Как соотносятся красота и польза урок искусства в 8 классе конспект
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Приветствие
Повторение материала, с которым познакомились на пошлом уроке.
О чём мы говорили на прошлых уроках?
Что такое красота?
(2 слайд)
О красоте.
Варианты ответов учащихся : красота – это то, что радует глаз и доставляет эстетическое наслаждение
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному освоению материала
Этап изучения нового материала
Что такое польза? (толковый словарь Ожегова)
(3 слайд)
Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что
красота – привилегия искусства,
польза – привилегия обычной жизни, но подобного разграничения не существует, т.к.искусство активно вторгается в нашу жизнь (примеры). А обыденная жизнь становится содержанием художественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.
(4 слайд)
Окунёмся в историю!
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Поэтому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.
Откуда мы узнаём об образе жизни людей?
Что узнаём об их жизни?
Что для древних народов значила красота?
(5-8 слайды)
В последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира.
Показать небольшой видеоряд картин художников фламандской школы живописи 17 века.
(9-13 слайды)
Вопрос после просмотра: Что изображено на картинах?
Какое впечатление произвели на вас картины?
Какие эмоции вызвали?
Как называется жанр?
Что такое натюрморт?
Показать небольшой видеоряд картин художников голландской школы живописи 17 века.
(14-19 слайды)
Сравнить картины фламандской и голландской школ живописи. Сравнительная таблица:
– особенности натюрморта
– особенности портрета
– темы сюжетных картин
Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в жизни далеки от представлений о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту.
«Апофеоз войны»
«Четыре всадника»
«Лицо войны»
«Герника»
(20-23 слайды)
Есть ли польза от таких картин? В чём она заключается?
Какую роль играет музыка в нашей жизни?
Музыкальное пристрастие человека– это своеобразное зеркало, но отражается в нём не внешняя форма, а внутреннее содержание. (24 слайд)
(как вы понимаете эти слова?)
В какой сфере ещё используется музыка и живопись?
Эстетические и художественные качества очень часто отодвигаются на второй план. Именно с этим связано их применение как средств магического воздействия (используется в медицинских и воспитательных целях) Арт-терапия
Включить музыку.(Бабаджанян «Ноктюрн»)
(25 слайд)
Как вы понимаете слова:
«Музыка лечит…
Музыка губит…»
Д.Самойлов.
Варианты ответов учащихся: что-то нужное, полезное.
Оформление интерьеров, мебели, одежды, архитектура зданий, дизайн машин и т.д.
Наскальная живопись.
Чем занимались, на кого охотились.
Не была самоцелью. Красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое – это быстрое, сильное, стремительное.
Верили в магию рисунков.
Огромное количество снеди, фруктов, овощей, даров моря.
Натюрморт
Изображение неживой природы.
Запись сравнительной таблицы в тетрадь.
Их польза в том, что они побуждают нас к размышлениям, переживаниям, состраданию.
Варианты ответов учащихся.
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
Закончить работу, начатую в классе.
Для всех задание.
Источник
Урок № 28
Тема: «Красота в искусстве и в жизни. Что есть красота?»
Цель урока: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.
Развивающая: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление.
Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки.
Оборудование: 1. Компьютер.
2. Компьютерная презентация.
3. Опорный конспект.
4. Иллюстрации к уроку.
5. Учебник «Искусство», Г.П.Сергеева,
Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, для 8 – 9 классов.
Развёрнутый ход урока:
Эпиграф: Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Красота окружающего мира станет могучим
источником веры в доброту.
В. Сухомлинский
– 2 –
Организационный момент: вход в класс, подготовка к уроку, приветствие, настрой на урок.
Проверка домашнего задания по вопросам:
Вопросы:
– Что такое икона? ( ответы обучающихся)
– Какие существовали каноны для написания иконы?
( ответы обучающихся)
– Что такое перспектива? ( ответы обучающихся)
– Кто такой Андрей Рублёв и в чём он себя проявил?
( ответы обучающихся)
– Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублёвым иконы «Троица»?
( ответы обучающихся)
– По какому поводу была написана икона «Троица»?
( ответы обучающихся)
– Кто такой Сергий Радонежский? ( ответы обучающихся)
– В чём заключается его историческая миссия?
( ответы обучающихся)
– Почему икона Андрея Рублёва «Троица» была взята за образец для написания икон? ( ответы обучающихся)
– Чем отличались предыдущие и последующие иконы этого сюжета от иконы Андрея Рублёва? ( ответы обучающихся)
– Какое символическое значение имеет композиция иконы «Троица», её колорит, характер линий? ( ответы обучающихся)
– Какой знак говорит о том, что эти ангелы – странники?
( ответы обучающихся)
– Какие знаки – символы раскрывают смысл праздника Троицы?
( ответы обучающихся)
– Как вы понимаете смысл высказывания режиссёра А.Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. В этом и заключается высшее предназначение «художника»? ( ответы обучающихся)
Знакомство с темой урока.
Учитель:
– 3 –
-На протяжении ряда уроков мы рассматривали, как искусство открывает новые грани мира, помогает общаться, узнавать окружающий нас мир, нашу историю.
Тема нового раздела – Красота в искусстве и жизни.
Какие аспекты мы можем рассмотреть, изучая этот раздел?
– Красота в разных видах искусства, красота в обычной жизни человека, взаимосвязь прекрасного в искусстве и жизни.
Вопрос:
– Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов: красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественност)..
– В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?
(Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…)
– Итак, тема урока вам ясна. Сформулируем цели урока. Обратимся к слайдам презентации. По какому принципу объединены данные изображения? Какое изображение соответствует вашему представлению о красоте? Неужели ваше мнение должно быть мерилом красоты?
( Цели: выяснить, что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте, совпадает ли это представление у разных народов).
Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Статуэтка эпохи палеолита.
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений,
– 4 –
священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.
В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы – под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
Идеал красоты эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета – в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.
– 5 –
В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это – время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
( И внешняя красота, интеллектуальный уровень, обаяние, грация, и предметы, и материнство,и набожность).
– О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
(Красота внутренняя – красота души человека).
– Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты? (Красота спасет мир)
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не всё совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.
…Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.
Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».
Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра — будущего обновления человечества.
И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?
– 6 –
Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.
А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.
Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?
Что является эталоном красоты? (Материнство; готовность к подвигу ради других людей (альтруизм); любовь жертвенная, дающая).
– Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»? (Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств).
4. Составление конспекта.
5. Подведение итогов.
Учитель:
– Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?
Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень
– 7 –
трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь… Это контекстуальные синонимы к слову «красота».
6. Рефлексия.
Учитель:
– Закончите предложения:
Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…
Я не могу назвать красивым человека, который…
Важнее всего для красивого человека…
7. Домашнее задание:
– выучить конспект;
– ответить письменно на следующие вопросы: « Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? Как вы думаете, искусство представляет только красивые образы? Аргументируйте своё мнение. Приведите примеры».
Источник
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Искусство. 8 класс.Как соотносятся красота и польза
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Садово-парковое искусство. Презентация подготовлена учителем ИЗО МОУ Радужненская СОШ Гудьевой Е.А.
2 слайд
Описание слайда:
хлорофилл, свет 6СО + 6H2O → C6H12 O6 + 6O2 Ответ: Образование кислорода в природе – реакция фотосинтеза
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Но, люди научились так сочетать , располагать и художественно обрабатывать растения, что из них стали получаться настоящие произведения искусства – парки и сады. Таким образом в течении тысячелетий создавался особый вид искусства – Садово-парковый дизайн.
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
— искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Практика зелёного строительства включает: создание садов и парков, подбор растений для различных климатических и почвенных условий, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, площадками, скульптурой, посадку растений и уход за ними и т. д.
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Терра́са (фр. terrasse — площадка) — горизонтальная или слегка наклонённая площадка, ограниченная уступом
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Партер (парк)— открытая часть сада или парка (в регулярном парке — участки правильной формы, в пейзажном — в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника; часто украшается скульптурой, фонтанами
14 слайд
Описание слайда:
Алле́я (фр. allée, aller — идти) — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам , деревьями, иногда в сочетании с кустарниками
15 слайд
Описание слайда:
Пандус (фр. pente douce — пологий скат) — прямоугольная или криволинейная в плане пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысоких горизонтальных поверхности.
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Записать: Среди множества садов и парков европейцы выбрали для себя два основных вида: регулярный «французский» и пейзажный «английский».
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах, дворцах, усадьбах Храм Артемиды в Эфесе (Артемисион) — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время город Сельчук на юге провинции Измир, Турция).
20 слайд
Описание слайда:
Планировка садов Древнего мира отличалась строгой регулярностью: центром композиции служило главное здание, а прямая аллея, соединявшая его со входом на участок, являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы.
21 слайд
Описание слайда:
В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне,)
22 слайд
Описание слайда:
В Древней Греции в садах впервые появляется и архитектурные сооружения — и алтари для различных церемоний
23 слайд
Описание слайда:
В древнеримских садах были использованы сложные гидротехнические сооружения— искусственные водоёмы и фонтаны
24 слайд
Описание слайда:
Исключительной изысканностью отличались средневековые сады арабских стран, Ирана, Средней Азии, обычно замкнутые со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам различных по фактуре и цвету растений (например, тёмного кипариса и ярко цветущего миндаля).
25 слайд
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Сады европейского средневековья носили преимущественно утилитарный характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отдельные декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками.
30 слайд
Описание слайда:
Новый подъём садово-паркового искусства в европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио) разработали приёмы разбивки регулярного сада. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами.
31 слайд
Описание слайда:
Записать: Основные типы парков: 1.террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами);
32 слайд
33 слайд
34 слайд
Описание слайда:
Регулярные (французские) парки -парки, имеющие геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Такие сады и парки разбивались преимущественно на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец; перед ним располагались партеры, водоёмы и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные акценты вносили многочисленные скульптуры, в совокупности представлявшие собой проникнутую единым замыслом образную систему. В основе ряда парков “французского” типа лежала так называемая трехлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы. Регулярные сады и парки очень распространены при дворцах и замках; как правило, они являются важной составной частью дворцово-парковых ансамблей.
35 слайд
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
Пейзажные парки основаны на принципе естественных растительных ландшафтов и характеризуются отсутствием геометрических построений. Основные признаки такого парка: – преобладание извилистых дорог; – неправильная форма водоемов и площадок; – свободная группировка деревьев, кустарников и цветов.
39 слайд
40 слайд
41 слайд
42 слайд
Описание слайда:
Первые сведения о русских садах относятся к XII веку. Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады и парки стали разбивать и в монастырях, вокруг храмов, в богатых усадьбах.
43 слайд
Описание слайда:
Нередко в Кремле сады устраивали на сводах каменных построек, поэтому их называли «висячими», как знаменитые сады Семирамиды. Сад на крыше — сложная и дорогая постройка, «царская роскошь». В XVII веке в Москве был построен Верховой сад Кремлёвского дворца, располагавшийся в верхних этажах зданий и отличавшийся богатым декоративным убранством.
44 слайд
Описание слайда:
Для русских садов всегда было характерно сочетание декоративных садов с утилитарными. В садах устраивались рыбные пруды, для посадок выбирались плодовые деревья (яблони, груши, вишни).
45 слайд
46 слайд