Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий смысл

Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий смысл thumbnail

Рекомендации учителя: эссе (мини-сочинение) по обществознанию

Пройдёт совсем немного времени и наступит «горячая» пора экзаменов: ОГЭ, ЕГЭ.

Как лучше подготовиться к экзаменам? Как получить честно заработанные высокие баллы за экзамен? Простых ответов на эти вопросы нет, но можно воспользоваться рекомендациями и советами  учителей, подготовивших немалое количество успешных выпускников по своим предметам.

Данная публикация посвящена самому сложному заданию в ЕГЭ по обществознанию — написанию мини-сочинения (эссе) на одну из обществоведческих тем. Внимательно прочтите эти рекомендации и используйте их в своей учебной деятельности.            

Эссе по обществознанию

Завершает каждый вариант экзаменационной работы альтернативное задание №36, требующее написать мини-сочинение (эссе). Эссе в переводе с фр.  — опыт, набросок. Основоположником жанра эссе обычно считают фр. философа М. Монтеня.

Это самое сложное задание ЕГЭ и его рекомендуют выполнять в последнюю очередь.

Часто (но не всегда) в качестве темы эссе используются афоризмы или необычные противоречивые высказывания, требующие нестандартного подхода к раскрытию проблемы. В данном случае необходима максимальная концентрация внимания, сил выпускника и времени (примерно 45-60 мин.). Например, как понять правильно сл. высказывание Д. Фонвизина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры»? Смысл этого высказывания «на поверхности не лежит».  Разве право не сопряжено с применением силы, с мерами государственного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка? Очевидно, что русский писатель, живший в эпоху Просвещения, имел ввиду нечто иное. Для правильного подхода к раскрытию проблемы необходимо вспомнить о том, как надеялись современники эпохи Просвещения на «хорошие» законы, на повышение образованности людей, как занималась «законобесием» Екатерина Вторая и её зарубежные «коллеги» (Иосиф Второй Австрийский, Фридрих Второй Прусский), уповавшие на правовые методы решения накопившихся общественных проблем…  «Право и справедливость»,  «право и правда», «социальная роль права», «правонарушение и  правовая ответственность», «право и принуждение», «право и сила», «право и бесправие» — вот те понятия и термины, необходимые выпускникам, выбравшим эту довольно сложную тему.

Эссе по обществознанию — это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему Именно поэтому в эссе по обществознанию должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.

Как оценивается эссе по обществознанию?

Предусмотрено три критерия для оценки данного задания: К1, К2, К3.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания №36, критерий

К1 — Раскрытие смысла высказывания является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов. 

К2 — Характер и уровень теоретической аргументации.

Выставляются 2 балла, если тема раскрыта с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы.  Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки  по этому критерию на 1 балл  (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) 

К3 —  Качество фактической аргументации.

Выставляются два максимальных балла, если факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются  в качестве примеров из различных источников).

Обязательно следует учесть:

1) Содержание многих высказываний, афоризмов можно трактовать широко, но отнесение высказывания к той или иной обществоведческой области задаёт определённые границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии. Тема должна быть раскрыта в контексте  философского или политологического, юридического или социологического, экономического или психологического знания

2) Не рекомендуется использовать повседневный бытовой опыт, малознакомый исторический и литературный материал. Но… следует знать, что любой личный пример легко превратить в пример из общественной жизни, если писать о нём от третьего лица (например: не «Мне нахамила продавщица, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, гражданину Х. нахамила продавщица, тем самым нарушив его права потребителя»

 3) Необходимо избегать чрезмерного увлечения фактами в процессе написания эссе, иначе оно может стать описательным и потерять характер рассуждения, размышления, т.е. свою теоретическую составляющую.

Читайте также:  В чем польза водорослей чука

Какова структура эссе?

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями, поэтому начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого формулирования понимания высказывания, ставшего темой эссе. Не нужно дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, определяющий её содержание и сущность. Например: в качестве темы эссе выбраны слова О. Мандельштама: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» Можно передать смысл фразы сл. образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, повседневный опыт, религия) обогащают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос —  всегда ли искусство подтверждает («неутомимо работает на пользу», как говорит поэт) науке?» 

Основная часть эссе представляет собой развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Здесь должны быть представлены:

— суждения (аргументы), ключевые обществоведческие понятия по теме

— доказательства, т.е. факты и примеры, поддерживающие суждения или  точку зрения

— рассмотрение и опровержение контраргументов (если не согласны с автором цитаты)

В конце эссе делается вывод (заключение), кратко подводящий итог рассуждениям. Заключение может содержать повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода.

Таким образом, в самом общем виде эссе выглядит так: 

В — (вступление) —  Т(тезис) —  А(аргумент) — Т(тезис) —  А(аргумент) — З(заключение, вывод).

Что украсит ваше эссе?

1) Сведения об авторе высказывания, если  это прямо «работает» на раскрытие темы.

2) Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению

3) ???

Основные фразы-клише, которые можно использовать при написании эссе.

Элементы эссе

Фразы-клише (стандартные, часто употребляемые)

1. Понимание (объяснение) смысла высказывания, проблемы (темы) и их актуальность.

(Обычно 2-3 предложения).

— Смысл данного высказывания состоит в том, что…

— В своём высказывании автор имел  ввиду то, что…

— Мысль автора состоит в том, что…

— Автор обращает наше внимание  на то, что…

— Действительно…

— Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

— Данная проблема является актуальной в условиях…

-?

2. Формулировка собственной позиции и её пояснение.

 (Обычно 2-3 предложения).

— Я согласен с мнением автора, поскольку…

— Я абсолютно согласен с автором. Действительно…

— Моё мнение совпадает с позицией автора, ведь мы знаем, что…

— С автором можно согласиться лишь частично, потому как …

— Можно согласиться только с первой частью высказывания, ведь…

— С одной стороны мы можем согласиться с автором, так как…

  С другой стороны…

— в данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что  кажется мне спорным…

— Позволю себе не согласиться с автором, так как…

— Моя позиция отличается от позиции автора, так как…

3. Многоаспектность анализа высказывания.

— Данное высказывание многоаспектно: с одной стороны…

— Высказывание можно рассмотреть в двух смыслах…

— Высказывание можно анализировать с разных сторон…

— Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

— В высказывании можно выделить как прямой, так и образный смысл…

— Данное высказывание носит неоднозначный характер. Его можно трактовать как…

— Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

— Стоит отметить, что…

4. Теоретический уровень аргументации (данные соответствующих наук, соответствующие понятия).

— В курсе обществознания (экономики, социологии, политологии…)…

— Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

— Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

 — Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

5. Эмпирический уровень аргументации (опора на факты общественной жизни, опора на личный опыт)

— Приведём примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

— Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают (подтверждают) мысль автора…

— Обратимся к примерам из истории (литературы, географии…)…

— Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

—  Множество примеров из нашей жизни подтверждают мысль автора…

6. Вывод, заключение (1-2 предложения)

— В заключение можно сделать вывод, что…

— На основании вышеизложенного можно утверждать, что…

— Таким образом…

— Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

Читайте также:  В чем польза творога 9 процентов

Источник

К ПРОБЛЕМЕ НАУЧНОГО СТИЛЯ ДАРВИНА
(Из записной книжки писателя)

… Вспомнил, что это искусство щелкуна
нигде не было описано как следует.

Дарвин. Путешествие вокруг света
на корабле «Бигль»

Во все критические эпохи естественные науки были ареной особо ожесточенной борьбы за мировоззрение. Только внимательно изучив историю воззрений на природу, мы поймем закономерность в смене литературных стилей естествознания.

Дарвин не навязывает природе какой бы то ни было цели, он отрицает за нею какую бы то ни было благость. Всего более далек он от мысли приписывать ей волю или разумные зиждущие свойства.

С удивительным постоянством Дарвин дает захватывающие снимки животного или насекомого, застигнутого врасплох в самом типическом для него положении.

«Щелкун, брошенный на спину и приготовляющийся к прыжку, загибает голову и грудь назад, так что грудной отросток выдается наружу и помещается на краю своего влагалища. Пока продолжается это загибание головы назад, грудной отросток действием мышц сгибается подобно пружине; в это время животное опирается на землю краем головы и надкрыльев».

Нам уже трудно оценить всю небывалую свежесть этого описания, которое так и просится на пленку кино. Для того чтобы понять всю глубину художественно-научной революции, осуществленной Дарвином, сравним эту хищную, насквозь функциональную зарисовку жука с одним из описаний Палласа — натуралиста линнеевской школы, автора «Путешествия по разным провинциям Российского государства»:

«Азиятская козявка. Величиной с сольтицияльного жука, а видом кругловатая с шароватою грудью. Стан и ноги с прозеленью золотые, грудь темнее, голова медного цвета. Твердокрылия гладкие, лоснящиеся, с примесью виолетового цвета — черные. Усы ровные, передние ноги несколько побольше. Поймана при Индерском озере».

Насекомое преподнесено как драгоценность в оправе, как живопись в медальоне.

Систематика Линнея нуждалась в таких описаниях: «предустановленная гармония» в природе постигается непосредственно через классификацию, познавать и восхищаться одно и то же.

«Сие изящное строение сердца с приходящими к нему жилами служит единственным побуждением к кровообращению», — говорит Линней.

Почти столетие отделяет Линнея от зрелого Дарвина. Между ними — Кювье, Бюффон и Ламарк. Структурные и анатомические признаки в натуралистических сочинениях возобладали над чисто живописными приметами. Искусство «миниатюры» Палласа пришло в упадок. Но по существу мало что изменилось.

На место неподвижной системы природы пришла живая цепь органических существ, подвижная лестница, стремящаяся к совершенству. Вместо бога-архитектора (Линней) у деиста Ламарка — конституционный монарх. Классификация, по Ламарку, нечто искусственное, как бы волосяная сетка, накинутая человеком на разнообразие явлений. Что же остается натуралисту, как не восхищаться по-прежнему, но уже не единичными феноменами природы, а ее классами, расположенными в порядке поступательного развития.

Французская революция оставила глубокий отпечаток на стиле естествоведов. Тот же Бюффон в своих научных трудах выступает в роли революционного оратора. Он восхвалял «естественное состояние» лошадей, ставил людям в пример табуны диких коней, воздавал почести гражданской доблести коня.

А Ламарк, пишущий свои лучшие труды как бы на гребне волны Конвента, постоянно впадает в тон законодателя и не столько доказывает, сколько декретирует законы природы.

Замечательный прозаизм научных трудов Дарвина был глубоко подготовлен историей. Дарвин изгнал из своего литературного обихода всякое красноречие, всякую риторику и телеологический пафос во всех его видах.

Он имел мужество быть прозаичным потому, что имел многое и многое сказать и не чувствовал себя никому обязанным ни благодарностью, ни восхищением.

Лишь сочетание мысли с могучим инстинктом естествоиспытателя позволило Дарвину добиться таких результатов.

Я имею в виду инстинкт отбора, скрещивания и селектирования фактов, который приходит на помощь научному доказательству, создает благоприятную среду для обобщения.

«Происхождение видов» состоит из 15 глав. Каждая из них расчленяется на 10—15 подглавок, размерами не больше воскресного фельетона из «Таймса». Книга построена с таким расчетом, чтобы читатель с каждой точки обозревал все целое труда. О чем бы ни говорил Дарвин, куда бы ни уводили извилины его научной мысли, проблема стоит всегда в своем полном объеме. Факты наступают на читателя не в виде одиночных примеров-иллюстраций, а развернутым фронтом — системой.

Читайте также:  Польза тренировок с собственным весом

Приливы и отливы научной достоверности, подобно ритму фабульного рассказа, оживляют дыхание каждой главы и подглавки. Только в совместном звучании, только в созвеньях научные примеры Дарвина получают значимость. Дарвин избегает выписывать весь длинный «полицейский» паспорт животного со всеми его приметами. Он пользуется природой, как великолепно организованной картотекой. В результате — изумительная свобода в расположении научного материала, разнообразие фигур доказательства и емкость изложения.

Дарвин рассказывает о том, как сложилось его убеждение. Так, рассказав о сухопутных хищниках, превращающихся в водных, и пояснив это превращение переходными типами, он тут же оговаривается: «Если бы меня спросили, как некоторые насекомоядные и четвероногие развились в летучих мышей, я бы, пожалуй, смутился. Но это не важно».

Дневник путешествия на «Бигле» с его новым принципом естественнонаучной вахты продолжается в «Происхождении видов». С тою лишь разницей, что Дарвин протягивает корреспондентские нити к бесчисленным адресатам, несущим ту же самую службу, во все концы земного шара.

Движимый инстинктом высшей целесообразности, Дарвин счастливо избегает «затоваривания» природы, тесноты, нагроможденности. Он на всех парах уходит от плоскостного каталога к объему, к пространству, к воздуху. Это ощутимо даже в самых сухих и служебных звеньях «Происхождения видов».

Чувство цвета у Дарвина больше всего изощряется на низших формах живых существ, где оно приходит на помощь характеристике их строения. В путевом дневнике Дарвина встречаются цветовые характеристики крабов, спрутов, медуз, моллюсков, заставляющие вспоминать самые смелые красочные достижения импрессионистов.

Дарвин строго следит за профилем своего доказательства. В поисках разнокачественных опорных точек он создает настоящие гетерогенные ряды, то есть группирует несхожее, контрастирующее, различно окрашенное. Он протягивает координаты от примера к примеру — в ширину, в глубину, в высоту, воздействуя с помощью подлинной селекции материала.

«Я назову только три случая: инстинкт, побуждающий кукушку откладывать яйца в чужих гнездах, рабовладельческий инстинкт муравьев и строительство пчелиных сотов».

Автор выхватил из гущи опыта всего-навсего три примера.

Первый окрашен биологически (размножение), второй — исторически (рабовладельчество), третий — архитектурно (пчелиные соты).

Блестяще разработанная столетними усилиями терминология в зоологии и в ботанике сама по себе обладает исключительной впечатляющей, образной силой. У Дарвина названия животных и растений звучат как только что найденные меткие прозвища.

Дарвина и Диккенса читала одна и та же публика. Научный успех Дарвина был в некоторой своей части и литературным. Читатель испытывал жесточайшую реакцию против всего сентиментального, кисло-сладкого, пуританского. Этот читатель всему на свете предпочитал характерное, картинам природы — социальные контрасты. Реализм Чарльза Дарвина пришелся как нельзя более кстати. Его научная проза, с ее биографической сухостью, с ее атмосферической зоркостью, с ее характеристиками в действии, на взрывающихся пачками примерах, была воспринята как литературно-библиографический документ.

Быть может, всего более подкупало читателя то, что Дарвин не расточал литературных восторгов перед законами и тенденциями, которые с такой ясностью утвердил.

Глаз натуралиста — орудие его мысли, так же как и его литературный стиль.

Бодрящая ясность, словно погожий денек умеренного английского лета, то, что я готов назвать «хорошей научной погодой», в меру приподнятое настроение автора заражают читателя, помогают ему освоить теорию Дарвина.

Окруженный жесточайшими врагами, Дарвин никогда не покидает спокойного уравновешенного тона.

Не обращать внимания на форму научных произведений — так же неверно, как игнорировать содержание художественных. Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий.

Никто не сумеет популяризировать Дарвина лучше его самого. Его научный стиль необходимо изучать. Но подражать бесполезно, потому что историческая ситуация, при которой стиль возник, никогда больше не повторится.

1932

Примечания

За коммунистическое просвещение, 1932, 21 апреля, с. 3. 

“Путешествиена’Бигле” — книга Ч. Дарвина “Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»” (1839).

Кювье, Жорж (1769—1832) — французский натуралист, анатом и палеонтолог; разработал принцип “коррекции частей организма”, позволяющий судить о целом по его части.

Источник