Эссе без пользы жить безвременная смерть эссе
Дмитрий КАРАСЕВ
В завершающий год первого десятилетия XXI века слова и идеи автора великого «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете подвергаются новому переомыслению. Потому что представление «польза» в приложении к смыслу человеческого существования со времени революционного по духу просвещения XVIII века подверглось значительной деформации если не сказать эрозии. Тогда как дух «свободы, равенства, братства» в последнее время низок как никогда — окончательная победа капиталистической формации за неимением других значимых общественных ценностей привела к тому, что коллекционирование и преумножение денежных средств превратилось из средства в самоцель.
Благо, пользу своего жития большинство людей понимают все еще достаточно по-разному, в силу своего личностного развития, духовного и образовательного багажа. В то же время, богатство и власть зачастую приводят к трансформациям даже успешных состоявшихся личностей, и не всегда в лучшую сторону. Например, после назначения Священным Синодом самого яркого предстоятеля РПЦ митрополита Кирилла патриархом его роль в церковной и светской жизни безусловно возросла, однако слушать его «пастырские» выступления стало почему-то гораздо менее интересно. В то же время более высокая ступенька на «социальной лестнице» далеко не всегда сопровождается переходом количества в качество. Почему-то некоторым бывшим вице-премьерам харизмы это не прибавило. Недаром в прессу просочились сведения об организации партии «Россия-вперед!» с продекларированной целью «создать единый оппозиционный фронт против безраздельного господства… коррумпированной бюрократии и партии «Единая Россия» (представляющей интересы бюрократии). О том, кто бы мог встать во главе нового политического движения со столь красноречивым названием, наверное, говорить не надо? Вот только как главный бюрократ страны будет искоренять самое себя, пока непонятно. Воистину чудны дела твои, господи!
Может и правда, согласно одному из «принципов Питера», «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности»? Жаль только, основную пользу приносят те, кто этого уровня еще не достиг… С другой стороны, человечество должно быть благодарно некоторым «индивидуумам» не за то, что они сделали, а за то, что не сделали. Есть мнение, что Барак Обама удостоился Нобелевской премии мира за то, что в его бытность президентстом США его страна пока ни на кого не напала…
Однако вернемся к нашим «баранам». Поскольку для многих россиян деньги стали и средством и целью, а пожелание денег под Новый год вообще стало банальностью и общим местом, поговорим об экономике. Почему-то в современной России даже хорошие новости имеют привкус горечи. Так, Росстат по итогам 2009 года подтвердил в России рекордный уровень инфляции — 8,8%. Предыдущий рекорд был достигнут в 2006 году (9%). Казалось бы, чем не повод для радости? Однако на самом деле этот показатель отражает тот факт, что вся страна туго «затянула пояса», а денег населению хватает только на еду (и то не всем), что развитие экономики, невозможное без оживления потребительского спроса, отнюдь не стимулирует.
По данным Минэкономразвития, при условии сохранения текущих внешнеэкономических тенденций, прирост валового внутреннего продукта (ВВП) страны в этом году составит 3,1%. И хотя внешнеэкономическая конъюнктура (читай, относительно высокие мировые цены на нефть) от наших чиновников не зависит, они не замедлили приписать эту «победу» себе, отметив, что «быстрый выход на положительную динамику (экономического) развития стал возможен благодаря… эффективной антикризисной политике правительства». По данным МЭР, инфляция в 2010 году составит 7-7,5%, тогда как первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев еще более оптимистичен (6-7%). По авторитетному мнению «центробанкира», «Ситуация все время улучшается». Как оптимистично заявил министр финансов Алексей Кудрин, «Доходы от цен на нефть будут чуть больше, чем ожидали два-три месяца назад». Бытует мнение, что насколько эффективными были правительственные «антикризисные» меры, покажет февраль. Вместе с тем чиновники признают, что средств Резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита хватит лишь на 2010 год, а пополняться он начнет лишь при превышении мировыми ценами на нефть уровня $70/баррель. Таким образом, при стольких факторах неопределенности реальные возможности правительства весьма ограничены и особых поводов для оптимизма пока нет. А главное, никто не знает, как будет себя вести наша главная «кормилица» — цена на нефть, которая ничуть не завит от действий, либо бездействий чиновников и депутатов. В связи с чем уже есть планы вернуть страну в «долговую яму», из которой она столько лет выкарабкивалась с таким огромным трудом. Согласно этим планам, в 2010 году предполагается занять на внешних рынках ни много, ни мало $17 млрд. Хотя есть мнение о том, что сейчас во время кризиса, простите за тавтологию, не время вливать огромные бюджетные средства в «инновации» и «модернизации», а стоит развивать основное конкурентное преимущество страны — изобилие минеральных ресурсов. Например, активные инвестиции в нефтяную и газовую инфраструктуру позволят снизить себестоимость добычи и транспортировки, что приведет к росту ретабельности всей отрасли, и соответственно, повышению доходов бюджета.
Руководители российских предприятий тоже существенного энтузаизма по поводу экономической ситуации в стране пока не испытывают. Так, исследование мнений 600 руководителей крупнейших российских предприятий, проведенное Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ показало, что в декабре прошлого года замедлилось сокращение внутреннего спроса на продукцию базовых промышленных организаций при практическом сохранении объемов производства, стали активно сокращаться запасы готовой продукции. Вместе с тем финансовое состояние российских предприятий ухудшается, а эффект «антикризисных вливаний» по-прежнему приказывает себя долго ждать и не утратили своей актуальности такие проблемы как «недостаточный спрос» и «неопределенность экономической ситуации». При это сохраняется надежда, что если текущие положительные тенденции сохранятся, а «форс-мажоров» не будет, то в апреле-мае российская промышленность все же выйдет из кризиса.
Одно из несомненных достижений современного «момента» заключается в том, что россияне устали бояться обесценения национальной валюты, а средние ставки по банковским вкладам впервые «побили» темпы инфляции. По данным Центра экономических исследований BDO, в 2009 году реальная доходность по рублевым вкладам составила аж 1,6% против убытка — 5,2% годом ранее. На рынке вкладов намечается борьба двух основных тенденций — желания банков снизить депозитные ставки по мере снижения учетной ставки ЦБР, пока инфляция находится под контролем и стремления привлечь средства частных вкладчиков. Ведь «длинных денег» банкам по-прежнему не хватает… Тогда как глава Ассоциации российских банков Анатолий Аксаков продекларировал готовность банков в этом году на 20% нарастить кредитные портфели при условии создания государством фонда «плохих» долгов». Иначе, по мнению представителя банковского сообщества, проблемные кредиты, реструктурированные банками в 2009 году, могут «аукнуться» кредитным организациям уже во втором квартале года этого. Опять апрель-май?
Пока же наши власти готовятся к худшему. Например, зам.министра финансов Сергей Шаталов в интервью «вражескому» радио «Свобода» заявил о необходимости начала общественной дискуссии на тему повышения пенсионного возраста. Говорят, за время реформ те из россиян, что не отдали богу душу, стали жить на 4 года больше. Но что гораздо очевиднее, при нарастающем бюджетном дефиците государству все сложнее дотировать социальные расходы. Как поведал Алексей Кудрин, в 2009 году бюджетная дотация ПФР составила более 1,9 трлн. рублей. Где деньги, Зин? С другой стороны, считается, что данная непопулярная мера будет способствовать развитию программ негосударственного пенсионного страхования. Например, в той же Великобритании государственные пенсии копеечные, а на достойную жизнь британцев «скидываются» корпоративные и частные пенсионные программы и фонды. Причем еще недавно, чтобы попасть в корпоративную пенсионную программу, было достаточно проработать на одном месте всего несколько месяцев, чем некоторые недобросовестные граждане «туманного Альбиона» активно пользовались. Дорогие россияне! Зная наших работодателей, в большинстве случаев подобных милостей от них даже при работе в несколько лет вы от них не дождетесь, а рассуждать о негосударственном пенсионном страховании, когда сам рынок и НПФы существуют всего несколько лет, а большинству перспективных страхователей едва хватает на жизнь — просто издевательство над здравым смыслом.
Мы строили, строили и наконец построили… Ввиду чудовищного расслоения населения по доходам некоторые эксперты предрекают России рост социальной напряженности. Фактически в России сложилось два общества — общество потребления и общество выживания. Первое может себе позволить высокий уровень жизни и качественный досуг, тогда как второе вынуждено на всем экономить, а «отдыхает» не дальше собственных «шести соток». Таким образом, вопрос выбора, питаться, лечиться и учиться дешево или бесплатно, но плохо или качественно, но дорого, перед большинством россиян просто не стоит. Все уже предрешено. Исправить или отсрочить проблему может лишь скорый экономический рост…
Однако надежда умирает последней. Как показал глобальный опрос Gallup «Глас народа», 45% жителей Земли верят, что 2010 год будет лучше предыдущего, что на 18% лучше, чем в конце 2008 года. Любопытно, что в перечень оптимистов вошли как богатые, так и небогатые страны. Так, в лучшее будущее верит 73% жителей Новой Зеландии, 71% — Бразилии, по 66% жителей Австралии и России. Тогда как в «старой» Европе оптимистов всего 32%. «Старая кровь», наверное. В любом случае верить всегда лучше, чем не верить. Тем более, что это чувство позитивное и конструктивное. Верьте и вы! Иначе зачем? Оставайтесь с нами!
Источник
Âîçìîæíî, ïî êðàéíåé ìåðå, ìíå òàê êàæåòñÿ, ÷åëîâåê èíîãäà ðàçìûøëÿåò î ñìåðòè. Ýòî ïîíÿòíî, âåäü ñìåðòü ìîæåò ïîäñòåðåãàòü íàñ íà êàæäîì øàãó, à èíîãäà, äàæå õîòèì, ÷òîáû â îäíî÷àñüå ñìåðòü íàñòèãëà íàñ. Ýòî ïðîèñõîäèò â òîò ìèã, êîãäà íàøè ïðîáëåìû, ìûñëè, òÿãîòåþò íàä íàìè. Ñàìîóáèéñòâî â ýòîì ñëó÷àå íå ñàìûé õîðîøèé øàã, âåäü ëó÷øå ðàçðåøèòü ýòè ïðîáëåìû, ÷åì ïðåêðàòèòü ýòó æèçíü. È âñå æå, æèçíü è ñìåðòü ýòî ïðîòèâîïîëîæíîñòè. Êòî-òî äóìàåò, ÷òî ñìåðòü ýòî êîíåö æèçíè, à êòî-òî, ÷òî ýòî íà÷àëî âå÷íîé æèçíè; äðóãèå ñêàæóò, ÷òî ýòî ïðîñòî íåîáðàòèìûé ïðîöåññ, èëè íå÷òî òàêîå, ÷òî äàæå ÿçûê íå ïîâîðà÷èâàåòñÿ ýòî ñêàçàòü. Íî ìûñëè î ñìåðòè ïðåñëåäóþò åñëè íè âñåõ, òî ìíîãèõ.
×òî òàì ïîñëå ñìåðòè? Âåñüìà ñëîæíûé âîïðîñ, îòâåò íà êîòîðûé íèêòî íå çíàåò. Ðåëèãèÿ ãîâîðèò, ÷òî ïîñëå ñìåðòè íà÷èíàåòñÿ æèçíü: àä, ðàé, íèðâàíà, ïåðåðîæäåíèå. Äà, âñå, ÷òî óãîäíî. Íî ñóòü â òîì, ÷òî ïðîöåññ ñòàðåíèÿ, è çàòåì ñìåðòè íåîáðàòèì. Êîíå÷íî, óìèðàþò íå òîëüêî ñòàðèêè, íî è ìîëîäûå, è äàæå äåòè. Ýòî ìîãóò áûòü áîëåçíè, âîéíû, íåñ÷àñòíûå ñëó÷àè. Ýòî îòÿãîùàåò ó÷àñòü ëþäåé, ÷üè ðîäñòâåííèêè, ëþáèìûå, äåòè, äðóçüÿ óìèðàþò. Îíè, êîíå÷íî, ìîãóò ïðåäñòàâèòü èõ æèçíü â ðàéñêîì ñàäó è ìîëèòüñÿ çà íèõ êàæäûé äåíü â öåðêâè, íî ðàç òàì, ïîñëå æèçíè íà Çåìëå, ÷åëîâåê îáðåòàåò ñ÷àñòüå, âå÷íóþ æèçíü, ëþáîâü è áëàæåíñòâî, ïî÷åìó ñîáðàâøèåñÿ ó ãðîáà ïëà÷óò? ×òî æå ïëîõîãî â òîì, ÷òî ñ ðåëèãèîçíîé òî÷êè çðåíèÿ, ÷åëîâåê âûøåë èç ìèðà, êîòîðûé, ïî ñóòè, íå ÿâëÿåòñÿ èäåàëüíûì? Ïðåäïîëîæèì, ÷òî ÷åëîâåê íåèçëå÷èìî áîëüíîé, îí ìó÷àåòñÿ, è â îäíî÷àñüå îí óìèðàåò. Êîíå÷íî, çäåñü ïàëêà î äâóõ êîíöàõ: ÷åëîâåê, êîòîðûé ñòðàäàåò îò áîëåçíè ñ îäíîé ñòîðîíû, ñ äðóãîé ñòîðîíû ðîäñòâåííèêè èëè äðóçüÿ, êîòîðûå ñ ãîðå÷üþ íàáëþäàþò çà ýòèì. Ðàçóìååòñÿ, çäåñü ïðèñóòñòâóåò òðåòüå ëèöî ò.å. ÿ. Äëÿ ìåíÿ âàæíî, ÷òî ÷óâñòâóåò óìèðàþùèé, è ÷òî ÷óâñòâóþò îêðóæåíèå óìèðàþùåãî.
Ïî ñóòè, ÷åëîâåê, êîòîðûé óæå çíàåò, ÷òî îí óìðåò, æàëååò î òîì, ÷òî íå âñå óñïåë ñäåëàòü, è ñêîðåå âñåãî î òîì, ÷òî áûëî ñäåëàíî, íî òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè ýòî áûëî ÷òî-òî ïëîõîå, èëè íåäîñêàçàííîå, çàáûòîå. Òàêæå, ÷åëîâåê ÿâíî õî÷åò äàëüøå æèòü (åñëè íà ñìåðòíîì îäðå íàõîäèòñÿ ìîëîäîé ÷åëîâåê èëè ìîëîäàÿ äåâóøêà, ðåáåíîê), ïîòîìó ÷òî æèçíü ýòî ïîñòîÿííîå íàõîæäåíèå â äâèæåíèè, â ñîçíàíèè, â ïîíèìàíèè, â òî âðåìÿ, êàê ñìåðòü ïîíèìàåòñÿ, êàê íåïîäâèæíîå, âå÷íîå îòêëþ÷åíèå îò ïðîèñõîäÿùåãî. Òàêîå ïðåäñòàâèòü íåâîçìîæíî. Óìèðàþùèé âñå áîëüøå è áîëüøå íà÷èíàåò öåíèòü æèçíü, õâàòàòüñÿ çà íåå, íî òàêæå îí ïîíèìàåò, ÷òî îáðå÷åí è âåðíî ïîäõîäèò ê êîíöó.  ýòî âðåìÿ, ÷åëîâåê íàõîäèòñÿ â ñòðåññå, âîçìîæíî â ïñèõîçå, íî ñäåëàòü îí íè÷åãî íå ìîæåò. Äëÿ ýòîãî áûëà ïðèäóìàíà ýâòàíàçèÿ: êàê âûáîð ÷åëîâåêà ìåæäó ñòðàäàíèÿìè è âåðíîé ñìåðòüþ. Ïî ïðàâäå ãîâîðÿ, ïîíÿòü, ÷òî ÷óâñòâóåò óìèðàþùèé ÷åëîâåê î÷åíü çàòðóäíèòåëüíî, ìû ýòî ìîæåì òîëüêî ïðåäñòàâèòü, èëè æå óâèäåòü, íî ìûñëè ÷åëîâåê íå óìååò ÷èòàòü, è ïîýòîìó íàì îñòàåòñÿ òîëüêî ãàäàòü, è âñå æå, ïîêà ìû ñàìè íå îêàæåìñÿ íà åãî ìåñòå, äëÿ íàñ îñòàíóòñÿ çàãàäêîé ýòè ÷óâñòâà.
Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî íàáëþäàþùèå çà ïðîöåññîì ëþäè, ÷üå ñòðàäàíèå íåçàâèñèìî ñâÿçàíî ñî ñêîðîïîñòèæíîé ñìåðòüþ èõ áëèçêîãî ÷åëîâåêà, ÿâëÿåòñÿ ñ îäíîé ñòîðîíû ñîñòðàäàòåëüíîé. Ñòðàäàíèå óìèðàþùåãî ÷åëîâåêà ó íèõ âûçûâàåò æàëîñòü, ÷òî è ïðèâîäèò ê ñëåçàì, è äàæå ê èñòåðèêàì. Îíî è ÿñíî, ÷òî áîëüøå îíè íå ìîãóò ïîìî÷ü åìó, è îñòàåòñÿ òîëüêî æäàòü ñìåðòè. Ýòî ïðîÿâëåíèå ýìïàòèè: ÿâíî, ÷òî êòî-òî ìîæåò ñåáÿ ïðåäñòàâèòü íà ìåñòå ñòðàäàþùåãî. Ïîäðîáíî, ýòîò ñëó÷àé ìîæíî ðàññìîòðåòü â ôèëüìå «Òû íå òû» ðåæèññåðà Äæîðäæà Ê. Âîëüôà, ñíÿòûé ïî îäíîèìåííîìó ðîìàíó Ìèøåëü Óèëäæåí  ýòîì ôèëüìå íàì ïîêàçûâàþò æåíùèíó Êåéò, îáðå÷åííóþ íà ñìåðòü. Ó íåå ïðîãðåññèðóþùèé àìèîòðîôè÷åñêèé ñêëåðîç; åå ìóæ åé èçìåíÿåò, è â èòîãå, æåíùèíà ïîíèìàåò, ÷òî âèíîâàòà îíà, òàê êàê áîëüøå íå ìîæåò óäîâëåòâîðÿòü åãî ïîòðåáíîñòè. Åé íàíèìàþò ñèäåëêó, ìîëîäóþ äåâóøêó Áýê. Îíè ïðèâÿçûâàþòñÿ äðóã ê äðóãó, íà÷èíàþò äðóæèòü. Çàòåì, ñîñòîÿíèå Êåéò óõóäøàåòñÿ, è åå îíà îòäàåò ïðàâî ðåøàòü íè ñâîèì ðîäèòåëÿì, êîòîðûå õîòÿò, ÷òîáû òà îñòàëàñü æèâà, íè Ýâàíó, ñ êîòîðûì îíà ïîìèðèëàñü, à èìåííî Áýê â ïîäêëþ÷åíèè àïïàðàòà. Áýê çíàåò, ÷òî äëÿ Êåéò ëó÷øå ñìåðòü, ÷åì áûòü ïîäêëþ÷åííîé ê àïïàðàòó è íå ÷óâñòâîâàòü æèçíü. Çàòåì, Êåéò óìèðàåò.  ýòîé ñèòóàöèè, ÿ äóìàþ, ìîæíî ïîíÿòü Êåéò. Îíà íå â ñèëàõ èñïðàâèòü òî, ÷òî ñëó÷èëîñü. Ìîæíî ïîíÿòü Ýâàíà, êîòîðûé ñèëüíî ëþáèë ñâîþ æåíó, è òåïåðü íå çíàåò, ÷òî åìó áåç íåå äåëàòü. Ìîæíî ïîíÿòü è ðîäèòåëåé, êîòîðûå ïîòåðÿþò ñâîþ åäèíñòâåííóþ äî÷ü. Âàæíî, ÷òî Áýê ñòàëà áëèçêèì ÷åëîâåêîì äëÿ ýòîé íåñ÷àñòíîé æåíùèíû. Îíà (Áýê) ïîíèìàåò âñþ ýòó íîøó, êîòîðàÿ èñïûòûâàåò Êåéò. Ôèëüì òÿæåëî ñìîòðåòü, òàê êàê èñêðåííîñòü àêòåðîâ ïðåâîñõîäíî îòðàæåíà â ðåàëüíîñòè. Îí è âïðàâäó çàñòàâëÿåò çàäóìàòüñÿ íàä òåì, ÷òî ÿ îïèñûâàë âûøå.  êîíå÷íîì èòîãå, ó êàæäîãî ÷åëîâåêà èñõîä îäèí ñìåðòü, íî ÷òî ïðîèñõîäèò äàëüøå?
 îäèí ìîìåíò, ÿ áûë ñâèäåòåëåì ïîäîáíîãî ðàçâèòèÿ ñîáûòèé, êîòîðûé îïèñûâàëèñü â ôèëüìå. ß, çíàë, ÷òî ìîé äðóã òàêæå îáðå÷åí óìåðåòü â ðàííåì âîçðàñòå. Äèàãíîç ÿ äî ñèõ ïîð íå çíàþ, è ÷åñòíî ãîâîðÿ, äàæå íå õî÷ó çíàòü. Äðóçåé ìîèõ ìîæíî áûëî ïåðåñ÷èòàòü íà ïàëüöàõ, è ñðåäè íèõ áûë îí, êîãî ÿ ñ÷èòàë çà õîðîøåãî äðóãà, êîòîðîìó ìîæíî áûëî îòêðûòü òàéíû, ãîâîðèòü äîëãî ïî äóøàì, ñëóøàòü ìóçûêó è áûòü ñàìèì ñîáîé. Îí áûë íåèäåàëåí, íî äóìàþ, òàêèõ, êàê ìîé ïî÷èâøèé äðóã î÷åíü ìàëî. ß çíàë, ÷òî îí áîëåí, íî íå çíàë, ÷òî íàñòîëüêî ñåðüåçíî. Ãäå-òî, ÷åðåç íåäåëþ, ïîñëå ïîñëåäíåé íàøåé ñ íèì âñòðå÷è, îí óìåð â áîëüíèöå. Ïîñëåäíèé ðàç ÿ åãî âèäåë â çäðàâîì óìå, êðàñèâûì ìîëîäûì ÷åëîâåêîì, ñ ãðàíäèîçíûìè ïëàíàìè íà áóäóùåå. Îí áûë âåñåë, è äàæå âûãëÿäåë î÷åíü ñ÷àñòëèâûì. Íî â ýòîò âå÷åð, êàê îêàçàëîñü, ìû ïîïðîùàëèñü íàâñåãäà. ×óâñòâîâàë ëè ÿ, ÷òî ýòî ïîñëåäíèé íàø ñ íèì ðàçãîâîð? Íåò. ß áûë ïîëîí îïòèìèçìà. ×óâñòâîâàë ëè îí ýòî? ß íå ìîãó çíàòü. ß çíàþ òîëüêî òî, ÷òî ó íåãî íà÷àëèñü æóòêèå áîëè, è, â êîíöå êîíöîâ, åãî íå ñòàëî.
Íàêàíóíå ïîõîðîí, âûøëî òàê, ÷òî ìû âñòðåòèëèñü ñî äâîðîâûìè ðåáÿòàìè è ïîøëè ãóëÿòü. Âñïîìèíàëè íàøåãî äðóãà äîáðûì ñëîâîì, è êîíå÷íî, ìîðàëüíî ãîòîâèëèñü ê ïðîùàíèþ. ß íå õîòåë èäòè íà ïðîùàíèå, ïîòîìó ÷òî ÿ âèäåë ñâîåãî äðóãà æèâûì, à òåïåðü ìíå ïðèäåòñÿ óâèäåòü åãî ìåðòâûì. Ìíå áûëî ñëîæíî ïðåäñòàâèòü ýòó ïðîöåññèþ, õîòÿ, ÿ ïîíèìàë, ÷òî äëÿ ðîäèòåëåé òàêîå ïåðåæèòü åùå õóæå, ÷åì ìíå. ß áîÿëñÿ è íå âåðèë, âîò ÷òî ÿ ÷óâñòâîâàë â ýòîò ìîìåíò, ñèäÿ ó êîñòðà. Çàòåì áûëà íî÷ü, è ÿ ðåøèë, ÷òî íå ïîéäó â öåðêîâü íà îòïåâàíèå è íà ïîìèíêè. Òàê ÿ è ïîñòóïèë.  ñèëó òîãî, ÷òî ìíå áûëî ñëîæíî âèäåòü ïëà÷óùèõ ëþäåé, (à ÿ ïî÷åìó-òî íå ïðîðîíèë è ñëåçèíêè), ÿ ñòîÿë â ñòîðîíå, è áîÿëñÿ äàæå ïîäõîäèòü áëèæå, õîòÿ, ñíà÷àëà ÿ ñòîÿë â ïåðâûõ ðÿäàõ. Ìûñëåííî ÿ ïðîñòèëñÿ ñî ñâîèì äðóãîì, è îòîøåë. Íå çíàþ, êàê âû îòíåñåòåñü ê ìîåìó ïîñòóïêó, íî ïîñëå ïðîùàíèÿ ÿ ïîåõàë íà òðåíèðîâêó, òàê êàê çàíÿòü ñåáÿ íàäî áûëî ÷åì-íèáóäü. Êîíå÷íî, óçíàâ îá ýòîì, ìíîãèå ìåíÿ îñóäèëè. Èìåëè ëè îíè íà ýòî ïðàâî, äóìàþ, ÷òî íåò. Íî îíè çàñòàâèëè ìåíÿ çàäóìàòüñÿ: «ïðàâèëüíî ëè ÿ ïîñòóïèë?», è õî÷ó ñêàçàòü, ÷òî ÿ òàê è íå îòâåòèë íà ýòîò âîïðîñ. Âàæíî, ÷òî ïîìèíàòü àëêîãîëåì ÿ íå ìîã, à ïî ðóññêîé òðàäèöèè, ýòî îäíî èç ïðàâèë. Âäîáàâîê, ìíå õîòåëîñü ïåðåâàðèòü îäíîìó ñëó÷èâøååñÿ. Âñå, ÷òî ïðîèñõîäèëî ýòèì äíåì, äëÿ ìåíÿ áûëî ÷åì-òî íåïîíÿòíûì. Ìíå íå ïåðâûé ðàç äîâåëîñü õîðîíèòü äðóãà, íî ýòîò ñëó÷àé áûë êàêèì-òî îæèäàåìûì, è âïðî÷åì, ìíå áûëî ãðóñòíî îò òîãî, ÷òî îòíûíå, ÿ îñòàëñÿ îäèí. Ñêîðåå âñåãî, âñå ìû îñòàëèñü îäèíîêè, ïîòåðÿâ åãî.  ýòîì ñëó÷àå, â íàñ ïðîÿâëÿëñÿ ýãîèçì, êîòîðûé ñëîæíî îïðàâäàòü. Áîëüøèíñòâî èç êîìïàíèè, è ÿ âìåñòå ñ íèìè, ñìèðèëèñü ñ ïîòåðåé. Òî ëè åùå áóäåò? Íî äàæå ñåé÷àñ, âàæíî òî, ÷òî ìíå íå õâàòàåò ýòîãî äðóãà, èíîãäà. ß âåðþ, ÷òî îí íàõîäèòñÿ â ëó÷øåì ìèðå. Íî âîçâðàùàÿñü ê ñàìîìó íà÷àëó ìîåãî òåêñòà, òîëüêî óìåðøèå çíàþò, ÷òî òàì ïîñëå ñìåðòè. ß è çíàòü íå õî÷ó. ß õî÷ó æèòü, íå çíàÿ è äàæå íå çàäóìûâàÿñü î ñìåðòè. Íî ðàçâå òàê ìîæíî? Íåò. Âñåãäà, ÷åëîâåê äóìàåò î ñìåðòè, ïîòîìó ÷òî ýòî íåîáðàòèìûé ïðîöåññ âñåãî æèâîãî. Âñåìó ïðèõîäèò êîíåö.
Êîíåö.
Источник
От автора: Буквально полчаса назад Стивен Кинг в своем твиттере сделал запись “Ненавидеть всех Мусульман за то, что случилось в Париже это как ненавидеть всех Христиан из-за одной, ненавидящей геев Баптистской Церкви в Westboro”. Неожиданно для себя я обнаружил сохранившееся эссе, которое написал, еще будучи студентом ИСПиП им. Рауля Валленберга. С благодарностью вспоминаю покойного Дмитрия Николаевича Исаева, который преподавал нам не один нужный предмет, в т.ч. “Психологию горя и утраты”. Работу решил опубликовать в связи с переполохом в отношении ИГИЛ, разбившегося лайнера и прочего. Кстати, данные школы Д.Н. Исаева помогли работать специалистам с пострадавшими в Беслане…
Мое отношение к смерти.
Было бы безумием считать, что можно избежать смерти. Но и бежать ей навстречу не умнее. Жизнь и смерть идут рядом, рука об руку. Понимание того, что не знаешь, где найдешь, а где потеряешь, дает человеку шанс полнее прожить свою жизнь.
Мы знаем, что жизнь без плана и прогнозирования невозможна. Но с другой стороны, всего учесть невозможно и от случайностей (на которые тоже есть свои причины, которых мы не знаем), никто не застрахован. Консультируя на телефоне доверия я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда клиенты просят каких-либо гарантий («скажите мне, что все будет хорошо») и т.д. Все очень по-разному, но обычно я отвечаю, что либо «все будет нормально», либо, что «я могу после разговора с вами пойти домой, и меня неожиданно собьет автобус. От случайностей никто не застрахован, и ваша стабильность в вашем выборе того, как распоряжаться своей жизнью и как реагировать на происходящее». Двум смертям не бывать, а одной не миновать – пожалуй, самая верная народная мудрость на эту тему. Что до самоубийства, то оно, на мой взгляд – всего лишь способ умереть и личное право каждого – пойти на этот шаг, или подняться над ситуацией и став сильнее жить дальше. Учитывая, что в современном нам обществе говорить о смерти не принято, мне кажется, что люди в связи с этим начинают чрезмерно бояться осознания своей смертности и пытаются его избежать. Что касается меня – я не знаю, до скольки доживу и как умру, но я знаю, что в этом теле я не буду жить вечно, и поэтому жить надо здесь и сейчас, а не откладывать её на потом. Говоря о том, что смерть и жизнь тесно связаны между собой (если даже не говорить о умирании физическом, то можно напомнить о смерти психологической – личностной или духовной) и поэтому позволяют нам обращать на себя внимание хочется высказаться о репрезентации смерти в искусстве. Так, например, по моему глубокому мнению, фильмы ужасов и подобная им литература имеют под собой психотерапевтическую функцию, которая позволяет зрителю или читателю конструктивно проработать свои детские страхи на безопасном расстоянии, ставя себя на место героя художественного произведения.
Понимание смерти детьми.
До шести лет ребенок не способен понять смерть как таковую, категории “вечно” или “навсегда” ему еще недосягаемы. Он не придает смерти ей особенного значения (умерла бабушка – посмотрел, пошел играть дальше). В еще более раннем возрасте – до шести лет смерть в восприятии малыша возможна лишь как разрыв с мамой, она ему настолько нужна, что себя без ее заботы он не представляет. С 6 до 11 лет дети научаются понимать, что они тоже конечны. Но при этом, концепция смерти не всегда имеет у них глубину понимания взрослого, в связи с чем они считают, что могут ее обхитрить, избежать. Подростки в большей мере способны понять, что смерть – это конец, который неизбежен для всех. Многое, как и всегда, даже здесь зависит от мнения ближайшего окружения ребенка, сверстников и пр. – так, некоторые уже в эти годы верят в Бога, в существование души или сознания без тела. Принципиально важно учитывать, что ребенку может быть очень важным попрощаться с любимым животным, который умер (похоронить его и т.д.), чтобы справиться с гореванием и понять, что смерть неизбежна и окончательна, что оттуда не возвращаются. С другой стороны, важно отдавать себе отчет и в том, что ребята у которых умирают их сверстники, видя происходящее осознают тогда острее, что смерть касается каждого. Без должной поддержки и принятия ребенка близкими это переживание может серьезно его травмировать. Страхи смерти становятся очень заметными в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет, когда дети понимают ценность своего здоровья или бояться заболеть). В младшем школьном возрасте, соответственно, широко распространен страх смерти своих родителей.
Переживание близости смерти у смертельно больных.
Существует ряд тяжелых заболеваний, исход которых в основном – скорая смерть, и отношение к которым со стороны социума – негативное. Следовательно, раковый больной или человек с ВИЧ-инфекцией скорее предпочтет скрывать от окружающих то, чем заболел. Ведь, как только дашь об этом знать, привычная свобода будет утрачена, далее последует длительное лечение, которое может оказаться неуспешным. И, кроме того, такой тяжелобольной страдая сам будет видеть еще страдание (или безразличие) своих близких. Стоит дать знать о своей болезни и жизнь уже никогда не будет прежней, да и все разговоры будут только о нем самом. Это к вопросу о том, как общественное отношение к смерти и больным людям может стигматизировать заболевшего. Теперь о детях. Отметим, что смертельно заболевший ребенок может не в полной мере сознавать, что скоро умрет, но догадываться об этом, чувствуя то, как изменилось к нему отношение родителей и медицинского персонала. Страх смерти выражается своими словами нечасто, поэтому, приходится догадываться о переживаниях ребенка по его поведению. Те же, кто постарше переживают более разнообразную депрессию и тревогу. Они понимают серьезность своего поведения и страдают от того, что их жизнь изменилась до неузнаваемости и не будет прежней. Тут надо зарубить на носу, что дети могут видеть, что их близкие страдают, но при этом оправданно чувствовать себя брошенными и покинутыми своими родными. Работа психолога и врача соответственно должна быть направлена в обе стороны – на снижение напряжения у ребенка и создание комфортных условий для того, чтобы родители пережили горе, связанное с надвигающейся трагедией и не оставляли ребенка один на один с переживанием собственной болезни и скорой смерти.
Профилактика.
Если и можно говоря о смерти говорить также о профилактике, то она заключается в разумном информировании людей о том, что это такое с тем, чтобы у человека сформировалась своя, здоровая и зрелая позиция по столь личному и серьезному вопросу.
Подобно тому, как ребенка целесообразно подготавливать к лечению в больнице (объяснять, кто такие врачи и чем они занимаются, знакомить с обстановкой мед. учреждения и обыгрывать тревожные и страшные для конкретных детей моменты в игровой форме) также, на мой взгляд, имеет смысл подготавливать человека к тому, что смерть придет в любом случае, а поэтому бояться ее не имеет смысла. Правильнее было бы не лезть на рожон и не торопить события – не рисковать попусту и быть в меру осторожным. Возможно, те кто боятся смерти относились бы к ней иначе, окажись среди тех, кто относятся к смерти с уважением. Общество навязывает нам, что все люди равны, имеют права и свободы, но фактически мы все очень разные и объединяет нас то, что все мы рождаемся и все уходим из этого мира. Вопрос лишь в том, как использовать то время, которое тебе дано и есть ли что-то после твоего ухода. Понимание того, что ты смертен фрустрирует, но при правильном отношении к происходящему, обогащает нашу жизнь. Смотря правде в глаза ты проживаешь свою жизнь, а не уходишь от того, на что повлиять не в силах, погружаясь в самообман.
Примечание от 14.11.2015:
У вышеупомянутого Стивена Кинга есть очень трогательный, слегка сатиричный и в целом, весьма детальный рассказ с флером мистики “Вещи, которые остались после них”, повествующий о американцах, живущих после взрыва Башен Близнецов. Возможно, некоторым, кого поднятые в эссе темы сейчас затрагивают особенно сильно, будет полезно прочесть данное произведение.
С учетом относительно неспокойной обстановки в стране и мире, я считаю, что работа психолога с переживаниями горя и утраты клиента становится особенно деликатной и значимой. Если я прав, что о смерти в нашей культуре говорить не принято, а необходимость у человека справиться с столь непростыми кризисными переживаниями есть, мы должны не бояться способствовать этому. Но, опять же, важно чувствовать ситуацию, человека (готов ли он, действительно ли нуждается в помощи, “имею ли я право задать больной вопрос и ради чего?” – этика и скрытые мотивы взаимосвязаны, не так ли?), а также, быть уверенным в собственных силах. Поэтому, на мой взгляд, консультант должен в первую очередь прояснить для себя свои мысли и чувства в отношении смерти, с тем, чтобы наладить благоприятный контакт и холдинг в терапевтических отношениях с клиентом.
Источник