Как заниматься на гитаре с пользой

Как заниматься на гитаре с пользой thumbnail

У самоучки на гитаре нет преподавателя, который вовремя заметит ошибку или поправит положение рук. Начинающему гитаристу приходится самому искать способы как организовать свои занятия и оценить прогресс обучения.

Чтобы резко повысить продуктивность занятий на гитаре без преподавателя, самоучке нужно позаботиться о трёх факторах:

  • Оптимальное физическое состояние.
  • Возможность наблюдать за собой со стороны.
  • Систематизация занятий.

Дело в том, что гитарист, во-первых, физически не может посмотреть на себя со стороны. Во-вторых, в процессе занятия на гитаре внимание новичка полностью приковано к попаданию в ноты. Всего остального он просто не замечает. Навык слушать своё собственное исполнение вырабатывается гораздо позже.

На всё это накладывается масса отвлекающих факторов. Например, чувство голода, борьба со сном, затёкшая спина, размышления на отвлечённые темы и многое другое.

Другими словами, чтобы эффективно заниматься на гитаре самому, надо сделать два логичных шага:

  • Устранить всё, с чем мы не можем совладать без педагога.
  • Упростить анализ того, что мы можем оценить самостоятельно.

Например, педагог может постоянно бодрить полусонного после сытного обеда ученика. В одиночку этот же ученик потратит все силы только на борьбу с варёным состоянием. В первом случае будет хоть какой-то прогресс. Во втором о результатах самого урока говорить, естественно, не приходится. Значит, самоучке надо изменить или расписание занятий, или рацион питания. То есть просто исключить фактор, который мешает заниматься на гитаре самостоятельно.

Другой пример. В отсутствие преподавателя ученик не может сам уследить сразу за всеми ошибками на уроке. Но он может анализировать видео или аудио запись занятия после урока. Значит надо организовать регулярную запись занятий на гитаре доступными и не отнимающими много времени способами.

Обсудим эти факторы по порядку.

№1 Температура в помещении для занятия на гитаре

Есть много занятий, проводить которые рекомендуется в слегка прохладном помещении, особенно мужчинам. Это позволяет сохранять концентрацию и ясность ума. Однако к игре на гитаре такой подход, к сожалению, мало применим.

Очевидно, что холод не способствует лёгкой работе пальцев и общей раскрепощённости тела. То есть в помещении для занятий гитарой должно быть не душно, но тепло. Плечи гитариста не должны цепенеть от холода. Но и пальцам при этом нужна оптимальная температура. Они не должны ни мёрзнуть, ни потеть.

Дополнительно попробуйте перед началом урока опускать руки в тёплую воду. Помимо более лёгкого разогрева мышц это помогает снять лишний стресс и не пачкать гриф гитары. К тому же такой приём может стать своеобразным ритуалом, создающим настрой на нужный лад.

№2 Чувство сытости во время занятия на гитаре

Очень трудно заниматься на гитаре, когда голоден или наоборот обожрался. Физиология всегда берёт верх над попытками сконцентрироваться на ровности ритма или качестве звука.

Естественно, единого совета, что, сколько и когда именно есть перед занятием гитарой, быть не может. У каждого организма, очевидно, есть свои особенности, степень нагрузки, режим дня, состояние здоровья и т.п. Поэтому составлять режим и рацион питания каждому гитаристу придётся самому.

Поесть нужно такую пищу и так, чтобы не было чувства голода. Обратите на это особое внимание. Если ориентироваться на наличие чувства сытости, то очень легко проскочить нужную границу. Оно легко переходит в чувство тяжести или сонливости. Поэтому перестать есть нужно в тот момент, когда пропало именно острое чувство голода. Или, как говорят французы, вставать из-за стола нужно с лёгким чувством голода.

Что касается состава пищи, то здесь также всё индивидуально. Для кого-то это банан или йогурт, а для кого-то — кусочек шоколада или наоборот мяса. В любом случае это должно быть то, что позволит полноценно заниматься, не думая о желудке.

№3 Правильное питьё перед занятием на гитаре

Вода жизненно необходима для работы организма в целом и нервной системы в частности. Нас больше интересует последнее. Ведь занятия на гитаре требуют длительной концентрации внимания и одновременного напряжения нескольких органов чувств. Гитарист постоянно использует слух, зрение и осязание. Не говоря уже о чувстве прекрасного.

Как и с едой, время и объём питья определяется индивидуально. Однако всего за несколько уроков вы легко почувствуете разницу в своём состоянии при том или ином количестве выпитой воды.

№4 Удобная одежда для занятия на гитаре

Длительное нахождение в одной специфической позе во время занятий на гитаре мешает правильному кровотоку. У классических гитаристов нога одновременно приподнята на подставке снизу и придавлена обечайкой сверху. Любители вестерна или электрогитары чаще всего часами сидят нога на ногу. Это тоже не способствует здоровой работе кровеносных сосудов. После длинного урока у многих на руке остаётся след от угла деки и обечайки гитары.

Очевидно, что одежда не должна дополнительно стеснять кровообращение. И при этом желательно, чтобы она защищала тело от давления самого инструмента. Узкая, короткая одежда с впивающимися швами — не лучший друг гитариста.

№5 Занятие на гитаре по таймеру

Отсечь от занятия на гитаре всё неважное и отвлекающее поможет простой таймер. Чем жёстче вы следите за временем занятия, тем выше для вас важность происходящего. Как только включается таймер, выключается всё остальное. Потому что нет ничего, что не могло бы подождать полчаса.

Таймер для занятий на гитаре

Чтобы стало понятнее, можно сравнить педагога с подробным планом незнакомой для вас местности. Тогда таймер — это примерный план этой же местности, в котором много каких подробностей не хватает. Но идти с ним по неизвестному маршруту несравнимо легче, чем вообще без карты.

Почему я применил такую аналогию? Потому что без педагога сложно определить, чего уже хватит, а какому упражнению уделить больше внимания. Но с таймером вы точно поработаете над всеми упражнениями и пьесами. Разумеется, это не индивидуальная программа обучения игре на гитаре, составленная преподавателем лично для вас. Однако за неделю, месяц или год такие планомерные занятия на гитаре дадут совершенно определённый результат.

№6 Занятие на гитаре перед зеркалом

Использовать зеркала во время самостоятельных занятий на гитаре можно сразу несколькими способами для разных целей. Во-первых, естественно, общий план для контроля за положением тела, инструмента и рук в целом. В отсутствие педагога вполне достаточно вести такое наблюдение «краем глаза». Главное — сделать его стойкой привычкой.

Во-вторых, полезно использовать небольшое зеркало напротив левой руки. Таким образом можно контролировать правильное положение кисти и быстро запоминать разные паттерны. Например, аппликатуру и последовательность аккордов. При этом не требуется перегибаться через гриф гитары, как это происходит у большинства новичков.

То, что наблюдение происходит в перевёрнутом отражённом виде, не играет особой роли. Мозг очень быстро адаптируется к этой особенности.

В-третьих, также отдельно можно наблюдать за работой правой кисти. Многие начинающие гитаристы ошибочно полагают, что главная рука — левая. Разумеется, речь о тех, кто вообще об этом задумывается. На первый взгляд так и есть, ведь именно левая рука отвечает за правильное попадание в ноты. Однако в других статьях мы уже неоднократно обсуждали, что попасть в ритм гораздо важнее, чем не сфальшивить. А за это отвечает в первую очередь правая рука. Равно, как и за красоту извлекаемого из гитары звука. Поэтому и внимание ей следует уделить соответствующее.

Важно не просто видеть отражение правой кисти. Нужно поместить зеркало таким образом, чтобы без усилий видеть положение и движение каждого пальца.

Обратите внимание, что сами зеркала можно использовать все вместе. Однако вряд ли у вас получится одновременно следить за всем сразу. Поэтому рекомендую вам отдельно выстроить систему «зеркального» наблюдения с учётом этого обстоятельства, а не просто поставить и начать пытаться смотреть. Навык со временем придёт, но его, как и любой другой, надо развивать. В конце концов, вы научитесь наблюдать за своим занятием на гитаре со всех сторон без педагога, не «свернув башку».

№7 Запись занятия на видеокамеру

В зеркало вы наблюдаете за собой непосредственно во время игры на гитаре. При этом вы держите во внимании ещё несколько факторов. Например, следите за ритмом, аппликатурой и качеством звука. При таких затратах внимания, к бабке не ходи, вы что-то непременно упускаете. Здесь на помощь и приходит видеозапись.

С другой стороны, сама по себе видеозапись не заставляет вас внимательно следить за всеми мелочами. Более того, возможность позже спокойно пересмотреть всё несколько раз вообще расслабляет.

То есть это не аналогичная зеркалу система на выбор, кому как больше нравится. Это отдельное средство самоконтроля, с которым вы не упустите то, что могло ускользнуть без видеозаписи.

Несколько слов о применении разных вариантов видеозаписи. Как и в случае с зеркалами, можно использовать общий план, но с другой целью. В зеркало получится максимум смотреть краем глаза за общей осанкой и положением гитары. На видео же очень полезно понаблюдать ещё и за своим лицом во время занятия. Изменение выражения лица и направления взгляда подробно расскажут вам, где вы витали на самом деле.

Также полезно дотошно посчитать все моменты простоя и оценить, где и сколько вы теряете времени.

Разумеется, на видео можно записать для детального разбора и различные крупные планы. Чаще всего это анализ работы рук.

Дополнительно хочу отметить важную специфику именно записи на видеокамеру. У большинства начинающих гитаристов она удивительным образом создаёт эффект присутствия зрителей или выступления на сцене. Казалось бы, в комнате нет никого, и видео никуда не транслируется. Но бездушная железка заставляет новичка волноваться и сбиваться. Со временем это пройдёт, а вы получите заряд так называемой сценической стабильности. Это будет большим подспорьем в процессе самостоятельного обучения игре на гитаре.

Не забывайте, что это всё километры чисто технической видеозаписи, а не съёмка студийного ролика. Поэтому достаточно самой простой видеокамеры. Главное, чтобы на записи можно было оценить именно то, что нуждается в оценке на данном периоде вашего обучения.

№8 Запись занятия на диктофон

Профессиональные гитаристы, которым не нужны ни зеркала, ни видеокамеры, регулярно анализируют свою игру на аудиозаписи. Для них это просто один из этапов работы над произведением. Таким образом музыкант выявляет недочёты, улучшает нюансы или просто выбирает лучший вариант звучания пьесы.

Что касается новичка, то речь идёт даже не о нюансах, а об общем качестве звука. Среди стандартных проблем любого начинающего гитариста есть этот список.

  • Отрывистое звучание каждой ноты.
  • Глушение нот раньше времени.
  • Дребезг струн.
  • Одинаковое звучание сильных и слабых долей.
  • Отсутствие разделения на голоса.

Услышать эти проблемы во время игры, да ещё в отсутствие преподавателя, новичку практически не дано. Понимание красивого звука и навык слушать самого себя приходят со временем в результате длительных усилий. Формированию таких навыков как нельзя лучше способствует регулярный анализ аудиозаписей собственного исполнения музыки.

Если вы уже понимаете, на что надо обращать внимание, то можно просто слушать свои записи. Что делать, если такого понимания пока нет? Можно сравнивать свои записи с исполнением этих же произведений другими музыкантами. В современных условиях это не проблема. Проблема, скорее, наоборот, в том, что таких записей очень много. А значит гораздо проще наткнуться на запись исполнения с таким же низким уровнем мастерства. То есть вы рискуете по неопытности ошибочно принять другое плохое исполнение за образец.

Чтобы сократить подобные риски, желательно подобрать учебный репертуар соответствующим образом. То есть включить в него произведения, запись которых можно найти в исполнении, например, самого автора.

Обратите внимание, что я говорю о записи не всего занятия, как на видео. Речь идёт именно о записи какого-то более-менее разученного произведения. Почему не взять для этих целей фрагмент видеозаписи? Потому что даже самый простой диктофон в смартфоне с близкого расстояния даст большее качество, чем встроенный микрофон в видеокамере, снимающей общий план. А нам для анализа качества звука нужна относительно качественная запись этого самого звука.

№9 Учебный репертуар по силам

На мой взгляд, подбор репертуара сложнее, чем позволяет технический уровень — это самая частая и главная ошибка начинающих гитаристов, особенно самоучек. Освоить произведение «не по зубам» проблематично даже под чутким наблюдением преподавателя. В зависимости от сложности, разучивание одной пьесы фактически превращается в обучение игре на гитаре. Только по долгому, мучительному и неправильному пути. В итоге ученик постоянно норовит бросить это безрезультатное обучение. А через полгода оказывается, что он так и не может сыграть практически ничего.

Как не забросить гитару

Без педагога же такой подход закончится заброшенной гитарой просто гарантированно. Чтобы не выбрасывать бессмысленно драгоценное время собственной жизни, составьте свой учебный репертуар и план обучения хотя бы на первое время. Это, безусловно, требует определённых усилий и опыта и без ошибок здесь не обойдётся. Однако это гораздо продуктивнее, чем бесполезные попытки обучения без всякой системы. А наработка такого опыта сильно пригодится на продвинутых этапах дальнейшего обучения игре на гитаре.

№10 Гитара — якорь хорошего настроения

Желание научиться играть на гитаре может теплиться в душе долгие годы. Но для многих окончательное решение реализовать его приходит вовсе не когда наконец появилось свободное время. Наоборот, большинство взрослых начинающих гитаристов выкраивают время для занятий из битком забитого графика ежедневной суеты. Потому что им просто необходима отдушина от изматывающей работы, самодурства начальников, ежедневных пробок и орущих детей.

Логичный шаг — превратить гитару из способа просто отдышаться от беготни в настоящий якорь хорошего настроения. Гитара — это целый мир, который позволяет отвлечься от всего и окунуться в прекрасное. Сделайте из подготовки к занятию на гитаре свой личный ритуал. Добейтесь того, чтобы одна мысль о гитаре придавала вам бодрости в любое время дня.

Источник

Наверняка многие из Вас задумываются над тем, какова польза от уроков игры на гитаре и есть ли она вообще? Зачем заниматься музыкой и в частности гитарой?
В этой статье я опишу полезные качества, которые обретет для себя человек, став гитаристом, если предпочтет уроки гитары другим хобби.

Уроки гитары культурно воспитывают и дисциплинируют

Как и всякое занятие, имеющее определенную методику, уроки музыки, в частности — гитары, будут вносить в Вашу жизнь какие-то новые интересные алгоритмы, соблюдая которые Вы будете развиваться творчески. Сам по себе процесс воспитания (родителями детей, учителями учеников) включает в себя некую систему поощрений и наказаний, при которой Вы сами можете анализировать свои поступки и поступать правильно. А что есть правильно в воспитании? Когда воспитанник совершает такие поступки, при которых количество замечаний постепенно уменьшается, а число хвалебных восхищений со стороны учителя увеличивается. Таким образом, и постигается любая дисциплина. Играя на гитаре перед zen-guitar-gitarist-kiev-uaрепетитором или в школе гитары, Вы разучиваете новый материал, который необходимо будет отработать на следующее занятие. При этом, учитель гитары дает Вам какие-то советы и исправляет ошибки, критикуя и поощряя в той или иной мере Ваши определенные действия. А в процессе самоподготовки вне музыкальной школы, Вас воспитывает и дисциплинирует сама гитара. Вы сами будете слышать и видеть Ваши ошибки. Проанализировав их, Вы будете их постепенно исправлять, потому что при добросовестном отношении к занятиям Вам будет постоянно хотеться играть лучше. Тем самым будете постигать гитарную самодисциплину сами того не понимая. Исключением из правил может быть только тот случай, когда ребенка родители насильно заставляют посещать уроки игры на гитаре, чтобы он потешил их, а не себя. При таком раскладе мотивация ребенка будет минимальной, как и результаты. Помните, при искренней любви к какому-либо творческому занятию (музыка, живопись и т.д.), Вы всё скорее будете становиться цивилизованнее, воспитаннее и интеллигентнее. Подумайте, много ли было в истории музыки невежд? Великие композиторы и музыканты были хорошо воспитанными людьми с хорошими манерами и воспитанием. Думаю, сама музыка тоже сыграла в этом весомую роль.

Терапевтические и оздоравливающие свойства игры на гитаре для организма

cat-sleep-guitar-gitarist-kiev-uaВрачи давно обнаружили благотворное влияние хорошей музыки на организм человека. Более того, в процессе прослушивания, как оказалось, участвует не только слух, а и все тело в целом. Г. Бодарецкий, главврач центральной районной поликлиники г. Киева в Шевченковском районе, однажды рассказал о том, что музыка проникает в живой организм не только через уши, а и через кожу, содержащую виброрецепторы. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам одного из органов, оказывая на него стимулирующее воздействие. А в случае с гитарой, сама вибрация будет ощущаться большой площадью тела и кожного покрова. Вследствие этого, какие-то болевые ощущения могут ослабевать или исчезать в целом. Существуют также описанные факты о том, что даже высота нот влияет на здоровье человека. Например, нота «До» ответственна за желудок и поджелудочную железу, нота «Ми» – за органы зрения и слуха, и т.д.
Думаю, что каждый из нас неоднократно ощущал на себе положительное воздействие музыки, которая помогает скрасить долгую поездку, расслабиться после рабочего дня, взбодриться утром, заниматься в спортзале, проводить в комнате уборку и многое другое. Наша жизнь без музыки была бы мрачной и неинтересной.
От себя хочу добавить, что помимо «пассивного» прослушивания музыки, благотворный эффект оказывают успехи самого гитариста. Ведь, согласитесь, приятно же выучить и сыграть без ошибок какое-то красивое произведение? А сыграв его, Вы в полной мере можете ощутить мощный прилив энергии победы над очередной сложностью в жизни, которая тоже окажет весомый терапевтический эффект на Ваш организм.
Но есть небольшая ложка дегтя, которая испортит статистику успешного влияния музыки на организм человека. Это мелодия срабатывания будильника по утрам.

Развитие мелкой моторики пальцев

stroenie-ruki-gitarist-kiev-uaНа гитаре крайне важно извлекать звуки чисто, без дребезжаний и случайных глушений в виде «нотного кашля» (нелитературное примечание автора). В отличии от клавишных музыкальных инструментов, на гитаре это сделать не так-то просто. Нужно подобрать угол дистальной фаланги пальца, под которым она будет жать струну к нужному ладу и рассчитать силу, при которой Вы прижмете струну так, что она зазвучит без дребезга об ладовую пластину. Эти угол и сила подбираются гитаристом опытным путем при помощи советов учителя гитары, тем самым развивая мелкую моторику пальцевых фаланг не хуже, чем лепка пластилиновых поделок.
Кроме того, среди музыкантов чаще встречаются амбидекстеры (люди, одинаково владеющие обеими руками). А это говорит о том, что правое и левое полушарие мозга развиваются равномерно.

Повышение интеллекта. Гитара и логика

Играя с листа разные гаммы, гаммообразные фигурации, каденции, секвенции, аккордовые последовательности и пр. на гитаре, мы можем проследить некую логику построения звуков внутри них. Затем, используя слух и приобретенное логическое мышление, мы можем успешно импровизировать на гитаре, придумывая и подставляя различные ритмические рисунки, скованные определенной логикой, в собственное произведение. Как известно, левое полушарие отвечает за ощущение ритма, правое – слышит тембры и различает мелодию. И это еще раз доказывает, что игра на гитаре помогает синхронно развивать оба полушария головного мозга, так как он воспринимает музыку двумя полушариями одновременно.

Повышение самооценки и приобретение популярности

Безусловно, это – главный фактор, из-за которого подростки после 12-ти лет решают посещать уроки игры на гитаре. Как я описывал ранее, каждое сыгранное без ошибок произведение оказывает положительное воздействие на наш организм, как своего рода маленькая победа. Она же, в свою очередь, ведет за собой повышение самооценки, ведь человек чувствует, что достиг чего-то. Значит, он чего-то да стоит. В случае с гитарой, такие достижения не остаются тайными для друзей и близких гитариста и постепенно его популярность среди людей растет.
Высокая (но не завышенная) самооценка очень важна в подростковом возрасте, когда психика ребенка наиболее ранима. Важно, что, играя на гитаре, человек достигает результата сам (как и в случае, например, со спортом), без посторонней помощи. Репетитор по гитаре не в счет. Он только учит. А играет уже сам ученик. Видя свои успехи и обретая популярность среди сверстников, у ребенка укрепляется уверенность в себе и своих силах. Пусть только по гитаре. Но это его достижение, которым он будет гордиться, и развиваться в этом направлении.

Польза при отсутствии вреда

Подход, конечно, субъективный. Но я хотел бы сказать пару слов и об этом. Когда я начинал преподавать в музыкальной школе в 2002 году, директор школы однажды в беседе сказала такую речь, которую я помню и храню в памяти до сих пор: «Даже если из этих деток не получатся великие гитаристы, то, по крайней мере, во время занятий гитары они не делают ничего плохого: не бьют окна, не курят, не употребляют наркотики». Чтобы было понятнее чем именно меня зацепила этаchild-leaves-guitar-gitarist-kiev-ua фраза, уточню, что школа, в которой я начинал работать, находилась на окраине города. Из мест развлечений и культурных секций в том микрорайоне не было ничего, кроме моих уроков гитары и уроков фортепиано. Сами понимаете, при отсутствии развлечений от государства, люди придумывают свои в частном порядке. Спешу сообщить, что те дети, с которыми я начинал работать тогда, стали успешными в жизни и создали прочные семьи. Хотелось бы думать, что уроки гитары в этом так же отыграли свою роль, потому что, возможно, именно моменты самоподготовки или нахождение детей тогда на моих занятиях удержало их от совершения каких-то нехороших действий. А прогрессом, как известно, можно считать не только изменение в лучшую сторону, а и отсутствие изменений в худшую.

Психологическое развитие, эмоциональный подъем и профилактика депрессии

Я не являюсь специалистом в психологии, но сошлюсь на Дейла Карнеги, как одного из авторитетов в этой науке: «Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных». К чему я это упомянул? Сейчас объясню. На сегодня у каждого из нас просто бешеный ритм жизни. Особенно в мегаполисах. Один лишь утренний путь на работу или учебу может являться увлекательным квестом или даже триллером с погонями (за транспортом), убийствами (времени ожидания на остановках), драмами (голодный котенок с добрыми глазами по пути в офис, грустные смс от жены за то, что забыл вынести мусор) и проч. У нас столько всяких дел, что некогда выдохнуть. Но, несмотря на все это, находятся люди, у которых находится время на то, чтобы приуныть. Уныние переходит в грусть, грусть в тоску, тоска в депрессию, о которой все друзья по социальным сетям узнают по ленте новостей, которая будет завалена черно-белыми фотографиями и грустными афоризмами. Короче, товарищи! Хочется приуныть – слушайте нескучную музыку или играйте на гитаре. И никакая тоска до Вас не доберется.
Специалисты-медики в качестве музыкального антидепрессанта рекомендуют слушать Моцарта. От музыки которого, кстати, не то что у людей депрессия проходит, а и ощутимо повышаются надои у коров! Товарищи, даже коровы понимают Моцарта! Поэтому пора завязывать с русским рэпом, попсой и клубняком, если Вы еще этого не сделали!
 

Воспитание индивидуальности вкусов и стиля

Я многократно слышал истории про вечно пьяных, обкуренных, потлатых, потных и вонючих металлистов. Это все – стереотипы, так как обычный обыватель (бабка под подъездом) по одежде вряд ли сможет оценить внутренний мир и специализацию человека. Но, как показывает практика моего общения в кругах музыкантов, гитаристы, с которыми я общаюсь, тщательно соблюдают личную гигиену (особенно следят за руками, скрупулезно выковыривая грязь из-под ногтей), ведут здоровый образ жизни, вместо приписываемого им аморального и имеют собственный стиль, который не заключается в ношении костюма на все случаи жизни в виде засаленной футболки «Metallica», рваных черных джинсов и каких-то стоптанных кроссовок. Нет, уважаемые читатели. Практикующие профессиональные музыканты, а не дворовые распЕватели песен и распИватели спиртных напитков, имеют свой имидж и стиль. Он может выражаться как в различных крупных предметах одежды (костюмы, рубашки, плащи и т.д.), так и в мелких аксессуарах (кольца, браслеты, подвески, банданы и пр.). А аморальное поведение скорее является исключением из правил, а не владеет подавляющим большинством гитаристов.
Ниже я приведу фото нескольких из сотен примеров имиджа для молодежи, представлять которых, думаю, не имеет смысла.

 
Если Вам понравилась статья, пишите внизу комментарии, делитесь ссылкой с друзьями и много играйте на гитаре.
С уважением, Алексей Грифф

Источник