Как с пользой проводить свое свободное время школьникам

Как с пользой проводить свое свободное время школьникам thumbnail

Муниципальное образовательное учреждение «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

Название проекта

«Свободное время школьников»

Исполнители проекта: учащиеся 7 класса.

Руководитель проекта: Вторникова Т.Н.

п. Касторное 2017г.

Содержание:

  1. Введение

  2. Цель и задачи программы

  3. Ожидаемые результаты, их социальная и экономическая эффективность

  4. Особенности организации свободного времени и досуга подростков

  5. Анализ результатов тестирования

  6. Заключение

  7. Литература

Мы знаем – время растяжимо.

Оно зависит от того, 
Какого рода содержимым
  Вы наполняете его …

Н. Заболоцкий

Введение

                   Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том,что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития. Принято так же считать, что современные подростки настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных анкетирования не подтвердил этого утверждения.

                   Думается, вам будет интересно узнать по подробнее узнать об этом исследовании. В интервале от часа до четырех подростки, как правило, свободны. Посмотрим, на что же они тратят это свободное время. 

                    25% ребят гуляют на улице с друзьями;

                    18% слушают музыку или смотрят телевизор;

                    15% читают и трудятся по дому;

                    14% посещают кружки и секции.

                     При проведении анкетирования учащихся седьмых классов по теме «Свободное время» были получены следующие результаты:

1.     Свободное время – это … (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.)

2.     Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, слушать музыку, играть в компьютер и т.д.)

3.     Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу т. д.)

4.     Устраивает вас это или нет? (большинство да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу).  

                   Что говорить проблема досуга подростков стоит остро. Им действительно часто нечем заняться. И все-таки причина, которую приводят ребята, скорее следствие. Следствие ограниченности, духовной неразвитости, бедности культурных запросов. И наивно было бы думать, что, построив достаточное количество дискотек, кафе, клубов, мы решим подростковые проблемы. Конечная задача – не столько занять ребят, сколько воспитать людей гармонически развитых, с высокими культурными интересами. 

                    Чем же занят досуг молодежи? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью данных, полученных в результате социологического исследования семиклассников. 

                     — В свободное время я делаю то, что хочу, — часто можно услышать ответ на вопрос: «Что ты делаешь в свободное время?» Здесь мы имеем широко распространенное, но совершенно неверное понимание категории «личное время». 

                    В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.

   Сегодняшним школьникам выпало взрослеть в условиях кризиса, нестабильности; подчас им трудно адаптироваться в современной обстановке. Преодолеть хотя бы часть проблем ученикам в силах помочь внеурочная деятельность, которая активно развивается в нашей школе.

   Мы все хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, честными, духовно и душевно богатыми, уверенно ориентирующимися в нашем непростом мире. Поэтому необходимо как можно больше внимания уделять их развитию и расширению кругозора.

Обновлённый подход к организации досуговой деятельности обучающихся – объективное требование времени. Что же предстоит нам всем конкретно делать, в каких направлениях работать.

Цель и задачи программы

Цель программы :

создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи программы:

Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Ожидаемый результат

Социальная эффективность

Показатели

привитие детям и подросткам необходимых поведенческих

навыков посредством

игровой деятельности.

создание условий для личностного роста участников проекта.

— результаты диагностики сформированности поведенческих навыков (социализации, толерантности, коммуникации, ценностного отношения к здоровью и пр.) — рост показателей; — вовлечение детского актива в деятельность проекта.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ И ДОСУГА ПОДРОСТКОВ

Проведенный обширный анализ научно – педагогической литературы и массовой практики содержательного наполнения досуга подростков, позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с детьми в сфере свободного времени, поскольку большинство отечественных и зарубежных ученых напрямую связывают свободное время с деятельностью, определяя его, как время досуга и творческих знаний вне производства (в нашем случае вне учёбы в школе), используемого для самодеятельного удовлетворения потребностей и развития способностей человека .

Опираясь на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей на содержание досуга и структуру деятельности в нём, на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания свободного времени видов деятельности, которые имеют своё специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие виды деятельности:

  • Образовательная;

  • Культурно – досуговая;

  • Трудовая;

  • Спортивно – рекреативная;

  • Научно – исследовательская;

  • Коммуникативная;

  • Игровая

Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида: учёба, труд, игра, общение .

Читайте также:  Зелень укропа польза и вред

Одним из основных видов содержательного наполнения досуга детей является культурно – досуговая дятельность – сфера самовыражения и самореализации личности, её потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения .

В культурно – досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение .

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу – представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребёнка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес .

В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно — развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно — развлекательные игры «Брей — ринг», «Что? Где? Когда».

Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существуют два вида дискотеки – просветительно – образовательные (дискотека — клуб) и танцевально – развлекательные (дискотека — танцплощадка). Если в первом случае преследуется чёткая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса .

Одним из чрезвычайно важных видов занятости свободного времени детей в современных условиях становится спортивно – оздоровительная деятельность в связи с тем, что состояние их здоровья в России вызывает особую тревогу.

Формирование здорового образа жизни, включающего рационально построенный режим учёбы, отдыха, физические упражнения, объединённые в оптимальном режиме, правильное питание, закаливание,

проведение гигиенических и психофизических мероприятий должны стать составным элементом деятельности каждого из социальных институтов.

В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально – нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе. Игровой вид деятельности в содержательном отношении предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Именно поэтому, роль игровой деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Она хорошо сочетается с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга .

аНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Выводы по опросной анкете для подростков.

Нами был проведён опрос на тему «Досуг подростков».

В опросе приняли участие подростки Касторенской СОШ №1 количестве 29 человек, из них 12 мальчиков (47,8%) и 17 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 14 лет, а именно учащиеся 7 класса. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.

Диаграма №1. Насколько Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей школе?

Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем.

Диаграма №2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Большинство подростков в возрасте 13-14 лет, участвовавших в опросе, достаточно не однообразно проводят свое свободное время. Самым предпочитаемым время провождением для подростков является просмотр ТV (20%), занятие спортом и физкультурой (16%) и общение с близкими, соседями, друзьями (16%). Меньшее распространение получили ответы – (0%) рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (1%) помощь родителям.

Диаграма №3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке?

Большая часть из опрошенных (65%) являются членом какого-либо кружка или досугового объединения в посёлке.

Диаграмма №4. Если да, то какой мотив Вашего участия в нем является преобладающим?

Преобладающим мотивом участия является желание получить новый для себя объём информации, знания, умения и навыки.

Читайте также:  Польза от помидоров для организма

Диаграмма №5. В чем выражается Ваше личное участие в культурно – массовой работе?

Из данной диаграммы следует, что личное участие в культурно-массовой работе выражается тем, что подростки участвуют в концертах, проводимых мероприятий в клубе, библиотеке, музее и т.д.

Диаграмма №6. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?

Был задан вопрос, «Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?». 16 % опрошенных просят организовать секции по катанию на коньках и футболу в зимний период, 8% — организовать бесплатные клубы по интересам, 4% — обучению бальным танцам, театр и т.д.

Заключение

Изучение свободного времени позволило нам увидеть все многообразие видов деятельности учащихся 7 класса. Свободное время школьника может быть организованным и неорганизованным, пассивным и активным. Сюда относятся и занятия познавательного характера, культурно эстетические и зрелищные мероприятия, занятия физкультурой и спортом. Таким образом, в свободное время человек не только отдыхает, восстанавливает свои силы, но и повышает образование, развивает себя физически. Такое использование свободного времени начинается уже в школьные годы. В эти же годы складывается и привычка времяпрепровождения. Поэтому так важно именно в школьном возрасте, когда происходит формирование мировоззрения, убеждений, направленности личности, включение ее в самовоспитание и самообразование научится рационально планировать свое свободное время.

Рассмотрев содержание свободного времени учащихся 7 класса, мы пришли к выводу о том, что наиболее распространенными видами деятельности школьников в свободное время является просмотр телепередач, компьютерные игры, не связанных с активной деятельностью школьников, с физической нагрузкой. И, следовательно, одной из наиболее важных проблем является проблема организации свободного времени школьника, сочетающего различные виды деятельности для развития его личности. Необходимо, чтобы структура свободного времени подростков сочетала как занятия «пассивные», так и занятия связанные с определенной физической нагрузкой. Также, изучение бюджета времени подростков показало, что современные подростки хотя и занимаются организованными видами деятельности в свободное время, но тем не менее этого недостаточно. Значительным структурным компонентом свободного времени является пребывание школьников на воздухе, что необходимо для снятия утомления, для отдыха, необходимо для формирующейся личности.

Литература:

  1. С.Н.Литвинова «Организация досуга детей и подростков» (Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей).

  2. Преснякова Л. «Брошенные дети» (о проблеме организации досуга детей и подростков) [Электронный ресурс]. Режим доступа https://bd.fom.ru/report/cat/societas/sport/d022534 

  3. Махов Ф.С. Подросток и современное время. Л., 1982г.

  4. «Здоровье детей» №6, 2004г.

  5. https://www.bibliotekar.ru/domovodstvo/12.htm

  6. https://festival.Iseptember.ru/articles/313147/

  7. https://festival.Iseptember.ru/articles/574002/

  8. https://worldofteacher.com/talk/showtopic-44/

  9. https://powerpoint4you.ru/shablony-diagramm-dlya-vstavki-v-prezentacii/

  10. https://go.mail.ru/search_images?fr=mailru&fm=1.

Паспорт

Авторы проекта

Учащиеся 7 класса.

Тема проекта

Свободное время школьников.

Дидактические цели учебного проекта

  • Формирование информационной культуры учащихся, уважительного отношения к авторским правам на информационные ресурсы.

  • Воспитание культуры проектной деятельности, умение планировать свою деятельность, умение работать в коллективе.

  • Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Компетентности, формируемые учебным проектом

  • В сфере самостоятельной деятельности.

  • Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

  • В сфере гражданско-общественной деятельности.

  • В сфере социально-трудовой деятельности.

  • В бытовой сфере.

  • В сфере культурно-досуговой деятельности.

Основополагающие и проблемные вопросы учебного проекта

Основополагающий вопрос: Как свободное время сделать не только приятным, но и полезным?

Проблемные вопросы:

  • Влияет ли занятость в кружках и секциях на успеваемость и здоровье детей?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

  • Определение уровня занятости учащихся МКОУ Касторенской СОШ №1.

  • Каковы интересы учащихся школы?

  • В чем причина бессмысленного время провождения подростков?

  • Свобода принимать решения.

Возраст учащихся

13-14 лет

Краткая аннотация проекта

Выполнение проекта направлено на изучение и осмысление проблемы рационального использования свободного от учебы времени. В результате самостоятельных исследований: определение уровня занятости учащихся, уровня здоровья учащихся, сбора информации о кружках и секциях функционирующих в МКОУ Касторенская СОШ №1, учащиеся ответят на вопросы, позволяющие увидеть их занятость внешкольное (внеурочное время) ?

Продолжительность работы над проектом

5 недель

Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта

  • Преснякова Л. «Брошенные дети» (о проблеме организации досуга детей и подростков) [Электронный ресурс]. Режим доступа https://bd.fom.ru/report/cat/societas/sport/d022534 .

Источник

Внеклассное мероприятие

«Свободное время

с пользой»

Социальный педагог НР МОБУ «ПСОШ №2»

Востроколенко И.В.

«Свободное время с пользой»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с кружками нашего посёлка и вовлечь в практическую деятельность;

  2. Научить учащихся рационально организовать свой досуг;

  3. Воспитывать чувство ответственности; умение проявлять и развивать свои положительные способности.

1. Организационный момент.

2. Мотивация воспитательной деятельности.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые педагоги!

Сегодня мы встретились не случайно. Наше мероприятие пройдет на интересную тему, название которой вы видите перед собой на доске. Что же это за тема, кто мне назовет? (Свободное время с пользой)

Правильно. Молодец!

3.Сообщение темы и цели мероприятия.

Наша тема: «Свободное время с пользой!»

4. Работа над темой.

Сегодня мы будем говорить о многих вещах. Например:

1. Что такое «Свободное время»?

2. Чем можно заниматься в это время?

3. Свободное время с пользой и без неё.

3. Чем занимаются наши одноклассники и мы?

Начнем мы нашу беседу с того, что дадим определение словосочетанию СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

Совершенно верно, молодцы!

У каждого человека есть своё свободное время, и каждый вправе воспользоваться своим временем по своему усмотрению.

Читайте также:  Польза и вред сладкой газировки

А скажите мне пожалуйста, свободное время как можно проводить? (ответы детей)

С пользой и без пользы, т.е. с вредом для человека, для его здоровья.

Эффективность проведения свободного времени зависит от вашей культуры и желания.

—Давайте мы с вами подумаем, поработаем в группах и выясним, чем мы можем заняться в своё свободное время. (На доске)

(Посещение кружков, брождение по улице и употребление сп.напитков, чтение книг, обзывание друзей и драки, прогулка на воздухе, разговоры по телефону, просмотр фильмов, игра в компьютер, рисование, домашний труд, помощь родителям, коллекционирование, драки и оскорбления.)

—Молодцы, вы правильно все назвали!

А теперь, каждая группа, должна поделить список, который у нас получился, на две группы. На полезные занятия и бесполезные.

На работу я вам даю 5 минут.

(Дети работают в группах, распределяют слова) Защита работ.

—Спасибо, молодцы! А теперь закрепим с вами это упражнение и посмотрим какие вы сообразительные. Я называю вам положительные стороны времяпровождения, а вы мне отрицательные.

Упражнение «Антонимы».

—Правильно, ребята. Жизнь становится краше, нравственно глубже, если мы будем с пользой проводить свое свободное время. Но, а пустое времяпровождение ни к чему хорошему не приведет. Затупляется ум, останавливается физическое развитие, появляются вредные привычки, из-за которых ухудшается состояние здоровья. Человек постепенно теряет своих друзей, а потом и свою семью, становится ненужным для общества.

И чтобы этого избежать, мы что должны делать? (ответы детей)

Правильно, умницы! Мы с вами будем занимать своё свободное время.

Я предлагаю вам отгадать несколько загадок, с помощью которых можно определить некоторые полезные занятия. (Поднимаем руку)

Загадки.

1.С хозяином дружит, дом сторожит.

Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака)

2.Проживают в трудной книжке, хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (цифры)

3. Что это у Галочки:

Ниточка на палочке,

Палочка в руке, А ниточка в реке. (удочка)

4. Что за странная картинка,

Две железки мчат по льдинке. (коньки)

5. На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (шахматы)

6. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнул раз – и помнит нас. (фотоаппарат)

Домашние питомцы требуют от людей много внимания, заботы. И если мы посветим им свое время, то это будет не только полезно для нас, но и жизненно важно для животных.

Книги, буквы, цифры – вечные и неразлучные друзья, верные друзья человека. С их помощь много нового и интересного мы узнали, а сколько ещё предстоит узнать.

Молодцы! Вы смышлёные и эрудированные, отгадали все загадки.

Игра «УГАДАЙ».

(Командир класса вытягивает листик с набором слов, классу необходимо угадать занятие.)

  1. Поле, мяч, команда, сетка, свисток – волейбол

  2. Вода, дорожка, очки, вышка – бассейн

  3. Снег, горка, палки, мороз, трамплин – лыжи

  4. Лед, ботинки, сетка, свисток, бортик, ворота – хоккей

  5. Зал, канат, тренер, мяч, кольцо, сетка, скамейка – спорт.зал

  6. Микрофон, сцена, диски, ноты, тетрадь – вокал

  7. Доска, фигура, диагональ, поле – шахматы

Молодцы, ребята! Справились с заданием.

5. Закрепление темы.

Чтобы стать полноценной, полезной для общества личностью, надо своё время заполнять осмысленными занятиями. Руководство нашего посёлка заботится о разумном проведении досуга детей и подростков.

В нашем посёлке есть библиотеки, парки, залы для просмотра кинофильмов, Спортивные комплексы, Детский дом творчества, Музыкальная школа, которые способствуют воспитанию и развитию гармоничной личности, культуры общения.

И я предлагаю учащимся выступить с докладами, которые они подготовили дома, и рассказать нам о разнообразие кружков, секций и занятий.

«Реклама»

***3А класс расскажет нам о Доме Детского Творчества

– хореография

-мягкая игрушка

-бисер

***3Б класс расскажет нам о Музыкальной школе

***3В класс расскажет нам о СОК «Нептун», о спорт. секциях

-рук. бой

-спорт. танец

-сев. многоборье

-плавание

Работа с новыми понятиями:

Ребята, когда я знакомилась с учреждениями доп.образования нашего поселка, то я узнала о секциях с интересными названиями. А вы слышали когда-нибудь о таких названиях?

В толковом словаре сказано:

-бодибилдинг

-армрестлинг

-шейпинг

Молодцы! Вы хорошо поработали, и я хочу подарить вам памятки. В этих памятках вы найдете учреждения для проведения досуга.

Одни любят коллекционировать марки, другие – слушать музыку, третьи увлекаются спортом. На вкус, на цвет, как говориться, товарищей нет. Но их объединяет стремление развиваться, расширять кругозор – словом, их жизнь намного ярче, богаче и насыщеннее.

Необходимо полезно занимать свое свободное время, необходимо всесторонне развиваться. Необходимо правильно организовывать свою жизнь – полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд. Если у вас есть здоровые интересы, то уменьшается вероятность приобщения к вредным привычкам. Поэтому необходимо вести ЗОЖ и развивать свои творческие способности через посещение кружков и секций.

В итоге нашей встречи мне хотелось бы услышать от вас важно ли занимать свободное время полезными делами? Почему?

Наша встреча для вас полезной оказалась? Кто узнал что-то новое?

Я надеюсь, что с сегодняшнего дня ребята, которые не посещали кружки, обязательно найдут занятие по своим интересам. Я рада, что вы принимали активное участие во всех заданиях, и дружно отвечали на вопросы.

Источник