Изъятие государством в пользу общества части ввп
Сущность налогов
изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости внутреннего продукта в виде обязательного взноса
¡ Взносы осуществляют:
работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
¡ хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства
Налог -это обязательный, индивидуально-безвозмездный взнос, взимаемый центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающий в бюджеты различных уровней.
Налоги -это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, судов, непроизводственной сферы
НАЛОГИ:
с юридической точки зрения -налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой – субъект налогообложения
(юр.или физ. лицо).
с экономической точки зрения- налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Виды налоговых платежей :
¡ налог (систематический взнос, который уплачивается без всякого встречного удовлетворения);
¡ сбор(плата государству за право пользования или право осуществления деятельности);
¡ пошлина (плата за совершение действий государственными органами);
¡ платеж (плата за использование ресурсов, направленных на компенсацию и восстановление нарушенного природного состояния).
Вопрос 2
Функция налога -это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога.
Выделяют следующие функции налогов:
¡ фискальная -способствует аккумуляции денежных средств для формирования доходной части бюджета;
¡ контрольная -оценивает эффективность налогового механизма, обеспечивающая контроль за движением финансовых ресурсов,
¡ регулирующая -выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и дает возможность сопоставления налоговых поступлений с потребностями государства в финансовых ресурсах;
¡ распределительная -способствует распределению и перераспределению доходов;
¡ социальная -дает возможность формировать одинаковую налоговую нагрузку посредством льгот.
Субъект налогообложения – это юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.
Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), добавленная стоимость, на которые начисляется налог.
Налоговая база -представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т. п.).
Налоговый период – это период (календарные: месяц, квартал, год), по окончанию которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма к уплате, применительно к определенному налогу.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Порядок исчисления налога- это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или налоговый орган.
Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.
Налоговая льгота -полное или частичное освобождение от налога.
Виды Льгот:
v необлагаемый минимум объекта налога;
v изъятие из обложения определенных
элементов объекта;
v освобождение от уплаты налогов
отдельных лиц или категорий плательщиков;
v понижение налоговых ставок;
v целевые налоговые льготы, включая инвестиционный
налоговый кредит (отсрочки взимания налогов);
v прочие налоговые льготы.
Вопрос 3
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНЯ ПО
Источник
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1. Сущность налога – это:
б) изъятие государством в пользу общества части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;
1.2. Налог – это:
в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
1.3. Сбор – это:
б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;
1.4. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:
б) организации и физические лица;
1.5. Субъект налогообложения – это:
а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;
1.6. Объектами налогообложения могут являться:
а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;
1.7. Налоговая ставка – это:
а) размер налога на единицу налогообложения;
1.8. Налоговый период – это:
б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;
1.9. Налоговая база – это:
а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
1.10. Какое из следующих положений является одним из принципов построения налоговой системы, установленных НК РФ:
в) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер;
1.11. Принципом налогообложения, сформулированным Адамом Смитом, является:
а) принцип справедливости;
1.12. Недоимка – это:
в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
1.13. Не признается реализацией товаров, работ, услуг:
в) передача основных средств при реорганизации юридического лица;
1.14. Пошлина – это:
в) денежная плата за совершение специально уполномоченными органами отдельных действий в интересах физических и юридических лиц;
1.15. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:
г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
1.16. Доходом признается экономическая выгода, выраженная:
б) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ;
1.17. Цена товаров (работ, услуг) для целей налогообложения принимается:
в) как цена, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено налоговым законодательством;
1.18. Взаимозависимыми лицами признаются:
г) физические лица и организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты деятельности.
1.19. Рыночной ценой товаров (работ, услуг) признается:
г) цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических условиях.
1.20. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются:
б) указанные цены (тарифы);
- НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:
а) федеральные налоги и сборы;
2.2. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ:
б) не могут устанавливаться;
2.3. К региональным налогам относятся:
в) налог на имущество организаций;
2.4. К федеральным налогам относятся:
б) налог на прибыль организаций;
2.5. К местным налогам относятся:
а) земельный налог;
2.6. К специальным налоговым режимам относятся:
б) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
2.7. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:
а) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
2.8. Местом нахождения обособленного подразделения организации признается:
а) место осуществления деятельности обособленным подразделением;
2.9. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации налоговые льготы:
б) могут устанавливаться в пределах установленных НК РФ;
2.10. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:
б) с уплатой налога (сбора);
2.11. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее:
в) 3 месяцев со дня выявления недоимки;
2.12. Требование об уплате налога должно быть исполнено:
г) срок не установлен.
2.13. Обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов ликвидируемой организации исполняют:
б) ликвидационная комиссия;
2.14. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится:
в) в периоде совершения ошибки;
2.15. Если организация создана в период с 1 по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период:
в) со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания;
2.16. Срок уплаты налога может изменяться в форме:
б) инвестиционного налогового кредита;
2.17. Налогоплательщики организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов:
в) в течение 7 дней;
2.18. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:
а) по налогу на прибыль;
2.19. Процентная ставка пени определяется как 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей:
б) за период существования недоимки;
2.20. Арест на все имущество налогоплательщика-организации:
б) может быть наложен;
2.21. Исковое заявление в суд о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано со дня уплаты указанной суммы:
в) в течение 3 лет;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
- Налог на прибыль организаций
3.1.1. Налогоплательщиками признаются:
а) российские и иностранные организации;
3.1.2. Не являются плательщиками налога на прибыль:
в) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;
3.1.3. Объектом налогообложения признаются:
а) доходы, уменьшенные на сумму расходов;
3.1.4. Доходами от реализации признаются:
б) выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных;
3.1.5. В состав прочих доходов для целей налогообложения включаются:
б) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;
3.1.6. В состав прочих расходов включаются:
а) расходы на услуги банков;
3.1.7. При определении налоговой базы не учитываются:
в) имущество, полученное в форме залога;
3.1.8. Пеня по хозяйственному договору, причитающаяся к получению, признается доходом:
в) на дату признания должником или получения средств на счета в банках либо в кассу в зависимости от выбранного метода признания доходов и расходов;
3.1.9. Не подлежат налогообложению доходы в виде:
б) имущества, полученного в рамках целевого финансирования;
3.1.10. При осуществлении различных видов деятельности общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются:
а) пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки;
3.1.11. К посреднической деятельности относится:
б) комиссионная деятельность;
3.1.12. Расходами признаются:
а) обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода;
3.1.13. К расходам на оплату труда не относятся:
в) выплаты за счет средств специального назначения;
3.1.14. К амортизируемому имуществу относится:
а) имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.;
3.1.15. Представительские расходы нормируются в размере:
а) 4% расходов на оплату труда;
3.1.16. В себестоимость товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли включаются:
а) транспортный налог;
3.1.17. В себестоимость товаров (работ, услуг) для целей налогообложения не включаются:
б) расходы на рекламу сверх предусмотренных нормативов;
3.1.18. Проценты по банковским кредитам для целей налогообложения:
а) включаются в себестоимость товаров (работ, услуг)в пределах, установленных положениями НК РФ;
3.1.19. Сумма резерва по сомнительным долгам создается:
в) в зависимости от срока возникновения задолженности по состоянию на последний день отчетного периода, но не должна превышать 10% выручки;
3.1.20. Налогооблагаемая прибыль организаций, получивших безвозмездно от других организаций имущество:
в) увеличивается на рыночную стоимость этого имущества с учетом ст. 40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости;
3.1.21. Организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль по месту нахождения этих подразделений:
в) пропорционально среднесписочной численности (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества;
3.1.22. Признание доходов и расходов по методу начисления происходит:
а) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место;
3.1.23. По налогу на прибыль установлены следующие ставки в зависимости от вида дохода:
г) 20%, 15%, 10%, 9%, 0%.
3.1.24. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается:
в) календарный год;
3.1.25. Квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль имеют право уплачивать:
г) все организации, у которых за предыдущие четыре квартала доход от реализации товаров (работ, услуг) не превысил в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал.
3.1.26. Сумму налога:
а) организация исчисляет самостоятельно как произведение ставки налога и налоговой базы;
3.1.27. Ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль уплачиваются в бюджет:
в) не позднее 28-го числа каждого месяца;
3.1.28. Не включаются в доходы банка:
б) суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступившие в уплату уставного капитала;
3.1.29. Организации ведут налоговый учет:
а) в обязательном порядке;
3.1.30. Подтверждением данных налогового учета являются следующие группы документов:
б) первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы;
3.2. Налог на добавленную стоимость
3.2.1. Плательщиками НДС не признаются:
в) обособленные подразделения организации;
3.2.2. Освобождение от обязанностей налогоплательщика предоставляется, если:
г) сумма выручки без учета НДС, за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности не превысила 2 млн руб.
3.2.3. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как разница между суммой налога, исчисленной от реализации товаров (работ, услуг), и суммой:
в) налоговых вычетов;
3.2.4. К объектам налогообложения относится реализация товаров (работ, услуг):
а) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
3.2.5. К оборотам, облагаемым НДС, относятся:
а) услуги по предоставлению напрокат аудио- и видеоносителей из фондов учр
г) передача товаров для собственных нужд.
3.2.6. При реализации на безвозмездной основе товаров (работ, услуг):
г) плательщиком НДС признается передающая сторона.
Источник
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»1. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса:
■ физическими лицами, получающими доход;
■ юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).
За счет налоговых поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются финансовые ресурсы общества. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ).
Исходя из этого определения можно сделать вывод, что налог основывается на следующих принципах:
■ обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соот
ветствии с законодательством как субъекты налогообложения, т. е. на
логам присущ принудительный характер;
■ индивидуальность определения величины налога в отношении
каждого налогоплательщика;
■ безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие
факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ
и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;
■ отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.
Финансовые ресурсы государства формируются и за счет сборов. Сбор – это «обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8 НК РФ). Главное отличие сбора от налога – отсутствие требования безвозмездной уплаты, т. е. перечисление сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком (например, уплата сбора на право торговли позволяет осуществлять торговлю на территории данного субъекта федерации).
Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную, экономическую, контрольную.
Фискальная функция (от лат. fiscus – государственная казна) обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Именно благодаря действию данной функции властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами (натуральными и (или) финансовыми), а на более высоких стадиях развития государства формируется единый централизованный денежный фонд.
В индустриальном и постиндустриальном обществах, ввиду того, что объем налоговых отчислений увеличивается, а государство стремится все более активно проводить свою политику в экономической и социальной сферах, значение фискальной функции возрастает.
Налоги в этом случае превращаются в основной источник доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в бюджет составляет 80-90%. Для сравнения налогового бремени по странам в международной статистике пользуются показателем удельного веса налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте. Таким образом, фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую, социальную и воспроизводственную.
Налоговое регулирование, являющееся составной частью государственного регулирования, в современных условиях признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.
Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).
2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.
3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.
4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.
- Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).
Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.
Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Источник