Как называлось в древней руси налог в пользу церкви
Дань как явление возникла с того времени, как древнерусское государство во главе с князем начало выполнять функцию защиты от внешнего врагов. Князю нужно было содержать дружину как состоящую как из славянских воинов, так и наёмную варяжскую, а для этого нужна была казна.
Княжеская дружина
Повоз и полюдье
Как правило, в те далекие времена использовались два способа взимания дани: повоз и полюдье.
В чем же, собственно, была разница между ними? Повоз заключался в том, что налог в назначенное время привозили в столицу и правителю с дружиной не требовалось самим ехать и собирать его.
Полюдье представлял полную противоположность: князь или воевода и его дружина выходили за нею в подвластные земли. Полюдье порой носило стихийный характер и мало чем отличалось от набегов. Бывает один раз дать воевода соберёт, а через пару недель и князь пожалует и снова налог соберёт.
Полюдье вошедшее в летописи и изменившее ход истории, это сбор налога князем Игорем у древлян. Князь и его воевода захотели трижды собрать дань с древлян(племя славян) за что был убит, а затем отомщён княгиней Олгой.
Как устанавливались налоги
Селяне обязаны были платить налог с жилья, которое на Руси называли дымом или с сельскохозяйственного инструмента – рала, который использовался для работы. Налог собирался либо в натуральном выражении и особенно ценился мех, например куна – шкурка куницы или соболя. Или если у жителей были деньги, то монетой шелягом. Отсюда появились выражения по куне с дыма и по шелягу с рала.
Население столичного города, в те времена это Новгород, вносило в княжескую казну по налог в 300 гривен. К слову, средства из казны, в основном, использовались для содержания дружины, оборонявшей государство. Естественно, в ту пору «гривной» называлась далеко не та валюта, которую используют современные украинцы. Под нею подразумевался серебряный слиток продолговатой формы.
Новгородская гривна – серебряный слиток определённой формы и веса
Вира и продажа
Стоит сказать, что пошлины на Руси существовали не только как ежегодная подать князю от мирных жителей. Налоги взимались и с правонарушителей. Вира являлась судебной пошлиной, обязательной к уплате за убийство, а штраф за прочие преступления назывался продажей, следовательно, у преступника был шанс получить прощение, уплатив в казну соответствующую сумму.
Если убийце удавалось скрыться, вносить виру за него должен был весь округ, в котором произошло злодеяние. В подобном существовал и воспитательный смысл. Люд старался как можно быстрее найти провинившегося, что способствовало раскрытию злодеяний.
Мыт и перевоз
Если же кто-либо намеревался провести товар через городскую заставу, с него взимался мыт, перевозом же называли налог за перевоз товара через реку.
Погосты
Чтобы упорядочить сбор налогов и не допустить самовольства сборщиков налогов во время полюдья, княгиня Ольга создала сеть специальных мест, где надлежало раз в год принимать налоги – погосты. Назначался ответственный за каждый погост, и ему надлежало после окончания сбора податей отвезти их в столицу и отчитаться. Для населения вводился урок – так называли фиксированную величину налога, забирать больше у человека никто не имел права.
Такая система сбора налогов существовала на Руси вплоть до нашествия Мамая.
Если материал вам понравился поставьте лайк ???? и подпишитесь на наш канал.
До встречи в новой статье!
0 Что
в Древней Руси называлось
полюдьем:
+ сбор князем дани
с подвластных ему земель
собрание
княжеской дружины
ополчение,
состоящее из всех мужчин племени
княжеский
суд над общинниками
0 Какое
из событий произошло
позже всех остальных:
крещение
Руси
походы
князя Олега на Византию
+ начало кодификации
древнерусских законов
призвание
варягов
0 В
Древней Руси налог
в пользу церкви назывался:
+ десятина
урок
подушная
подать
пожилое
0 Свод
законов Древней Руси
назывался:
+ Русская Правда
Соборное
уложение
Стоглав
Судебник
0 Крещение
Руси состоялось в:
XI
в.
+ X в.
XIII
в.
VIII
в.
0 «Уроки»
и «погосты» для сбора
дани с племен были учреждены:
князем
Игорем
князем
Святополком
князем
Олегом
+ княгиней Ольгой
0 Формирование
Древнерусского государства
относится к:
+ IX – X вв.
VIII
– IX вв.
XI
– XII вв.
XIII
– XIV вв.
0 Новгород
и Киев объединил князь:
Рюрик
Синеус
Аскольд
+ Вещий Олег
0 Согласно
норманнской теории,
в образовании Киевской
Руси главную роль сыграли:
+ Варяги
Немцы
Хазары
Греки
0 Древнерусское
государство образовалось
в:
622
г.
+ 882 г.
713
г.
1015
г.
0 Русь
окончательно распадается
на отдельные княжества
после смерти:
+ Мстислава Великого
Владимира
Мономаха
Святополка
Изяславича
Юрия
Долгорукого
0 Древнее
русское государство
распалось на…феодальных
центров:
17
20
13
+ 15
0 Период
феодальной раздробленности
на Руси это:
IX
– XI века
X
– XIII века
+ XII – XIIIвека
XII
– XV века
0 Период
феодальной раздробленности
был для русских земель
временем:
+ экономического
и культурного подъема
экономического
подъема и культурного упадка
экономического
упадка и культурного подъема
экономического
и культурного упадка
0 Церковное
землевладение начинает
складываться в:
X
веке
начале
XIII века
+ середине XII века
начале
XI века
0 Первое
упоминание о Москве
относится к:
IX
веку
+ XII веку
X
веку
XIV
веку
0 Не
имел своей княжеской
династии город:
Владимир
Чернигов
+ Новгород
Переславль
0 Условное
держание земли феодалом
называлось:
+ поместье
вотчина
дача
ополье
0 Родовые
владения бояр на Руси
назывались:
+ вотчины
посады
поместья
станы
0 На
смену Киевской Руси
пришла форма политического
устройства, называемая:
Централизованное
государство
Феодальная
республика
+ Феодальная
раздробленность
Московская
Русь
0 Какое
из событий произошло
раньше всех остальных:
Куликовская
битва
Ледовое
побоище
битва
на реке Воже
+ Невская битва
0 Представители
ханов Золотой Орды
на Руси назывались:
+ баскаки
наместники
опричники
посадники
0 Период
монголо-татарского
ига на Руси (годы):
1237
– 1380
1240
-1580
1243
– 1480
+ 1240 – 1480
0 Право
на княжение давал полученный
в Орде:
+ Ярлык
Пайцза
Тамга
Бакшиш
0 Государство
монголо-татар, установившее
иго над русскими землями,
называлось:
Государство
Хулагундов
+ Золотая Орда
Государство
Юань
Улус
0 Битва
на реке Калке завершилась:
+ поражением русского
войска
отступлением
монгольского войска
победой
русского войска
соглашением
между русскими князьями и монголами
0 Ежегодная
дань, установленная
для русских земель
Золотой Ордой, называлась:
ясак
баскак
+ выход
нойон
0 Итогом
похода хана Батыя на
Русь в 1237 – 1238 гг. стало:
разорение
Великого Новгорода
разгром
Киева
+ разорение значительной
части северо-восточных земель
разгром
городов Галицко-Волынского княжества
0 «Ледовое
побоище» состоялось
в:
XI
веке
+ XIII веке
XV
веке
XVI
веке
0 1223
г. – это год:
+ битвы на реке Калке
Ледового
побоища
Невской
битвы
«стояния
на реке Угре»
0 Идея
политики деспотической
централизации принадлежала:
Семену
Гордому
Ивану
Красному
+ Ивану Калите
Дмитрию
Донскому
0 Феодальная
война происходила в
период княжения:
Василия
I
+ Василия II
Василия
III
Ивана
III
0 Право
московских великих
князей передавать великое
Владимирское княжение
по наследству было
признано Золотой Ордой
за:
Василием
II
Иваном
Калитой
+ Дмитрием Донским
Иваном
III
0 Какое
количество этапов выделяют
в объединении русских
земель в XIV – начале
XVI века:
+ 3
5
2
4
0 Москва
стала церковным центром
русских земель при
князе:
Данииле
Иване
Красном
Дмитрии
Донском
+ Иване Калите
0 Политическое
объединение русских
земель вокруг Москвы
завершается в:
1462
1478
1521
+ 1533
0 Куликовская
битва произошла в:
1223
году
1240
году
+ 1380 году
1480
году
0 Основателем
московской княжеской
династии является:
Иван
Калита
+ Даниил Александрович
Дмитрий
Донской
Юрий
Данилович
0 Главным
соперником Москвы в
борьбе за Владимирское
великое княжение в
первой половине XIV в.
было:
Суздальско-Нижегородское
княжество
Рязанское
княжество
+ Тверское княжество
Великое
княжество Литовское
0 В 1382
году Москву захватил
монгольский хан:
Батый
Мамай
+ Тохтамыш
Ахмат
0 Местничеством
называлась система:
управления
вотчиной
+ назначения на
государственные должности
наделения
князем дворян землей
управления
административно-территориальными единицами
государства
0 Присоединение
Новгорода к Московскому
княжеству произошло
при:
+ Иване III
Василии
III
Иване
IV
Василии
II
0 Системе
приказов появилась
в России при:
Иване
Калите
Василии
I
Иване
IV
+ Иване III
0 «Стояние
на реке Угре» в 1480 году,
завершилось:
разорением
г. Москвы
победой
хана Ахмата
+ отступлением ордынских
войск
разорением
г. Владимира
0 Концепцию
«Москва – третий Рим»
выдвинул:
патриарх
Никон
Иосиф
Волоцкий
протопоп
Аввакум
+ инок Филофей
0 «Юрьев
день» был установлен
в:
+ Судебнике 1497 года
Судебнике
1550 года
Указе
1581 года
Указе
1607 года
0 Двуглавый
орел стал русским гербом
в:
+ 1472 г. при Иване
III
1521
г. при Василии III
1547
г. при Иване IV
1649
г. при Алексее Михайловиче
0 Новое
наименование Московского
государства – Россия
наряду с термином Русь
стало использоваться:
У этого термина существуют и другие значения, см. Десятина (значения).
Десяти́на (ивр. маасер; греч. δεκάτη; лат. decima) – десятипроцентное пожертвование в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях. Десятина уходит корнями во времена Авраама и позднее оформлена религиозным каноном в Торе (Втор 12. 17-18; 14. 22-23).
Десятина в иудаизме
Согласно Танаху, десятина была известна евреям ещё задолго до времён Моисея и восходит к Аврааму, который дал первосвященнику Мелхиседеку десятую часть всей добычи, полученной им от четырёх побеждённых царей[1]. Десятина состояла из десятой части произведений земли, стад и т. п. и шла в пользу левитов, не имевших собственной земли, и служила для них средством существования. Десятую часть от десятины левиты, в свою очередь, отчисляли на содержание первосвященника[2]. Десятину натурой дозволялось заменять и деньгами[3].
Десятина в Западной Европе
История
На западе Европы десятина первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала десятину обязательной: Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину, Маконский собор 585 года уже предписывал платить десятину под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 году превратил её в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона под страхом уголовных кар (у саксов – прямо смертной казни).
Вместе с этим Карл Великий предписал делить десятину на три части:
- на построение и украшение церквей;
- на бедных, странников и богомольцев и
- на содержание духовенства.
Духовенство всё более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: десятину стали требовать со всех прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII века, при папе Александре III). Вместе с тем церковь всё более и более уклонялась от того, чтобы давать десятине надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища её в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали десятину в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться десятиной и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть десятины в свою пользу. Благодаря тому что десятина представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжёлым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, десятина служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, например, вековая борьба из-за десятины в Польше между шляхтой и духовенством, о чём, между прочим, см. в книге Любовича «История реформации в Польше»).
В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной десятине В Англии десятина, однако, сохранилась, и попытка её отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII века, не увенчалась успехом, ибо в английской церкви десятина шла на содержание духовенства, и, отменяя её, приходилось найти вместо неё другой источник дохода. В католических государствах десятина продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн ливров десятины, которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 года началась эпоха отмены десятины, пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счёт государства содержание духовенства, вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии десятина, как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа.
В XIX веке десятина удержалась в Англии, где в 1836 году по Tithe Commutation Act в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских десятинах (prediales) уплата натурой была заменена определённой суммой, называвшейся tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена десятина с рыбного промысла, с горного промысла и др.
Десятина в России
Десятина в смысле налога существовала и в России. Первоначально десятина вводилась в отдельных княжествах, где представляла собою налог только с княжеских доходов (а не всего населения, как на Западе, и поэтому была многократно меньшей). Позднее десятинами стали называть округа, на которые делилась епархия (ныне они называются благочиниями). Чиновники, назначавшиеся архиереями для начальствования в таких округах назывались десятильниками. В его обязанности входил в т.ч. сбор дани с приходов и монастырей в пользу архиерейского дома. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали ещё в XVIII веке. Они назывались также протопопами и заказчиками, а позднее общеупотребительным названием для них стало «благочинный».
Литература
- Albright, W. F. and Mann, C. S. Matthew, The Anchor Bible, Vol. 26. Garden City, New York, 1971. (англ.)
- The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago, Vol. 4 «E.» Chicago, 1958. (англ.)
- Fitzmyer, Joseph A. The Gospel According to Luke, X-XXIV, The Anchor Bible, Vol. 28A. New York, 1985. (англ.)
Литература
- Десятина // Православная энциклопедия. Т. 14, С. 450-452.
- Десятина, род повинности // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.
Ссылки
- священник Константин Пархоменко. Десятина (15.12.2010)
- Theo Russell Kelly on tithing (англ.)
- Tithing в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz). (англ.)
- Tithe A biblical study why Christians need not tithe. (англ.)