Я познаю мир. История вещей: Дет. Энцикл. / Н. Орлова, К. Буровик 2002 г., с. 36
4. www.schoolforbaby.ru. Родителям для детей.
5. Декор и дизайн своими руками
Приложение 1
Презентация 1. «История изготовления бумаги»
Презентация 2. «Свойства бумаги»
Лист исследования
Презентация 3. «Получение бумаги в домашних условиях»
Приложение 2
Бумага, созданная в домашних условиях
Поделки из ненужной бумаги
Источник
Муниципальное образовательное учреждение
«Помарская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района
Республики Марий Эл
Исследовательская работа
«Вторая жизнь старой бумаги»
Работу выполнили: Яковлева Екатерина,
Яковлева Елизавета
обучающиеся 1 класса
Руководитель:
Степанова И.И.,
учитель начальных классов
с. Помары, 2016 год
Содержание
Введение 2 – 4
Основная часть
1.1. Что такое макулатура? 5
1.2. Что нам дает переработка макулатуры? 6
1.3. Наши исследования 6 – 7
Практическая часть
2.1. Что можно сделать из старых газет? 8
2.2. Получение бумаги из вторичного сырья в домашних условиях 8 – 9
Заключение 10
Литература 11
Приложение 12 –18
Люди! Не выбрасывайте старую бумагу.
Из нее можно сделать очень много полезного.
А это сбережет жизнь наших лесов.
Введение
Однажды мы были в гостях у бабушки. Как-то вечером бабушка читала газету, отметила в ней что-то карандашом и положила её на полку в небольшую стопку. А на шкафу лежала другая большая стопа. Я спросила у бабушки, зачем она делит газеты на две стопы?
Она ответила, что в маленькой стопке очень много ценной информации: кулинарные и медицинские рецепты, советы как быть красивой. А другую стопу она будет использовать: для чистки зеркал, для сушки обуви или сложит панамку для работы в огороде.
Ещё бабушка сказала мне, что над выпуском одной газеты трудятся много специалистов: журналисты, фотографы, редакторы. И только когда газета прочитана и изучена полностью, она становится ненужной. Но прежде, чем её выбросить, можно подарить ей новую жизнь. А ещё бабушка сказала, что подарить вторую жизнь можно любой старой бумаге…
Так появилась тема нашей исследовательской работы: «Вторая жизнь старой бумаги».
Актуальность нашей темы в том, что с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются
У всех дома много использованной бумаги. Но не все знают, где она может пригодиться.
Мы решили провести исследование, нашей целью было узнать, существует ли вторая жизнь у старых газет и старой бумаги? Мы поставили перед собой задачи:
познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;
что нам дает переработка макулатуры?
провести анкетирование одноклассников, чтобы выяснить, где их родители используют старые газеты;
выяснить, где применяется макулатура в промышленности;
узнать, что интересного можно сделать из старых газет?
попытаться получить бумагу из вторичного сырья в домашних условиях
Мы выдвинули гипотезу: вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и предположим, что изготовление поделок из старых журналов и газет сохраняют наши леса.
Объектом исследования: являются макулатура.
Предмет исследования: возможность вторичного использования макулатуры.
Участники исследования: наша семья, учитель.
Место исследования: дом, школа, Марийский Целлюлозно-Бумажный Комбинат г. Волжск, заготовительный склад.
Время исследования: декабрь-январь.
В своей работе мы использовали следующие методы:
изучение литературы по теме исследования;
анкетирование учащихся;
интервьюирование;
демонстрационный (разработка презентации результатов исследования)
1. Основная часть
1.1. Что такое макулатура?
Из энциклопедий мы узнали, что макулатура (от лат. macula – пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.
В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии. Из 100 кг макулатуры можно спасти 1 дерево, которое растет несколько десятилетий.
Благодаря вторичной переработке бумаги и картона, можно получать продукцию, не уступающую по качеству той, что изготавливается непосредственно из целлюлозы.
Побывав в Марийском Целлюлозно-Бумажном Комбинате(приложение 2), мы выяснили – макулатура подразделяется на 3 группы в зависимости от её состава, цвета, степени загрязнения и качества:
группа А – это макулатура высокого качества,
группа Б – среднего качества
группа В – низкого качества
Макулатура группы А
К ней относятся отходы производства белой бумаги, бумаги с чёрно-белой или цветной полосой, упаковочной, электроизоляционной, а также бумажные упаковочные мешки.
Макулатура группы Б
Эта группа включает в себя различные виды полиграфической продукции, выполненной на белой бумаге, а также отходы производства картона.
Макулатура группы В
Группа включает в себя наиболее популярные виды макулатуры, такие как газеты, ламинированные бумажные пакеты и мешки, а также литые изделия из целлюлозной массы.
1.2. Что нам дает переработка макулатуры?
При переработке макулатуры бумага получает вторую жизнь. Из макулатуры, кроме бумаги, делают:
Одноразовую посуду
Строительные материалы
Средства личной гигиены
Техническую бумагу
Картон
Полиграфические изделия
Аксессуары для автомобилей
Папье-маше для творчества
Мебель
1.3. Наши исследования
Анкетирование учащихся.
На первом этапе нашего исследования мы с нашей учительницей Ингой Ильиничной провели анкету для родителей и детей (приложение 1)
Скапливается в вашем доме макулатура?
Каким образом вы уничтожаете ненужную бумагу?
Как вы думаете, вредит ли сжигание макулатуры окружающей среде?
Как в быту можно использовать старую бумагу?
Мы выяснили, что 35% используют старые газеты и бумагу дома так же, как и моя бабушка. А остальные – их просто выбрасывают или сжигают.
На втором этапе исследования мы спросили у папы, где же можно еще
применить уже ненужную никому бумагу?
Он рассказал, что, когда он был школьником, у них были соревнования по сбору макулатуры. Каждый стремился как можно больше собрать, чтобы быть на первом месте. А самое главное, этим они спасали множество деревьев от вырубки.
Нам тоже стало жалко деревья. Из энциклопедий и Интернет – источников мы узнали, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры. Мы решили провести исследование, чтобы выяснить так ли это на самом деле?
Мы предложили ребятам собрать макулатуру. Почти все на следующий день принесли макулатуру в школу. Мы с папой отвезли ее на заготовительный склад в г. Волжск (приложение 1). Там ее взвесили, получилось 150 кг. Нам даже за нее заплатили 240 рублей!
Заведующим склада по заготовке макулатуры работает Федотов Сергей Викторович Он рассказал, что в 2014 году изготовлено всего 80 тонн макулатуры. Это сырье в складе сортируется по видам и после прессовки отправляется для дальнейшей переработки бумаги. Макулатура поставляется на бумажные фабрики. И еще он рассказал, что из 100 кг макулатуры производится 75 кг чистой бумаги. Значит из нашей макулатуры можно сделать 345 кг бумаги. И 100 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. Значит, мы спасли от вырубки примерно 4 дерева.
Из различной литературы мы узнали, что из 100 кг макулатуры изготавливают 75 кг бумаги или 1500 тетрадей, или 570 рулонов туалетной бумаги, на изготовление 2 книг надо одно дерево. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.
Если мы будем сдавать макулатуру, мы очистим природу от мусора и спасем деревьев!
2. Практическая часть
2.1. Что можно сделать из старых газет?
На четвертом этапе нашего исследования мы спросили у мамы, а что бы она сделала из старой газеты? Она вспомнила, что в школе делали поделки из папье-маше.
Так мы с сестрой сделали из папье-маше вазу, тарелку, чашку. С папой мы сделали шапочку из газеты (приложение 3)
2.2. А ещё мы решили изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях (приложение 4).
Для этого необходимо:
Инструменты: миска, сито, марля, старое полотенце или любые другие ненужные тряпочки, хозяйственная губка, миксер, утюг.
Материалы: старые газеты, клей ПВА, краски.
Скорее всего, все это есть у вас под рукой.
Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника, и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».
Теперь добавляем к ней немного клея ПВА и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги). Наполнитель замешиваем в массу. Если надо – добавляем воды, чтобы масса напоминала жидкое тесто или сметану.
Поднос покрываем марлей в несколько слоев, выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. Выравниваем.
Накрываем заготовку слоем марли. Удаляем лишнюю воду: для этого нужна губка, которой сверху, через марлю и будем отжимать воду. Когда губка почти перестанет мокнуть, поверх марли кладем тряпочку и продолжаем убирать воду. Когда и тряпочка будет оставаться почти сухой, можно снять верхнюю марлю и посмотреть на то, чего получается.
Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое – прогладить работу утюгом и положить под тяжелый предмет, для того, чтобы лист был прямой.
Лист готов. Если есть желание – можно его раскрасить, добавив ярких штрихов гуашью или акриловыми красками. Вот какие листы у нас получились.
Проделав этот опыт, мы узнали, какая сложная работа бумагоделание. Сколько терпения надо…! Теперь мы поняли, почему мама говорит, что надо беречь книги.
Таким способом можно давать вторую жизнь использованной бумаге. Сами изготовленные образцы мы можем представить.
Заключение
В результате своего исследования мы пришли к выводу:
Стоит задуматься – что для того чтобы вырастить дерево требуется много лет, а выпуск бумаги ежегодно стремительно растёт. Значит также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя!
Значит, чтобы меньше шло древесины на изготовление бумаги, надо больше использовать макулатуру. Это будет наиболее правильным способом для сохранения лесов от вырубки.
В результате проделанной работы мы изучили возможность использования макулатуры, предложили ребятам школы дать бумаге вторую жизнь.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и изготовление поделок из старых журналов и газет возможно.
Практическая значимость. Материал, представленный в работе, расширяет кругозор учащихся, пополняет теоретические и практические знания. Данный материал можно использовать как во внеклассной работе, так и на уроках ООМ, технологии.
Сдай макулатуру — спаси жизнь дереву!
Список использованных источников
Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.
Энциклопедия “Всё обо всём”, Москва, Арт-Пресс, 1999
Энциклопедия “Что такое? Кто такой?”, том I, Москва, “Просвещение”, 1989.
Энциклопедия «Что? Где? Когда?» Москва, «Просвещение», 2000г.
Сведения сети интернет.
Приложения
Приложение 1
Результаты анкетирования.
Скапливается в вашем доме макулатура?
Каким образом вы уничтожаете ненужную бумагу?
Как вы думаете, вредит ли сжигание макулатуры окружающей среде?
Как в быту можно использовать старую бумагу?
Приложение 2
Наши путешествия «По следам макулатуры»
Пункт приёма вторсырья г. Волжск.
Беседа с Федотовым Сергеем Викторовичем.
Приложение 3
Наши работы.
Приложение 4
Изготовление бумаги из макулатуры в домашних условиях.
Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника
и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».
Старшая сестра Настя залила всё это кипятком из чайника, и тут же папа прошёл миксером.
Теперь добавляем к ней немного клея ПВА, крахмал и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги).
Наполнитель замешиваем в массу.
Выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. Выравниваем. Убираем лишнюю воду.
Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое – прогладить работу утюгом.
Наша работа!
Источник
Пояснительная записка
Направление: внеклассное мероприятие.
Тема занятия: «Исследования свойств воздуха»
Место и роль занятия: дети занимаются в объединении эколого-биологической направленности «Я и мир вокруг». Актуальностью данной программы является введение детей с раннего возраста в природу, знакомство с живыми и неживыми явлениями. Целью программы является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в раннем школьном возрасте. Для реализации общеобразовательной программы «Я и мир вокруг» применяются различные формы: экскурсии, наблюдения, подвижные дидактические игры, занятия в уголке живой природы и на учебно-опытном участке. Отличительной особенностью общеобразовательной программы «Я и мир вокруг» является первоначальное знакомство с творческой, исследовательской деятельностью (ведение дневников наблюдения, проведение простых опытов). Исследования для младшего школьника, это наблюдение за жизнью, открытие новых явлений, которые известны взрослым, но не известны ему. Проведение исследовательской деятельности связано с освоением учебного процесса и направлено на развитие творческой деятельности детей и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может вестись как в группе, так и индивидуально.
Программа «Я и мир вокруг» рассчитана на 72 часа. Обучающиеся посещают объединение 1 раз в неделю. Занятие длится два академических часа с перерывом в 10 минут.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, газовые платки, прозрачные стаканы на каждого ребенка, тазы с водой, пластиковые стаканчики на каждого ребенка, трубочки, губки, стеклянная банка с ванилином, свеча, веера, кораблики, блюдца.
Дидактический материал: презентация «Свойства воздуха», загадки.
Характеристика группы: В группе 8 человек, из них 5 девочек и 3 мальчика. Дети обучаются в 1 классе. При подготовке к занятию использовала методы и приемы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Это позволило создать комфортную обстановку во время занятия. Свободное общение, обсуждение материала, участие в экспериментальной деятельности, выводы, сделанные детьми, позволили добиться поставленной цели.
Огромный интерес у детей вызвали опыты, проводимые на занятии. Все участники были активны.
Этапы занятия: организационный; проверочный; подготовительный; основной; контрольный; рефлексивный.
Список используемой литературы
1. «Программа экологического воспитания дошкольников», С.Н.Николаева Москва 2002г., МОЗАИКА – СИНТЕЗ
2. Программа для внешкольных учреждений «Исследователи природы» Москва, «Просвещение» 1983г.
3. Красная книга РСФСР. Москва 1983г.
4. Розмари Хартилл «Дикие животные», Москва 1997г. «Аст-Пресс»
5. Сью Тарски, Маргарет Стефенс «Дикорастущие Цветы», Москва 1997г. «Аст-Пресс»
6.Ингрид Селберг, Маргарет Стефенс «Деревья и листья», Москва 1997г.
Сценарий занятия
Программа: «Я и мир вокруг»
Тема занятия: «Исследования свойств воздуха»
Цель занятия : Формирование у детей представления о воздухе и
ветре, изучив их свойства.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить со свойствами воздуха и ветра на основе опытов и игр.
2. Развивающие: способствовать развитию логического мышления на основе анализа и сравнения свойств воздуха, развивать память, внимание, наблюдательность детей, умение устанавливать логические связи.
3. Воспитательные: Воспитывать мотивацию к учению, любовь к окружающему, трудолюбие, самостоятельность.
Методы: словесно – наглядный (изучение нового материала путем проведения опытническо – исследовательской деятельности). Для проведения опытов на экране дан план с фотографиями. (Приложение№1)
проблемного обучения – перед учащимися ставится проблема, которую они должны решить самостоятельно, сделать выводы по результатам проведенных опытов;
игра – по средством игровых моментов, достигается поставленная цель и решаются практические задачи;
практическая работа – для изучения свойств воздуха проводим опыты, делаем выводы;
опытническо – исследовательская деятельность- данный вид деятельности позволяет наблюдать за явлениями природы, ранее не известными, делать обоснованные выводы, выражать свое отношение и защищать свою точку зрения;
самооценка – этот метод позволяет обучаемому самостоятельно оценить свои возможности, дать оценку своему труду, своим знаниям.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом
(экспериментальная деятельность)
Форма: нетрадиционное занятие по проведению экспериментальной
деятельности.
Формы организации деятельности учащихся:
- Интеллектуальные: проведение опытническо- исследовательской деятельности.
- Игровые: применение игровых технологий для лучшего усвоения нового материала.
- Социальные: коллективная и индивидуальная работа, взаимный контроль; самооценка.
- Эмоциональные – создание ситуации успеха.
Этапы занятия
1.Организационный
2. Проверочный
3. Подготовительный
4. Основной
5. Контрольный
6. Рефлексивный
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, газовые платки, прозрачные стаканы на каждого ребенка, тазы с водой, пластиковые стаканчики на каждого ребенка, трубочки, губки, стеклянная банка с ванилином, свеча, веера, кораблики, блюдца, халаты для лаборантов.
Дидактический материал: презентация « Свойства воздуха», загадки.
Словарь: воздух-невидимка, лаборатория, лаборант, ураган, смерч, буря, метель, штиль, шторм, кораблекрушение, опыт, эксперимент.
Ход занятия:
- Организационный этап
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. На что похож сегодня наш кабинет? Оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований называется? (ответы детей) Действительно, наш кабинет сегодня превратится в маленькую лабораторию.
2. Проверочный этап
Для проведения исследования нам понадобится очень много различного оборудования. Проверить готовность ваших рабочих мест к занятию мне помогут дежурные – лаборанты (на протяжении всего занятия они помогают убрать лишнее оборудование, подготовить все необходимое для проведения опытов) Кто такой лаборант? (вспоминают, так как были на экскурсии в школьной лаборатории) У каждого должно быть для работы: трубочка, губка, кораблик, блюдце, веер, прозрачный стакан, тазик или миска с водой.
Словарная работа: лаборатория, лаборант, исследование.
Во время проведения словарной работы, лаборанты помещают на доску таблички с новыми словами.
3. Подготовительный этап
Выявление интересов учащихся в изучаемой области, их отношения к теме, принятие цели занятия. Совместное определение учебных задач и практической части занятия, определение проблемной ситуации, стимулирование «желания понять».
-Подойдите пожалуйста ко мне.
Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание;
Сделайте выдох, и вновь задержите дыхание.
Сколько времени вы могли бы не дышать? (ответы) Почему? (Не хватило бы воздуха).
Отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Чем мы дышим? (ответы детей)
Мы дышим воздухом, который находится вокруг нас, всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (ответы детей)
Игровое упражнение «Поймай воздух». (Все дети берутся за концы газового платка, одновременно поднимаем его вверх и опускаем его вниз, получается купол, наполненный воздухом).
Как вы думаете, где еще есть воздух? (ответы) Земля тоже окружена воздухом со всех сторон. Он бесцветный и прозрачный, но толстый слой воздуха имеет цвет – голубое небо, освещенное солнцем. Воздух называют воздух-невидимка, но все-таки воздух можно, и увидеть и ощутить. Проделав много опытов и экспериментов, мы постараемся с вами это доказать.
Все тела в природе занимают свое место (солнце) А воздух? Давайте проверим.
Словарная работа: воздух-невидимка, опыт.
4. Основной этап
На данном этапе осуществляется опытническая деятельность, делаются выводы. Работа выполняется по плану на экране. План оформлен в виде фотографий.
Опыт №1: «Воздух невидимка». Рассмотрим пустой стакан. Как вы думаете, что находится в стакане? (ответы детей) Но оказывается стакан не пустой, а в нем что-то есть, сейчас мы в этом убедимся. Давайте в емкость с водой опустим стакан дном вверх. Стакан нужно держать ровно и погружать в воду медленно. Вода в стакан не входит. Что происходит? (ответы) Почему вода не заполняет стакан? (ответы)
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает воду, значит, воздух тоже занимает место.
Опыт №2: А можно ли воздух увидеть? (ответы) Можно! Для этого повторяем опыт №1. Опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.
Опыт №3: «Буря в стакане воды». Для проведения следующего опыта, наберите в стакан воду. Поставьте трубочку в стакан с водой и подуйте. Что вы видите? (Воздух выдохнули, и он в воде виден в виде пузырьков)
Вывод: воздух можно увидеть.
Мы провели три опыта и теперь знаем, что…(воздух в природе имеет место и его можно увидеть в виде пузырьков в воде).
Опыт №4: Дети садятся кругом, закрывают глаза. В центр круга поставить стеклянную банку, на дне которой находится любое пахучее вещество (в данном случае ванилин). Заранее необходимо узнать о том, нет ли у детей аллергии на ванилин. Что вы ощущаете? (ответы детей)
Давайте чистой тряпочкой проведем по подоконнику. Что вы увидели на ней? Как пыль попала на подоконник? (ответы детей)
Вывод: Значит, воздух может перемещаться в пространстве.
Он способен переносить пыль и запахи.
У нас в классе сейчас тепло. Значит, воздух, какой? А на улице? (холодный) Воздух бывает? (теплый и холодный)
Мы с вами провели несколько опытов по исследованию свойств воздуха. Давайте вспомним с самого первого опыта, что нового мы узнали про воздух. Дети отвечают (воздух можно увидеть, у него есть свое место в природе, он может перемещаться в пространстве и переносить запахи и пыль).
Как в любой настоящей лаборатории все выводы и результаты опытов записываются. Нам необходимо тоже зафиксировать свои наблюдения.
Откройте свои тетради. Сейчас я предлагаю вам зарисовать свои наблюдения за воздухом. Кому, какой опыт понравился, тот и зарисуйте.
Опыт №5 : Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это…(ветер)
Подойдите пожалуйста к двери. Зажигаю свечу, приоткрываю дверь. Наблюдайте внимательно за поведением пламени свечи! Держу свечу внизу, затем вверху. Что наблюдаем? (пламя свечи внизу отклоняется внутрь комнаты, а вверху наружу) Почему так происходит? (ответы детей) (Если дети затрудняются дать ответ, вспоминаем про теплый и холодный воздух. В комнате теплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Холодный воздух тяжелый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться внизу. Вверху дверной щели пламя свечи наклоняется от теплого воздуха, а внизу – от холодного.)
Вывод: получается, что теплый воздух движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползет холодный воздух. Там, где встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер–это движение воздуха.
Теперь давайте поиграем.
Игровое упражнение «Воздушный шарик». Дети встают в круг, взявшись за руки, внутри «шарика» находится частица воздуха. Начинаем надувать шарик. Частицы воздуха (дети) начинают бегать по кругу. Шарик увеличивается, дети бегают быстрее. Повторить то же в обратном порядке.
Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? Для чего нужен веер? А чем мы заменили веер в быту?
Опыт №6 : «Море волнуется» На море штиль (тихо). Опустите медленно кораблики на море. Давайте тихонько подуем на кораблик (тихий ветер). Кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблями, если ветра нет? (ответы) А если ветер очень сильный? (ответы) Начинается буря и корабль может потерпеть кораблекрушение.
Все ли ветры одинаковые? (ответы детей) Ветры разные по силе и по характеру.
По силе: сильный, слабый, тихий, порывистый.
По характеру: нежный, ласковый, веселый, суровый, капризный (то холодный, то теплый).
У каждого ветра есть свое название. Кто знает как называется ветер, который дует летом? Ураган, смерч (сильный страшный ветер в виде воронки, поднимает машины, срывает крыши домов, все в себя засасывает, а когда ослабевает, все предметы падают на землю)
А зимой как называется ветер?( буран, метель, вьюга, пурга)
В какой сказке ураган унес девочку с домом в волшебную страну? («Волшебник изумрудного города»)
Словарная работа: ураган, смерч, буря, метель, штиль, шторм, кораблекрушение.
5. Контрольный этап
Презентация « Свойства воздуха»
А какую пользу приносит ветер?
– гоняет тучи, и тогда идет везде дождь
– переносит семена, помогает распространяться растениям
– работа ветряных мельниц
– проветриваем помещение
Где чище воздух в лесу или в городе? Почему в городе воздух грязнее? (выхлопные газы от машин, заводские трубы и так далее)
Сейчас мы с вами проведем опыт, при котором обязательно соблюдать технику безопасности (осторожно работать со спичками, огнем)
Опыт №7: «Грязное пламя» Зажигаю свечу. Коптим свечой дно блюдца (наблюдаем, что происходит). Дно блюдца стало черное. Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух. Вот так и коптят трубы заводов, выхлопные трубы машин. Поэтому воздух очень грязный. Что нужно сделать, чтобы воздух вокруг нас был чистым? (ответы детей)
Вывод: сегодня мы с вами убедились в том, что хоть воздух и называют невидимкой, но мы его смогли …(увидеть, узнали, что он может переносить пыль и запахи, у него есть свое место в природе, узнали как образуется ветер. Выяснили, что воздух находится повсюду).
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Применение педагогической технологии «Самооценка». Осуществление индивидуального и коллективного осмысления пройденного материала.
Способствую выработке у учащихся объективной оценки своих достижений, организую индивидуальную и групповую рефлексию деятельности, обозначаю и оцениваю достигнутые результаты. Учащиеся самостоятельно оценивают индивидуальную, групповую деятельность. (Достигнуты ли поставленные цели? Много ли нового и интересного узнал на занятии?).
Каждый ребёнок пытается ответить на вопросы: Что изучали сегодня? За чем? Для чего я изучаю эту тему? Что интересно для меня лично? Высказывают различные суждения относительно своих интересов к изучаемой теме.
Всем спасибо за работу!
Приложение №1
План проведения опытов по теме «Изучение свойств воздуха»