Как соотносятся красота и польза урок искусства в 8 классе

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Приветствие
Повторение материала, с которым познакомились на пошлом уроке.
О чём мы говорили на прошлых уроках?
Что такое красота?
(2 слайд)
О красоте.
Варианты ответов учащихся : красота – это то, что радует глаз и доставляет эстетическое наслаждение
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала
Этап изучения нового материала
Что такое польза? (толковый словарь Ожегова)
(3 слайд)
Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что
красота – привилегия искусства,
польза – привилегия обычной жизни, но подобного разграничения не существует, т.к.искусство активно вторгается в нашу жизнь (примеры). А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.
(4 слайд)
Окунёмся в историю!
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Поэтому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.
Откуда мы узнаём об образе жизни людей?
Что узнаём об их жизни?
Что для древних народов значила красота?
(5-8 слайды)
В последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира.
Показать небольшой видеоряд картин художников фламандской школы живописи 17 века.
(9-13 слайды)
Вопрос после просмотра: Что изображено на картинах?
Какое впечатление произвели на вас картины?
Какие эмоции вызвали?
Как называется жанр?
Что такое натюрморт?
Показать небольшой видеоряд картин художников голландской школы живописи 17 века.
(14-19 слайды)
Сравнить картины фламандской и голландской школ живописи. Сравнительная таблица:
– особенности натюрморта
– особенности портрета
– темы сюжетных картин
Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту.
«Апофеоз войны»
«Четыре всадника»
«Лицо войны»
«Герника»
(20-23 слайды)
Есть ли польза от таких картин? В чём она заключается?
Какую роль играет музыка в нашей жизни?
Музыкальное пристрастие человека– это своеобразное зеркало, но отражается в нём не внешняя форма, а внутреннее содержание. (24 слайд)
(как вы понимаете эти слова?)
В какой сфере ещё используется музыка и живопись?
Эстетические и художественные качества очень часто отодвигаются на второй план. Именно с этим связано их применение как средств магического воздействия (используется в медицинских и воспитательных целях) Арт-терапия
Включить музыку.(Бабаджанян «Ноктюрн»)
(25 слайд)
Как вы понимаете слова:
«Музыка лечит…
Музыка губит…»
Д.Самойлов.
Варианты ответов учащихся: что-то нужное, полезное.
Оформление интерьеров, мебели, одежды, архитектура зданий, дизайн машин и т.д.
Наскальная живопись.
Чем занимались, на кого охотились.
Не была самоцелью. Красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое – это быстрое, сильное, стремительное.
Верили в магию рисунков.
Огромное количество снеди, фруктов, овощей, даров моря.
Натюрморт
Изображение неживой природы.
Запись сравнительной таблицы в тетрадь.
Их польза в том, что они побуждают нас к размышлениям, переживаниям, состраданию.
Варианты ответов учащихся.
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
Закончить работу, начатую в классе.
Для всех задание.
Источник
Урок № 28
Тема: «Красота в искусстве и в жизни. Что есть красота?»
Цель урока: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.
Развивающая: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление.
Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки.
Оборудование: 1. Компьютер.
2. Компьютерная презентация.
3. Опорный конспект.
4. Иллюстрации к уроку.
5. Учебник «Искусство», Г.П.Сергеева,
Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, для 8 – 9 классов.
Развёрнутый ход урока:
Эпиграф: Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Красота окружающего мира станет могучим
источником веры в доброту.
В. Сухомлинский
– 2 –
Организационный момент: вход в класс, подготовка к уроку, приветствие, настрой на урок.
Проверка домашнего задания по вопросам:
Вопросы:
– Что такое икона? ( ответы обучающихся)
– Какие существовали каноны для написания иконы?
( ответы обучающихся)
– Что такое перспектива? ( ответы обучающихся)
– Кто такой Андрей Рублёв и в чём он себя проявил?
( ответы обучающихся)
– Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублёвым иконы «Троица»?
( ответы обучающихся)
– По какому поводу была написана икона «Троица»?
( ответы обучающихся)
– Кто такой Сергий Радонежский? ( ответы обучающихся)
– В чём заключается его историческая миссия?
( ответы обучающихся)
– Почему икона Андрея Рублёва «Троица» была взята за образец для написания икон? ( ответы обучающихся)
– Чем отличались предыдущие и последующие иконы этого сюжета от иконы Андрея Рублёва? ( ответы обучающихся)
– Какое символическое значение имеет композиция иконы «Троица», её колорит, характер линий? ( ответы обучающихся)
– Какой знак говорит о том, что эти ангелы – странники?
( ответы обучающихся)
– Какие знаки – символы раскрывают смысл праздника Троицы?
( ответы обучающихся)
– Как вы понимаете смысл высказывания режиссёра А.Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. В этом и заключается высшее предназначение «художника»? ( ответы обучающихся)
Знакомство с темой урока.
Учитель:
– 3 –
-На протяжении ряда уроков мы рассматривали, как искусство открывает новые грани мира, помогает общаться, узнавать окружающий нас мир, нашу историю.
Тема нового раздела – Красота в искусстве и жизни.
Какие аспекты мы можем рассмотреть, изучая этот раздел?
– Красота в разных видах искусства, красота в обычной жизни человека, взаимосвязь прекрасного в искусстве и жизни.
Вопрос:
– Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов: красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественност)..
– В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?
(Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…)
– Итак, тема урока вам ясна. Сформулируем цели урока. Обратимся к слайдам презентации. По какому принципу объединены данные изображения? Какое изображение соответствует вашему представлению о красоте? Неужели ваше мнение должно быть мерилом красоты?
( Цели: выяснить, что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте, совпадает ли это представление у разных народов).
Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Статуэтка эпохи палеолита.
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений,
– 4 –
священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.
В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы – под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
Идеал красоты эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета – в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.
– 5 –
В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это – время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
( И внешняя красота, интеллектуальный уровень, обаяние, грация, и предметы, и материнство,и набожность).
– О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
(Красота внутренняя – красота души человека).
– Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты? (Красота спасет мир)
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не всё совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.
…Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.
Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».
Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра — будущего обновления человечества.
И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?
– 6 –
Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.
А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.
Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?
Что является эталоном красоты? (Материнство; готовность к подвигу ради других людей (альтруизм); любовь жертвенная, дающая).
– Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»? (Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств).
4. Составление конспекта.
5. Подведение итогов.
Учитель:
– Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?
Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень
– 7 –
трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь… Это контекстуальные синонимы к слову «красота».
6. Рефлексия.
Учитель:
– Закончите предложения:
Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…
Я не могу назвать красивым человека, который…
Важнее всего для красивого человека…
7. Домашнее задание:
– выучить конспект;
– ответить письменно на следующие вопросы: « Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? Как вы думаете, искусство представляет только красивые образы? Аргументируйте своё мнение. Приведите примеры».
Источник
Урок искусства в 8 классе
Тема: Что есть красота.
Цель: формировать понятие о красоте как эстетической категории в жизни и в искусстве на основе сравнения личных представлений с общепринятыми понятиями.
Задачи:
– развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу жизненных наблюдений;
– совершенствовать умение работать со справочной литературой;
– развивать творческие способности при составлении коллажа;
– способствовать формированию таких качеств как сотрудничество;
– вызвать чувство восхищения, удивление, эстетического наслаждения;
– развивать эстетическое видение окружающего мира.
Оборудование: толковые словари, клей, ножницы, бумага, старые журналы.
Подготовка детей к уроку: подбор предметов или фотографий того, что они считают красивым.
Ход урока:
Вхождение в тему. Постановка цели и задач урока.
Запись на доске:
______________ – страшная сила.
__________ спасёт мир.
Не родись _________, а родись счастливой.
Шик, блеск, ____________ .
1.1. «…страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки».
Так сказал Достоевский в книге «Братья Карамазовы».
-А ещё говорят, что это – страшная сила и она спасёт мир.
Какова тема сегодняшнего урока?
– Сформулируйте вопросы по теме урока, которые на ваш взгляд необходимы для раскрытия понятия «красота».
1.2. Проверка домашнего задания
– Что вы знаете о красоте?
– Что на ваш взгляд можно считать красивым? Представьте классу то, что вы считаете красивым.
(Обобщение жизненного опыта. В опоре на д/з выявляем представления о красоте вокруг, в жизни.)
1.3. Составление кластера. Аргументация ответов.
– Какими синонимами можно заменить это понятие?
(Подбор синонимов. Первоначальное составление кластера.)
2. Организация и самоорганизация усвоения материала учащимися.
– Как рассматривается это понятие в справочной литературе? Сравните своё представление о красоте с мнением искусствоведов.
(Работа со справочной литературой.)
– Дополните кластер этими определениями.
Варианты ответов: чудо, волшебство, великолепие, диво, изящество, роскошь, божество.
3. Составление коллажа. Работа в группах.
– В чём вы видите красоту?
(предметы, явления, природу, животный мир, человека, искусство)
Задание для работы в группах:
– Из картинок составьте коллаж по темам:
1 группа: красота предметов
2 группа: красота спорта
3 группа: красота природы
4 группа: красота человека
5 группа: красота искусства
4. Защита проекта. Оценивание по критериям:
– чёткая, понятная речь
– содержание соответствует теме
– эстетичность выполненной работы
– подобраны удачные примеры
– сформулирована основная мысль, вывод
– умение отвечать на вопросы
5. Рефлексия
– Работы получились одинаковые?
– Что объединяет все проекты?
– Какое чувство вы испытываете от красоты?
– На какие вопросы мы сегодня уже получили ответы?
Дополнительное задание:
– Напишите синквейн на тему «Красота».
Например:
Красота.
Прекрасная и таинственная.
Возвышает, окрыляет, завораживает.
Красота великая сила.
Истинный восторг!
6. Д/З по выбору.
Написать эссе в печатном или электронном виде.
Сделать подбор видеоряда на тему «красота».
Источник
Презентация на тему: Как соотносятся красота и польза
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Как соотносятся красота и польза
№ слайда 2
Описание слайда:
Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.
№ слайда 3
Описание слайда:
Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни.
№ слайда 4
Описание слайда:
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.
№ слайда 5
Описание слайда:
Люди поразному воспринимали красоту и пользу окружающего мира.фламандские художники XVII в. восхищались великолепием огромного количества снеди.
№ слайда 6
Описание слайда:
А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту.
№ слайда 7
Описание слайда:
В эпоху барокко искусство отражало напряженную эмоциональную жизнь человека В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые формы искусства.
№ слайда 8
Описание слайда:
В «Высокой мессе» И.-С. Баха драматургия основана на раскрытии контрастных образов: скорби, страдания и радости, света, которые пробуждают величие духа и устремленность к активному действию.
№ слайда 9
Описание слайда:
Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об о музыкаленном, озвученном быте. Легкая, развлекательная музыка стала основой музыкального рациона, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке относится шлягер — модная песенка танцевального характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания.
№ слайда 10
Описание слайда:
Однокоренной глагол schlagen имеет значения «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту самого действа: исполнение такой музыки опирается, как правило, на жесткую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уровне громкости. Отличительными чертами шлягера являются его вненациональный характер и использование определенного набора штампов. Музыка представляет все разнообразие Вселенной, воплощенное в бесконечных сочетаниях звуков. Каждый слушает ту музыку, которая ему нравится. Музыкальные пристрастия человека — это своеобразное зеркало, но отражается в нем не внешняя форма, а внутреннее содержание.
№ слайда 11
Описание слайда:
В жизни происходит преувеличение утилитарной значимости музыки, ее прикладной функции, при которой эстетические, художественные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка используется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздоровлять человека. Издавна музыка понимается как средство управления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности. Музыка объединяет в себе две крайности, которые легко делаются самостоятельными по отношению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.
№ слайда 12
Описание слайда:
Ответьте на вопросы Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта. • Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие художники работали в этих жанрах? • Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содержания которых является повседневная жизнь. • Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется? • Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит».
Источник