Истина красота добро польза справедливость
Олимпиадные вопросы по обществознанию 6 класс
2011 – 20012 учебный год
Часть А
1. Государство – это понятие:
а) политическое;
б) социальное;
в) географическое;
г) экономическое
2. Патриоты – это:
а) люди, которые родились в одном месте
б) те, кто любят свою родину
в) граждане одной страны
г) работники промышленного предприятия.
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
а) 15 лет; б) 16 лет; в) 17 лет; г) 18 лет;
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
а) работником;
б) менеджером;
в) экономистом;
г) работодателем
5. Главой государства в Российской Федерации является:
а) Председатель Правительства;
б) Председатель Совета Федерации;
в) Президент РФ;
г) Председатель Государственной Думы.
6. Самой первое демократическое государство появилось в:
а) Древнем Египте;
б) Древнем Вавилоне;
в) Древней Греции;
г) Древнем Риме.
7. Наша Родина называется:
а) Российская империя;
б) Российская республика;
в) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;
г) Российская Федерация.
8. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
а) Саратовская область;
б) Саратовский край;
в) Саратовская губерния;
г) Земля Саратовская.
9. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
а) умеет изготовлять орудия труда;
б) владеет речью;
в) обладает мышлением;
г) живет инстинктами.
10. Самостоятельно распоряжаться полученными доходами можно с:
а) 18 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 21 года.
11. Совершать мелкие бытовые сделки можно с:
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 6 лет; г) 18 лет.
12. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется:
а) моралью;
б) ценностью;
в) идеалом;
г) правом
13. Согласно закону, источником власти в РФ является:
а) многонациональный народ;
б) Президент РФ;
в) Федеральное Собрание;
г) Правительство РФ.
14. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
а) идеалом;
б) духовными ценностями;
в) добром;
г) моралью.
15. Большинство населения нашей страны составляют:
а) жители мегаполисов;
б) жители городов;
в) дачники;
г) жители пригородных зон.
Часть В
В 1. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих
в) Конституцию называют основным законом страны
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм
д) Сознание свойственно и человеку и животному
Ответы:
а) __________
б) __________
в) __________
г) __________
д) __________
В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям.
1) Найдите и укажите «лишнее» слово
2) Объясните его значениеМораль, добро, этика, благородные поступки, зло
Ответы:
- ___________________________________________________________________
- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Вставь нужные слова вместо пропусков:
1) Науки, изучающие живую и неживую природу называются ________________.
2) Науки, изучающие человека, формы совместной жизни людей называются _____________.
В 4. Из предложенного списка выберите только черты сельской жизни:
а) их жизнь не богата историческими событиями
б) здесь действуют водопровод, отопление…
в) повышенный шум, запылённость атмосферы
г) человек занят домашним хозяйством, промыслами
д) ослабленное здоровье
е) здесь признаётся «тыканье» и обращение друг к другу по имени
ж) неработающие соседи присматривают за детьми
з) большое количество дворов, шоссе, парков
Ответ: ____________________ .
В 5. Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН
Ответ 1) _______________________
2) _______________________ .
Ответы на олимпиадные задания
№/№ | Правильный ответ | Балл |
1. | А | 1 |
2. | Б | 1 |
3. | Г | 1 |
4. | Г | 1 |
5. | В | 1 |
6. | В | 1 |
7. | Г | 1 |
8. | А | 1 |
9. | Г | 1 |
10. | В | 1 |
11. | В | 1 |
12. | В | 1 |
13. | А | 1 |
14. | Б | 1 |
15. | Б | 1 |
В 1. | А) да Б) нет В) да Г) нет Д) нет | По 1 баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 5 б. |
В 2. |
| 1) 1 б. 2) ответ может быть разным, главное, чтобы учащийся изложил суть понятия – 2 б. Макс. – 3 б. |
В 3. |
| По 1 б. Макс. – 2 б. |
В 4. | а, г, е, ж | Если даны все варианты – 2, не все – 1 – 0 б. |
В 5. | Инстинкт, наследственность | По 1 баллу Макс. – 2 б. |
Итого | 29 б. |
Источник
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
XIV областной виртуальный конкурс
Эссе «Простые слова»
на тему: «Истина, добро, красота»
Работу выполнила: ученица 10 кл. Бубнова Анна (16 лет)
Руководитель: Зайцева Н.Н.
Саратов 2014
Простые слова “истина”, “добро”, “красота”. Мы слышим их с детства, привыкаем к ним, часто их употребляем. И только теперь, когда я села писать это эссе, я задумалась: а ведь действительно, что эти слова значат для всех вместе и для каждого в отдельности? Почему мы, часто произнося их и понимая смысл этих слов, поступаем наоборот?
Итак – “добро”. Тут, казалось бы, все понятно. Добро – это справедливость, ответственность, милосердие, любовь к ближнему, к Отечеству, отзывчивость, готовность прийти на помощь, верность… Перечислять можно долго, то есть, в моем понимании добро – это все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Но почему вопрос о добре относится к “вечным вопросам” и человечество уже много веков отвечает на него? Чтобы все были счастливы, соблюдай простое правило: не делай другому того, чего себе не желаешь, то есть зла, чтобы мир стал добрее. Всем известно выражение: “Добро должно быть с кулаками”. Но добро, навязанное силой и поддерживаемое с помощью неё, не перестает ли быть добром? Журналист Владимир Голобородько на эту тему высказался так: “Дай кулаки добру, так зло сразу же объявит себя добром”. А сколько можно привести примеров, когда люди, совершившие зло, оправдывали себя тем, что это было сделано во имя добра. Так, начиная с древности, с фактов приношения жертв во имя жизни и заканчивая современностью: это и многострадальная Украина (ведь пришедшие к власти силы обещают счастье народу – счастье на крови), это и политика американского правительства, которое под девизом борьбы с терроризмом и становления демократии вмешивается в дела других государств и сеет там хаос. Где здесь грань, которая отделит добро от зла? Какова цена добра? Великий Микеланджело Буонароти сказал: “Не знаю, что лучше – зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред”.
Очевидно, что всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны сами быть таковыми. Простая истина: чтобы в жизни было больше добра, необходимо помогать людям, не завидовать никому, прощать ошибки другим, поступать честно и справедливо. Ведь это сделать не сложно?
Добро – это движение души, сердца, а истина – движение разума. С точки зрения обществознания, “истина” – это подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно отражающее действительность. Мы знаем об относительной и абсолютной истине. Но и здесь возникают вопросы: почему то, что кажется всем истинным и верным, часто в жизни не реализуется? Достаточно опять вспомнить о добре и зле. Немецкая писательница Фанни Левальд писала, что истина часто бывает настолько проста, что в нее не верят. А еще говорят, что “сколько людей, столько и мнений”. Можно ли это перефразировать как “сколько людей, столько и истин”, ведь вряд ли кто-то будет о себе говорить, что он лжет? Значит ли это, что истин много? Каждый считает истиной то, что хочет считать таковой. Мир еще не совершенен и изменчив, и наши знания о нем ограничены. Но каждому из нас хочется быть правым в своих суждениях и умозаключениях, добиться истины, узнать верные ответы на свои вопросы. И здесь, на мой взгляд, надо действительно стремиться к объективности, даже если это противоречит чьим-то желаниям. Ведь “главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины” (Л.Н.Толстой). Таким образом, истина и добро, разум и душа – две стороны человеческого баланса.
Русский философ В.С.Соловьев сказал: “Встаньте на почву истины, и путеводными звездами засияют красота и добро”. О красоте тоже можно много рассуждать – это и женская красота, красота природы, красота произведения искусства и многое другое, но самое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному и, возможно, там, где другой и не видит её. Я считаю, что важнее всего красота души. Можно жить в не очень красивой местности, быть не слишком привлекательным внешне, но человек красив, если у него есть душа, если его внутренний мир возвышен и прекрасен. Конечно, красота тела и лица может восхищать. Но эта красота неполноценна, всегда будет казаться, что чего-то не хватает, если это будет “холодная” красота. Именно связь добра и красоты сделает мир лучше.
Подводя общую черту, хочу отметить, что современное общество называют обществом потребления и потребителей. В первую очередь, в личных качествах человека стали ценить деловитость, предприимчивость, рационализм. Но вместе с рациональными знаниями и умением мыслить важно развивать эмоционально-нравственную сферу человека, что предполагает самосовершенствование, гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, т.е. то, что мы относим к пониманию “нравственной личности”. И потому я уверена, что красота, добро и истина (и каждая ценность по отдельности) являются отличительными признаками человечности. Я попыталась в своем эссе соединить эти понятия, потому что между ними, на мой взгляд, существует неразрывная взаимосвязь, эти простые слова и делают человека человеком.
Источник
Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:
Главная > 
Wiki-учебник > 
Обществознание > 6 класс > Определение ценностей и вечные ценности: истина и добро, красота, польза, справедливость
Выявление ценностей важно для каждого человека. Когда ребенок взрослеет, он осознает, какие именно ценности имеют для него наибольшее значение.
Понятие ценностей
Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными. Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя – по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития.
Зачастую ценность рассматривают как полезные предмет, который способен удовлетворить потребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, – она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.
Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей.
Вечные ценности
Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.
Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.
Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.
Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.
Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.
А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.
Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.
Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.
Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Определение идеала: идеалист и понятие идеализации
Следующая тема:   Возникновение городов: восточный город и римский форум, средневековый город и современный
Все неприличные комментарии будут удаляться.
Источник
Олимпиадные вопросы по обществознанию 6 класс
2012 – 20013 учебный год
Часть А
1. Государство – это понятие:
а) политическое;
б) социальное;
в) географическое;
г) экономическое
2. Патриоты – это:
а) люди, которые родились в одном месте
б) те, кто любят свою родину
в) граждане одной страны
г) работники промышленного предприятия.
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
а) 15 лет; б) 16 лет; в) 17 лет; г) 18 лет;
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
а) работником;
б) менеджером;
в) экономистом;
г) работодателем
5. Главой государства в Российской Федерации является:
а) Председатель Правительства;
б) Председатель Совета Федерации;
в) Президент РФ;
г) Председатель Государственной Думы.
6. Самой первое демократическое государство появилось в:
а) Древнем Египте;
б) Древнем Вавилоне;
в) Древней Греции;
г) Древнем Риме.
7. Наша Родина называется:
а) Российская империя;
б) Российская республика;
в) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;
г) Российская Федерация.
8. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
а) Саратовская область;
б) Саратовский край;
в) Саратовская губерния;
г) Земля Саратовская.
9. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
а) умеет изготовлять орудия труда;
б) владеет речью;
в) обладает мышлением;
г) живет инстинктами.
10. Самостоятельно распоряжаться полученными доходами можно с:
а) 18 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 21 года.
11. Совершать мелкие бытовые сделки можно с:
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 6 лет; г) 18 лет.
12. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется:
а) моралью;
б) ценностью;
в) идеалом;
г) правом
13. Согласно закону, источником власти в РФ является:
а) многонациональный народ;
б) Президент РФ;
в) Федеральное Собрание;
г) Правительство РФ.
14. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
а) идеалом;
б) духовными ценностями;
в) добром;
г) моралью.
15. Большинство населения нашей страны составляют:
а) жители мегаполисов;
б) жители городов;
в) дачники;
г) жители пригородных зон.
Часть В
В 1. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих
в) Конституцию называют основным законом страны
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм
д) Сознание свойственно и человеку и животному
Ответы:
а) __________
б) __________
в) __________
г) __________
д) __________
В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям.
1) Найдите и укажите «лишнее» слово
2) Объясните его значениеМораль, добро, этика, благородные поступки, зло
Ответы:
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Вставь нужные слова вместо пропусков:
1) Науки, изучающие живую и неживую природу называются ________________.
2) Науки, изучающие человека, формы совместной жизни людей называются _____________.
В 4. Из предложенного списка выберите только черты сельской жизни:
а) их жизнь не богата историческими событиями
б) здесь действуют водопровод, отопление…
в) повышенный шум, запылённость атмосферы
г) человек занят домашним хозяйством, промыслами
д) ослабленное здоровье
е) здесь признаётся «тыканье» и обращение друг к другу по имени
ж) неработающие соседи присматривают за детьми
з) большое количество дворов, шоссе, парков
Ответ: ____________________ .
В 5. Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН
Ответ 1) _______________________
2) _______________________ .
Ответы на олимпиадные задания
№/№
Правильный ответ
Балл
1.
А
1
2.
Б
1
3.
Г
1
4.
Г
1
5.
В
1
6.
В
1
7.
Г
1
8.
А
1
9.
Г
1
10.
В
1
11.
В
1
12.
В
1
13.
А
1
14.
Б
1
15.
Б
1
В 1.
А) да
Б) нет
В) да
Г) нет
Д) нет
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 5 б.
В 2.
Зло
Зло – это ….
1) 1 б.
2) ответ может быть разным, главное, чтобы учащийся изложил суть понятия – 2 б.
Макс. – 3 б.
В 3.
Естественнонаучные
Гуманитарные
По 1 б.
Макс. – 2 б.
В 4.
а, г, е, ж
Если даны все варианты – 2, не все – 1 – 0 б.
В 5.
Инстинкт, наследственность
По 1 баллу
Макс. – 2 б.
Итого
29 б.
Источник
МОКУ «Падунская школа-интернат»
ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 8,9 классов
Вопросы на 1 балл
1.Государство – это понятие:
А) политическое
Б) социальное
В) географическое
Г) экономическое
2. Патриоты – это:
А) люди, которые родились в одном месте
Б) те, кто любят свою родину
В) граждане одной страны
Г) работники промышленного предприятия
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
А) 15 лет
Б) 16 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
А) работником
Б) менеджером
В) экономистом
Г) работодателем
5. Главой государства в Российской Федерации является:
А) Председатель Правительства
Б) Председатель Совета Федерации
В) Президент РФ
Г) Председатель Государственной Думы
6. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
А) Кемеровская область
Б) Кемеровский край
В) Кемеровская губерния
Г) Земля Кузнецкая
7. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
А) умеет изготовлять орудия труда
Б) владеет речью
В) обладает мышлением
Г) живет инстинктами
8. Согласно закону, источником власти в РФ является:
А) многонациональный народ
Б) Президент РФ
В) Федеральное Собрание
Г) Правительство РФ
Вопросы на 2 балла
9. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
А) идеалом
Б) духовными ценностями
В) добром
Г) моралью
10. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии __________
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих __________
в) Конституцию называют основным законом страны __________
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм __________
д) Сознание свойственно и человеку и животному ___________
11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям. Найдите и укажите «лишнее» слово.
Мораль, добро, этика, благородные поступки, зло
12.Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН
_________________________________________________________________________________
13. Выбери из данного списка ветви государственной власти:
А) законодательная
Б) правительственная
В) исполнительная
Г) депутатская
Д) судебная
14. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
А) Группой
Б) Коллективом
В) Семьей
Г) Командой
Вопросы на 3 балла
15. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
Если не умеешь говорить, то научись слушать.
А) познание
В) общение
Б) труд
Г) игра
16.Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:
Вознаграждение за выполненную работу, за оказанную услугу — это ______________________
17.Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:
— Поддержка друга.
— Уважительное отношение к старшим.
— Помощь родителям.
— Справедливое отношение к людям.
Эти нормы называются ______________________________________________________________
18.Сформулируй золотое правило морали.
__________________________________________________________________________________
19.Основной Закон Российской Федерации называется
_________________________________________________
Вопросы на 5 баллов
20.Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.
Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.
(Ж.Амаду)
Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.
(В.Г. Белинский)
21. Нормы права регулируют:
А) мысли человека
Б) совесть человека
В) действия человека
Г) все варианты верны
22. К какой из сфер общественной жизни относится семья?
А) экономической
Б) социальной
В) политико-правовой
Г) духовной
Д) ни к одной из выше перечисленных
23. В Российской Федерации государственной религией является (являются):
А) христианство
Б) православие
В) традиционные религии России — православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм
Г) ни один из ответов не верен
24. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:
А) авторитетом президента
Б) принуждением власти
В) совестью человека
Г) традициями общества
25. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?
А) уплата налогов государству
Б) соблюдение законов
В) забота о сохранении исторического и культурного наследия
Г) участие в выборах
Ответы на вопросы: 1– А; 2 – Б; 3 – Г; 4 – Г; 5 – В; 6 – А; 7 – Г; 8 – А; 9– Б; 10 – А (да), Б (нет), В (да), Г (нет), Д (нет); 11– Зло; 12 – инстинкт, наследственность; 13 – А, В, Д; 14 – В; 15 – В; 16– Зарплата; 17 – Моральные нормы; 18 – Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; 19 – Конституция; 20 – а (человек), б (вместе), в (природа), г (общество); 21– В; 22 – Б; 23 – Г; 24 – Б; 25 – Г.
Источник