Как передать участок в пользу государства

Как передать участок в пользу государства thumbnail

Как передать участок в пользу государства

Вопрос, как отказаться от земельного участка в пользу государства чаще всего задают граждане, которые получили ненужную им территорию по наследству. Как быть, если надел не приносит ни прибыли, ни пользы? Можно ли отдать землю в пользу государства? Как вернуть дачный участок государству? Какие документы для этого нужны?

Законодательство

Все тонкости, касаемо отказа от земельного участка в пользу государства подробно рассказывает Земельный Кодекс РФ ст. 53. Там указано, что отказаться от земельного надела могут как юридические, так и физические лица.

Отказ от собственности на земельный участок в пользу государства – добровольное решение, к которому стоит прибегать только в крайнем случае. Чаще всего это происходит по той причине, когда владелец надела не смог найти покупателя. Если ситуация сложилась именно так, то можно просто отказаться от земельного участка в пользу государства. Такое решение довольно простое, и не требует длительного переоформления.

На практике чаще встречаются случаи, когда государство само изъявляет желание изъять участок у граждан. Может ли государство отнять землю? Да, и это чаще всего происходит из-за необходимости постройки дороги через частную территорию или для других целей. В этом случае собственнику предлагается замена земельного участка на денежную компенсацию.

Причины отказа

Как передать участок в пользу государства

Передать полученный надел обратно муниципалитету можно только в том случае, если нет никаких препятствий, которые мешают совершить эту сделку. То есть, практически каждый землевладелец может свободно вернуть выделенную территорию обратно, полученную на льготных условиях.

В каких случаях целесообразно отказываться от надела:

  1. Если он давно не использовался.
  2. Через территорию начали ездить автомобили, ходить люди.
  3. Когда он расположен в неудобном месте.
  4. Имеет плохую почву и т.д.

Важно! Одна из причин проявления желания отказаться от полученной льготы – обременительная налоговая обязанность. То есть, за площадь все равно придется платить, даже если она давно не используется.

Как отказаться от участка: пошаговая инструкция

Как передать участок в пользу государства

Если владелец надела решил передать его в пользу муниципалитета, порядок его действий должен быть следующим:

  1. Посещение филиала Росреестра, где проводилась регистрация. (Можно посетить орган лично, или направить туда своего представителя).
  2. Оформление и подача заявления на отказ от владения площадью (Владелец надела должен написать заявление, где изъявляется желание на отречение от переданного в пользование надела).

Важно! Если территория передавалась человеку на основании договора купли-продажи, то вопрос о передачи ее госорганам должен решаться в региональном филиале Росреестра. Если же землевладение было отдано по праву наследования, то нужно обращаться в городское управление.

Как только заявление будет рассмотрено (максимальный срок рассмотрения – 30 календарных дней) и принято, владелец надела получает личный номер и список переданной документации.

На протяжении 7 дней Росреестр формирует отказ. В этот же период документация передается в Госкадастр, где оформляется официальный документ – отказ от права собственности на землю. Также в это же время регистрируется новый владелец земельного участка – орган власти. Например, это может быть поселковый совет.

Заявление об отказе от права собственности на земельный участок в пользу государства должно быть оформлено в письменном виде или же напечатано. Документ этот оформляется на специальном бланке. Образец заполнения заявления представлен на нашем сайте.

В заявлении необходимо указать:

  1. Верхняя правая часть – орган, куда направляется документ, ФИО землевладельца, адрес его регистрации и контактные данные.
  2. В центральной части прописывается местоположение земли, указываются документы, подтверждающие право владения землей.
  3. Внизу по центру указывается список приложений, где прописывается весь пакет документов, приложенных к заявлению.
  4. Внизу слева ставится дата, справа – подпись.

Документы

Как передать участок в пользу государства

Перед тем, как отказаться от садового участка в пользу государства, нужно подготовить следующие документы:

  1. Свидетельство о праве собственности, справка о передаче земли или любой другой документ, полученный в управленческих органах.
  2. Кадастровый паспорт (в случае, если был выдан).
  3. Нотариально заверенная копия паспорта (в случае, когда отказ поступает от гражданина РФ).
  4. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (если отказ поступает от такового).

Можно ли отдать землю в пользу государства, если какие-либо документы были утеряны? Да, но сначала придется обратиться в управленческий орган для их восстановления.

В каких случаях не получится отдать землю

Невозможно отказаться от земельного участка в пользу государства в таких ситуациях:

  1. Если на нем присутствуют постройки, принадлежащие владельцу земли.
  2. Когда человек хочет передать районной администрации землю, которая была получена в виде части наследства. В таких случаях человек может отказаться или продать земельный участок государству по кадастровой стоимости только все наследованное имущества, а не его часть. Кроме того, понадобится получить письменный отказ от участка всех родственников.

Передача государству земли может быть временной мерой, и ее бывший собственник в праве вернуть в свое распоряжение через год бесплатно или произвести льготный выкуп земельных участков в 2020 году. Восстановление прав происходит через подачу заявления и обращение в Росреестр.

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

Источник

Добрый день.

Граждане – собственники земельных участков, вправе добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Для прекращения права собственности на земельный участок при добровольном отказе, собственник земельного участка, согласно статьи 236 Гражданского кодека Российской Федерации, должен в любой доступной форме объявить о своем намерении добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Следует иметь ввиду, что отказ от права собственности на земельный участок не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении земельного участка и собственник несет бремя его содержания, а также уплаты земельного налога, до приобретения права собственности на этот земельный участок другим лицом.

Формой извещения о добровольном отказе от права собственности на земельный участок является заявление, которое подается в орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок. К заявлению прилагаются подлинник документа, удостоверяющего право на земельный участок и план его границ. Если право собственности на земельный участок, от которого отказывается гражданин, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка, то представлять такой план не нужно.

Если право собственности на земельный участок от которого отказывается гражданин, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, то в заявлении об отказе от права собственности на земельный участок необходимо указать, где расположен земельный участок (адрес),целевое назначение, если в садоводческом обществе, то наименование общества, номер земельного участка в обществе, размеры земельного участка и его площадь с приложением плана (чертежа) границ составленного на основе имеющегося планово-картографического материала (выкопировка с плана или схемы садоводческого общества, выкопировка с плана БТИ и других материалов).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ в случаях, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ. До присвоения объекту недвижимого имущества кадастрового номера может использоваться условный номер, позволяющий однозначно идентифицировать указанный объект. Иными словами отсутствие илинезавершенность работ по кадастровому учету земельного участка не является основанием для органа местного самоуправления в отказе в принятии заявления и дальнейшей постановке земельного участка органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на учет, какбесхозяйного.

В случае принятия от гражданина заявления об отказе от прав собственности на земельный участок и приложенных к нему документов, орган местного самоуправления уже сам подает в учреждение юстиции по регистрации прав (регистрационную палату) заявление о принятии на учетбесхозяйного земельного участка в порядке установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580. Принятие на учет земельного участка осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных необходимых документов.

Далее, в соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок, т.е. государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок осуществляется по истечении не менее года со дня принятия земельного участка на учет и только на основании вступившего в силу решения суда.

После проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок гражданину, отказавшемуся от права собственности на него, регистрационная палата направляет письменно уведомление о снятии земельного участка с учета в качестве бесхозяйного. В уведомлении указывается, что право собственности гражданина прекращено и соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Источник

Случается, что в распоряжении оказывается земля, которую возделывать тяжело, а продать не получается. Покупателей, если речь идет о сельской местности или небольшом поселке, может просто не оказаться. Либо процесс продажи будет стоить больше, чем удастся выручить от сделки. Оказывается, существует процедура добровольного отказа от земельного участка. Ее тонкости “Российской газете” разъяснили в Федеральной кадастровой палате.

“Гражданин имеет право не только приобрести земельный участок, но и отказаться от него, если посчитает это необходимым, – уточнила “РГ” эксперт Федеральной кадастровой палаты Надежда Лещенко. – Если участок принадлежит на праве собственности, то достаточно самому подать заявление об отказе от собственности в орган регистрации прав. Сделать это можно через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Также такое заявление можно отправить по почте письмом с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Если у человека имеется усиленная квалифицированная электронная подпись, то можно направить заявление в Росреестр и в электронном виде”.

При этом, как уточняет эксперт, если право собственности на этот земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), то не нужно предоставлять дополнительные документы, так как вся информация о земельном участке уже содержится в реестре недвижимости. Если же право собственности на землю в ЕГРН не зарегистрировано, то к заявлению нужно приложить правоустанавливающий документ на этот участок.

В течение 7 рабочих дней (или 9 – если заявление было подано через МФЦ) специалисты примут решение и зарегистрируют прекращение права собственности на участок. Земля перейдет в собственность региона или муниципального образования, в зависимости от того, на чьей территории расположен участок.

Если участок принадлежит человеку на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, то обратиться с заявлением об отказе от права стоит непосредственно в муниципалитет, объясняет Надежда Лещенко. От владельца земли потребуется представить только копию документа, удостоверяющего его личность.

На рассмотрение заявления и принятие решения у администрации есть ровно месяц. Решение будет направлено заявителю в течение трех дней. В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, то администрация обязана в недельный срок после того, как решила прекратить право человека пользоваться землей, обратиться в орган регистрации и сообщить о своем решении. Если право на земельный участок не зарегистрировано в реестре недвижимости, то с момента принятия администрацией решения о прекращении права человек уже не сможет распоряжаться участком.

Если на земельном участке расположено строение (или иной объект недвижимости), который принадлежит другому лицу, сразу отказаться от участка не получится. Владелец расположенного на нем объекта недвижимости имеет преимущественное право приобретения участка. Иначе говоря, владелец участка сначала должен предложить собственнику здания выкупить участок.

Кроме того, отказ от земельного участка невозможен, если участок является частью наследства, в которое еще входят постройки, так как по закону отказаться можно только от всего полагающегося объема наследуемого имущества, но не от какой-то его части. Поэтому отказываться придется и от земли, и от сооружений на ней.

Источник

В последние два года наметилась тенденция возврата неиспользуемых земель сельхозназначения государству. К сожалению, для многих землевладельцев это более простой выбор. Основные причины — необходимость серьезных инвестиций и налоги

В России наметилась тенденция возврата неиспользуемых земель сельхозназначения государству. Собственники таких земель с недавних пор обязаны вовлекать их в сельхозоборот. Достаточно дорогостоящее мероприятие, особенно если на участках долгое время ничего не делалось, — они заросли, на них появились свалки, незаконные строения и т. п. Если для собственника это экономически нецелесообразно, он изначально не планировал их использовать по назначению, а приобрел по дешевке несколько лет назад с целью вложения средств, то, конечно, ему проще вернуть эти земли.

Сделать выбор в пользу «вернуть» часто заставляет также и налоговое бремя, которое легло на собственников после изменения кадастровой стоимости земли. В 2012 году стоимость земель была пересмотрена, но переоценка проводилась не всегда корректно. Применялся некий среднеудельный рыночный показатель стоимости ко всем участкам в том или ином регионе. При этом никто не учитывал индивидуальные факторы и особенности земельных участков, их качество, плодородие, местоположение, соседствующие объекты, реальные возможности использования и т. д.

Для многих сельхозпредприятий и собственников налоги оказались непосильной ношей: стали поступать налоговые уведомления с суммой, которая в разы превышала самые худшие ожидания. За этим последовала череда судебных разбирательств с требованием провести переоценку кадастровой стоимости земель. Несмотря на то что кадастровая стоимость земель сельхозназначения самая низкая по сравнению с другими земельными участками, многие мелкие фермеры все равно не в состоянии платить такой налог. Если же махнуть рукой и ничего не делать — придет уведомление на оплату штрафа в еще более внушительном размере. В такой ситуации многим проще отказаться от земли в пользу государства.

В некоторых случаях вернуть землю заставляет ее неграмотное разделение и невозможность использования. Закон однозначно гласит, что земли должны работать. На сегодняшний день существуют два основных постановления, которые определяют критерии использования и неиспользования земель. Первое — Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». Документ прописывает основные поверхностные признаки и факторы использования, которые можно определить визуально, и является основным для вынесения решения об использовании этих земель. Второе — Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Этот документ используется реже, он более глубокий и требует проведения экспертиз и лабораторных исследований, связанных, например, с определением PH-фактора и т. д. Существуют также региональные нормативные акты. Например, в Московской области — это региональный закон о благоустройстве, который содержит дополнительные требования не только к содержанию сельхозземель, но и к землям всех других категорий, находящихся в экономическом хозяйственном обороте.

При этом нигде не делается никаких оговорок, что в силу различных особенностей использовать под те или иные виды хозяйственной деятельности можно не всю землю. Сейчас под определение земель сельхозназначения подходят не только особо ценные сельхозугодья и пашни, но и придорожные полосы, участки, занятые под линии электропередач, газопроводы, магистрали — то есть земли, имеющие сервитуты, ограничения на их использование. Если участок находится по соседству с охранной зоной, например рядом с кладбищем, но по бумагам является землей сельхозназначения, то владелец даже при желании не может использовать его и вести нормальную хозяйственную деятельность. Возможности собственника ограничены, и такие земли действительно лучше вернуть государству.

Рабочего механизма отказа от земли до 2014 года не было. Затем собственникам дали две возможности избавиться от своих участков: принудительное возмездное изъятие и добровольный безвозмездный отказ. В случае принудительного изъятия на участок накладывались ограничения и он выставлялся на торги. Лот оценивают государственные органы, и стоимость может быть в десять раз ниже той, которую собственник изначально за нее заплатил. Если публичные торги не состоялись и не нашлось ни одного претендента на выкуп участка, то предлагается преимущественное право купить его государству, то есть муниципалитету, к которому он относится. Сложность в том, что этот процесс может затянуться на несколько лет, к тому же рынок земли сильно просел. Сейчас сделок не так много, и продать участок будет сложно. Например, сегодня земли в Орехово-Зуевском, Раменском и многих других районах Подмосковья предлагаются по цене от 0,5 тыс. до 2 тыс. руб. за сотку, притом что еще два года назад стоимость начиналась от 10 тыс. руб. за сотку.

Второй вариант избавления — добровольный отказ собственника в пользу государства. В таком случае собственнику необходимо написать заявление в органы Росреестра с просьбой прекратить право собственности на участок. Росреестр должен уведомить об этом соответствующую областную администрацию, и ответственность и права бывшего собственника прекращаются.

Поправки в Земельный кодекс РФ вступили в силу 4 июля 2016 года. Они связаны с целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, охраной земли от негативного воздействия и загрязнения, а также с порядком наследования. В новой редакции статьи 39.30 Земельного кодекса РФ определено, что сельскохозяйственные земли, в отношении которых установлены факты нецелевого использования или использования с нарушением требований законодательства РФ, не могут быть переданы их арендаторам в безвозмездное пользование. По таким же причинам в соответствии с новой редакцией статьи 45 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты из пожизненного пользования. Аналогичные поправки внесены в статью 54. Статьей 71 предусмотрен государственный надзор за целевым использованием сельскохозяйственных земель. По моему мнению, действующие поправки не упростили, а лишь конкретизировали процедуру возврата.

В целом же получается, что принудительное изъятие или добровольный отказ — не самый худший вариант для тех, кто не планирует или не может развивать землю. Если собственник не готов вкладываться, то проще отказаться, так как штрафы за неиспользование никто не отменял. Они составляют 2–10% от кадастровой стоимости, и порой сумма штрафов вместе с налогами превышает первоначально вложенные в покупку средства.

Чтобы закон начал работать в полную силу, необходимо проанализировать ситуацию, провести мониторинг сельхозземель. На сегодняшний день выявить такие неиспользуемые по назначению земли нетрудно. Выполняет эту работу Росреестр, где есть специальный отдел мониторинга земель. Раньше предпринимались только плановые проверки, список которых готовился на год вперед. Проверки проводились исключительно в присутствии собственника или арендатора участка, его заранее уведомляли о дате их проведения. Приезжали представители Росреестра и Россельхознадзора и в случае выявления нарушений составляли акт и протокол, в котором либо назначали наказание, либо фиксировали отсутствие нарушений. Такая проверка проводилась раз в три года, и те, кто не планировал серьезно использовать земли по назначению, могли просто раз в три года покосить траву и создать видимость использования. Были и внеплановые проверки по обращениям населения, но это случалось нечасто.

Теперь ситуация изменилась. Соответствующие органы производят исключительно внеплановые проверки. Кроме собственных проверок Россельхознадзора, есть еще проверки, проводимые на основе межведомственного взаимодействия с МЧС, Рослесфондом, — то есть с теми, кто мониторит местность с целью предупреждения различных техногенных катастроф, пожаров и т. п. Эти ведомства используют беспилотные летательные аппараты и фиксируют все нарушения не только для себя, но и в интересах Росреестра и Россельхознадзора. Если раньше некоторые территории были недоступны в силу локации, например окружены лесом или болотом, то теперь с помощью современных беспилотных летательных аппаратов (дронов) можно проверить состояние любого земельного участка.

Кроме того, в Московской области запустили проект «Добродел». Это сайт, на котором любой желающий может сообщить о том, что он обнаружил несанкционированную свалку, пустующее здание, неиспользуемые объекты сельхозназначения. Соответствующие органы довольно оперативно проверяют всю поступающую информацию.

Сейчас в России есть кадастровое деление территории, наложенное на карту местности. Проверяющие органы четко понимают, где находятся границы участка и кто собственник. Одним словом, современные технологии позволяют оперативно и легко выявлять неиспользуемые земли.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Источник