Кай горловое пение польза слушания
Кай – самый древний вид искусства алтайского народа. Его тайны до сих пор никем не изучены. Он, как самостоятельный собственный музыкальный жанр, требует особого внимания со стороны ученых, искусствоведов.
Односторонне считают, что кай – это горловое пение. Но с этим можно поспорить, потому что кай – это не только пение, но и уникальное, неподражаемое исполнение. Он имеет не только музыкальное исполнительское значение, кай – это и глубоко философское, нравственное осмысление жизни. Кто такой эпический певец, кайчы-сказитель и просто кайчы? Казалось бы, эти три понятия не имеют большой разницы, но это глубокое заблуждение…
Алтайцы и их музыкальная традиция корнями уходят в глубь истории. Сегодня никто не может определить – с какого года, с какой эпохи следует считать появление на белый свет памятника тюркских народов – сказания о богатырях. Надо заметить, что во всех сказаниях обязательно говорится о кае, о том, как ехал богатырь по Алтаю и услышал кай…
Республика Алтай очень богата знаменитыми кайчы-сказителями. Особенно ярко они проявились на рубеже 20-х годов. Навеки в историю вошли имена Григория Алексеевича Калкина, Табара Чачиекова, Шуну Ялатова. Особо хочется отметить Г.А. Калкина, которого по достоинству назвали Гомером двадцатого века.
Он знал наизусть более пяти тысяч строк алтайских сказаний. С его помощью изданы двенадцать томов эпических сказаний, некоторые из которых переиздавались по два-три раза. Сегодня к изданию готовятся еще семь сказаний, каждое из которых состоит из более чем тысячи строк.
Еще десять его великих сказаний не дописаны до сих пор. Феномен кая-сказания Калкина заключается в том, что он умел уводить своих слушателей в мир своих сказаний, наизусть говорить более пяти тысяч строк, при этом каждую свою интонацию сопровождая мастерской игрой на топшууре, рассказывать один эпос по четыре-пять дней – это какую надо было иметь завораживающую силу и умение говорить!
Кайчы – исполнитель кая и знаток сказаний
Ээлу-кайчы или предсказатель – он еще и ясновидец, лечащий душу и телесные болезни. Таким был Калкин. Он имел дар лечить людей, связываться с духами ушедших из мира сего, предсказывать завтрашний день. Он действительно был кайчы-сказителем.
Люди, которые собирались послушать его сказания, теряли ориентир времени. Они вместе с ним под звуки его топшуура улетали в поднебесье, бродили по древним горам, спускались в «нижний мир» и возвращались в солнцелунный Алтай. Казалось, во время исполнения эпоса, кайчы сам входил в транс, но при этом никогда нигде не путался в словах.
Перед глазами слушателей равномерно и четко шел ход событий сказания. Великий Калкин беспредельно обладал даром сказителя, носителя древнейшей загадочной и таинственной внутренней культуры своего народа. Он говорил, что ему при исполнении сказания нельзя ошибаться, иначе его «замучают богатыри из сказаний».
Говоря о кайчы, нельзя не упомянуть о его единственном и священном инструменте – топшууре. Топшуур- это святая святынь кайчы. Перед тем как начать свое сказание или исполнять кай, кайчы начинает благословлять свой топшуур. Под звон топшуура он призывает послушать великое сказание, затем говорит несколько строк, посвященных сидящим вокруг него, а затем начинается само сказание.
На одном дыхании он успевает говорить семь-восемь строк. Удивительно начало исполнения: кайчы обрывает слова и переходит к длинному «о-о-о», затем на этом же дыхании продолжает говорить. При этом все его слова, дыхание и паузы между ними заполняет очень умелое владение топшууром.
Топшуур – двухструнный музыкальный инструмент, по своему виду сходный с казахской домброй, но меньше по размеру, особенно гриф. Корпус и гриф топшуура вырезаются из одного куска дерева. Долблёный овальный корпус покрывается сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей.
Две струны, свитые из волоса конского хвоста в виде тоненьких веревочек, прикрепляются с одной стороны к корпусу с помощью кожаных ремешков, с другой – к деревянным колкам. Волос при этом подбирается преимущественно белый. На верхней деке прорезано отверстие (отдушина), а также находится подставка для струн. Гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание туго натянутой нити, но несколько чище и ярче, поэтому звучность топшуура невелика.
Приемы игры разнообразны:
- бряцание,
- тремоло,
- щипки.
Перед игрой топшуур, имеющий кожаную верхнюю деку, подсушивают над очагом. Определенной высоты строя топшуура нет. Две струны настраиваются на кварту так, как это удобно для голоса самого исполнителя. Используемый диапазон редко превышает октаву. Алтайцы говорят, что топшуур великого кайчы может лежать и сам по себе издавать мелодии. Его нельзя было трогать малым детям и женщинам.
Кайчы тесно связан с живой природой, с духом Алтая. Провидец-кайчы Калкин говорил, что дух Алтая очень любит слушать топшуур. Племена Алтая сохранили этот древний ритуал, понимали использование чудодейственной силы топшуура. По их мнению, хозяин тайги заслушивался благопожеланиями и мелодиями топшуура и как бы в награду за доставленное наслаждение посылал своих зверей и птиц и делал охоту удачной.
Есть еще одна особенность кая – разнообразие его стилей. Выделяют двенадцать видов кая. Даже в 1908 году Анохин отметил, что «у алтайского кая очень много разнообразных видов» – сыбыскы-кай, каркыра-кай и так далее. У нас на Алтае в основном исполняют каркыра-кай.
Есть большая разница между кайчы и сказителем. Я себя отношу только к кайчы-исполнителю. Я не сказитель.
Судьба кая на Алтае была трагична. Во времена советской эпохи он подвергся преследованию. Но божий дар никогда не исчезает – кай снова ожил. Но упущено очень многое. Потеряны великие сказители. Они не успели до конца передать нам свое мастерство.
Вселяет надежду то, что сейчас кай привлек внимание великих искусствоведов мира. Я верю, что народное творчество – древний кай – будет вечен на этой планете, Земле.
Болот Байрышев, 2002 г.
Кай — горловое пение, распространённое среди коренных жителей Алтая, в частности, народа теленгитов.
Кай – самый древний вид искусства алтайского народа, самостоятельный музыкальный жанр. Это не только пение, но и уникальное исполнение, а местные жители Алтая трактуют Кай как пение души, которое объединяет человека с окружающим миром.
Горловое пение — это феномен горных и степных культур: кочевник, путешествующий между горами Монголии, Алтая и Тувы так выражал свое восхищение, красотой гор, подражая звукам природы и животных.
Горловое пение выступает в сочетании с национальными музыкальными инструментами, такими как комус, топшуур, бубен, что усиливает его необыкновенное воздействие. Горловое пение – уникальная техника пения, когда певец одномоментно воспроизводит сразу две ноты: основной тон и обертон. Звук рождается не в гортани, а где-то в глубине тела, и, поднимаясь через грудную клетку к горлу, приобретает насыщенный оттенок. К силе низких частот прибавляется и резонатор грудной клетки, и диафрагма и мышцы живота. Таким образом, получается петь одновременно двумя, а то и тремя голосами.
Среди исполнителей горлового пения на Алтае есть представители как старшего поколения, так и молодые музыканты, разнообразен состав исполнителей: от соло до ансамблей.
Фото: Геннадий Александров
На фото выше — теленгитский кам (шаман) Алексей Кимович Асканаков и кайчы Алексей Калкин, внук великого сказителя. Со склонов священной горы Кара-Кайя разносится алтайский кай и пение струн топшуура. Кай – это разговор с духами-ээзи его гор и рек. (п. Улаган, Республика Алтай).
Горловое пение: Тадыров Мерген и Олег Асканаков:
Вот, что пишут о горловом пении сами исполнители:
«Традиционное горловое пение КАЙ — древнейшее сказительское искусство, а звуки извлекаемые исполнителем заимствованны у природы и благоприятно воздействует на организм человека, очищая и укрепляя его энергию. Они несут в себе ко всем приходящим то спокойствие, которого так не хватает в повседневной суете. Соприкоснутся с ритмом природы, к слиянию с природой, благостного состояния, приобрести внутреннюю гармонию, вливает заряд положительных эмоции которое сохранит вашу хорошую энергетику на долгое время.»
Виды традиционного горлового пения, перенятые исполнителем у природы.
1) Каркыра – подражает шуму водопада и играющего ветра, создавшего турбулентность. Энергия воды и ветра в организме — энергия клеток под названием Jимурун чувствуется телом мелкой дрожью.
2) Комей — подражает силе холода в природе. Энергия холода защищающего тела от различных негативных энергетических воздействии под названием Курчу: чувствует тело холодок.
3) Сыбыскы – подражает пение осеннего марала звуком флейты. Энергия добра – Ийде, энергия пополняющая энергию Солнечного сплетения которая передается с благопожеланием.
Большинству людей после слушание горлового пения, снятся цветные сны во многих случаях предвещающие:
Заяц — успех и удача Умываться в чистой воде – к здоровью Медведь — вы получили Алтая защиту Собака — близкий друг Оказаться в природе – духи вас оберегают | Табун лошадей — спокойные времена Летать — ваша энергия очистилась Плакать — к большой радости Рыба – прибыль (большая к большей) Вы умерли- долгая жизнь (знакомые-их жизнь) | Конь с седоком — проблемные времена Нагая женщина- потери (деньги, имущество) Лиса- вас хотят обмануть (или обманывают) Волк- коварные люди Играть музинс -ругань Стрелять из ружья- большой скандал |
Где на Алтае можно послушать горловое пение?
На фестивалях этнической музыки, которые проводятся здесь регулярно. Но если вы путешествуете, когда фестиваль не проводится?
Тогда ищите мастера-исполнителя.
Например, в долине Чулышмана, рядом с турбазой Каменные грибы находится айил горлового пения. Здесь Алексей (Олег) Кимович Асканаков, пятикратный лауреат 1- степени, обладатель Гран-при Международного курултая Сказителей- 2013, Мастер горлового пения — КАЙЧИ исполняет горловое пение трех видов с игрой на топшуре, проведет беседу.
Даем его реквизиты:
тел. ( 8-913-691-69-06 ) — Олег
(8-983-329-08-10) – Людмила
askanakov.oleg@yandex.ru
продолжительность выступления 40-45 мин, стоимость- 300 руб. с человека.
Программа выступления:
1 — На алтайском языке благословение топшура 5-мин.
2 — Исполнение эпоса МААДАЙ-КАРА на русском языке, Сказителя, Гомера 20 века А. Г. Калкина переведенного более, чем на 40 языков, в том числе на русский — 192 строик 30-35 мин.
3 — Благопожелание на хороший, приятный отдых и легкую дорогу (на алтайском языке) 5 мин.
Из благопожелания через горловое пение:
«Кто слушал КАЙ и вознаградил КАЙЧИ, тому Алтая Благословения.
Чтоб отдых был приятным и здоровым, сопутствовали удача и успех, путь легкий и счастливый.»
Видео других исполнителей:
ИСЦЕЛЕНИЕ ГОРЛОВЫМ ПЕНИЕМ
Достижение высших состояний сознания.
На протяжении тысячелетий шаманы были единственными врачевателями как тела, так и сознания тувинцев. Ими накоплен огромный опыт в индивидуальном и групповом лечении. Ввиду отсутствия медицинского оборудования и препаратов, шаманы пошли по пути развития скрытых целительских способностей человека, а в силу обожествления ими природы – естественно, что они черпали свое вдохновение из окружающего мира. Подражая звукам природы, они входили в трансовое состояние, что раскрывало резервы их психики. Так постепенно, через имитацию звуков животных, птиц, ветра и т.д., сформировалось уникальное искусство обертонального горлового пения, при котором исполнитель способен петь двумя и более голосами одновременно.
С помощью этих звуков, часто практикуемых совместно с народными инструментами – игилем (вариант народной виолончели), бубном и хомусом (варганом), шаманы погружали в измененные состояния сознания своих пациентов и искали причины возникновения у них заболевания или личностной проблемы, а в случае необходимости использовали направленное воздействие голоса с обертонами на больной орган.
В механизме лечебного воздействия шаманского обертонального звука можно выделить два основных момента.
Первый связан с физическими свойствами звуковых гармоник и основан на принципе резонанса. Физикой установлено, что все во вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и наше тело. Каждый орган и ткань обладает определенной «здоровой» резонансной частотой. Когда эта частота изменяется под воздействием патогенных факторов, вибрации органа начинают отличаться от общего гармоничного «аккорда», что и влечет за собой изменения на физическом уровне, определяемые как болезнь. Мы можем помочь органу восстановить природную частоту и запустить процесс выздоровления, направив на него гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, «здоровой» частоте органа. Именно это делает шаман: находясь в трансовом состоянии, он интуитивно ощущает, какой звук необходим пациенту, то есть фактически создает резонанс с его телом. А наличие в его голосе обертонов значительно усиливает воздействие.
Этот эффект обертонов был визуально показан в экспериментах по киматике Барбары Хироу. В них акустическая система размещалась над зеркалом и производила два звука с разной частотой колебаний. Вибрирующее зеркало отражало луч лазера на экран, создавая на его поверхности «звуковые» образы. Если певцы-экспериментаторы пропевали две ноты, образующие гармонический интервал, то на экране возникали геометрически совершенные, симметричные формы. Этот результат был особенно показательным в случаях, когда певцы выпевали не обычные звуки, а вокальные гармоники. Когда же голоса певцов не создавали гармонического интервала, то симметрия в изображениях на экране отсутствовала. Всемирно известны сейчас также исследования Масару Эмото, продемонстрировавшего способность звука изменять структуру воды. Если помнить о том, что тело человека на 70% состоит из воды, то можно видеть, какие возможности открываются для исцеления звуком.
И такие научные данные, подтверждающие влияние гармоничного звука на живые системы, появляются во все большем количестве. Показано, что музыкальные звуки способны повышать уровень серотонина и гормона роста и снижать уровень АКТГ, способствуя уменьшению стрессов. Музыка нормализует кровообращение, кровяное давление, волновую активность мозга – в частности, меняется поток возбуждения в кортико-таламических и кортико- лимбических кругах. Исследования французского ученого Фибиана Маман показали, что воздействие на раковые клетки in vitro звуками по восходящей музыкальной шкале приводит к прогрессивной дестабилизации их клеточной структуры и в конечном итоге разрушению клеток. Можно понять этот эффект, исходя из того, что мембраны клеточных органоидов являются естественными резонаторами, и поэтому все внешние вибрации напрямую влияют на состояние каждой живой клетки, находящейся в поле их распространения.
Второй аспект в воздействии шаманского звука является информационным. Создавая звук, шаман прежде всего вкладывает в него свое намерение излечить пациента, которое транспортируется его звуковыми волнами в энергетическую структуру больного. Кроме того, шаман использует и вербальные формы суггестии, произнося специфические молитвы или заговоры. Обычно этот эффект усиливается еще и звуком бубна – техника, известная как камлание.
В механизме горлового обертонального пения выделяют основной тон, или бурдон, создаваемый голосовыми связками, и второй голос, содержащий обертоны от 5-го до 13-го, часто похожие на свист. Этот голос создается за счет носового резонанса и так называемых «ложных голосовых связок», образующихся над природными в результате практики пения.
Наблюдения показывают, что даже после концертов обертонального пения многие слушатели отмечают заметные изменения в состоянии сознания, продолжавшиеся от получаса до нескольких дней в зависимости от исходного состояния и чувствительности слушателя. У многих людей ослабевают или исчезают головные боли и проявления других заболеваний. Опрос же участников семинаров демонстрирует улучшение самочувствия у большинства из них, исчезновения напряжений в теле и сознании, глубину положительных эмоций. Многие впервые начинают ощущать свою энергию и переживают необычные состояния сознания, вплоть до ощущения выхода из тела. У людей появляется осознанное желание самостоятельно восстанавливать свое здоровье и развиваться духовно.
СТИЛЬ КАРГЫРАА – низкий гортанный звук, производное от «хрипеть», «бурлить», своим звучанием иногда напоминает рык дикого зверя, карканье вороны.
Овладение этим стилем позволяет направить вибрацию в любую область тела, усиливая кровообращение с помощью низкочастотных вибраций. Каргыраа способствует очищению дыхательных путей (легкие, бронхи, трахея и гортань). Развивает грудной резонатор, пробуждает животную силу, поднимает мощь корневых центров, помогает ощутить опору под ногами и связь с Землёй («заземление»).
СТИЛЬ ХООМЕЙ – это звук низких и средних регистров, его обертон или «надзвук» слышен как завораживающий звук флейты. Люди коренных народов пели хоомей колыбельные для своих деток. Его вибрации прекрасно развивают и чистят носовой и грудной резонаторы, что позволяет избавиться от накопившейся слизи и хронической заложенности носа, гнусавости. «Раскрывает» гортань и трахею, вследствие чего уходят зажимы, напряжения в голосовом аппарате, которые многие из нас с детства несут в себе. Отключает «внутренний диалог».
СТИЛЬ СЫГЫТ – очень красивый высокий свистящий звук с флейтоообразными переливами. Высокая частота вибраций и замыкание звукового кольца посредством языка, делает этот стиль самым сильным по воздействию на тело и сознание, в сравнении с другими. Знатоки горлового пения называют его «чистая энергия».
ЗВУК «ТИБЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ ЧАША» – открытый носовой (назальный) звук, с обертоном, напоминающим звучание тибетской чаши. Дополнительным резонатором этого звука является головной купол. Его тончайшие вибрации активизируют работу высших центров, гармонизируют человека, снимают стресс, напряжение и усталость. Этот звук незаменим во время медитаций, направленных на достижение высших состояний сознания.
Горловое пение — реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении.
Тюрки, монголы, камчадалы… и не только
Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят, тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев — жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли — самобытное пение жителей Альп — тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.
Из шаманских камланий — на большую сцену
В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы — журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос — сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.
Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»
Один человек — два голоса
Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль, собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом — явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом». Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов — «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» — бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт — стиль двухголосного пения с доминирующим свистом — наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.
Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш
Все они — разные
У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера — сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия», — говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».
Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги
Вместо гитары
Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами — ударными, струнными, язычковыми.
Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»
Горловое пение как национальная идея
Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель — хоомейжи — владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея — такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков — найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей».
Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»
Автор: Екатерина Гудкова