Как высказывались о пользе физических упражнений мыслители древней греции и древнего рима

Как высказывались о пользе физических упражнений мыслители древней греции и древнего рима thumbnail

Как высказывались о пользе физических упражнений мыслители древней греции и древнего рима

Древние Греки — основатели Олимпийских игр — много сделали не только для развития олимпийского движения в мире, но и способствовали зарождению элементов науки о физическом воспитании. Физическая культура Древнего Рима во многом питалась прошлым опытом древних греков, которые физические упражнения вывели в особый ранг и не жалели средств на развитие физически крепкого, здорового поколения. Однако многие философы того времени осознавали, что природные данные и просто “накачка” мышц — это ещё не физическое воспитание. Человек должен развиваться гармонично, обладать как физическими навыками, так и развивать в себе культурные потребности и научные знания.

Древнегреческий философ Демокрит, живший в 460-370 годы до нашей эры, говорил, что для формирования человека упражнения имеют большее значение, чем природные данные. Воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создаёт его вторую природу. Известный философ Сократ (469-399 гг. до нашей эры) указывал на большую зависимость душевного состояния человека от его физического здоровья. “Многие делают большие ошибки, — говорил он, — оттого, что не обладают физическим здоровьем. У кого телосложение крепкое, тот вполне гарантирован от таких невзгод”. Сократ считал, что особенно важно физическое здоровье в военном деле. Известный философ-идеалист Платон (427-349 гг. до н.э.), ученик Сократа, в своих произведениях “Законы” и “Государство” предлагает систему воспитания, напоминающую спартанскую. “Дитя, — писал он, — должно находиться в непрерывном движении… гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек… Телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу”.

Очень много посвятил теме физического воспитания выдающийся философ Древней Греции, воспитатель Александра Македонского Аристотель (384-322 гг. до нашей эры). Он был убеждён в том, что физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному. Аристотель отмечал, что тяжёлые физические нагрузки изнуряют организм. Те, кто добивался больших успехов в детские годы (например, на олимпийских играх), взрослыми редко одерживали победы. Он также предостерегал от перекармливания детей. Аристотель составил список победителей на олимпийских состязаниях.

Значительный вклад в развитие научных представлений о физическом воспитании внесли древнегреческие врачи. Например, Гиппократ (460-377 гг. до нашей эры) говорил, что жидкости, находящиеся внутри тела, от частого дыхания во время физических упражнений затвердевают и превращаются в мышцы. Древнегреческие врачи ещё не знали физиологию человека, но стремились объяснить процесс физического развития с материалистических позиций, что было очень смело для того времени.
На заре нашей эры появились первые руководства по физическому воспитанию. Наиболее раннее, дошедшее до нас, относится ко II веку нашей эры. Это книга Филострата Флавия “О гимнастике”, в которой он даёт описание многих физических упражнений и предлагает методику обучения и тренировки для подготовки к олимпийским состязаниям.

Как говорится, ничто не вечно под луной, так случилось и с древнегреческой историей. Проще говоря, после процветания пришёл упадок государства, так много сделавшего для развития спорта, культуры, искусства. Всему причиной стало имущественное расслоение общества. Если прежде богатеющая верхушка несла военную повинность наравне с низшими слоями, то теперь она открыто уклонялась от несения военных обязанностей, всё больше утопая в роскоши и празднествах. Так появились наёмные войска, которые не ставили физическое воспитание во главу угла. Ослабела связь спортивных празднеств и религии. Соревнования атлетов всё больше становились обыденным, скучным зрелищем, говоря современным языком, для галочки. Значительно изменился характер подготовки атлетов. Они специализировались лишь в отдельных видах физических упражнений. Так появились атлеты-профессионалы.

Эти и другие факторы привели к значительному ослаблению древнегреческих государств, что позволило македонским царям Филиппу и Александру подчинить себе все полисы и на короткое время объединить Грецию. В этот период централизованная власть сделала Грецию сильным государством в военном отношении. Это помогло Александру Македонскому победить Персию. Такой поворот событий сыграл положительную роль: влияние богатой греческой культуры распространилось далеко за пределы страны. Во многих городах бывшей Персидской монархии строятся гимнасии, где аристократическая молодёжь получает физическое воспитание по греческому образцу. Однако эта система воспитания не распространяется на широкие народные массы, как было ранее, и утрачивает своё главное назначение — подготовку сильного телом и духом гражданина-воина. Победоносные войны Александра Македонского закончились, и после его ухода в мир иной главенствующее место заняли эллинистические государства, которые какое-то время конкурируют с набирающей обороты римской державой, но в итоге попадают под её влияние и подчиняются ей. Греция была включена в состав Римского государства с середины II века до нашей эры.

В отличие от Древней Греции Рим возник и развивался как государство централизованное, что делало его более сильным, чем Греция, и существенным образом сказывалось на развитии различных сторон общественной жизни и культуры, в том числе и культуры физической. История Древнего Рима насчитывает три основных периода: царский период, период Республики и период Империи. Так назывемый царский период (VIII-VI века до нашей эры) — эпоха разложения родового строя и образования Римского государства. Физическая культура обозреваемого периода мало чем отличалась от физической культуры других народов. Носила она преимущественно военный характер. Распространены были соревнования всадников, гонки колесниц, упражнения в метании копья, борьба, кулачный бой и так далее.

В период Республики (VI-I века до нашей эры) Римское государство вело многочисленные войны, расширяя свою территорию вначале в Италии, а потом и за её пределами. Это привело к тому, что физическая культура, как и многие другие стороны жизни, приобретала ярко выраженный характер. Однако в отличии от Греции в Риме не было обязательной государственной системы физического воспитания. На огромной территории Римского государства не было возможности следить за воспитанием каждого мальчика, да и необходимости в этом не было. Из большого числа граждан всегда набиралось нужное количество воинов. На смену павшим в боях приходило новое пополнение. Вопрос физического воспитания решался исключительно по воле отца. И здесь голос главы семьи становился решающим. Большинство семей поощряли занятия физической культурой, и причиной этому был призыв в армию. Порой служба становилась единственным местом, где можно было заработать денег и занять выгодное положение в обществе. Поэтому даже рядовые легионеры были заинтересованы в службе. Более того, в Риме действовали частные школы, в которых мальчики из зажиточных семей получали хорошую физическую подготовку. Подростки бегали, боролись, метали копья, обучались верховой езде, фехтовали, играли в мяч и другие игры. Время от времени в Риме устраивались соревнования, на которых юноши состязались в верховой езде, фехтовании и других упражнениях военно-прикладного характера (троянские игры, римские игры, плебейские, то есть народные, игры, а также состязания по случаю праздничных дат и другие). Были попытки проводить в Риме соревнования наподобие олимпийских. Однажды консул Сулла заставил провести олимпийские соревнования в Риме (80 год до нашей эры), но они не имели успеха. В то же время влияние греческой культуры в Риме, особенно после завоевания Греции, усиливается. Римская молодёжь широко пользовалась физическими упражнениями греков. Соревнования римских юношей сначала устраивались на площади, посвящённой богу войны Марсу (Марсово поле), а вскоре для них стали строиться сооружения (подобие современных стадионов) — цирки.

Читайте также:  Польза семян горчицы для здоровья

Несмотря на то что в Древнем Риме не сложилась стройная система физического воспитания, как в Греции, зато система военно-физической подготовки воинов достигла совершенства. Об этом много писали военные историки. Высоко оценил эту система Фридрих Энгельс в своих трудах по военному искусству. “Обучение воина, — писал он, — было очень суровым и было рассчитано на развитие в нём всеми возможными способами физической силы. Помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям широко практиковались бег, прыжки с шестом, скалолазанье, борьба, плавание — сначала без одежды, потом во всём снаряжении. Продолжительные марши в полном походном снаряжении, когда каждый воин нёс на себе от 40 до 60 фунтов, совершались со скоростью 4 мили в час… И не только новобранцы, но и ветераны-легионеры должны были проделыватьв все эти упражнения, чтобы сохранить физическую бодрость и ловкость и быть привычными к утомительным занятиям и лишениям”.

Продолжение следует

«Прогресс Приморья», № 23 (387) от 07.07.2016 г.

Подготовил Влас Сергеев

В каком состоянии, по-вашему, находится машиностроение Приморского края?

Источник

Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Брянский Государственный Университет им. Академика И.Г. Петровского»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания

Выполнил: студент физико-математического

факультета, 1 курса, 1 группы Куцебо А.С.

Проверила: Сулимова А.В.

Брянск 2010

Оглавление

Вступление 2
1. История лечебной физической культуры (ЛФК) 4
     1.1 ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме 4
     1.2 ЛФК в Европе 6
      1.3 ЛФК в России 8
2. ЛФК – цели, формы применения и противопоказания 11
3. Средства, формы и методики ЛФК 14
4. Основы методики ЛФК при заболеваниях   органов дыхания,задачи и противопоказания 16
5. Комплексы упражнений, направленных на лечение заболеваний органов дыхания 21
     5.1 При пневмонии 21
          5.1.1 Комплекс № 1 22
          5.1.2 Комплекс № 2. 22
          5.1.3 Комплекс № 3. 23
     5.2 При плеврите 24
          5.2.1 Комплекс № 1. 25
          5.2.2 Комплекс № 2. 25
          5.2.3 Комплекс № 3. 26
     5.3 При остром бронхите 27
          5.3.1 Комплекс № 1. 27
          5.3.2 Комплекс № 2. 28
          5.3.3 Комплекс № 3. 28
     5.4 При бронхиальной астме 28
          5.4.1 Комплекс № 1. 30
          5.4.2 Комплекс № 2 30
Заключение 32
Список используемой литературы 33

Вступление

Человек — общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Сущность человека нельзя свести к особенностям его анатомического строения, например, вертикальному положению тела, специфическому строению конечностей и сложной организации мозга. Человек со всеми его специфическими особенностями есть продукт общественно исторического развития. При этом он имеет не только свою общественную историю, но и свою естественную предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных постепенно подготовила возможность перехода к анатомо физиологическому строению человека. А возникновение сознания было подготовлено всем предшествующим ходом естественной истории умственного развития животных. Начало изготовления искусственных орудий труда ознаменовало собой начало возникновения человека. И в результате неуклонно развивающейся трудовой деятельности человек не только видоизменял природу, но и видоизменялся сам. Пока, наконец, не достиг в течение сотен лет современного типа строения и не превратился в новый биологический вид, именуемый Homo Sapiens (разумный человек).

Тело человека, как и всех животных, имеет клеточное строение. Образующие его клетки имеют различное строение соответственно выполняемым ими функциям и формируют различные ткани (мышечную, нервную, костную, внутренней среды и другие). Из тканей составляются органы и системы органов.

Связь всех органов и тканей друг с другом и связь всего организма с внешней средой осуществляется нервной системой. Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития нервной (интеллектуальной) деятельности у человека служит наличие, кроме первой сигнальной системы, — условно рефлекторных связей, сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды — еще одной сигнальной системы, заключающейся в восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления, свойственного лишь человеку.

И как все живое – организм человека подвержен разрушению, причем как со стороны внешних факторов окружающей среды, так и вследствие неразумного отношения к своему здоровью. На данный момент очень актуальная тема лечебная физическая культура (ЛФК) – как метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма — движения. В своем реферате я хотел бы более подробно остановиться на применении ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

Читайте также:  О пользе правильного питания в детском саду

 1. История лечебной физической культуры (ЛФК)

История лечебной физкультуры — это история применения физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Даже поверхностный взгляд на историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом — мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина — народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме

Древнегреческий философ Платон (около 428—347 гг. до н. э.) называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх (127 г) — «кладовой жизни». В Древней Греции первые сведения о медицинской гимнастике относят к 5 веку до нашей эры и связывают их с врачом по имени Геродик. Об этом замечательном враче мы можем узнать из историко-философских трактатов Платона. Он пишет «Геродик был учителем гимнастики: когда он заболел, он применил для лечения гимнастические приемы; в начале он терзал этим главным образом самого себя, а затем впоследствии остальную часть человечества». Геродика считают основателем лечебной гимнастики, впервые больные стали обращаться за помощью не в храмы, а в гимназии — в учреждения, в которых преподавали гимнастику. Сам Геродик по свидетельству Платона страдал каким-то неизлечимым недугом (вероятно туберкулезом), однако, занимаясь гимнастикой, он прожил чуть ли не до ста лет, обучая своих пациентов лечебной гимнастике. Позже Гиппократ, ученик Геродика, которого справедливо называют отцом медицины. (460—377 гг. до н. э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание «лечебной дозы» физических упражнений для больного человека. Гиппократ считал физические упражнения одним из важнейших средств медицины. И заботясь о сохранении здоровья людей, он рекомендовал заниматься тем, что сегодня называется физкультурой — «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» — говорил он. Клавдий Гален (129—201 г. н. э.) — последователь и поклонник Гиппократа, анатом, физиолог и философ, первый известный нам спортивный врач, который в начале своей врачебной карьеры лечил гладиаторов в древнем Риме. Он создал основы медицинской гимнастики — гимнастики для восстановления здоровья и гармоничного развития человека.

Например, он пропагандировал оздоровительную гимнастику, осуждая бездумное увлечение спортом. При этом он выражался резко и образно. Гален писал, осуждая древнеримских атлетов: «Пренебрегая старинным правилом здоровья, которое предписывает умеренность во всем, они проводят свою жизнь в избыточных тренировках, много едят и много спят, подобно свиньям. Они не имеют ни здоровья, ни красоты. Даже те из них кто от природы хорошо сложен, в дальнейшем пополнеют и вздуются. Они могут валить и наносить раны, но не могут сражаться». В своих трудах Гален обобщил уникальный опыт лечения боевых травм, а также опыт последующей мирной врачебной практики. Он писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

Труды Галена были единственным авторитетным источником медицинских знаний вплоть до эпохи возрождения.

ЛФК в Европе

В средние века в Европе занятия физическими упражнениями, практически не применялись, хотя в эпоху возрождения (в XIV—XV веках) с появлением работ по анатомии, по физиологии и по медицине, интерес к физическим движениям для лечения болезней естественно повысился. Итальянский врач и ученый Меркуриалис, на основании анализа доступной литературы того времени написал известное сочинение «Искусство гимнастики», в котором он описал массаж, баню и телесные упражнения древних греков и римлян. Если бы не это произведение, то возможно в те годы в Европе так и не пробудился бы интерес к лечебной гимнастике древних целителей.

Клемент Тиссо (1747—1826) военный хирург в армии Наполеона разработал новую для того времени реабилитационную концепцию, которая включала гимнастику в постели, раннюю активизацию тяжелых больных, дозирование упражнений, применение трудотерапии для восстановления утраченных функций. Это позволило существенно повысить эффективность лечения раненых и больных и доказать практическую значимость разработанной Тиссотом медицинской гимнастики. Его труд «Медицинская или хирургическая гимнастика», в котором обобщен клинический материал по лечению раненых, имел большое практическое значение и был тотчас же переведен на основные европейские языки. Собственно Тиссо и является автором самого термина — медицинская гимнастика. Его афоризм – «движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение» стал девизом лечебной физкультуры.

Огромное влияние на современную лечебную физкультуру оказала шведская система гимнастики. Пэр-Генрих Линг (1776—1839 гг), — основатель шведской системы гимнастики, не имел медицинского образования. Однако именно он создал основы современной врачебной гимнастики, с его именем связано открытие в Стокгольме Государственного гимнастического института. Его работа «Общие основы гимнастики» и составленный его сыном «таблицы гимнастических упражнений» являются основой издаваемых пособий по шведской гимнастике.

Самостоятельно изучив анатомию и физиологию и распределив по группам древнегреческие и древнескандинавские упражнения, он создал стройную систему упражнений, главной целью которой является оздоровление и физическое совершенство человека. Существует мнение, что на создание Лингом гимнастики большое влияние оказала переведенная к тому времени книга Кунг-фу. Хотя сам Линг этого не упоминает.

Читайте также:  Польза и вред блесков для губ

«Каждое движение должно сообразовываться с человеческим организмом: все, что делается помимо — дурацкая игра, равно бесполезная и опасная»,  — говорил Линг. При выборе и применении движений следует брать лишь полезные и целесообразные для гармонического развития и здоровья человека” — говорил Линг. Шведская гимнастика не допускает никаких движений, кроме имеющих цель развития силы и здоровья человеческого тела, а также — выносливости, ловкости, гибкости и силы воли. Этот принцип подбора упражнений лежит и в основе современного ЛФК.

Новое направление в медицинской гимнастике связано с именем Густава Цандера (1835—1920). Его метод основан на учении Линга, утверждавшего, что многие болезненные явления в человеческом теле могут быть устраняемы систематическим упражнением мускулов. Новый вид лечебной физкультуры осуществлялся с помощью разработанных Цандером специальных аппаратов, и был назван машинной гимнастикой. Аппараты Цандера позволяли дозировать физические упражнения без участия методиста. Особенное преимущество этой системы состоит в том, что аппараты не только дают точное изменение силы, но позволяют и очень точную дозировку сопротивления, соответственно силе данной мышечной группы. Наиболее применимы аппараты Цандера при гимнастике с врачебной целью. Цандер добился практического применения медико-механической гимнастики и, достигнув значительного усовершенствования в техническом отношении, и в 1865 году открыл в Стокгольме первый институт врачебной гимнастики.

ЛФК в России

Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки, чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия (908—932): Я видел русов, — когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, — как будто это были пальмовые деревья.

Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, — банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета, в составе которого был и медицинский факультет. Теперь — это Московская медицинская академия. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

Один из этих профессоров Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744—1812) писал: Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения…Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет. Он наставлял: После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

Матвей Яковлевич Мудров (1776—1831), основоположник военной гигиены, настоятельно рекомендовал использовать водолечение, гимнастику и массаж. В своей книге «Наука сохранять здоровье военнослужащих», изданной в 1809 г. в Москве, он писал:

Для сохранения здоровья, наипаче для предупреждения повальных болезней, нет ничего лучше упражнений телесных или движений.

Прямым наследником традиций Мудрова стал Григорий Антонович Захарьин (1829—1897). Он одним из первых стал обучать студентов-медиков практическим навыкам водолечения (среди этих студентов был и Антон Павлович Чехов), подчеркивая, что, куда бы они ни приехали после окончания университета, в любую глухую деревушку, везде есть вода, и простые способы её применения могут дать для здоровья больше, чем самые модные лекарства. Выдающийся врач ценил русскую баню и говорил, что при разумном применении эта «народная лечебница» помогает избавиться от недугов.

Нельзя не упомянуть известных медиков, профессоров Медико-хирургической академии в Петербурге Пирогова, Боткина, Павлова и Сеченова. Профессор Медико-хирургической академии, знаменитый хирург Пирогов Николай Иванович (1810—1881) сформулировал основные принципы военной медицины: война — это травматическая эпидемия, а главной целью хирургической и административной деятельности на театре войны являются не спешные операции, а правильно организованный уход за ранеными и консервативное лечение. Он указывал на необходимость применения специальных упражнений для борьбы с атрофией мышц конечностей при ранениях.

Следует отметить, что в больших городах России в XIX веке существовали частные гимнастические заведения, исключительно для обслуживания немногочисленного образованного класса, в большинстве случаев с лечебной целью.

Однако общественность того времени с непониманием и сарказмом относилась к гимнастике вообще и к лечебной гимнастике в частности. Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко, В. В. Гориневский, Валентин Николаевич Мошков, В. В. Гориневская, Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.

До революции 1917 года медицина России была неэффективной и речи не могло быть о массовом применении лечебной гимнастики, о научных разработках в этой области. Развитие системы здравоохранения, доступной медицины, так же, как и массового физического воспитания населения России, происходило в первые годы революции. Строительство советского здравоохранения осуществлялось под руководством Николая Александровича Семашко, наркома здравоохранения РСФСР. Уже в 1923—1924 гг. были видны успехи этой реформы, целью которой декларировалось оздоровление нации и массовая физкультура. Николай Семашко на 1-м всесоюзном совещании профсоюзов в октябре 1925 года впервые поставил вопрос о лечебной физкультуре, для того, чтобы бороться с профзаболеваниями, повышать работоспособность трудящихся.

Источник