Как с пользой провести каникулы в доу
Как вместе с пользой провести летние каникулы КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Летние каникулы – это лучшее время для того, чтобы, наконец, дать ребенку то, что вы давно собирались, но не успели в течение учебного года.
- Из широкого спектра возможностей выберите те виды летнего отдыха, развлечений, занятий, которые устроят вашего ребенка и вас.
- Учитывайте склонность детей к активным видам отдыха.
- Используйте каникулы для того, чтобы ваш ребенок приобрел полезные житейские навыки
- Совместная деятельность родителей и взрослеющих детей во время летнего отдыха может и должна стать прекрасной школой общения и взаимопонимания.
- Лето дает вам возможность оценить возросший уровень возможностей вашего ребенка, оценить ребенка как возможного или уже состоявшегося помощника.
- Успешность работы в видах деятельности, может стать важнейшим средством профилактики неуверенности, тревожности, заниженной самооценки.
- Позволяйте ребенка чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Самостоятельное принятие решений и ответственность за него – неотъемлемая часть взрослости. Позволяйте делать ребенку ошибки. Ни один человек не стал взрослым, не ошибаясь.
- Во время летнего отдыха вы также можете развивать психические процессы, такие как память, внимание, мышление и речь через различные игры.
Картотека игр на летний период
«ОХОТНИК ЗА СЛОВАМИ»
Ведущий читаете список слов. Задача ребенка — хлопнуть в ладоши (поймать животное). За правильно пойманное животное он получает очко,
за ошибку (хлопок на слово, не обозначающее животного) теряет два очка. Вы можете использовать различные варианты: «Поймай все, что летает», «Поймай профессию», «Поймай все растения».
«ПОЛ-НОС-ПОТОЛОК»
Ведущий произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И ребенок указывает вместе с ним. Сначала ведущий делать это правильно: произносить, например, «пол», и указывать на пол, а потом он начинает
путать – говорить «пол», а указывать на что-то другое. Ребенок должен указывать на то, что называет, а не на то, что показывает.
«ЧЕТЫРИ СТИХИИ»
Дети двигаются в произвольном направлении, стараясь не задевать друг друга. Затем по команде ведущий выполняют определенные движения. На слово «вода» — разводят руки в стороны, затем сводят их, имитируя движения пловца. На слово «огонь» — делают спонтанные движения всем телом. На слово «земля» — садятся на корточки и дотрагиваются до пола. На слово «воздух» — стоят на одной ноге, с разведенными в сторону руками.
Игра повторяется несколько раз.
«ГОРЯЧИЙ МЯЧ»
Дети по кругу быстро передают друг другу мяч.
Затем усложняется игра. Дети передают мяч и называют фрукты, затем ягоды и т. д.
«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»
Ведущий просит ребенка внимательно оглядеться вокруг в течение нескольких секунд. Что он сможет увидеть и запомнить? Ведущий предлагает, например, назвать как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы)
«ПОДБЕРИ ПАРУ К СЛОВУ»
Цветы — роза Транспорт — …
Фрукты – бананы Овощи — …
Игрушки – кукла Ягоды —..
Посуда – тарелка Одежда — …
И т. д.
«ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»
Высокий – низкий Толстый — …
Широкий – узкий Большой — …
Кислый — … Грустный -…
И т. д.
«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»
Ребенок опускают в мешочек руку, ощупывают то, что там лежит, и стараются отгадать, что это. В мешочке находятся разные фрукты и ягоды или овощи.
Список литературы:
- «Психологическое здоровье семьи» В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова
- «Продолжаем общаться с ребенком ТАК» Ю.Б. Гиппенрейтер
- «Психологические игры, упражнения, сказки» О.В. Хухлаева
- «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников» С.И. Карпова, В.В. Мамаева
- «Семья. Искусство общения с ребенком» С.В. Кривцова, Е.Ю. Патяева
- «1000 упражнений для подготовки к школе» О. Узорова, Е. Нефедорова
Источник
Содержание и методика работы в каникулярное время в ДОУ
В настоящее время уровень экономического и социального развития общества, дальнейшее расширение и углубление научно-технического прогресса, широкая автоматизация и компьютеризация производства неуклонно приводят, с одной стороны, к интенсификации умственного труда, с другой – к естественному снижению мышечной работы человека. Наблюдаемое во всём мире явление гиподинамии становится характерной чертой жизни не только взрослого населения, но и детей, в том числе дошкольников. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте (отклонения в состоянии центральной нервной системы, нарушения осанки, зрения и т.п.) В результате может задерживаться общее развитие ребёнка, снижаться функциональные и адаптационные возможности ещё недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.
Известно, что только активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём «догрузки» организма необходимым по возрасту объёмом мышечной деятельности, а так же способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
К формам активного отдыха дошкольников относятся: физкультминутки, физкультпаузы, физкультурные досуги, физкультурные дни здоровья и к а н и к у л ы.
Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях.
И ни для кого не секрет, что с наступлением школьных каникул посещаемость в детских садах снижается. У многих малышей есть старшие братья и сёстры, поэтому с понятием «каникулы» они отожествляют радостное событие: весь день находиться дома и не идти на «работу» (в детский сад, в школу). Напрасно мы недооцениваем сообразительность детей, с надеждой ожидающих, что и к ним родители проявят милосердие: не поднимут рано с тёплой постели, оставят дома посмотреть интересные телевизионные передачи, специально предусмотренные для детей в каникулярное время. Даже нам, взрослым, так хочется иногда расслабиться, а уж детям – тем более.
Педагогические требования к организации каникул в детском саду. Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение последней недели декабря и первой недели января; последней недели марта и летние каникулы. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе, т.к. в это время снижается посещаемость, как сказано выше.
Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной активности. Обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма, повышению эффективности прогулки и др.
Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. При продуманном планировании учебный материал, который дети должны были бы усвоить в каникулы, может быть внесён в другие виды и формы деятельности, не требующие сосредоточенного внимания, длительной статической позы. Например, ознакомление с окружающим может быть включено в организацию прогулок за пределы участка, в дидактические и подвижные игры, в самостоятельные и творческие задания по оформлению выставок, праздничных досугов и т.п. З счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной. Так и самостоятельной деятельности дошкольников.
Подготовка к каникулам. Для того. чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к их проведению. Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Заранее продумать, какой материал потребуется для планируемых форм деятельности детей, определить степень участия в них взрослых. В подготовке к каникулам (изготовление пригласительных билетов, декораций, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и др.) могут принять участие и сами дети. Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели. При этом важно сочетать разные виды деятельности. Например, если в первую половину дня проводился физкультурный досуг, содержание которого характеризуется большим эмоциональным напряжением, то во 2-ю половину дня, а также до и после его проведения детям следует предложить игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (изготовление поделок, рассматривание иллюстраций и др.)
С таких же позиций надо подходить и при недельном планировании каникулярного отдыха. Разумеется, разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план могут вноситься различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения и самочувствия детей, подготовленности воспитателя и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными.
Естественно, планирование зимних и весенних каникул определяется различиями, связанными с сезонными погодными условиями. Так, в зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных игр и упражнений (катание на санках, коньках, лыжах, игра в хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной ёлке и т.д. Весной – катание на самокатах, велосипедах, игры с мячами и прыгалками, рисование на асфальте цветными мелками и др. В зимнее время, когда рано темнеет, можно показывать диафильмы, а весной со старшими дошкольниками сходить на экскурсию или в кинотеатр.
За несколько дней перед каникулами можно провести с детьми небольшую беседу. Рассказать, чем они будут заниматься, выяснить их интересы и желания, выслушать предложения. Целесообразно провести беседу и после каникул. Выяснить, что больше всего понравилось и запомнилось детям. Высказывания ребят также помогут оценить проведённую воспитателем работу.
При организации каникул в детском саду, важное значение имеет работа с родителями. Заблаговременно на одном из родительских собраний или заседаний родительского комитета, воспитатель должен рассказать родителям о цели каникул и их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями можно обсудить некоторые мероприятия (посещение музея, кинотеатра, пешеходные или лыжные прогулки и др.), выслушать их советы, предложения. Пригласить родителей участвовать в совместных походах, экскурсиях.
Содержание и методика работы в каникулярное время. Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр (большей частью во время дневной и вечерней прогулок) Один-два раза в неделю целесообразно проводить физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закалённость детского организма. Пешеходные прогулки можно использовать вместо физкультурных занятий (например, на лыжах).
Желательно продумать разнообразную и интересную организацию физкультурных занятий, обогатить их сюжетно-игровым содержанием («весёлые старты», «лыжники», «прогулка в парк», «разведчики» и т.п.) Это повышает интерес к занятиям физической культурой, доставляет детям радость.
Практика показала целесообразность проведения во время каникул музыкальных занятий в форме музыкально-литературных утренников, концертов самодеятельности, музыкальных досугов, викторин, дней рождения, игр-драматизаций с музыкальным сопровождением. При этом можно объединить детей по 2-е группы.
Большой интерес у дошкольников вызывает взаимное посещение разных возрастных групп (если нет карантина), так называемый «приход в гости». Такие посещения не только нравятся детям, но и способствуют развитию дружеских взаимоотношений, положительных контактов.
Хорошо проводить в дни каникул выставки детских работ (рисунки, поделки), предназначенных для подарков детям из других групп или родителям.
В содержание мероприятий для детей средней группы следует включать групповые подвижные и дидактические игры с участием воспитателя, драматизацию известных сказок, концерты детской самодеятельности с обязательным участием взрослых.
Со старшими дошкольниками целесообразно проводить физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера, драматизации сказок для малышей, всевозможные викторины, кукольный театр для родителей и младших детей и т.д.
Содержание каникул не ограничивается какими-то определёнными мероприятиями. Каждый педагог разрабатывает свой план работы, выбирает наиболее интересные формы, средства и методы её проведения в соответствии со своим опытом, творческими способностями, уровнем подготовленности детей, условиями детского сада. Можно, например, один день посвятить теме:
- «Мир сказок» и организовать драматизацию любой знакомой детям сказки, игру по сказочному сюжету и т.д.;
- второй день – теме «Мы строители»,
- третий «Мы – спортсмены»;
- четвёртый – «Мы путешествуем»,
- пятый – «Любимые игрушки».
(См. книгу: Е.А.Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду»). Тематика дней может быть самой разнообразной. В отдыхе дети нуждаются не только зимой и летом, но и весной, когда резко снижается сопротивляемость организма болезням. Накапливается годовалая усталость. Поэтому можно спланировать и неделю весенних каникул: «У весны в гостях», «День юмора и смеха», «Первоцветы», «Птицы принесли весну на крыльях», «Весенняя сказка», «В мире неживой природы» и т.д.
В содержание педагогической работы во время каникул необходимо включать разные виды трудовой деятельности: дежурство по столовой, в уголке природы, уборка участка, выполнение отдельных поручений и др. При этом важно не только организовать коллективный труд, но и создать условия для трудовой деятельности, возникающей по инициативе самих детей (уход за животными, растениями, ремонт книг, изготовление поделок и многое другое).
Учитывая важную роль положительных эмоций, большое внимание следует уделить всевозможным забавам и развлечениям. Формы их проведения могут быть различными: концерты самодеятельности, соревнования, викторины, аттракционы, игры-драматизации, спектакли с куклами, вечера юмора, дни рождения детей.
Помимо мероприятий, организованных непосредственно педагогом, в дни каникул больше внимания должно быть уделено самостоятельным формам детской деятельности. Ребёнок, как и взрослый, имеет право углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит. Эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности представляют огромную ценность, именно с точки зрения социального развития личности.
Для стимулирования игровой, художественной и других видов деятельности детей необходимо обеспечить благоприятную обстановку: заранее подготовить игровой и наглядно-практический материал, например, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, занятий физическими упражнениями, игрушки, настольно-печатные игры, иллюстрированные альбомы, наборы открыток и др. В группе следует выделить место для занятий изобразительной деятельностью, положить здесь соответствующий материал. На одном из столов можно расположить природный материал для поделок (камешки, мох, глину, шишки и др.)
В процессе самостоятельной деятельности дети сами выбирают себе занятие, реализуют свои замыслы. Однако это не значит, что ребёнок предоставлен самому себе. Меняется характер руководства взрослого. Воспитатель создаёт условия, благоприятные для развития самостоятельной творческой деятельности детей и способствующие её развёртыванию в соответствии с их интересами и желаниями. Вмешательство взрослого требует большого такта и необходимо в тех случаях, когда деятельность детей представляется нежелательной в воспитательном отношении или без помощи взрослого ребёнок начинает повторять одни и те же действия, которые постепенно надоедают.
В процессе повседневной жизни в детском саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому им надо предоставлять возможность для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим количеством партнёров (2-3 человека), которые объединяются на основе общих интересов и симпатий. Но и здесь воспитатель должен руководить детской деятельностью, углублять положительные взаимоотношения детей, развивать отзывчивость, обогащать интеллектуальными и эмоциональными впечатлениями.
Изучая опыт дошкольных учреждений, убедились, что интересными могут быть каникулы при условии активной творческой деятельности воспитателя, гораздо большей, чем в обычные дни и что это одна из интересных форм организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении.
Источник
Детский отдых: чем занять ребенка в каникулы, как с пользой провести свободное время.
Назовем четыре наиболее распространенных заблуждения, касательно детского отдыха и отметим, как их можно исправить.
1. Некоторые родители считают, что главное предоставить ребенку полную свободу во время каникул и позволяют своему чаду все: тусоваться с друзьями, гулять до утра, играть в компьютерные игры и без конца смотреть мультики. После такого “отдыха” ребенку может понадобиться дополнительная реабилитация как минимум в виде свежего воздуха и полноценного сна. А значит, родителям надо взять на себя заботу об организации каникул, чтобы с пользой провести свободное время. Чем несобраннее ребенок, тем более тщательным должен быть план. Помогите ребенку отдыхать осмысленно.
Лишь родители смогут приобщить к красивому своих детей с раннего возраста. Ведь ребенок с рождения тянется к красоте. Умело организованное художественное воспитание помогает детям глубже познать окружающий мир. Лучшие произведения художественной литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяют кругозор ребенка и помогают ему ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и обществе.
2. Некоторые родители считают, что каникулы можно хорошо провести и дома. Самое главное для полноценного детского отдыха – это смена впечатлений и деятельности. Поэтому, даже если у вас нет средств на путевки в лагеря и на курорты, постарайтесь вывезти ребенка хотя бы ненадолго на природу. Подойдет и дача друзей, если нет своей, и родственники в другом городе, и просто выезд в лес на выходные.
Важным средством эстетического воспитания детей является общение с природой.
Красивый пейзаж не только развивает чувство прекрасного у детей, но и пробуждает у них любовь к родному краю. Покажите малышу всю прелесть и красоту окружающего мира. Роса на траве, цветы на лугу, ласточкино гнездо. Полюбив все это, он никогда не станет ломать ветки на деревьях, рвать цветы, бросать камни в птиц. Научите ребенка слышать шум ветра, шелест листьев, плеск воды, щебетание птиц. Поищите вместе грибы под листвой, посадите цветы на соседней клумбе. Ваши труды не пропадут даром.
Если ваш ребенок проводит лето дома, не поленитесь, придумайте какие-то мини-путешествия, поездки, прогулки, чтобы сделать каникулы насыщеннее. В дорогу можно взять с собой карандаши, альбом, тетрадку, миниконструктор. Все это поможет ребенку постоянно быть при деле и не скучать. Предложите ребенку нарисовать место, в которое вы едете: море, речку, лес, парк. Это и займет его на какое-то время, и здорово взбодрит. Детям постарше в дорогу можно приобрести аудио-книги, это поможет скоротать время и провести его с пользой.
3. Есть родители, которые считают, что и летом ребенку нужно понемногу заниматься, чтобы к новому учебному году у него хоть что-нибудь осталось в голове. Представьте, что вам в отпуск начальник дал работу – чтобы вы не позабыли свои умения. Вряд ли вам это понравится. А почему же ребенка в его законное время для отдыха надо нагружать занятиями по математике, языкам и прочим наукам? Пользы от этого чуть – ведь все его мысли заняты предстоящими развлечениями. А в результате школьник совершенно не почувствует себя отдохнувшим. Если у вас действительно не очень хорошо с успеваемостью и за лето ребенок все позабудет, то можно позаниматься, но только в конце августа, за неделю-две до начала нового учебного года.
Целесообразнее летом посещать музыкальные, драматические и кукольные театры, концерты. Обязательно обсуждайте все увиденное и услышанное. Постарайтесь на примерах объяснить детям, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное.
Приобщайте детей к живописи, скульптуре, лучшим традициям народного творчества, классического и современного искусства. Многие дети любят собирать художественные открытки, репродукции художественных произведений – это способствует развитию художественного вкуса. Ходите с ними на выставки, в художественные галереи.
4. Некоторые родители уверены, что в каникулы ребенку надо дать возможность отдохнуть от родителей. Весь школьный год вы общались со своим ребенком по большей части на деловые темы: что задали, какие отметки? Так что каникулы – прекрасная возможность поговорить на другие темы: рассказать о своих увлечениях и получше узнать интересы сына или дочери, обсудить семейные планы. Конечно, не стоит отказываться от дачи с бабушкой, от лагеря, но за три летних месяца найдите хотя бы пару недель, чтобы провести их с ребенком.
Чем еще можно занять ребенка в каникулы и провести свободное время, в зависимости от темперамента?
Рисование, вышивка, лепка, выжигание, конструирование, моделирование в первую очередь подойдут тем, кто не умеет сосредоточиться, сконцентрироваться. Эти занятия не только разовьют эстетический вкус, но и сделают ребенка более собранным.
Плавание часто рекомендуют детям с возбудимой нервной системой. Вода прекрасно снимает стресс, помогает ребенку успокоиться, расслабляет мышцы.
Командные игры (футбол, волейбол, хоккей, баскетбол) научат ребенка быстро принимать решения, отточат реакцию. Кроме того, такие увлечения позволяют быстрее адаптироваться среди сверстников излишне робким детям. Своевольных же мальчиков и девочек спорт, напротив, дисциплинирует.
Прежде чем отвести сына или дочку в спортивную школу, обязательно проконсультируйтесь с педиатром, нет ли противопоказаний по здоровью.
Музыка, танцы, фотография прежде всего полезны погруженным в себя детям-интровертам, которые привыкли скрывать от окружающих свои подлинные мысли и настроение. Возможность творчески выразить себя в звуке или в движении, в удачно пойманном кадре очень важна. Кроме того музыка помогает бороться с грубостью, некультурностью, она окрашивает чувства детей в более светлый и жизнерадостный тон. Привыкнув с детства к произведениям Баха и Бетховена, Чайковского и Моцарта, ребенок в дальнейшем позитивно смотрит на мир. А если у него обнаружили музыкальный слух или хороший певческий голос, постарайтесь развить его способности.
Занятия в музыкальной школе еще никому не помешали стать хорошими инженерами или учеными. А пение народных песен способствует воспитанию у детей любви к своему народу, к его творческому наследию.
“Зажатые” глубоко внутри эмоции найдут выход в танцах или пении, игре на музыкальном инструменте, фотосъемке.
Для развития художественного вкуса помогите детям выбрать кружок художественной самодеятельности. Театральное творчество является сильным воспитательным средством и способствует разностороннему развитию детей. Занятия в кружках вместе с тем помогает воспитанию в духе товарищеской взаимопомощи и организованности, способствуют развитию их мышления и воображения.
Театральный кружок – отличная возможность “выпустить пар” непоседам, бойким детям, а также любителям прихвастнуть или даже приврать. “Примеряя” на себя разные роли, они реализуют заложенный в них потенциал фантазии, творчества и неукротимой жизненной энергии.
Не создавайте вокруг успехов вашего чада нездоровый ажиотаж (демонстрация “шедевров” юного гения всем родственникам, бесконечные похвалы и т.п.). Пусть ваше одобрение всегда будет искренним, а не показным. Найдите время поговорить с ним о занятиях, расспросите, что кажется сложным, а что получается легко, вдохновите на дальнейшее творчество.
А вот от резких критических оценок лучше воздержаться. Поэтому тащить его насильно, против его желания, к примеру на пение, бессмысленно. Лучше объясните, что это возможность обрести новых друзей, научиться петь, как любимый исполнитель, узнать что-то новое, раскрыть в себе талант и т.д.
Разумно распределяйте время ребенка, чтобы он не переутомлялся и полноценно отдохнул.
Источник