Классный час о пользе здоровой пищи
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городецкая средняя образовательная школа»
Классный час
«Вредная пятёрка и полезная десятка»
Урок подготовлен и проведён
классным руководителем
5 класса
Моисеевой Т. А.
2012 год
Классный час: Вредная пятёрка и полезная десятка
Аннотация
Урок разработан для учащихся 5 класса. В содержание урока включен большой объем теоретического материала, расширяющий кругозор учащихся в области здорового питания. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления. Урок проведён на МО классных руководителей в рамках недели здоровья.
Актуальность проблемы здорового питания заключается в том, что она ориентирована на детей младшего подросткового возраста, с учетом специфики их развития, физиологических и психических процессов, происходящих в детском организме.
В школе преобладающим фактором является воспитание здорового человека через внедрение здоровьесберегающих технологии в обучении и образовании. В школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Физически здоровый ребенок обычно успешно учится в школе, гармонично развивается, он удовлетворен своими достижениями и способен делать выводы из допущенных ошибок. Именно в школьном возрасте необходимо сформировать основы культуры здоровья ребенка, познакомить с рациональным питанием, адекватным требованиям среды обитания жизнедеятельности, социальной активности и достойного качества жизни. Именно фактору питания принадлежит сегодня одно из ведущих мест в разнообразных условиях окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм.
Питание детей тесно связано со здоровьем. По данным академика А.А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда следующих факторов:
1.нерегулярное питание с перерывами более 3-4 часов;
2.частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
3.однообразное питание, еда в сухомятку,
4.употребление некачественных продуктов,
5.несоблюдение режима, малоподвижный образ жизни;
6.вредные привычки, их устранение снижает вероятность возникновения
Цель: создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания.
Задачи:
- Учить составлять и соблюдать правильный режим питания.
- Формировать умение выбирать полезные продукты питания.
- Развивать чувство ответственности за здоровье своего организма.
Прогнозируемый результат: учащиеся смогут сделать выбор – правильное питание.
Форма проведения: работа в группах.
Средства обучения:
- магнитная доска,
- наглядные пособия,
Подготовка учителя:
- оформить доску темой классного часа (написать на доске эпиграф, разместить фотографии фруктов и овощей, прикрепить пословицы о здоровье, на доске написать меню)
- подготовить презентацию
- подготовить таблички с пятью вредными продуктами питания и с десятью полезными,
- разложить на столы бумагу для письма, фломастеры.
Подготовка учащихся:
- разделиться по желанию на 2 рабочие группы,
- расставить мебель в классе для работы по группам,
- приготовить письменные принадлежности.
Источники:
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyi-chas-vrednaya-pyaterka-i-poleznaya-desyatka
https://belovo-school9.narod.ru/teacher/ryssk/kaytz_zdorovie.htm
Ход классного часа:
1.Организованный момент.
Распределение команд с названиями «Здоровяки», «Крепыши», их представление. За один правильный балл команда получает монету «Здоровянку»
2. Какое пожелание мы всегда адресуем своим родственникам, близким, друзьям?
Конечно же, здоровья! Действительно, как мудро заметил великий комедийный актер Эд Уин: «Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье – самая большая ценность, всякий из нас начинает задумываться, когда его теряет.
Важнейшими факторами сохранения здоровья является правильно организованное
питание и здоровый образ жизни.
Учитель: «Для чего человеку нужна еда?».
Учащиеся дают ответ.
Подводя итог, учитель читает стихотворение
«Человеку нужно есть».
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Подведем теперь итог:
Чтоб расти – нужен белок.
Для защиты и тепла
Жир природа создала.
Как будильник без завода
Не пойдет ни тик, ни так,
Так и мы без углеводов
Не обходимся никак.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед нами отвернут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.
3.Первый конкурс «Разминка». Командам раздаются конверты с разрезанными надвое пословицами на тему «Здоровье». Необходимо за минуту составить как можно больше пословиц.
Пословицы
1.ЗДОРОВЬЕ СГУБИШЬ – НОВОЕ НЕ КУПИШЬ.
2.В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ.
3.ЗДОРОВЬЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ.
4.БЕРЕГИ ПЛАТЬЕ СНОВУ, А ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ.
5.ЗДОРОВ БУДЕШЬ – ВСЁ ДОБУДЕШЬ.
6.ЗДОРОВЬЕ СГУБИШЬ – НОВОЕ НЕ КУПИШЬ.
4.Провоцирующая ситуация «Закажи блюдо»
Классный руководитель. Ребята, вы знаете, что некоторые кафе доставляют обеды прямо в офис. Представьте себе, что каждый из нас может сейчас тоже заказать себе обед, и нам привезут его прямо в класс. Только нужно указать точное количество порций. Платить за еду не нужно – у кафе сегодня праздничная акция. А вот и меню – выбирай, что хочешь. Команды заказывают блюда. (Меню на доске: Салат из капусты, салат из свёклы, салат «Оливье», борщ, суп куриный с лапшой, уха, котлета с гарниром, чипсы картофельные, шашлык, голубцы, сосиски, сардельки, голубцы, компот из сухофруктов, кисель из клюквы, сладкие газированные напитки, фрукты, шоколадный батончик).
МЕНЮ КАФЕ «ВКУСНОТА»
Названия блюд
1. Салат из капусты
2. Салат из свеклы
3. Салат «Оливье»
4. Борщ
5. Суп Куринный с лапшой
6. Уха
7. Котлеты с гарниром
8. Чипсы картофельные
9. Шашлык
10. Голубцы
11. Сосиски, сардельки
12. Компот из сухофруктов
13. Кисель из клюквы
14. Газированные сладкие напитки (Пепси-кола, Кока-кола)
15. Фрукты (яблоки, бананы, груши, апельсины)
16. Шоколадный батончик
Ой, ребята, вижу, что у многих тут разыгрался аппетит, но вынуждена просить у вас прощения – это была всего лишь провокация. И затеяна она была только с одной целью: проверить, отдадите ли вы предпочтение самым вредным продуктам питания. Пять таких продуктов скрывались среди этих замечательных блюд. Вот эти продукты (обводит мелом названия вредных продуктов). И, как оказалось, все вы клюнули на провокацию и выбрали-таки эти продукты! Эти продукты несовместимы со здоровым образом жизни.
5.Мини-лекция «Вредная пятерка»
Классный руководитель. Вот что я прочитала в газете «Комсомольская правда». Врачи-диетологи всего мира выявили наконец пятерку самых вредных для человека продуктов. Мы их поместили в табличку «Вредная пятерка». (Прикрепляем табличку к доске.)
Классный руководитель (читает и комментирует).
1. Сладкие газированные напитки: «Кока-кола», «Спрайт» и другие.
Созданы не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане не менее пяти чайных ложек.
2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жиров плюс искусственные вкусовые добавки.
3. Сладкие шоколадные батончики. Большое количество сахара, химические добавки, высочайшая калорийность.
4. Сосиски, сардельки, колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в тесте в сочетании с лимонадом!
Многие врачи к этой вредной пятерке добавляют еще и жевательные конфеты,
чупа-чупсы, майонез, кетчуп, лапшу быстрого приготовления, порошковые напитки, пиво. Во всех этих продуктах много химии: заменителей, красителей, растворителей. Действие многих этих веществ сопоставимо с действием ядов. Если есть много такой пищи, организм постепенно привыкает к яду и уже не посылает тревожных сигналов в виде высыпаний на коже, тошноты или головокружений. Постепенно ядовитые вещества накапливаются, и вспыхивает болезнь.
6. Интерактивная беседа по теме «Что вредно и что полезно»
Классный руководитель. Ребята, мне все-таки не дает покоя один вопрос: многие из вас знают о вреде этих продуктов, но почему же вы так упорно их покупаете?
Примерные ответы детей:
– Это вкусно, не надо разогревать, готовить.
– Это все реклама: с утра до вечера нас призывают есть эти батончики, чипсы, пить эту воду…
– Красивая упаковка, да и вкусно.
Когда ешь, чувствуешь себя крутым, современным, как в рекламе
– От шоколадного батончика, например, прибавляются силы…
Классный руководитель. Получается, что все вы – просто несчастные жертвы рекламы. Но вы же знаете, что наносите непосильный вред своему здоровью
7.Проведение викторины «Правильное питание»
На какие 3 большие группы подразделяются продукты питания? [Белки, жиры, углеводы.)
– Что еще нужно для здорового питания? (Нужны витамины, минеральные вещества.)
– Сейчас модны разные диеты: картофельная, мясная, молочная, ореховая. Люди налегают на что-то одно и зарабатывают себе целый букет заболеваний. Как это можно объяснить? (В этом продукте не хватает микроэлементов, витаминов, других веществ, которые есть в других продуктах. Еда должна быть разнообразной.)
– Что значит рациональное питание? (Рациональное – значит правильное, разумное.)
– Что такое баланс? (Равновесие.)
– Согласны ли вы с шуткой, что сбалансированное питание – это чипсы в правой руке и чипсы в левой? (Нет, не согласны.)
– Что же означает сбалансированное питание? (В пище должно быть уравновешено содержание различных веществ.)
– Для чего нужно употреблять сырые овощи и фрукты? (Грубая растительная пища улучшает работу всей пищеварительной системы.)
– Как соблюдать режим питания? (Нужно есть в определенное время, на ночь не переедать.)
– К чему приводит неправильное питание? (К ожирению, болезням желудка, кишечника, печени.)
Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это слова Агаты Кристи (читает): «Как желудок влияет на мозговые извилины!» Согласны ли вы с английской писательницей? (Дети высказываются.)
От того, что и как мы едим, зависит наше здоровье, настроение, самочувствие. Правильное питание – это важнейшее условие здорового образа жизни.
8. Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с детьми в классе декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
9. Викторина «Полезная десятка»
Классный руководитель. Врачи-диетологи определили не только самые вредные продукты, но и самые полезные. Эти продукты всем нам известны. Что же это за продукты? Предлагаю вам игру. Я буду описывать свойства этих продуктов, а вы попробуйте угадать, о чем.
1. В каждом саду можно найти эти замечательные фрукты. Они полезны во всех отношениях: в них есть кислоты, которые борются с гнилостными бактериями в желудке; в состав их входит вещество (кверцетин), которое препятствует росту раков: клеток; они очень полезны для работы сердечнососудистой системы. Врачи советуют каждый день есть эти фрукты на полдник, чтобы получить все необходимые микроэлементы. Что это за фрукты? {Яблоки.)
2. Этот овощ – кладезь всех витаминов, минералов и микроэлементов и защита от всех болезней. Каждый день мы добавляем его почти во все блюда. Он улучшает работу печени, щитовидной железы, лечит простуду. В этом продукте очень много целебных веществ – фитонцидов, которые уничтожают микробы. Соком этого растения лечат насморк, а если его потереть и приложить к пяткам на ночь, то утром никакой простуды не будет. Лечебные свойства это овоща – не пропадают даже при термической обработке. [Лук.)
3. Этот овощ тоже силен в борьбе с простудой. Кроме этого наводит порядок в желудке, убивая вредные микроорганизмы. Он очень полезен в сыром виде, но его резкий запах мешает общению с людьми. (Чеснок).
4. Этот корнеплод богат витаминами и минерала). Но особенно много в нем витамина А. Очень полезен этот продукт для зрения, также он препятствует развитию рака, особенно рака кожи. Этот корнеплод лучше всего употреблять в сыром виде, потому что после приготовления он теряет много полезных веществ. {Морковь).
5. В очищенном виде этот продукт похож на мозг человека, поэте ” считается, что он «ума, силы и памяти прибавляет». Полезен также для сердца, для зрения, для обмена веществ. Этот продукт можно есть в сыром виде, можно его использовать в салат;». начинках для теста, в кондитерских изделиях. (Грецкий орех).
6. Этот продукт моря является источником ценного белка и вполне не может заменить мясо. Для японцев это основной продукт питания, который и делает их чемпионами долголетия. Но кроме белка в этом продукте много фосфора, который «отвечает» за кости и почки. Больше всего этого продукта едят в Ирландии – 92 кг в год. А в России – только 15 кг. (Рыба.)
7. Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения. В нем содержится белок, жир, кальций, который укрепляет кости. Из этого напитка с помощью бактерий люди научились делать сотни полезных продуктов. (Молоко.)
Этот продукт – не только природный заменитель сахара, не и готовое лекарство от многих болезней. Им лечат простуду болезни кожи, сердца. А красавицы с древних времен применяли этот продукт для ухода за кожей. {Мед.)
9. Этот сладкий тропический фрукт обладает целебными свойствами: снимает стрессы, восполняют утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу сердца. Он содержит огромное количество витаминов А, С, В6. Но тем, кто переживает за свою талию, увлекаться этим продуктом не стоит. В нем слишком много калорий. {Бананы.)
10. Родина этого ароматного напитка – Китай. Именно здесь научились выращивать чудесные листья, которые дают золотистый бодрящий настой. Этот настой называют «лекарством от тьмы болезней». Он снимает усталость, улучшает работу сердца, предотвращает кариес, препятствует развитию раковых опухолей, способствует долголетию, дает эффект омоложения. Четыре тысячи лет употребляют люди этот напиток. Сотни сортов его можно встретить на прилавках. Желтый, красный, черный, сами китайцы отдают предпочтение зеленому Считается, именно он самый полезный. Но только заваривать его надо в натуральном виде, из листьев, а не из пакетиков.
Классный руководитель. Вот вы и угадали всю «полезную десятку». Вот она перед вами {читает). Эти продукты должны быть у всех на столе. Но это не значит, что нужно питаться только ими. В употреблении любого продукта нужно знать меру учитывать свой возраст. Нужно также обращать внимание на качество продукта, степень его свежести. Ведь даже самым полезным продуктом можно отравиться.
10.Конкурс «Простые рецепты»
Классный руководитель. Все вы теоретически знаете правила питания. Но не всегда их выполняете. Предпочитаете питаться всухомятку, бутербродами, вместо того чтобы разогреть или приготовить самим какое-нибудь простое, полезное блюдо. Сейчас мы проверим, знаете ли вы рецепты таких блюд? В начале – короткая история одного восьмиклассника Сергея.
Его родители срочно уехали на три дня в деревню, чтобы помочь бабушке после операции. А Сергей вместе со своим младшим братом, первоклассником Алешей, остался на хозяйстве. В первый день братья дружно уплетали яйца: вареные, жареные, сырые. А уже на второй день Алешка заявил, что от яиц он скоро будет кукарекать,
категорически потребовал нормальной еды. Сергей обследовал кухню. Готовой еды не было, и он почему-то вспомнил фразу о «костлявой руке голода». Но потом ободрился: в холодильнике было полно всяких продуктов: мясо, молоко, масло, сметана, крупы, картошка, морковка, лук, капуста… Сергей взял свой телефон, набрал список продуктов, приписал внизу текст: «Народ, срочно нужны простые рецепты нормальной здоровой еды!» и отправил sms-ки шести своим друзьям. В роли друзей у нас сейчас выступят команды. Предложите Сергею, что можно приготовить из этих продуктов, опишите сам процесс приготовления. На это дается всего лишь 10 минут.
(Включается музыка, дети работают.)
Время прошло, голодный друг ждет вашей помощи.
(Учитель приглашает представителей групп, дети рассказывают о рецептах и способах приготовления того или иного блюда.)
Ну вот, все рецепты отправлены по адресу. Уверена, что Сергею очень пригодится дружеская помощь. Этих рецептов хватит и на следующий день, а когда приедут мама с папой, им тоже будет чем подкрепиться с дороги. Самое простое решение в этой ситуации было бы: занять денег, купить сосисок, лапши быстрого приготовления и продержаться до приезда родителей. Но наш герой поступил рационально – он не влез в долги, не травил себя и брата вредными продукта;, а позаботился о своем здоровье. Этот опыт самостоятельности очень пригодится в жизни.
Заключительное слово
Классный руководитель. Врачи утверждают, что самые распространенные болезни у школьников – это болезни желудка и малокровие. В определении причины этих болезней врачи единодушны – неправильное питание: употребление вредных продуктов, нарушение режима питания, еда всухомятку и т. п. К сожалению, многие школьники беспечно относятся к своему здоровью, забывают известную русскую поговорку: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем». Те, кто говорят, что сейчас модно есть чипсы, запивая сладкой газировкой или пивом, безнадежно отстали: во всем цивилизованном мире сейчас модно быть здоровым.
11.Конкурс капитанов. Из слова здоровьесбережение составить как можно больше слов. Команды в это время создают рисунки о здоровом образе жизни.
12.Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. С каким настроением вы уходите с классного часа? Что запомнилось? С чем не согласны?
Примерные ответы детей:
– Настроение нормальное, только аппетит разыгрался.
– Запомнила пятерку самых вредных продуктов. Постараюсь себя больше не травить.
– Запомнила «полезную десятку». Оказывается, у нас она постоянно на столе.
Источник
Классный час на тему: «Здоровое питание»
Цель: формирование целостного предоставления о здоровом питании школьников.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
- Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания
- Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения
Развивающие:
- Сформировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания
- Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона
Образовательные:
- Познакомить детей с принципами здорового питания на материалах современных исследований
- Повышать активность учащихся на уроке
- Работать над сознательным усвоением материала
Ход занятия
Здравствуйте, ребята!
Прежде чем объявить тему нашего классного часа, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему? Почему болеть – плохо?
Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете? Зачем нам нужно здоровье?
А кто из вас считает себя здоровым на 100 %? На 90 %? Почему? Как вообще определить, здоровы ли мы или нет? Что мы с вами можем назвать показателями здоровья? Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма – органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, кожи, волос, ногтей. Какое у вас зрение? Как часто вы болеете в течение одного года? Всегда ли у вас хорошее настроение и самочувствие? В какой группе по физкультуре вы состоите?
Мы определили, что среди нас нет абсолютно здоровых людей. Ребята, а от чего же зависит наше здоровье? Давайте с вами определим факторы, влияющие на наше здоровье.
Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, образ жизни, режим труда и сна, спорт, режим питания и продукты питания. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?
Итак, мы делаем вывод, что наибольшее значение для нас имеет наше питание.
И сегодняшний классный час мы посвятим именно этой, чрезвычайно актуальной в наши дни теме – теме здорового питания.
Всем известно древнее изречение «Мы едим чтобы жить, а не живём, чтобы есть». Каждый человек в состоянии самостоятельно заботиться о своём здоровье. Движение к этой цели должно быть постепенным, шаг за шагом.
Правильное питание – один из важнейших условий существования, нормального функционирования человеческого организма, силы и здоровья.
Сейчас в наших магазинах прилавки заполнены «мусорной» едой. Это чипсы, кириешки, кока-кола.
Учёные установили: продукты «фаст-фуд» зашлаковывают наш организм ненужными веществами, которые вызывают многие болезни, а как известно шлак является мусором. Кроме того, продукты «фаст-фуд» вызывают привыкание, подобно наркотику.
Проекты учащихся
Кока-кола
1.Активный ингредиент кока-колы – фосфорная кислота. Её РН равен 2.8. За 4 дня она может растворить ваши ногти.
2.Для перевозки концентрата кока-колы грузовик должен быть оборудован специальным поддоном, предназначенным для перевозки высококоррозионных материалов.
3.Дистрибьюторы кока-колы уже 20 лет используют её для очисТки моторов своих грузовиков.
4.Чтобы почистить туалет вылейте банку кока-колы и не смывайте в течении получаса.
Вы ещё хотите колы?
Чипсы
При высокой температурной обработке пищи, богатой углеводами (чипсы) образуется большое количество вредных химических соединений, которые становятся причиной развития онкологических заболеваний, могут поражать нервную систему.
Вы ещё хотите чипсов?
Жевательная резинка
В состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачек и жевательных конфет просто нет конкурентов. В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находились в кишечнике резиновые «камни» из слипшихся комочков, образовавшихся из жвачек.
Вы ещё хотите жевательной резинки?
Вкусовые качества чипсов, кириешек достигаются за счёт применения различных ароматизаторов, которые могут быть очень вредны. И вообще, при покупке продуктов внимательно изучите состав. И не используйте в пищу продукты, которые содержат такие пищевые добавки.
Игра «Аплодисменты»:
Встаньте те:
-кто ни разу не болел в этом году?
Аплодисменты
-кто ни разу не ел чипсов или ест не чаще 2х раз в году?
Аплодисменты
-кто жуёт жвачку не чаще чем 1 раз в неделю или совсем не жуёт?
Аплодисменты
Кричалки:
-Будешь фанту пить, смотри- растворишься изнутри!
-Будешь часто есть хот-доги – через год протянешь ноги!
-Будешь кушать сникерс сладкий – будут зубы не в порядке!
-Чипсы вредная еда, концерогенов она полна! Чипсы-это просто яд, они желудку так вредят!
Мы за здоровое питание!
Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовём продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровыми: фрукты, овощи, рыба, бобовые.
Группы продуктов, которые должны быть включены в рацион школьника: мясо, рыба, молоко, яйца, хлеб. С пищей попадает вода, белки, жиры, углеводы, витамины.
Подчас, чтобы быть здоровыми, мы подвергаем себя таким испытаниям, от которых, наверное, стало бы плохо даже инквизиторам: то голодаем, то “чистимся”, то лечимся. А может, лучше придерживаться законов разумного питания? И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье и бюджет. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.
Проекты учащихся
В ее основании – хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола (“бородинский”, “докторский” и другие). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, “чистке” кишечника и обладает желчегонным действием. Темный хлеб обеспечит вам хороший цвет лица и решит проблемы с лишними килограммами.
В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Многое зависит от способа приготовления. Известно, что крупу гречневую лучше не поджаривать, потому что из нее “уйдут” практически все витамины группы В. Перед варкой крупу лучше замочить часов на шесть, тогда время приготовления уменьшится, а все полезное в крупе останется.
Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них вашему организму будет больше пользы.
Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые главные качества – это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда – мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.
Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.
Ягоды – настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву – как антибиотики. В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, необходимая для поддержания иммунитета. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.
Возьмите за правило хотя бы в летне-осенний период пить овощные и фруктовые соки. Это могут быть и купажные соки, то есть сочетание двух или нескольких овощей или фруктов. Яблочно-морковный сок обеспечит сердце бета-каротином, который укрепляет сосудистую стенку и сердечную мышцу, яблоко – железом и клетчаткой. Сок из свеклы поможет бороться с артериальной гипертонией (50 граммов сока свеклы плюс 100 граммов сока моркови нужно принимать 1-2 раза в день по полстакана до еды в течение 10 дней), выведет из организма вредные вещества (радионуклиды, соли тяжелых металлов) и явится хорошим профилактическим средством против развития онкозаболеваний. Сок из свежей капусты необходим людям с излишним весом и проблемным желудком.
Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.
В следующей ступени пирамиды – мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо – это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и энзимов (ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Недаром говорят, что горцы и чабаны едят много мяса, но еще больше употребляют при этом зелени. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные “деликатесы” включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Другое дело – рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани, что обеспечивает ее быстрое разваривание и нежную консистенцию после тепловой обработки. Содержащиеся в ней полиненасыщенные жирные кислоты и различные минеральные вещества – йод, фтор, медь и цинк – делают рыбу необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция (поэтому рыба необходима детям и людям пожилого возраста!). Полезны и морепродукты – кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко любят многие. И о том, пить его или не пить, существует масса мнений и споров в научном мире. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов и систем завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты – йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак йогурт с пониженным содержанием жира.
На вершине пирамиды здорового питания – соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к четкой цепи диагнозов: гипертоническая болезнь, ожирение, атеросклероз и почечная патология. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль – до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет – джемы и фрукты.
Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!
Нежный организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная в этом периоде жизни центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.
1.Витамины – просто чудо! Столько радости несут:
Все болезни и простуды Перед ними упадут.
2.Вот поэтому всегда для нашего здоровья
Полноценная еда важнейшее условие!
3.Помни истину простую: лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт!
Это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить здоровье.
(молоко, зелёный лук).
4.Очень важно спозаранку съесть за завтраком овсянку
Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему (чёрный хлеб, грецкие орехи).
-Рыбий жир всего полезней, хоть противный- надо пить,
Он спасает от болезней, без болезней лучше жить!
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. (яйца, сыр, молоко, рыба)
-От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Витамин С помогает бороться с болезнями (чеснок, капуста, картофель, морковь и фрукты).
Человеку нужно есть, чтобы встать и чтобы сесть!
-Чтобы расти и развиваться, чтобы прыгать, кувыркаться
Песни петь, дружить и при этом не болеть
Нужно правильно питаться с самых юных лет!
Продолжи пословицы:
-Береги платье снову, а здоровье (смолоду)
-Болен- лечись, а здоров (берегись)
-После обеда полежи, после ужина (походи)
-Здоровье загубишь – новое (не купишь)
-Лук семь недугов (лечит).
Если хочешь быть здоровым, нужно правильно питаться, есть полезную, богатую витаминами еду и как можно реже употреблять «фаст-фуд». Здоровый человек не должен ничего исключать из своего меню, еда должна быть вкусной и разнообразной. Но во всём нужна мера. Следует соблюдать режим питания.
Откажись от перекусов – по режиму ешь со вкусом!
7.00 Плотный завтрак (каша, омлет, хлеб, чай).
10.00 Витаминизированный завтрак (салат, омлет).
13.00 Обед (первое, второе, десерт и напиток компот).
16.00 Полдник (творожная запеканка, булочка, кисель, молоко).
19.00 Лёгкий ужин (кефир с печеньем).
Нельзя:
7.00 Кофе
10.00 Бутерброд
12.00 Доширак
14.00 Чипсы, кола
18.00 Сухарики
20.00 Плотный ужин.
Не позавтракал утром, переел в обед, в ужин, лёг спать с полным желудком – встал с больной головой. Помните известный афоризм: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу».
И пусть еда всегда приносит вам удовольствие и пользу!
Источник