Какова польза от философских знаний
Андрей Глинка
13 мая 2019 · 27,0 K
Биология, анатомия и психология человека, общество, происхождение понятий и явлений. Блог… · factroom.ru
Философия — мать всех наук, не образно, а в буквальном смысле. Сначала был человек, и у него были вопросы. Человек философствовал, чтобы найти ответы: Как устроен мир? Почему встаёт Солнце? Почему дует ветер? Почему вода мокрая? Почему появляются дети? Почему мы хотим есть? И так далее.
В процессе поиска ответов на эти вопросы возникла физика, химия, математика, биология, анатомия и т. д., и т. п. Следовательно, изначально философия была нужна, чтобы изучать мир. Впоследствии этот раздел и функцию философии мы вынесли отдельно и назвали «Наука».
Передоверив науке эти простые вопросы, философия стала изучать более сложные и глубокие проблемы, которые не так легко объяснить. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что есть добро и зло? Что есть любовь? Что есть творчество? Что есть гармония? Что будет после смерти?
Философские вопросы обязательно рано или поздно встают перед человеком. Обычно мы называем этот период в жизни «экзистенциальным кризисом» или «кризисом среднего возраста». Философия нужна именно для того, чтобы дать исчерпывающие ответы на эти вопросы.
Иногда ответы находятся в религиях и религиозно-философских системах. Иногда их удаётся найти в учениях философских школ. Иногда — в трудах отдельных мыслителей, к школам не относящихся. Такие мыслители были и в древнем мире, и в Средневековье, и в Эпоху возрождения и сейчас они тоже есть (например, Нассим Талеб, один из наиболее известных современных философов). Философия также может быть вашей личной: обычно это компилляция из наиболее близких вам максим разного авторства.
Философия — самая древняя, самая неточная, самая всеобъемлющая и важнейшая из всех наук.
Сударыня, Вы натурально заблуждаетесь. Давайте я Вам расскажу истину. Может быть Вам это поможет.
1. “Философ” -… Читать дальше
Был уже похожий вопрос, но я отвечу еще раз (он, очевидно, многие умы волнует:)
Кроме помощи в составлении “личной конституции”, о которой я уже говорила, философия выполняет одну важную для жизни функцию: она держит открытым разум. Постоянно находясь в многообразии порой противоречивых идей, человек начинает привыкать к тому, что мир – не… Читать далее
Напрямую философия не несет пользы – ни для народного хозяйства, ни для душевного бардака. Если философия становится полезной, да еще и для всех – это уже не философия, а догматика или идеология.
По большому счету изучение философии дает некоторые эффекты (краткосрочные и долгосрочные, заметные сразу или лишь в перспективе). Большинство из них… Читать далее
Изучая философию, вы, как минимум, развитиваете навыки критического и творческого мышления. Философия учит воспринимать другое мировоззрение, вести диалог с человеком, его представляющим, предоставлять аргументы, доказывать свою точку зрения. Изучение различных философских концепций позволяет выйти за пределы очевидного, задуматься, а может и… Читать далее
Изучать философию необходимо для умения мыслить логически, то есть мыслить правильно и единственно верно.
В первую очередь понимание того, что приобретение имущества, обретение власти и исполнение сексуальных желаний не являются единственным и истинным содержанием человеческого существования
Здравствуйте, Андрей.
Я бы сказал, философия несет не только пользу, но и вред. Каждому – свое. Как говорит народная мудрость, не всякий вопрос к добру ведет, много будешь знать, скоро состаришься. Экклезиаст также умудряет: «Во многой мудрости много печали» (Еккл. 1: 18).
Сократ говорил о себе, я знаю лишь то, что я ничего не знаю.
Философия – это… Читать далее
“Все науки полезнее философии, а лучше нет ни одной, ведь философия удел свободного человека”. Так сказал Аристотель. Это очень глубокая мысль, так как она указывает на связь человека с философией, которая появляется только в первое осевое время, когда индивид, персона выделяется из рода и осознает себя в качестве самостийного существования. При этом… Читать далее
Сначала сформулируем вопрос корректно.
Не существует философии как предмета для изучения. Философия не имеет своего субстрата специфических знаний или фактов. Философия имеет только артефакты – различные статьи и книги с высказываниями людей.
Ergo: изучать можно не философию, а историю высказываний “философов”. Таким образом правильная формулировка… Читать далее
Философ, вы красноречив;)
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее
Делаю ракеты, философствую. Веду канал: https://zen.yandex.ru/sunders
Ту же самую, что польза от изучения математики. Гимнастика для ума. Приведени в порядок всей совокупности знаний в Вашей голове. Прокачка абстрактного мышления. Улушение навыков работы с понятиями.
Философию следует воспринимать как разновидность такого интеллектуального спорта. Умение играть в футбол (например) врядли поможет в быту, хоть и улучшит… Читать далее
Только математика язык всего мира, а философия под каждый язык отдельная, потому от неё меньше пользы. Как только… Читать дальше
Источник
8 августа 2014
Автор
КакПросто!
Труды философов зачастую кажутся иному обывателю слишком абстрактными, оторванными от реальности. Поэтому ему трудно представить, как это их мысли и идеи могут применяться на практике. Тем не менее идеи вот уже многих философов не раз значительно изменяли мир.
Прежде всего, философия выступает как «наука наук», дающая смысл, цель и направление научным изысканиям в определенных областях, как естественнонаучных (физика, биология, химия и т.п.), так и гуманитарных (экономика, маркетинг и т.п.).
Хорошо продуманная философия может значительно изменить человеческое общество или внести настоящую революцию в отдельную науку.
Так, философия богословия, получившая большую силу в средние века, фактически запретила развитие какой-либо иной философской мысли в Европе, а также многих естественных наук, что, как следствие, привело к значительному торможению развития человеческой цивилизации в итоге.
Философия марксизма-ленинизма в корне изменила подход к экономике и общественному производству очень большого числа государств. С одной стороны, принципы данной философии дали мощный толчок интенсивному развитию промышленности и сельского хозяйства за счет концентрации всех средств производства в руках государства, мотивировали большое количество людей на упорную и продуктивную деятельность, благодаря им также получили сильное развитие естественные науки и вообще обеспечивалась высокая научно-техническая культура общества. С другой стороны, имелись явные недоработки (во всяком случае при практическом применении философии) в виде преследования других идеологий, свободного творчества, а также недостаточное развитие гуманитарных наук.
Философия фрейдизма внесла настоящий переворот в психологию, подарив ей новое направление – психоанализ. Его принципы успешно применяются и поныне.
Философия дарвинизма внесла не только переворот в биологию и, в частности, онтогенез (учение о развитии организмов), но также стала и отдельной моделью для человеческого поведения в обществе – социал-дарвинизмом. Последний, по сути, говорит, что социум является той же самой природой: в нем так же сильный «уничтожает» слабого, и в итоге выживает более приспособленный индивид.
Таким образом, можно увидеть, что, казалось бы, в высшей мере абстрактные знания дают тем не менее весьма ощутимый практический результат от своего применения.
Собственная философия есть практически у каждого из людей. Личные принципы, мораль, ценности, мировоззрение – все это основные философские понятия. В той или иной мере они присутствуют и всегда присутствовали у любого цивилизованного человека.
Без малого, понятия эти руководят жизнью отдельной личности. Сообразуясь со своими целями, человек выбирает деятельность для себя. Сообразуясь со своей моралью – человек выбирает практические средства достижения для своих целей, которые при любом раскладе влияют на окружающий мир и людей. Такое влияние может быть негативным или позитивным, слабым или весьма ощутимым.
В обычной жизни философы могут иметь разные профессии. Однако редко непосредственно сама философия будет приносить им деньги. Скорее всего, это будут другие специальности, которые, впрочем, хорошо дополняют идейные наработки определенного философа и сами обогащаются за счет философии.
К примеру, Маркс и Энгельс были экономистами. Многие немецкие философы (Гегель, Кант, Шопенгауэр и другие) являлись университетскими преподавателями. Никколо Макиавелли занимал пост секретаря второй канцелярии во Флоренции. Жан-Жак Руссо вообще многие годы своей жизни жил бедно и бродяжничал, пока некоторые его сочинения (в основном, политического толка) не принесли ему достаточно денег для жизни.
Источник
Философия – система теоретических
знаний о сущем как едином целом познаваемом
и о способах познания этого целого.
Философская картина мира Материальное
в философии – это все, что воспринимается
нашими органами чувств, а также – имеет
физические качества или свойства.
Материализм утверждает, что из материи
возникает сознание, мысль, следовательно,
идеальна, но она – продукт мозга, а мозг
– это форма материи. 2.Главным утверждением
идеализма является мысль о том, что
Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо.
Оно – первоначало мира, которое порождает,
создает или творит все материальное,
физическое, телесное, чувственное.
(Платон, Гегель) 3. Монизм –
учение о всеединстве, согласно которому
действительность едина и в основном
своём качестве однообразна. Первоначально
он имел форму научного представления
о “первовеществе”, из которого
возникли все вещи: вода (Фалес), огонь
(Гераклит). 4. Плюрализм –
методологический подход, основное
требование которого – связать по
возможности все стороны и связи изучаемого
предмета, использовать в познании и
деятельности любые методы, средства,
формы и приёмы.(Спиноза). 5. Дуализмслужит для обозначения методологического
подхода, утверждающего равноправность,
равноценность любых противоположных
моментов, сторон, как в реальной
действительности, так и в процессе её
познания (Аристотель, Декарт). Аристотель
(384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый,
основоположник науки логики и ряда
отраслей специального знания. Этика
Аристотеля тесно связана с его учением
о душе. Душа, по его мнению, принадлежит
только живым существам. Душа – это
энтелехия. Энтелехия – это осуществление
целенаправленного процесса, обусловленность
через цель. Душа тесно связана с телом,
она способствует развертыванию всех
возможностей, таящихся в живом существе.
Есть три вида души. Душа растительная
(способность к питанию), душа животная
(способность к ощущению). Эти два вида
души неотделимы от тела и присущи также
и человеку. Душа разумная присуща только
человеку, она не является энтелехией,
оно отделима от тела, не прирожденна
ему, бессмертна. Главная цель человека
– стремление к благу. Высшее благо –
это счастье, блаженство.
«Философия исключает теологию» (т.Гоббс). А как думаете Вы? Приведите противоположные суждения философов.
причинно-следственных связей
провозглашалось в нем главной задачей
и целью философской науки. ” Философия
есть познание, достигаемое посредством
правильного рассуждения и объясняющее
действия, или явления, из известных нам
причин или производящих оснований, и
наоборот, возможные производящие
основания – из известных нам действий”.
У Гоббса философия есть учение о теле.
Все, что не есть тело или свойство тел,
полностью исключается им из предмета
философии. Отсюда и категорический
вывод: “Философия исключает теологию”.
Философия не приемлет, согласно Гоббсу
то, по отношению к чему неприменимо
научное рассуждение и то, что опирается
не на естественный человеческий разум,
а на авторитет церкви. Гоббс, по существу,
отказался от теории двойственной истины
и исходил из признания существования
двух равноправных истин: религиозно-
теологической и научно-философской.
Религия – не философия, а государственный
закон. Гоббс считал, что религия- плод
страха, невежества и воображения. Но
как только суеверные представления
узакониваются государственной властью,
они становятся религией. По мнению
Гоббса, корни религии лежат в страхе
“Боги, – говорит Гоббс, – суть не что
иное, как творение нашего воображения,
и нет вещи имеющей название, которая не
была бы рассматриваема людьми как бог
или черт”.За такие вот взгляды многие
противники Гоббса обвиняли его в атеизме.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Философ не профессия. Это призвание и даже образ жизни. А профессия, которую приобретают на факультете, называется «преподаватель философии».
ПрофГид продолжает рубрику «От первого лица», и сегодня о своей профессии рассказывает Владимир Васильевич Миронов, профессор, декан философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Кто есть философ — интеллектуал, читающий тексты или крестьянин, знающий основы основ?
Философ просыпается внутри каждого человека индивидуально, как отмечал К. Ясперс. Поэтому, как известно, можно быть сапожником или стекольщиком и войти в историю философии под именами Якоба Бёме или Бенедикта Спинозы. Можно окончить философский факультет самого престижного университета и так и не стать философом, получив однако специальность — преподаватель философии. Данный пример не означает, что для того, чтобы стать философом, надо принципиально отказаться от обучения философии. Последняя установка часто порождает так называемое популярное философствование. Гегель так его характеризовал, обозначая как «царский путь» в изучении философии. Для этого надо, прежде всего, не читать никаких философских книг полностью, а лишь смотреть оглавление и пару рецензий, тогда в любом салоне, отмечал мыслитель, вы сможете выступать как философ. Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, философ должен и обязан читать много текстов, хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипедов. Но одновременно он должен уметь прежде всего философски мыслить, а это внутреннее состояние. Типичная ошибка, когда обращаясь к философу надеются на то, что он всё объяснит, но именно философ в большей степени может посеять не столько знание, сколько незнание как знание того, что мы в принципе ничего не можем знать абсолютно. Я просто расширил здесь известное положение Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю». Философ, как никто, понимает предметную ограниченность (опредмеченность) получаемого знания, ибо учёный смотрит на мир сквозь призму предметных очков. Биолог видит, например, в человеке совокупность неких биохимических процессов, физик может интерпретировать человека через физические параметры, социолог рассматривает человека как элемент социальной системы, выполняющей те или иные функции. Но никто из них не говорит о человеке как таковом, о его сущности. Философия же стремится раскрыть сущность исследуемого объекта, конечно, опираясь и на позитивные знания о мире, но не ограничиваясь лишь этим. Ибо человек как познающий субъект не только мир познает, но и переживает его, являясь в то же время частью этого мира.
Какова роль философа в современном мире?
С одной стороны, философ — это хранитель традиций той или иной культуры, вырабатывающий основания для системы ценностей. А с другой стороны, философия «конструирует миры будущего» (В.С. Степин), тем самым подвергая сомнению то, что есть в настоящем, и в этой ипостаси философ может выступать как разрушитель ценностей. Отсюда такое непростое отношение философии и власти. Когда философская система власть устраивает, она всячески поддерживает философов, но когда философы её критикуют, она их достаточно жёстко, со времён Сократа, осуждает. А иногда, как было в истории нашего университета, власть даже закрывает философские факультеты, опираясь на известную резолюцию, которую предоставил царю Министр Просвещения князь Ширинский-Шихматов: «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден». Действительно философия может не приносить непосредственной пользы, ибо она выступает изначально как незаинтересованное знание, но как было бы трудно нам жить если бы вокруг нас было бы только то, что полезно. Философия ставит предельные вопросы о бытии и человеке, что мы иногда обозначаем как вечные вопросы. И как бы ни было развито позитивное знание о мире, всегда остаётся пласт таких метафизических проблем, о которых рассуждает именно философ.
Кто философ в обществе — пророк или белая ворона?
Известный философ Зеньковский вёл начало русской философии от юродивых, которые надевали маску безумия, чтобы донести истину до власти. И это могло спасти от расправы. Я не думаю, что задачей философии являются пророчества, для этого в античной Греции вас бы направили к оракулу, философ лишь предлагает варианты решений, в том числе некие сценарии развития событий. Поэтому для обывателя, ждущего результат, это, безусловно, отождествляется с понятием «белая ворона». Обыватель всегда ждёт простых ответов и идёт к философу за рецептом, а в ответ может получить ещё большее расширение сферы незнания. Именно так насмехался над Сократом Аристофан в своей комедии, выводя такой образ философа, который задаёт глупые вопросы, типа: «Пищит комар гортанью или задницей? На сколько стоп блошиных блохи прыгают?»
Как рождается философ — из призвания или следуя своему выбору?
Любое призвание должно сопровождаться выбором, иначе оно не будет реализовано.
На какие слои реальности распространяется философская рефлексия?
Философия в близком для меня метафизическом варианте исследует предельные основания бытия, частью которого является и сам человек. В науке исследуемое явление опредмечено и объём знания все время расширяется, стремясь ко все более точному отражению природы. Именно поэтому здесь последняя по времени научная теория будет наиболее адекватно отражать мир. В философии же иная ситуация. Философия выступает как особое смысловое пространство, границами которого являются те самые предельные вопросы о сущности истины, о понимании и критериях прекрасного, о бытии и т.д. А вот ответы, внутри этого философского пространства могут быть самые разные, в том числе и противоположные. Поэтому развитие философии не осуществляется векторным образом от прошлого к будущему, и Платон может при решении той или иной проблемы оказаться более актуальным, чем современный философ. И это обеспечивает диалог внутри философии, в том числе, и с теми идеями, которые были выдвинуты много столетий назад.
Какова компетентность философа — меняет ли он мир или он меняет себя в мире?
Слово компетентность плохо применимо к философу, как, например, и к художнику или поэту. Кто более компетентен Рембрандт или Рафаель? Философ, как и художник в определённом смысле создаёт уникальные творения. Именно поэтому философии не следует учить по подобию изучения обычных дисциплин, как, к сожалению, это происходит, ибо в философии, вопрошание может быть гораздо ценнее ответа.
Насколько должен быть эрудирован человек, претендующий на то, чтобы быть философом?
«Многознание уму не научает», — говорили древние, а Гегель вообще выступал против эрудитства в философии. Эрудиция, говаривал он, основана на множестве ненужных знаний. Это знание ради знания. Человек, выигрывающий в викторины и отгадывающий кроссворды, то есть внешне обладающий большой совокупностью знаний, может быть при этом абсолютно глупым. Правда, это не означает, что философ не должен в принципе ничего не знать. Кант называл подобный способ философствования, основанный на принципиальном незнании — «мисологией». В этом случае философствовать очень просто. Надо просто делать свои мысли непонятными как можно большему числу людей, а в идеале, наверное, непонятными и для диалога самого себя с зеркалом (но это уже случай из психиатрии). К сожалению, такая псевдосложность очень популярна. И люди не понимают, что говорить сложно гораздо проще, чем говорить просто о сложных вещах, что, как мне кажется, и должна делать философия.
Кто, кроме самого философа, нуждается в добываемом философией знании?
Тот, кто усматривает в таком знании пользу, в том числе и пользу для самого себя, то есть незаинтересованную пользу.
И, соответственно, кто платит философу? И за что?
Если Вы имеете в виду преподавательскую деятельность, то именно за неё и платит, в нашем случае, государство. Но это не имеет непосредственного отношения к философии. Конечно, в истории человеческой культуры бывали случаи, когда философу платили, скажем так, за оказание консультационных услуг. И надо сказать, что философы часто стремятся к такому положению. Моё же мнение, что философ должен быть дистанцирован от власти. Как иронично отмечала Х. Арендт в письмах к Хайдеггеру, что тем не менее философы, начиная с Платона и Аристотеля, да и сам Хайдеггер, стремятся прислониться к какому-нибудь тирану. Понятна логика такого сближения. Это попытка реализовать некоторые свои идеи практически. Но, как правило, заканчивается это плачевно для самих философов и очень редко способствует реализации их идей, а скорее выступает средством оправдания тех субъектов, к которым они прислонились.
Профессия ли это — философ — или это целая гроздь профессий? Какие ниши имеются для существования выпускников?
Философ не профессия. Это призвание и даже образ жизни. А профессия, которую приобретают на факультете, называется «преподаватель философии». Однако если при этом хоть кто-то приобщится к философии не в школярском, по выражению И. Канта, а в её всемирно-историческом значении как науке, определяющей цели человеческого разума, то это большая удача.
Является ли практика полит-технологии формой вульгаризации философского знания?
Политехнология не имеет никакого отношения к философии. Это некая совокупность, в данном случае, действий, позволяющих достичь соответствующих результатов. В отличие от философии, она не имеет никакого отношения к истине или сущности объекта, в том числе и такого сложного, как политика. Именно поэтому рецепты политехнологов так хорошо работают в стабильном обществе и мгновенно теряют эффективность в нестабильной ситуации.
Какие задачи ставит перед собой преподаватель философии в университете?
Приобщить человека к тому знанию и, главное, к умению размышлять над сложными предельными вопросами бытия, которое было накоплено человечеством, научить студента уметь задавать философские вопросы или, иначе говоря, философствовать.
Вопросы задала Эльмира Давыдова
Смотрите также:
Индивидуальный Философский Семинар
Ричардас Норвила, кандидат философских наук
Я предлагаю «Индивидуальный Философский Семинар» — цикл личных бесед с целью выявить и укрепить Личную Философию моего собеседника.
Причём не обучать его философствовать согласно правилам определенной философской школы, а именно способствовать тому, чтобы человек увидел свою Личную, особенную Философию, осознал её и начал ею пользоваться для собственного блага.
Запись на Индивидуальный Философский Семинар:
+7 (926) 526-60-11
[email protected]
Встречи в Москве, также Скайп
Источник