Исследовательская работа в чем польза каш
Городская научно-практическая конференция школьников
«Влияние качества питания на здоровье человека»
Почему полезна каша?
Автор: Горбунов Олег,
2 «Б» класс, МБОУ
г. Мурманска СОШ № 31
Научный руководитель:
Крупина Нина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 31
Мурманск
2012
Научная статья
Оглавление
1. Введение | 3 |
2. Основная часть | 3-4 |
2.1. История и причины возникновения данного исследования | 4 |
2.2. Что такое каша? | 4 |
2.3. Какая бывает каша? | 5 |
2.4. Чем полезна каша? | 5-6 |
2.5. Когда у каши праздник? | 6-7 |
2.6. Проведение анкетного опроса | 7 |
2.7. Результаты анкетного опроса | 7-9 |
3. Заключение | 9 |
4. Список использованной литературы и других источников | 10 |
5. Приложения | 11 |
- Введение
Я заметил, что в наше время многие дети предпочитают «быструю еду»: едят бутерброды, покупают пиццы, чипсы и совсем забывают про кашу. На завтраке в школе большинство детей отказываются есть кашу. А каша – одно из наиболее распространенных блюд русской кухни. С кашей связано большое количество поговорок и пословиц, так как она являлась незаменимым продуктом на столе наших предков. В связи с этим я определил проблему своего исследования: нежелание многих детей кушать кашу, незнание их о полезных свойствах каши.
Цель: доказать, что каша сытное и полезное блюдо и разработать рекомендации, повышающие популярность каши среди детей.
Объектом исследования являются меню семей моих одноклассников.
Предметом исследования – каша как продукт питания.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования:
- предположим, что дети не знают о полезных свойствах каши и поэтому не хотят кушать многие разновидности каш.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по теме;
- проанализировать понятия каша;
- узнать какая бывает каша и чем она полезна;
- выяснить, есть ли праздник у каши;
- провести изучение семейного меню на завтрак и мнений сверстников о кашах методом анкетного опроса;
- разработать рекомендации, повышающие популярность каши как продукта питания современного человека.
Практическая значимость моего исследования заключается в разработке рекомендаций повышающих популярность каши как качественного и полезного продукта питания. Данные рекомендации могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении города.
Предполагаемые результаты:
- если дети будут больше знать про кашу, знать о её пользе, то, возможно, полюбят кашу или хотя бы изменят своё отношение к каше в лучшую сторону;
- в семьях, в меню которых часто бывает каша, и где дети принимают участие в её приготовлении, они привыкают к этому блюду и любят его; в школе эти дети тоже с удовольствием едят кашу на завтрак, меньше болеют, следовательно, растёт здоровое поколение нашей страны.
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
из теоретических методов – анализ литературы, анализ понятий;
из общенаучных социологических методов – анкетирование (или анкетный опрос);
из эмпирических методов исследования – наблюдения.
2. Основная часть
2. 1. История и причины возникновения данного исследования.
Когда я был младше, я не понимал, почему мама иногда просто заставляет меня есть кашу. Она говорила мне, что кашу есть полезно, что каша помогает вырасти сильным и здоровым. Но иногда мне каша казалась не аппетитной, и даже не попробовав её, я уже говорил, что не хочу её есть. Мама шла на всякие хитрости: когда готовила кашу, звала меня и я смотрел, как она варит кашу и из чего, а потом мы вместе придумывали, какие ягоды или фрукты можно добавить в кашу. И я полюбил кашу. Став школьником, я обратил внимание, что в школьной столовой в дни, когда нас кормили на завтрак кашей, многие дети не хотели её кушать и не слушали учительницу, говорившую, что каша полезна. В наше время каша считается пищей стариков, детей и больных людей. Но так ли это на самом деле? Почему многие дети часто отказываются есть кашу?
Я задумался – действительно ли каша полезна, почему я с удовольствием ем кашу, особенно люблю овсяную и манную кашу, а многие дети её не хотят есть? Что вообще такое – каша, и какими бывают каши?
2.2 Что такое каша?
Из литературы я узнал, что существует множество научных определений понятия каша. Например, в большом толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова даётся такое толкование этого слова: КА́ША, каши, ·жен.
1. Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке. Гречневая каша. Молочная каша.
2. перен. О том, что, разжижаясь, становится похожим на это кушанье (преим. о грязи; ·разг.). После оттепели и первых дождей дорога превратилась в какую-то грязную кашу.
3. перен. Путаница, беспорядок (в мыслях; ·разг. ·фам.). У него каша в голове.
4. Раздавленная неудачным ударом фигура в игре в городки или кегли, когда ни один городок, ни одна кегля не выбита из черты (спорт.). Сделать кашу.[2]
Из разных источников я узнал, что кашей считались все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, упоминаются хлебные – из сухарей, а также рыбные, гороховые, морковные, репные.
2. 3. Какие бывают каши?
Из книг я узнал, что разнообразию каш нет границ: манная, пшенная, кукурузная, овсяная, геркулесовая, гречневая, рисовая, перловая. А почему «перловая»? Перл – жемчуг, а что общего у жемчуга с кашей, сваренной из ячменных круп? Но если присмотреться, то, действительно, разваренные крупинки сверкают как бусинки жемчуга. Вот откуда столь красивое название у вкусной каши из ячменной крупы. Каши на Руси делались трех видов в зависимости от соотношения зерна и воды: крутые (рассыпчатые), размазни (вязкие) и кашицы (жидкие). Приготовлялись они с добавками из рыбы, мяса, домашней птицы и дичи, грибов, овощей, ягод, и фруктов. В народе сохранилась поговорка: «Кашу заварили» [1] (т.е. затеяли пиршество). Каша питательна, легко усваивается организмом. Ее можно подать и на завтрак, и к обеду, и к ужину.
2.4. Чем полезна каша?
Из разных источников я узнал, что каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Очень полезно есть на завтрак каши. Начиная день с каши – вы насыщаете организм полезными веществами.
В кашах содержится в необходимом количестве и нужном для человека соотношении железо, медь, цинк, белки, а также витамины группы В, РР. Каши из разных круп также богаты клетчаткой. Клетчатка оказывает положительное воздействие на желудочно-кишечный тракт, она улучшает работу кишечника, способствует выведению ненужных веществ из организма, нормализует обмен веществ. Клетчатка способствует снижению уровня холестерина, уменьшая риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Регулярное употребление пищи, богатой клетчаткой, снижает риск появления некоторых раковых заболеваний. Клетчатка также способствует росту полезных бифидобактерий.
Каша помогает быть в хорошем настроении. Согласно результатам проведенных исследований, люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме в сравнении с теми, кто кашу не ест.
Приведу примеры полезных свойств некоторых каш.
Манная каша обладает высокой калорийностью, питательной ценностью и высокой усвояемостью. Манная каша практически не содержит клетчатки, поэтому рекомендуется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в послеоперационный период. В манной каше 70 процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1.
Овсяная каша – самая питательная из каш. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина, повышает иммунитет, очищает организм от солей и шлаков.
Пшенная каша оказывает на организм общеукрепляющее воздействие, способствует выведению из организма антибиотиков. Содержит полезные микроэлементы: цинк, медь и марганец. Кашу рекомендуют при сердечно-сосудистых заболеваниях, потому что в ней содержится никотиновая кислота.
Рисовая каша помогает при болезнях желудка. Рис укрепляют нервную систему. В рисе много углеводов. Японские учёные сделали открытие – чем чаще ешь рис, тем лучше у тебя интеллект.
Гречневая каша содержит – кальций, железо, цинк, медь, витамины В1, В2, Е. Полезна при болезнях сердца, ожирении.
Перловая каша богата лизином – это аминокислота, которая помогает нам бороться с вирусами и микробами. Каша отлично спасает при запорах. В перловке много витаминов группы В, белков и минералов, особенно селена, известного антиоксиданта, укрепляющего сосуды. Эту кашу особенно любил царь Петр Первый.
2.5. Когда у каши праздник?
Из научной литературы я узнал, что находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню наших предков еще тысячу лет назад. Для того чтобы узнать, какое значение имела каша для русского народа, я обратился к русским народным пословицам и поговоркам:
«Филат и каше рад. Бабка с кашкой, а дед с ложкой. Ешь кашу, да говори нашу. Мал горшок, да кашу варит. Хороша кашка, да мала чашка. Заварил кашу — не жалей масла. Быть без каши, коли масла нет. Где щи да каша – там место наше. Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась». [1]
Я пришёл к выводу, что многие пословицы и поговорки объединяет мысль о том, что русские люди любили кашу, особенно с маслом: «Кашу маслом не испортишь». [1] Человек благодаря каше обретал силу и здоровье, хорошо работал. «Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши». [1]
Каша подавалась в будни, в праздники, была обрядовым блюдом, даже царский стол без каши не обходился.
Из разных источников я узнал, что у каши есть свой народный праздник – он так и называется – Мирская каша. Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня. За неделю до этого дня или через неделю после него по народным приметам нужно было сеять гречиху, чтобы урожай был щедрым. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы. Собрав урожай, в деревнях устраивали угощение кашей для всей округи. Кашу варили в котлах, на улице. А после уборочной страды мешочек, из которого делали куклу, вновь наполняли отборным зерном нового урожая и наряжали в куклу. Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу. Она – знак сытой жизни и достатка в семье. Эта особая кукла, имеет несколько названий: Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка.
Каша на Руси была в почёте и о ней с любовью говорили: «Каша – матушка наша!» [1]
2.6. Проведение анкетного опроса
Чтобы провести исследование, выбран социологический метод – групповой анонимный анкетный опрос. Разработаны вопросы анкеты.
Инструкция перед началом работы с бланком анкетного опроса.
Добрый день! Я провожу исследование, которое помогло бы определить, полезна ли каша и стоит ли её есть. В связи с этим, прошу ответить на вопросы анкеты (внимательно прочитай вопрос, в графе «да/нет», напиши нужное слово, или слово, соответствующее твоему ответу). Анкета является анонимной, фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде. Спасибо!
Анкета состояла из 7 вопросов:
Ответь на вопросы | Да | Нет |
1. Ты часто ешь кашу? | ||
2. Ты редко ешь кашу? | ||
3. Ты не ешь кашу? | ||
4. Полезно ли есть кашу? | ||
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши? | ||
6. Напиши название своей любимой каши | ||
7. Какая каша самая полезная? |
В анкетирование приняли участие 26 учащихся 2 «Б» класса, в возрасте от 7 до 9 лет.
2.7. Результаты анкетного опроса
Результаты проведенного анкетного опроса среди учеников 2 «Б» класса представлены в таблицах.
Таблице №1
Ответь на вопросы | Да | Нет |
1. Ты часто ешь кашу? | 7 | |
2. Ты редко ешь кашу? | 11 | |
3. Ты не ешь кашу? | 8 | |
4. Полезно ли есть кашу? | 14 | |
5. Ты знаешь какие полезные свойства имеют разные каши? | 6 | 20 |
6. Напиши название своей любимой каши | Манная – 8. Гречневая -7 |
Таблица №2
Какая каша самая любимая?
Название каши | Люблю | Не люблю | ||
Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |
Овсяная каша | 3 | 1 | 13 | 9 |
Гречневая каша | 3 | 3 | 13 | 7 |
Манная каша | 6 | 4 | 10 | 6 |
Пшённая каша | 1 | 1 | 15 | 9 |
Перловая каша | 1 | 15 | 10 | |
Рисовая каша | 2 | 1 | 14 | 9 |
Таблица № 3
Какая каша самая полезная?
Название каши | Полезная каша | |
Мальчики | Девочки | |
Овсяная каша | 3 | 2 |
Гречневая каша | 4 | 3 |
Манная каша | 5 | 3 |
Пшённая каша | 3 | 2 |
Перловая каша | 1 | |
Рисовая каша | 1 | 2 |
Данные анкетного опроса детей показывают: мальчики и девочки проявляют по-разному отношение к кашам.
Самой полезной кашей ребятами признана манная каша, её выбрали 5 мальчиков и 3 девочки (8 ч.) О том, что каша полезна знают всего 6 человек.
Самой популярной кашей и у мальчиков (6ч.) и у девочек (4 ч.) стала манная каша, всего манную кашу выбрало – 10 человек. На втором месте гречневая каша – мальчики (3 ч.), девочки (3 ч.), всего – 6 человек. Третье место по популярности заняла овсяная каша – мальчики (3 ч.), девочки (1 ч.), всего – 4 человека. Ребята не любят перловую кашу, из 26 учеников только 1 мальчик любит перловую кашу.
Из своих наблюдений я заметил, что ребята, которые дома не едят кашу, в школе тоже отказываются от неё. Ребята, которые едят кашу дома иногда, в школе тоже выборочно относятся к каше. А вот ребята, которые дома часто едят кашу, в школе с желанием едят каши почти всех видов.
3. Заключение
1. Моя гипотеза, что мои одноклассники мало знают о полезных свойствах каши, и поэтому не едят её, подтвердилась. В своём исследовании я доказал, что каша сытное и полезное блюдо – это идеальный здоровый завтрак, потому что:
- во-первых, каша не способствуют ожирению;
- во-вторых, утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день;
- в-третьих люди, которые регулярно едят утром кашу, способны лучше противостоять стрессам и находятся в хорошей физической форме.
- в-четвертых, каши сытны и недороги.
2. Необходимо, чтобы родители приучали детей к каше. Чаще вместе с ребёнком варили кашу и придумывали различные рецепты, как сделать кашу вкуснее.
Полученная в ходе исследования информация так же позволяет сделать выводы о том, что необходимо:
- Использовать полученные в ходе анкетирования данные учащихся для проведения информационных бесед на встречах (классных собраниях) с родителями учеников класса.
- Убедить родителей привлекать детей к приготовлению каши. Ведь то, что сварил сам, хочется съесть.
- Выдвинуть предложение о целесообразности проведения конкурса рецептов среди обучающихся «Моя любимая каша! Как её варить?».
- Привлечь классный актив 1-4 классов для организации и проведения бесед с учащимися 1, 2, 3 и 4 классов по темам: «Почему полезна каша?», «Какая каша лучше?», «Пословицы о русской каше» и т.д. Такие беседы помогут ребятам понять ценность каши для человека.
4. Список использованной литературы:
- Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: ЭКСМО, 2009
- Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова, – М.
- Л. А. Лагутина. С. В. Лагутина Каши. М., Феникс, 2006
- Е. Потёмкина. Современные каши. М., Айрис-Пресс, 2010
- Г.С. Выдревич. Каши в горшочках. М., Эксмо, 2009
- Юдина Н А., Русские обряды и обычаи, – М.: Издательский дом Вече, 2005
- Интернет-ресурсы:
- https://www.kashafest.ru/folklor.html
- https://my.mail.ru/community/samkash/5297C072CBA6F7F8.html
- https://russia.edu.ru/russia/cuisine/kasha/
- https://www.kulina.ru/articles/rec/molkz_kyxny/kasa/
- https://www.secretpovara.ru/index.php?page=a0008&flag=rus
- https://www.etoya.ru/blogs/cookbook/2011/1/25/13839/
- https://www.koipkro.kostroma.ru/Parfenievo/Parf-Voh/DocLib11/…
- https://pinigina.livejournal.com/27146.html
5. Приложения
Источник
Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19
имени Героя Советского Союза И.Ф.Котляра
муниципального образования Тимашевский район
Научно-исследовательская работа для краевого интеллектуального мероприятия «Научно-практическая конференция Малой сельскохозяйственной академии учашихся»
Польза каш: правда или миф
Мосолыгина Алла Ивановна
учитель начальных классов
г. Тимашевск 2018 год
Оглавление
Что такое «каша» 5
Виды каш 6-8
За советом к специалисту 9-10
Старинные традиции 11-13
Заключение 14
С самого раннего детства мы помним, как наши родители заставляли и заставляют нас есть кашу, говоря, что она приносит много пользы. Однако мы сопротивляемся всеми силами, а родители используют все возможные средства, только чтобы мы съели эту кашу. Но так ли она полезна на самом деле? Чем полезна? Может ли навредить нашему здоровью? Вопросов много и возникла необходимость найти на них ответы.
Гипотеза: каши не так полезны, как говорят об этом взрослые.
Цель исследования: узнать, чем полезны и чем могут быть вредны каши. Выяснить, как много видов каш существует. Определить значение каш в жизни русского народа.
Задачи исследования:
-собрать и изучить информацию о пользе и вреде различных видов каш;
-выявить отношение учащихся к данному вопросу путем проведения анкетирования сверстников;
-провести интервью по интересующей меня теме с медсестрой нашей школы;
-понять, каково значение этого блюда для русского народа, какие русские традиции связаны с кашами;
-собрать пословицы и поговорки, скороговорки о русских кашах;
-научиться самой готовить вкусную кашу по старинному русскому рецепту;
-создать буклет, в котором собрать рецепты вкусных каш из разных круп.
Объект исследования: каши.
Предмет исследования: польза и вред каш.
Методы исследования: сбор и анализ информации, интервьюирование.
Актуальность: если каши действительно полезны, то можно убедить школьников серьёзнее относиться к ним в столовой и дома на завтрак.
Что такое «каша»
Для изучения темы, прочитала в книгах и Интернете много информации о самых разных кашах. Меня заинтересовал вопрос, а почему кашу назвали именно «каша»?
В ходе своего исследования я нашла определение слова «каша» в разных словарях:
каша – сваренное на воде или молоке кушанье из крупы. Манная, гречневая, овсяная, пшенная. Жидкая, густая, крутая, рассыпчатая. (Большой толковый словарь, 2003г.); [1]
каша – блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зерен или крупы злаков, иногда с такими добавками как соль, сахар, приправы, фрукты и сухофрукты, варенье. Каша отличается от гарнира из сваренной крупы более жидкой консистенцией. (Орфографический словарь, 2004г.).[2]
Оказывается, слово «каша» очень древнее слово, и его происхождение не разгадано до сих пор. Биологи своими исследованиями доказали, что каша древнее хлеба.
Одни ученые видят связь слова «каша» с русским словом «квас», «расквасить», разбить.[3] Вторые с латинским словом «kas» («кас»)– «тереть, дробить». И верно, перед приготовлением каши зерно стараются как-то измельчить, раздробить.[3]
Третьи исследователи считают, что слово «каша» произошло от древнеславянского «kasit» («касит») – «соскребать, сдирать, тереть». Его считают однокоренным слову «коса».[4]
Виды каш
Каши варят из круп. А крупы – это обработанные или измельченные зерна злаков.
Чтобы понять пользу и вред каши, нужно рассматривать каждый вид каши по отдельности.
Самым первым видом каш, которые кушают все, даже самые маленькие дети является манная каша. Польза манной каши заключается в том, что за счет своих полезных веществ и калорий, она хорошо утоляет голод и не оставляет чувства тяжести. Если у человека больной желудок или кишечник, то манку очень рекомендуют употреблять в пищу. В манной каше — самое низкое содержание витаминов и полезных веществ. К тому же — ее не рекомендуется давать детям до года, потому что манная каша снижает усвоение витамина Д и железа в организме. Ну, а людям, которые хотят похудеть, стоит от нее отказаться, так как она очень калорийна.
Самой популярной в наше время считается овсяная каша. Все думают, что овсяная каша приносит только пользу организму, поэтому едят ее каждое утро. Однако не все знают, что овсяная каша может принести и вред. В ее состав входит большое количество полезных веществ, которые удаляют из организма вредный жир и улучшают работу желудка. Эта каша очень полезна для ногтей, волос и кожи. Но в овсянке есть вещество, которое вымывает кальций из костей. Поэтому тем людям, у которых есть заболевания костей, эту кашу много есть нельзя, им она принесет вред. Также ее не советуют давать детям младше 1 годика. А для детей старше года она будет очень полезна, потому что помогает росту мышц детского растущего организма.
Гречневая каша – отличный низкокалорийный продукт, приносящий много пользы людям. Витаминов в гречневой каше очень много. Она обладает прекрасными свойствами, выводит из организма вредные вещества, даже яды. Эта каша, очень полезна при формировании нервной системы и костей человека. Взрослому человеку, эту кашу рекомендуют кушать на завтрак или ужин. Если говорить о вреде и пользе гречневой каши то пользы от нее больше. Но она может нанести и вред организму маленьких детей, так как в некоторых случаях она может затруднять пищеварение.
Не менее известной и любимой считается рисовая каша. Рис содержит в себе много клетчатки, крахмала и витаминов. Коричневый рис более полезен, чем белый. Рисовая каша самая низкокалорийная среди всех злаковых, поэтому подходит для диеты. Рисовая каша поможет поддержать силы в организме в течение всего дня.
Куда менее любимой является пшеничная каша, в которой содержится большое количество серебра. В этой каше польза и вред смешались, однако пользы от нее, все же больше. Пшеничная каша является просто незаменимым источником витаминов. А еще она очень калорийная и не подходит для диеты.
Пшенную кашу очень полезно употреблять людям с болезнями сердца. Такая каша прекрасно выводит из организма лишние соли, поэтому ее полезные свойства оценят люди, желающие сбросить лишние килограммы. Пшено способствует быстрому выведению лекарств из организма, что помогает быстрее восстановиться после тяжелых болезней. Однако помимо пользы каша из пшена может и принести вред. Например, это касается людей с болезнями желудка. Перевариваться каша в таком желудке будет очень долго.
Особо стоит отметить перловую кашу. Сложилось мнение, что ее никто не любит. Хотя, именно перловая каша была самым любимым блюдом Петра I. Перловая каша способствует снятию усталости. Ее необходимо кушать людям, занимающимся спортом или тяжелым трудом. Эта каша помогает обмену веществ и необходима для работы мозга. Она содержит вещества, которые защищают человека от простудных инфекций и микробов.
А еще, перловку называют «кашей красоты». Вещества, находящиеся в перловке, омолаживают кожу. Те люди, которые часто кушают перловую кашу, имеют здоровую, гладкую и упругую кожу до самой старости. Ну, а если нужно немного похудеть, то перловка будет самым лучшим способом, так как она не дает полнеть людям и выводит вредные вещества и яды из организма. Недостаток перловой каши – это слишком длительное приготовление.
Я поняла, что нужно кушать разные каши, чтобы получать много пользы для организма, меньше болеть и долго не стареть!
За советом к специалисту
Но кушая каши, нельзя забывать, что они могут нанести вред. Употребляя в еду слишком много каши, можно заболеть ожирением и даже диабетом.
Так полезны ли каши для детей школьного возраста? Могут ли они принести вред детям и какой? У меня оставались сомнения. С этими вопросами решила обратиться к специалисту : медсестре нашей школы Новоселецкой Елене Николаевне.
Медсестра Новоселецкая Елена Николаевна также считает все каши полезными для школьников. Нужно употреблять разные каши, так как каждая из них несет свою пользу. По мнению Елены Николаевны, каши не могут принести вреда детям школьного возраста. Также она поделилась рецептом своей любимой овсяной каши (Приложение 2).
Также решила узнать, что же знают мои сверстники о кашах. Поэтому, следующим шагом исследования было анкетирование учеников 1- 3 классов, в котором мне хотелось узнать, какие каши знают и любят кушать дети, и любят ли дети каши, вообще? Что они знают о традициях, связанных с кашами (Приложение 3).
Прочитав ответы на вопросы своей анкеты, я поняла, что все ребята знают много видов каш. Из 74 опрошенных детей – 67 детей знают пять и более видов каш. На второй вопрос, какая каша самая любимая 4 детей ответили, что любят все каши, 12 сверстников любят только один какой-то вид каши, 55 ребят любят несколько видов каш, и только 3 человека не любят каши вообще. Самой известной и любимой среди школьников 1- 3 классов оказалась манная каша – ее назвали любимой кашей 61 человек. На втором месте по популярности оказалась рисовая молочная каша, ее любят 43 человека, третье место принадлежит гречке – 39 школьников, четвертое место делят между собой геркулес (или овсянка), который любят 25 ребят, и пшеничная каша – ее назвали 24 сверстника. На пятом месте – кукурузная – 14 человек. И самыми непопулярными оказались перловая каша (6 человек), гороховая (4) и ячневая (3 человека).
На третий вопрос моей анкеты готовят ли в семьях каши, только 2 ребенка написали, что в их семьях каши не готовят вообще, в остальных 72 семьях моих сверстников каши готовят часто.
На вопрос умеете ли вы сами готовить какие-нибудь каши, 60 ребят из 74 ответили, что не умеют. Оставшиеся 14 школьников уже в младшем школьном возрасте смогут приготовить хотя бы один вид каши.
На мой вопрос: каша – это русское блюдо или пришедшее из-за границы? – 7 человек не знают ответ на вопрос, 6 ребят думают, что это иностранное блюдо и 61 школьник думает, что это истинно русское блюдо.
59 опрошенных ребят считают, что каша приносит только пользу и вреда от нее быть не может, 7 человек считают вредным для здоровья неумеренное употребление каш и 8 человек ничего не знают ни о пользе, ни о вреде каш.
Немногие школьники, меньше половины из всех опрошенных, (32 человека), знают традиции и праздники, с которыми связано приготовление каш.
Старинные традиции
Изучив результаты анкетирования и материалы интервью, я поняла, что очень хочу узнать еще и традиции, связанные с приготовлением каш и научиться самой готовить вкусную кашу!
Читая о традициях русского народа, я выяснила, что в старину ни одного важного дела или события не проходило без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Ее готовили на свадьбу, поминки, пиры, разные православные праздники и даже носили в школу учителю!
Особенно мне понравилась вот такая историческая традиция. Чтобы учеба ребенка шла успешно, родители всегда носили в школу угощенье. Когда первый раз приводили ученика в школу, его родители подносили учителю «хлеб-соль»: это были куличи, сыр, масло, яйца и даже бублики. Однако, самым любимым угощением считалась КАША.
Потом, после изучения каждой книги ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшенной каши. Поверх горшка с кашей клали деньги за обучение. В особый узелок заворачивали угощение – калач и жаркое. Это угощение съедали родители вместе с учителем, а ученикам отдавали пшенную кашу в горшочке. Пустой горшок разбивали во дворе и в этот день уже не учились.
Дети в старину поступали в школу в разное время и книги осваивали не одновременно, а кто как сможет. Поэтому классов, как в наше время в школах, раньше не было. А тех, кто вместе ел кашу, стали называть «ОДНОКАШНИКАМИ». Это выражение мы используем в русском языке до сих пор.
День перед праздником Рождества называют также Рождественским сочельником. Это название связано с обычаем употреблять в этот день сочиво – сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря – кашу. На Руси эту праздничную кашу называют еще кутья. Рождественскую кутью готовили постной, то есть на воде, добавляли изюм, орехи, мед.
Когда в семье рождался ребенок, то гости приносили с собой вместе с подарками и угощение – «Бабину кашу», или «бабкину кутью». В отличие от рождественской постной кутьи «бабкину кашу» готовили «богатой», с маслом и молоком.
Результаты исследования доказывают, что в жизни русского народа каша занимает особое место. Это подтверждает и большое количество русских народных пословиц и поговорок о кашах, скороговорок и даже загадок. При помощи ребят, которых анкетировала, я собрала некоторые из них (Приложение 4, 5).
Еще я поняла, что мнение взрослых о том, что дети не любят каши – неверное. Мои сверстники очень любят это вкусное блюдо и понимают его пользу.
Изучая свою тему, я решила сама научиться готовить кашу. Получив рецепт, я, с помощью мамы, приготовила кашу «Дружба» дома. Что из этого получилось, вы сможете увидеть в презентации к работе!
Продолжая исследование и желая все-таки выяснить, в какой из каш сохраняется максимально большее количество полезных веществ в зависимости от способов приготовления (на огне, в духовке или запаривание в термосе), обратились за помощью в городскую химическую лабораторию. Получили разъяснение, что это очень сложный анализ и провести его можно только в г. Краснодаре.
Мне не удалось сравнить химический состав каш разных способов приготовления, и я решила обратиться за помощью к ребятам. Моим одноклассникам было предложено испробовать пшенную кашу, но приготовленную тремя способами: на плите, в духовке и запаренную в термосе. По вкусовым качествам победила пшённая каша, приготовленная в духовке.
Заключение
Гипотеза, что каши не так полезны, как говорят взрослые, не подтвердилась. Каши содержат в себе богатый перечень витаминов, минералов, солей, веществ, способствующих укреплению нашего организма. Поняла, что каши полезны и необходимы для нас. Каши хорошо сочетаются с мёдом, с фруктами, ягодами, а так же с тушеными овощами и салатом из свежих овощей.
В ходе исследования я попробовала много видов каш, приготовленных моей мамой из разных круп, по разным рецептам. А также сама научилась готовить вкуснейшую кашу из нескольких круп, которая называется «Дружба». Подготовила буклет рецептов каш, которые мне больше всего понравились. Буклет представлен в приложении к исследовательской работе (Приложение 7).
Вместе с одноклассниками мы попытались составить анаграммы. И вот что у нас получилось:
К – каши М – мягкое
А – ароматные А – аппетитное
Ш – шикарно Н – наслаждение
А – аппетитные К – кашей
А – ароматной
Список использованной литературы
Большой толковый словарь 2003 г. (гл.ред. д.ф.н. С.А. Кузнецова)
Орфографический словарь, 2004г.
И.С.Лутовина Слово о пище русской. Profismart.ru
Этимологический словарь, 2004г.
М.В.Короткова. Застольные и кулинарные традиции. М. «Дрофа-плюс». 2001 г.
https://russiankitchen.narod.ru
https://www.calameo.com
Источник