Какая точка характеризует выбор в пользу будущих товаров

Тема 1.1. Исходные понятия экономической теории
Практическая работа 2
Целью данного практикума является приобретение навыков построения и анализа кривой производственных возможностей.
Задачами практикума является:
- во-первых, построение кривой производственных возможностей;
- Во-вторых, определение альтернативных затрат.
Оглавление
Задачи на определение альтернативных затрат
ЗАДАЧА 1
Постановка задачи: На основании таблицы определите альтернативные издержки производства товара В:
Варианты | Товар А | Товар В |
1 | 3000 | 100 |
2 | 2000 | 200 |
Технология решения задачи: чтобы произвести 100 единиц товара В надо отказаться от 1000 единиц товара А, эти потери и являются альтернативной издержками производства товаров В. Для увеличения производства единицы товара В альтернативные затраты составят 10 единиц товара А.
Ответ: 10 единиц товара А.
ЗАДАЧА 2
Постановка задачи: Менеджер имеет 4 часа, в течение которых он должен подготовиться к совещанию (на что требуется не меньше 2 часов), встретиться с клиентом (1 час), пообедать (0,5 часа), прочитать новости с финансового рынка (0,5 часа). Неожиданно ему позвонил руководитель предприятия и отправил на производственную выставку, что заняло 1,5 часа. Определите альтернативные издержки.
Технология решения задачи: Альтернативные издержки должны составить 1,5 часа. Менеджер должен отказаться от менее важного. Поскольку отменить встречу с клиентом проблематично, так как она заранее обусловливается, то придется отказаться от обеда, чтения новостей и частично от подготовки к совещанию.
Ответ: 0,5 часа обеда; 0,5 часа чтения новостей; 0,5 часа подготовки к совещанию.
ЗАДАЧА 3
Постановка задачи: Студентка МБИ в течение пяти часов свободного времени запланировала следующие дела (в порядке убывания их значимости):
- Подготовка к завтрашней контрольной работе – 1 час;
- Уборка квартиры – 1 час;
- Подбор материалов к докладу – 1 час;
- Покупка продуктов и приготовление пищи – 1 час;
- Чтение детектива, взятого в библиотеке, срок возврата которого давно наступил – 1 час.
Чего будет стоить студентке встреча с подругой (1,5 часа).
Технология решения задач: Ради встречи с подругой студентке придется отказаться от чтения детектива и сократить время (на полчаса) на покупку продуктов и приготовления пищи, так как это менее значимые для нее дела, и альтернативные издержки будут при этом наименьшие.
Ответ: 1час чтения детектива и 0,5 часа на покупку продуктов и приготовления пищи.
Задачи на построение кривой производственных возможностей
ЗАДАЧА 4
Постановка задачи: Постройте кривую производственных возможностей, исходя из следующих данных:
Варианты | Товар А | Товар В |
1 | 3000 | 100 |
2 | 2000 | 300 |
3 | 500 | 500 |
Определите, где будут находиться точки, соответствующие следующим комбинациям: а) 1500 А + 250 В, б) 2000 А + 350 В, в) 2500 А +200 В.
Технология решения задачи:
Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара В, а по оси У – количество товара А. Отметим точки, соответствующие комбинациям товаров А и В (точки 1, 2 и 3. Соединив точки, получим кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Теперь отметим точку а), характеризующую следующий набор товаров: 1500 А + 250 В. Данная точка оказалась под кривой трансформации, следовательно при таком производстве часть производственных факторов будет не задействована полностью. Точно также находим точку б). Она лежит выше кривой. Значит на такое производство не достаточно средств. Точка в) лежит на самой кривой трансформации.
ЗАДАЧА 5
Постановка задачи: Рассмотрите кривую производственных возможностей. Чем отличается точка А от точки В. Где должна находится точка, если мы анализируем современную экономику России?
Технология решения задачи: Точка А характеризует выбор в пользу будущего потребления, точка В – в пользу товаров сегодняшнего дня. Потребление в современной России близко к точка А, то есть будущий экономический рост обеспечивается ценой отказа от части текущего потребления, что неверно, так как потребление и так находится на низком уровне. Чтобы обеспечить более быстрый экономический рост в будущем, необходимо стимулировать производителей в настоящее время расширять производство. Для этого необходимо увеличить потребление, то есть переместиться в точку, близкую В.
ЗАДАЧА 6
Постановка задачи: Постройте кривую трансформации. Рассмотрите факторы, которые могли сместить кривую производственных возможностей вправо?
Технология решения задачи: Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара У, а по оси У – количество товара Х. Возьмем произвольные точки и проведем через них кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Параллельно ей проведем еще одну кривую (на графике отмечена пунктиром). Смещение кривой вправо возможно вследствие следующих факторов: внедрения достижений научно-технического прогресса, увеличения ресурсов в производстве этих товаров, роста качества факторов производства, роста капитала, роста производительности труда и т. п.
Источник
Безграничность человеческих потребностей и ограниченность экономических ресурсов ставят перед людьми проблему рационального экономического выбора направлений и способов использования ресурсов между различными конкурирующими целями. Суть проблемы выбора состоит в том, что если каждый ресурс, используемый для удовлетворения многообразных потребностей ограничен, то всегда существует проблема альтернативного его использования и поиска наилучшего сочетания имеющихся средств и возможностей.
Рациональный экономический выбор — это выбор, который делается на основе сопоставления выгод и альтернативных издержек (затрат) принимаемого решения. При этом выбирается тот вариант поведения (действия), который экономически наиболее выгоден, т.е. приносит наибольшие выгоды по сравнению с издержками.
Составляющими проблемы выбора, которая существует как на уровне отдельного индивида, так и на уровне общества в целом, являются:
- 1) целесообразность. Для каждого субъекта экономики она разная. Для производителя в условиях рыночной экономики — это максимизация прибыли. Для потребителя — это максимизация полезности;
- 2) вариативность. Для производителя она превращается в необходимость поиска ответа на следующие вопросы: «Что производить? Как производить? Для кого производить?». Вопросы, на которые должен найти ответ покупатель, похожи: «Что купить? Где купить? По какой цене купить?»;
- 3) выбор критериев. Рациональный человек действует в соответствии с двумя принципами. Первый принцип максимума — при данных затра
Рис. 2.1. Кривая производственных возможностей
тах максимизировать результат. Второй принцип минимума — при заданном результате минимизировать затраты. Связь между результатом и затратами, как было сказано выше (рис. 2.1.), характеризует категория эффективность — основная категория экономической теории, изучение которой позволяет найти пути наилучшего использования ресурсов, чтобы максимально полно удовлетворить безграничные потребности общества;
4) цена выбора. Выбирая тот или иной вариант, человек (общество) от чего-то отказывается, т.е. платит за свой выбор. Эту цену экономисты называют по-разному: альтернативной стоимостью, альтернативными издержками, издержками отвергнутых возможностей, вмененными издержками и Др. Понятие «цена выбора», появляется, во-первых, тогда, когда появляется возможность выбора; во-вторых, это понятие имеет смысл при наличии ограниченности ресурсов и благ; в-третьих, оно предполагает наличие конкуренции (конкурирующих способов использования ресурсов, конкурирующих вариантов использования экономических благ).
Цена выбора, которую будем называть альтернативными издержками, может выражаться:
- а) в другом благе, лучшем из невыбранных, от которого пришлось отказаться (в силу ограниченности ресурсов), когда выбор совершался по принципу «или — или»;
- б) в расходах на осуществление принятого решения и упущенных выгодах от лучшего из отвергнутых вариантов. Например, молодой человек может учиться на очном или заочном отделениях института, причем плата за очную форму обучения составляет 15 тыс. руб. в месяц, а на заочную — 7 тыс. руб. в месяц. При учебе на заочном отделении студент может работать и получать 20 тыс. руб. в месяц. Спрашивается: каковы в месяц альтернативные издержки очного обучения? При ответе на этот вопрос рассуждать следует так: учась па заочном отделении, в месяц в денежном выражении студсн’1 имел бы доход П тыс. руб. (20 тыс. руб. 7 тыс. руб.). Обучаясь на очном отделении, он должен платить за учебу 15 тыс. руб. При этом он не получает 13 тыс. руб., которые мог бы иметь, если бы сделал выбор в пользу заочного отделения. Следовательно, «цена» обучения на очном отделении для него складывается из фактической оплаты обучения (15 тыс. руб.) и неполученного дохода в 13 тыс. руб. Таким образом, альтернативные издержки очного обучения в месяц составляют 28 тыс. руб. (15 тыс. руб. + 13 тыс. руб.);
- в) бывают ситуации, когда нельзя отказаться ни от одного из благ (товаров), но увеличение производства или потребления одного из них может произойти, если только сократить производство или потребление другого блага (товара). В этом случае альтернативная стоимость будет определяться тем количеством товара, от производства (потребления) которого пришлось отказаться, чтобы увеличить производство (потребление) другого товара (блага). Иллюстрацию этой ситуации дает экономическая модель кривая производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей является графическим изображением проблемы выбора, ограниченности экономических ресурсов и альтернативных издержек в экономике полной занятости. При построении модели кривой производственных возможностей делаются следующие допущения:
- 1) в экономике выпускаются только два товара (две группы товаров);
- 2) количество используемых ресурсов фиксировано и не изменяется;
- 3) уровень технологии задан и не меняется;
- 4) экономика является закрытой, т.е. отсутствуют внешние связи производителя с другими субъектами хозяйственной деятельности.
Предположим, что при существующей технологии производства и полном использовании ресурсов в некотором государстве производятся только два блага: хлеб и одежда. Существуют два крайних варианта: точка Л характеризует максимально возможное производство одежды при отказе от производства хлеба. Точка О означает производство исключительно одного хлеба. Возможны многочисленные промежуточные соотношения (точки В, С и т.д.). Соединив точки Л, В, С, О, мы получим кривую производственных возможностей. Эта кривая показывает комбинации производства двух благ, а также варианты «трансформации» хлеба в одежду, и наоборот. Общество исходит из разнообразных потребностей людей. Поэтому оно не может пойти на крайние варианты — производить либо одежд)’, либо хлеб. Следовательно, оно выбирает производство, лежащее на кривой производственных возможностей (например, в точке В). Если же возникает необходимость увеличить производство хлеба (т.е. перейти в точку С), то при этом придется пожертвовать определенным количеством одежды (В,С|) ради увеличения производства хлеба на величину В2СГ Количество одежды (#,(?,), от которой приходится отказываться ради увеличения производства хлеба, и является альтернативными издержками производства хлеба. При этом обнаруживается, что издержки имеют тенденцию к возрастанию.
Каждая следующая тонна хлеба, произведенная вместо одежды, требует в качестве жертвы отказ от производства большего количества одежды. Графически эта закономерность проявляется в том, что кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму. Двигаясь по границе производственных возможностей вниз и увеличивая производство хлеба, приходится вовлекать в его производство все больше и больше сравнительно малоэффективных (для производства хлеба) ресурсов.
Это связано со специализацией ресурсов, используемых в производстве альтернативных товаров и, как следствие, с понижающейся эффективностью их использовании в производстве «неродных» благ. Поэтому выпуск каждой дополнительной тонны хлеба будет «оплачиваться» все большим сокращением выпуска одежды. По мере приближения к оси абсцисс наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, а значит, будут расти и альтернативные издержки. Так, выпуклость кривой производственных возможностей иллюстрирует закон растущих альтернативных издержек, ценой равных приращений производства одних товаров (в пашем случае хлеба) является сокращение выпуска других товаров (в нашем случае одежды), при этом альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы первого вида товаров (хлеба) увеличиваются.
Уточним еще раз: любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, свидетельствует о рациональном выборе субъекта хозяйствования, о плате за сделанный выбор (альтернативных издержках), о полном и эффективном использовании экономических ресурсов.
А если на модели кривой производственных возможностей взять точку, которая лежит внутри сегмента, ограниченного кривой АВ? Например, точку Е (рис. 2.2). Что будет характеризовать она? Точка Е покажет, что, во-первых, можно увеличить производство одного блага без сокращения производства
Рис. 2.2. Кривая производственных возможностей: изменение доходности
другого, а во-вторых, что экономические ресурсы используются не полностью. В данной ситуации нет необходимости каким-либо образом жертвовать производством одного товара для увеличения производства другого. Это означает, что в точке Е производственные ресурсы используются неэффективно: не используется полностью заложенный в них потенциал. На практике такие ситуации встречаются довольно часто. А если рассмотреть точку, которая лежит правее кривой производственных возможностей? Например, точку К? Эта точка, как и любая другая, лежащая правее кривой производственных возможностей, предпочтительнее любой точки, лежащей на кривой. Однако в данный момент времени при имеющемся у производителя количестве ресурсов и применяемой технологии производства данная точка недостижима.
Однако со временем граница производственных возможностей может сместиться вправо и вверх, так что точка К станет досягаемой. Это будет возможно при использовании новых технологий организации производства, открытии новых способов использования факторов производства и (или) увеличении количества последних. При этом возможны разные варианты (рис. 2.3). Например, если нововведения будут осуществляться в отрасли, производящей блага X, то кривая ЛВ сместится в положение ЛВГ Сдвиг вправо кривой производственных возможностей будет означать экономический рост.
Выйти на более высокую кривую производственных возможностей можно и за счет увеличения накоплений. Пусть в некой виртуальной стране производятся средства производства (У) и предметы потребления (X) (рис. 2.4). Первоначально их производство находится в точке М на кривой ЛВ. Чтобы выйти на более высокую кривую Л1В], необходимо создать новые производственные мощности. Для этого нужно перейти из точки М в
Рис. 2.3. Кривая производственных возможностей: варианты экономического роста
Рис. 2.4. Кривая производственных возможностей: перспективы экономического роста
точку Д т.е. сократить производство предметов потребления и направить высвобождающиеся ресурсы на увеличение выпуска средств производства. В дальнейшем, вводя эти новые средства производства в эксплуатацию, экономика страны сможет перейти на более высокую границу производственных возможностей, например к точке Р. Однако экономика может выйти и к точке С, т.е. продолжить накопление в ущерб текущему потреблению. В таком случае производство начинает работать на себя. Похожая ситуация имела место в советской экономике, когда огромные капитальные вложения направлялись на увеличение выпуска средств производства, в то время как производство потребительских товаров развивалось весьма недостаточно.
Сдвиг кривой производственных возможностей может иметь место и под воздействием так называемого положительного эффекта масштаба производства. Последний означает увеличение выпуска продукции (услуг) при одновременном снижении затрат на выпуск единицы изделия. Факторами положительного эффекта масштаба производства могут стать:
- 1 ) использование более производительных машин и оборудования (например, если диаметр трубы газопровода увеличивается в 2 раза, то объем перекачиваемого газа возрастает в 4 раза);
- 2) специализация производства, характеризующаяся дроблением производственного процесса на отдельные стадии, этапы, циклы, выполняемые работниками узких специальностей. Как правило, при этом используется профильное и специализированное оборудование. Следствием специализации становятся повышение производительности трудам мастерства работников, уменьшение производственного брака, что означает, в конечном счете, рост отдачи производства;
- 3) возможность (в ряде отраслей и при достаточно больших объемах производства) утилизации отходов производства, т.е. превращения их в ресурс для производства дополнительной продукции.
Положительный эффект масштаба производства, как было сказано выше, на модели кривой производственных возможностей изображается в виде сдвига кривой вправо.
Источник
Урок 2. Индивидуальное обучение 10 класс. Тема: Неизбежность выбора. Понятия о кривой производственных возможностей. Альтернативные издержки.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятия о неизбежности выбора, альтернативных издержках. Научится строить кривые производственных возможностей. Развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
– Что такое блага в экономике?
– Ограниченность и ее роль в экономической науки?
3. Изучение нового материала
Потребности каждого человека и общества безграничны. Это вполне естественно, так как каждому из нас всегда мало того, что мы имеем. Однако все люди не в состоянии полностью удовлетворить свои потребности. Почему? Для удовлетворения потребностей необходимы экономические блага, которые создаются с помощью факторов производства, а их количество ограниченно. К примеру, ограниченны трудовые ресурсы, так как в производство экономических благ может быть вовлечена только часть трудоспособного населения страны, только те ее жители, которые могут работать и которые хотят работать. Общество располагает ограниченными природными ресурсами. Например, не все земли пригодны для производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, потребности общества безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Возникает проблема выбора: как распорядиться ограниченными факторами производства, чтобы полнее удовлетворить свои потребности? Отдавая предпочтение чему-то (делая выбор), мы одновременно от чего-то отказываемся. Например, правительство страны, решив увеличить производство танков, уменьшает количество выпускаемых тракторов на 1000 штук. Эти 1000 тракторов, от которых пришлось отказаться правительству, являются альтернативными издержками (альтернативной стоимостью) производства танков.
Альтернативные издержки – количество одного товара или услуги, которыми необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара или услуги. Например, если для производства дополнительной единицы товара Х требуется отказаться от двух единиц товара Y, то эти две единицы товара Y и составляют альтернативные издержки товара Х. Для иллюстрации проблемы выбора и ограниченности используют кривую производственных возможностей. Предположим, что в некоторой экономической системе:
Предположим, что мы располагаем такими ресурсами, которые позволяют нам выпускать два товара: Х (холодильники) и У (автомобили).
Таблица производственных альтернатив
По данным таблицы можно построить кривую производственных возможностей (КПВ).
КПВ показывает максимальное количество двух товаров, которое можно произвести, если полностью использовать производственные ресурсы. Поэтому, если мы хотим увеличить производство товара Х, то это неизбежно означает сокращение производства товара У.
Точка F означает, что экономика не в состоянии достичь этой ситуации.
Если экономика находится в точке Н, то это значит, что ресурсы используются неполностью. В этой ситуации возможно либо одновременное увеличение производства обоих товаров, либо увеличение производства одного товара без уменьшения производства другого.
КПВ может перемещаться, в зависимости от увеличения или уменьшения общего количества располагаемых ресурсов. КПВ сдвигается вправо под влиянием следующих факторов:
– роста предложения ресурсов
– влияния НТП, действие которого приводит к росту объёма производства при неизменном количестве используемых ресурсов.
Ранее сделанный вывод о том, что при наращивании объёма производства холодильников приходится жертвовать некоторым объёмом производства автомобилей, позволяет сформулировать понятие альтернативных издержек.
4 Закрепление знаний
– Что такое альтернативные издержки?
– Почему стоит проблема выбора?
Задачи:
ЗАДАЧА 1
Постановка задачи: На основании таблицы определите альтернативные издержки производства товара В:
Варианты
Товар А
Товар В
1
3000
100
2
2000
200
Технология решения задачи: чтобы произвести 100 единиц товара В надо отказаться от 1000 единиц товара А, эти потери и являются альтернативной издержками производства товаров В. Для увеличения производства единицы товара В альтернативные затраты составят 10 единиц товара А.
Ответ: 10 единиц товара А.
ЗАДАЧА 2
Постановка задачи: Менеджер имеет 4 часа, в течение которых он должен подготовиться к совещанию (на что требуется не меньше 2 часов), встретиться с клиентом (1 час), пообедать (0,5 часа), прочитать новости с финансового рынка (0,5 часа). Неожиданно ему позвонил руководитель предприятия и отправил на производственную выставку, что заняло 1,5 часа. Определите альтернативные издержки.
Технология решения задачи: Альтернативные издержки должны составить 1,5 часа. Менеджер должен отказаться от менее важного. Поскольку отменить встречу с клиентом проблематично, так как она заранее обусловливается, то придется отказаться от обеда, чтения новостей и частично от подготовки к совещанию.
Ответ: 0,5 часа обеда; 0,5 часа чтения новостей; 0,5 часа подготовки к совещанию.
ЗАДАЧА 3
Постановка задачи: Студентка МБИ в течение пяти часов свободного времени запланировала следующие дела (в порядке убывания их значимости):
Подготовка к завтрашней контрольной работе – 1 час;
Уборка квартиры – 1 час;
Подбор материалов к докладу – 1 час;
Покупка продуктов и приготовление пищи – 1 час;
Чтение детектива, взятого в библиотеке, срок возврата которого давно наступил – 1 час.
Чего будет стоить студентке встреча с подругой (1,5 часа).
Технология решения задач: Ради встречи с подругой студентке придется отказаться от чтения детектива и сократить время (на полчаса) на покупку продуктов и приготовления пищи, так как это менее значимые для нее дела, и альтернативные издержки будут при этом наименьшие.
Ответ: 1час чтения детектива и 0,5 часа на покупку продуктов и приготовления пищи.
Задачи на построение кривой производственных возможностей
ЗАДАЧА 4
Постановка задачи: Постройте кривую производственных возможностей, исходя из следующих данных:
Варианты
Товар А
Товар В
1
3000
100
2
2000
300
3
500
500
Определите, где будут находиться точки, соответствующие следующим комбинациям: а) 1500 А + 250 В, б) 2000 А + 350 В, в) 2500 А +200 В.
Технология решения задачи:
Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара В, а по оси У – количество товара А. Отметим точки, соответствующие комбинациям товаров А и В (точки 1, 2 и 3. Соединив точки, получим кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Теперь отметим точку а), характеризующую следующий набор товаров: 1500 А + 250 В. Данная точка оказалась под кривой трансформации, следовательно при таком производстве часть производственных факторов будет не задействована полностью. Точно также находим точку б). Она лежит выше кривой. Значит на такое производство не достаточно средств. Точка в) лежит на самой кривой трансформации.
ЗАДАЧА 5
Постановка задачи: Рассмотрите кривую производственных возможностей. Чем отличается точка А от точки В. Где должна находится точка, если мы анализируем современную экономику России?
Технология решения задачи: Точка А характеризует выбор в пользу будущего потребления, точка В – в пользу товаров сегодняшнего дня. Потребление в современной России близко к точка А, то есть будущий экономический рост обеспечивается ценой отказа от части текущего потребления, что неверно, так как потребление и так находится на низком уровне. Чтобы обеспечить более быстрый экономический рост в будущем, необходимо стимулировать производителей в настоящее время расширять производство. Для этого необходимо увеличить потребление, то есть переместиться в точку, близкую В.
ЗАДАЧА 6
Постановка задачи: Постройте кривую трансформации. Рассмотрите факторы, которые могли сместить кривую производственных возможностей вправо?
Технология решения задачи: Постоим график производственных возможностей, для этого по оси Х отложим количество товара У, а по оси У – количество товара Х. Возьмем произвольные точки и проведем через них кривую, характеризующую возможности производства этих товаров. Параллельно ей проведем еще одну кривую (на графике отмечена пунктиром). Смещение кривой вправо возможно вследствие следующих факторов: внедрения достижений научно-технического прогресса, увеличения ресурсов в производстве этих товаров, роста качества факторов производства, роста капитала, роста производительности труда и т. п.
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание: стр. 26-29
Источник