Истина красота добро польза справедливость свобода это

Олимпиадные вопросы по обществознанию 6 класс
2012 – 20013 учебный год
Часть А
1. Государство – это понятие:
а) политическое;
б) социальное;
в) географическое;
г) экономическое
2. Патриоты – это:
а) люди, которые родились в одном месте
б) те, кто любят свою родину
в) граждане одной страны
г) работники промышленного предприятия.
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
а) 15 лет; б) 16 лет; в) 17 лет; г) 18 лет;
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
а) работником;
б) менеджером;
в) экономистом;
г) работодателем
5. Главой государства в Российской Федерации является:
а) Председатель Правительства;
б) Председатель Совета Федерации;
в) Президент РФ;
г) Председатель Государственной Думы.
6. Самой первое демократическое государство появилось в:
а) Древнем Египте;
б) Древнем Вавилоне;
в) Древней Греции;
г) Древнем Риме.
7. Наша Родина называется:
а) Российская империя;
б) Российская республика;
в) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;
г) Российская Федерация.
8. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
а) Саратовская область;
б) Саратовский край;
в) Саратовская губерния;
г) Земля Саратовская.
9. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
а) умеет изготовлять орудия труда;
б) владеет речью;
в) обладает мышлением;
г) живет инстинктами.
10. Самостоятельно распоряжаться полученными доходами можно с:
а) 18 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 21 года.
11. Совершать мелкие бытовые сделки можно с:
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 6 лет; г) 18 лет.
12. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется:
а) моралью;
б) ценностью;
в) идеалом;
г) правом
13. Согласно закону, источником власти в РФ является:
а) многонациональный народ;
б) Президент РФ;
в) Федеральное Собрание;
г) Правительство РФ.
14. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
а) идеалом;
б) духовными ценностями;
в) добром;
г) моралью.
15. Большинство населения нашей страны составляют:
а) жители мегаполисов;
б) жители городов;
в) дачники;
г) жители пригородных зон.
Часть В
В 1. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих
в) Конституцию называют основным законом страны
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм
д) Сознание свойственно и человеку и животному
Ответы:
а) __________
б) __________
в) __________
г) __________
д) __________
В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям.
1) Найдите и укажите «лишнее» слово
2) Объясните его значениеМораль, добро, этика, благородные поступки, зло
Ответы:
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Вставь нужные слова вместо пропусков:
1) Науки, изучающие живую и неживую природу называются ________________.
2) Науки, изучающие человека, формы совместной жизни людей называются _____________.
В 4. Из предложенного списка выберите только черты сельской жизни:
а) их жизнь не богата историческими событиями
б) здесь действуют водопровод, отопление…
в) повышенный шум, запылённость атмосферы
г) человек занят домашним хозяйством, промыслами
д) ослабленное здоровье
е) здесь признаётся «тыканье» и обращение друг к другу по имени
ж) неработающие соседи присматривают за детьми
з) большое количество дворов, шоссе, парков
Ответ: ____________________ .
В 5. Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН
Ответ 1) _______________________
2) _______________________ .
Ответы на олимпиадные задания
№/№
Правильный ответ
Балл
1.
А
1
2.
Б
1
3.
Г
1
4.
Г
1
5.
В
1
6.
В
1
7.
Г
1
8.
А
1
9.
Г
1
10.
В
1
11.
В
1
12.
В
1
13.
А
1
14.
Б
1
15.
Б
1
В 1.
А) да
Б) нет
В) да
Г) нет
Д) нет
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 5 б.
В 2.
Зло
Зло – это ….
1) 1 б.
2) ответ может быть разным, главное, чтобы учащийся изложил суть понятия – 2 б.
Макс. – 3 б.
В 3.
Естественнонаучные
Гуманитарные
По 1 б.
Макс. – 2 б.
В 4.
а, г, е, ж
Если даны все варианты – 2, не все – 1 – 0 б.
В 5.
Инстинкт, наследственность
По 1 баллу
Макс. – 2 б.
Итого
29 б.
Источник
МОКУ «Падунская школа-интернат»
ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 8,9 классов
Вопросы на 1 балл
1.Государство – это понятие:
А) политическое
Б) социальное
В) географическое
Г) экономическое
2. Патриоты – это:
А) люди, которые родились в одном месте
Б) те, кто любят свою родину
В) граждане одной страны
Г) работники промышленного предприятия
3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
А) 15 лет
Б) 16 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет
4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
А) работником
Б) менеджером
В) экономистом
Г) работодателем
5. Главой государства в Российской Федерации является:
А) Председатель Правительства
Б) Председатель Совета Федерации
В) Президент РФ
Г) Председатель Государственной Думы
6. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
А) Кемеровская область
Б) Кемеровский край
В) Кемеровская губерния
Г) Земля Кузнецкая
7. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
А) умеет изготовлять орудия труда
Б) владеет речью
В) обладает мышлением
Г) живет инстинктами
8. Согласно закону, источником власти в РФ является:
А) многонациональный народ
Б) Президент РФ
В) Федеральное Собрание
Г) Правительство РФ
Вопросы на 2 балла
9. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
А) идеалом
Б) духовными ценностями
В) добром
Г) моралью
10. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии __________
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих __________
в) Конституцию называют основным законом страны __________
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм __________
д) Сознание свойственно и человеку и животному ___________
11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям. Найдите и укажите «лишнее» слово.
Мораль, добро, этика, благородные поступки, зло
12.Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН
_________________________________________________________________________________
13. Выбери из данного списка ветви государственной власти:
А) законодательная
Б) правительственная
В) исполнительная
Г) депутатская
Д) судебная
14. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
А) Группой
Б) Коллективом
В) Семьей
Г) Командой
Вопросы на 3 балла
15. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
Если не умеешь говорить, то научись слушать.
А) познание
В) общение
Б) труд
Г) игра
16.Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:
Вознаграждение за выполненную работу, за оказанную услугу — это ______________________
17.Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:
— Поддержка друга.
— Уважительное отношение к старшим.
— Помощь родителям.
— Справедливое отношение к людям.
Эти нормы называются ______________________________________________________________
18.Сформулируй золотое правило морали.
__________________________________________________________________________________
19.Основной Закон Российской Федерации называется
_________________________________________________
Вопросы на 5 баллов
20.Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.
Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.
(Ж.Амаду)
Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.
(В.Г. Белинский)
21. Нормы права регулируют:
А) мысли человека
Б) совесть человека
В) действия человека
Г) все варианты верны
22. К какой из сфер общественной жизни относится семья?
А) экономической
Б) социальной
В) политико-правовой
Г) духовной
Д) ни к одной из выше перечисленных
23. В Российской Федерации государственной религией является (являются):
А) христианство
Б) православие
В) традиционные религии России — православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм
Г) ни один из ответов не верен
24. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:
А) авторитетом президента
Б) принуждением власти
В) совестью человека
Г) традициями общества
25. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?
А) уплата налогов государству
Б) соблюдение законов
В) забота о сохранении исторического и культурного наследия
Г) участие в выборах
Ответы на вопросы: 1– А; 2 – Б; 3 – Г; 4 – Г; 5 – В; 6 – А; 7 – Г; 8 – А; 9– Б; 10 – А (да), Б (нет), В (да), Г (нет), Д (нет); 11– Зло; 12 – инстинкт, наследственность; 13 – А, В, Д; 14 – В; 15 – В; 16– Зарплата; 17 – Моральные нормы; 18 – Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; 19 – Конституция; 20 – а (человек), б (вместе), в (природа), г (общество); 21– В; 22 – Б; 23 – Г; 24 – Б; 25 – Г.
Источник
Справедливость
1. Ценность пользы связана с инстинктом самосохранения, – это функция определения «пользы – вреда». Это первый функциональный критерий, поскольку от определения вероятной «пользы» или «вреда» объекта зависит самосохранение индивида. Конкретное проявление «пользы или «вреда» будет зависеть от фундаментального приоритета «Я» или «Мир».
2. Ценность истины соответствует функции оценивания «истины – лжи». Это второй критерий, поскольку необходимо подтвердить истинность, безошибочность первой оценки «пользы» или «вреда».
3. Ценность мощи (силы). Здесь имеется в виду не только физическая мощь (размеры, энергия и т.д.), но и социальная (мощь государства, сила общественного мнения и т.д.). Для «не Я» ориентации оценочный критерий мощи (силы) соответствует ценности смирение, а для «Я» – ориентации господство.
4. Если оценка мощи остается неопределенной, «включается» ориентировочный, исследовательский инстинкт. Первоначальным толчком к ориентировочной активности, согласно Б.С.Алишеву, является мера внешней привлекательности. Внимание привлекается не тем, что объект неизвестен и не похож ни на что известное, а теми качествами, которые можно назвать «красота». Соответствующий оценочный критерий «красота – безобразие». Психологической основой определения «красоты» является феномен внимания: необходимость выделения отдельных объектов и организация взаимодействия с ними.
Все перечисленные функциональные модальности Алишев считает онтологически заданными. Т.е. эти ценности заданы самим существованием индивида, организацией его взаимодействия с окружением. Как видим, основные функции взаимосвязи человека с миром отражают структуру ориентировочной активности человека. Алишев по звеньям разбирает ориентировочный процесс, который свойственен существу, наделенному психикой
В социальных взаимодействиях появляются аналогичные ценности:
5. «Добро» находится в многочисленных взаимосвязях с категорией «пользы». С точки зрения Алишева, это «распределенная» польза – польза, в том числе, и для других;
6. «Свобода» – это социальный эквивалент «силы» для себя (хотя может быть свобода и для других, в зависимости от приоритета фундаментальной ценности);
7. «Справедливость» – это отказ личности от части своей индивидуальной свободы в пользу коллективного, видового благополучия; отказ от всеобщности «Я» в пользу всеобщности «все». С другой стороны, «справедливость» рассматривается как стремление к социальной гармонии. Ее можно рассматривать в качестве эквивалента «красоты». В конечном счете, «свобода» и «справедливость» – специфические для человека формы интерпретации понятий «мощь» и «красота».
Вторичные функции: ценности – сферы жизнедеятельности.Если категориальные (или функциональные) ценности обусловлены, в первую очередь, логикой индивидуального взаимодействия с миром, которое формируется на основе ориентировочного поведения, о выделение вторичных ценностей обусловлено многовековым развитием культуры. Конкретные сферы взаимодействия выделяются и социологами, и психологами. Количество ценностей – сфер зависит от меры детализации. Алишев выделяет следующие сферы:
а) здоровье – этоорганическая жизнь индивида, включающая в себя заботу о своем организме и теле, своих физических и психических состояниях, своей внешности»;
б) семья; в) любовь; г) дружба; д) работа (учеба); е) отдых;
ж) общественная жизнь.
Ценности – способы взаимодействия.Это общие способы взаимодействия, характерные для всех его аспектов и сфер и проявляющие себя на протяжении всей жизни. Интерпретируются какбазовые мотивы жизнедеятельности.
Б.С.Алишев трактует их как ценности, которые определяют выбор личностью действий. Будучи отнесены к будущему, они приобретают форму мотивов. Б.С.Алишев несколько уточняет классификацию А.Маслоу (у Мслоу отсутствуют пункты «д» и «ж»):
а) покой –тенденция к безопасности и покою, включая необходимость прилагать большие усилия, безделье и необременительность существования
б) материальные блага – тенденция к материальному благополучию, комфорту, присвоению объектов и обладанию ими;
в) гармония отношений – тенденция к благоприятным отношениям с людьми, к ощущению общности, психологической близости, принадлежности к различным группам, к избеганию конфликтов и одиночества;
г) статус – тенденция к контролю и доминированию, господству, власти;
д) разнообразие – тенденция к разнообразию жизни, использованию различных возможностей, к богатству ощущений и впечатлений, к преодолению монотонии существования;
е) саморазвитие – тенденция к личностному развитию, совершенствованию знаний, умений, к личному ощущению успеха в различных делах и начинаниях;
ж) самоотдача – тенденция к самоотверженности, желание быть нужным, полезным для других людей, общества.
Третий уровень ценностей – фиксированные значения, существующие либо в формеидеала,либо в форменормы.
Таким образом, в концепции Алишева функциональный анализ ценностей подчинен характеристикам действия: последовательность «мотиваций» ориентировочного действия,направленного на устранение неопределенности информации об объекте,затем социального действия,направленного наинтересы коллективного субъекта,а такжесферы и способы действия (взаимодействия).Т.е. психологическая представленность ценностей описывается какизбирательная оценка возможности взаимодействия (по критериям истины, пользы, мощи, красоты) и выбор сфер и способов взаимодействия. Алишев представляет самый элементарный, недифференцированный уровень анализа ценностного функционирования. Развитие системы ценностей, по Алишеву, связано с возрастанием сложности ситуации (сложности выбора действия).
Классификацию Б.С. Алишева мы можем рассматривать как первый шаг содержательной дифференциации эмоциональной оценки «хорошо» – «плохо» на уровне субъекта взаимодействия и социального субъекта. Эта концепция является примером системогенетических принципов: ценности и эмоциональные оценки более высоких уровней появляются на основе более простых и глобальных оценок, дифференцируя их. Ценности базовых уровней участвуют изначально в каждом случае ценностного акта, накладывая ограничения на «работу» более высоких уровней.
Теория В.И.Кабрина демонстрирует, как из взаимодействия человека с окружающим миром возникают новые ценности, и как они, подобно «лучам», «сшивают» телесный, душевный и духовный «миры» человека, обеспечивая его целостное функционирование.
Литература
Александров Ю.И., Александрова Н.Л.. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика// Психология. Журнал Высшей школы экономики.- Том 4, №1, 2007. С.3 – 46.
Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия /Под ред. В.В. Знакова и З.И.Рябикиной. – М.: Изд-во ИП РАН. 2005. – С. 9 – 44.
Кабрин В.И. Транскоммуникативные основания анализа ценностного мира человека /Ценностные основания психологической науки и психология ценностей/ Отв. ред. В.В.Знаков и Г.В.Залевский. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2008. – С.94 -123.
Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания: проблема ценностей и смысла в призме трансспективного анализа /Ценностные основания психологической науки и психология ценностей/ Отв. ред. В.В.Знаков и Г.В.Залевский. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2008. – С. 41-61.
Реконсолидационные процессы представляют для нас особый интерес в связи с тем системным представлением о формировании памяти, которое было изложено выше. С точки зрения системно-селекционной концепции, оно представляет собой специализацию новой группы нейронов относительно вновь формируемой системы и «добавление» последней к ранее сформированным системам. Это добавление, видимо, требует взаимного согласования нового элемента и ранее сформированных и приводит к модификации последних. https://do.gendocs.ru/docs/index-292932.html?page=2 Консолидация с системной точки зрения
Сказанное выше, как мне представляется, означает, что при анализе формирования памяти следует учитывать не только появление ее новых элементов, но и модификацию ранее сформированных. При учете этого фактора можно предложить системное описание процесса консолидации. Консолидация с этой точки зрения включает две группы неразрывно связанных процессов.
1) Процессы системной специализации: морфологическая и функциональная модификация нейронов, связанная с их вовлечением в обеспечение вновь формируемой системы.
2) Процессы аккомодационной реконсолидации, обусловленные включением этой системы в существующую структуру памяти индивида: морфологическая и функциональная модификация нейронов, принадлежащих к ранее сформированным системам. В начале формирования памяти: экспрессия «ранних» генов как показатель рассогласования
Консолидация, с какой бы точки зрения ее ни рассматривать, включает морфологические изменения нейронов (см., однако, [50]), такие, например, как изменение размера синапсов, изменение их числа [53]. Начальным звеном каскада молекулярно-биологических процессов, обусловливающих морфологические модификации нейронов как в процессе морфогенеза (ранний онтогенез), так и при консолидации памяти, формируемой у взрослых индивидов, является экспрессия «ранних» генов. Активация «ранних» генов довольно кратковременный процесс (занимает около 2 часов), сменяемый второй волной экспрессии – «поздних» генов; Активация «ранних» генов у взрослого индивида имеет место не только при научении, но и при голоде, стрессе, поражениях нервной системы или ишемии мозга [74,123,150]. Показано, что изменение микросреды нейронов обусловливает появление активности у ранее молчавших клеток [40] и экспрессию ранних генов [57,150]. Поэтому, имея в виду сказанное выше о детерминации активности нейрона рассогласованием между его «потребностями» и притоком метаболитов, а также аргументированную возможность рассмотреть экспрессию ранних генов как специфическое проявление активности клетки [65], возникающей в ситуации новизны [11], логично предполагать, что общим для всех перечисленных выше ситуаций, включая научение, является рассогласование. Оно возникает вследствие того, что ранее сформированные способы согласования метаболических «потребностей» нейронов оказываются неэффективными в условиях стойкого изменения микросреды нейронов.
Рассогласование является, в известном смысле, межпарадигмальной концепцией, важнейшим компонентом не только теории функциональных систем, но и других теорий. Так, П.В.Симонов отмечал «генетическое родство» биологической и информационной теории эмоций и подчеркивал, что обе они восходят к одному «идейному источнику – к концепции Павлова о несовпадении (рассогласовании) ранее сложившегося внутреннего и изменившегося внешнего динамического стереотипа» [30, c.60].
Поиск новых путей устранения рассогласования включает как модификации на уровне поведенческих адаптаций, так и молекулярно-генетические и морфологические перестройки. Очевидно, что подобные модификации имеют место как в норме, так и в патологии. Каждый новый акт – не просто повторное извлечение из памяти, а созидание. Поведенческие акты обнаруживают направленную динамику (совершенствуются) в течение тысяч реализаций [92]. Изменчивость поведения при повторных реализациях может быть исследована и на нейронном уровне [8]. Данные, полученные О.Е. Сварник [28], показывают, что число клеток мозга, в которых наблюдается экспрессия ранних генов, во много раз превышает число нейронов данной области, у которых обнаруживается специализация относительно системы формируемого поведения. Мы предполагаем, что часть из множества генетически активированных клеток – это нейроны, специализированные относительно систем ранее сформированных актов, и экспрессия в них отражает начало процесса аккомодационной реконсолидации. Большинство же этих клеток являются преспециализированными, и их генетическая активация является предпосылкой перехода клеток в состояние готовности для селекции в процессе проб. Именно в процессе проб из активированных (как генетически, так, вероятно, и импульсно) клеток отбираются те, которые перейдут далее в разряд специализированных относительно формируемой системы.
Источник