Изъятие государством в пользу общества части добавленной стоимости
В конце 1991 г. были заложены основы российской налоговой системы, существующей в настоящее время. В это время был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. М-2118-1 и законы по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.
Система налогообложения России в части соотношения косвенного и прямого налогообложения создавалась, исходя из того, что прямые налоги должны служить экономическим регулятором доходов корпораций и физических лиц, а фискальную задачу выполняет – косвенные налоги (НДС, акцизы и т.д.). Налоговую систему РФ по обеспечению доходной части государственного бюджета принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения. При этом фактически 4 вида из всего многообразия налогов являются решающими с фискальной точки зрения: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.
Налог на добавленную стоимость – федеральный налог, который взимается на всей территории РФ. Данный налог является стабильным и основным источником налоговых поступлений, которые формируют федеральный бюджет. Также он является обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением льготников и освобождающихся, выделенных в особые группы. Устанавливается 21 главой Налогового Кодекса РФ, вступившей в законную силу с 1 января 2001 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет части создаваемой на всех стадиях производства добавленной стоимости, которая определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В общем случае налог исчисляется исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для того чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС, исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС и, при необходимости – сумму НДС которую нужно восстановить к уплате. При этом восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС по операциям, указанным в п. 3 ст. 170 НК РФ [2].
Распространение налога на добавленную стоимость вызвано многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Налогом на добавленную стоимость облагается доход, идущий на конечное потребление. Доход, который идет на инвестирование и накопление, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Также преимуществом данного налога является то, что он приводит к увеличению доходов государства от доходов, идущих на потребление, потому что имеет базу обложения более широкую, чем у других налогов. В отличие от других косвенных налогов государство получает часть дохода на каждой стадии цикла производства. При этом конечный доход государства от данного налога не зависит от количества промежуточных производителей.
Сервис НДС Платформа предлагает надежные инструменты в проведении сделок в повседневной деятельности предприятия в качестве альтернативы формальному документообороту, в соответствии с действующим законодательством! В случае проведения налоговых проверок, получения требований о предоставлении документов/пояснений, уведомлений о вызове и т.п., мы всегда сможем предложить дополнительное сотрудничество.
Источник
Сущность налогов
изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости внутреннего продукта в виде обязательного взноса
¡ Взносы осуществляют:
работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
¡ хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства
Налог –это обязательный, индивидуально-безвозмездный взнос, взимаемый центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающий в бюджеты различных уровней.
Налоги –это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, судов, непроизводственной сферы
НАЛОГИ:
с юридической точки зрения -налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой – субъект налогообложения
(юр.или физ. лицо).
с экономической точки зрения- налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Виды налоговых платежей :
¡ налог (систематический взнос, который уплачивается без всякого встречного удовлетворения);
¡ сбор(плата государству за право пользования или право осуществления деятельности);
¡ пошлина (плата за совершение действий государственными органами);
¡ платеж (плата за использование ресурсов, направленных на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния).
Вопрос 2
Функция налога –это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога.
Выделяют следующие функции налогов:
¡ фискальная –способствует аккумуляции денежных средств для формирования доходной части бюджета;
¡ контрольная –оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивающая контроль за движением финансовых ресурсов,
¡ регулирующая –выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и дает возможность сопоставления налоговых поступлений с потребностями государства в финансовых ресурсах;
¡ распределительная –способствует распределению и перераспределению доходов;
¡ социальная –дает возможность формировать одинаковую налоговую нагрузку посредством льгот.
Субъект налогообложения – это юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.
Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), добавленная стоимость, на которые начисляется налог.
Налоговая база –представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т. п.).
Налоговый период – это период (календарные: месяц, квартал, год), по окончанию которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма к уплате, применительно к определенному налогу.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Порядок исчисления налога– это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или налоговый орган.
Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.
Налоговая льгота -полное или частичное освобождение от налога.
Виды Льгот:
v необлагаемый минимум объекта налога;
v изъятие из обложения определенных
элементов объекта;
v освобождение от уплаты налогов
отдельных лиц или категорий плательщиков;
v понижение налоговых ставок;
v целевые налоговые льготы, включая инвестиционный
налоговый кредит (отсрочки взимания налогов);
v прочие налоговые льготы.
Вопрос 3
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНЯ ПО
Источник
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Сущность налога
— это:
б) изъятие государством в пользу
общества части стоимости валового внутреннего
продукта в виде обязательного платежа;
1.2. Налог — это:
в) обязательный, индивидуальный,
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц;
1.3. Сбор — это:
б) обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов государственными
органами юридически значимых действий;
1.4. Налогоплательщиками
или плательщиками сборов могут быть признаны:
б) организации и физические лица;
1.5. Субъект налогообложения
— это:
а) организации и физические лица,
на которых НК РФ возложена обязанность
уплачивать соответствующие налоги и
сборы;
1.6. Объектами
налогообложения могут являться:
а) любое обстоятельство, имеющее
стоимостную, количественную или физическую
характеристику, с наличием которой у
налогоплательщика возникает обязанность
по уплате налога;
1.7. Налоговая
ставка — это:
а) размер налога на единицу налогообложения;
1.8. Налоговый
период — это:
б) календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база;
1.9. Налоговая
база — это:
а) стоимостная, физическая или
иная характеристика объекта налогообложения;
1.10. Какое из следующих
положений является одним из принципов
построения налоговой системы, установленных
НК РФ:
в) налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер;
1.11. Принципом
налогообложения, сформулированным Адамом
Смитом, является:
а) принцип справедливости;
1.12. Недоимка
— это:
в) сумма налога или сбора, не уплаченная
в установленный законодательством о
налогах и сборах срок;
1.13. Не признается
реализацией товаров, работ, услуг:
в) передача основных средств
при реорганизации юридического лица;
1.14. Пошлина —
это:
в) денежная плата за совершение
специально уполномоченными органами
отдельных действий в интересах физических
и юридических лиц;
1.15. Налоговыми
агентами признаются лица, на которых
возложена обязанность:
г) по исчислению и удержанию у
налогоплательщика и перечислению в соответствующий
бюджет налогов.
1.16. Доходом признается
экономическая выгода, выраженная:
б) в денежной или натуральной
форме, определяемая в соответствии с
положениями НК РФ;
1.17. Цена товаров
(работ, услуг) для целей налогообложения
принимается:
в) как цена, указанная сторонами
сделки, если иное не предусмотрено налоговым
законодательством;
1.18. Взаимозависимыми
лицами признаются:
г) физические лица и организации,
отношения между которыми могут оказать
влияние на условия или экономические
результаты деятельности.
1.19. Рыночной
ценой товаров (работ, услуг) признается:
г) цена, сложившаяся при взаимодействии
спроса и предложения на рынке идентичных
товаров в сопоставимых экономических
условиях.
1.20. При реализации
товаров (работ, услуг) по государственным
регулируемым ценам (тарифам) для целей
налогообложения принимаются:
б) указанные цены (тарифы);
- НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Только НК
РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:
а) федеральные налоги и сборы;
2.2. Региональные
или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные
НК РФ:
б) не могут устанавливаться;
2.3. К региональным
налогам относятся:
в) налог на имущество организаций;
2.4. К федеральным
налогам относятся:
б) налог на прибыль организаций;
2.5. К местным
налогам относятся:
а) земельный налог;
2.6. К специальным
налоговым режимам относятся:
б) система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности;
2.7. Неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются:
а) в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов);
2.8. Местом нахождения
обособленного подразделения организации
признается:
а) место осуществления деятельности
обособленным подразделением;
2.9. При установлении
регионального налога законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации налоговые льготы:
б) могут устанавливаться в пределах
установленных НК РФ;
2.10. Обязанность
по уплате налога (сбора) прекращается:
б) с уплатой налога (сбора);
2.11. Требование
об уплате налога должно быть направлено
налогоплательщику не позднее:
в) 3 месяцев со дня выявления недоимки;
2.12. Требование
об уплате налога должно быть исполнено:
г) срок не установлен.
2.13. Обязанность
по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов
ликвидируемой организации исполняют:
б) ликвидационная комиссия;
2.14. При обнаружении
ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся
к прошлым налоговым периодам, перерасчет
налоговых обязательств производится:
в) в периоде совершения ошибки;
2.15. Если организация
создана в период с 1 по 31 декабря, первым
налоговым периодом для нее является период:
в) со дня создания до конца календарного
года, следующего за годом создания;
2.16. Срок уплаты
налога может изменяться в форме:
б) инвестиционного налогового
кредита;
2.17. Налогоплательщики
организации и индивидуальные предприниматели
обязаны сообщать в налоговые органы об
открытии или закрытии счетов:
в) в течение 7 дней;
2.18. Инвестиционный
налоговый кредит может быть предоставлен:
а) по налогу на прибыль;
2.19. Процентная
ставка пени определяется как 1/300 ставки
рефинансирования Банка России, действующей:
б) за период существования недоимки;
2.20. Арест на все
имущество налогоплательщика-организации:
б) может быть наложен;
2.21. Исковое
заявление в суд о возврате
суммы излишне уплаченного налога
может быть подано со дня
уплаты указанной суммы:
в) в течение 3 лет;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
И СБОРЫ - Налог на прибыль организаций
3.1.1. Налогоплательщиками
признаются:
а) российские и иностранные организации;
3.1.2. Не являются
плательщиками налога на прибыль:
в) организации, применяющие упрощенную
систему налогообложения;
3.1.3. Объектом
налогообложения признаются:
а) доходы, уменьшенные на сумму
расходов;
3.1.4. Доходами
от реализации признаются:
б) выручка от реализации товаров
(работ, услуг) как собственного производства,
так и ранее приобретенных;
3.1.5. В состав
прочих доходов для целей налогообложения
включаются:
б) прибыль прошлых лет, выявленная
в отчетном периоде;
3.1.6. В состав
прочих расходов включаются:
а) расходы на услуги банков;
3.1.7. При определении
налоговой базы не учитываются:
в) имущество, полученное в форме
залога;
3.1.8. Пеня по хозяйственному
договору, причитающаяся к получению,
признается доходом:
в) на дату признания должником
или получения средств на счета в банках
либо в кассу в зависимости от выбранного
метода признания доходов и расходов;
3.1.9. Не подлежат
налогообложению доходы в виде:
б) имущества, полученного в рамках
целевого финансирования;
3.1.10. При осуществлении
различных видов деятельности общепроизводственные
и общехозяйственные расходы распределяются:
а) пропорционально размеру выручки,
полученной от каждого вида деятельности
в общей сумме выручки;
3.1.11. К посреднической
деятельности относится:
б) комиссионная деятельность;
3.1.12. Расходами
признаются:
а) обоснованные и документально
подтвержденные затраты, направленные
на получение дохода;
3.1.13. К расходам
на оплату труда не относятся:
в) выплаты за счет средств специального
назначения;
3.1.14. К амортизируемому
имуществу относится:
а) имущество со сроком полезного
использования более 12 месяцев и первоначальной
стоимостью более 40 000 руб.;
3.1.15. Представительские
расходы нормируются в размере:
а) 4% расходов на оплату труда;
3.1.16. В себестоимость
товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
прибыли включаются:
а) транспортный налог;
3.1.17. В себестоимость
товаров (работ, услуг) для целей налогообложения
не включаются:
б) расходы на рекламу сверх предусмотренных
нормативов;
3.1.18. Проценты
по банковским кредитам для целей налогообложения:
а) включаются в себестоимость
товаров (работ, услуг)в пределах, установленных
положениями НК РФ;
3.1.19. Сумма резерва
по сомнительным долгам создается:
в) в зависимости от срока возникновения
задолженности по состоянию на последний
день отчетного периода, но не должна превышать
10% выручки;
3.1.20. Налогооблагаемая
прибыль организаций, получивших безвозмездно
от других организаций имущество:
в) увеличивается на рыночную
стоимость этого имущества с учетом ст.
40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости;
3.1.21. Организации,
имеющие обособленные подразделения,
уплачивают налог на прибыль по месту
нахождения этих подразделений:
в) пропорционально среднесписочной
численности (расходов на оплату труда)
и остаточной стоимости амортизируемого
имущества;
3.1.22. Признание
доходов и расходов по методу начисления
происходит:
а) в том отчетном (налоговом) периоде,
в котором они имели место;
3.1.23. По налогу
на прибыль установлены следующие ставки
в зависимости от вида дохода:
г) 20%, 15%, 10%, 9%, 0%.
3.1.24. Налоговым
периодом по налогу на прибыль признается:
в) календарный год;
3.1.25. Квартальные
авансовые платежи по налогу на прибыль
имеют право уплачивать:
г) все организации, у которых
за предыдущие четыре квартала доход от
реализации товаров (работ, услуг) не превысил
в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал.
3.1.26. Сумму налога:
а) организация исчисляет самостоятельно
как произведение ставки налога и налоговой
базы;
3.1.27. Ежемесячные
авансовые платежи налога на прибыль уплачиваются
в бюджет:
в) не позднее 28-го числа каждого
месяца;
3.1.28. Не включаются
в доходы банка:
б) суммы положительной переоценки
средств в иностранной валюте, поступившие
в уплату уставного капитала;
3.1.29. Организации
ведут налоговый учет:
а) в обязательном порядке;
3.1.30. Подтверждением
данных налогового учета являются следующие
группы документов:
б) первичные учетные документы,
аналитические регистры налогового учета,
расчет налоговой базы;
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.2.1. Плательщиками
НДС не признаются:
в) обособленные подразделения
организации;
3.2.2. Освобождение
от обязанностей налогоплательщика предоставляется,
если:
г) сумма выручки без учета НДС,
за три предшествующих последовательных
календарных месяца в совокупности не
превысила 2 млн руб.
3.2.3. Сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет, исчисляется
как разница между суммой налога, исчисленной
от реализации товаров (работ, услуг), и
суммой:
в) налоговых вычетов;
3.2.4. К объектам
налогообложения относится реализация
товаров (работ, услуг):
а) на территории Российской Федерации,
в том числе на безвозмездной основе, выполнение
строительно-монтажных работ для собственного
потребления;
3.2.5. К оборотам,
облагаемым НДС, относятся:
а) услуги по предоставлению
напрокат аудио- и видеоносителей из фондов
учр
г) передача товаров для собственных
нужд.
3.2.6. При реализации
на безвозмездной основе товаров (работ,
услуг):
г) плательщиком НДС признается
передающая сторона.
Источник
Государство, выражая интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, оборонную. Для обеспечения реализации социальной, экономической, оборонной функций государства введена финансово-бюджетная система, охватывающая отношения по повод у формирования и использования финансовых ресурсов государства. Самой важной и составной частью системы являются налоги.
Изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Налог – обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в законом размерах и установленные сроки. Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в законом размерах и в установленные сроки.
Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджете и внебюджетных фондах. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства. Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового внутреннего продукта.
Но налоги не только экономическая категория, но одновременно финансовая категория. Финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Функция налога – способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, реализуется общественное назначение экономической категории инструмента стоимостного распределения доходов. Функции налогов выявляют социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.
Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С помощью образуются государственные денежные фонды, материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и непроизводственной сферы не имеет собственных источников доходов они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения. Именно функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением функций и политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.
Другая функция налога с населения экономической категории состоит, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается каждого налогового канала и налогового “пресса” в целом, выявляется внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции.
Распределительная Функция налогов выражает сущность налога особо централизованного, фискального механизма распределительных отношений в обществе. Посредством функции реализуется общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и для осуществления собственных функций.
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу.
Источник