Я молод и могу принести пользу другой

Я молод и могу принести пользу другой thumbnail

По хештегу #зож инстаграм выдает более 11 млн публикаций, а вот #рейву достались скромные 19 тысяч – здоровый образ жизни все настойчивее подминает под себя едва ли не главное развлечение молодежи с момента падения СССР, которое можно описать словосочетанием «качественный угар». Редеют ряды тусовщиков, заставших беззаботные девяностые и гламурные нулевые: никакой FOMO (fear of missing out – «страх что-то пропустить». – Esquire) уже не гонит их на танцполы. «В понедельник на работу, да и здоровье уже не то», – разводят руками они. Вместе с тем здоровье и работа не мешают им же бегать по десять километров в день или регулярно посещать спортклуб. Дело, конечно, не в том, что поход на танцы требует каких-то особых ресурсов организма. Просто танцпольные марафоны и ЗОЖ находятся по разные стороны баррикады – рейв всегда был про веселье, которое никак не вязалось с постулатами здорового образа жизни, кажется, полностью захватившего современные умы.

Конечно, во все времена на собственное здоровье мало кто был готов наплевать, но в «дозожные» времена одним из любимых развлечений заядлых рейверов были домашние афтепати, где между шотами ред-булла с водкой обсуждалось, какая минеральная вода полезней и чем прекрасна йога. Тогда и главной отечественной ЗОЖ-диковинкой был диджей List, который прославился не только своими крышесносными сетами, но и тем, что «ничего не курит, не пьет и не принимает, потому что кришнаит».

Сейчас таким воздержанием гораздо сложнее удивить – в Штатах последние годы набирают популярность вечеринки Daybraker, которые начинаются в пять утра. Там нет алкоголя, а вместо запрещенных препаратов тусовщики берут с собой шагомеры и после «отрыва» идут на работу или учебу. Уже и в ночном клубе часто встречаешь старого знакомого с бутылкой воды вместо бокала: когда-то вы вместе висели на барной стойке в ожидании очередной, явно лишней текилы-бум, а сегодня у него фитнес-трекер. Повальный интерес к ЗОЖу, как ни странно, вызывает скепсис у врачей. Одним приходится латать мениски, полетевшие от внезапного увлечения марафонами. Другим – работать с расстройствами пищевого поведения разной степени тяжести. Термин «орторексия», обозначающий навязчивое стремление к «здоровому образу жизни и правильному питанию», еще в 1997 году был предложен американским врачом Стивеном Бретменом. И несмотря на то что официально болезнью орторексия пока не признана, все больше специалистов готовы признать ее таковой – люди перестают нормально питаться, но не ради стройности, как было с анорексией, а во имя здоровья.

Суперфуды вместо привычных продуктов, смузи вместо завтрака, свекольный квас вместо бокала сухого красного – все это появляется в жизни современного человека, если он решает заняться своим здоровьем. Врачи при этом не устают твердить, что перемолотые блендером фрукты с точки зрения биохимии для пищеварения гораздо хуже, чем пережеванные, а активные кардионагрузки посреди загазованных проспектов -сомнительный способ оздоровления. Идея существования суперфудов вообще смахивает на грамотный маркетинг, о чем тоже говорят специалисты: пока в России скупают очередные заморские семена долголетия, в Штатах суперъедой объявили гречку.

«Во всех новомодных идеях о питании и долголетии поиски чудесного граничат с безграмотностью. Когда пациент говорит, что не ест, например, помидоры, потому что в них содержатся вредные лектины, я первым делом задаю вопрос, что это такое. Пока еще ни один пациент не смог ответить достаточно внятно, – рассказывает Франческо Маротта, гастроэнтеролог знаменитой оздоровительной клиники Анри Шено. – В помидорах и правда лектины, а еще множество необходимых витаминов и ликопин. Смысл не в том, чтобы исключить тот или иной продукт навсегда, а в умеренности – и работает он во всем».

Отсутствие умеренности удивительным образом роднит нездоровый образ жизни со здоровым. Кардиологи напоминают, что сердечные приступы гораздо чаще случаются в спортивных залах, чем на танцполах – то есть там, где люди укрепляют, а не растрачивают собственное здоровье. Едва ли не главный совет начинающим фитнес-адептам – привыкать к нагрузкам постепенно, не бросаться сразу тренировать все, тягать самое серьезное железо и бегать в спортклуб семь дней в неделю. Точно так же мало кто посчитает полезным ежевечерний поход в бар, но едва ли будет утверждать, что в паре бокалов вина кроется верная смерть.

Одной из наиболее частых причин для похода в клуб или бар люди называют стресс – хочется встряхнуться, снять напряжение. Специалисты считают стресс одним из ключевых факторов, влияющих на развитие многих недугов, включая рак и диабет. И в отличие от поклонников ЗОЖа врачи не уверены, что бесконечный контроль над тем, насколько полезна пища, приносит меньше вреда, чем периодический поход на вечеринку, которая позволяет расслабиться. С точки зрения биохимии и процессов, которые запускаются в организме, телу все равно, нашли вы тысячу рублей или потеряли – стресс и нагрузка на системы жизнеобеспечения будут примерно одинаковыми. Именно поэтому люди часто заболевают в отпуске: сказываются изматывающий перелет, нервы, незнакомая пища и климатический скачок. Вместе с тем эмоции, которые мы испытываем в отпуске, играют далеко не последнюю роль – в случае с «хорошим» стрессом они служат своего рода амортизатором, который позволяет частично нивелировать нагрузку. Как от хороших известий инфаркт случается реже, чем от плохих, так и веселье на час, похоже, полезнее тоски на день, пусть и за тарелкой органического кейла.

Впрочем, не все фанаты ЗОЖа одинаковы. Есть и те, кто ищет способы совмещать оба подхода. Дмитрию 23, пару лет назад он окончил Британку, работает дизайнером в небольшом рекламном агентстве, одевается во все черное и разбирается в крафтовом пиве и электронной музыке. Кроме того, он биохакер. «В прошлом году я прочитал книгу Дейва Аспри Strong (в российском переводе она вышла под названием «Биохакинг мозга». – Esquire), и некоторые вещи срезонировали: ко всем процессам в организме можно найти ключ и адаптировать их под себя – настроить организм с помощью питания и добавок. Я подумал, что благодаря нехитрым приемам можно сделать так, чтобы любая тусовка прошла незаметной для здоровья. К важной вечеринке я начинаю готовиться примерно за неделю: принимаю магний и другие электролиты, омега-3 и триптофан, из которого образуется гормон радости серотонин. Обязательно добавляю в рацион ежедневные пробиотики для укрепления микрофлоры, ем побольше всяких ферментированных овощей – больше всего я люблю корейскую капусту кимчи. За два дня до вечеринки варю крепкий костный бульон, который пью за сутки до и сутки после вечеринки. Уходя на тусовку, принимаю ферменты для печени и поджелудочной. А после вечеринки, как проснусь, – принимаю ванну с магнием. Могу легко тусить все выходные, а в понедельник чувствовать себя нормально. К тому же я регулярно делаю анализ крови и слежу за состоянием здоровья».

Пока специалисты воздерживаются от комментариев, насколько в принципе эффективен и оправдан такой подход, наука еще не обнародовала четких доказательств того, что Дейв Аспри и его последователи действительно хакнули систему с помощью минеральных добавок и пуленепробиваемого кофе (кофе, взбитый со сливочным или кокосовым маслом, который якобы способен вывести мозг на новый уровень производительности). «Биохакинг – соблазнительная идея, но пока что против генетики, что называется, не попрешь. Конечно, регулярно сдавать анализы, следить за уровнем микроэлементов – скорее хорошо, чем плохо. Но пока точно не доказано, что с помощью БАД и питания можно на 100% компенсировать вред от употребления алкоголя, наркотиков и того же табака, – комментирует диетолог-эндокринолог Мария Лапенкова. – Истории про дедушку, который всю жизнь курил как паровоз, пил как сапожник и умер в 98 лет, касаются как раз генетики – кто-то может так, а кто-то питается идеально, ложится спать в 10 вечера и закаляется всю сознательную жизнь, а путь свой заканчивает в самом расцвете сил от инсульта. И даже тест на генетическую предрасположенность не даст вам четкого ответа, когда и отчего вы умрете, а благодаря чему проживете сто лет. По крайней мере, пока». Значит, нет смысла переживать, насколько идеален ваш образ жизни, но лучше почаще следовать принципу умеренности, с которым согласны, кажется, все: радость от жизни гораздо полезнее тоски по идеалам.

Ирина Урнова

Источник

Желание сделать других счастливыми и сохранить позитивный настрой в общении, безусловно, похвально, но только до определенного момента. Чрезмерное усердие в этом деле может превратиться в неприятную и даже разрушительную привычку – стремление понравиться каждому. В какой-то момент вы обнаружите, что игнорируете собственные потребности, забываете о своем личном времени и подвергаете себя стрессу только для того, чтобы окружающим было комфортно.

AdMe.ru заботится о психическом здоровье своих читателей. Сегодня мы хотим обсудить с вами эту деликатную тему и предложить решения, которые помогут вам больше ценить себя.

1. Вам сложно говорить «нет»

Вы всегда помогаете другим, занимаетесь их делами или оказываете услуги. Причина проста: вы не можете отказывать людям. Возможно, вы боитесь, что в случае отказа на вас рассердятся или вас упрекнут в равнодушии. Более того, говоря «нет», вы испытываете неприятное чувство вины. Чтобы избежать этого, вы соглашаетесь на что угодно и позволяете людям красть ваше свободное время.

Решение: осознайте силу отказа. Поначалу это может быть сложно, но в конце концов такой навык окупится. Отказ от того, что постоянно крадет ваше свободное время, не делает вас эгоистом. Это означает, что вы относитесь к себе с любовью и уважением.

2. Вам хочется нравится всем, кто вас окружает

Страх быть отвергнутым – еще одна черта, которая довольно часто встречается у людей, стремящихся всем угодить. Вы боитесь, что, если окружающие не будут симпатизировать вам, вы останетесь в одиночестве. В результате вы пытаетесь сделать все, чтобы этого не произошло, изменив свое поведение в угоду другим. Люди могут воспринимать это как повод использовать вас.

Решение: подумайте, не манипулируют ли вами. Большинство окружающих без колебаний воспользуется такой возможностью. Они могут использовать ласковые просьбы вроде «Ты единственный, кто может это сделать». Едва заметив что-то подобное, лучше сразу провести границу и поставить себя и свое личное время на первое место.

3. Вы поддаетесь влиянию чужих негативных эмоций

Нет ничего плохого в том, чтобы избежать конфликта и превратить все в невинную шутку. Но те, кто стремится угодить другим, не умеют справляться с негативом, даже если дело не имеет к ним отношения. Такие люди видят в негативных эмоциях признак того, что собеседник недоволен лично ими. Чтобы исправить ситуацию, они возьмут вину на себя и предложат решения, которые осчастливят других.

Решение: поймите, что конфликты неизбежны и могут принести пользу. Они позволяют людям выражать свои мысли и говорить о вещах, которые их беспокоят. Подавлять свои и чужие чувства – нездоровый подход, ведь всем нам иногда нужно выпустить пар.

4. Вы чувствуете постоянную ответственность и извиняетесь даже тогда, когда в этом нет необходимости

Если какая-то ситуация пойдет не по плану, вашей первой реакцией будет «Прости!». Что бы ни случилось, вы всегда пытаетесь взять на себя вину и понести наказание. Это происходит из-за внутреннего желания быть милым и вежливым, но в конечном счете это только еще больше вредит вашей самооценке.

Решение: обращайте внимание на то, что вы делаете, говорите и чувствуете: попробуйте проанализировать, почему и когда вы начинаете извиняться. Также обратите внимание на людей, с которыми вы это делаете. Вы заметите, что во многих ситуациях в пространных объяснениях и извинениях попросту нет необходимости.

5. Вы отметаете в сторону собственные нужды и желания

Поскольку вы слишком заняты размышлениями о чувствах других, вы часто забываете подумать о собственных. Или можете не замечать того, чего действительно хотите в данный момент. Возможно, однажды вы даже не сможете сказать, что хорошо понимаете себя. В таких случаях бывает трудно говорить о своих чувствах и выбирать то, что лучше для вас.

Решение: больше прислушивайтесь к себе. Уделите время тому, чтобы понять, что нравится именно вам и чего вы хотите. Вы можете написать список своих приоритетов и того, что делает вас счастливым.

6. Вы предпочитаете давать, нежели получать, даже если приходится жертвовать собственным комфортом

Ежедневные жертвы ради других могут стать нормой для тех, кто постоянно пытается угодить людям. Например, с таким подходом к жизни вы можете застрять в токсичных отношениях. Вы втайне надеетесь, что партнер заметит и оценит это, но обычно люди лишь привыкают к вашему поведению, и в итоге вы ничего не получаете взамен.

Решение: подумайте о своих приоритетах и осознайте, что важно в первую очередь для вас, а не для других. Вы также можете четко обозначать время, которое готовы выделить для помощи окружающим. Например, вечером во вторник и четверг. Таким образом, у вас гарантированно останется время для собственных занятий и хобби.

7. Вы чувствуете ответственность за чувства других людей

Кажется, вы подмечаете каждую эмоцию и изменение настроения своих друзей и членов семьи и всегда реагируете на это. В напряженные моменты вы можете даже винить себя за то, что не в состоянии успокоить или осчастливить ближнего. Но на самом деле каждый сам несет ответственность за свои эмоции.

Решение: используйте метод эмпатического утверждения. Вы можете попытаться понять, что чувствуют и чего хотят другие, но при этом удерживайтесь в собственных границах. Например: «Я понимаю, почему ты злишься, но все, что я могу сделать, – это побыть сейчас рядом с тобой».

8. Вы стараетесь соответствовать людям вокруг вас

Люди, которые стремятся угодить другим, могут бояться показывать себя настоящих. Вместо этого они решают плыть по течению и «подгонять» себя под манеру поведения окружающих. Таким образом они надеются выстроить хорошие отношения с другими и сделать атмосферу вокруг более комфортной.

Решение: научитесь быть собой среди других. Даже если у вас много общего с окружающими, постарайтесь признать то, что вы отличаетесь от других, и научитесь уважать это. Рядом с вами, личностью со своими интересами и мнением, не менее приятно находиться. Множество вещей делают вас уникальным человеком, так что не стоит скрывать это от мира.

9. Вы хотите получать одобрение других людей

В своем стремлении всем угодить вы всегда будете искать похвалы от окружающих. В большинстве случаев это происходит из-за довольно низкой самооценки. Одобрение дает вам возможность почувствовать себя любимым, нужным и достойным. Замечая, что другие заботятся о вас и ценят вас, вы наконец обретаете чувство комфорта.

Решение: пора перестать искать одобрения. Попробуйте отметить, что именно вы делаете, стараясь получить похвалу от других. Это может быть большое количество сообщений в соцсетях или бесконечные рассказы о своих последних достижениях… Как только вы выясните, как это проявляется, вы сможете постепенно начать менять такое поведение.

10. Вы не признаете, что ваши чувства задели

Поскольку вы всегда стараетесь делать других счастливыми, сами вы сильно перенапрягаетесь. Вы пытаетесь скрыть свои негативные чувства, чтобы они не беспокоили других: отрицаете, что чувствуете грусть, злость или разочарование, и прикрываетесь маской счастья. Это может привести к тому, что вы вообще перестанете понимать, что чувствуете.

Решение: научитесь признавать свои эмоции. Подавление чувств может стать причиной большого стресса для организма и привести к неприятным последствиям. Забота о себе так же важна, как и забота о других. Будьте сострадательны к себе и обращайтесь со своими чувствами с вниманием и любовью.

Вы цените чувства других больше, чем свои собственные? Считаете ли вы, что забота о себе и эгоизм – одно и то же?

Источник

10 Февраля

И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон

(Исх. 24, 1)

«Возвожу очи мои к горам», – говорит Псалмопевец, – это точно ответ на призыв: «Взойди ко Господу». А за очами пусть подымаются душа и жизнь к Нему, ухватившись за руку Божию, которая простирается вниз, чтобы поднять и приблизить.

Невозможно самому освободиться от греха и гнетущей плоти, взобраться по крутизне искушений и соблазна к небу. Но рука об руку с Тем, Который открыл и проложил дорогу, душа устремится вверх, и то, что раньше служило ей преткновением и поводом к падению, станет ступенями восхождения. Грех и плоть попираются, побеждаются, и шаг за шагом мы простираемся вперед и вверх. Иакову жизнь представилась в виде лестницы, по которой спускались и подымались Ангелы; наша жизнь – тоже лестница, на нижнюю ступень которой снизошел Сын Божий для того, чтобы поднять и привести нас к Богу, иной раз и тернистой тропой, но благословенной, потому что на ней – Его следы.

«Ближе Господь к Тебе,

Ближе к Тебе,

Хотя бы крестом пришлось

Подняться мне!»

Один умирающий ребенок жалобно просил: «Подымите меня выше, выше!» Отец взял его на руки и приподнял его высоко, но дитя продолжало просить обрывающимся голосом до последнего вздоха: «Выше, выше!» Скоро Господь принял его к Себе, из дрожащих рук земного отца в любящие объятия Отца Небесного. На его могиле рядом с именем ребенка начертали слова: «ПОДНЯТ ВЫШЕ!»

Господь зовет нас всех к Себе, выше, ближе к Нему, и хочет поднять нас от земного к небесному.

11 Февраля

Устремлюсь путем повелений Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. Буду ходить свободно, потому что я взыскал повелений Твоих

(Пс. 118, 32, 45)

Когда сердце расширено, то легче повиноваться Божественному закону, а когда исполняешь послушание, то тем самым сердце расширяется. В этом нет противоречия, и каждый может убедиться в том на собственном опыте. Исполняя волю Божию, узнаете истину, и истина освободит вас. Соблюдая заповеди Его, пребудете в Его любви, а пребывая в Нем, принесете много плода (Ин. 8, 15).

Хорошо, когда сердце расширено, не так ли? Вместо того, чтобы чувствовать себя в каком-то заключении и вечно мучиться бесплодными сожалениями. Когда сердце расширяется, дышишь свободно, идешь прямо и скоро, не чувствуя усталости и видя ясно цель перед собою. Но ни один человек в мире не может расширить мое сердце, даже если он в состоянии поставить меня властелином громадного царства.

Сколько я ни буду повторять: «Я свободен», мое сердце все же будет в тесном заключении и в порабощении греху, пока Господь не расширит его и не освободит меня от греха и соблазна.

По нашей природе мы – рабы, но Господь в Своем милосердии дал нам свободу Он купил нас ценою Своей Крови, Он повелел нам прикоснуться с верою к спасительному Кресту Иисуса Христа и сказал нам: «Ты свободен». Слышал ли ты этот Голос? И не почувствовал ли ты, как спали с тебя оковы и как сердце твое расширилось? Ты не мог двинуться, а теперь можешь и должен следовать внутреннему стремлению. Послушание стало для тебя возможным, легким, радостным. Перед тобой открывается огромное пространство, и ты чувствуешь в себе силу его перешагнуть, потому что ты сознаешь себя свободным и спасенным. Ты можешь творить свое дело, потому что в тебе уже совершилось дело Господа твоего, и ты испытал истину этих слов: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).

12 Февраля

Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом

(Гал. 5, 15)

Угрызать, съедать! Какие сильные выражения! Но не слишком сильные, когда мы смотрим на действительность. Какой напор злобы и зла со всех сторон! И как пагубно действует оно на души свежие, молодые, еще не изведавшие горечь и неумолимость людских суждений! Когда-нибудь откроются перед нами плоды нашей земной вражды, и мы ужаснемся. Бог хочет миротворцев, а мы ссоримся! Бог хочет созидателей, а мы разрушаем! Бог хочет милосердных самарян, которые бы израненного пожалели, подняли и перевязали; а мы над ранами греха, и своими и чужими, часто смеемся, или осуждаем немилосердно в ближнем то, что оправдываем в себе. Если же такое озлобление проявляется между верующими, если люди относятся с горечью, с недружелюбием друг к другу по каким-нибудь личным причинам или по узкости своих взглядов, то какой это позор на Имя Христа, пришедшего соединить в Себе и дальних и ближних и усмирить Крестом Своим всякую вражду!

Итак, пусть высшее подавит низшее. Пусть любовь, которую Один Бог может дать, победит все восстающее против этой любви. Пусть послушание этому слову, – «ищи мира и стремись к нему» (Петр. 3, 11), восторжествует над всеми раздорами, которые отравляют жизнь и сердце. И если мы – искренние христиане, то пусть опасение огорчить Христа заглушит в нас все личные обиды и побудит нас словом, делом и помышлением прославлять Его святое Имя.

13 Февраля

Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас твердо

(Флп. 3, 1)

Апостол Павел не тяготится повторением одних и тех же наставлений, уверенный, что это повторение полезно для тех, к кому оно обращено. Люди ищут и любят все новое. Напрасно старики предлагают юношам те книги, которыми они питались в молодости. Молодежь ими не довольствуется, и потому воспитание представляет столько затруднений. Ребенку надоедает твердить постоянно одно и то же; не усвоив азбуки, он спешит узнать те науки, которые ему еще недоступны.

В духовном мире мы встречаем то же самое, и не раз приходилось нам слышать жалобы на то, что в проповедях нам повторяют все одно и то же. Но неужели можно допустить, чтобы проповедники, ради новизны, упускали единое на потребу, единое неизменное и вечное?

Истина едина, как Един Бог и одно Искупление. Вот почему для христианина не может быть тягостным читать и перечитывать Слово Божие. При постоянном чтении Священного Писания его будет поражать то, что сначала прошло незамеченным. Наша неохота перечитывать одно и то же не есть ли признак нашего равнодушия и поверхностного отношения к той истине, которая возвещает нам о нашем спасении и обещает вечное блаженство? За желанием новизны обыкновенно следует блуждание по собственным путям.

Человек отрывается от векового корня, и его бросает во все стороны. Он очень скоро сбивается с дороги и, не находя почвы, или предается все большему легкомыслию и пустоте, или разочаровывается во всем и предается горечи.

Один путь Божий проложен был для человека от начала времен, тот путь, на котором сосредоточены все Его благословения, который протекает с Ним и ведет прямо к Нему. Это путь старый, а вместе с тем всегда «новый и живой» (Евр. 10, 19). Это путь твердый, потому что основание его, от начала до конца, есть Слово Божие; вместе с тем это путь, на котором встречаются самые разнообразные опыты, чудные открытия, живые источники, неугасающий свет. Найти его легко, надо только попасть в ту дверь, от которой он исходит. Иисус сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9).

14 Февраля

Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть

(Мк. 8, 2)

Какая забота о немощном, голодном народе! Отметим все подробности: они отощали, некоторые из них живут далеко, они могут ослабеть в пути – все это видит и перечисляет Господь. Это не поверхностное какое-то общее благотворение, которое не входит в подробности и едва касается чужой нужды. Он не только сожалеет о тех, которые уже ослабели, Он не только видит то, что прямо бросается в глаза. Нет, Он не хочет допустить до того, чтобы люди ослабели в дальнем пути, и ради этого остается с ними до позднего вечера. И кормит Он их руками тех самых людей, которым незадолго до того наскучила эта голодная толпа так, что они просили отпустить ее, доказывая, что накормить нечем.

Ученики тогда еще бывали иной раз нерадивы; усталость брала верх, усердие ослабевало; но, несмотря на все это, они были послушны, и когда Господь им вложил в руки хлеб и повелел раздавать – они раздавали. Восприняв вновь от Духа Его, оживилось и притупленное чувство, и они стали передавателями Его щедрот.

Да научит нас Господь жалеть искренно и глубоко, вникать в страдания наших ближних и помнить, что если мы не имеем чем накормить от себя не только их душу, но даже и тело, то кормит за нас Господь. Предадим наш скудный запас в Его руки, и Он сделает его достаточным.

Возблагодарим Его за эти слова: «Вы дайте им есть» (Мк. 6, 37). Он, Податель всего, хочет употребить нас, как Свои орудия, и наделять, насыщать, утешать через нас.

15 Февраля

У множества уверовавших было одно сердце и одна душа

(Деян. 4, 32)

Нам бы следовало чаще обращаться мысленно к первым временам христианства, когда вся жизнь Спасителя нашего была еще свежа в памяти Его современников. К несчастью, это воспоминание слишком скоро изгладилось из памяти, испарился дух единения и любви, царивший между первыми последователями Христа! Далеко нам теперь до того, чтобы иметь «одно сердце и одну душу». Именно вопросы веры чаще всего порождают вражду и распри между теми, которые должны бы сплотиться в одной общей, всеобъемлющей, все покрывающей вере. Даже если мы различно понимаем и чувствуем многое в области религии, мы должны помнить, что Бог Един для всех и что общая вера, соединяющая людей между собой, должна привести нас к единодушию, а не к распре.

Покидая эту землю, Спаситель оставил ученикам Своим священный завет: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), говорил Он, и страшно подумать, как немногие христиане сумели сохранить его! Если даже нам случается встречать мнения, с которыми мы согласиться не можем, будем все-таки стараться сохранять всегда дух кротости, которым только и можно победить.

Силою Духа Святаго, «очистив души к братолюбию, научимся любить друг друга» (1 Петр. 1, 22).

Плод вселения истины Христовой в сердце есть любовь. Не разъединять нас, а мирить между собою, вселять, в нас нелицемерную, братскую взаимную любовь должна вера во Христа и учение Его.

Ибо Он есть истина живая и вечная, которая воскрешает мертвую душу человека, которая во все времена неизменно та же, которая не перестает давать жизнь всему тому, с чем она соприкасается: «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим. 14, 19).

16 Февраля

Народы эти чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их, как поступали отцы их, так и они поступают до сего дня

(4 Цар. 18, 41)

Потомство этих народов размножилось до легиона: на каждом шагу встречаем мы подобных им, «служащих Богу и маммоне», (Мф. 6, 24), «хромающих на оба колена» (3 Цар. 18, 21), «ни холодных, ни горячих» (Откр. 3, 15), или, выражаясь обыкновенным слогом, готовых угодить и нашим и вашим.

Вот в чем заключается грех «народов этих»: не придерживаясь ни той, ни другой стороны, они служат одновременно Богу и маммоне, а в сущности, извлекают из того и другого лишь выгоду для самих себя.

Невозможно отдать себя наполовину Богу и наполовину вражьей силе, которая так искусно овладевает людьми; невозможно только изредка придерживаться слова Божия и лишь отчасти иметь в нем основу своей жизни, и, вместе с тем, ставить мерилом своих действий и решений – «дух мира сего».

Господи, неужели я скажу Тебе, когда Ты зовешь меня: «Приди позднее, я не готов»?

Неужели я заглушу то, что Ты сейчас хочешь мне сказать, и обращусь к Тебе лишь тогда, когда я покончу с миром? Могу ли я безнаказанно делить надвое свою жизнь, свое сердце, свои стремления и отдавать Тебе лишь часть всего этого? Колеблясь между двумя путями, я живу той двойственною жизнью, которая так опасна, не сознавая, что Бог в сердце может занять только первое место или никакого.

А дети чему научатся от шатких родителей? К чему все наставления, старания, угрозы, когда в жизни родителей не видно того твердого начала, того Божественного авторитета, которому если бы подчинились родители, то покорились бы и дети. «Дети, храните себя от идолов. Аминь» (2 Ин. 5, 21).

17 Февраля

Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

(Мф. 6, 18)

Господь наш Иисус Христос в одной из первых глав Евангелия от Матфея обращается к постящимся и говорит о том посте, который угоден Богу. «Не будьте, как лицемеры», – не поститесь, как лицемеры, не молитесь, как лицемеры, не благотворите, как лицемеры. Все эти дела, делаемые во Имя Божие, люди свели на землю и стали делать только на виду у людей. Господь наш с печалью видит, как все то, что должно исходить от Бога и к Нему стремиться, погрязло в земле; Он непрестанно старается отвести взор и сердце людей от грешного мира сего к небу.

Милостыни – прямо к Богу, мимо людей; молитва – прямо к Богу, мимо людей; пост – прямо к Богу, мимо людей – мнений их и похвалы их.

«Горе вам, фарисеи, лицемеры», – говорит Он низводившим Божие на землю для достижения славы земной.

«Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5, 44). Спаситель наш, достойный всякой славы и чести, любил повторять про Себя, что Он ни воли, ни славы Своей не искал. Людей же недостойных, жалких и оскверненных Он постоянно видит, ищущих только этой славы людской! А это искание приводит к лицемерию. Хочет Господь оторвать от земли привязанные к ней души и устремить их, «как стрелу, пущенную в цель» (Ис. 49, 2), прямо к Тому, Кто видит тайное и не принимает лицемерие. Господь праведный взывает к людям, которые молятся и постятся напоказ, говорит им: «Не перед людьми… но перед Отцем твоим, Который втайне». К Отцу Своему и нашему, видящему тайное, хочет Господь собрать, устремить, приковать все взоры, чтобы познали мы, вместо наружного благочестия, то неизреченное общение с Отцем, которое познается «втайне», в самой сокровенной глубине нелицемерной души.

Отец твой втайне, Он ответит тебе и откроется тебе втайне. И Он, видящий тайное, видит не только немощную твою молитву, внутренний пост души твоей, но также греховные ее тайны. Проникая во все нечистые глубины души твоей, Он не отвращается от тебя. Человек бы отвернулся, а Бог – нет: напротив, день и ночь простирает Он руки Свои к народу непокорному (Ис. 65, 2) для того, чтобы призвать упорные сердца к Себе и воздать ищущим сердцам тем общением с Ним, которое вливает в них новую жизнь и устрояет из них – «жилище Божие» (Еф. 2, 22).

18 Февраля

И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем

(Еккл. 2, 17)

Нет человека, который бы в течение своей жизни не подвергся искушению повторить эти слова Соломона, сознавая в то же время, насколько они неправильны и греховны. Это есть, действительно, искушение; злой дух бросает свой адский свет на всю грязь и мерзость, встречающиеся в жизни, и при виде этого нами овладевает отвращение ко всему миру; мы невольно спрашиваем у самих себя, а стоит ли, действительно, жить, и для чего? Неужели только для того, чтобы, вращаясь в этом омуте греха и соблазна, присоединить и свой плачевный голос к всеобщему воплю страждущего человечества?

Христианин не должен ненавидеть жизнь; сознавая, насколько она несовершенна, мрачна, подчас жестока, он все же должен ее любить как величайший дар Божий и понимать, что всякий желающий может многому от нее научиться. Жизнь – это поприще, на котором мы боремся против лжи за правду и против зла за добро. Это сокровище, слишком часто и легко расточаемое людьми; мы должны извлечь из него пользу и, когда придет время, возвратить его в руки Божий, из которых мы его получили. Жизнь – это почва, подвергающаяся часто буре и непогоде, но также орошаемая и благотворными дождями. Наконец, это прежде всего дар Божий; какое же право имею я возненавидеть этот дар и проклинать то, что Бог благословил?

Для того, чтобы любить жизнь, не будем искать в ней то, что она нам может дать, а то, что мы сами должны ей принести. Хочешь полюбить жизнь – рассмотри, какую пользу ты можешь в ней принести другим?

Неужели на твоем пути не нашлось никого, кому бы нужна была твоя любовь, кого бы ты мог утешить, поддержать, привести к Господу? Освящаясь делами любви, вся жизнь наша преобразится и расцветет при свете этой любви.

«Старайся ежедневно, – сказал кто-то, – отбавлять хоть немного от огромной горы человеческого страдания и прибавлять к малому холмику человеческой радости». Не возлюби своей жизни в смысле эгоизма, но возлюби ее ради Господа твоего, потому что это есть то поле битвы, на котором ты можешь постоять за Христа против греха. И помни, что только тогда начнется жизнь настоящая, когда ты отдашь ее в полное распоряжение Того, Кто тебе ее дал.

Источник