Какая польза от всего этого платон

Сегодня мы побеседуем об актуальных вопросах, связанных с системой «Платон» с зам. начальника Управления механизации ООО «СГК-ТПС-5» Алексеем Манмаревым.
Здравствуйте, в последнее время разыгрались прямо-таки нешуточные споры в средствах массовой информации по поводу законности или ее отсутствия во взимании платы, предусмотренной системой «Платон». Что вы думаете по этому поводу?
Добрый день, безусловно, точки зрения правовых оснований для действия системы «Платон» нет никаких преград – она абсолютно законна, так как государство имеет полное право вводить обязательные платежи в виде налогов, пошлин и прочих сборов. Но я бы усомнился в реальной потребности и необходимости введения этих регулирующих норм.
Расскажите подробнее, что вызывает у вас сомнения, какие моменты в системе не проработаны?
Объясню, почему я так считаю – нет никакого официального подтверждения тому, что проезд транспортного средства с массой более 12 тонн наносит вред дорожному полотну, сопоставимому с проездом нескольких тысяч легковушек.
По крайней мере, реальных исследований по этому поводу я не нашел, более того – сомневаюсь что они вообще когда-либо проводились. Очень трудно рассчитать какой на самом деле вред наносит проезд, например 40-тонной фуры.
Но как же тогда расшифровка аббревиатуры «ПЛАТОН»: «плати за тонну» — на деле, что — является недействительной?
Можно сказать и так, ведь что примечательно – тарифы за проезд 13-тонного большегруза и 30-тонного будут совершенно одинаковыми.
Еще как недостаток в продуманности системы можно отметить неразбериху с фактическим весом транспортного средства – ведь часто бывает, что тягач движется без прицепа с массой менее указанных в ПТС 12 и более тонн, но платить-то ему придется, что называется «по полной».
Тогда почему не учитываются легковые автомобили, движущиеся с грузом прицепа – порой их общий вес вполне может превышать нормативные 12 тонн.
Не можем не задать вопрос – почему же в других странах все слажено и эффективно работает, а у нас снова не так?
А ответ на ваш вопрос достаточно прост – в этих станах были совершенно иные причины для введения подобных мер регулирования. Их сборы правильнее было бы назвать транзитными. Так, в частности, Германия ввела такую систему из-за того что ее хорошие и качественные дороги были загружены чужими перевозчиками, при этом плата с них не взималась.
Такое положение дел немцев естественно не устраивало, но и ввести чисто транзитную плату за пересечение своих дорог они не могли, так как правилами ЕС запрещено ставить в неравное положение граждан других стран, входящих в ЕС. Поэтому они и пришли к решению – брать плату со всех.
У нас же ситуация с дорогами другая – основная часть большегрузных перевозок – внутренняя, поэтому и возникает некая не состыковка в действии системы.
Хорошо, мы поняли, что система еще явно требует доработки, и хотим задать вот какой вопрос – куда же пойдут средства, полученные от сборов?
Ответ на этот вопрос, как ни странно, может даже порадовать владельцев транспортных средств, ведь средства, полученные от системы «Платон» признаются целевыми, то есть они будут направлены на дорожное строительство, в то время как существующий транспортный налог все-таки платеж нецелевой, и идет, в основном, на обеспечение других нужд государства.
Кого можно назвать основным плательщиком сборов?
Многие приравнивают систему «Платон» к дальнобойщикам, и это конечно, правильно, так как эта значительная часть пользователей, но также не нужно забывать и о коммунальном, производственном и технологичном транспорте, находящемся на дорогах, ведь пользователи из этой категории вынуждены оплачивать сборы на общих основаниях.
Это может каким-то образом оказать влияние на ведение бизнеса?
Безусловно, это оказывает влияние на бизнес, в первую очередь данные меры сказываются в повышении себестоимости выпускаемого продукта, то есть в конечном итоге все затраты перелягут на плечи простых потребителей.
Можно привести конкретный пример – для перемещения с участка в Иркутской области в Якутию более сотни автомобилей, даже при условии неполной загруженности, то есть с весом менее 12 тонн, только за перегон придется заплатить более полумиллиона рублей.
А ведь некоторые автомобили должны совершить маршрут несколько раз – в конечном итоге плата составит более двух миллионов рублей без перехода к основным затратам.
Еще один яркий пример для преград транспортного бизнеса – это закрытие федеральных и региональных дорог на период весенней распутицы. Ограничения могут достигать трех-четырех тонн на ось, однако данный запрет не распространяется на международные перевозки.
Как это?
Да, как бы абсурдно это не звучало, но это так. Если груз везется, например, из Харькова в Екатеринбург, то проезд возможен, а вот если тот же самый груз направляется туда же, но только из Белгорода – проехать не получится.
А как обстоят дела с загруженностью пока бесплатных для проезда региональных и муниципальных дорог?
Вы правильно выразились, что «пока» бесплатных, ведь многие региональные советы уже подготавливают соответствующие законопроекты, предусматривающие взимание платы за проезд по прилегающим дорогам.
А пока не секрет, что многие владельцы пытаются построить свой маршрут в обход федеральных трасс, тем самым загружая дороги местного значения.
Владельцам транспортного бизнеса остается только надеяться, что не придется платить каждый раз, только выехав за пределы своей территории.
Подведите, пожалуйста, итоги в проблематике функционирования системы «Платон».
Как я уже отмечал, это желание внедрить систему совершенно не разобравшись в ее сути, не проведя достаточного исследования и планирования. Сопоставления наносимого вреда от проезда легкового автомобиля с шипованной резиной и большегруза.
Вообще хочется скатиться к старейшей проблеме качества дорог, может быть этим вопросом было бы логичнее озадачиться?
Порой вред, нанесенный от самих дорог транспортному средству гораздо ощутимее для владельца, нежели урон дорожному полотну.
Затраты на этот ремонт никто компенсировать не собирается. Поэтому, в первую очередь нужно качественно и добросовестно по всем существующим стандартам выполнять работы в сфере строительства дорог.
Какие конкретные меры на ваш взгляд необходимо принять, чтобы доработать систему «Платон»?
В первую очередь – поделить все дороги на категории. Наша страна большая, климат и прочие условия довольно разнообразны, поэтому, чтобы учесть все необходимые составляющие, было бы логично к дорогам, пролегающим на разных территориях предъявлять свои технические требования.
Также необходимо ввести минимально допустимую нагрузку на ось. Для дорог федерального значения этот показатель был бы оптимальным от 11 тонн. Вообще федеральные дороги должны быть в этом плане самыми эффективными.
А все остальные дороги должны иметь одинаковые показатели осевой нагрузки для каждой категории вне зависимости от расположения. Ну и, конечно же, каждый должен добросовестно выполнять свою работу – будь то рабочий, занятый прокладкой дорожного полотна или же чиновник, решающий, куда пойдут собранные средства.
Алексей, благодарим вас за уделенное время, исчерпывающие ответы и хорошее настроение, спасибо и до свидания!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
«Платон» — это российская система взимания платы за эксплуатацию автомобильных дорог, работающая с 2015 года. Деньги с перевозчиков взимаются для компенсации ущерба, который большегрузные автомобили наносят автомобильным дорогам общего пользования. Деньги переводятся в пользу государственного бюджета и в перспективе направляются на восстановление автомобильных трасс федерального назначения. Давайте рассмотрим, что такое система «Платон», как она действует и чем чревато уклонение от платы.
Что такое система «Платон»
«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.
Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.
За услуги оператора из федерального бюджета Российской Федерации ежегодно компании выделяется 10 500 млн. рублей. По оценке ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», благодаря работе «Платона» федеральный бюджет должен получать ежегодное пополнение в размере 20-50 миллиардов рублей.
Система взимания платы «Платон» покрывает 50 774 километра федеральных дорог. Для обеспечения стабильной и эффективной работы, она включает в себя:
- центры информационной поддержки;
- геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
- бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
- системы стационарного контроля;
- системы мобильного контроля;
- интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
- колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.
Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:
- улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
- финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
- поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.
Система взимания платы «Платон» также рассматривается как обеспечивающая реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» программы «Развитие транспортной системы России 2010-2020 гг.». Функционирование «Платон» позволяет улучшить состояние дорог и снизить нагрузку на бюджет (муниципальный и государственный), необходимый для сохранения транспортно-эксплуатационных параметров.
Как работает система «Платон»
На данный момент система взимания платы предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.
Для мониторинга и идентификации автомобилей, попадающих под действие «Платона», используются машины мобильного контроля «Платон» и рамные конструкции, располагаемые над дорожным полотном.
Система «Платон» регистрирует административные нарушения автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн и передаёт данные о них в ГИБДД. При этом штрафы за нарушения выписываются самой госинспецией.
Для оформления разовой Маршрутной карты необходимо обратиться в ЦИПП (центр информационной поддержки пользователей), воспользоваться Мобильным приложением или Личным кабинетом. Перед этим владелец транспортного средства уже должен быть зарегистрирован в системе. Внесение средств на расчётные записи производится в ЦИИП (в кассах и через терминалы), Мобильном приложении и Личном кабинете пользователя на сайте.
Бортовое устройство автоматически передаёт данные о передвижении автомобиля. В соответствии с тем, по каким дорогам двигается транспортное средство, с расчётной записи списывается плата. «Платон» не взимает плату за проезд по платным и дорогам федерального назначения.
Какие машины под нее попадают под систему«Платон»
Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.
Плата за пользование дорогами не взимается:
- пассажирских автотранспортных средств;
- военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
- транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.
Как зарегистрироваться в системе «Платон»
Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.
Перечень документов для российских предпринимателей:
- свидетельство ОГРНИП;
- ИНН;
- водительское удостоверение;
- свидетельство о регистрации транспортного средства.
Перечень для крупных юридических лиц из РФ:
- документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
- ИНН;
- паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.
Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:
- техпаспорт на большегрузное ТС;
- копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
- копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
- персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).
Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.
Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.
Читайте также: Что такое зеленая карта на автомобиль и для чего она нужна.
Тарифы и штрафы
На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:
- отсутствия бортового устройства в автомобилей;
- езды с неисправным или отключённым БУ;
- когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
- езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
- продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.
Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:
- для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
- для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.
При повторном нарушении для обеих категорий накладывается штраф в размере 10 000 рублей.
Источник
Многострадальная система «Платон» постоянно подкидывает новые темы: забастовки, льготы от правительства с 15 апреля, налоговые вычеты в 2017 году. ВашГород.ру разбирался, в чём польза от очередных нововведений.
40 копеек несчастья
Тарифы системы «Платон» всегда были предметом споров и водителей, и компаний-перевозчиков, и общественников. Дальнобойщики неустанно выходят на митинги — только в Новосибирске в апреле прошли две протестные акции с требованием отменить систему взимания платы с большегрузов.
Нынешней весной тариф планировали увеличить в два раза — с 1,53 до 3,06 руб. Но в конце марта премьер-министр Дмитрий Медведев после встречи с автоперевозчиками решил смягчить нагрузку, и тариф вырос всего на 25%, до 1,91 руб.
Глава «Дорог России» Иван Григорович объяснил льготу очень просто — пока государство не научилось ловить за руку неплательщиков, взваливать полный тариф на честных перевозчиков неправильно:
«Перевозчики отмечали, что отменять льготы необходимо только после развёртывания системы контроля, чтобы все грузоперевозчики вносили плату в равных условиях, чтобы не было неплательщиков. <…> Для соблюдения принципа справедливости власть и бизнес договорились сохранить льготный минимальный тариф до тех пор, пока не будет полностью отлажена система выявления нарушителей», — цитирует Григоровича «РГ».
Как объяснил ВашГород.ру президент Сибирской Ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, 40 коп. к дорожному тарифу вместо 1,5 руб. — это не полноценная льгота, а просто ещё одна надбавка для перевозчиков:
«В нашу ассоциацию входят крупные компании, в распоряжении которых находится достаточно большой парк большегрузных автомобилей. Такие организации работают по прямым договорам, где чётко определены ставки на перевозку. Если бы тариф вырос вдвое, документы пришлось бы переделывать, но прибавлять к существующей ставке на перевозку эти 40 копеек станут немногие из наших клиентов, это просто несерьёзно. Поэтому ограничение роста тарифа 25 процентами мы расцениваем просто как подачку. Это дополнительная финансовая нагрузка, которая ляжет полностью на плечи перевозчиков».
Загадочная льгота
Налоговая льгота для системы «Платон» — ещё одна популярная тема последних дней. Как напоминает портал «Бухгалтерия.ру», сумму транспортного налога за год можно уменьшить на сумму перечисленной за это же время платы за вред автодорогам за фактические километры пути. То есть «платоновских денег».
Заявление нужно подать до 1 мая, всю информацию можно получить по горячей линии налоговой 8 800-222-22-22. Казалось бы, схема работает просто: если сумма по «Платону» за год превышает налог, то выплачивать его не нужно. Если налог больше, то сумму по «Платону» вычтут из этих денег. Но дальнобойщики на митингах искренне сомневаются, что деньги можно вернуть.
Вячеслав Трунаев считает — при такой системе смысл в транспортном налоге просто теряется:
«Непонятно, как транспортный налог привязан к нагрузке на дороги общего пользования. В стоимость топлива заложены акцизы. Всё объективно и просто — чем больше вы ездите, тем больше нагрузка на дорожное полотно, но тем больше вы потребляете топлива и платите за него в виде акцизов. И именно эти деньги потом по логике должны тратиться на содержание и ремонт дорог, по которым вы ездите».
Кроме того, напоминает президент Ассоциации перевозчиков, цифры по налогу и «Платону» просто несопоставимы. При средней мощности грузовика 420 л.с. мы платим 35 700 руб. в год. Большегруз в среднем проходит 8-10 тысяч километров в месяц по федеральным дорогам, за этот период нагрузка по «Платону 15 280 руб., в год — 183 360 руб.
Представители Росавтодора приводят в защиту системы «Платон» внушительные цифры — за прошлый год удалось собрать около 20 млрд руб., на которые якобы успешно ремонтируют дороги в стране. Но и здесь не всё так просто. Половина этой суммы отправляется концессионеру — РТИТС, оператору системы «Платон». И уже остальное — на ремонт российских дорог. Для сравнения: только в одном Новосибирске по федеральной программе на капитальный ремонт городских дорог в 2017 году потратят 1 млрд руб.
«Безусловно, многие объекты были построены и усовершенствованы за это время, но не на средства, поступившие от „Платона“, — уверен Вячеслав Трунаев. — Прежде всего деньги идут от акцизов, которые платит всё население, покупая топливо. Ну а крупные перевозчики в большем количестве, потому что наши машины потребляют больше топлива, чем обычный легковой транспорт».
Как сообщает «РГ» со ссылкой на главу «Дорог России» Ивана Григоровича, в перспективе на ремонт и содержание федеральных трасс пойдёт 10% от поступлений с «Платона». Добавим, в Новосибирске часть этих средств хотят также направить на строительство четвёртого моста.
© ВашГород.ру
Источник