Классный час о пользе вакцинации
Беседа с учащимися 5-8 классов
Тема: «Вакцинация и иммунизация населения» (Сл. 1 )
Цель проведения: здоровье сбережение воспитанников.
Что такое вакцинация? (Сл. 2)
Вакцинация –Прививка (медицина) — введение антигенного материала с целью вызвать иммунитет к болезни, который предотвратит заражение, или ослабит его последствия.
Антигенный материал (вакцина) – профилактическое средство, предназначенное для защиты от инфекционного заболевания.
Благодаря вакцинации многие болезни стали совершенно не опасными, о существовании некоторых из них мы узнаем только из архивных исторических материалов.
Что такое иммунитет? (Сл. 3)
Иммунная система (иммунитет) — естественный защитный механизм нашего организма. Иммунитет поддерживает постоянство внутренней среды, устраняет чужеродное воздействие инфекционных возбудителей, химических веществ, аномальных клеток и т.д.
Иммунитет отвечает за два важнейших процесса в организме:
1) замена поврежденных или состарившихся клеток различных органов нашего тела;
2) защита организма от проникновения разного рода инфекций — вирусов, бактерий, грибков.
Инфекция – это внедрение возбудителей болезни в организм человека, сопровождающееся комплексом реактивных процессов.
Когда вакцина попадает в организм, иммунная система внимательно изучает ее, запоминает и начинает вырабатывать специальные вещества для ее уничтожения. Вещества-убийцы действуют избирательно, у человека вырабатывается специфический иммунитет. Вакцина как бы «обучает» иммунную систему, подготавливая её к борьбе с «полноценной» инфекцией.
Таким образом, попадая в организм, вакцины вызывают такую же перестройку иммунной системы, которая происходит в результате настоящего заражения болезнью. С одним приятным исключением: человек при этом не заболевает.
После такой подготовки попадание инфекционных агентов в организм вызывает быстрое и мощное противодействие иммунной системы и болезнь не развивается.
У человека, перенесшего определенную инфекционную болезнь, вырабатывается к ней иммунитет, т.е. происходит его естественная «вакцинация». После перенесения некоторых болезней вырабатывается пожизненный иммунитет.
Иногда для выработки стойкого иммунитета вакцинацию необходимо повторять несколько раз. Некоторые вакцины действуют только в течение нескольких лет и поэтому прививку следует повторить. Перед этим необходимо проконсультироваться с врачом.
Виды вакцин (Сл. 4)
Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:
Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.
Инактивированные вакцины. Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
Анатоксины. Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
Биосинтетические вакцины. Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.
Для защиты от каждой болезни подбирается наиболее оптимальный вариант вакцины.
Когда проводилась первая вакцинация? (Сл. 5)
Первая вакцинация была произведена в 1796 году, когда англ. врач Эдвард Дженнер решился на эксперимент, привил коровью оспу нескольким пациентам, так как он заметил, что люди, переболевшие коровьей оспой, не заболевают натуральной оспой. И Дженнер инфицировал коровьей оспой мальчика. После его выздоровления учёный продолжил эксперимент – заразил своего подопечного настоящей оспой. Предположение оказалось правильным – мальчик не заболел. (Сл. 6)
Тогда врач начал делать прививки населению и наблюдал за реакцией организма. Результаты давали положительный эффект.
Метод Дженнера получил название “вакцинация” : от лат. слова “вакка” – корова, а состав, используемый для прививок, назвали “вакциной”. В настоящее время натуральная оспа ликвидирована.
В 1977 году был зарегистрирован последний случай оспы.
Какие виды иммунизации существуют? (Сл. 7)
В основе любой вакцинации лежит использование естественных механизмов, происходящих в иммунной системе организма человека. Человеку вводят либо ослабленных возбудителей определенной инфекционной болезни, вследствие чего организм начинает вырабатывать антитела (активная иммунизация), либо сразу готовые антитела против данной болезни (пассивная иммунизация).
Активная иммунизация
Это введение вакцины для формирования длительной защиты организма. Живые вакцины противопоказаны больным, получающим иммуносупрессоры, на фоне лихорадки или в период беременности. (Сл. 8)
Пассивная иммунизация
Пассивная иммунизация не предохраняет от конкретной болезни, а лишь смягчает ее течение.(Сл.9) Иммунные сыворотки, применяемые для лечения столбняка, кори, краснухи, свинки, гепатита и бешенства, получают от привитых людей. Иммунной сывороткой животных лечат дифтерию, ботулизм, газовую гангрену, отравления змеиными ядами.
Прививки от дифтерии и столбняка.
Существуют вакцины от болезней, возбудители которых вырабатывают яд (токсин). К таким возбудителям в первую очередь относятся возбудители дифтерии и столбняка. (Сл. 10) Выделяемые ими токсины обезвреживаются и превращаются в анатоксины, используемые в качестве вакцин.
Группы риска (Сл.11)
Людям, которым длительное время приходится находиться на свежем воздухе, необходимо делать прививки против клещевого энцефалита. Работники сельского хозяйства и лесничеств должны вакцинироваться не только против столбняка, но и против всех зоонозных заболеваний. Людям с ослабленной иммунной системой рекомендуется делать прививки против гриппа.
Если собираетесь посетить тропические страны, узнайте, против каких заболеваний надо сделать прививки.
Вакцинация детей (Сл. 12)
Детей необходимо вакцинировать против детских инфекционных заболеваний. Прививки рекомендуется проводить в соответствии со специальным графиком вакцинации детей.
Опасна ли вакцинация? (Сл.13)
У детей вакцина нередко вызывает легкую прививочную реакцию, например, небольшое повышение температуры тела, умеренную болезненность, покраснение и припухание в месте инъекции, потерю аппетита. Реже встречаются серьезные поражения и обычно они наблюдаются у детей с хроническими заболеваниями. Таким детям прививки делают в больнице под наблюдением врача. Наиболее опасной является пассивная иммунизация, при применении которой в организм пациента попадает чужой белок. При наличии повышенной чувствительности к чужому белку возможно возникновение сывороточной болезни. В легких случаях наблюдаются такие симптомы сывороточной болезни, как увеличенные лимфоузлы и крапивница. Кроме того, возможен аллергический шок, являющийся частой причиной смерти пациента.
Кто оплачивает затраты на вакцинацию? (Сл.14)
Некоторые затраты на вакцинацию (например, при плановых прививках детей или применении вакцины против столбняка в случае травмы и др.) частично оплачивает больничная касса. Другие специальные вакцины, например, при поездках заграницу необходимо оплачивать самостоятельно.
Вакцинация при поездках за границу
Перед путешествием в тропические экзотические страны (например, в африканские или южноамериканские страны) необходимо получить подробную информацию о необходимых и рекомендованных прививках. Всемирная Организация Здравоохранения ежегодно публикует требования для всех стран, предъявляемые к иммунному статусу иммигрантов. Для уточнения информации о прививках можно обратиться в посольство конкретной страны. (Сл.15)
Классный час “На прививку целый класс! Вы слыхали? Это нас!”
Цель: учить детей навыкам личной гигиены, узнать историю возникновения прививок, виды и действие прививок, влияние прививок на заболеваемость
ВСТУПЛЕНИЕ
– Тема нашего классного часа «На прививку целый класс! Вы слыхали? Это нас»
– Сегодня мы с вами будем закреплять наши знания по теме «Личная гигиена», узнаем историю возникновения прививок, их виды и действие, а также влияние прививок на заболеваемость.
– Работать мы будем в группах.
– Первая группа – «Здоровкины», вторая – «Болезням – нет!».
2. ПОВТОРЕНИЕ
– А начнём мы с повторения.
– Мы с вами уже говорили о болезнях грязных рук.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни
Но я дам совет полезный
Мой совет совсем несложный –
С грязью будьте осторожны
И поверьте: чистота
Для здоровья всем важна.
1 конкурс Работа в группах.
– Чтобы не болеть болезнями грязных рук, надо знать предметы личной гигиены. Помните, ими нельзя пользоваться совместно, у каждого человека они должны быть своим личными.
– Задание: выберите из предложенных предметов те, которые являются предметами личной гигиены. ( предметы на подносе) В это же время 1 человек от группы работает с листом, на котором написаны слова. Лишний предмет надо зачеркнуть.
расчёска
ручка
зубная щётка
линейка
зубная паста
пенал
носовой платок
мыло
резинка для волос
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
2конкурс Работа в группах
– А знаете ли вы, когда надо мыть руки? Ненужный ответ зачеркните.
1) перед посещением туалета
2) после еды
3) перед прогулкой
4) когда заставляют
5) перед едой
6) после прогулки
7)после посещения туалета
8)никогда
9) перед сном
ПРОВЕРКА
после еды
перед едой
после прогулки
после посещения туалета
перед посещением туалета
перед сном
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
3 конкурс
– Какие болезни грязных рук вы знаете?
конъюнктивит
чесотка
гепатит
дизентерия
ПРОВЕРКА
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
Подведение итогов всех конкурсов.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– Сегодня мы поговорим о болезнях, которые можно предупредить, если вовремя сделать прививки.
Девиз сегодняшнего занятия: «Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
Прививки очень нам нужны
От вирусов различных,
Любить прививки мы должны
Любовью безграничной.
Кл. руководитель:
– А сейчас мы узнаем, когда появились прививки.
Из истории (сообщения детей)
Идея прививки появилась в Китае в 3 в. н. э. , когда человечество пыталось спастись от оспы. Смысл идеи состоял в том, что раннее перенесение инфекционного заболевания в слабой форме могло предотвратить эту болезнь в будущем.
Первые прививки от оспы в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димдейл в конце 18 века. Первыми привитыми были Екатерина Вторая Великая, великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Фёдоровна.
В настоящее время учёные создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК и работают над созданием вакцины против болезни 21 века – СПИД.
Значение слов
–А что означает слово прививка? Давайте узнаем о значении этого слова из словарей. Какие словари вы знаете? Как вы думаете, каким из них мы будем пользоваться, сейчас?
(Дети в группах работают со словарями. )
Из толкового словаря:
ПРИВИВКА— Это процесс вакцинации для предупреждения или лечения какой – нибудь инфекционной болезни.
– Кл. рук. :
– И существует ещё одно определение более понятное вам. ПРИВИВКА – введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания.
– А что означает слово инфекция? (Дети в группах работают со словарями. )
ИНФЕКЦИЯ – это заражение организма болезнетворными микробами.
3)Кл. рук. : Главная цель вакцинации – формирование иммунитета/невосприимчивости/ к болезни.
Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней
Оспа (более 300 млн. человек)
Холера (более 5 млн. человек)
Чума (более 75 млн. человек)
Грипп (более 50 млн. человек)
СПИД (более 20 млн. человек)
Прививки делают от разных болезней:
краснухи,
гриппа,
дифтерии,
кори,
гепатита и др.
4) Как действует прививка?
1. В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба – возбудителя.
2. В результате в организме вырабатываются особые вещества/их называют антителами/ и клетки /их называют «киллерами»/, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезней.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы вы и поменьше уставали, поиграем сейчас в игру. Как чистить правильно зубы вы показать сможете? А как пользоваться расческой или мылом?
Итак, я буду называть предметы, а вы будете показывать, как ими правильно пользоваться. Все встаньте, начали.
/Учитель называет (или показывает) предметы, меняя порядок ускорением. /
Зубная Щетка
Щетка для одежды
Расческа
Мыло
Веник
Швабра
5) О гриппе
– На сегодняшний день одним из серьёзных заболеваний является грипп. Опасно оно своими осложнениями, которые могут возникнуть даже через несколько лет:
инфаркт миокарда
бронхиальная астма
инсульт
бронхит
потеря слуха
потеря зрения
паралич и другие
Для профилактики гриппа выпускают живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа, или неживые, содержащие убитые вирусы. Т, к. вирусы меняются, то меняются и вакцины.
ВИРУС – это возбудитель инфекционного заболевания.
– Поднимите руки те ребята, которые сделали в этом году прививки против гриппа.
– Может быть, есть те, которые делали прививки от других заболеваний?
– А боялись ли вы, когда их делали?
– Сейчас мы посмотрим мультфильм «Про бегемота, который боялся делать прививки» (просмотр мультфильма)
– Я думаю, теперь никто из вас не будет бояться прививок.
4. ИТОГ:
– Сегодня мы говорили о болезнях и прививках против них.
Давайте повторим девиз занятия. (говорим хором)
«Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
Совсем не боятся прививки
Ни взрослые, ни малыши.
От гриппа, от кори, от свинки
Себя защитить поспеши.
Укольчик ты сделаешь быстро –
К тебе не придут никогда
Краснуха и оспа. Прививка
На страже здоровья всегда.
И страшных болезней тяжёлых
Всё меньше теперь на Земле.
Пусть много детишек здоровых
Рождается в каждой стране.
– Я думаю, что после нашего занятия вы согласитесь, что надо серьёзно относиться к решению, делать прививки или нет
Классный час
Тема: «Болезни и прививки»
Класс: 2
Цель: учить детей навыкам личной гигиены, узнать историю возникновения прививок, виды и действие прививок, влияние прививок на заболеваемость
1. ВСТУПЛЕНИЕ
-Тема нашего классного часа «Болезни и прививки»
-Сегодня мы с вами будем закреплять наши знания по теме «Личная гигиена», узнаем историю возникновения прививок, их виды и действие, а также влияние прививок на заболеваемость.
-Работать мы будем в группах.
-Первая группа – «Здоровячки», вторая – «Неболейки».
-За каждый правильный ответ группа будет получать 2 жетона, а за дополнение -1.
2.ПОВТОРЕНИЕ
-А начнём мы с повторения.
– Мы говорили о болезнях грязных рук.
Много грязи вокруг нас
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни
Но я дам совет полезный
Мой совет совсем несложный-
С грязью будьте осторожны
И поверьте: чистота
Для здоровья всем важна.
1 конкурс Работа в группах.
-Чтобы не болеть болезнями грязных рук, надо знать предметы личной гигиены. Помните, ими нельзя пользоваться совместно, у каждого человека они должны быть своим личными.
-Задание: выберите из предложенных предметов те, которые являются предметами личной гигиены.( предметы на подносе) В это же время 1 человек от группы работает с листом, на котором написаны слова. Лишний предмет надо зачеркнуть.
1. расчёска
2. ручка
3. зубная щётка
4. линейка
5. зубная паста
6. пенал
7. носовой платок
8. мыло
9. резинка для волос
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
2 конкурс. Работа в группах
-А знаете ли вы, когда надо мыть руки? Ненужный ответ зачеркните.
1) перед посещением туалета
2) после еды
3) перед прогулкой
4) когда заставляют
5) перед едой
6) после прогулки
7) после посещения туалета
8) никогда
9) перед сном
ПРОВЕРКА
1. после еды
2. перед едой
3. после прогулки
1. после посещения туалета
2. перед посещением туалета
4. перед сном
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
3 конкурс
– Какие болезни грязных рук вы знаете? (за каждый ответ 2 жетона)
1. конъюнктивит
2. чесотка
3. гепатит
1. дизентерия
ПРОВЕРКА
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
Подведение итогов всех конкурсов.
Подсчёт жетонов. Награждение команды – победительницы.
2.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
– Сегодня мы поговорим о болезнях, которые можно предупредить, если вовремя сделать прививки.
Девиз сегодняшнего занятия: «Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
Прививки очень нам нужны
От вирусов различных,
Любить прививки мы должны
Любовью безграничной.
1. Беседа
-А сейчас мы узнаем, когда появились прививки.
Из истории (сообщения детей)
Идея прививки появилась в Китае в 3 в.н.э., когда человечество пыталось спастись от оспы. Смысл идеи состоял в том, что раннее перенесение инфекционного заболевания в слабой форме могло предотвратить эту болезнь в будущем.
Первые прививки от оспы в России сделал специально приглашённый из Англии врач Томас Димдейл в конце 18 века. Первыми привитыми были Екатерина Вторая Великая, великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Фёдоровна.
В настоящее время учёные создали вакцину против некоторых разновидностей такой страшной болезни, как РАК и работают над созданием вакцины против болезни 21 века – СПИД.
2. Значение слов
–А что означает слово прививка? Давайте узнаем о значении этого слова из словарей. Какие словари вы знаете? Как вы думаете, каким из них мы будем пользоваться, сейчас?
(Дети в группах работают со словарями. )
Из толкового словаря:
ПРИВИВКА— Это процесс вакцинации для предупреждения или лечения какой-нибудь инфекционной болезни.
-И существует ещё одно определение более понятное вам.ПРИВИВКА – введение в организм ослабленных или разрушенных возбудителей заболевания.
-А что означает слово инфекция? (Дети в группах работают со словарями. )
ИНФЕКЦИЯ – это заражение организма болезнетворными микробами.
3) Главная цель вакцинации – формирование иммунитета/невосприимчивости/ к болезни.
Благодаря вакцинации, в мире исчезли такие болезни, которые уносили многие миллионы человеческих жизней
1. Оспа (более 300 млн.человек)
2. Холера (более 5 млн.человек)
3. Чума (более 75 млн.человек)
4. Грипп (более 50 млн.человек)
5. СПИД (более 20 млн.человек)
Прививки делают от разных болезней:
1. краснухи,
2. гриппа,
3. дифтерии,
4. кори,
5. гепатита и др.
4) Как действует прививка?
1.В организм человека вводят ослабленного или убитого микроба- возбудителя.
2. В результате в организме вырабатываются особые вещества/их называют антителами/ и клетки /их называют «киллерами»/, которые в дальнейшем способны убить настоящего возбудителя болезней.
ФИЗМИНУТКА
Чтобы вы и поменьше уставали, поиграем сейчас в игру. Как чистить правильно зубы вы показать сможете? А как пользоваться расческой или мылом?
Итак, я буду называть предметы, а вы будете показывать, как ими правильно пользоваться. Все встаньте, начали.
/Учитель называет (или показывает) предметы, меняя порядок ускорением./
1. Зубная Щетка
1. Щетка для одежды
2. Расческа
3. Мыло
4. Веник
5. Швабра
5) О гриппе
-На сегодняшний день одним из серьёзных заболеваний является грипп. Опасно оно своими осложнениями, которые могут возникнуть даже через несколько лет:
1. инфаркт миокарда
2. бронхиальная астма
3. инсульт
4. бронхит
5. потеря слуха
6. потеря зрения
7. паралич и другие
Для профилактики гриппа выпускают живые вакцины, содержащие ослабленные, незаразные, живые вирусы гриппа, или неживые, содержащие убитые вирусы. Т,к. вирусы меняются, то меняются и вакцины.
ВИРУС- это возбудитель инфекционного заболевания.
-Поднимите руки те ребята, которые сделали в этом году прививки против гриппа.
– Может быть, есть те, которые делали прививки от других заболеваний?
-А боялись ли вы, когда их делали?
-Сейчас мы посмотрим мультфильм «Про бегемота, который боялся делать прививки» (просмотр мультфильма)
-Я думаю, теперь никто из вас не будет бояться прививок.
3. ВЫПУСК СТЕНГАЗЕТЫ.
– А сейчас мы будем выпускать стенгазету.
-«Здоровячки» – «Сделай прививку – и не болей!» , а «Неболейки» – «Грипп – это серьёзно!».
4. ИТОГ:
-Сегодня мы говорили о болезнях и прививках против них.
Давайте повторим девиз занятия. (говорим хором)
«Предупредить болезнь легче, чем её лечить».
Совсем не боятся прививки
Ни взрослые, ни малыши.
От гриппа, от кори, от свинки
Себя защитить поспеши.
Укольчик ты сделаешь быстро –
К тебе не придут никогда
Краснуха и оспа. Прививка
На страже здоровья всегда.
И страшных болезней тяжёлых
Всё меньше теперь на Земле.
Пусть много детишек здоровых
Рождается в каждой стране.
-Я думаю, что после нашего занятия вы согласитесь, что надо серьёзно относиться к решению, делать прививки или нет.