Какая польза от исследовательской работы
Научные исследования представляют собой уникальный процесс, на протяжении которого изучаются действующие теории, основные проблемы и разрабатываются совершенно новые методы их решения. Итогом научного исследования является подтверждение или опровержение изначально выдвинутой автором гипотезы.
Написание научной работы сопровождается изучением большого объема информации и получением новых знаний и навыков.
Научное исследование: работа и творчество в одном лице
Проведение научного исследования основывается на таких действиях, как:
– распознавание проблемы;
– определение ее симптомов и причин;
– выявление свойств и воздействия проблемы на объект исследования;
– изучение теоретических аспектов по поставленной проблеме и выбранной теме исследования: выявление истоков, закономерностей, развитие и оценка текущего состояния;
– определение стандартных, оптимальных или неординарных методов решения проблемы;
– оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Научное исследование – это целенаправленный процесс, то есть работа, предусматривающая выполнение конкретных действий (обязанностей) и пр. Здесь автору требуется глубоко изучить выбранную тему, определить границы «дозволенного» с помощью постановки цели, задач, предмета и объекта.
Таким образом, научное исследование позволяет получить новые знания, укрепить имеющийся багаж знаний и навыков, а также проявить свои творческие способности в части обработки текста, выбора методов исследования, интерпретации полученных результатов и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Научное исследование как главный элемент научных открытий
Наука – это познавательный вид деятельности человека, которые направлены на разработку новых теорий, методик и иных открытий. Совершить столь колоссальный прорыв невозможно без исследования, которое предполагает выполнение конкретных действий в целях получения новых данных.
Научное исследование предполагает анализ текущей ситуации, конкретизацию существующих проблемы и выявление оптимальных способов их решения. В целях поиска нового способа воздействия на проблему исследователи используют следующие меры: наблюдение, эксперимент, опрос, анализ, сравнение и др.
Фактически, научные исследования являются не только толчком для развития и рождения чего-то нового, но и неким способом фиксации открытия, так как весь ход проделанной работы будет зафиксирован в виде ВКР, диссертации, монографии, научной статьи и пр.
Роль научных исследования в современной науке и жизни общества
Научные исследования призваны разработать что-то новое. Именно научные труды являются теоретической базой, своего рода «инструкцией» для новых технологий и изобретений. С помощью результатов таких проектов ученые могут создавать товары и продукты лучшего качества с наименьшей себестоимостью, новые методики лечения болезней, способы противостояния стихийным бедствиям и пр.
Каждое научное исследование обладает своей ценностью. Данный критерий выражается в теоретической или практической значимости проекта, его новизне. Эти постулаты автор работы описывает во введении и заключении. Они характеризуют вклад исследователя в развитие науки и отрасли: как полученные результаты и предлагаемый метод может применяться в жизни, что он принесет, что ожидать и пр.
В ходе исследования автор может досконально изучить интересующий его вопрос, собрать доказательную базу, а затем на основе полученной информации аналитических данных разработать уникальный метод (алгоритм).
Таким образом, научное исследование способствует развитию науки и выступает в качестве главного механизма для свершения новых открытий.
Источник
Почему исследовательская работа в школе важна для педагога и только потом для ученика.
Восточная мудрость: «Любить может научить
только тот, кто находиться в состоянии любви»
Творческие работы – понятие широкое, объединенное смыслом термина творчество. Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) – уникальность его результата (Википедия).
Для того чтобы создать качественно новые материальные и духовные ценности необходимо иметь внутреннее побуждение – вдохновение для творческого процесса. Творческий процесс не возникнет на пустом месте без определённых подготовительных процессов, которые создают видение новых идей. Основным этапом для творческого вдохновения должна быть информационная составляющая:
1) изучение различных источников информации в выбранном направлении.
2) коммуникабельность, которая помогает при беседах с коллегами, с профессионалами в данной области, просто с интересными людьми расширить наш кругозор и создать благоприятную почву для появления темы которую захотелось бы исследовать.
Внутреннее горение учителя создаёт вокруг него атмосферу, вибрацию попадая в которую в учениках появляется желание постигать этот мир, исследовать его, изучать что-то новое непознанное ими. Они входят с учителем как-бы в резонанс и усиливают данное состояние, которое выливается в исследовательскую деятельность.
Вывод 1. Для того чтобы подойти к исследовательской работе с учениками необходимо чтобы сам педагог находился в определённом тонусе, «внутреннем горении», иметь творческую жажду что то исследовать.
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследование это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма в естествознании можно считать следующую последовательность действий:
– наблюдение объекта (явления);
– фиксация определенных параметров объекта, с помощью адекватных методик;
– теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации.
Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.
Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых знаний. В случае учебного исследования речь может идти о субъективно новых, но самостоятельно добытых знаниях.
Благодаря активной позиции в поиске нового знания учитель повышает свой профессиональный уровень и тем самым создаёт благоприятную ситуацию, при беседах с учениками, возбуждая у них интерес к изучению нового и неизвестного.
Вывод 2. Самый быстрый способ обучения это собственный пример. Если учитель внутри организован, горит интересом к исследованию, следовательно, он заражает своим состоянием ученика и очень быстро передаёт ему желание что-то исследовать.
Ученическое исследование, безусловно, имеет определённое отличие от научного: цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Проектная деятельность учащихся, позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят, при этом знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив публичным докладом на уроке по защите своей позиции.
Опыт публичного выступления снимает многие страхи перед своими сверстниками. Даёт опыт отстаивания своей точки зрения. Создаёт чувство уверенности, когда действительно в работу вложена не только информация но и частица своей души. Активное участие вместе с преподавателем в работе над конкретной темой формирует у учащегося концентрацию внимания, мобилизацию сил в заданном направлении, умению не распылять свои силы, а прикладывать их для получения результата. Опытный учитель не стремится всё проделать за ученика. А наоборот старается только направлять и помогать в организации самостоятельного добывания знания и результата. Тем самым создавая успешную защиту ученика во время публичной защиты на конференции.
Вывод 3. Достойное выступление учащегося возможно только в случае организации педагогом самостоятельной активной деятельности в выбранном направлении.
Педагог, который только первый раз приступает к исследовательской работе, при определении темы должен учитывать материальную базу. Без материальной базы, не возможно получить качественный результат. Для того чтобы сделать интересную работу нужен фактологический материал с которым будет работать ваш ученик. Это важно и для самого ученика, где он увидит, что предшественником получения нового знания необходимо опираться на опыт и знания предыдущих открытий. Это как клубок потянешь за кончик ниточки и можно раскрутить из простой темы, в большую и интересную.
Следующий важнейший этап это умение оформить работу. Оформление работы разбивается на две составляющие:
– в виде статьи, в которой вы подробно по плану заносите все ваши разделы, в которых будут ваши фотографии, табличные данные, графики, выводы и заключения.
– и презентация, в которой вы должны в очень понятной форме с минимальным количеством текста донести суть своей работы.
Я считаю, именно умение презентовать свою работу очень хорошо развивает и организует ум, как учителя, так и ученика, чётко без лишних слов предать самую главную мысль, то новое что вы пытались исследовать.
Заключительный этап это умение педагога подготовить ученика к выступлению на аудиторию. Достойное и успешное выступление своей работы будет только в том случае когда будут выдержаны условия, которые перечислены выше:
– умение учителя создать условия для максимального участия ученика в исследовательском процессе – это и поиск темы исследования, работа с различными источниками информации в выбранном направлении и создание материальной части для успешной реализации задуманного;
– мастерство учителя научить ученика не терять главное в ходе рутинной работы и провести красной чертой при оформлении через всю статью и презентацию;
– чётко увязать поставленные задачи с полученными выводами;
– не привязываться к предполагаемому результату, а уметь любой полученный результат оформить как новое знание;
– показать перспективу развития вашей темы и её практическое применение;
– во время подготовки к презентации задача учителя как психолога настраивать ученика не на победу, а на желание поделится своими результатами с другими ребятами. Талант учителя убрать элемент соревнования при защите – это очень важно для психики ребёнка.
Заключение.
Вернёмся к восточной мудрости: «Любить может научить только тот, кто находиться в состоянии любви», поэтому любой педагог желающий получить достойный результат сам должен активно работать в этом направлении и только потом увлечь своей активной деятельностью учеников. Успехов вам друзья!
Источники информации:
1.Что такое хорошая исследовательская работа. https://urokiistorii.ru/learning/method/51752
2. Что такое исследовательская работа. https://pandia.ru/text/78/263/92398.php
3. Исследовательская деятельность учителя https://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/metodicheskaja_rabota_uchitelja/issledovatelskaja_dejatelnost_pedagoga/10-1-0-23#.VvnWMX1Byvg
4. Исследовательская и проектная деятельность https://stupeni.399sch.ru/?page_id=2
5. Доклад: «Научно – исследовательская деятельность учащихся» https://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html
Источник
Сегодня хочу немного рассказать про выбор тем для научно-исследовательских работ (НИР) школьников. Сама сейчас начинаю задумываться на этот счет относительно будущего. Для нас, людей увлеченных детскими научными исследованиями, несмотря на все невеселые обстоятельства и отменяющиеся весенние очные конкурсы научно-исследовательских работ школьников, уже начинается новый цикл.
Летом юные исследователи отдыхают. Но начинать подготовку НИР на ноябрь, когда проходят первые научно-практические конференции школьников, в середине сентября «с нуля» поздно (если вы это делаете не для галочки или учителя). Мы начинаем с мая. Это, в первую очередь, выбор темы. Это самое главное – найти Свою тему: интересную, актуальную, имеющую практическую значимость. Кроме того, для НИР по естественным наукам очень важен эксперимент (опыты, анализы, модельные или демонстрационные эксперименты). Поэтому нужно продумать, что доступно в этом смысле в домашних или школьных условиях. Это самое ответственное для взрослой части исследовательской группы, помощников юного исследователя – сложить этот пазл, и увидеть Идею. А потом, пока будущие участники детских научных мероприятий набираются сил и греются на солнышке, я, как тьютор по детской науке, придумываю (планирую) работы.
С какой стороны зайти?
Конечно, идеального алгоритма, как выбрать тему исследования для ребенка так, чтобы было просто «WOW!!!», нет. Но однозначно, если ваша цель – это довольный, увлеченный ребенок, достигший успеха в научной деятельности, то исходить нужно из интересов ребенка. При этом очень удачный тандэм, если, кроме интереса ребенка непосредственно к теме, мы исподволь решим какую-то воспитательную или оздоровительную задачу.
Здорово, когда тема исходит из интересов ребенка и общего здорового образа жизни семьи.
Когда мы выполняли исследование на тему «Изучение процессов, происходящих в пещерах Южного Урала, на примере анализа воды и почв», можете представить, сколько интересных мест мы посетили. Не во всех пещерах мы нашли воду для анализа, но у всей семьи было общее дело, и многие выходные в то лето мы провели в горах Южного Урала. Кто будет спорить, что это было полезно для всей семьи? А какая красота! Попутно еще набрали лекарственных трав на зиму.
Или НИР «Исследование материалов одежды для спорта и активного отдыха». Ее автор футболом занимается с 3 лет, и вся семья – «на спорте». Неудивительно, с каким азартом исследовательская группа собирала образцы для исследований и с интересом относилась ко всем предлагаемым методикам. С выступлениями на НПК и на открытых конкурсах НИР школьников (например, «Юность. Наука. Культура – Урал» (МАН «Интеллект будущего»)) тоже проблем не было – юный ученый был в своей стихии.
Не все увлекаются туризмом или спортом. Но практически все дети любят сладкое. И здесь просторов для детских исследований тоже хватает. Именно через выполнение детских ИР мы узнали:
что все-таки есть полезные сладости (НИР «Сладости – вредные и полезные»);
что жевательный мармелад, в целом, неплохая вещь, но выбирать надо внимательно, чтобы не было синтетических Е-шек, «пустых» загустителей и запрещенных красителей (НИР «Вред и польза жевательных конфет»);
а при выборе йогуртов и творожков стоит обратить внимание на наличие разных видов модифицированного крахмала. Не все из них безопасны. Да и вообще, кому хочется наслаждаться йогуртом, в который добавлен тот же модифицированный крахмал, что и в обойный клей? На вкус и цвет, товарища, конечно, нет, но не думаю, что присутствие дикрахмаладипата ацетилированного или дикрахмалфосфата оксипропилированного делает кисломолочный продукт более аппетитным и полезным. Тем более для детей. (Это из работы «Исследование функции пищевых добавок на основе крахмала в кисломолочных продуктах»).
Ну и из новых работ, этого учебного года, в этом плане можно привести работу «Народная мудрость и питание современного человека». Не секрет, что питание современных детей – это головная боль родителей. Дети с первых дней знакомы с продуктами, содержащими усилители вкуса, красители и прочие улучшители. С этими «вкусняшками», да еще и в ярких коробочках с «бесплатными» игрушками, нормальные, здоровые, с минимальной обработкой натуральные продукты, зелень, простые овощи-фрукты не могут соперничать. Отсюда и начинаются диатезы, аллергии, проблемы с ЖКТ. В работе мы выбрали пословицы и поговорки разных народов мира, связанные с едой, питанием и пищеварением, и разделили их на несколько групп. Применив теоретический анализ и несложные эксперименты, подходящие возрасту ребенка (качественные, яркие, понятные), мы проверили, актуальны ли они на сегодняшний день. Наша гипотеза подтвердилась: лучше употреблять в пищу сложные углеводы – крупы, бобовые, хлебобулочные изделия из муки грубого помола и с добавлением муки из разных видов круп и злаковых, а не рафинированные углеводистые продукты, такие как изделия из пшеничной муки 1 сорта, хлопья быстрого приготовления и т.п. В итоге ребенок стал более правильно питаться, проблемы со здоровьем исчезли.
Еще раз отмечу, что все выводы по изучаемым темам мы сделали не на основе теоретических рассуждений, просмотрев пару учебников и несколько статей из интернета. В каждой работе выводы сделаны по выполненным экспериментам и анализам. (А вообще, в среднем, список литературы в каждой работе – 20-30 источников).
Конечно, это лишь один из путей. Не всегда мы выбираем так. Есть чисто исследовательские работы, никак не связанные со здоровьем или вредными привычками. Но и здесь при выборе темы исследования не ищите «самую крутую» тему, ищите интересную. И ребенку, и вам. Если ребенок не «включается» в тему, лучше поискать еще. Может быть, и «додавите», но будет ли это в удовольствие ребенку, большой вопрос.
Но! Скажу по огромному секрету вам, взрослые. Как бы то ни было, дети заинтересуются тем, чем их смогут заинтересовать взрослые. При правильном подходе и подаче. При искреннем интересе и поддержке.
Источник
Значение учебной исследовательской работы.
Еще совсем недавно считалось, что исследовательские способности для большинства людей – ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны, то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям, и, может быть, ещё журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.
Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели?
Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Необходимо создать условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Вывод.
Таким образом, организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
Заключение.
Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.
Источник