Какие поучения конфуция и будды могут принести пользу людям
Приветствуем вас, уважаемые читатели. Сегодня речь пойдет о религиях, которые составляют суть традиционной азиатской культуры – буддизме и конфуцианстве. У них есть как общие черты, так и различия, которые будут рассмотрены в этом материале.
Содержание
Происхождение
Школы
Философия
Принципы конфуцианства
Принципы буддизма
Сравнение учений
Заключение
Рассматривая буддизм и конфуцианство в сравнении, стоит сразу отметить, что в большей степени религией можно назвать только одну из традиций — буддизм, тогда как конфуцианство представляет собой свод этических и философских правил.
Происхождение
Буддизм родился в Индии примерно в VI в. до н.э. Считается, что своим возникновением он обязан человеку благородного происхождения, Сиддхартхе Гаутаме. В возрасте 29 лет он оставил мирскую жизнь и отправился в духовное путешествие. Достичь просветления Гаутаме удалось с помощью медитации.
Основная идея разработанного им учения заключалась в том, что человеческая жизнь наполнена страданиями (дукха). Высшая цель поиска – это духовное освобождение от них.
Человек, который отправляется в долгое путешествие, чтобы отбросить прочь страдания, а затем научить этому других, называется бодхисаттвой. Тот, кто открывает этот путь, следует ему до конца и проповедует его в мире, это Будда.
Отсюда и название религии. Будды не возрождаются после того, как умирают, но входят в состояние без страданий, называемое нирваной. Только они открывают путь к освобождению (мокша). Но Будды появляются очень редко, и это считается важным событием в истории вселенной.
Основателя конфуцианства звали Конфуций. Он родился в V в. до н.э. в Китае в состоятельной семье, но в результате трагических событий обеднел и стал путешествующим философом. Его повсюду сопровождали ученики и впитывали его мудрость. Конфуций провел всю оставшуюся жизнь, пытаясь своими сочинениями и учениями обратить нечестивцев в свою философию правды и справедливости.
Конфуций – не религиозный лидер. Он преподавал этическое учение, основные идеи которого заключаются в глубоком уважении к родителям, в том числе поклонении предкам, лояльности государству и его лидерам. Он также пришел к выводу, что хорошую жизнь помогут вести пять добродетелей: сострадание, порядочность, хорошие манеры, проницательность и верность.
Школы
В странах южной Азии, где исповедуют буддизм, никогда не возникало серьезных различий по его основам. Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос, Бирма, Таиланд приняли принципы учения Тхеравады, и любые расхождения между школами ограничиваются незначительными вопросами.
Самые ранние учения Будды написаны на языке пали и принадлежат традиции сиравадинов. Эта школа признает человеческие особенности просветлённого и характеризуется психологическим пониманием природы человека. При этом подчеркивается медитативный подход к трансформации сознания.
Своеобразную «головную организацию» представляет собой Махаяна. Она включает разные школы, от традиции Тантры, хорошо представленной в Тибете и Непале, до секты Чистой земли в Японии, Китае и Корее, последователи которой верят, что спасение достигается только через абсолютное доверие к спасительной силе Амитабхи. Чань и дзен-буддизм – это медитационные школы Китая и Японии.
Другое основное направление – ваджраяна. Если рассматривать, какие народы стали последователями этой школы, стоит отметить жителей Тибета, Непала, Бутана, Монголии. Она известна как Ваджраяна из-за ритуального использования ваджры – символа нетленного алмаза, грома и молнии.
Школы последователей учения Конфуция:
- Нео-конфуцианство
- Современное нео-конфуцианство
- Корейское конфуцианство
- Японское конфуцианство
- Сингапурское конфуцианство
Философия
Основа буддизма – это «три драгоценных камня»: нравственные убеждения, концентрация и мудрость. Последователи конфуцианства исповедуют аналогичные ценности. Для них важны обучение, мораль и гуманизм.
Основой буддизма служат «Четыре благородных истины»:
- жизнь связана со страданием;
- страдание рождается из-за стремления (желания) к временным вещам;
- страдания можно прекратить, отказавшись от желаний;
- к освобождению от желаний ведет Восьмеричный путь.
Сходство с конфуцианством заключается в том, что последнее основано на «Четверокнижии». Это «Аналекты Конфуция» (Лунь Юй), «Учение о середине» (Чжун Юнь), «Великое учение» (Да Сюэ) и «Мэн-цзы».
Принципы конфуцианства
Для последователей этого учения проблема человека – это дисгармония. Она возникает, когда элементы общества или вселенной находятся вне равновесия. Решить эту проблему можно с помощью ритуального соблюдения обязательств, прикрепленных к положению в обществе.
Люди могут быть в гармонии с ритмами Вселенной только тогда, когда знают свое место (ребенок, родитель, гражданин). Они должны развивать характер и жертвовать собой ради блага всего общества. Цель – это братство всех людей. Достичь этого помогут следующие принципы:
- Ли – Ритуалы, Процветание, Этикет
- Сяо – Любовь в семье
- И – Праведность
- Синь – Честность и надежность
- Рэн – доброжелательность и человечность по отношению к другим
- Чжун – лояльность государству
Принципы буддизма
Эта религия выступает за безусловное сострадание, которое превосходит пространство и время для всех живых существ. Сущностью является вселенная. Цель буддиста – избавиться от страданий и добиться этого можно, отказавшись от того, что раньше казалось желанным, и просвещаясь с помощью Восьмеричного пути. Последователь религии в своей жизни руководствуется следующими принципами:
- не причинять вред живым существам;
- не брать ничего, что не дано по доброй воле;
- не злоупотреблять чувственными удовольствиями;
- не говорить ложно или оскорбительно;
- не принимать опьяняющие напитки или наркотики.
Сравнение учений
Хотя временами конфуцианство и буддизм схожи в определенных аспектах, они различаются своими убеждениями, идеями, базой. Если кратко, то оба учения обходятся без такого понятия, как «бог», первое – более светское, тогда как последнее – духовное по своей природе. Они также расходятся в фундаментальных убеждениях.
Конфуцианцы посвящают свое время улучшению отношений с обществом и его нормами. Буддисты же сосредоточивают свою энергию на достижении «нирваны» или выхода за пределы круга жизни, а отношения с обществом улучшаются естественным образом в ходе этого процесса (имеется в виду в большей степени направление махаяна).
Буддийская карма учит осознавать причину и следствие своих поступков. Аналогично конфуцианство предполагает, что счастье основано на добрых делах. Кроме того, оба философских течения разделяют основную концепцию, согласно которой поощряется отказ от личного интереса ради других.
В обеих традициях центральную роль играет почитание старших. Уважение и преданность родителям и наставникам рассматриваются как первостепенные задачи для содействия миру во всем мире.
Будда и Конфуций озадачивались похожими вопросами. Вот только решения проблем были разными. Так, Конфуций считал, что ответ кроется в упорядоченном обществе, в то время как Будда полагал, что его можно найти с помощью личных усилий.
Образование в обоих учениях считается важнейшей частью жизни. Оно необходимо для правильного понимания, видения и просвещения человека. Обогащая себя знаниями, он осознает значение и ценность своей жизни.
Заключение
Дорогие читатели, на этом пора попрощаться. Теперь вы знаете, что общего есть у буддизма и конфуцианства, и чем различаются эти философско-этические учения. Не забудьте поделиться этой статьей в соцсетях. Помогите просветиться и другим!
Источник
Конфуций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой системы, известной как конфуцианство. Он много путешествовал по землям Китая. Работал советником князей, проводил церемонии, правил городами, а в путешествиях обычно изучал древние знания и говорил с окружающими. В любой дороге за ним следовало около 30 учеников. Мировоззрение великого китайского мыслителя строилась на вопросах морали, личной и общественной. Конфуций учил правилам отношений людей в социуме, справедливости и равенству. Представляем вам 80 самых ярких жизненных уроков великого философа.
Настоящий философ свободен от четырех предметов: предвзятости, уверенности, упрямства и эгоизма.
ТРИ ВЕЩИ КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ДОСТИГНУТЬ: человеколюбия без скорби; знания без заблуждения; храбрости без страха.
Правильные поступки приводят к правильному результату.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Когда мне было тридцать, я начал свою жизнь; в сорок я был самонадеянным; в пятьдесят осознал свое место в общем порядке вещей; в шестьдесят научился не спорить; а сейчас мне семьдесят, и я в состоянии свободно идти по жизни, не разрушая ее основ.
Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.
Хочешь научиться в совершенстве владеть словом и грамотно выражать свои мысли? Подписывайся на литературный канал №1 в телеграме — t.me/literabook
Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
— Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? — Спросили у Конфуция. — Да, есть. Это — снисходительность.
Если правитель честен, послушание будет и без приказов; но если он нечестен, то послушания не будет, даже если приказы отданы.
Хороший человек любезен независимо от подарков. Он работает бок о бок с людьми, не давая повода для обиды. У него есть амбиции, но не алчность. Он величественен, но не чрезмерно горд. Он внушает уважение, а не злость. Он следит за своей наружностью. Он носит одежду и шляпу надлежащим образом и с другими людьми обходится уважительно. А благодаря его серьезному поведению люди тоже испытывают к нему глубокое уважение.
Благородный человек ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый ищет их в других.
Не говорить с человеком, с которым можно говорить, — значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить,— значит потерять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, влекущего к самым пагубным последствиям, как мгновенные вспышки гнева и досады, а потому для избегания великих заблуждений необходимо различать их в самом зародыше.
В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда во Вселенной царит закон, и скрывайся в эпоху беззакония.
Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие.
Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Если естество в человеке одолеет культуру, – получится дикарь. Если культура одолеет естество, — получится книжник. Только пропорциональное соединение природного и человеческого дает истинное благородство.
Благородный человек знает только долг, а низкий человек знает только выгоду.
Перед тем как мстить, вырой две могилы.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Победа — это поражение.
Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.
Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку.
Пришло несчастье — человек породил его, пришло счастье — человек его вырастил.
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?
Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Благородный человек это тот, кто сначала действует, а потом говорит.
Кто правит при помощи добродетели, того можно уподобить северной Полярной Звезде, которая пребывает на своем месте, а остальные звезды с почтением окружают ее.
Цзы-гун спросил: Что вы скажете о человеке, который в бедности не пресмыкается, в богатстве не заносится? Философ ответил: Годится, но он ниже того, который в бедности весел, а в богатстве благопристоен.
Что можно сказать о человеке, если вся деревня его любит?
— Это никчёмный человек, — ответил Конфуций.
— А что можно сказать о человеке, которого вся деревня ненавидит?
— И это никчёмный человек, — сказал Конфуций.
— Было бы намного лучше, если бы хорошие люди из этой деревни его любили, а дурные— ненавидели.
Если в обществе царит человеколюбие, это прекрасно. Разве можно считать мудрым того, кто поселился там, где не царит человеколюбие?
Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
Идя в компании двух человек, я всё равно найду, чему научиться у них. Хорошие качества я постараюсь перенять, а узнав о плохих, постараюсь исправить их у себя.
Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.
Источник
Конфуций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой системы, известной как конфуцианство. Он много путешествовал по землям Китая. Работал советником князей, проводил церемонии, правил городами, а в путешествиях обычно изучал древние знания и говорил с окружающими. В любой дороге за ним следовало около 30 учеников. Мировоззрение великого китайского мыслителя строилась на вопросах морали, личной и общественной. Конфуций учил правилам отношений людей в социуме, справедливости и равенству. Представляем вам 80 самых ярких жизненных уроков великого философа.
Настоящий философ свободен от четырех предметов: предвзятости, уверенности, упрямства и эгоизма.
ТРИ ВЕЩИ КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ДОСТИГНУТЬ: человеколюбия без скорби; знания без заблуждения; храбрости без страха.
Правильные поступки приводят к правильному результату.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Когда мне было тридцать, я начал свою жизнь; в сорок я был самонадеянным; в пятьдесят осознал свое место в общем порядке вещей; в шестьдесят научился не спорить; а сейчас мне семьдесят, и я в состоянии свободно идти по жизни, не разрушая ее основ.
Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.
Хочешь научиться в совершенстве владеть словом и грамотно выражать свои мысли? Подписывайся на литературный канал №1 в телеграме — t.me/literabook
Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
— Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? — Спросили у Конфуция. — Да, есть. Это — снисходительность.
Если правитель честен, послушание будет и без приказов; но если он нечестен, то послушания не будет, даже если приказы отданы.
Хороший человек любезен независимо от подарков. Он работает бок о бок с людьми, не давая повода для обиды. У него есть амбиции, но не алчность. Он величественен, но не чрезмерно горд. Он внушает уважение, а не злость. Он следит за своей наружностью. Он носит одежду и шляпу надлежащим образом и с другими людьми обходится уважительно. А благодаря его серьезному поведению люди тоже испытывают к нему глубокое уважение.
Благородный человек ищет причины своих неудач в себе самом, а подлый ищет их в других.
Не говорить с человеком, с которым можно говорить, — значит потерять человека; говорить с человеком, с которым нельзя говорить,— значит потерять слова. Умный человек не теряет человека и не теряет слов.
Ничто так легко не возбуждает человека и не доводит его до самозабвения, влекущего к самым пагубным последствиям, как мгновенные вспышки гнева и досады, а потому для избегания великих заблуждений необходимо различать их в самом зародыше.
В государство, находящееся в опасности, не входи; в государстве, объятом мятежом, не живи; появляйся, когда во Вселенной царит закон, и скрывайся в эпоху беззакония.
Стыдно быть бедным и занимать низкое положение, когда в государстве царит закон; равно стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие.
Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.
Если естество в человеке одолеет культуру, – получится дикарь. Если культура одолеет естество, — получится книжник. Только пропорциональное соединение природного и человеческого дает истинное благородство.
Благородный человек знает только долг, а низкий человек знает только выгоду.
Перед тем как мстить, вырой две могилы.
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.
Победа — это поражение.
Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.
Человек, который совершил ошибку и не исправил ее, совершил еще одну ошибку.
Пришло несчастье — человек породил его, пришло счастье — человек его вырастил.
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Я не понимаю, как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?
Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.
Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Благородный человек это тот, кто сначала действует, а потом говорит.
Кто правит при помощи добродетели, того можно уподобить северной Полярной Звезде, которая пребывает на своем месте, а остальные звезды с почтением окружают ее.
Цзы-гун спросил: Что вы скажете о человеке, который в бедности не пресмыкается, в богатстве не заносится? Философ ответил: Годится, но он ниже того, который в бедности весел, а в богатстве благопристоен.
Что можно сказать о человеке, если вся деревня его любит?
— Это никчёмный человек, — ответил Конфуций.
— А что можно сказать о человеке, которого вся деревня ненавидит?
— И это никчёмный человек, — сказал Конфуций.
— Было бы намного лучше, если бы хорошие люди из этой деревни его любили, а дурные— ненавидели.
Если в обществе царит человеколюбие, это прекрасно. Разве можно считать мудрым того, кто поселился там, где не царит человеколюбие?
Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
Идя в компании двух человек, я всё равно найду, чему научиться у них. Хорошие качества я постараюсь перенять, а узнав о плохих, постараюсь исправить их у себя.
Когда тебе плохо — прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов.
Источник