Как объяснить детям в чем польза каши
Лизунова Валентина
Интегрированное занятие «Каша — полезная еда»
Интегрированное занятие «Каша – полезная еда».
Интеграцияобразовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, музыка, социализация, художественное творчество.
Программные задачи:
1. Подвести детей к пониманию пользы каши, а так же к ознакомлению с алгоритмом приготовления каши.
2. Закрепить умения называть и различать названия круп. Называть разные каши.
3. Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.
4. Закреплять умение выполнять аппликацию аккуратно.
Материалы и атрибуты:
кукла Незнайка; иллюстрации с изображением зернышка, ростка пшеницы, колоска; баночки с различными крупами; кастрюлька; бутылка с молоком; соль; сахар; игрушечная газовая плита; тарелки из картона; клей; кисточки; вырезанные из бумаги изображения различных ягод; мяч.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он хочет посмотреть, как мы живём в детском саду. А больше всего его интересует, что дети кушают на завтрак.
-Незнайка, попробуй отгадать загадку.
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(Каша)
– Почему полезно кушать кашу на завтрак? (ответы детей)
С утра много работы, занятий, на всё это нужно много тратить сил; и энергии, а в каше много полезных витаминов и веществ.
– Как вы думаете,почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел?» (ответы детей)
– Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.
– А вы знаете, из чего варят каши?
Я вам расскажу о приключениях зернышка. «Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Всё лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зернышек. Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полное новых зерен. А в них много полезных питательных веществ. Осенью колоски собрали, обмолотили и достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы сварили кашу.
Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями на фланелеграфе.
– Назовите, какую крупу вы знаете? (гречка, пшено, рис)
Игра с мячом «Скажи, какая каша»
Воспитатель бросает по очереди детям мяч и спрашивает:
Каша из гороха какая – гороховая;
Из гречки – гречневая,
Из пшена – пшенная,
Из геркулеса – геркулесовая,
Из риса – рисовая,
Из манки – манная,
Из перловки – перловая,
Из овсянки – овсяная,
Из ячки – ячневая,
Из пшеницы – пшеничная.
Дидактическая игра: «Купи правильные продукты для каши»
На витрине магазина разные продукты. Необходимо выбрать то, что нужно для приготовления каши. (Ребёнок выбирает. Другие дети оценивают, всё ли он правильно купил).
-Молодцы! Справились с заданием. Можно варить кашу.
Дидактическая игра «Варим кашу».
Воспитатель вместе с детьми подходит к плите и ставит на неё кастрюльку.
Раз, два, три,
Кашу нашу кастрюлька вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу.
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили.
Ребята, пока наша полезная каша варится, расскажем Незнайке стихотворение.
Динамическая пауза «Варись, каша!»
Варись, варись, каша!
Варись поскорее!
(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее.
(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)
Пых-пых! Пых-пых!
Станем мы сильнее.
(«Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)
Угостим мы кашей
Мышек под окошком,
(Протягиваем, ладошки вниз. Показываем ушки)
Песика Аркашку
(Показываем лапки песика).
И кота Тимошку.
(Выставляем лапки вперед по очереди)
Да, да! Да, да!
(4 хлопка)
И кота Тимошку
(Лапки кота)
Кушайте на здоровье!
(Развернутые руки вниз – в сторону)
Художественная деятельность «Тарелка каши».
Детям предлагается готовая форма в виде тарелки. Затем всю тарелку, кроме полей, ребенок намазывает клеем и посыпает крупой. Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор. Например, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу.
Во время выполнения аппликации воспитатель помогает детям и читает стихи о пользе каши.
Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!
– Ребята, а что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды).
Дети, давайте украсим нашу кашу ягодами. Дети с помощью воспитателя украшают кашу готовыми шаблонами ягод.
. Молодцы! Как красиво у вас получилось украсить кашу. И я думаю, что кто не любит кашу, обязательно её полюбит и расскажет своим сестричкам и братишкам о пользе каши.
А теперь, ребята, покажем Незнайке, что все дети, которые едят кашу, весёлые, подвижные и здоровые. Исполняется танец.
Звучит песня «Варись, варись каша»
Мы сегодня встали рано
И пока мамуля спит
Кашу ей сварить решили,
Чтобы чем – то удивить.
Мы пока крупу искали,
Убежало молоко
Как так вышло, мы не знаем,
Видно шустрое оно
Припев:
Варись, варись кашка
Варись и веселей
Порадуем сегодня мы всех своих друзей
Варись, варись кашка
Варись и не ленись
Тебя уже тарелки и ложки заждались.
Из покон веков на Руси каша являлась самой востребованной
едой. Она символизировала достаток и благополучие в доме.
В наше время каша так же является не отемлемой частью завтрака.
Но многие родители не придают ей большого значения как пищи, заменяя каши различными готовыми и сухими завтраками.
Не зря в прошлом наши прабабушки и бабушки с утра готовили
разнообразные каши на завтрак.
Так давайте же рассмотрим, чем полезны каши для детей.
Так что же такое каша. Каша – это блюдо, приготовленное из круп различных сортов, разного помола. Её можно готовить как на молоке, так и на воде с добавлением мёда и различных фруктов и овощей.
Каша как первый прикорм
С появлением малыша и его ростом возникает потребность в ведению первого прикорма.
И здесь встаёт вопрос, а с какого возраста необходима начинать давать каши малышам.
Начиная с 4-5 месяцев малышам водят первый прикорм, в этом же возрасте можно и начать по маленьку водить кашки.
На прилавках детских специализированных магазинах
представлен большой выбор разнообразных детских каш, начиная с 4х месячного
возраста.
Каша для малышей может быть, как молочной, так и безмолочной с добавлением разнообразных фруктов.
Если рассматривать готовые каши от производителей, то эти
каши легки в приготовлении и полностью сбалансированы для детского питания.
Но деткам старшего возраста необходима каша собственного
приготовления.
Так какие полезные вещества, витамины и микроэлементы содержаться
в каше.
Свойства каши и её полезные качества
Готовится каша из различных сортов крупы. И каждая крупа
полезна для детского организма.
В крупах из которых готовят такое блюдо как каша содержаться растительные белки, клетчатка, сложные углевод. А так же различные микроэлементы такие как железо, калий, марганец, фтор, кальций и различные группы витамин.
Этим самым каши необходимы детям для правильного развития и
роста.
Разнообразие каш
Для приготовления каши используют различную крупу цельную, в
такой крупе полезные вещества больше сохраняются чем в молотой. Чем сильнее
перемолота крупа, тем меньше в ней питательных веществ, а вот калорийности
больше.
Так же считается что каша, приготовленная на молоке усваивается на много лучше детским организмом чем безмолочные.
Поэтому для детей каши рекомендуют готовить на молоке с
добавлением различных фруктов, а безмолочные каши только в том случае если у
ребёнка лактозная непереносимость.
Нижи рассмотрим самые популярные каши для детей.
Каша для силы или геркулесовая каша
Эту кашу называют ещё овсянкой, так как готовится она на
основе овсяных хлопьев.
Готовить эту крупу лучше на молоке для лучшего усвоения всех
питательных веществ.
Овсяные хлопья содержат в себе такие питательные компоненты как:
- клетчатку;
- белок растительного происхождения;
- марганец;
- фтор;
- калий;
- кальций;
- йод.
Овсяная каша стоит на первом месте для малышей. Она имеет
тягучую структуру и хорошо сказывается на пищеварительной системе деток.
А так же эту кашу рекомендуют давать ребёнку в реабилитационный период после перенесённых различных заболеваниях.
Гречневая каша
Эта каша богата железом, её рекомендуют деткам с железодефицитной анемией.
В состав гречки входит белок, калий, кальций, а также эта
крупа способствует снижению сахара в крови что очень важно для маленьких детей
сладкоежек.
Каша из рисовой крупы
Варится эта каша из риса двух сортов. Первый сорт риса это
кругло зернистый он больше подходит для каши на молочной основе, так как лучше
и быстрее разваривается.
Второй сорт риса длинозернистый он больше подходит для
гарнира чем для каши.
Рисовая каша полезна тем что она благотворно влияет на пищеварительную систему ребёнка. Если у малыша жидкий стул ему необходимо кушать рисовую кашу, рис хорошо выводит лишнею жидкость из организма.
Кукурузная каша
Эта каша готовится из молотой кукурузы. Чем крупней помол,
тем больше питательных компонентов в ней сохранено и тем меньше калорийность.
По полезности кукурузная каша не чем не уступает привидущем.
В её состав входят следующие вещества:
- Кремний.
- Аминокислоты.
- Клетчатка.
- Различные минералы.
Кукурузную кашу можно готовить как на молоке, так и на воде, все полезные свойства при этом сохраняются.
Пшёнка
Эту кашу готовят из очищенного просо, который после очистки
называют пшеном.
В состав этой крупы так же входит клетчатка, углеводы, медь, марганец, железо и различные витамины.
Пшённая каша хорошо влияет на кровеносную систему организма ребёнка, улучшает обмен веществ, а также деятельность пищеварительной системы что не мало важно для растущего организма.
Вывод: Каша из различных круп является необходимой для
ребёнка его полноценного развития и роста. Крупы, из которых готовят кашу
богаты витаминами и различными микроэлементами. Тем самым вред каша не может
нанести ребёнку, а только пользу.
Поэтому задача родителей с раннего детства включать в рацион питания малышей различные крупы.
Полезные статьи: Идеи для детского меню; Каша, каша – сила наша. Настолько ли полезны каши детям как мы думаем?; Значение супа в рационе детей и взрослых; Фрукты как первый прикорм для ребёнка до годика. И какие фрукты можно, а какие нельзя?; Рыба зачем её есть детям и взрослым?; Чем кормить годовалого ребёнка?; Блюда для малышей: десерты из банана; Фрукты и овощи в зимнем рационе питания ребёнка.
Тема занятия: «Каша – матушка наша».
Цель: формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.
Задачи:
- рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
- познакомить со злаковыми растениями, закрепить навыки гигиены;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- развивать мышление, речь учащихся.
Оборудование: иллюстрации злаковых растений, различные виды круп, таблички с пословицами, названиями злаков, с результатами анкетирования, магнитофон.
Ход занятия
I. Организационный момент
Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Все сумею, все смогу
И другому помогу!
II. Актуализация знаний
– У нас сегодня занятие по правильному питанию.
– А что значит правильно питаться?
– Для чего это нужно?
III. Формулирование темы занятия
– А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, прослушав отрывки из художественных произведений.
Сорока – белобока по полю летала,
Зерна собирала, печку топила,
Кашу варила, деток созывала,
Кашей угощала.Раз, два, три, горшочек, вари.
И горшочек варил вкусную кашу.А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить.
– Что объединяет эти все произведения?
– А почему я решила наш разговор посвятить каше?
IV. Работа по теме занятия
1. Сообщения детей о каше
1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.
2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.
3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.
4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.
7. Знаменитый рецепт одной каши родился во время тяжелого похода через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось «чуть – чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как накормить голодных солдат, Суворов вдруг отдал приказ – все варить в общем котле, добавив лука и масла. Каша получилась вкусная и полезная, и в народе ее прозвали суворовской.
– Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.
Двигательная минутка
– Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.
– Поменялись местами те, кто завтракает.
– Поменялись местами те, кто любит кашу.
– А кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу?
Дети:
1. Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом.
2. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.
2. Виды каш
– Внимательно послушайте стихотворения и скажите, о каких видах каш идет речь.
Дети читают стихи.
1. Гречневая каша-
Развивает ум.
Очень ароматна
И на вкус приятна.2. Рисовая каша – полезная,
Не дает толстеть.
А овсяную просто
Нужно детям есть.3. Перловая и ячневая
Особый имеют вкус.
Долго не раздумывай,
А мотай на ус.4. Пшенная, да если там
Еще и тыква есть,
Это такая вкуснятина,
Слов восторженных не счесть.5. Да, ребята, понял я:
Каша – это сила, каша – это ум.
Ешь на завтрак кашу,
И расти большим.
– О каких видах каши шла речь?
– А от чего же зависят названия видов каш?
– Сейчас мы с вами побудем в роли помощников повара.
– Как их называют?
– Прежде, чем приступить к работе, какие правила гигиены вспомним?
– Вам нужно крупы рассортировать по видам. Если крупа неизвестна, можно обратиться за помощью к другу.
Работа в группах. Дети разбирают крупы по сортам: перловая, гречневая, рисовая, пшенная.
– Какие крупы вам не знакомы?
– А знаете ли вы, из каких растений получаются эти крупы?
Показ злаковых растений.
– Какая крупа осталась? (Пшено)
– Какую кашу будет варить повар?
– Какой секрет должен знать повар, чтобы правильно сварить кашу?
– Представим, что повар сварил замечательную кашу.
– А как сделать кашу вкуснее?
– Много сейчас различных «готовых завтраков», которые вытесняют кашу из нашего рациона. Но в нашем классе не забывают про ароматную кашку!
– Результаты опроса показали, что в нашем классе кашу не любит 1 человек, а любят 15 человек, из них:
- перловую – 1 чел.
- пшенную – 1 чел.
- овсяную – 4 чел.
- гречневую – 6 чел.
- манную – 12 чел.
– Какая каша самая любимая?
– Не зря мы выучили песню «Манная каша». (Исполнение песни)
1. На плите в кастрюле каша кипела.
Всех ребятишек угостить хотела.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.2. Кушай, кушай, Маша, манную кашу.
Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.
3. Работа с пословицами
– Давайте вспомним пословицы о каше.
– Что произошло?
– Давайте, восстановим пословицы:
- Кашу маслом – пища наша. (Кашу маслом не испортишь)
- Щи да каша – здоровым будешь. (Щи да каша – пища наша)
- Если про кашу не забудешь, матушка наша. (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь)
- Гречневая каша – да мала чашка. (Гречневая каша – матушка наша)
- Хороша кашка, не испортишь. (Хороша кашка, да мала чашка)
V. Рефлексия
Я понял, что …
Я узнала …
Мне было интересно …
Я теперь буду…
VI. Домашнее задание
– Принести рецепт любимой каши в вашей семье. Мы создадим «Кулинарную книгу любимых каш 2 а класса».
– А я подарю вам рецепт известной гурьевской каши. Попросите маму, чтобы она вам ее приготовила.
Литература
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А.Разговор о правильном питании. М. 2002.
2. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб., 1995.
3.Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М. «ВАКО», 2004.
Екатерина
Конспект занятия «Полезная наша каша» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста “Полезная наша каша“
Цели и задачи:
Формировать у детей старшего возраста представление о кашах, и их пользе.
Закрепить умения называть и различать названия круп и каш.
Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными.
Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.
Продолжать учить детей рисовать узоры и круги в пределах заданной формы (тарелки).
Закреплять умение выполнять работу аккуратно.
Оборудование:
Различные крупы, листы бумаги в виде тарелки (круг с полями, цветные карандаши, клей, кисточка, подставка для кисточки, подкладные листы.
Ребята я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.. Кто Слушайте внимательно. Кто знает ответ, тот руку поднимает.
Крупу в кастрюлю насыпают
Водой холодной заливают
Ставят на плиту вариться
И что тут может получиться? (каша)
Молодцы ребята – это каша. Сегодня мы с вами побеседуем о каше.
1. Каша с древних времён занимает важное место на столе у всех людей, не зависимо от возраста, пола и нации.
2. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке.
3. Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неёговорили: Каша – матушка наша.
4. В старину даже был праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным.С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
Ребята, а как вы думаете, для того чтобы сварить кашу, что для этого надо? (сначала нужно вырастить зерно, переработать его в крупу, а потом уже варить кашу). Давайте мы с вами рассмотрим картинки крупы, и картинки как эта крупа растет в поле а потом поробуем соотнести нашу крупу в тарелке с картинкой.
Дидактическая игра «Где, какая крупа?»
Дети на ощупь через ткань определяют представленные виды круп (кукуруза, семена подсолнечника, рис, горох, пшено, манка).
Все крупы узнали и правильно назвали.
Вы и дальше не зевайте – теперь каши называйте.
Дидактическая игра «Скажи правильно»
Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша,приготовленная из этой крупы:
Каша из риса – рисовая каша;
Каша из гречки – гречневая каша;
Каша из овса – овсяная каша ;
Каша из пшена – пшенная каша;
Каша из манки – манная каша ;
Каша из перловки – перловая каша;
Ну, а теперь мы расскажем вам про кашу –
И про вашу, и про нашу.
Много разных варят каш –
И рассказ об этом наш!
Гречневая каша
Это гречневая каша.
Эту кашу любит Саша.
Не бывает в поле тихо,
Если там растёт гречиха.
Пчёлки на неё летят,
Взять нектар они хотят.
Пшенная каша
До чего вкусна она,
Эта каша из пшена!
Из чего взялось оно –
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено – крупа из проса!
Манная каша
Наша каша хороша
Для любого малыша.
С маслицем, румяная,
Наша каша манная!
Перловая каша
Познакомьтесь с кашей новой:
Все зовут её перловой.
Если спросят у меня:
«Каша есть из ячменя?»
У меня ответ готовый:
Да, зовут её перловой!
Овсяная каша
Он не в дальних странах рос –
Замечательный овёс!
Рос овёс у нас в округе,
А не где – нибудь на юге!
Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!
Так чем же каша полезна? Почему ее надо есть?
А в народе говорят «Хороша каша да мала чаша» Как вы понимаете?
А о каких людях говорят «он каши не ел»?
(о слабых)
Динамическая пауза «Варись, каша!»
Варись, варись, каша!
Варись поскорее!
(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)
Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее.
(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)
Пых-пых! Пых-пых!
Станем мы сильнее.
(«Полочка» поднимаем, опускаем 2 р. Показываем кулачки)
Угостим мы кашей
Мышек под окошком,
(Протягиваем ладошки вниз – в стороны. Показываем ушки)
Песика Аркашку
(Показываем лапки песика).
И кота Тимошку.
(Выставляем лапки вперед по очереди)
Да, да! Да, да!
(4 хлопка)
И кота Тимошку
(Лапки кота)
Кушайте на здоровье!
(Развернутые руки вниз – в сторону)
Изобразительная деятельность «Тарелка каши»
Детям предлагается готовая форма в виде тарелки с полями. На этих полях дети рисуют узоры (к примеру вертикальные линии, чередующиеся кругами). Затем всю тарелку, кроме раскрашенных полей, ребенок намазывает клеем и посыпает крупой. Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор (к примеру, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу).