Как называлась польза в старину

Как называлась польза в старину thumbnail

Зелье и зелейники

Первые русские врачи — это «лечьцы» из монахов. В Московском государстве XVI века уже существовало разделение медицинских профессий. Их было более десяти: лекари, дохтуры, костоправы, повивальные бабки… В том числе зелейники.

Медицинские карикатуры британского художника Джеймса Гилрея.

Зелейники в зелейных лавках отпускали зелье (лекарство). Не просто продавали, они готовили настойки, порошки, мази и были сведущими в этом деле людьми. В рукописных лечебниках того времени встречается описание разнообразных лекарственных форм: «питие», «порохи», «мазуни», «пластыри» — и указывается количество применяемых лекарств в зависимости от возраста больного. Этими рукописями пользовались зелейники. Они изучали действие и качество лекарств. (Ещё в Древней Руси широко известны были солодковый корень, цветы шиповника, можжевеловые ягоды, валериана. Лиственничная губка — противотуберкулёзное средство — даже вывозилась из Новгорода за границу, как и кора ясеня — противомалярийное. Багульник использовался как противопаразитарное средство, чтобы уснуть — принимали «мак снотворный», от простуды — чеснок и лук. Чесночная вода применялась для обмывания при эпидемиях и дизентерии.)

В писцовых книгах (в них велась перепись домовладений для установления оброка) в Пскове в 1585 году значатся три зелейника. Зелейные лавки и ряды были в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Как называлась польза в старину

И вот приехал Джеймс Френчем

Известно, что в Кремле в 1581 году в правление Ивана Грозного появилась аптека для царской семьи, устроенная с царской роскошью: аптечная посуда была из шлифованного хрусталя, «витрины из серебра»… Появилась она в связи с приездом на госслужбу лейб-медика английской королевы Роберта Якоби с группой фармацевтов (так стали называть врачей, которые совершенствовались в аптечном искусстве и избрали местом деятельности аптеку). История сохранила только имя Джеймса Френчема, хотя, возможно, и до него имелись иностранные аптекари и аптеки. В показаниях по делу Лжедмитрия, например, свидетелем проходил старый голландский аптекарь Арент Классен, служивший до этого «сорок лет в великокняжеской аптеке».

Василий III благословляет сына своего Ивана IV перед своей кончиной.

Аптека для населения была открыта в Москве в 1672 году. Лекарства там продавались по установленной цене, которая обозначена была в «указной книге» — первой аптекарской таксе. «…Указал великий государь построить аптеку для продажи всяких лекарств всяких чинов людям по указной книге». Имелась «палата для составления лекарств», «палата для сосудов и лекарств», поварня, «перепускная» (лаборатория), сушильня для трав. В штате были аптекари, врачи, алхимисты, дистилляторы, лекарские и аптекарские ученики. Такой штат объяснялся тем, что готовили не только сложные лекарства (до 20 ингредиентов), но и сырьё для них. При аптеке организована была продажа спирта и вина: «без вина и пива лекарства хотя и давати и в том мало пользы бывает, лекарству только трата».

Алхимисты Шилов и Ананьин

В конце XVI — начале XVII века появился Аптекарский приказ (точной даты его создания нет). В задачи приказа входило наблюдение за лечением царя и его семьи, за лекарствами в царской аптеке и за деятельностью приглашаемых врачей иностранцев. Позднее он стал государственным административным учреждением, ведавшим всем медицинским и аптекарским делом в России.

Аптекарским приказом была открыта школа, куда набрали из стрельцов и стрелецких детей 30 учеников. В числе прочих дисциплин они изучали медицинскую ботанику, фармакологию и фармацию «практическую». С приёмами приготовления лекарств ученики знакомились в аптеках и аптекарских огородах. (Аптечные огороды создавались для удовлетворения аптек в сырье). В это время широко применялись водки из растений (настойки), вода из цветов и трав (настои), эликсиры, сборы, масла, бальзамы, пилюли, отвары, порохи (порошки), сиропы, пластыри, соки, растирания, свечи… Для приготовления лекарства использовались обычно перегонка, выпаривание, процеживание, измельчение, смешивание. Вот рецепт изготовления пластыря: «Взять чистого белого ладана, воску, чистого масла деревянного — поровну. Ладан истолкши мелко, а воск исстрогать. Над огнём сварить и как то всё соединитца, застудить и оное намащать на чистую ветошку. Прикладывать к ранам».

На выпускников школы, открытой Аптекарским приказом, первых русских «алхимистов» Тихона Ананьина и Василия Шилова возложили приготовление лекарств и заведование запасами лекарственных средств. Они не только работали в аптеке, но и выезжали на закупку и заготовку сырья, обучали других аптечному искусству. Ананьин обучил своих сыновей.

Как называлась польза в старину

Указ о восьми аптеках

С постановкой аптекарского дела Пётр I ознакомился во время своего пребывания в Голландии, а также в Англии, в Германии и Франции. И в 1700 году им были учреждены первые военные аптеки.

В 1701 году для расширения аптечного дела Пётр издал указ: «…быть на Москве вновь осьми аптекам и построить те аптеки на больших просторных и многолюдных улицах.., а в зелейному ряду, что в Китай-городе, а также и по всем улицам и перекрёсткам, лавкам, в которых продавались непотребные к употреблению травы и зелье, будто бы вместо лекарств, не быть, и те по улицам и перекрёсткам сломать…».

Джузеппе Арчимбольдо. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590.

С изданием этого указа (об открытии 8 частных аптек и запрете продажи лекарств в зелейных лавках), по сути, была введена аптечная монополия, устраняющая конкурентную борьбу между аптеками и лавками и между самими аптеками. В каждом районе разрешалось открыть только одну аптеку.

«Всякий русский или иностранец, который пожелает вести вольную аптеку, с разрешения правительства получит безденежно необходимое для сего место и жалованную грамоту на наследственную передачу сего заведения». (Наряду с частными предполагались и казённые, принадлежащие государству.)

Первая грамота на открытие вольной аптеки в 1701 году выдана была Иоганну Грегориусу, аптекарю Аптекарского приказа. Он открыл её в Ново‑Немецкой слободе (Аптекарский переулок, где именно неизвестно). Вторая грамота, месяц спустя после Грегориуса, была пожалована доктору медицины Даниилу Алексеевичу Гурчину, который служил в «царской» аптеке и по поручению Петра написал две работы — «Аптека обозная или служивая», «Аптека домовая». Он открыл свою аптеку на Мясницкой.

Последующие владельцы перенесли аптеку Гурчина в Китай-город на Никольскую улицу. В 1832 году её купил выходец из Пруссии Карл Феррейн. В 1896 году для неё было построено новое роскошное здание (архитектор А. Э. Эрихсон), в котором в советское время находилась всем известная аптека № 1. И город так к ней привык, что и теперь нет москвича, который, проходя мимо этого здания по нынешней красивой и уютной Никольской, не вздохнул бы: «А всё-таки жаль, что теперь здесь не аптека, а какие-то платья…»

Читайте также:  Стеновые панели мдф польза и вред

Источник

Когда речь заходит о том, чем же питались славяне, жившие на Руси, многие люди думают, что традиционная славянская кухня не отличалась особой сложностью и состояла из простых блюд на основе картофеля, свеклы, моркови, репчатого лука, риса и гречки. Но данное утверждение не соответствует истине, ведь практически всех указанных продуктов на столах у древних славян не было. О некоторых привычных для современного среднестатистического человека продуктах питания наши предки и не слышали.

Жившие на Руси славяне, в отличие от своих беспечных потомков, которые питаются фаст-фудом и запивают вредную еду не менее вредной сладкой газировкой, кушали сбалансированную, натуральную, богатую витаминами, микро- и макроэлементами, белками, углеводами, жирами и прочими важными для нормального функционирования организма биологически активными веществами пищу. Поэтому наши предки редко болели, имели богатырское здоровье и, невзирая на обилие тяжелой физической работы, практически не жаловались на свое самочувствие.

Чем же питались славяне на Руси? Сегодня найдем ответ на этот интересный вопрос и поговорим о тех блюдах славянской кухни, которые чаще всего были на столе у наших предков.

Каша – одно из главных блюд славянской кухни

Та каша, которой питались жившие на Руси славяне, значительно отличается от привычной для нас каши. Присутствующая в рационе многих современных людей рисовая каша простым и небогатым славянам была не по карману. Кашу из заморского и совсем не дешевого риса или «сорочинского пшена» могли себе позволить только очень богатые жители Руси.

Думаете, что наши предки питались гречневой кашей? Как бы ни так! Любимая многими с раннего детства каша из гречки не была частым гостем на столе обычных славян. Готовили её только по великим праздникам. На Руси гречка появилась благодаря греческим монахам, которые привезли её из Византии. Именно из-за греческих монахов эта вкусная крупа и получила свое название: славяне начали называть её «гречкой».

Если наши предки не ели кашу из рисовой или гречневой крупы, то какая же каша чаще всего была у них на столе? Жившие на Руси славяне обожали овсяную и пшенную кашу! И в этом нет ничего странного или удивительного, ведь пшенная или овсяная каша, в отличие от не всегда полезных, но привычных для нас овсяных хлопьев, в своем составе содержит массу необходимых человеческому организму веществ и обладает множеством полезных свойств.

Овсяную или пшенную кашу готовили из цельного зерна. Зерно долго распаривали и томили в печи, чтобы оно стало мягким и «набралось силы». Для приготовления каши хозяйки на Руси использовали специальные горшочки из глины. Заправляли готовую кашу из овса или пшенки приготовленным в домашних условиях сливочным маслом. Иногда с этой целью использовали и льняное или конопляное растительные масла.

Кашу чаще всего ели деревянными ложками или просто брали из горшочка руками, так как вилок у древних славян не было.

Какими овощами и фруктами питались славяне на Руси?

О существовании томатов, картофеля, репчатого лука, капусты, огурцов, баклажанов, моркови, свеклы наши предки до некоторых пор и не подозревали.

  • репчатый лук и капуста на Руси появились в 11 столетии,
  • морковь – в 12 столетии,
  • огурцы – в 15 столетии,
  • баклажаны, томаты и картофель – в начале 18 столетия!

Самым распространенным и популярным овощем на Руси была редька. Она существенно отличалась от привычной для нас редьки, так как была в несколько раз больше.

Репа – еще один популярный и любимый многими славянами овощ. Хозяйки парили репу в печи, благодаря чему вкус этого корнеплода становился не таким резким, а усвояемость организмом повышалась в несколько раз. Иногда репу сначала жарили или тушили, а затем делали из неё вкусную начинку для не менее вкусных пирогов.

Славяне любили готовить блюда из брюквы. Она являлась отличной альтернативой картофелю, о котором в те времена на Руси никто ничего и не знал. Брюква, хоть и требовала определенных условий и ухода за собой, но давала неплохой урожай. Она сохраняла свой привлекательный внешний вид и полезные вещества до апреля-мая. Поэтому благодаря брюкве древние славяне могли пережить зиму и чувствовать себя полными сил до появления свежей зелени.

Горох, о котором нашим предкам было известно довольно-таки много, не только кушали в сыром виде, варили из него суп или кашу, но и пекли из гороховой муки вкусные пироги и блины. Любили наши предки и чеснок. Он пользовался большим уважением у славян, которые называли его «чудо-плодом, помогающим от многих болезней и недугов».

Выращивали на Руси и тыкву. С этим овощем славяне познакомились благодаря войне с хазарами, которые принесли с собой не только оружие, но и тыквенные семена.

Занимались наши предки и садоводством. Они выращивали сливы, яблони и вишни. Некоторые хозяйки мочили яблоки на зиму. Многие славяне употребляли в пищу лебеду, крапиву и дикий щавель, собирали в лесу орехи, ягоды, грибы, дикие яблоки и груши, разные травы. Грибы помещали в большие бочки и солили на зиму вместе с душистым укропчиком. Особой популярностью пользовались грузди и рыжики.

Читайте также:  Чистка рисом польза и вред

Ранней весной добывали сок из березы и клена. В марте-начале апреля эти соки помогали нашим предкам насытить организм витаминами и минералами. Некоторые историки утверждают, что славяне на Руси умели готовить концентрированный кленовый сироп путем выпаривания влаги из кленового сока.

Хлеб – почитаемый славянами продукт питания

Хлеб, который многие жители Руси называли «батюшкой» и «головой», занимал особое место в рационе славян. Его уважали, перед ним преклонялись, о нем говорили с особым трепетом. И пекли без дрожжей!

Привычной для нас муки в те времена не было. Для приготовления хлеба и пирогов славяне использовали муку грубого помола. Делали её из ржаного, ячменного, полбяного или амарантового зерна. О пшенице древние славяне еще не знали.

И хлеб, и пироги, и лепешки хозяйки на Руси пекли из теста на заквасках. Тесто заводили на чистой речной или колодезной воде, помещали в большую квашню, изготовленную из дерева, и оставляли в теплом месте на несколько суток, чтобы оно не только подошло, но и приобрело кисловатый привкус. Благодаря естественному процессу брожения, а не дрожжам, тесто поднималось и пузырилось.

Тесто никогда не использовали полностью. Каждая уважающая себя хозяйка оставляла кусочек теста (закваску) на дне квашни, чтобы в следующий раз развести на его основе новую опару.

На свадьбу же или другие важные праздники хозяйки пекли не хлеб, а калачи и караваи. Новоиспеченная жена, уходя жить к супругу, брала с собой небольшой кусочек домашней опары, чтобы в доме мужа развести тесто и приготовить хлеб, который станет символом их долгой и счастливой совместной жизни.

Кисель и мед – любимые лакомства славян на Руси

Кисель, который издавна на Руси являлся любимым лакомством наших предков, был не сладким, а кислым. Поэтому он и получил свое название! Готовилось это лакомство из овсяной или ржаной муки. Скисшую ржаную или овсяную массу хозяйки варили до тех пор, пока она не становилась такой густой, что её можно было резать ножом. Чаще всего кисель, который в готовом виде был очень упругим, имел коричнево-сероватый оттенок и напоминал студень, ели вприкуску с вареньем, ягодным сиропом или медом.

Жители Руси любили лакомиться не только киселем, но и медом. Его ели, пили, добавляли в различные блюда и варили на нем варенья.

Первый месяц совместной жизни новобрачных не зря называли медовым, так как новоиспеченным супругам на Руси во время свадебных гуляний дарили бочечку меда. За месяц молодожены должны были съесть весь мед, чтобы первенец у них родился сильным и здоровым.

Чем еще питались славяне на Руси?

Многие историки утверждают, что наши предки, жившие на Руси, были практически вегетарианцами. Чаще всего славяне ели дичь, но происходило это крайне редко.

Так как корову на Руси называли кормилицей и относились к ней с особым уважением, то нет ничего удивительного в том, что в рацион древних славян входили многие молочные продукты.

Супов на Руси не было, так как борщ, уха и солянка, которые сейчас по праву можно назвать одними из самых популярных первых блюд традиционной русской кухни, появились только в 15 – 17 столетиях. Наши предки иногда питались тюрей. Тюря – это заправленный хлебом квас, в который добавляли нарезанный лук.

Пили древние славяне безалкогольный или немного забродивший и по вкусу напоминающий пиво квас, сухой, сладкий мед, мед с перцем, привезенное из Греции вино.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Правда говорить о том, что наши странствующие актеры-юмористы полностью идентичны заморским нельзя — существенная разница таится в репертуаре. Если византийские скоммархи шутили на бытовые темы и разыгрывали житейские сценки, то наши обожали остро-социальные и неприятные для власти представления.

Поэтому наши власть имущие не слишком жаловали острых на язык бродячих артистов, а духовенство и вовсе считало их подельниками нечистой силы. Даже одевались скоморохи, по мнению православных святош, грешно — в короткополые кафтаны, пестрые колпаки с бубенцами и возмутительные маски, нередко подозрительно узнаваемые.

Как называлась польза в старину

Особой кастой бродячих артистов были кукольники, которые в своих представления использовали в качестве ширмы длинные юбки с обручами, которые задирали выше головы. Само по себе это было уже непотребством, а если учесть, что часто героями кукольного спектакля бывал поп, черт, купец и боярин, то становится ясно, за что артистов этого жанра любили в народе и ненавидели в верхах.

Но бывали и исключения. Обожал скоморохов царь Иван Грозный. Любовь сурового правителя к этим артистам была так велика, что он мог не сдержаться и сам, обрядившись в бесовские одежи, отплясывать с ними посреди палат. Высоко ценил этих артистов и царь Петр I, известный своими пристрастиями к сомнительным представлениям и греховным пирам.

Бубнодел

Как называлась польза в старину

Непременным атрибутом любого скомороха был бубен. Этот примитивный, на первый взгляд, музыкальный инструмент все же был весьма не прост и для его изготовления нужен был специалист. Бубнодел — редкая и ценная профессия, представители которой занимались производством, вообще, любых ударных инструментов.

Из мастерской бубнодела выходили бубны, барабаны и даже литавры. Для армии эти умельцы создавали огромные набаты, звук которых напоминал раскаты грома и внушал трепет противнику. Для игры на таком инструменте требовались сразу три-четыре ударника.

Читайте также:  Солнечные лучи вред и польза

Хороший бубнодел был всегда на вес золота. Профессия эта имела множество своих секретов, которые передавались из поколения в поколение. Мастер должен был уметь обращаться с кожей, деревом и металлом, а также сам играть на своих изделиях.

Специалисты знали, что лучшие обода получались из березы, но перед тем как согнуть дерево в кольцо, его вымачивали в воде не меньше недели. Были свои тонкости и в работе с кожами. Допустив оплошность в выборе или обработке материала, бубнодел рисковал получить бесполезную поделку с глухим или дребезжащим звучанием.

Кошкодав или кошкарь

Как называлась польза в старину

Люди этой древней профессии сегодня наверняка бы подвергались серьезным гонениям. Их работа заключалась в том, чтобы ходить по деревням и предлагать жителям разную бытовую мелочевку, в обмен на ненужных котов и собак. В старые времена люди были практичнее и не столь сентиментальны.

Состарились Мурка или Жучка и больше не приносят пользы? Почему не обменять их на нужную в хозяйстве вещицу у кошкодава. Животных этот бродячий бизнесмен убивал и свежевал, а их шкурки шли на пошив недорогой одежды. Колотковый (кошачий) и сторожковый (собачий) мех пользовался спросом у крестьян и небогатых мещан.

Нужно сказать, что кошкарь брал в оборот домашних питомцев с разрешения их хозяев. Поэтому люди этой неприятной профессии любили приговаривать, забивая животину: «Не я бью — хозяин бьет!». Впрочем, говаривали, что люди этого ремесла не гнушались и кражами кошек и собак, если на честный обмен никто не шел.

Каталь

Как называлась польза в старину

Валенки считаются исконно русской обувью, но современное название они получили относительно недавно. На Руси их называли катаниками, а людей, которые их изготавливают — каталями. Обувка эта ценилась очень высоко, особенно в северных районах, а работа по их изготовлению была тяжелой и очень вредной.

Катали трудились круглый год в духоте и сырости. Сырье для валенок — овечью шерсть, нужно было сначала тщательно очистить от мусора. После этого ее раскладывали и «колотили» специально изготовленной палкой. Позднее для этого стали использовать натянутую струну, и труд каталя стал немного легче.

Разбитую «в пух и прах» шерсть (термин, кстати, из катального дела), раскладывали в форме буквы «Т», сметывали и обрабатывали кипящей водой. Эта технология сегодня называется мокрым валянием и сам процесс выполняют машины. Но в старину все приходилось делать руками и нехитрым деревянным инструментарием.

Валенки могли быть не только разного размера, но и разного фасона. Больше всего ценилась шерстяная обувь с тонким голенищем, изготовленная точно по ноге клиента. Такой заказ мог выполнить далеко не каждый каталь и обходился такой «шик» клиенту совсем недешево.

Бортник

Как называлась польза в старину

Мед на Руси ценился во все времена, особенно дикий, лесной. А вот желающих лезть в дупло к пчелам всегда было немного и эти люди выделились в особую профессию. Бортники знали про пчел и места их обитания абсолютно все, поэтому успешно изымали мед с минимальным для себя ущербом.

Позднее кому-то в голову пришла в голову мысль, что бортничество может обойтись без изнурительных лесных походов и лазаний по деревьям. Пчелам начали подсовывать готовое дупло в виде выдолбленного внутри ствола дерева. Такое бревно называлось «борть» и украшалось личным клеймом изготовителя.

Бортники узнавали борти друг друга и поддерживали профессиональную этику, отбирая мед и воск только на своих угодьях. Воров, которых иногда ловили за выборкой чужого меда, могли не только крепко избить, но и вовсе порешить — дело-то лесное, скрытное.

Косторез

Как называлась польза в старину

Кости для наших предков всегда имели некое сакральное значение. Поэтому князья так любили пить меды из кубков, изготовленных из вражеских черепов. В менее суровые времена этот добрый обычай упразднили и начали делать разную нужную и просто красивую утварь из костей коров, моржей, китов и ископаемых зверей.

Работа с костью давалась далеко не каждому. Одного умения и таланта тут было недостаточно — требовалось еще и огромное терпение, которое было не у всех. В России было несколько мест, где резьба по кости стала традиционным народным промыслом и изделия тамошних мастеров легко узнавались специалистами по стилю и особым рабочим приемам.

Особо высоко ценилась продукция из северных Холмогор. Два резных ларца из «рыбьего зуба», то есть бивня моржа, мастера преподнесли Екатерине I. Один из них был украшен золотом, а другой серебром. При Петре I это искусство достигло особых высот — царь люби диковинки и мастера старались превзойти один другого. Из кости вырезали миниатюрные игральные карты и шахматы, табакерки и пудреницы, целые трости и даже крошечные туфельки.

Зверовщики

Как называлась польза в старину

Если для простого люда охота была промыслом и способом добыть мясо и мех, то для царей, князей и бояр она была своеобразным спортом. Все старались превзойти друг друга в охотничьем мастерстве, а промашки воспринимались как позор. Поэтому русские аристократы и нанимали таких людей, как зверовщики.

Это были настоящие эксперты охоты, нередко прожившие большую часть своей жизни в глухих лесных краях. В обязанности зверовщика входил подбор времени и места охоты, а также непосредственный загон дичи. Он должен был выгнать зверя на нужного человека, чтобы тот смог лично его убить или поймать.

Позже сфера деятельности зверовщиков расширилась, вместе с приходом моды на зверинцы. Русские цари очень любили похвастаться перед гостями диковинными питомцами, а те, в свою очередь, нередко преподносили хозяину экзотические живые подарки.

Павлины, леопарды, крокодилы и даже слоны — кого только не было в зверинцах русских самодержцев. Не отставали от царей и персоны рангом пониже — если не было возможности завести тигра или льва, воеводы и градоначальники заводили медведей, оленей и лосей. За всю эту живность и отвечал зверовщик, которому приходилось превращаться в специалиста по местным и заморским зверям.

Смотрите также — Сколько зарабатывают чистильщик ушей, уличный астролог и другие представители исчезающих профессий в Индии

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник