Каждый ищет своего а не пользы
Свт. Иоанн Златоуст
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
См. Толкование на 1 Кор. 10:23
Свт. Феофан Затворник
Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо
«Не на одно то смотри, что ты вкушаешь с чистою совестию, но и на то особенно, назидает ли это ближнего твоего. Во многих местах выставляет святой Павел это правило как необходимейшее. Но не просто велит он не искать своей пользы, а только тогда, когда это вредно для брата. В таком случае полезное ближнему должно предпочитать своей пользе, и то избирать, а это оставлять» (Феофилакт). Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать. Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу. Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго – есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!
Этими двумя стихами напоминал коринфянам Апостол: итак, вкушать идоложертвенное открыто в капищах – с этих пор не дерзайте. Но оставались другие случаи, в которых, и не ведая, можно было вкусить идоложертвенное. Их теперь и определяет святой Павел.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.
Толкование на послания божественного Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Не то только имей в виду, с чистой ли совестью ты ешь, но и то, назидает ли брата поступок твой. Во многих местах своих посланий поставляет это делом самым необходимым. Не вообще возбраняет искать своей, пользы, но тогда, когда это вредно для брата. Ибо в таком случае пользу его мы должны ставить выше своей и ее избирать.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Экумений
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Ищи не только того, говорит Павел, с чистой ли совестью ты ешь, но полезно ли происходящее твоему брату.
Фрагменты.
Амвросиаст
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Истинно так бывает, когда кто-либо на капище возлежит за трапезой и удовлетворяет свое желание, в то время как совесть немощного брата к искушению склоняет. Отчего и следует поспешать из любви к Господу нашему Иисусу Христу – дабы из необходимости блага ближнего мы отказывали себе в наших желаниях, как о том и апостол, сосуд избранный и врачеватель духовный, говорит: ища не своей пользы, по пользы многих (1 Кор. 10:33).
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: назидает. Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.
См. также Толкование на 1 Кор. 10:23
Источник
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 23-24 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:23–24). Видишь ли великую его мудрость? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое без вреда для себя, то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою; но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не все полезно», «не все назидает», разумея первое о нем самом, а второе о брате; выражение: «не полезно» указывает на погибель его самого, а «не назидает» – на соблазн брата. Потому и присовокупляет: «никто не ищи своего». Это раскрывает он во всем послании, равно как и в послании к Римлянам, когда говорит: «ибо и Христос не Себе угождал» (Рим.15:3); и еще: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы» (1Кор.10:33). Также и здесь он не распространяется об этом. Выше он пространно доказывал и доказал, что он никогда не искал своей пользы, был для иудеев, как иудей, для неимеющих закона, как без закона, самой свободой и властью своей не просто пользовался, а (искал) пользы всех, служа всем; потому здесь он довольствуется немногими словами и прекращает речь, напоминая им этими немногими словами все, что сказано было прежде.
Гомилия 24 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Афанасий Великий
Тело имеет у себя глаза, чтобы взирать на тварь и из примечаемаго в ней всестройнаго порядка познавать Создателя. У него есть слух для слышания Божиих словес и Божиих законов. У него есть руки для произведения ими необходимаго и для молитвеннаго воздеяния их к Богу. Но душа, уклонившись от созерцания того, что добро, и от обращения на то своей деятельности, в заблуждении своем обращает уже ее на противоположное. Потом, как сказано выше, усматривая свои способности и злоупотребляя ими, воображает, что может обратить и телесные члены на противоположное. Посему, вместо того, чтобы рассматривать тварь, обращает она глаз на вожделения, доказывая сим, что и это ей возможно; и думает, что, однажды устремив свою деятельность, сохраняет она свое достоинство и не погрешает, делая, что можно; не знает же, что сотворена не просто устремлять свою деятельность, но устремлять, на что должно. Посему-то и Апостольское слово заповедует: «вся ми леть суть, но не вся на пользу».
Слово против язычников.
Свт. Климент Александрийский
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
Делая все дозволенное, люди часто доходят до того, что начинают делать и недозволенное.
Педагог.
Свт. Феофан Затворник
Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не вся назидают
После страшной угрозы речь потекла спокойно. Начинает ее Апостол тем, что подало повод и ко всему рассуждению об идоложертвенном,– со свободы относительно употребления всякого рода безвредной пищи. На это начало опираясь, умники садились за трапезы в капищах идольских. Апостол не отвергает ее, а утверждает: вся ми леть суть, вся ми леть суть. Совершенная, говорит, правда. Но пользование сим правом свободы не может быть без ограничений. Я полагаю для этого два ограничения: пользу себе и назидание ближним. Коль скоро вкушение чего-либо не полезно себе и не назидает ближнего, то от него надо воздержаться. Полагает Апостол в начале сии мысли, потому что ими потом руководствуется в изложении нижеследующих правил. Святой Златоуст говорит: «Видишь ли великую мудрость Апостола? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое с полным знанием дела,– то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою, но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: не вся на пользу, не вся назидают, разумея первое о нем самом, а другое о брате, ибо слово: не на пользу, указывает на погибель его самого, а слово: не назидают – на соблазн брата».
Вред себе называет святой Златоуст погибелью себя самого, вероятно потому, что чрез вкушение идоложертвенного становятся общниками бесов, а в этом явная пагуба. Экумений и Феофилакт видят вред сей в том, что, привыкши вкушать идоложертвенное, и к идолам опять привыкнет и может отпасть от Церкви, тоже на пагубу себе.
Но можно и пользу, и назидание разуметь только в отношении к братьям, как подает повод думать следующий текст, где о себе ничего не говорится, а все внимание заповедуется обращать на пользу ближнего. Так рассуждает блаженный Феодорит: «Позволительно тебе по тому ведению, какое приписываешь себе, делать все; но не полезно тебе делать вред другим. Делаемое тобою не назидает их. Положим, что ты совершен, но надобно позаботиться и о немощных. Ибо сие присовокупил Апостол».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
И хотя все можно ради свободы, но не все, что можно, бывает полезно ближним нашим.
Толкование на послания божественного Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Все мне позволительно, но не все полезно
Дабы кто не возразил: «я ем с чистой совестью и потому имею право так делать», говорит; нет, все тебе позволительно, поскольку Бог сотворил тебя свободным; но чтобы есть идоложертвенное, это не совсем для тебя полезно. Ибо, постоянно участвуя в трапезах идольских, ты шаг за шагом получишь расположение к самим идолам.
Все мне позволительно, но не все назидает
Поведение твое, как и прежде я говорил, не полезно ни для тебя, ни для брата твоего. Ибо оно не назидает его, а скорее расстраивает, и извращает веру его. Если же нет пользы ни тебе, ни брату твоему, то для чего тебе делать это?
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Тертуллиан
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
Насколько легче человеку бояться запрещенного, если он с почтением относится к тому, что ему дозволено?
Об одежде женщин.
Лопухин А.П.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
Ап. повторяет правило, высказанное им в VI:12-м ст., но прилагает его к другому случаю. – Полезно. Это выражение указывает на духовную пользу вообще, включая и собственную пользу человека. – Назидает, – т. е. специально полезно для душевного спасения нашего ближнего.
Ст. 23-33 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Теперь Ап. обращается к сильным в вере (ср. ст. 23, 24, 32, 33), учит их вкушать без стеснения всякое продающееся на торгу мясо и без смущения же обедать у язычников. Но – прибавляет он – вы должны воздержаться от вкушения мяса на этом обеде, если кто-нибудь из немощных в вере скажет вам, что это мясо – идоложертвенное. Словом, все нужно делать во славу Божию и никого не соблазнять своим поведением.
Толковая Библия.
Источник
Свт. Иоанн Златоуст
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
См. Толкование на 1 Кор. 10:31
Свт. Феофан Затворник
Якоже и аз во всем всем угождаю, не иский своея пользы, но многих, да спасутся
«Искать полезного для всех – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства» (святой Златоуст). «Всем угождать и льстецам свойственно, но не таково то, что говорит о себе Апостол. Льстецы не чужой пользы, а своей ищут, лучше же сказать, и своей не ищут, потому что вредят себе больше, чем другие. А божественный Апостол своего не искал, но имел в виду спасение других, чрез них приумножая негиблющее богатство» (Феодорит). Как святой Павел был всем вся, да всяко некия спасет, об этом он уже говорил. Теперь только напоминает об этом, поставляя образ своего действования в закон для всех. Это третье начало в руководство к устроению нашей жизни, или даже четвертое: первое,– чтоб все делать по ясной и твердой совести, по верному сознанию сообразности дела с волею Божиею; второе,– чтобы все делать во славу Божию, не только имея в виду, в цели, славу Божию, но так, чтобы самим делом выходила из нашего действования слава Божия; третье,– чтоб не соблазнять никого не только намеренно, но и ненамеренно; четвертое,– чтобы все направлять ко спасению ближних наших, и словом, и делом. До какой меры Апостол всем готов был жертвовать для спасения других, можем судить по молитве его, в которой он выражал готовность свою даже быть отлученным, лишь бы братия его спаслись (Рим. 9, 3). Такое расположение, паче другого чего, давало ему дерзновение сказать:
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прав. Иоанн Кронштадтский
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Отселе имей эти слова своим девизом.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Августин
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Итак, апостол хотел угождать всем людям и в этом находил радость не потому, что кичился их похвалами, а потому, что, получив от них похвалу, восстанавливал их во Христе.
Послания.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне, как я Христу
Поскольку выставил их виновными в причинении вреда язычникам и иудеям и заповедал им великое дело, то, дабы показать удобность этого дела, выставляет в пример самого себя, А как он не искал своей пользы, это видно из многого, прежде сказанного, например: для всех я был всем (9:22), особенно же из того, что он желал бы сам быть отлученным за братьев своих (Рим. 9:3). Слов как я Христу не принимай за выражения гордости; они сказаны с целью сильнее побудить к подражанию. Ибо если, говорит, я подражал Христу, не пощадившему собственной жизни для того, чтобы вы ожили, не тем ли более вы можете подражать мне? Ибо я не настолько лучше вас, насколько Он лучше меня: Он несравненно превосходит всех.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Магн Аврелий Кассиодор
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Не ради своей временной выгоды он говорил о мире будущего века, но ради братьев и ближних своих, дабы они возжелали спастись и связали себя узами единомыслия.
Толкование Псалмов (Пс. 121).
Лопухин А.П.
так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Ап. понимает, что других лучше всего учить своим собственным примером. И вот он указывает на пример собственного самопожертвования на благо ближнего (ср. IX). – Угождаю всем и во всем. Об угождении – см. выше гл. ст. 20-22 (об оппортюнизме). Конечно, Ап. разумеет здесь угождение в тех случаях, к каким каждый христианин может относиться свободно, не будучи связан общецерковною дисциплиною.
См. также Толкование на 1 Кор. 10:23
Источник
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 23-24
Апостол ещё раз повторяет, что принцип «всё позволено», который был так популярен в Коринфе, не должен приводить к вседозволенности: «…всё позволено, но не всё назидает. Никто да не ищет своей пользы, но пользы другого». Коринфянам необходимо отстаивать не собственные интересы, а задумываться, каким образом их поступки воздействуют на окружающих.
Источник
Александр Прокопчук прот. Послания святого Апостола Павла. Комментарии и богословие. М.: ПСТГУ, 2019. С. 52
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Истинно так бывает, когда кто-либо на капище возлежит за трапезой и удовлетворяет свое желание, в то время как совесть немощного брата к искушению склоняет. Отчего и следует поспешать из любви к Господу нашему Иисусу Христу – дабы из необходимости блага ближнего мы отказывали себе в наших желаниях, как о том и апостол, сосуд избранный и врачеватель духовный, говорит: ища не своей пользы, но пользы многих (33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.1 Кор. 10:33).
Источник
На Послания к Коринфянам. PL 17:237d.-238a.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Принцип очень важный: в церкви нужно стараться не зацикливаться на себе, а стараться, чтобы была польза другому. Люди в церкви должны поддерживать друг друга, выращивать друг друга. Например, один человек в Интернете, представляясь священником, написал, что ему очень не нравятся обычные прихожане в храмах: «Они все такие глупые, необразованные, злые». Я ему ответил, что это его проблемы, потому что он — пастырь и должен заботиться об образовании своей паствы. Этим он должен заниматься, а если ругается на прихожан, то какой же он сам? Это пастух на овец может ругаться, что они в грязь залезли. А кто их не доглядел и дал в грязь залезть? Пастух дал — с пастуха и спрос. Помните, как Никодиму говорили фарисеи «Этот народ невежда в законе, проклят он» (49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.Ин. 7:49). Поэтому апостол говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Это и прихожанам сказано и, конечно, пастырям. Каждый должен заботиться о других, а не только о себе самом.
Феофан Затворник говорит так: «Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать». Очень многие спрашивают, почему заповеди любви к себе нет, или надо себя любить, иначе другого не полюбишь. Феофан Затворник о другом говорит: у нас иногда бывает такая сильная любовь к себе, что ее ограничивать надо. О любви к Богу и о людях заботиться надо.
«Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу».
Любовь к ближнему должна подогреваться любовью к Богу, а не наоборот. Если ты сначала постараешься полюбить людей, то ты их возненавидишь и уж до Бога не дойдешь.
«Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго — есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!».
Как красиво говорит Феофан Затворник, какая мысль в конце! Пустые личности, которые притворяются в любви к Богу, а Его они даже не имеют в сердце.
Источник
Даниил Сысоев свящ. На что жить священнику? Беседы на Первое и Второе Послания апостола Павла к Коринфянам. В 12 т. – Т. 4. Глава: Использовать свободу для прославления Бога
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 23-24
Видишь ли великую его мудрость? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое без вреда для себя, то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою; но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не все полезно», «не все назидает», разумея первое о нем самом, а второе о брате; выражение: «не полезно» указывает на погибель его самого, а «не назидает» – на соблазн брата.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Потому и присовокупляет: «никто не ищи своего». Это раскрывает он во всем послании, равно как и в послании к Римлянам, когда говорит: «ибо и Христос не Себе угождал» (3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.Рим. 15:3); и еще: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы» (33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.1 Кор. 10:33). Также и здесь он не распространяется об этом. Выше он пространно доказывал и доказал, что он никогда не искал своей пользы, был для иудеев, как иудей, для неимеющих закона, как без закона, самой свободой и властью своей не просто пользовался, а (искал) пользы всех, служа всем; потому здесь он довольствуется немногими словами и прекращает речь, напоминая им этими немногими словами все, что сказано было прежде.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
μηδείς никто, τό έαυτοΰ собственная вещь, принадлежащее ему самому (Barrett), ζητεί τω praes. imper. act. от ζητέω искать. Praes. указывает на привычное действие.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
10:24:1 Щадите совесть окружающих
Все, что оставалось от жертвоприношений, доставлялось на рынок, располагавшийся на агоре, — большой площади в Коринфе (неподалеку от которой некогда работал и сам Павел; 3 и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.Деян. 18:3). Не все мясо, которое там продавалось, было идоложертвенным. В сравнительно больших городах иудеям часто разрешалось иметь свои собственные рынки, где они могли продавать и покупать чистую пишу. В других местах они всегда интересовались происхождением мяса. Но еврейские учителя рассматривали непреднамеренные грехи как «легкие»; таким образом, Павел мог согласиться, что тот, кто стремится скрупулезно выполнить предписания закона, может удовлетвориться сентенцией: «То, чего не знаешь, не должно тебя тревожить». Поскольку большинство людей не могли позволить себе покупать мясо, заменяя его в своем рационе рыбой или зерновыми, Павел здесь обращается в основном к состоятельным членам общины.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Это принцип святых Божиих – и ныне, и прежде, извечно и навеки. Это принцип созидательный и общественный. На этом принципе может основываться самое совершенное, самое богоугодное и самое счастливое общество человеческое. Это принцип спасительный при любых трудностях, с которыми современные люди сталкиваются, борются без результата и без надежды. Святая душа заботится о соседях своих, ближних и дальних; она беспокоится, где бездомные переночуют, как голодные насытятся, во что раздетые оденутся? Она беспокоится и молится Богу, чтобы соседи ее спаслись; чтобы сердца свои наполнили любовью к Богу; чтобы ум свой направили к Богу; чтобы порочные вернулись с пути порока; чтобы колеблющиеся в вере устойчивость обрели; чтобы утвердившиеся устояли; чтобы упокоившиеся Лице Божие видели; чтобы живые были вписаны в Книгу Живых в Царствии Света.
Но будьте осторожны, братья, ибо точно также, слово в слово, может гласить и принцип дьявольский, разрушительный и антиобщественный: Никто не смотри на свое тело, как его сохранить в чистоте от греха, но каждый смотри на чужое тело, как его осквернить и уничтожить. Никто не смотри на свою душу, как ее спасти, а каждый смотри на чужую душу, как ее очернить, оклеветать, обеднить, погубить. Никто не смотри на свой дом, как его построить и обновить, но каждый смотри на чужой дом, как его сжечь и разрушить. Никто не смотри на свои житницы, как их наполнить, но каждый смотри на чужие житницы, как их обокрасть и опустошить. Видите ли, братья, как этот принцип может быть принципом добра и принципом зла; это меч острый с обеих сторон; это Ангел или сатана. Посмотрите, как этот принцип, в сатанинском духе и виде, сегодня распространился на все стороны!
О Господи Душе Святый, пустивший эти святые слова в мир через уста апостола Божиего, чтобы они, как светлые солнечные лучи, нас освещали, а не чтобы сжигали, помоги нам исполнять их в истинном смысле небесном, во славу Бога Триединого и во спасение душ наших. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: назидает. Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Но поелику Апостол совершенно воспретил вкушение идоложертвенного, а в то время города полны были таковых мяс и, вероятно, одни, из уважения к апостольскому закону, не стали бы вовсе покупать их, а другие по чревоугодию пренебрегли бы закон, то по необходимости и касательно сего узаконяет, что следовало.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
«Не на одно то смотри, что ты вкушаешь с чистою совестию, но и на то особенно, назидает ли это ближнего твоего. Во многих местах выставляет святой Павел это правило как необходимейшее. Но не просто велит он не искать своей пользы, а только тогда, когда это вредно для брата. В таком случае полезное ближнему должно предпочитать своей пользе, и то избирать, а это оставлять» (Феофилакт). Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать. Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу. Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго – есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!
Этими двумя стихами напоминал коринфянам Апостол: итак, вкушать идоложертвенное открыто в капищах – с этих пор не дерзайте. Но оставались другие случаи, в которых, и не ведая, можно было вкусить идоложертвенное. Их теперь и определяет святой Павел.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Не то только имей в виду, с чистой ли совестью ты ешь, но и то, назидает ли брата поступок твой. Во многих местах своих посланий поставляет это делом самым необходимым. Не вообще возбраняет искать своей, пользы, но тогда, когда это вредно для брата. Ибо в таком случае пользу его мы должны ставить выше своей и ее избирать.
Толкование на группу стихов: 1 Кор: 10: 24-24
Ищи не только того, говорит Павел, с чистой ли ты совестью ешь, но полезно ли происходящее твоему брату.
Источник
Фрагменты. TLG 2866.003,440.7-8.
Источник