Какую пользу реформа местного управления

Какую пользу реформа местного управления thumbnail

Реформы местного управления — комплекс организации новых и изменения старых органов управления городов и областей, предпринятых Петром I Великим. Ключевые нововведения — изменение принципа административно-территориального деления страны на области (губернии) и введение нового органа управления городами — магистратов.

Полный список реформ, относящихся к органам местного управления можно изучить в таблице ниже.

Реформа местного управления Петра I Великого

Таблица
«Реформы органов местного управления Петра I Великого»

Год/СобытиеПричины и целиСуть и содержание
1699

Учреждение Бурмистерской палаты

Воеводы не справлялись со сбором налогов на уровне городовСначала являлась сосредоточением финансовой и судебной власти на уровне города, постепенно теряла свое значение из-за введения новых административных органов
1708 29 декабря — 1711

Губернская реформа
(областная)

I этап

Изменение принципов административно-территориального деления страны, обеспечение нужд армии (налогов и рекрутов)  в ходе Северной войны.Указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» разделил государство на 8 губерний с губернаторами во главе. Каждой губернии на обеспечение были приписаны отдельные полки армии.
 1719—1720

Губернская реформа
(областная)

II этап

Переустройство административно-территориального деления от военных нужд к гражданской жизни, упорядочивание системы в соответствие с шведской системой. Разделение судебных и административных органов.26 ноября 1718 года Петр I утвердил решение Сената об новом устройстве губерний — с 1719 года начинается преобразование по новому принципу: губернии — провинции — дистрикты
1720-1724

Создание Главного магистрата

Укрепление вертикали власти и полицейского надзора на уровне городаИзданный в 1721 году регламент главного магистрата, вводил разделение городов на разряды (по численности дворов), а жителей на категории. Создаваемые в городах магистраты состояли из выборных бурмистров, назначение которых утверждалось главным магистратом и которому они были полностью подчинены.

Причины и предпосылки реформ местного управления

  • Необходимость повышения эффективности налогообложения, а также снабжения армии и флота в условиях Северной войны со Швецией
  • Устаревшая административная система тормозила экономическое развитие
  • Укрепление вертикали власти должно было предотвратить возможные бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян
  • Петр I во время Великого Посольства 1697-1698 годов ознакомился с европейской системой административных органов и решил использовать её в качестве основы своих преобразований

Кратко о сути и содержании реформ местного управления

Губернская реформа

Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.

Главы административных уровней в результате губернской реформы

Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.

Губернаторы назначались Петром I лично и получали всю полноту власти над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственными камеристами (контроль за налогами), комендантами и казначеями. Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением.
Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами.

Подробнее о губернской реформе

Губернские административные органы были встроены в общую систему

Городская реформа

Созданная в 1699 году Бурмистерская палата, по мере введения новых фискальных органов — теряла собственные полномочия. Окончательно её влияние на жизнь города исчезло с появлением губернаторов — именно они получили все рычаги управления городами-центрами губерний.

Тем не менее, на уровне самоуправления города были необходимы собственные полномочные органы, поэтому в 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.

Городская реформа Петра I

Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:

  • создание магистратов в других городах;
  • снабжение их уставами;
  • соблюдение правосудия;
  • создание полиции;
  • увеличение числа фабрик и заводов.
Читайте также:  Как бегать так чтобы была польза

Города разделялись на разряды:

  1. Большие города (2-3 тыс. дворов);
  2. Внутренние города (1-1,5 тыс. дворов);
  3. Города с числом дворов от 500 до 1000;
  4. Небольшие города, имевшие 250—500 дворов;
  5. Города с числом дворов меньше 250.

Граждане городов (посадские люди) были разделены на две принципиальных группы:

Не податные — т.е. не платящие налогов. Сюда относились иностранные гости, духовенство и дворяне.

Податные которые, в свою очередь, делились на регулярных (участвующих в самоуправлении и жизни города) и подлых (чернорабочие, наемные и прочие).

Регулярные горожане избирали бурмистров в магистраты и были разделены на две гильдии

1 гильдия — банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты.

2 гильдия — мелкие торговцы, ремесленники и прочие небогатые, но специализированные по труду граждане.

Общая схема органов управления

После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Подробнее о городской реформе

Итоги и результаты реформ местного управления

  • Изменен принцип административно-территориального деления государства.
  • Налажено снабжение армии и флота от приписанных к ним губерний.
  • Судебные органы не были до конца отделены от администрации.
  • Дворяне, занимающие абсолютное большинство административных должнотей, укрепили собственную власть.
  • Созданы новые выборные органы городского управления — магистраты.
  • Петр I выстроил абсолютистскую модель управления и усилил полицейский надзор.
  • Города разделены на разряды, а горожане — на категории и гильдии.
  • Увеличены налоговые поступления.

Loading…

Источник

Итоги реформы местного самоуправления в России

Замечание 1

Реформа местного самоуправления в России началась с принятия в 2003 году Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этот закон был призван к устранению недостатков разграничения предметов ведения государственного и муниципального управления.

По мнению специалистов, провозглашенные цели реформы местного самоуправления не были достигнуты.

Одной из первых целей было введение четкого разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Однако на практике Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно расширил сферу пересечение полномочий органов государственного управления регионального уровня и органов муниципального управления, включая состав полномочий таких муниципальных образований как муниципальные районы и поселения. Это привело к тому, что не всегда можно установить ответственного за исполнение тех или иных полномочий.

Второй целью реформы было провозглашено обеспечение соответствия экономической базы деятельности муниципальных образований с объемом их полномочий. Однако на практике этого соответствия нет. Муниципальные образования, без сомнения, получили увеличение финансовой поддержки, в том числе за счет внедрение национальных проектов, целевых программ, однако они постоянно испытывают нехватку финансовых средств для финансирования своих прямых полномочий. Муниципальные образования часто финансируют многие текущие нужды по остаточному принципу (например, строительство дорог, содержание коммунальных служб и так далее). Кроме того, на законодательном уровне остаются нерешенными вопросы муниципальной собственности на земельные ресурсы, на региональном уровне существует четкая ориентация на ограничение состава муниципального имущества и снижение доходов от его использования в пользу муниципалитетов.

Третьей целью реформы местного самоуправления выступало приближение муниципальных органов управления к населению. Цель частично удалось реализовать только в небольших сельских поселениях, где органы муниципального управления созданы и функционируют в пределах досягаемости населения, однако недостаточность финансирования выступает фактором дискредитации их деятельности в глазах населения. В крупных муниципальных образованиях муниципальная власть также далека от населения, как и государственная.

Как следствие, поставленные при реформировании цели существенно отличаются от достигнутых результатов. Полноценная работа местного самоуправления пока остается недостижимой.

Правовое реформирование местного самоуправления

На сегодняшний день одним из важнейших вопросов государственного управления в сфере организации местного самоуправления является формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей его функционирование. В этом направлении одной из важнейших проблем является нестабильность законодательства, выражающаяся в регулярных изменениях, поправках и дополнениях действующих нормативных актов. С момента принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в него было внесено более 200 изменений.

Читайте также:  Польза от кофе с сахаром

Не все внесенные изменения способствовали совершенствованию закона, некоторые сыграли прямо противоположную роль. Так, к числу положительных изменений можно отнести расширение полномочий органов муниципального управления в вопросах градорегулирования, при этом аналогичные изменения в сфере безопасности не могут быть оценены положительно. На органы муниципального управления возложили обязанности создания и содержания запасов для цели гражданской обороны, в том числе продовольственных, материально-технических, медицинских и других средств. Также муниципальные органы власти обязаны создавать, содержать и организовывать деятельность аварийно-спасательной службы, формировать, организовать и осуществлять мероприятия мобилизационной подготовки муниципальных учреждений и предприятий. При этом вопрос финансирования этих затратных мероприятий не урегулирован. Одновременно были существенно сужены полномочия муниципальных органов власти в вопросах социальной политики, напрямую затрагивающей интересы граждан, проживающих на территории муниципальных образований.

Еще одним из наиболее отрицательных изменений правового регулирования местного самоуправления является внесение поправки, в соответствии с которой органы муниципального управления наделяются правом, но не обязанностью, за собственный счет осуществлять участие в реализации делегированных государством полномочий, в том случае, если такое участие предусмотрено федеральным законодательством. Это позволит федеральным властям обязывать муниципальные органы управления к исполнению и финансированию множества государственных полномочий. Как результат, органы муниципального управления, и так испытывающие недостаток финансовых ресурсов для осуществления своих полномочий, на практике будут вынуждены помогать за счет своих средств государству.

По результатам изучения правовой базы местного самоуправления можно сделать такие выводы:

  • во-первых, вопросы местного значения существенные урезаны за счет исключение из состава вопросов социального обслуживания и социальной поддержки в адрес уязвимых слоев населения. Такие вопросы традиционно решались на уровне местного самоуправления, позволяющего оценить конкретные нужды каждого отдельного человека;
  • во-вторых, перечень местных вопросы теперь не включает вопросы опеки и попечительства при сохранении права участия органов местного самоуправления в их решении за счет своих финансовых ресурсов;
  • в-третьих, полномочия местного самоуправления не распространяется на регулирование вопросов занятости и трудовых отношений на территории подвластных им муниципальных образований, однако на практике муниципальной власти все равно вынуждены решать их;
  • в-четвертых, порядок расчета жилищных субсидий и организации их предоставления населению также исключен из состава вопросов местного значения и передан на регулирование региональным властям.

Источник

Сущность и причины реформ местного управления

Определение 1

Реформы местного управления – это организация новых и изменение старых органов управления городов и областей, которые были предприняты во время правления Петра I.

Реформу местного управления также называют Областной реформой. В самом начале XVIII века местное управление осуществлялось на основе устаревшей модели: управление воевод и система областных приказов. В процессе петровского реформирования в эту систему начали вносить изменения. В 1702 году был введен институт воеводских товарищей, выбранных местным дворянством. В 1705 году такой порядок стал обязательным для всех, что еще больше должно было увеличить контроль за старой административной системой.

Главным изменением в местном управлении была смена принципа административно-территориального деления страны на области (губернии).

Причины реформ местного управления:

  1. Устаревшая система местного управления мешала стране развиваться.
  2. Крепкая вертикаль власти должна предотвратить бунты и прекратить бегства солдат и крестьян.
  3. Во время Великого Посольства Петр познакомился с европейской системой местного управления, после чего решил внедрить её в России.

Бурмистерская палата

Преобразование органов местного управления началось в городах. В Москве была организована Бурмистерская палата, ей отныне должны были подчиняться все выборные органы местного управления. В состав бурмистерских местных органов входили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе органов местного управления стояли президенты. В 1702 г. отменяется институт губных старост, и их функции были переданы воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами.

Читайте также:  Бананы польза и вред для организма женщины беременности

Определение 2

Бурмистерская палата – центральное финансовое учреждение и выборный орган городского населения в России.

Деление на губернии

Реформа местного управления началась еще до появления коллегий – самого первого этапа губернской реформы. Областная реформа проводилась в период с 1708 по 1711 г., её целью было укрепить вертикальную власть на местах и лучше обеспечить армию снаряжением и рекрутами. В самом начале реформирования страну разделили на 8 губерний, сделали это для того, чтобы сборы налогов с отдельных областей смогли содержать флот и армию, а приходящие на службу рекруты могли быть быстро задействованы на войне. Во главе губерний стояли губернаторы, которые командовали местными войсками. Губернаторов Петр назначал сам лично, в результате они получали всю власть над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций были назначены Сенатом и находились в подчинении у коллегий. Все четыре коллегии – Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная были расположены на местах собственными камеристами (они осуществляли контроль за налогами), комендантами и казначеями. Во главе провинции, как правило, стоял воевода.

Замечание 1

Первая областная реформа не смогла решить все поставленные задачи, зато увеличилось число госслужащих и затрат на их содержание.

Восприятие реформ местными чиновниками

Историки и исследователи петровских преобразований отмечают, что в результате областной реформы местный административный корпус демонстрировал пренебрежение к новой системе и больше склонялся к старым методам управления, с большими проблемами усваивались как новые принципы организации делопроизводства, так и новая административная лексика. Большая часть местных чиновников, едва ли могла быть отнесена к тем, кто действительно понимал, принимал и осознанно реализовывал петровскую реформу, их деятельность строилась на традициях приказно-воеводской практики управления. Приказы Петра чиновники восприняли механически, в духе неизбежности и покорности воле государя, которая не нуждалась в мотивации и должна была исполняться. Однако были те, в основном имевшие иностранное происхождение или военно-техническое образование, кто понимал потребность в таких переменах, но они были в меньшинстве.

Итоги реформ местного управления

Основные итоги реформ:

  1. Была полностью заменена административно-территориальная система деления страны.
  2. Налажена система снабжения армии от приписанных к ней губерний.
  3. Созданы магистраты – новые органы городского управления.
  4. Налоги были увеличены.

В ходе реформы 1715 года в стране сформировалась трехуровневая система местного управления и администрации, начиная с самого низкого – уезд – провинция – губерния. Главным органом, который отвечал за финансы, за судебную систему была канцелярия, после были учреждены пандраты – советники (состояли из дворянства).

В 1719-1720 годах Петра 1 провел вторую областную реформу, в результате губернии были разделены на отдельные провинции в количестве 45, во главе которых стояли воеводы, а провинции в свою очередь на территории во главе с земскими комиссарами. Провинции в свою очередь делились на дистрикты. Важную функцию выполняли конторы, такие как контора камерских дел – отвечала за раскладку и сбор подписей и рентерен-казначейство – отвечало за приём и расход денежных средств по указу воеводы. Происходит централизация власти, местное управления – практически не имеет влияния.

В начале XVIII века в России сложились две контрольные системы – прокуратура, во главе стоял генерал-прокурор Сената и фискалитет, по такому же принципу должности устанавливали в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершину пирамиды занимал обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. В обязанности фискалов входило делать доносы о государственных, должностных и других тяжких преступлениях и правонарушениях в учреждениях. В их обязанности также входило выступать в суде в качестве обвинения.

Областная реформа Петра I сделала государственную жизнь России бюрократической на западноевропейский лад, те не менее реформа сыграла важную роль для победы в Северной войне, наметила деление судебной и административной власти, военной и гражданской службы. Значительно был увеличен штат государственных служащих, а значит были увеличены затраты на их содержание, хотя они были значительно меньше, чем в Швеции.

Источник