Эпохи философии и их польза
На протяжении всей истории формирования философского познания, учения постоянно менялись и совершенствовались. Отдельные этапы развития философии четко выделяют периоды изменения философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какими будут дальнейшие варианты изменения аспектов бытия.
Древний Восток
К учениям Древнего Востока относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.
Характерные черты философии Древнего Востока:
- приближенность к предфилософии;
- преемственность поколений, сохранение традиций;
- естественно-научные знания вынесены за рамки философии;
Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.
Античный период
Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители — принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.
Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.
Средневековье
В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.
Согласно представлениям христианства, Бог — творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.
Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.
Эпоха Возрождения
Среди этапов философии, Возрождение (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.
Особенности эпохи Возрождения:
- Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
- Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
- Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
- Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.
Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.
Новое время
Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.
Признаки философии Нового времени:
- изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
- наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
- создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
- практический подход довлеет над теоретическим.
Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.
Период развития классической философии
Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.
Характерные черты классического периода:
- Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
- Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
- Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
- Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.
Большинство представителей классического периода — немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.
Новейшая философия
Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы. Чистый разум уступает место разуму зависимому, подверженному влиянию различных внешних обстоятельств.
Ведущие направления:
- позитивизм;
- марксизм;
- иррационализм.
В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.
Ïðèñóòñòâèå ôèëîñîôèè â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà. Ýìïèðèçì è ðàöèîíàëèçì Íîâîãî âðåìåíè è ýïîõè Ïðîñâåùåíèÿ. Íåìåöêàÿ êëàññè÷åñêàÿ ôèëîñîôèÿ è íåêëàññè÷åñêàÿ ôèëîñîôèÿ ÕÕ âåêà. Ìíåíèå î ôèëîñîôèè Ï.À. Øèðèíñêîãî-Øèõìàòîâà. Àòîìèñòè÷åñêàÿ ãèïîòåçà Äåìîêðèòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Î ïîëüçå è âðåäå ôèëîñîôèè äëÿ æèçíè
Ìèêóøèíà Âåðîíèêà
Ââåäåíèå
Íà÷íåì ,ïîæàëóé, ñ òîãî, ÷òî æå òàêîå ôèëîñîôèÿ? Ôèëîñîôèÿ — ýòî ïóòü ïîçíàíèÿ ÷åëîâå÷åñòâîì ñàìîãî ñåáÿ â åãî äóõîâíîì äâèæåíèè îò ìèðà , êàêîâ îí åñòü, ê ìèðó, êàêîâ îí äîëæåí áûòü. È íåòðóäíî ïîíÿòü, ÷òî ôèëîñîôèÿ âåñüìà ñïåöèôè÷íàÿ è øèðîêàÿ îáëàñòü ÷åëîâå÷åñêîãî çíàíèÿ, âêëþ÷àþùóþ â ñåáÿ íàó÷íûå è íåíàó÷íûå ñîñòàâëÿþùèå çíàíèé: ðåëèãèè, èñêóññòâà, åñòåñòâîçíàíèÿ, ìàòåìàòèêè, ôèçèêè è ò.ä. Ïîñòàâëåí áåçóìíî ïðîòèâîðå÷èâûé âîïðîñ. Îòâåòèòü î÷åíü ëåãêî è îäíîâðåìåííî î÷åíü ñëîæíî. È ÷òî ìîæíî ñ÷èòàòü îòâåòîì íà ïîñòàâëåííûé âîïðîñ?
1. Ïðèñóòñòâèå ôèëîñîôèè â èñòîðèè ÷åëîâå÷åñòâà
Ñóäüáà ôèëîñîôèè– âåëè÷åñòâåííà è òðàãè÷íà. Áûëî âðåìÿ ðàññâåòà è çàêàòà ýòîé íàóêè.  äðåâíåé Èíäèè ïî÷èòàëè çà ÷åñòü «ñèäåòü ó íîã ó÷èòåëÿ».  Êèòàå ôèëîñîôñêàÿ øêîëà Êóí Öçè ïðåäîïðåäåëèëà íà ìíîãèå ãîäû ðàçâèòèå ñòðàíû. Êîíôóöèàíñòâî êàê ìîðàëüíî-ïîëèòè÷åñêîå ó÷åíèå ýòîé øêîëû ñóùåñòâóåò óæå áîëåå äâóõ ñ ïîëîâèíîé òûñÿ÷ ëåò, îáåñïå÷èâàÿ ñòàáèëüíîñòü ãîñóäàðñòâà, ôîðìèðóÿ ìåíòàëèòåò è ýòèêî-ôèëîñîôñêèå âçãëÿäû íàðîäà. Íî â òîì æå Êèòàå, êîãäà òàê íàçûâàåìûå «ëåãèñòû» («çàêîííèêè») íåíàäîëãî ïðèøëè ê âëàñòè, îíè óíè÷òîæèëè êîíôóöèàíñêèå êíèãè, à òåõ, êòî èõ ïðÿòàë– êàìíÿìè «ðàçáèâàëè ñîáà÷üè ãîëîâû» ó÷åíûõ è òîïèëè ôèëîñîôîâ â íóæíèêàõ.  àíòè÷íîñòè– ôèëîñîôèÿ ñòàëà îáðàçîì æèçíè. Çäåñü áûëè òàêèå ïðîíèêíîâåíèÿ â òàéíó áûòèÿ è íåáûòèÿ, ÷òî îíè, ïî âûðàæåíèþ Ì.Õàéäåããåðà, íàâñåãäà ïðåäðåøèëè ñóäüáó Çàïàäà, à çíà÷èò, â óñëîâèÿõ ñîâðåìåííîé ãëîáàëèçàöèè– è ñóäüáó âñåãî ìèðà â öåëîì. ×òî êàñàåòñÿ çàïàäíîé ôèëîñîôèè, òî è åå ñóäüáà âî ìíîãîì áûëà ïðåäîïðåäåëåíà àíòè÷íîñòüþ.
Íî â òîé æå àíòè÷íîñòè áûëà ðàñïðàâà íàä Ñîêðàòîì, áûëà ñêîðîïîñòèæíàÿ ñìåðòü áåæàâøåãî èç Àôèí Àðèñòîòåëÿ, à âåëèêèé Ïëàòîí, áûë ïðîäàí â ðàáñòâî.
Òûñÿ÷åëåòíÿÿ èñòîðèÿ ñðåäíåâåêîâüÿ– ýòî êîñòðû èíêâèçèöèè, íà êîòîðûõ ñæèãàëèñü âñå, êîìó öåðêîâü âûðàæàëà íåäîâåðèå. Íî ôèëîñîôèÿ âûæèëà. È áîëåå òîãî, ôèëîñîôñêèìè äîâîäàìè îò «ðàçóìà» îáîñíîâûâàëîñü áûòèå Áîãà, à «ó÷åíûå» èñêàëè «ôèëîñîôñêèé êàìåíü», ñïîñîáíûé èçëå÷èòü îò âñåõ áîëåçíåé è ïðåâðàòèòü ëþáîé ìåòàëë â çîëîòî.
Íà ìðàêîáåñèå è äðóãèå âûçîâû ñðåäíåâåêîâüÿ ôèëîñîôèÿ îòâåòèëà ãóìàíèñòè÷åñêèì Âîçðîæäåíèåì. Ïîòîì áûëè ýìïèðèçì è ðàöèîíàëèçì Íîâîãî âðåìåíè è ýïîõè Ïðîñâåùåíèÿ, íåìåöêàÿ êëàññè÷åñêàÿ ôèëîñîôèÿ è íåêëàññè÷åñêàÿ ôèëîñîôèÿ ÕÕ âåêà. Îäíàêî è â ýòîò ïåðèîä ñóäüáà ôèëîñîôèè áûëà àáñîëþòíî íå ïðåäñêàçóåìà. Îíà ïî÷èòàëàñü êàê ìåòîäîëîãèÿ íàóêè è îòâåðãàëàñü êàê ìåòàôèçèêà.
Âûñîêîé êëàññèêå ôèëîñîôñêîé ìûñëè XVIII-XIX âåêîâ äâàäöàòûé âåê ïðîòèâîïîñòàâèë êóëüòóðó ïîñòìîäåðíèçìà. Ïîñòìîäåðíèçì â ôèëîñîôèè îòêàçàëñÿ îò îíòîëîãèè, òî åñòü ïîïûòêè ðàçãàäàòü òàéíó ñóùåãî èíòåëëåêòóàëüíûìè ñðåäñòâàìè, îò ëîãè÷åñêîé ñèñòåìíîñòè è òåîðåòèçèðîâàíèÿ. Îí îçíàìåíîâàë ñîáîé êðèçèñ ðàöèîíàëèçìà è îêîí÷àíèå ýïîõè ïðîãðåññà, ïîíèìàåìîãî êàê ïðåîáðàçîâàíèå è èçìåíåíèå ìèðà âî èìÿ ÷åëîâåêà.
Åùå áîëåå ìó÷èòåëüíîé è òðàãè÷íîé áûëà ñóäüáà ôèëîñîôèè â Ðîññèè, ãäå îíà, êàê îòìå÷àë Í.À. Áåðäÿåâ, âñåãäà áûëà íà ïîäîçðåíèè, ïîñòîÿííî ïîäâåðãàëàñü ãîíåíèþ.  Ðîññèþ ôèëîñîôèÿ ïðèøëà âìåñòå ñ õðèñòèàíñòâîì. Îäíàêî âïëîòü äî XVIII â. îíà ðàçâèâàëàñü èñêëþ÷èòåëüíî â ðàìêàõ áîãîñëîâèÿ. Êîãäà æå íà÷àëàñü ñåêóëÿðèçàöèÿ öåðêîâíîãî ñîçíàíèÿ, òî íàñàæäàåìîå Ïåòðîì I çàïàäíè÷åñòâî ñòàëî îòâåðãàòüñÿ òðàäèöèîííûì îáùåñòâîì . Åâðîïåèçàöèÿ, íà÷àâøàÿñÿ â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ ñ ñîçäàíèÿ â Ïåòåðáóðãå, ïî óêàçó Ïåòðà I, Àêàäåìèè íàóê è õóäîæåñòâ (â 1725 ã.), î÷åíü áûñòðî îáðàòèëîñü ê íàóêàì ñâåòñêèì, îïûòíûì è ïðàêòè÷åñêèì. [1]
Èç ÷åãî äåëàåì âûâîä, ÷òî ôèëîñîôèÿ– ýòî âàæíåéøàÿ, åñëè íå ãëàâíàÿ, ñîñòàâëÿþùàÿ îáùåñòâåííîãî ñîçíàíèÿ, ôîðìèðóþùàÿ äóõ íàðîäà .
2. Ïîëüçà è âðåä ôèëîñîôèè
 1850 ã. ìèíèñòð îáðàçîâàíèÿ êíÿçü Ï.À. Øèðèíñêèé-Øèõìàòîâ ñêàçàë – «Ïîëüçà ôèëîñîôèè íå äîêàçàíà, à âðåä îò íåå âîçìîæåí». Òàê ëè ýòî? Ïîçâîëþ ïîðàññóæäàòü íàä ýòèì âîïðîñîì.
Æèçíü – ýòîñàìàÿ óâëåêàòåëüíàÿ èãðà, êîòîðàÿ äëèòñÿ îò ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äî ñàìîé ñìåðòè. Íî âñþ æèçíü êàæäîãî èç íàñ îêðóæàþò ïðåïÿòñòâèÿ è ðàìêè.  øêîëå íàñ ó÷èëè íå âèòàòü â îáëàêàõ, à äóìàòü òàê êàê ñêàçàëè, â óíèâåðñèòåòå ó÷èòüñÿ òàê êàê ñêàçàëè, íà ðàáîòå äåëàòü òàê êàê ñêàçàëè è íàøå îêðóæåíèå «çàñòàâëÿåò» æèòü òàê êàê èì ñ÷èòàåòñÿ ïðàâèëüíûì. Íå êàæåòñÿ ëè ýòî ÷åì-òî íàäóìàííûì, à åñëè çàäóìàòüñÿ? Ïåðå÷èñëÿÿ òàêîé êðóãîâîðîò «îáÿçàííîñòåé» ÿ õîòåëà ïîäâåñòè ê òîìó, ÷òî ôèëîñîôèÿ – ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñâîáîäíîå ìûøëåíèå, ÷åãî íåëüçÿ ñêàçàòü î æ¸ñòêî îðãàíèçîâàííîì çíàíèè â ìàòåìàòèêå, õèìèè, ôèçèêå è â äðóãèõ íàóêàõ. À çíà÷èò ôèëîñîôèÿ «ïîçâîëÿåò» ïîäâåðãàòü ÷òî-ëèáî ñîìíåíèþ, ñîáñòâåííîìó îñìûñëåíèþ ýòîãî, ïðåäëàãàòü ÷òî-òî ñâîå è ïðîñòî ñâîáîäíî ìûñëèòü! À çíà÷èò ðàçóì ÷åëîâåêà ðàçâèâàåòñÿ , ÷òî óæå ìîæåì îòíåñòè ê ïëþñàì.
Îíà íå èìååò æ¸ñòêî ïîñòàâëåííûõ ðàìîê çà ñ÷åò ÷åãî ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ ñâîáîäíî, äàæå íå èìåÿ êîíêðåòíî ïîñòàâëåííûõ öåëåé.
È òóò óæå ïîÿâëÿåòñÿ óæå ïåðâîå íî.  îòñóòñòâèè ðàìîê åñòü îïàñíîñòü, ÷òî ìîæíî íà÷àòü «êîïàòüñÿ» òàì ãäå ýòî íå íóæíî èëè æå ïåðåóñåðäñòâîâàòü. Èñïîëüçîâàòü å¸ òàì, ãäå íóæíû äðóãèå «ñðåäñòâà» ðåøåíèÿ êàêèõ-ëèáî âîïðîñîâ.
Íà ìîé âçãëÿä, ôèëîñîôèÿ íå âñåãäà áûâàåò îáùå÷åëîâå÷åñêîé, à áûâàåò è òàê, ÷òî äëÿ êàæäîãî îíà ñâîÿ, âåäü ìû âîñïðèíèìàåì è îñìûñëèâàåì ìèð ïî-ðàçíîìó.
ß äóìàþ, ôèëîñîôèÿ èìååò äâå ðåàëüíûå îáëàñòè ïðèìåíåíèÿ. Îäíà èç íèõ – ïîääåðæêà ðàçìûøëåíèé î ïðåäìåòàõ, êîòîðûå åù¸ íå ïîïàëè â ñôåðó íàóêè.  êîíöå êîíöîâ, íàóêà îõâàòûâàåò ëèøü íåáîëüøóþ ÷àñòü òîãî, ÷òî èíòåðåñóåò è äîëæíî èíòåðåñîâàòü ÷åëîâå÷åñòâî. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âåùåé, ïðåäñòàâëÿþùèõ îãðîìíûé èíòåðåñ, î êîòîðûõ íàóêà, âî âñÿêîì ñëó÷àå â íàñòîÿùèé ìîìåíò, çíàåò ìàëî, è ìíå áû íå õîòåëîñü, ÷òîáû ÷åëîâå÷åñêàÿ ôàíòàçèÿ áûëà áû îãðàíè÷åíà ðàìêàìè èçâåñòíîãî ñåé÷àñ. ß äóìàþ, ÷òî îäíî èç ïðèìåíåíèé ôèëîñîôèè ñîñòîèò â óâåëè÷åíèè íàøèõ âîîáðàæàåìûõ êîíñòðóêöèé î ìèðå è äîâåäåíèè èõ äî óðîâíÿ ãèïîòåç. Íî ñóùåñòâóåò è äðóãîå íàçíà÷åíèå ôèëîñîôèè, íà ìîé âçãëÿä, íå ìåíåå âàæíîå, êîòîðîå ïîìîãàåò ïîíÿòü íàì, ÷òî ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âåùåé, êàæóùèõñÿ èçâåñòíûìè, íà ñàìîì äåëå íåèçâåñòíû íàì. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ôèëîñîôèÿ çàñòàâëÿåò íàñ äóìàòü î âåùàõ, î êîòîðûõ ìû ìîæåì óçíàòü, à ñ äðóãîé ñòîðîíû, ïîçâîëÿåò íàì ñ äîñòàòî÷íîé ñêðîìíîñòüþ îñîçíàâàòü, êàê ìíîãî èç òîãî, ÷òî êàæåòñÿ çíàíèåì, òàêîâûì íà ñàìîì äåëå íå ÿâëÿåòñÿ.[2]
Íåìíîãî îòñòóïàÿ îò òåìû õîòåëîñü áû òàêæå ñêàçàòü è î îáùåìèðîâîì çíà÷åíèè ôèëîñîôèè, à çàòðîíåì íàóêè «òî÷íûå».
Âîçüì¸ì, ê ïðèìåðó, àòîìèñòè÷åñêóþ ãèïîòåçó. Äåìîêðèò ïðèäóìàë àòîìèñòè÷åñêóþ ãèïîòåçó, ñîãëàñíî êîòîðîé ìàòåðèÿ ñîñòîèò èç ìåëü÷àéøèõ àòîìîâ, è ñïóñòÿ áîëåå ÷åì äâå òûñÿ÷è ëåò îêàçàëîñü, ÷òî ýòî áûëà ïðàâèëüíàÿ íàó÷íàÿ òî÷êà çðåíèÿ, íî â òî âðåìÿ ýòî áûëî ïðîñòî ïðåäïîëîæåíèå. Èëè äðóãîé ïðèìåð. Àðèñòàðõ áûë ïåðâûì ÷åëîâåêîì, ïðåäïîëîæèâøèì, ÷òî Çåìëÿ âðàùàåòñÿ âîêðóã Ñîëíöà, à íå Ñîëíöå âîêðóã Çåìëè, è ÷òî ñìåíà äíÿ è íî÷è – ýòî ñëåäñòâèå âðàùåíèÿ Çåìëè. Äî ýïîõè Êîïåðíèêà, ïî÷òè äâå òûñÿ÷è ëåò, ýòà ãèïîòåçà áûëà ïî÷òè ïîõîðîíåíà è çàáûòà. Íî âîçìîæíî, ÷òî Êîïåðíèê íèêîãäà áû íå ïðèø¸ë ê ýòîé ìûñëè, åñëè áû äî ýòîãî ê íåé íå ïðèøåë Àðèñòàðõ. [2]
Îò ôèëîñîôèè îòäåëèëèñü ôèçèêà, ìàòåìàòèêà, ìåäèöèíà, àñòðîíîìèÿ è ò.ä.
Åñëè îíà ñòàëà «ìàòåðüþ» âñåõ ýòèõ íàóê çíà÷èò, ÷òî äàæå êîñâåííî , íî îíà âëèÿåò íà íàøó æèçíü ÷åðåç ýòè íàóêè. Ïîëåòû â êîñìîñ, ìàøèíû, àääðîííûé êîëëàéäåð, ëåêàðñòâà, ãàäæåòû è ìíîãîå äðóãîå ñâÿçàíî ñî âñåìè ýòèìè íàóêàìè, à çíà÷èò ôèëîñîôèÿ ïîâëèÿëà íà íàøó æèçíü. Ïëîõî èëè õîðîøî ýòî óæå âîïðîñ ñïîðíûé, âî âñåì ìîæíî íàéòè êàê ïëþñû òàê è ìèíóñû.
ôèëîñîôèÿ ðàöèîíàëèçì íåîêëàññè÷åñêèé äåìîêðèò
Çàêëþ÷åíèå
Ïî ìíåíèþ Ïèôàãîðà, ïðèäóìàâøåãî ýòî ñëîâî, «ôèëîñîôèÿ» îçíà÷àåò ëþáîâü ê ìóäðîñòè, íî òàê êàê ìóäðûìè ìîãóò áûòü òîëüêî áîãè, òî ëþäè ñïîñîáíû ëèøü ëþáèòü ìóäðîñòü.
Ñàìîå âàæíîå, ñàìîå íóæíîå, ñàìîå çíà÷èòåëüíîå — âîò ÷òî òàêîå ôèëîñîôèÿ. À áóäåò ëè ýòî íàóêà, èëè èñêóññòâî, èëè ÷òî-ëèáî åùå, ðàâíî äàëåêîå è îò íàóêè, è îò èñêóññòâà — íå èìååò çíà÷åíèÿ.[1]
Çíà÷èò ó ïîñòàâëåííîãî âîïðîñà íåò îäíîçíà÷íîãî îòâåòà.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ
1. Ñóäüáà ôèëîñîôèè è îòâåòñòâåííîñòü ôèëîñîôà [Ýëåêòðîííûé ðåñóðñ] //web-êàôåäðà ôèëîñîôñêîé àíòðîïîëîãèè. URL: https://anthropology.ru/ru/text/tutlis-vp/sudba-filosofii-i-otvetstvennost-filosofa (äàòà îáðàùåíèÿ 9.05.2016)
2.Áåðòðàí Ðàññåë, ×òî òàêîå ôèëîñîôèÿ? (èíòåðâüþ) // Èñêóññòâî ìûñëèòü, Ì.: Èäç-âî «Äîì èíòåëëåêòóàëüíîé êíèãè», 1999 ã., ñ. 83-87.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Проблематику древневосточной философии определили жестокое кастовое деление и неравенство, влияние зооморфной мифологии. Из-за тотемизма и культа предков этот тип философии недостаточно рационализирован. В философии Древней Индии принято выделять следующие школы: ортодоксальные (йога, веданта, миманса, санкхья) и неортодоксальные (чарвака-локаята, буддизм, джайнизм). В большинстве из них четко определено понятие кармы – закона, от которого целиком и полностью зависит судьба каждого человека. Еще одним основополагающим понятием было «сансара» – цепь инкарнаций живых существ в мире. Выходом из этой цепи является мокша, а вот определение различных ее принципов и различало философские школы Древней Индии.
В древнекитайской философии, которая формировалась в ту же эпоху, что и древнеиндийская, выделялись 2 тенденции: материалистическая и мистическая. Первая предполагала наличие пяти первоэлементов (металл, вода, земля, огонь, дерево), противоположные начала (ян и инь). К древнекитайской философии обычно относят конфуцианство, легизм, ицзинистику, моизм.
Античная философия, сформировавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, прошла в своем развитии несколько этапов. Первый этап – зарождение философии. С ним связано появление милетской школы, к которой принадлежали Анаксимен, Фалес, Анаксимандр и их ученики. Второй этап связан с изысканиями таких философов как Аристотель, Платон, Сократ. Во время расцвета античной философии произошло становление школы софистов, атомистов, пифагореистов. Третий этап уже не древнегреческий, а древнеримский. К нему относятся такие течения как скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.
Философы античности наблюдали за явлениями природы, пытаясь дать им объяснение. «Сердцем» учения античной философии можно назвать космоцентризм. Человек – это микрокосм, который существует внутри макрокосма – природы и стихий. Философия данного периода характеризуется уникальным сочетанием естественно-научных наблюдений с эстетическим и мифологическим сознанием. Античная философия – это десятки философских идей, которые нередко были прямо противоположны друг другу. Однако именно это и определило все более поздние типы философии.
В эпоху феодализма, к которой и относят средневековую философию, вся жизнь человека была подчинена интересам церкви и строго контролировалась ею. Религиозные догматы рьяно защищались. Главной идеей данного типа философии является монотеизм Бога. Не стихии и не макрокосмос являются главной силой, правящей миром, а только Бог – творец всего сущего. В основе средневековой философии лежало несколько принципов:
– креационизм (сотворение Богом мира из пустоты);
– провиденциализм (история человечества – заранее придуманный Богом план для спасения человека);
– символизм (умение видеть скрытое значение в обыденном);
– реализм (Бог есть во всем: в вещах, словах, мыслях).
Средневековую философию обычно разделяют на патристику и схоластику.
В период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (15-16 вв.) начинает развиваться философия нового типа. Теперь в центре мироздания не Бог, а человек (антропоцентризм). Бог воспринимается как творец, человек от него формально зависит, однако человек практически равен Богу, ибо способен мыслить и творить. Мир рассматривается через призму субъективного восприятия его личностью. В период философии Возрождения появляются сначала гуманистическо-пантеистическое мировоззрение, а позднее натуралистически-деистическое. Представителями философии этого типа являются Н. Кузанский, Дж. Бруно, Дж. Пико Делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Н. Коперник.
Развитие математики и механики как наук, кризис феодализма, буржуазные революции, становление капитализма – все это стало предпосылками появления нового типа философии, который позже получит название философии Нового времени. В ее основе опытно-экспериментальное изучение бытия и его осмысление. Разум был признан высшей инстанцией, которой подчинено все остальное. Философы Нового времени задумывались о рациональной и чувственной форме познания, что и определило появление двух основных течений: рационализма и эмпиризма. Представителями философии Нового времени являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Дидро, Дж. Беркли, Т. Гоббс и другие.
Социальные преобразования конца XVIII века, которые произошли в Германии, а также французская буржуазная революция стали предпосылками возникновения нового типа философии, родоначальником которого принято считать Иммануила Канта. Он исследовал вопросы естествознания. Именно Канту принадлежат гипотезы о том, что из-за приливов и отливов замедляется вращение Земли и что Солнечная система возникла из газовой туманности. Несколько позднее Кант обращается к проблематике познавательных возможностей человека, развивая свою теорию познания в ключе агностицизма и априоризма. По Канту, природа не обладает «разумом», а представляет собой совокупность представлений человека о ней. То, что создано человеком, познаваемо (в отличие от хаотического и незакономерного мира явлений). Гносеологическая концепция Канта включает 3 ступени познания: чувственное познание, область рассудка и область разума, руководящего деятельностью рассудка. Идеи Канта развивали И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг. К немецкой классической философии относят Г.Гегеля, Л. Фейербаха и других.
Этот тип философии развивался в XIX веке. Основополагающая идея заключалась в том, что человеческое познание безгранично и именно оно является залогом осуществления идеалов гуманизма. В центре философии – культ разума. Исходные принципы классической философии были переосмыслены Ницше, Кьеркегором, Шопенгауэром. Их теории получили название неоклассической философии. Ученые Баденской школы предположили, что существуют науки исторические и науки естественные. Первые – это науки о событиях, вторые – науки о законах. Реально существовавшим они признавали только индивидуальное познание, считая любое другое абстракцией.
Важной частью философии Новейшего времени считаются труды Карла Маркса. В числе прочего он формулирует концепцию отчуждения и принцип революционного устранения отчуждения, создания коммунистического общества, где любой человек может свободно трудиться. Маркс убежден, что основой познания является практика, что ведет к материалистическому пониманию истории.
Русская философия всегда была самобытной, как, впрочем, и все культурно-историческое развитие России. Она зародилась несколько позднее, чем в Европе, и изначально исповедовала идеи античной и византийской мысли, а потом испытала влияние западноевропейских течений. Русская философия тесно связана с религией, художественным творчеством и общественно-политической деятельностью. Она сконцентрирована не на теоретико-познавательной проблематике, а на онтологизме (знание через интуитивное познание). Особое значение в русской философии уделяется бытию человека (антропоцентризм). Это историософичный тип философии, так как человек не может жить и мыслить вне социально-исторических проблем. Большое внимание в русской философии уделяется внутреннему миру человека. Представителями отечественной философии можно считать Г. Нисского, И. Дамаскина, К. Туровского, Н. Сорского, старца Филофея, В. Татищева, М. Ломоносова, Г. Сковороду, А. Радищева, П. Чаадаева, А. Хомякова, А. Герцена, Н. Чернышевского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, В. Вернадского, Н. Бердяева, В. Ленина и других.
В последней четверти прошлого века философы всего мира обратились к поискам новой рациональности. Выделяют три поворота развития философии: исторический, лингвистический и социологический. Внутри богословских традиций проявляются модернистские тенденции. Параллельно этому идет процесс рефлексивной обработки продуктов мифотворчества. Философы «очищают» марксизм от утопизма и прямых политических истолкований. Философия последней четверти XX века открыта, терпима, в ней нет доминирующих школ и течений, так как мировоззренческие грани между ними стерты. Частично философия интегрируется с гуманитарными и естественными науками. Представителями философии последней четверти XX века являются Г. Гадамер, П. Рикер, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррид, Р. Рорти.