Как провести отпуск с пользой для ребенка

Как провести отпуск с пользой для ребенка thumbnail

Детский психолог Катерина Мурашова рассказывает, как сделать семейную поездку насыщенной, образовательной и тем не менее нескучной для детей

На лекциях, которые я иногда читаю, родители часто спрашивают, как сильно за четверть века изменились проблемы, с которыми ко мне приходят семьи?

Ответ: многое осталось прежним, но кое-что изменилось.

Скоро майские праздники, лето. Многие поедут отдыхать и возьмут с собой детей. 25 лет назад мне никто не жаловался: мы его везем туда и сюда, показываем то и это, а ему как будто ничего не интересно. Сегодня жалуются. Не то чтобы каждый день, но регулярно.

Вот об этом и поговорим. Дети и путешествия.

Для начала надо определиться: вы хотите, чтобы в этой поездке было интересно вам или ребенку? Скорее всего, всем.

Если речь идет не о пляжном, а о познавательном отдыхе, то это, как правило, невозможно. Просто потому что вы разные по возрасту и у вас с ребенком разные познавательные задачи. Можно попытаться — и у некоторых родителей получается — увидеть мир глазами ребенка и обрадоваться, восхититься его новизной. Обратное не срабатывает: увидеть мир (краеведческий музей, архитектуру Рима и т. д.) вашими глазами маленький ребенок не в состоянии. Это можно попытаться сделать с подростком, но тоже получается далеко не всегда, а исключительно в том случае, если он «настроен на вашу волну».

Зато ребенка в путешествии почти всегда можно обучать — и многим родителям это нравится.

Несколько путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ

Давайте смотреть и рассуждать конкретно. Ребенок от полутора до двух с половиной лет. Что такое для него познавательное путешествие?

Он еще очень маленький и близко от земли. Вдаль — ему не интересно. Там нельзя ни рассмотреть толком, ни потрогать. Наглядно-действенное мышление. Здесь и сейчас.

Пример: путешествие «жизнь под камнями». Открытие: под камнями (кирпичами, обрезками старых досок и т. д.) есть жизнь. Она странная и удивительная. Ее можно открыть, посмотреть, а потом опять закрыть. Это тайна, и она, как ни странно, может запомниться на всю жизнь.

Находите камень, объясняете ребенку, куда смотреть, и переворачиваете его. Всякие червячки прячутся в землю, жучки и многоножки разбегаются. Смотрите вместе с ребенком, если можете, кого-то называете, что-то про них рассказываете. Потом обязательно осторожно ставите камень на место. Окно в другой мир приоткрылось и снова закрылось. Несколько таких путешествий — и ребенок делает удивительное открытие: почти под каждым лежащим на земле камнем — богатая и разнообразная жизнь шустрых и не очень понятных живых существ. Есть скрытый от нас, от нашего взгляда мир. Как интересно будет увидеть и узнать его.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б

Кроме маленького, бесшумного, близкого к земле мира таинственных подкаменных букашек есть еще шумный мир больших преображений, и он тоже интересный и завораживающий для маленького ребенка. Поэтому путешествие второе — на ближайшую стройку, где работают большие машины. Экскаватор роет котлован. Копёр забивает сваи. Бетономешалка заливает бетон. Некоторые дети могут смотреть на все это часами. Расскажите о том, что собственно происходит (разные этапы строительства дома). Потом хорошо бы научить ребенка воспроизводить все это дома в игре — и вот он, полный цикл «развивания». От захватывающего познавательного путешествия к усвоению алгоритма.

В три или четыре года ребенку становится понятна сама суть перемещения в пространстве как поездки, путешествия из точки А в точку Б. Он сажает зверей в грузовик и говорит: они поехали к бабушке на дачу.

Тут у вас, как родителя, открывается огромный простор для импровизаций. Во-первых, «инвентаризация» средств передвижения, то есть поездки в аэропорт, на вокзал, в троллейбусный парк, в порт, на стоянку уборочных машин или отстойник дальнобойщиков. Если весной вам удастся показать ребенку работающий в поле комбайн и идущих и летящих за ним грачей и чаек — замечательно, тут вы и сами, поверьте, получите удовольствие. Портовый кран, загружающий контейнерами большой пароход, или дальнобойщик, согласившийся подсадить малыша в высоченную кабину и разрешивший потрогать большой руль и подергать огромные рычаги, — это опять же может запомниться на всю жизнь, в отличие, допустим, от поездки в Лувр и продемонстрированной Джоконды.

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе)

Далее понятие начала и конца путешествия. Мы отправляемся из дома на озеро, реку или море. «Вот, приехали!» — кричит ребенок, увидев упомянутый водоем. Мы выходим сразу после завтрака и идем по двум улицам в дальний парк. Что нам нужно взять в наше путешествие? Правильно, лопатку, мешочек для желудей, кусок сахара для тамошней лошади и кусок булки для уток в пруду. Мы едем на поезде к бабушке в Тамбов. Выезжаем из дома на такси, будем ехать на поезде, и в путешествии нам понадобятся… (помните вечный запах жареной курицы и соленых огурцов в плацкартном вагоне?)

Читайте также:  Солевые светильники польза и вред

Ребенку постарше становятся доступны понятия сезонности. Он уже знает, что раз в год у него день рождения. В детском саду он и его одногруппники проходят признаки осени (кстати, даже шестилетние дети у меня на тестировании часто затрудняются их назвать). Помните князя Андрея и его дуб из романа Толстого? Вполне можно найти соответствующий вашим эстетическим представлениям пейзаж и запланировать сезонные путешествия с ребенком к «вашему дубу». Приехали весной. Потом летом. Потом осенью. Потом зимой. Что изменилось? Поверьте, после этих четырех путешествий ваш ребенок с «признаками осени» никогда не затруднится.

Чего ждет от путешествий младший школьник? Тайны, неожиданности, даже дозированной опасности (безопасное путешествие в его сознании и не путешествие вовсе). Вы можете изойти на интереснейшие экскурсии по Испании, но он все равно потом будет помнить не кто, что, когда и по какому поводу построил, а как вы однажды заблудились в маленьком городке и чуть не опоздали на автобус.

Ребенку уже надо, чтобы рядом был сверстник, с которым можно вместе «убежать», «залезть», «посмотреть и попробовать», а потом обсудить пережитое.

Ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д

Средства передвижения теряют свою самоценность. Зато становится важным, «где мы в путешествии живем» (совсем маленький ребенок этого практически не замечает). Жизнь в палатке, ночевка в шалаше, в хижине на воде, в ледяном доме, на крыше, на дереве и т. д. — это классно, здорово, это важный и интересный опыт. Что намертво убивает интерес к путешествиям в этом возрасте? Регулярные семейные поездки типа: автобусная экскурсия, аттракцион, еда в кафе, ночевка в стандартном отеле. Зато немного авантюрное путешествие с ночевкой на берегу пустынного озера, чтобы встретить закат, восход, посмотреть лунное или солнечное затмение, запомнится опять же на всю жизнь.

Если школьник среднего возраста путешествует мало, то у него, как правило, есть познавательные интересы. Раз в жизни из небольшого городка он приехал на экскурсию в Москву. Конечно, он на все отвлекается, но будет стараться хоть чуть-чуть слушать экскурсовода. Если путешествий много и они регулярно-неопределенные: сейчас мы едем туда, а через три месяца сюда, просто потому что путевки выгодные подвернулись, — то на познавательные аспекты этих путешествий в отношении ребенка можно сразу «забить». Если вы сами получаете удовольствие от рассказов экскурсовода, наслаждайтесь и по возможности не обращайте на ребенка внимания, или даже оставьте его дома с бабушкой. Впрочем, ребенок вполне может полюбить плавать в отельных бассейнах, пробовать незнакомую еду, ездить на фуникулерах, ходить с вами по рынкам и т. д.

Подросткам интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи

Есть ли возможность сделать эти путешествия познавательными для ребенка? Да. Это происходит в случае, если они нечастые и целевые, то есть либо родители разделяют увлечения ребенка, либо ребенок разделил их увлечения, либо они счастливо совпали. О чем речь?

— У семьи есть цель: пройти на байдарке все маршруты четвертой категории, которые есть в Карелии. Весь год обсуждают, готовятся. Ребенок так же азартен и физически активен, как родители. Его роль в путешествии — фотограф и летописец.

— Девочка занимается в археологическом кружке, увлекается античностью. Мать и отец пошли «под нее», планируют семейные путешествия в соответствующие страны, прокладывают маршруты под интересные дочери  «развалюшечки».

— Отец-геолог и спелеолог сумел увлечь сына: каждое лето они вместе ездят по России, смотрят самые интересные выходы пород, ходят в пещеры, собирают коллекции.

— Оба ребенка в семье любят животных. Куда бы ни приехала семья, первым делом идут в зоопарк или заранее планируют посещение национального парка. Старший мальчик фотографирует птиц. Младшая девочка собирает экзотический гербарий. Родители помогают обоим. За все это дети безропотно, по договору, посещают местные экскурсии, интересные родителям.

Подростки. У них — реакция группирования. Им обычно интересно путешествовать «со своими», потому что в их путешествиях решаются уже не только и столько окружающе-познавательные, сколько социально-групповые задачи. Родителям это следует помнить. Если везем подростка с собой, думаем о том, где и как он будет «тусоваться». Но зато у подростка, особенно у старшего, уже вполне могут быть и общие с родителем интересы в плане экскурсий, посещения этнических концертов и т. д. Только все это стоит обсуждать заранее.

Есть ли что-то общее для всех «детских» возрастов? Да, уже упомянутые необычность ощущений, возможность увидеть «изнанку», найти нечто скрытое от беглого взгляда, тайна, даже опасность. Именно для этого дети и подростки отправляются в путешествие. Если этого нет, то можно и дома посидеть, телевизор посмотреть и что-нибудь в интернете почитать.

Источник

Ольга Зензина
Круглый стол «Как провести отпуск с ребенком»

Цель: предложить детям воспитанников разнообразные формы игрового взаимодействия со своими детьми во время летних каникул.

1. Выступление педагога о значении совместного летнего отдыха детей и родителей

Чтобы ребенок дошкольного возраста хорошо отдохнул летом, не стоит выдумывать какие-то сложные планы, такие как летние лагеря, санатории, поездки на все лето к бабушке – это для детей постарше. А вот как же лучше провести лето дошкольнику?

Читайте также:  Турмалиновый пояс вред и польза и вред

Куда определить ребенка на лето? Чем ближе лето, тем острее стоит эта проблема. Конечно, самый оптимальный отдых для дошкольника все же вместе с мамой и папой. Главное для ребенка – это выехать из шумного, задымленного города, ближе к лесу, к речке, морю, в горы. Одним словом, ребенку будет интересно там, где будут его родители, активно проводящие с ним время.

Летом старайтесь как можно больше времени проводить с ребенком на улице. На прогулке обращайте внимание сына или дочери на то, что в летнее время дни самые длинные, а ночи самые короткие; солнце поднимается высоко, ярко светит и греет. Продолжайте наблюдать за изменениями в природе.

*Понаблюдайте с ребенком за насекомыми.

* Обратите внимание на то, что птицы в парках и лесах поют уже не так разноголосо, как весной. Большинство птиц уже обзавелись потомством и занимаются выкармливанием своих птенцов.

* Во время прогулок расскажите ребенку, что полевые и луговые цветы не надо рвать. За длинную прогулку они завянут и их придется выбросить.

* Возьмите с собой на прогулку карандаши и альбом, предложите ребенку изобразить растения, которые он увидел.

Вопрос ” Чем занять ребенка летом?” задают себе многие родители. Как же организовать летнее время, чтобы ребенок отдохнул хорошо и с пользой?

Съездить с ребенком на море – отличное решение для всей семьи. Ребенок отдыхает: купается, загорает, играет у моря в песок, дышит морским воздухом, получает положительные эмоции. Да и мама уделяет все внимание своему ребенку, не беспокоясь о домашних делах.

Необходима летом и дача. Польза от дачной жизни велика! Она оздоравливает организм ребенка, поднимает иммунитет, дает возможность расширить кругозор. Для начала на даче необходимо выделить пустой участок, чтобы ребенку можно было попрыгать и побегать, подальше от посадок. Можно сделать песочницу, повесить качели. В жару необходим и надувной бассейн.

За городом малыш может играть с водой, песком, глиной, которые развивают воображение, внимание и мелкую моторику.

В деревне более безопасными играми являются катание на велосипеде, игры с мячом, подвижные игры. Можно поиграть в игру “кладоискатель”. Для этого необходимо на свободном месте закопать или спрятать банку, в которую положить игрушку или конфетку. Ребенок будет с большим интересом искать клад. Можно начертить карту и на ней изобразить место клада.

Также дети с большим желанием будут помогать вам на даче, если вы будете привлекать их к посильному труду. Это может быть поливка цветов и посадок, прополка грядок, обустройство клумбы. Самое важное – обязательно похвалите своего ребенка и отметьте его усилия!

Очень хорошо, когда есть “домик в деревне” с хлопотливой бабушкой, но если его нет, надо что-то пофантазировать самим!

На выходных с родными можно поехать за город, где есть речка или лес. Гулянья по лесу, сбор шишек, купание в речке доставят огромное удовольствие ребенку.

В городе есть парки и скверы, где можно здорово провести время. Не забудьте взять с собой семечек, орешков или хлебных крошек, чтобы покормить птиц, а может быть и белок.

Можно сходить в зоопарк или ботанический сад, которые так же принесут вашему ребенку удовольствие и доставят много незабываемых впечатлений и радости. Не забудьте прогуляться по парку, покататься на аттракционах.

2. «Если бы я была царицей»

Цель: активизация родителей и моделирование желаемой ситуации летнего отдыха с перспективой ее исполнения.

Игру начинает воспитатель, затем продолжают родители и в процессе игры по цепочке, передают друг другу мяч, придумывают и называют желаемый вид отдыха, который они хотели бы использовать летом.

3. Обмен позитивными впечатлениями от прошлогоднего семейного отдыха

Родители по желанию делятся впечатлениями от проведенного семенного отдыха

4. Сообщение о безопасности летнего отдыха

Лето – пора веселья и беззаботности, в особенности для наших детей. Родителям же необходимо быть очень внимательными, потому что в местах отдыха могут быть опасности. Поэтому очень важно знать и помнить о правилах безопасности на летних каникулах. Рассказать о них следует и детям.

Круглый стол «Как провести отпуск с ребенком»

Памятка о правилах безопасности летнего отдыха раздаются родителям

5.Рефлексия: форма – «Рефлексивный ринг»

Вниманию родителей предлагается плакат с крупно написанным началом фразам, одну из которых выбирает каждый родитель и продолжает.

6. Завершение мероприятия

Домашнее задание на лето: собрать интересные фотографии. Благодарность за участие в мероприятии.

Источник

«Как провести отпуск с ребёнком».

Если ваш отпуск совпадает с каникулами детей, то не пренебрегайте этой благоприятной ситуацией и проведите совместный отдых с пользой для младших членов вашей семьи.

Зарядка для ума

  • Познакомьте ребенка с хорошими книгами, которыми вы увлекались в детстве. Ведь обычно у бедного чада, утомленного непосильным трудом в детском саду или в школе, наверняка не хватает времени, чтобы почитать то, что не предусмотрено образовательными программами. Даже если ваш ребенок поначалу откажется брать книгу в руки, начните читать ему сами — понемногу, перед сном. Не думайте, что вы будете обречены делать это каждый вечер: вполне возможно, через какое-то время он может настолько заинтересоваться сюжетом, что продолжит чтение уже самостоятельно.
  • Научите чадо писать письма. И совсем неважно, как эти письма будут отправлены — по обычной почте или по электронной. Главное, что ему откроется редкое удовольствие от общения через переписку. Выберите несколько наиболее близких ему по духу адресатов, родственников или друзей, и подскажите, с чего начать. Будьте уверены — как только ребенок получит ответное послание, необходимость в вашем дальнейшем руководстве этим процессом тут же отпадет.
  • Если вы остались с ребенком в городе, посвятите свободное время походам по музеям. Если же их нет поблизости — не поленитесь, организуйте хотя бы кратковременную поездку туда, где можно посмотреть что-то интересное и полезное одновременно.
Читайте также:  Черный кофе вред польза и вред

Делай как я

Во время отпуска у родителей появляется реальная возможность по-хорошему впасть в детство. Вспомните эти далекие, но светлые годы и на равных поиграйте с ребенком в его любимые подвижные игры. Или отправьтесь с ним на стадион и займитесь теми же активными упражнениями, которые и он готов делать с большой охотой.

Главное, что для этого совсем не нужно особых условий. Конечно, что и говорить — вам обоим пойдут на пользу совместные поездки на велосипедах или катание на роликах. Но если двухколесного транспорта у вас нет, а ролики вы согласны надеть только под дулом пистолета — поищите другие варианты физкульт паузы. Например, можно посоревноваться, кто быстрее пробежит или проплывет определенное расстояние или дальше прыгнет, а также заняться любыми манипуляциями с мячом. А еще вы можете научить его дворовым играм, которыми ваши сверстники увлекались много лет назад, а теперь, став взрослыми, основательно забыли.

Все на природу!

Где бы вы ни находились с ребенком на отдыхе, обязательно устройте хотя бы одну совместную вылазку в лес на целый день, причем со всеми непременными атрибутами этого мероприятия — с рюкзаком, едой, привалом. Мало того, что такая прогулка очень полезна для здоровья. Воспользуйтесь этим походом также для того, чтобы обратить внимание чада на различные явления природы и на жизнь ее обитателей. Если вы хотите, чтобы ваш рассказ был занимательным и познавательным, предварительно наберитесь необходимых знаний из книг или журналов. Помогите ему в составлении гербария из листьев или цветов и постарайтесь сохранить его как можно дольше. Если же вам захочется удвоить удовольствие, полученное вашим ребенком от прогулки по лесам и полям, возьмите с собой еще кого-нибудь из его друзей.

А темным вечером было бы неплохо посмотреть вместе на звезды. Расскажите ребенку о планетах Солнечной системы и научите его ориентироваться в ночном небе.

Перемена вкуса

Как известно, многие дети категорически отказываются есть овощи или приготовленные из них блюда. Но овощи очень полезны для растущего организма, поэтому приучать ребенка к ним жизненно необходимо для его же здоровья. Во время отпуска, когда вам не надо спешить на работу, а ваши совместные трапезы происходят три-четыре раза в день, вы вполне можете заняться решением этой проблемы.

  • Будьте для ребенка примером. Если каждый раз во время общего застолья он будет наблюдать, с каким наслаждением вы поедаете овощное рагу или суп, то не исключено, что сам решит попробовать это блюдо. Главное — не переиграйте в выражении своих восторгов по поводу восхитительного вкуса вареной морковки или тушеной капусты. В противном случае, если «подготовленное» столь эмоциональным образом чадо попробует вашу еду, а его большие ожидания не оправдаются, то он надолго перестанет вам верить.
  • Регулярно готовьте овощные блюда для всех домочадцев и на обед, и на ужин. Так вы приучите своего ребенка к мысли, что овощи — неизменная составляющая любого основного приема пищи.
  • Предлагайте капризному едоку овощи только со сладким вкусом, например зеленый горошек, кукурузу или морковь определенных сортов. Дело в том, что некоторые люди с самого рождения испытывают глубокое отвращение к овощам с резким вкусом, таким как брокколи, кочанная или цветная капуста, и ничего с этим поделать уже нельзя.
  • Сервируйте овощные блюда с выдумкой. Например, сделайте мухомор из помидора или выложите на тарелке смешную рожицу из вареной моркови и стручков зеленой фасоли.
  • Предлагайте ребенку овощи в виде соков и пюре — это увеличивает вероятность того, что привереда согласится их попробовать. А привыкнув к этому вкусу в принципе, он легко сможет потом перейти и к другим вариантам овощных блюд.
  • Если вы отдыхаете на даче, собирайте вместе урожай, предназначенный для обедов или ужинов. Если же ваш совместный отдых проходит в городских условиях, то берите его с собой в овощной магазин, чтобы он сам выбирал приглянувшиеся овощи.
  • Старайтесь привлекать ребенка и к приготовлению овощных блюд. Это полезно вдвойне, потому что таким образом вы еще и приучаете его трудиться на благо родного дома. Главное — давать ему задание с учетом возраста и уровня координации движений: ведь кому-то можно поручить только освобождение зеленых горошин из стручков, а кому-то вполне можно доверить нож или терку, чтобы измельчить овощи. Но в любом случае все должно происходить под вашим пристальным вниманием.

Помните, что привлекая ребенка к домашним делам, вы не только привьете ему необходимые навыки. Ведь любая совместная работа укрепляет взаимопонимание.

Источник